Сочинение: Человек и природа в произведениях современных авторов Астафьев, Распутин
современной литературе: В. Астафьев, В. Распутин и др." width="300" height="225" class="alignleft size-medium">
Экологическая тема в современной литературе: В. Астафьев, В. Распутин и др
Экологическая тема в современной литературе. Как-то в кинотеатре повторного фильма я случайно посмотрел старый фильм «Хозяин тайги», снятый еще до моего рождения. Он очень мне понравился. Молодой Золотухин играл участкового милиционера где-то в Сибири, единственного «в одну сторону на пятьдесят верст, в другую на пятьсот». Он борется с браконьерами и Побеждает.
Было это два года назад. Тогда-то и впервые серьезно задумался о том, почему люди так варварски обращаются с природой. Удивительно, что до этого разговоры на эту тему я словно пропускал мимо ушей. Вспомнились, конечно, и другие ленты. Узнал я историю фильма «У озера», снятого больше двадцати лет назад.
Оказывается, с него началась борьба за чистоту Байкала, которая не закончена и по сей день.
Так, постепенно, из разрозненных фактов стало складываться предстии ление об экологической проблеме, о том, как литература (о кино больше не говорю) подняла эту тему. Потом в школе мне пришлось готовит!, доклад нм тему: «Человек и природа в произведениях современных писателей». .
Еще в конце прошлого века Достоевский, Чехов, и другие стали писать о варварском отношении к природе, особенно к лесу, Но в советское время эту тему надолго забыли. Тогда в моде был лозунг о том, что нечего ждать милостей от природы, а ее богатства надо и от. самим.
Но том в голове Сталина возник план «преобразования» природы, и и му кам|ы нию активно включились некоторые писатели.
Против «преобразования» поднял свой голос известный русский писатель Леонид Леонов. Его роман «Русский лес» открыл в середине 50-х годом «художественную» экологию. Потом об этом писали К. Паустовский, Б. Васильев, В. Вслов, В. Липатов, В. Астафьев, В. Распугни и другие. В этом сочинении мне хотелось бы сказать только о некоторых из них.
27 стр., 13476 словХудожественное своеобразие изображения природы и человека в творчестве ...
... важный для всех вопрос: что есть природа: храм или раба человека? 1. Автор и место темы в его творчестве Первые шаги Виктора Астафьева в литературе приходятся на конец 40- ... в изображении человека и природы. Если, скажем, прозу Ю. Бондарева и В. Распутина можно охарактеризовать как философско-драматическую, то творчество писателя, близкого им по духу — В. Астафьева — развивается, скорее, в ...
Хочется особо выделить тех, которые и на деле встали на пути варварской, безумной и бездуховной цивилизации.
Виктор Астафьев, например (я читал об этом в газете), раскрыл тайну «объекта № 27», который на самом деле должен был стать могильником для радиоактивных отходов из стран Европы (тысячи верст везли бы их!) под Енисеем. Кто знает, может быть, этим предотвращен сибирский Чернобыль?! В 70-е годы им написаны «Последний поклон» и «Царь-рыба».
В «Царь-рыбе» показаны «малые» браконьеры, нарушающие запреты на охоту и рыбную ловлю, и «большие», которые готовы ради производственного плана разорить всю тайгу. Между тем Астафьев убежден, что нам только кажется, что мы преоб* разовали тайгу, существовавшую тысячи лет до нас. Нет, мы лишь ранили ее, повредили, истоптали, ожгли огнем.
Но страх и смятение свои не смогли ей передать, не привили враждебности.
В числе тех, кто поднял свой голос против поворота северных рек, был В. Распутин. В повести «Прощание с Матерой» мы видим страдания людей, вынужденных покидать свою и своих предков родину. Кто-то из власть имущих, этих наследников сталинских «преобразователей», принял решение построить на реке ГЭС. Десятки деревень обречены на затопление.
Кажется, вместе с людьми плачет и природа. Величествен образ: дерево не берут пилы, поджечь — оно не горит. Варвары в конце концов отступают. Не так ли сопротивляется природа: как ни крушат ее — все еще живет? Но ведь и ее силы не беспредельны. А если не выдержит? Останется ли жив сам человек? Он должен заботиться о природе, это его дом.
Он не гость, а хозяин в нем на долгие тысячелетия.
Вновь поднимается эта проблема в другой повести Распутина — «Пожар». «Лес вырубать — не хлеб сеять»,— с горечью думает главный герой произведения. Леспромхоз торопится быстрее план выполнить, кубометры заготовить, вырубая молодняк. А потом что? Читатель готов кричать вместе с героем: «План?! Да лучше бы мы без него жили.
Лучше б другой план завели — не на одни только кубометры, а и надуши! Чтоб учитывали, сколько душ потеряно, к черту-дьяволу перешло, и сколько осталось!» Это верно. Где нет любви и жалости к природе, там нет и жалости к человеку. А вместе с природой гибнет и человек. Причем не только нравственно, но и в прямом смысле.
Об этом еще одна интересная повесть — «Дамба» В. Мазаева. Не очень известная книга, но меня она привлекла своей правдивостью. После многочисленных сообщений об авариях это произведение воспринимается особенно остро. В повести рассказывается об уже типичном, к сожалению, для наших дней случае.
Во время сильного дождя прорывается дамба отстойника, где хранится 600 тысяч кубометров ядовитых отходов коксохимического производства. Черная волна вливается в реку, отравляя все живое. Власти, конечно, пытаются ликвидировать последствия, но многое поправить уже невозможно.
Проблема отношения человека к живой природе
... это сочинение введите команду /id78093 Проблема отношения человека к живой природе. Сенина 2017. № 10. (ЕГЭ по русскому) Как характеризует человека его отношение к ... животным и птицам? Может ли настоящий человек оставаться равнодушным к страданиям живых существ? Именно эти вопросы возникают при чтении текста В. П. Астафьева. Раскрывая проблему отношения к живой природе, ...
Кто же виноват? Да как всегда — никто. О том, что дамба построена с нарушениями технологии и возможен прорыв, знали, но мер не принимали. Предупрежденним о возможной катастрофе не придавали значения. Природа, по мысли писателя, мстит своим обидчикам.
Черной волной разрушен дачный поселок, где располагаются дачи руководителей завода.
Такая литература учит нас задумываться над тем, что же мы творим с природой Слишком много в последние годы случается аварий и катастроф, чтобы не думать об этом и, как и прежде, надеяться на человеческое«авось».
Григорий Медведев в своей документальной повести «Чорнобыльская тетрадь» говорит о том, что в погоне за чинами и наградами академики, экономисты и политики многие годы обманывали народ, утверждай, что атоиная энергетика безопасна.
Мы знаем теперь, чем обернулась эта «безопасность». Повесть кончается словами писателя, которые просто потрясаю! Он ходит по кладбищу, где похоронены жертвы Чернобыля, и вспоминает, что тела их сильно радиоактивны и что они были похоронены в цинковых гробах.
«Земле помешали сделать ее последнюю работу — превратить тела умерших и прах». Проклятый ядерный век! Даже здесь, в извечном человеческом исходе, пиру шаются тысячелетние традиции. Даже похоронить, по-людски преданиям нельзя».
Сильнее не скажешь… У человека и природы — одна душа убивая природу, мы убиваем себя и свое будущее.
читать похожие:
Человек и природа в современной литературе (В. Распутин, В. Астафьев, Б. Васильев)
Литература всегда чутко реагировала на все изменения, происходящие в природе и окружающем нас мире. Отравленные воздух, реки, земля – все молит о помощи, о защите. Наше сложное и противоречивое время породило огромное количество проблем: экономических, нравственных и других.
Однако, по мнению многих, среди них самое важное место занимает экологическая проблема. От ее решения зависит наше будущее и будущее наших детей. Катастрофой века можно назвать нынешнее экологическое состояние окружающей среды.
Многие районы нашей страны давно уже стали неблагополучными: Арал, Чернобыль, Волга и многие другие реки России, отравленные стоками промышленных предприятий… Кто виноват? Человек, забывший о своих корнях, забывший, откуда он родом, человек-хищник, который становился подчас страшнее зверя.
Именно этой проблеме посвящен ряд произведений таких знаменитых писателей, как Чингиз Айтматов, Валентин Распутин, Виктор Астафьев, Сергей Залыгин и др.
Не может оставить равнодушным читателя произведение Чингиза Айтматова “Плаха”. Автор позволил себе высказаться по самым болевым, злободневным вопросам современности.
Это роман-крик, роман, написанный кровью, это отчаянный призыв, обращенный ко всем и к каждому.
В центре “Плахи” конфликт человека и пары волков, потерявших своих детенышей по вине человека. Роман начинается темой волков, перерастающей в тему гибели саванны. По вине людей гибнет естественная природная среда обитания волков.
Волчица Акбара после гибели своего выводка встречается с человеком один на один.
Она сильна, а человек бездушен, но волчица не считает нужным убить его, она лишь уводит его от новых волчат. И в этом мы видим вечный закон природы: не причинять зла друг другу, жить в единстве. Но погибает и второй выводок волчат – и снова по вине человека, для которого прибыль и нажива важнее всего.
И вновь безграничное горе матери-волчицы… Последнее убежище волков – горы, но и здесь они не находят успокоения. Наступает перелом в сознании Акбары: зло должно быть наказано.
В ее изболевшейся, израненной душе поселяется чувство мести, но нравственно Акбара выше человека. Спасая человеческое дитя, существо чистое, Акбара проявляет великодушие, простив людям причиненное ей зло. Волки не просто противопоставлены людям, они очеловечены, наделены благородством.
Животные оказываются добрее человека, человек же жесток к природе: без всякого чувства сожаления заготовители мяса расстреливают в упор беззащитных сайгаков, гибнут сотни животных, совершается преступление против природы.
В “Плахе” волчица и ребенок погибают вместе, и кровь их смешивается, чем доказывается единство всего живого на Земле. Литература учит, что жестокость к животным и к природе оборачивается для самого человека серьезной опасностью для его физического и нравственного здоровья.
Об этом повесть Никонова “На волков”, рассказывающая о егере – человеке, самой профессией призванном защищать все живое, в действительности же нравственном уроде, который наносит природе непоправимый вред. Большой общественный отклик вызвала в свое время повесть Бориса Васильева “Не стреляйте в белых лебедей”.
Для лесника Егора Полушкина лебеди, которых он поселил на Черном озере, – это символ чистого, высокого и прекрасного, символ единения человека с природой.
В повести Валентина Распутина “Прощание с Матерой” поднимается тема умирания деревень. Бабка Дарья, главная героиня, тяжелее всех принимает новость о том, что просуществовавшая триста лет деревня Матера, где она родилась, доживает свою последнюю весну. На Ангаре строят плотину, и деревня будет затоплена.
И вот тут бабка Дарья, проработавшая полвека безотказно, честно и самоотверженно, почти ничего не получавшая за свой труд, вдруг начинает отчаянно сопротивляться, защищая свою старую избу, свою Матеру.
Жалеет деревню и се сын Павел, который говорит, что не больно ее терять только тому, кто “не поливал потом каждую борозду”.
Павлу понятна и сегодняшняя правда, он понимает, что плотина нужна, но не может смириться с этой правдой бабка Дарья, потому что затопят могилы, а это – память.
Она уверена, что правда – в памяти, а у кого нет памяти, у того нет и жизни. Горюет Дарья на кладбище у могил своих предков, просит у них прощения. На мой взгляд, это самая сильная сцена в повести. Строится новый поселок, но в нем нет стержня той деревенской жизни, той силы, которой набирается крестьянин с детства, общаясь с родной природой.
Мне кажется, если бы все люди Земли задумались о своем будущем, то они смогли бы изменить к лучшему нынешнюю экологическую ситуацию. Все в наших руках!
Loading…
Человек и природа в современной литературе (В. Распутин, В. Астафьев, Б. Васильев)
Разное Издавна природа и человек были единым целым. Тысячи лет назад древние люди не представляли своего существования вне окружающей среды. Ведь природа всегда была и будет колыбелью человечества. Она зародила мир, смогла из одноклеточного организма развить целые поколения, сменяющие друг друга уже на протяжении нескольких тысяч лет. Но как в сказке с плохим концом, добро природы, данное человеку, обратилось злом. Мир забыл, кто его создал, человек забыл, что он часть природы. Теперь он хозяин. Но так ли это на самом деле? Ответить на этот вопрос помогают произведения современных авторов, а именно произведения В. Астафьева и В. Распутина. До 60-70гг. главной темой в литературе была тема страданий человечества, тема их существования. Но для 70-ых годов характерно дальнейшее расширение проблематики прозы. И если в этот же период разносторонне исследуется одна из кардинальных проблем – «личность, народ и история», то В. Астафьев в «Царь-рыбе» поднимает не менее животрепещущую проблему – «человек и природа», «природа и духовное состояние человека».
Автор с тревогой подчеркивает невосполнимый урон, который приносят всему человечеству люди, живущие лишь своими потребительскими интересами. И поэтому соотношения природы и человека интересуют автора не только в прямом, но и в нравственном аспекте. Вопросы экологии становятся предметом философского рассуждения. В «Царь-рыбе» Астафьев поднимает три проблемы. Во-первых, по мнению автора, человек – это часть природы, то есть природа и человек представляют собой единое целое. И об этом нельзя забывать. Образ Акима, главного героя романа, построен на контрасте с образом Гоги.
Да, он убивает животных, но делает это не в потребительском смысле, не ради наживы, а только для существования. То есть Аким действует согласно закону выживания: хищник – жертва. Однако С. Ломинадзе говорил о герое Астафьева: «… такой уверенный, разворотливый, умелый в лесу, не то чтобы жалкий был, а потерянный какой-то, до крика одинокий, всем чужой, никому не нужный». Противный Акиму образ Гоги – это контраст. Умный и интеллигентный в жизни Гога считает себя царем природы, считает, что может все. Он многого хочет от жизни, но ничего не предлагает взамен. Вспомним подобного героя М. Горького. В Ларре – объекте повествования старухи Изергиль, себялюбие перерастает в гипертрофию прихоти и каприза.
Его жизнь попросту теряет смысл. Вторая проблема, поднятая Астафьевым – это браконьерство. И здесь мы видим насколько двойственны могут быть люди. Яркий пример – браконьер Игнатич. Отличный работник, уважаемый в обществе человек, нравственные ценности которого подавляет желание наживы. И таких людей, губящих природу и живущих в ладу со своей совесть, много. Творя зло и находя оправдание, они допускают зло везде. Астафьев представляет браконьерство как страшное деяние. И он ведет речь не только об уничтожении живой и неживой природы, но и об уничтожении человека, человеческих качеств внутри себя. Таким образом, последняя из проблем, поднятая Астафьевым – это бездуховность человечества. Бездуховность, в смысле отказа человека соединиться с природой в единое целое, и отказа от ответственности за все, совершенное зло. Таким образом, можно сделать вывод, что Астафьев поднимает проблемы действительно характерные для современного мира. Ведь и на самом деле человек, являясь частью природы, губит ее своими руками, не понимая того, что, убив ее, погибнет сам. Немного другая проблема поднята в повести В. Распутина «Прощание с Матерой». Здесь наиболее четко показаны нравственные и духовные переживания людей. Природа в повести приобретает образ творца поколений, так как трагедийность ситуации состоит в бездушном отношении к прошлому, к человеческим привязанностям. В результате строительства гидроэлектростанции, люди, живущие на Матере, вынуждены покинуть родные земли. Наиболее тяжкий это выбор для стариков, где каждый камень, каждая веточка напоминает о прошлых радостях и горе, о живых и умерших.
Правильно ли то, что людей лишают их воспоминаний, заменяя потерю благоустроенной квартирой? Я думаю, что нет. Человек должен жить там, где прошли лучшие годы его жизни, где «лежат» его родители, где все близко и все родное. Вот мы и подошли к концу. Сейчас с уверенностью можно сказать, что тема человека и природы одна из ведущих в литературе. Но это не просто тема практического взаимодействия человека с окружающей средой. Это тема влияния природы на внутренний мир человека, в результате которой происходит становление духовного созерцания и нравственного начала общества. |