Одним из главных театральных событий в России тридцатых годов XIX века стала постановка по пьесе Грибоедова «Горе от ума». Первые годы после создания произведение было запрещено в театрах Москвы и Петербурга, поскольку в нем присутствовала жесткая сатира на столичное общество. Свой критический взгляд на действительность автор смог высказать с помощью противопоставления таких ярких персонажей, как Чацкий и Молчалин. Сочинение на одну из тем по пьесе Грибоедова неслучайно является обязательным в школьной программе. Ведь это произведение не теряло актуальности на протяжении двух столетий.
Смотреть галерею
Новый тип героя
Новаторство Грибоедова заключалось в том, что он создал совершенно новый тип персонажа. В Чацком автор воплотил качества передовой прогрессивной личности своего времени. Убеждения этого героя близки к декабристским идеям. На раннем этапе, когда это движение только начинало зарождаться, приверженцы его полагали, что многого можно добиться одним лишь словом. Однако старое общество было еще довольно сильным. Одними речами его победить оказалось невозможным. Два противоположных мира олицетворяют Чацкий и Молчалин. Сочинение по произведению Грибоедова раскрывает именно эту тему – столкновение взглядов.
Современники автора
В период, когда создавал свое бессмертное произведение Грибоедов, наблюдались разногласия прежде всего между старшим и молодым поколением. Людям зрелым гибкость мировоззренческих взглядов несвойственна. Революционные идеи зарождались в сердцах горячих и неискушенных, и их желание изменить общество в лучшую сторону было не лишено романтического идеализма.
Современна ли комедия недоросль в наше время. Анализ комедии ...
... в наши дни Идеи Фонвизина, высказанные им в комедии «Недоросль», не потеряли своей актуальности и в наши дни. Его произведения вошли в золотой фонд классической литературы и не ... А сердце умным будет! Имена героев пьесы, особенно главного ее героя, давно уже стали нарицательными, а это говорит о непреходящем значении «Недоросля». Некоторые герои переходят из одной книги ...
Смотреть галерею
Столкновение взглядов
Разумеется, у людей, занимающих прочное весомое место в социальной жизни, критические высказывания в адрес устоявшихся порядков вызывать могли лишь раздражение. Однако не только у них. Существовало также немало молодых дворян, которые не имели высоких чинов, и им, дабы пробить себе дорогу в будущее, приходилось угождать более зрелым и состоявшимся. Нетрудно представить, что при встрече одного из идеалистов-романтиков с «лакеем» крепостного помещика произошел бы конфликт. Дабы изобразить подобную ситуацию, автор создал таких персонажей, как Чацкий и Молчалин. Сочинение Грибоедова потому вызвало бурю негативных эмоций, что многие театральные зрители увидели в героях пьесы себя.
Конфликт с обществом Фамусова
Чацкий называет фамусовским обществом людей, которых воспитал в соответствии со своими идеалами Фамусов. Мировоззрение Чацкого кардинально отличалось от взглядов окружающих. Прежде всего это отражалось в отношении к тому, как нужно продвигаться по карьерной лестнице и строить свою жизнь.
Чиновники не видели ничего зазорного во взятках
Кроме того, конфликт фамусовского общества и Александра Андреевича затрагивает науку и искусство. Аристократы ценили только воинскую службу, а все остальные отрасли считали неприемлемыми для представителей высшего общества. Особенно пренебрежительно они относились к людям искусства и науки. Аристократы не видели смысла в образовании. Умных людей они открыто высмеивали. Чацкого возмущает отношение дворян к крестьянам, которых они считают игрушками.
Единомышленником и сторонником Чацкого стал князь Фёдор, который не чурался книг, имея высокий статус. Такое поведение не нравится Фамусову, ведь он не понимает, зачем тратить жизнь на такое бессмысленное занятие.
Грибоедов и его судьба
Для того чтобы написать сочинение на тему «Чацкий и Молчалин», нужно сначала ознакомиться с биографией главного персонажа. Герой Грибоедова – это молодой человек, который рано осиротел и рос в семье отцовского друга. В детстве его связывали нежные отношения с Софьей – дочерью Фамусова. Но в юные годы он покинул дом, где его воспринимали как родного сына и брата: ему было здесь скучно и неинтересно. До событий, которые изображены в пьесе, он редко бывал у Фамусова, стремился объездить весь мир. В Москве за это время было немало разговоров о службе Чацкого и его конфликте с министром.
Чацкий и Молчалин как герои-антиподы. (По комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»)
... … Софья нужна Молчалину, так как она может "словечко замолвить". Фамусовым и молчалиным их ум приносит лишь выгоду. Чацкий страдает от своего прогрессивного, свободолюбивого ума. Не случайно фамусовское общество ... После выхода в отставку ездил в свое имение и, вероятно, пытался облегчить участь крепостных крестьян. Не зря Фамусов делает ему внушение: «Именьем, брат. Не управляй оплошно». ...
Смотреть галерею
Дочь Фамусова
После длительного отсутствия он снова возвращается в Москву и с нетерпением ждет встречи с Софьей, так как с детства влюблен в эту девушку. Сочинение на тему «Чацкий и Молчалин» затрагивает и эту тему. Герой долго не видел свою возлюбленную, не бывал в доме Фамусовых. И потому не сразу способен поверить в то, что его главным соперником в любовных делах является Молчалин. Когда он это осознает, любовь предстает безумным, иррациональным чувством. Личная драма Чацкого придает особое движение всему сюжету и обостряет проблемы, связанные и с другими вопросами. Герой начинает высказываться критически в адрес фамусовского общества, видя в нем пережитки крепостного права, помещичью жестокость, карьеризм, чинопочитание и рабскую мораль. Именно на примере подобных замечаний формируется сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина. Сочинение на эту тему следует дополнить высказываниями героев. Пьеса за годы существования разлетелась на крылатые фразы и цитаты. Большинство из них принадлежит Чацкому. И в них заключается главная идея произведения.
Чацкий — образ «нового человека» сочинение по русской литературе , Сочинения из Литература
Фамусов пытается поучать Чацкого: «Именьем, брат, не управляй оплошно.
А главное — подит-ка послужи». Чацкий презирает людей, готовых У покровителей зевать на потолок,
Явиться помолчать, пошаркать, пообедать, Подставить стул, поднять платок. Он считает, что нужно служить «делу, а не лицам». Чацкий защищает право человека
свободно выбирать себе занятия: путешествовать, жить в деревне, «вперить ум» в науки или посвятить себя «искусствам творческим, высоким и прекрасным», поэтому Фамусов объявляет Чацкого опасным человеком, не признающим властей.
Личная драма Чацкого — его неразделенная любовь к Софье. Софья, при всех своих хороших душевных задатках, все же целиком принадлежит к фамусовскому миру. Она не может полюбить Чацкого, который всем складом своего ума и своей души противостоит этому миру. Он любит серьезно, видя в Софье будущую жену. Между тем Чацкому досталось выпить до дна горькую чашу, не найдя ни в ком «сочувствия живого», и уехать, увозя с собой только «мильон терзаний». Ах, тот скажи любви конец, Кто на три года вдаль уедет!
А. А. Чацкий серьезно готовится к общественной деятельности. «Он славно пишет, переводит», — говорит о нем Фамусов и все твердит о его высоком уме. Он путешествовал, учился, читал, принимался, как видно, за труд, был в сношениях с министрами и разошелся. Нетрудно догадаться, почему: «Служить бы рад, — прислуживаться тошно».
Одно из главных отличительных свойств Чацкого — полнота чувств. Она проявилась и в том, как он любит, и в том, как он гневается и ненавидит. Во всем он проявляет истинную страсть, всегда бывает горяч душою. Он пылок, остер, умен, красноречив, полон жизни, нетерпелив. Он являет собой воплощение доброй юности, честности, доверчивости, по- юному безграничной веры в себя и свои возможности. Эти качества делают его открытым для ошибок и уязвимым.
Чацкий и Печорин. Эволюция героя (по комедии А.С. Грибоедова ...
... Именно таковы были будущие декабристы. Завсегдатаи балов. На них, подобно Чацкому, открыто и публично высказывали они вслух «крамольные» и обличительные мысли. Печорин закрыт для читателя. Он полностью спрятан от ... некой простой, а потому абсурдной сумме случайностей. Так два образа двух литературных героев позволяют увидеть две культуры разных исторических эпох. А через их поведение, мысли, ...
Чацкий — единственный зримо действующий положительный герой в комедии Грибоедова. Но его нельзя назвать исключительным и одиноким. Мыслитель, борец- декабрист и романтик соединяются в нем, как они часто соединялись в ту эпоху в реальных людях и реальной жизни.
У него есть единомышленники: мы узнаем о них благодаря внесценическим персонажам (тем, о которых говорится в пьесе, но которые прямо не заняты в действии).
Это, например, профессора Педагогического института, которые, по словам княгини Тугоуховской, «упражняются в расколах и безверье», это «безумные люди», склонные к ученью, это племянник княгини князь Федор, «химик и ботаник». Чацкий в комедии представляет молодое мыслящее поколение русского общества, его лучшую часть.
А. И. Герцен писал о Чацком: «Образ Чацкого, печального, неприкаянного в своей иронии, трепещущего от негодования, преданного мечтательному идеалу, появляется в последний момент царствования Александра I, накануне восстания на Исаакиевской площади. Это — декабрист, это человек, который завершает эпоху Петра Первого и силится разглядеть, по крайней мере на горизонте, обетованную землю…» Комедия Грибоедова до сих пор овеяна дыханием жизни, зовущей людей вперед, в настоящее и будущее, и отметающей со своего пути все старое, отжившее.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/chatskiy-nachinaet-novyiy-vek/
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта
Философия Молчалина
Секретарь Фамусова – представитель небогатого дворянского рода из Тверской губернии. Но не на происхождении героев должна основываться сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина. Сочинение по пьесе «Горе от ума» затрагивает острые социальные темы. Однако важно обратить внимание на то, что оба героя находились изначально почти в равных условиях, но выбрали разные пути в жизни. Чацкий предпочел независимость в своих взглядах и суждениях, что повлекло неодобрение со стороны окружающих и даже возникновение определенных проблем в профессиональной сфере. Молчалин пошел по более простому пути. С помощью подхалимства и прислуживания он стремится подняться по карьерной лестнице. И в этом состоит яркое отличие между персонажами. Выражением двух противоположных точек зрения представляются Чацкий и Молчалин. Сочинение об этих героях предполагает не только их анализ. В нем должно быть выражено мнение, почему взгляды Чацкого имеют нравственную основу, чего нельзя сказать о мировоззрении Молчалина.
Смотреть галерею
Чацкий в трактовке Пушкина
Поэт раскритиковал главного героя комедии. В то же время Пушкин оценил Грибоедова: ему понравилась комедия «Горе от ума». Характеристика Чацкого в интерпретации великого поэта весьма нелицеприятна. Он называет Александра Андреевича обычным героем-резонером, рупором идей единственного умного человека в пьесе — самого Грибоедова. Он считает, что главный герой — «добрый малый», который набрался незаурядных мыслей и острот от другого человека и начал «метать бисера» перед Репетиловым и другими представителями фамусовской гвардии. По мнению Пушкина, такое поведение непростительно. Он считает, что противоречивый и непоследовательный характер Чацкого — это отражение его собственной глупости, ставящей героя в трагикомическое положение.
Достойна ли Софья любви Чацкого в комедии Горе от ума, Грибоедов. ...
... Таким образом, личная драма осложняет его общественную драму, ожесточая Чацкого все более против всей дворянской Москвы. Любовь в понимании Чацкого и Софьи" из произведения А.С.Грибоедова "Горе от ума" Комедия " ... и интересного кандидата, как Чацкий. К сожалению, она превратила в героя своего романа не того человека и даже не заметила своей оплошности, пока не услышала правды из уст самого Молчалина ...
Собирательный образ дворянина XIX века
Благодаря своим «умениям» антипод главного героя не только добивается должности секретаря (для чего необходима протекция), но и, не останавливаясь на достигнутом, продолжает пробивать себе дорогу. Теперь с помощью Софьи, которая влюблена в него.
Этот персонаж олицетворял стандартное поведение молодого дворянина грибоедовских времен, хотя и, возможно, в несколько утрированном виде. Молчалин не останавливается ни перед чем. Ему неведомо понятие дворянской чести. Он нахваливает гладкую шерстку собаки Хлестовой. Его философия заключается в глубоком убеждении, что малые чины должны преклоняться перед более значимыми. И в этом деле он весьма преуспевает. Налаживая связи с нужными людьми, он не только не стесняется своих ярко выраженных карьеристских действий, но даже гордится ими. И опасность Молчалина заключается в том, что он, стремясь соответствовать устаревшим идеалам, способен нанести вред обществу, которое его принимает. Его отношения с Софьей – существенная деталь, которой необходимо дополнить сочинение. Характеристика Чацкого и Молчалина дана автором прежде всего на примере того, как каждый из героев способен воспринимать эту героиня. Чацкий испытывает к Софье нежные и чистые чувства. Для Молчалина она лишь очередное средство в достижении цели.
Смотреть галерею
Не только на учебных материалах, но и на собственных размышлениях должно быть основано сравнение Чацкого и Молчалина. Сочинение на эту тему способствует формированию верного мировоззрения. Ведь в наше время нечасто встречаются безумные Чацкие, но так много рассудительных Молчалиных.
Любовь Чацкого и Софьи
... произведения и написать сочинение без фактических ошибок. Текст должен быть лаконичным, а повествование легким для прочтения. История взаимоотношений Софьи и Чацкого девушка сильно изменилась Чацкий раскрывает перед Софьей свои ... где изменилось его мировоззрение. За это время Софья охладела к нему и влюбилась в Молчалина. Однако чувства Чацкого были прежними. По возвращении домой главный герой ...
Чацкий начинает новый век и в этом все его значение и весь «ум»
О чем говорит Чацкий в этом монологе? О французике из Бордо, о русских, восклицающих: «Ах! Франция! Нет в мире лучше края!», о том, «чтоб истребил господь нечистый этот дух пустого, рабского, слепого подражанья», о том, что стал хуже «наш Север во сто крат с тех пор, как отдал все в обмен на новый лад — и нравы, и язык, и старину святую, и величавую одежду на другую по шутовскому образцу», и уж совсем как на заседании тайного общества он спрашивает-восклицает:
- Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
- Чтоб умный, бодрый наш народ
- Хотя по языку нас не считал за немцев.
Это как раз те самые мысли, за которые его только что объявили сумасшедшим…
Опять комическая ситуация: опять у Чацкого нет слушателей, способных понять его. Но поведение Чацкого в этой ситуации не смешно, оно психологически оправдано: Чацкий произносит этот монолог, во-первых, потому, что отвечает на вопрос Софьи: «Скажите, что вас так гневит?», во-вторых, в «той комнате» французику из Бордо и княжнам он не все сказал, что хотел, и в гостиной пытается договорить то, что в «той комнате» не стали слушать. Монолог о французике из Бордо — один из самых сильных выпадов героя против своих гонителей (он идет сразу после клеветы о сумасшествии).
Чацкий пока еще не знает о сплетне, но это не меняет роли монолога: в нем автор устами Чацкого клеймит «подлейшие черты» не только конкретных гостей Фамусова, но и всего фамусовского мира. И этот монолог, так же как «А судьи кто?», обращен не к «московским бабушкам», а к читателю, зрителю.
Комедийная линия в развитии действия, кажется, оборвалась. Нссовмссгимость Чацкого с фамусовским обществом доведена до трагедийного конца. Чацкий предстал перед нами как декабрист. Фамусовский мир выставил против него все, что имел в своем распоряжении: клевету и полное игнорирование его как личности — умному человеку отказано в уме.
Напряженность отношений между Чацким и Софьей растет по мере узнавания Софьей Молчалина, главной фигуры, оказавшейся между Софьей и Чацким, и по мере узнавания Чацким Софьи. Чацкому не надо узнавать Молчалина: он всегда воспринимал его как безнравственного человека, как ничтожество. Чтобы выяснить отношения с Софьей, он навязывает ей свое мнение о Моячалине. Она сердита на Чацкого за колкости в адрес Молчалина, восхваляет своего возлюбленного, становится из-за него врагом Чацкого.
Если зритель узнает Молчалина постепенно: в сценах с Лизой, Чацким, Хлёстовой, — то Софья узнает Молчалина мгновенно. И для нее это катастрофа. Молчалин раскрывается перед Софьей с подлейшей стороны и самое главное — в присутствии Чацкого. Софья проиграла сражение с Чацким. Софья терпит крах не только в том смысле, что Молчалин, которого она, как могла, облагораживала, оказался подлецом, но и в том смысле, что в глазах Чацкого она теперь уже не та Софья, перед которой он не стыдился быть
Катастрофа (от греческого — «поворот», «переворот») — очень важный композиционный момент в драматическом произведении, «момент разрешения напряженного положения, которое намечается уже в экспозиции и завязке и создается ходом драматического действия».
Фамусов смешон, жалок. И зрителю становится страшно за судьбу Софьи: с таким нелепым отцом, в таком окружении она обречена на полную нравственную гибель.
Чем вызвано заблуждение софьи в отношении молчалина
... правду, герои понимают свои ошибки, но уже становится поздно. Хоть и Софья предпочла незаметного Молчалина блистательному Чацкому, но она разочаровалась в этом выборе из-за того, что ... почему же Софья предпочла незаметного Молчалина блистательному Чацкому? На это есть ряд объективных и субъективных причин. К первым можно отнести долгое отсутствие Чацкого, в то время, когда Молчалин постоянно ...
Некоторые считают, что Чацкий в конце пьесы терпит крах. Такое утверждение не соответствует замыслу автора: Грибоедов сам раскрыл смысл предпоследней сцены в письме к Катенину, которое мы уже цитировали. Крах терпит Софья: ома ошиблась в Молчалине. Но не это главное. Главное поражение Софьи — в полном разрыве с Чацким, который в своем последнем монологе точно определил ее жизненную программу. Может быть, Софья и не примирится с Мол-чалиным, но, как предсказывает Чацкий, «другой найдется благонравный, низкопоклонник и делец». И нет сомнения, что со временем Софья займет место Татьяны Юрьевны, или Пульхерии Андреевны, или Марьи Алексеевны. Но во всех случаях высокое положение в фамусовском мире будет куплено ею ценой утраты тех человеческих качеств, которые дали ей право на любовь Чацкого. А это нравственная гибель, это трагедия. Нам жаль Софью, потому что лично она не безнравственна, как говорил И. А. Гончаров. Она безнравственна той ложью, которая характерна для фамусовского общества, погубившего ее.
«Вон из Москвы! сюда я больше не ездок». Куда же поедет Чацкий? Не знаем. Но мы невольно припоминаем исторические параллели: куда уезжали находившиеся в противоречии с обществом, оклеветанные им? Маршруты у них были разные, но конец один: трагическая гибель. Вспомним Кюхельбекера, Чаадаева, Грибоедова, Пушкина…
Некоторые считают, что Чацкий очень молод. Чей он ровесник? Попытаемся вспомнить по тексту комедии : служил в полку, была связь с министрами, потом разрыв… три года путешествовал, появился в Москве, очевидно между 1821 — 1824 гг. У одного из прототипов героя, у Чаадаева, разрыв с министрами произошел после восстания в Семеновском полку, т. е. не раньше 1820 г. Чацкий, таким образом, ровесник Чаадаеву, Рылееву, возможно, Кюхельбекеру, Пушкину. Словом, ровесник тех, кто после 1825 г. пошел на виселицу, на каторгу в Сибирь, в солдаты. Поэтому личность Чацкого мы воспринимаем в «мученическом ореоле».
Да, Чацкий страдает, переживает личную драму, причина которой состоит в том, что его социально-политический и интеллектуально-психологический облик неприемлем для Софьи: чтобы понравиться Софье, надо превратиться в Молчалина или Платона Михайловича. Для Чацкого это невозможно. Чацкий -победитель, потому что он страдает только до тех пор, пока думает, что его разлюбила та Софья, которую он знал до своего путешествия. А как только понял, что Софья теперь стала такой же, как все в этом мире, «он ей и всем наплевал в глаза и был таков». Он победитель, потому что в борьбе с фамусовским миром остался самим собой. Быть человеком и оставаться им в любой жизненной ситуации, оставаться даже тогда, когда за это приходится платить ценой жизни, — это есть общечеловеческая формула подвига.
Краткий пересказ