Реферат былина садко

Всемирно известная былина «Садко» относится к былинам новгородского цикла. Это былины, повествующие о жизни и бы­те Великого Новгорода, второго по значению города средневеко­вой Руси, и его жителей. Ученые считают, что былина «Садко» — одна из древнейших (если не самая древняя) из сохранившихся и дошедших до нас былин.

В центре былины — новгородский купец Садко, талантливый гусляр. По его имени и названо произведение русского фольклора. Образ Садко жизненно достоверен и многогранен, очень неодно­значен. «Садко, — пишет известный исследователь В.Г. Мирзоев, — истинный представитель Великого Новгорода, воплотивший его характерные черты».

В начале былины Садко предстает перед нами как обыкно­венный гуселыцик (играющий на гуслях — старинном русском музыкальном инструменте), без знатного происхождения, богат­ства, достатка, «несчетной золотой казны». Однажды он встреча- 18 ется с морским царем, который награждает его за искусную игру на гуслях богатством.

В результате своей предприимчивости, ловкости и удачи Садко становится купцом и вскоре бросает вызов всему купе­честву Великого Новгорода. Однако в этом поединке Садко терпит поражение, — иначе в былинах и быть не могло: победа одного человека, Садко, была бы принижением второго по мо­гуществу города Древней Руси — Господина Великого Новгоро­да. Вскоре после этого Садко отправляется в путь. Это был долгий и сложный путь. Волхов, Ладожское озеро, Нева, сине море, Золотая Орда — вот вехи этого пути (интересно, что в этой былине о Садко Золотая Орда рисуется неизвестным авто­ром не как враждебная сила; Садко получает там даже большие барыши).

На обратном пути Садко ожидают большие испытания: в мо­ре царь Морской потребовал у него жертвоприношения. И вот в этой ситуации раскрывается непростой характер Садко: он эгои­стичен и расчетлив, недобр и несправедлив. Садко готов пожерт­вовать своей дружиной ради собственного спасения. Садко предлагает выбрать жертву — «живую голову» — в результате же­ребьевки. Вот здесь и проявляются такие черты его личности, как хитрость, коварство, непорядочность. Садко делает жребий себе из тяжелого металла — золота, а дружине — из дерева: он по­нимает, что золото тяжелее и сразу пойдет на дно, а это означает спасение — не он будет выбран в качестве жертвы.

Ай же ты, дружина хоробрая! А-й возьмите-тко уж как делайте А-й да жеребья да себе, волжаны. А-й как всяк свои имена вы пишите на жребьи, А спущайте жеребья на сине море; ч — А я сделаю себе-то жребий на красное-то на

15 стр., 7317 слов

Персонажи и истории былин новгородского цикла

... о сложении русских былин около трех центров древней Руси: Киева, Галича Волынского и Новгорода, или иначе - о трех былинных циклах - киевском, галицком и новгородском. К новгородским былинам относят сказания новеллистического ... за утехи за великие, За твою-то игру нежную? Но не только наградить, но и посрамить новгородских купцов. Морской царь советует Садко побиться с новгородскими купцами о великий ...

золото.

А-й как спустим жеребья теперь мы на сине море, А-й как чей у нас жребий теперь ко дну

пойдет,

А тому идти как у нас да в сине море.

В былине «Садко» нашли отражение древнейшие верования, обычай принесения человеческой жертвы морским богам. Здесь отражен еще сохранившийся у людей Древней Руси страх перед морем, страх далеких путешествий на непрочных ладьях. Вот здесь проявились другие стороны личности Садко, не побоявше­гося отправиться в далекое и опасное морское путешествие, — храбрость, смелость, отвага.

Интересен в былине еще один образ — образ Морского царя, в котором нашли воплощение такие черты, которые особенно це­нились новгородцами в те далекие времена: щедрость, широта натуры. Морской царь восхищается игрой Садко и щедро его одаривает, требует его к себе, на дно морское; он пляшет широ­ко, по-русски, под гусли новгородского купца Садко:

А-й как начал играть Садко как во гусли во яровчаты,

А как начал плясать уже Морской теперь в сине мори,

А от него сколебалося все сине море,

А сходилася волна да на синем мори,

А-й как стал он разбивать много черных кораблей

да на синем мори, А-й как много стало ведь тонуть народу

да в синем море, А-й как много стало гинуть именьица

да в сине море.

Лишь в самом конце былины сказители ввели образ Святите­ля Николая, святого Николая-угодника, одного из самых почи­таемых на Руси святых, который вызволяет Садко из плена. Как пишет В.Г. Мирзоев в своем исследовании, «Сочная, красочная былина «Садко», обнаруживая полнокровную жизнь Древнего Новгорода, сохранила нам дохристианские верования его насе­ления (в другом варианте спасительницей Садко была русалка Чернавка. — М.Г.), а также ясно обрисовала детали местной жиз­ни, психологию средневекового новгородского купца. Былина о Садко — живая картина с натуры, живой рассказ о жизни древне­го города».

В былине о Садко ярко и выразительно описывается талант­ливая игра главного героя, новгородского купца, на гуслях: 20

А-й как пошел Садке Ильменьда ко озеру,

А-й как он садился на синь горюч камень да об озеро,

А-й как начал играть во гусли во яровчаты,

А-й как ведь опять играл он с утра до вечера,

А волна уж как в озере сходилася,

А вода ли с песком да смутилася;

А тут осмелился Садке да новгородский

А сидеть играть как он об озеро.

А-й как тут вышел царь водяной топерь со озера,

А-й как сам говорит царь водяной да таковы слова:

«Благодарим-ка, Садко да новгородский!

А спотешил нас теперь да ты во озере,

А у меня было да как во озере,

А-й как у меня столованье да почестен пир,

А-й как всех развеселил да на честном пиру,

А-й любезных да гостей моих.

3 стр., 1340 слов

Былинный герой садко 7 класс

... купец богатыи, Садко да новгородский! А и как сколько ни по морю ездил ты, А и как морскому царю дани не плачивал в сине море, А и теперь уж ... к людям, которые оказывались на дне морском и могли погибнуть. Таким образом, отрицательным персонажем в былине является именно он. Герой слишком непредсказуем. С одной стороны, его можно ...

А-й как я не знаю топерь, Садка, тебя да чем

Пожаловать.

В былине «Садко» выразились взгляды народа на прекрасное, на значение прекрасного в жизни.

Народные представления о жизни, о прекрасном, о добре и зле, выраженные в былине, вдохновили спустя много веков замечательного русского композитора XIX века Н.А. Римско- го-Корсакова на создание оперы с одноименным названием по мотивам известного памятника русского эпоса — были­ны «Садко».