Персонажи и истории былин новгородского цикла

Былина (старина) — древнерусская, позже русская народная эпическая песня о героических событиях или примечательных эпизодах национальной истории 11 — 16 веков.

Былины по эпическому спокойствию, богатству подробностей, живости колорита, отчетливости характеров изображаемых лиц, разнообразию мифических, исторических и бытовых элементов составляют одно из самых замечательных явлений русской народной словесности.

Под циклизацией понимается объединение былинных образов и сюжетов вокруг мест действия или отдельных персонажей, сюжетов, исполнителей.

Позиция ученых и исследователей в вопросе периодизации былинного эпоса неоднозначна. С 60-ых годов прошлого века в русской фольклористике стало общепринятым говорить о сложении русских былин около трех центров древней Руси: Киева, Галича Волынского и Новгорода, или иначе — о трех былинных циклах — киевском, галицком и новгородском. К новгородским былинам относят сказания новеллистического содержания, а также былины-скоморошины и сказания калик.

В период образования национального русского государства, борьбы его за независимость, усиления национального самосознания и национальной обособленности все сферы жизни людей подвергались объединению вокруг центров истории, мысли, жизни и приурочивались к символу единства Руси (иногда довольно искусственно созданному) — древнему Киеву и к «ласковому» киевскому князю Владимиру. Такое объединение, подчас внешнее и механическое, постигло большинство русских былин. Менее других испытали это новгородские. Но и они не избежали его вовсе. Новгородские былины своим преобладающим новеллистическим характером слишком отличались от основной массы древнейших русских былин — героических, жизнь и дела новгородских героев было труднее связать с Киевом и князем Владимиром. Но и даже там, где это было сделано, например, в новгородских былинах о Ставре, об Иване Гостином сыне, их отношение к Киеву имеет своеобразный характер — в ситуации конфликта героев с князем Владимиром, в котором последний, как правило, проигрывает.

Былины новгородского цикла разрабатывают темы общественного и семейного быта. В соответствии с особенностями местной областной исторической жизни и складом культур, большинство новгородских былин относится к типу, который принято называть новеллистическим. В них верно, художественно ярко и точно отражены жизнь и уклад большого торгового города, внутренний дух и человеческие взаимоотношения его жителей, — но, что особенно важно, — не только собственно города, а и его огромной области.

30 стр., 14509 слов

Реферат былина как особая форма устного народного творчества

... устной передаче из поколения в поколение, приходится признать, что даже наши древнейшие записи Б. не сохранили Б. в их первоначальном содержании и форме. Более поздние записи былин, ... «Очерках народной словесности», т. ... истолкования русских ... условиями жизни ... былины в XIX веке, и частью даже в XX в., были записаны понемногу в северной и южной Великороссии (губ. Московская, Новгородская, ... как былинная устная ...

1. Условия возникновения новгородского эпоса. Новгородская Республика

Новгородская республика — самостоятельное государственное образование на северо-западе Руси в 12-15 веках со столицей в Великом Новгороде.

Истоки обычаев, обрядов, верований новгородцев уходят в глубокую древность в те времени, когда области, примыкающие к озеру Ильмень, заселяли ильменские словене, образовавшие устойчивую этническую группу. Постепенно территория, занимаемая новгородцами, расширялась, а с XII века началась усиленная колонизация северных земель.

Новгородская республика в период своего расцвета владела огромной территорией. Ее земли простирались от Балтийского моря на западе до Уральских гор на востоке и от Белого моря на севере до верховьев Волги и Западной Двины на юге. В состав Новгородской республики в свое время входили Волжская, Ижорская и Карельская земли, южное и западное побережье Кольского полуострова, Обонежье, Заонежье и Заволочье, Псковская земля. Новгородцы проникали далеко на север и восток в земли чуди, «самояди», югры. Так, в летописи Нестора упоминается, что печорцы уже в начале XII века платили дань Новгороду. Были новгородские «данники» и в Перми.

Именно эти земли оказались основным местом хранения и бытования русского эпоса.

На территории, подвластной Великому Новгороду, жили, кроме русских, карелы, вепсы, саамы, коми.

Населяли Новгород в основном ремесленники: кузнецы, оружейники, столяры, гончары, сапожники, ювелиры, много было простого люду: грузчиков, лодочников, строителей.

Новгород был вторым после Киева политическим и культурным центром Руси. Его богатство и независимость объясняются тем, что город был крупнейшим торговым центром, он стоял на скрещении водных путей с севера и запада на юг и восток. Отсюда легко можно было проехать в Балтийское море и в западные страны, во Владимирское княжество и Волжскую Булгарию, по Волге — в западные страны. Через Новгород проходил знаменитый водный путь «из варяг в греки». Это давало широкие возможности для успешной торговли. В Новгород приезжали купцы из Германии, Швеции, Дании и других стран Европы, здесь размещались торговые дворы — Немецкий и Готский. С 1241 года Новгород входит Ганзейский торговый союз северогерманских городов. Через Новгород вывозились товары со всей русской земли: мед и воск, смола и кожа, зерно и меха.

Вплоть до своего присоединения к Москве Новгородская республика успешно отражала нашествия внешних иностранных врагов, она никогда не знала монголо-татарского ига.

Исторические этнографические и археологические изыскания позволяют проследить становление Новгорода как крупного политического и культурного центра Руси. Многие документы, в том числе летописи, свидетельствуют о быстром распространении здесь письменности, о бытовании разнообразных обрядов, обычаев, развитого, многожанрового фольклора. Грамотность в Новгороде была всеобщая. Грамотными были и дети и взрослые, и женщины и мужчины. Читать и писать, судя по всему, умели люди всех сословий. Найденные при раскопках берестяные грамоты являются выброшенными документами, на них писали черновики, письма, хозяйственные заметки, долговые расписки. Они позволяют представить новгородцев живыми людьми, которые ничем не отличаются от нас, современных: они ссорятся, мирятся, влюбляются, одним словом, — живут.

2 стр., 937 слов

Реферат былина садко

... плена. Как пишет В.Г. Мирзоев в своем исследовании, «Сочная, красочная былина «Садко», обнаруживая полнокровную жизнь Древнего Новгорода, сохранила нам дохристианские верования его насе­ления (в другом варианте ... - М.Г.), а также ясно обрисовала детали местной жиз­ни, психологию средневекового новгородского купца. Былина о Садко - живая картина с натуры, живой рассказ о жизни древне­го города». ...

В таких исторических условиях формировался эпос Новгородской земли, определившийся под влиянием высокого уровня экономического развития территории, избегнувший разрушения войнами и нашествиями, сохранившийся благодаря отдаленности территорий от цивилизации.

2. Персонажи и истории былин новгородского цикла

Самыми лучшими, наиболее выдающимися по художественным достоинствам, самыми популярными из всех древних новгородских былин являются былины о Василье Буслаевиче и о Садко богатом госте (купце), занимающие чрезвычайно видное место во всем русском былинном эпосе.

Обе былины — новеллистические, былины-фабльо. Исключительный интерес к темам общественно-политической и семейно-бытовой жизни — характерная черта новгородского былинного творчества. И та и другая былина дают замечательные, художественно вылепленные почти портретные образы представителей различных слоев новгородского общества. В былинах о Василье Буслаеве отражено новгородское повольничество, ушкуйничество (речное пиратство, ушкуйники — речные разбойники) и внутригородские социальные противоречия. В былинах о Садко — торговая среда Новгорода.

2.1 Садко

Садко богатый гость сначала был бедным гусляром, потешавшим новгородских купцом и бояр, а потом разбогател и стал одним из самых уважаемых купцов в Новгороде. По одной из версий, новгородский гусляр Садко до того, как стал богатым купцом, 12 лет гулял по Волге подобно речным пиратам-ушкуйникам.

А разбогател Садко благодаря своему мастерству — он так искусно играл на гуслях, что покорил своей игрой морского царя, и тот вышел из Ильмень-озера, чтобы наградить гусляра за его музыкальный талант:

Не знаю, чем буде тебя пожаловать

За твои за утехи за великие,

За твою-то игру нежную?

Но не только наградить, но и посрамить новгородских купцов. Морской царь советует Садко побиться с новгородскими купцами о великий заклад, что в Ильмень-озере есть чудесная рыба — «золотые перья». Так и произошло. С той поры Садко не знает бедности, потому что волшебный улов чудесным образом превратился в различное богатство.

Обладая огромными богатствами, Садко остается деятельным и активным. Занимается активной морской торговлей. Но не платит дани морскому царю, за что попадает к нему на дно в его водное-подводное царство. И снова пленяет его своей игрой на гуслях. Вдохновленный искусной игрой царь Морской пускается в пляс, чем вызывает бурю на море, которая угрожает целостности имущества и жизни другим людям. Тут Садко является седой старец и научает его, как прервать игру, чтобы не навредить людям, а также как спастись от предложения морского царя взять в жены одну из его дочерей, а значит, навсегда остаться в подводном мире и никогда не вернуться на землю. Садко выполнил все мудрые советы, что ему давал старик, и оказывается на свободе и на земле. По другим версиям, Садко под видом старца явился Никола угодник. В благодарность за спасение Садко соорудил церкви Николе Можайскому и Пресвятой Богородице.

2.2 Василий Буслаев

Былины о Василье Буслаеве повествуют о молодом сыне уважаемого новгородца Буслая, который дожил благополучно до девяноста лет и почил, оставив в полной силе вдову и малого сына. Василий Буслаев получил в наследство богатое состояние, подрос, выучился грамоте и начал вести жизнь разгульную, разудалую, бесшабашную и беспутную. Вырос он богатырских размеров и такой же силушки. Мимоходом калечил своих сверстников, стал ходить в кабаки и даже напиваться допьяна. Василий набирает дружину тридцати молодцов, таких же богатырей и силы до хмельного питья. Однажды он попадает на братину — пир у новгородских бояр и князей и, поссорившись в тамошними гостями, нарывается на бой с новгородцами. Драка кончается тем, что новгородские мужики покоряются Василию Буслаевичу и платят ему дань.

4 стр., 1947 слов

Особенность работ Василия Ивановича Сурикова

... Творчество Сурикова тесно связано с яркими периодами истории России, в своих масштабных произведениях художник правдиво передал характерные признаки русского народа, его самобытность и жизненную сущность. Василий ... поощрения художников». Осенью 1869 года Василий Иванович сдал экзамены, стал вольнослушателем Академии художеств, ... В отчаянии кричит молодая стрелецкая жена, сын прижался к матери и ...

Во второй былине Буслаев выступает уже против церкви и народных традиций. Нагулявшись и награбив, не обретя ни, ни семьи, Василий отправляется на богомолье к святым местам, чтобы отмолить грехи молодости, ибо «под старость надо душа спасти». «Спасение души» он воспринимает как формальный акт паломничества в Иерусалим. Нет в нем ни раскаянья, ни веры. По дороге в Иерусалим он совершает новые кощунства: пинает ногой «пусту голову человеческу» — останки погибшего воина-христианина, плюет в его сторону. Он прыгает через могилу с надгробием, проявляя неуважение к вековым представлениям народа о почитании предков и отеческих могил.

В Иерусалиме Василий заказывает молебны и панихиды и «дает золотой казны не считаючи». Он не кается и не молится, а откупается деньгами — на всякий случай. Для него нет никаких моральных норм и ничего святого. Он совершает святотатство: «без портов» купается в Иордань-реке, которую верующие почитают как купель Христа. Этот акт неуважения к христианский святыням сопровождается и подчеркивается цинизмом по отношению к женщинам. В ответ на попытку остановить его от греха, Васька отвечает, что если бы он был рядом, то сделал бы ей двух мальчиков.

На обратном пииту домой он прыгает через камень, по всей вероятности, могильный и разбивается насмерть.

2.3 Вольга и Микула Селянинович

Еще одна былина, которую исследователи относят к новгородскому циклу — «Вольга и Микула Селянинович». Вольга Святославич — молодой князь, племянник князя Владимира стольно-киевского, жалованный им тремя городами «со крестьянами», жаждет многой мудрости и силы. Он собирает дружину из тридцати удальцов и выезжает с ними «ко городам за получкою». В чистом поле он наезжают на пахаря, Микулу, которого не могут догнать за три дня. Наконец, они догоняют его, и тот спрашивает, куда они держат путь. Вольга отвечает, что за получкою с трех городов. Пахарь предупреждает, что мужики в этих городах — разбойники, и они могут его убить или потопить в речке Смородине. Пахарь рассказывает свою историю о встрече с такими мужиками, которые стали требовать с него грошей, и ему пришлось угостить их кулаками. Вольга понимает, что тот может быть ему пригодиться, когда придется взимать дань, и приглашает ехать с ним. Пахарь соглашается и отправляется вместе с ними, но вспоминает, что оставил в поле соху. Тогда Вольга посылает в несколько заходов свою дружину выдернуть соху из земли и бросить ее за ракитовый куст. Но могучие княжеские молодцы не могут выдернуть соху ни впятером ни вдесятером. Тогда пахарь подъезжает к своей сохе и с легкостью выдергивает ее из земли и одной рукой забрасывает за ракитовый куст. Вольга хочет узнать имя могучего пахаря. Тот отвечает, что зовут его Микула.

3 стр., 1031 слов

О князе Владимире

... метафора. Образ Владимира Красна Солнышка встречается, прежде всего, в былинах и является обобщающим. В нём объединены черты и Владимира Крестителя, и Владимира Мономаха, и многих других князей. К тому ... сил природы. Он установил на киевских холмах идолов, которым приносились жертвы. О могуществе князя Владимира узнали в соседних странах. К нему стали приходить проповедники, которые рассказывали ...

Они приезжают в город, и городские мужики узнают Микулу, который недавно побил их в одиночку. Они приходят к Вольге с Микулой и извиняются. Вольга видит, каким уважением пользуется Микула и жалует его «городами с крестьянами», предлагает ему стать наместником и получать с мужиков дань.

2.4 Иван гостиный сын

К новгородским относят еще несколько сюжетов.

Былина Об Иване гостином (т.е. купеческом) сыне складывается из двух историй. Сначала рассказывается, что Иван был неразумным сыном честной вдовы Офимьи Александровны, не слушал наставлений матери, проводил все время в кабаке с «голями кабацкими». Разыскав его в очередной раз среди голей кабацких, мать забирает его, отводит на пристань и продает купцам заморским, предлагая купить его сначала за пятьсот рублей, но сын выторговывает за себя тысячу, чтобы мать ни в чем без него не нуждалась: чтобы «было моей матушке и до гробной доски не скитаться». В другом сюжете — Иван уже на пиру у Владимира в Киеве. Князь вызывает охотников состязаться в скачке на расстоянии между Киевом и Черниговом. Из присутствующих на пиру один только Иван вызывается на спор, закладывая свою буйную голову. А затем идет в конюшню и падает в ноги своему коню бурушке-косматочке и просит его не выдать, т.е. помочь. Конь выручает его, разогнав всех коней и испугав всех присутствующих так, что они стали просит Ивана увести прочь своего коня. Таким образом, Иван выигрывает заклад и по научению черниговского владыки, который единственный ручался за него, забирает корабли с заморскими товарами на Днепре.

2.5 Хотен Блудович

Еще одна — былина о Хотене Блудовиче. В ней происходит конфликт двух вдов: Блудовой вдовы (у нее есть сын Хотен Блудович) и Часовой (Чесовой) вдовы (у нее дочь — Чайна Часовична).

Начинается он пока только между матерями на пиру у киевского князя Владимира, но потом его действие распространяется на молодых и гораздо шире княжеских палат. Блудова вдова предложила своего сына в женихи дочери Чайне Часовичне. Часовая вдова оскорблена тем, что какая-то неродовитая вдова дерзает просить руки ее дочери. Она отказывает в грубой и оскорбительной форме, обозвав самыми низкими словами ее самое, ее сына и весь их род, потому что они низкого происхождения, а она-де высокого, чинного. Тут же она грозит обратить Хотена в рабство, потому что он из нищих. Униженная женщина рассказывает все своему сыну. Сын глубоко опечален произошедшим и заступается за поруганную честь своей матери, обещая «отомстить обиду Часовой жены, надсмеявшись на ейной дочерью». Вместе с верным товарищем Хотен на рассвете подъезжает к дому вдовы Часовой, где находится прекрасная Чайна, и сразу начинает ломать дом. Последствия его действий воистину масштабные: он вышибает ворота, ломает изгородь, сбивает верх терема и начинает расшатывать терем снизу. И увозит Чайну, чтобы сделать ее «нашей портомойницей». Хотен борется с сыновьями Часовой вдовы, которая пускает в ход все свое богатство, направляет на бой с обидчиком своих девятерых сыновей и даже прибегает к помощи князя. Хотен наносит полный разгром всем ее попыткам. В итоге своей неуспешной борьбы, мать Чайны является к матушке Хотена и «низко кланяется»: уже она предлагает свою дочь Хотену в жены или «хоть в кухарочки». Но Хотен даже «за верного слугу замуж не возьму», а только в служанки. И вовсе он не желает жениться, тем более на Чайне, как на боярской дочери: «я возьму лучше у бедного крестьянина». Не помогает даже посредничество князя Владимира. Тогда вступается за Чайну сама мать Хотена: она вполне удовлетворена тем унижением, которое нанес ее обидчице ее сын. Ради матери Хотен готов жениться и идет с Чайной под венец.

4 стр., 1597 слов

Русский героический эпос. Былины

... на службу князю Владимиру, его же защищают они от вражеских полчищ. Содержание этих былин носит преимущественно героический, воинский характер. Другим крупным центром древнерусского государства был Новгород. Былины новгородского ... новгородских былин. В них богатыри заметно отличаются от былинных героев русского эпоса. Былины про Садко и Василия Буслаева включают не просто новые оригинальные темы ...

2.6 Богатый гость терентьище

«Гость Терентьище» — богатый новгородский купец, женатый на молодой женщине, которая все время сказывается больной и уклоняется от супружеских обязанностей. Недуг ее «пониже пупечка, да повыше коленечка, между ног килди-милди» — у нее есть любовник. Отправившись по просьбе больной жены «дохтуров нанимать», Терентьище встречает скоморохов и рассказывает им о своей проблеме. Скоморохи — люди умные и вежливые — понимают, в чем причина его несчастий и болезней молодой жены, и берутся помочь купцу. Спрятав его в мешок и взяв «лекарства» — «червленый вяз да и дубину ременчатую», идут они на двор к Терентьищу. Они рассказывают хозяйке, что ее муж лежит мертвым на калиновом мосту. Молодая жена приказывает играть веселье о смерти богатого старого мужа. В своей песне скоморохи указывают Терентьищу на любовника и говорят, как ему надо лечить свою жену. Таким образом, при помощи скоморохов, муж изгоняет любовника из постели жены и лечит ее палкой и ремнем. И благодарит скоморохов еще стами рублями «за правду великую».

2.7 О Вавиле и скоморохах

С новгородскими тесно соприкасается (а может, и была создана в новгородских землях) былина о Вавиле и скоморохах. Основание для этого дает тот факт, что скоморошья песенная и былинная традиция живо сохранялась на территории новгородских пятин вплоть до 20 века. Эта былина, записанная на реке Пинеге, представляет собой яркий образец этой традиции.

У одной вдовы был сын Вавила, который работал пахарем. Его приглашают двое скоморохов — Кузьма и Демьян — отправиться в так называемое «Инишнее царство». Стоит отметить, что имена у этих скоморохов не просты — ведь именно так звали русских святых, которых почитали в народе как покровителей брака и свадьбы и целителей болезней. Кузьма и Демьян приглашают Вавилу, чтобы тот переиграл тамошнего царя по имени Собака, а также его дочь Прекрасу и зятя. Ведь их игра и пение приносят погибель народу. Сначала Вавила говорит, что он не умеет ни петь, ни играть. Однако скоморохи превращают его кнут в смычок: («а и стало тут погудальцё»).

А вожжи в его руках становятся настоящими струнами гуслей («шиша стали шелковые струнки»).

Они спрашивают у вдовы разрешения взять с собой сына. Ненила (так звали мать) отпускает их, для начала усадив за стол. Когда она подает куру, то та взлетает и поет, а ржаные хлебцы превращаются в пшеничные. По дороге те, кто желают или предрекают скоморохам и Вавиле погибель, получают беду. А тем, кто желают счастья и везения, скоморохи показывают чудеса. Когда, наконец, путники добрались до далекого Инишнего царства, то начали состязаться с правителем Собакой. Когда начинал играть Собака, то начала прибывать вода, и затапливать все берега. Но когда взялся за игру Вавила, то явились коровы, и выпили лишнюю воду. А после этого царство Собаки загорелось. Кузьма и Демьян сделали Вавилу правителем, а он забрал в свое царство и свою матушку.

3 стр., 1116 слов

Новгородский цикл былин

... былины. Былины новгородского цикла повествуют о богатстве Новгорода – торгового центра, который находился на Севере древнерусского государства, о таланте и удали русского народа, который воплотился в центральном образе новгородских былин – купце Садко, ... изменяет уровень жизни бедного, но хитроумного гусляра». Наряду с древними мифологическими божествами в былине о Садко присутствует устойчивая ...

2.8 Сорок калик с каликою

«Сорок калик с каликою», ее тоже причисляют к сборнику былин новгородского цикла. Калики собираются в дорогу «Ко святому граду Иерусалиму», выбирают себе атамана и принимают «заповедь великую» — другими словами, кодекс поведения в дороге. Особо в ней оговариваются три греха: воровство, ложь и блуд, а также наказание за совершение этих грехов:

«А в том-та веть заповедь положена: Кто украдет, или кто солжет, Али кто пуститца на женской блуд, Не скажет болшему атаману, Атаман про то дело проведает, — Едина оставить во чистом поле И окопать по плеча во сыру землю.- И в том-та веть заповедь подписана…».

О каликах ходили слухи, что они воруют. В дороге каличий атаман Касьян, оклеветанный княгиней Апраксией, успешно проходит испытания по всем трем заповедям, перечисленным выше. Но до этого его успевают по заповеди закопать «по плеча во сыру землю», и ни кто иной как его родной брат. Но зло не остается безнаказанным. Княгиня Апраксия надолго заболевает и излечивает ее от недуга именно Касьян Михайлович, каличий атаман, оклеветанный ею и преданный на явную смерть.

2.9 О Ставре

Еще одну былину причисляют к новгородским, хотя все действие истории происходит в Киеве — о Ставре Годиновиче. На пиру у «ласкова князя Владимира» все присутствующие хвастаются своими преимуществами: кто конем, кто одеждой, кто богатыми территориями, кто родителями. Ставр же дает понять, что таким добром ему и не хвастается: все есть и всего вдоволь. Но хвалится молодой женой Василисой Микулишной, которая красива и умна так, что самого князя обведет вокруг пальца. За такие слова князь Владимир сажает Ставра в темницу. Узнав об этой беде, Василиса обрезает свои роскошные волосы, признак женского обличья, переодевается в мужское платье и едет вызволять своего мужа из плена, отвергая надежду на богатство и силу, а надеясь только на женский ум. В Киеве Василиса в мужском платье и под мужским именем (в некоторых версиях — Василий Микулич) проходит ряд испытаний, всякий раз благодаря своей хитрости и уму, и выходит из них победителем. Так дело доходит и до свадьбы Василия Микулича с племянницей Владимира. Во время свадебного пира Василий Микулич скучает и требует вывести доброго гусляра, чтобы разогнать тоску. Освобожденный Ставр не узнает переодетую жену, не понимает ее загадок и признает ее только, когда она вновь переодевается в женское платье. Владимир вынужден признать поражение и правоту слов Ставра о своей жене:

Солнышко Владимир стольно-киевской

Он повесил буйну голову,

Утопил же очи о кирпичей мост.

Вси же тут бояра призадумались,

Вси же князи тут бояра, испроговорят: —

Она всих князей бояр да нас повыманила,

Тебя солнышко Владимир да с ума свела.

3. Мотивы и идеи новгородского цикла

Новгород представлял собой богатейший торговый центр, открытый культурным влияниям Запада и Востока. При этом он всегда напоминал некий растревоженный острой борьбой социальных групп улей. Своим характером он формировал культ богатства, роскоши и заморских путешествий. Появившийся в таких обстоятельствах новгородский цикл былин позволяет взглянуть не на сказочные подвиги богатырей, как в былинах киевского цикла, а на обычную жизнь древнего города и его люда. Даже стиль изложения и сюжет этих песен напоминает скорее яркие захватывающие местные «сплетни», разносимые по шумному городу скоморохами и сказителями. Именно поэтому новгородские былины выделяются среди своих «собратьев», относясь, скорее, к разряду европейских новелл о городской жизни (фабльо).

12 стр., 5710 слов

Внешняя политика князя Святослава Игоревича была успешной для ...

... 957-980). Период 882 – 912 – Олег Вещий Историческое сочинение по периоду 862 — 945; Рюрик, Олег, Игорь; Сочинение: Внешняя политика Святослава Игоревича ... славы. Право на жизнь имеют любые точки зрения. Каждый может написать эссе или историческое сочинение о Святославе Игоревиче, ... князьполюдье . Усиление роли Киева как столицы государства Князь Олег , объединив Новгород и Киев, назвал Киев« ...

Основной тенденцией былин является прославление неисчерпаемых богатств торгового Новгорода.

Новгородский цикл былин в русском эпосе стоит особняком.

Былины новгородского цикла — бытовые, новеллистические. Героями сказаний были купцы, князья, крестьяне, гусляры, скоморохи, калики перехожии.

Основой сюжетов новгородских былин являются не ратные подвиги и политические события государственного масштаба, а случаи из жизни обитателей большого торгового города — Великого Новгорода. Причины отличия понятны: город и образовавшаяся вокруг него вечевая республика всегда отстояли отдельно и обособленно в жизни древнерусского государства.

3.1 Историко-бытовое отображение жизни

Самый известный герой новгородских сказаний — Садко — вышел из небогатой среды (то ли гусляр, то ли просто купец, то ли просто добрый молодец) он становится весь состоятельным. Такой сюжет не мог не привлекать увлеченных идеей обогащений жителей Новгорода. В сюжетах былин о Садко можно выделить три линии: о его обогащении, о состязании с новгородцами, и о Царе Морском. Иногда это три отдельных сказания, иногда они объединялись в одно сказание. Но в любом вариант большое внимание уделялось обычным бытовым сценам новгородской реальности, ярко рисовалась купеческая среда. По сути, легенды о Садко прославляют богатство самого господина Великого Новгорода.

Былина о Садко построена на конфликте бедного гусляра и богатых новгородских купцов. Разрешение этого конфликта носит не столько былинный, а скорее сказочный характер. Садко обогащается не путем торговли, а чудесным образом — вознагражденный за свое мастерство, отвергнутое купцами, но оцененное морским царем. Былина о Садко — единственная во всем русском эпосе, где герой получает удачу и одерживает победу благодаря помощи потустороннего существа и обладания волшебным предметов.

Однако противостояние разрешается благополучно для Садко до тех пор, пока он борется с отдельными купцами. Как только Садко теряет голову от успехов и замахивается на весь купеческий мир, т.е. на весь торговый Великий Новгород, он проигрывает. Это также демонстрирует и прославляет мощь и непобедимость Великого Новгорода.

В этой былине присутствуют очень древние мотивы, которые восходят к древним представлениям человека об окружающей природе, олицетворению моря, озер и рек. Не случайно события в новгородских былинах зачастую связаны с водной стихией. Новгородская торговля и освоение северо-восточных земель осуществлялось водными путями. Поэтому в древнем Новгороде очень долго сохранялось поклонение хозяевам воды, от которых, по древним представлениям зависел не только успех в торговых и промысловых делах, но и жизнь или гибель новгородцев.

Былина о Садко принадлежит к наиболее совершенным созданиям русского эпоса «Это один из перлов русской народной поэзии», — так отозвался о ней В.Г. Белинский. Он единственный кто считал ее исконно и типично новгородской, что в этом весь ее интерес, и первый предложил изучать ее в этом направлении. Белинский говорит о политическом строе древнего Новгорода и о торговле, как и основном источнике его богатства. Этим определяется и основная идея былины: «Она есть поэтическая апофеоза Новгорода как торговой общины». В ней прекрасно отображена новгородская купеческая среда, хвастовство купцов богатством, их споры и «заклады», формы заморской торговли Новгорода и типичная для русского средневековья связь торговли с церковью, в частности, с храмовым зданием.

6 стр., 2761 слов

Черты эпической драматургии Н.А. Римского-Корсакова на примере ...

... поэзии и жанров народного творчества. По различным источникам, содержание оперы «Садко» заимствовано из различных вариантов былины «Садко богатый гость» (сборник Данилова и Рыбникова), а также « ... рассматривают привезенные товары приезжих гостей. Проходят калики перехожие, волхвы, скоморохи. Появляются настоятели, они думают, как усмирить Садко. Садко выходит на площадь и предлагает биться ...

Древний Новгород представлен настолько реально и верно, что песня о Садко может служить материалом для специального историко-бытового исследования. Очень четко отражен рыбный промысел древнего Новгорода, такие подробности, как вязание неводов, закидывание тони, артельная организация рыболовства, хранение рыбы в погребах, промысловый и торговый характер рыболовства. Также точно отражен и морской судоходный промысел. Описание бури или безветрия, подводных препятствий, описание и устройство корабля — все это типично новгородское.

Так создался двойственный характер былины: сказочно-фантастический, представляющий собой переработку древнейшей традиции, и ярко реалистичный, созданный древним историческим Новгородом. Данная былина — замечательный памятник национальной культуры. В лице Садко выражен совершенно национальный характер: в Садко есть и русский размах, когда он, например, закладывает все свое имущество. В нем русская удаль, когда он, испробовав все средства, чтобы спасти себя хитростью (тоже русская черта), и видя, что дело доходит до смерти, смерти не боится, а бесстрашно бросается в пучину моря.

Садко сам не совершает геройских подвигов, как былинные богатыри Киевского цикла: ему вменена в подвиг его торговая деятельность, Садко является представителем новгородской торговли, купцом-богатырем. Главное моральное качество Садко заключается в его отношении к богатству: он не попал под искушение золота и денег. Даже разбогатев, Садко не изменил своих взглядов на жизнь, продолжая относиться к людям, как и раньше. Рискуя своей жизнью, он спустился на дно вод к царю моря. В этой былине показано, что человек, обладая хоть каким-нибудь талантом, может добиться успеха.

Историчность былины подтверждается и тем, что география плавания Садко несет вполне конкретное и точное описание, а путь, по которому плывет Садко (спускается по Волхову и попадает в Ладожское озеро, а оттуда Невой — в море) есть исторический путь, по которому шла новгородская торговля.

Древнейшей основой песни о Садко была, вероятно, песня об историческом лице Съдке Сытинець (или Сотко Сытиничь), который упоминается в летописи 1167 года в качестве строителя церкви святых Бориса и Глеба в Новгороде. К имени этого лица приурочены различные сказочные мотивы, восходящие частью к местным легендам, частью к международным бродячим сказочным сюжетам. Так, в новгородских и ростовских легендах упоминается о спасении гибнувшего человеке, плывущего на доске, а по русским народным верованиям святой Никола слывет наряду с покровителем морской торговли скорым помощником на водах и даже называется «морским» или «мокрым».

3.2 Не деньгами и богатством силен человек

Апогеем расцвета новгородского стремления к получению капиталов становится былина о Ставре. Повествует она о знатном новгородском боярине-капиталисте, занимающемся барышничеством и ростовщичеством. Былинного Ставра заключает в темницу князь Владимир — здесь можно увидеть столкновение и соперничество Киева и Новгорода. Но все симпатии сказителя явно на стороне новгородского боярина.

Былина О Ставре интересна тем, что содержит мотивы женско-мужской травестии. В отечественной фольклористике к ней сложилось отношение как к былине не собственно героической. В ней разрешаются вопросы семейного и личного порядка, хотя и содержит героические, богатырские элементы (кулачные поединки, стрельба из лука), она также наполнена подробными описаниями богатых одежд, утвари, сбруи конской, боярских и княжеских дворов и дворцов. Здесь главным действующим героем выступает переодетая женщина, но живущая по законам мужского и богатырского мира.

Как и большинство, былина начинается с описания пира, мотив которого имеет универсальное значение в эпических произведениях: именно во время пира завязывается большинство эпических коллизий, происходит расстановка сил. Один из главных героев — Ставр — богатый, привлекательный, удачливый человек, еще и искусный игрок на гуслях, что все доступно не каждому. Он не только ставит под сомнение силу и значимость двора Владимира и противопоставляет себя окружающим, но еще и провоцирует, говоря, что жена «всех князей, бояр да всех повыманит, тебя, солнышка Владимира, с ума сведет». И в итоге оказывается в заточении. Здесь снова показан конфликт героя с главным киевским князем. Чтобы спасти мужа, жена не только переодевается и отправляется в логово князя, в своих действиях она надеется не на деньги и богатырскую силу, а на ум и смекалку:

Не выкупить будет Ставра несчетной золотой казной

И не вывести будет силой могучей богатырскою:

Повывести будет Ставра догадками женскими.

Чтобы наиболее точно попасть в образ и произвести впечатление в мужском платье Василиса Микулишна расстается со своим главным тогда женским богатством — волосами. В народном представлении волосы связаны с богатством, плодородием, силой, здоровьем. Они имеют особое значение в жизни женщины: замужней их нельзя было распускать, неприлично стричь и завивать, простоволосость замужней женщины навлекает беду. Василиса решилась на этот шаг, чтобы спасти мужа из заточения. В былине Василиса упоминается по имени отчеству. Это признак не только привилегированного положения в обществе, но и указывает на уважение и симпатии сказителя и слушателей. О последнем также свидетельствует и имя, которым рассказчики наделили женщину — Василиса: в переводе с греческого означает царица. По ходу действия Василиса подвергается различным испытаниям и проявляет не богатырские силу и мощь, а выигрывает поединки благодаря уму, смекалке и хитрости. В итоге Ставр вызволен, а киевский князь посрамлен. Причем в былине описание проигрыша князя описывается в комической ситуации и неуважительных выражениях: «окарачь наползался». Этот факт укладывается в систему былин новгородского цикла с точки зрения противопоставления Киеву и соперничества с ним.

3.3 «Герой нашего времени»

Любимцем новгородских жителей был Васька Буслаев — разудалый молодец, герой Новгородского ушкуйничества, лихих грабежей в новгородских колониях, любитель покуражиться и попировать. В отличие от других былинных героев ходивших по Руси, новгородский Буслаев славится не воинским героизмом, а удалью во внутренних поединках и конфликтах беспокойной республики.

В былинах о Ваське Буслаеве отражено критическое отношение к догмам, утверждаемым церковью и всем существующим тогда строем. Самый образ Васьки характеризуется отсутствием суеверия, столь типичного для средневековья, и стремлением нарушить установленный строем порядок вещей. О Буслаеве говорят, что «он ни в сон, ни в чох, ни в птичий грай не верует». Отсутствие уважения ко всему, что почиталось как освященное религией, проявляется во многих поступках главного героя былины. Васька даже подымает руку на своего крестного отца. Стоит вспомнить, что крестный отец стоит перед Васькой в духовном облачении, следовательно, Ваську не останавливает и церковная одежда. У гроба Господня Васька нарушает правила поведения, входя нагим в Иордань-реку. Не гнушался Васька и других запретных для христианина дел.

Удачная и богатая торговля развила в новгородцах особый дух молодечества, и Василий Буслаев художественно выражает эту новгородскую русскую удаль, порожденную теми историческими условиями, в которых находился Новгород. В Буслаеве есть «упоенье и беспечной молодой жизнью».

Он происходит из наиболее зажиточной и консервативной части новгородского населения. Ему дают образование и религиозное воспитание. Его, например, обучают церковному пению, и из него выходит такой певец, какого в Новгороде еще не было. Воспитанием Василия руководит его мать, и Василий Буслаевич на всю жизнь всецело ей подчиняется. Но никаких других авторитетов для него не существует. Однако все старания его воспитателей проходят даром: Василий вырастает полной противоположностью своему отцу и крестному. Дело здесь не в психологическом противопоставлении смиренного отца буйному сыну. Здесь противопоставление двух поколений с различным социальным сознанием. Сын богатого новгородца, находящийся в наилучших условиях, всем обеспеченный, порывает с тем укладом, в котором он был воспитан и который дал ему все в жизни, и объявляет ему борьбу не на жизнь, а на смерть. Таким образом, сильный и удалый Василий Буслаевич, силе которого нет никакого применения и который обречен на праздность вследствие своего богатства, постепенно начинает ненавидеть воспитавшую его среду. Ненависть эта носит инстинктивный, бессознательный характер. Лучший церковный певец города в пьяном виде дает волю своим скрытым чувствам. И в дружину к нему повалила голь да беднота, люди, готовые на всякого рода действия, какие только от нее потребуются. Это люди решительные и отчаянные, которым нечего терять, весьма опасные для обывателей и богачей. Встреча Василия его крестным отцом знаменует встречу двух мировоззрений, двух укладов жизни. «Этот старец-пилигримище есть поэтический символ государственности Новгорода». Борясь с ним не на жизнь, а на смерть, Василий Буслаев вступает в борьбу со всей системой. Борьба в былине идет не против Москвы, а против своих же — новгородских и общерусских сильных людей.

Когда Василий Буслаев отправляется «душа спасти», то при этом звучат и другие слова: «а мое-та веть гулянье неохотное». Он проходит весь традиционный путь паломника (правда, идет не по Днепру, а по Волге — путем не столько паломника, сколько ушкуйников), но при этом менее всего напоминает благочестивого калику или раскаявшегося грешника. Весь смысл былины в этом контрасте, в двойном прочтении поступков героя. Даже отправляясь на богомолье замаливать свои грехи, Василий остается все тем же бунтарем и совершает новые грехи.

Эти характерные черты образа Васьки Буслаева всецело объясняются идейного жизнью русского средневековья. Чем больше усиливался идеологический гнет русской церкви, тем рациональнее становилось сознание людей. В условиях усиления господства религиозного мировоззрения он нередко принимал формы «еретических» движений. Протест Василия Буслаева против установившихся запретов нарушение им устоев и правил жизни, неверие в поверья и приметы отражали реальные явления общественной повседневной жизни средневековья. Протест Буслаева неосознанный, целиком его захватывает, заставляя нарушать все правила общежития, совершать неразумные действия поступки по сути дела, ничего не дающие, а иногда противоречащих элементарным правилам поведения — всецело ради бесшабашного удальства. Буслаев не знает удержу ни в чем и, наконец, сам становится жертвой нарушения запретов и гибнет. Образ Василия Буслаева в таких его проявлениях может считаться обобщающим образом русского национального характера.

В былине показан человек, обладающий большими возможностями, огромной жизненной энергией, но не реализовавший то, что было ему отпущено природой, бесцельно промотавший свою жизнь. Образ Василия Буслаева не случайно волновал многих русских писателей, так как они видели в нем человека. Не нашедшего себе достойного места в жизни.

Замечателен образ матери Василия — матерой вдовы Амелфы Тимофеевны. Во всем Новгороде нет сильнее ее буйного сына. Но она обладает настолько сильным характером и таким авторитетом у сына, что только ей под силу укротить его и справиться с ним. Это образ героической женщины и матери в русском эпосе.

Былина (цикл былин) о Василии Буслаеве — единственная завершенная былинная биография, единый законченный цикл, повествующий о герое от рождения и до смерти.

Сам рассказ наполнен очень точными зарисовками общественного и семейного быта средневекового города, что подтверждается летописными рассказами.

3.4 О непутевых детях и верных друзьях

Былины об Иване Гостином сыне «явно носят яркие следы северного происхождения и были сложены, по всей видимости, в новгородских губерниях», несмотря на то, что действие происходит на пиру у киевского князя. Они известны, судя по записям, только в Олонецкой, Новгородской губерниях и в Сибири. Прикрепление места действия к Киеву могло быть внесено по готовому шаблону. О новгородском стиле свидетельствует и жалкая роль князя Владимира, который в одной из версий даже «бьет Ивану челом до земли», что, собственно, и свойственно новгородскому эпосу в отношении киевских князей. К новгородским чертам былины могут быть отнесены: 1) купецкое происхождение героя; 2) присутствие гостей-корабельщиков и купецких людей на пиру у князя; 3) конь Ивана, купленный им за морем с уплатой пошлины; 4) самостоятельная роль владыки черниговского напоминающая положение и значение владыки в Новгороде; 5) продажа матерью сына в пристани именно заморским купцам.

3.5 Хлеб и труд — всему голова

В былине О Вольге и Микуле наряду со спокойным повествованием одновременно прослеживается и осуждения князя, едущего за сбором дани для своего удела. Ему противопоставляется простой крестьянин, занятый не поборами, а честным трудом, одним из самых уважаемых в русском народе — пахотой. От этого его образ создан могучим и необоримым. Мысль о тяжелом труде землепашца подчеркнута сравнением двух героев: Вольга, богатый, одаренный батюшкой наследством, способный чудесным образом принимать нужный облик (птица-сокол, щука-рыба, серый волк) действительно слабее Микулы Селяниновича. Уважение к Микуле выражается даже в названии былины: оно там есть и дано с отчеством, что для того времени для смердов принято не было, а только для богатых родовитых людей. Значимость дела, которым занимается Микула, тоже показана в былине, через одежду и его необыкновенные способности, с которыми не может справиться дружина князя. Одет он не для крестьянской работы, а как знатный и богатый боярин: на нем кафтан из черного бархата, сафьяновые сапоги, обувь с тонким носком и на высоком каблуке, как у богатых и знатных людей. Такая праздничная деревенская одежда вполне естественна. Дело в том, что пахота, покос, жатва — это торжественная праздничная пора в сельском деле. Потому-то крестьянину и уважение особое, и труд землепашца выше воинского, в силе с ним не сравнится даже целая хоробрая дружина князя. Вольга проникается уважением к Микуле за его силу в деле и работоспособность, справедливость и учтивые слова, за предупреждение об опасности. За труд, силу и справедливость мужики и прозвали Микулу Микулой Селяниновичем, с отчеством.

В былине о Вольге и Микуле главное внимание уделяется не богатому и родовитому Микуле, окруженному своей дружиной, он противопоставляется простому крестьянину Микуле. Контрастное противопоставление легко объясняется тем, что в Новгородской Руси князь был приглашенный лицом, не имеющим права на землю.

3.6 Городские сплетни

Былины о Хотене Блудовиче, бедняке, решившем посвататься к дочке богатой вдовы, или о Госте Терентьище, излечившего изменницу-жену, — также носят сугубо реалистически-жанровый характер, ярко иллюстрируя обыденную жизнь и вкусы новгородской республики.

Главный очаг распространения былины О Хотене Блудовиче — онежский край, а записи были сделаны на Белом море, на Печоре, Мезени, Пинеге. И хотя она начинается как и былины киевского цикла — с пира у князя Владимира, пир этот не похож на все такие пиры киевского (героического) цикла. Это не княжеский пир в понимании совещания государственной важности, а пир зажиточного хозяина с многочисленными гостями. На нем присутствуют и женщины. В некоторых версиях пир дает вообще Евпраксия и только для женщин. Данный сюжет слабо приурочен к Киеву, потому что внутренне он не принадлежит к идейному кругу былин киевского цикла. Конфликт социальных статусов свойственен новгородскому происхождению. Мать невесты всегда описывается как богатая. Но богатство это вызывает у исполнителя насмешливое презрение. Она занимается ростовщичеством. Она оскорбляет и унижает бедную вдову, а богатые и знатные гости поднимают на смех бедную женщину, не принадлежащую к их кругу. Но сын обиженной женщины — богатырь и он приводит к посрамлению и Часовую вдову и князя. Поэтому можно считать эту былину антибоярской, так как в лице богатой и знатной Часовой вдовы происходит посрамление ее, дела, которым она занимается (ростовщичества), ее жизненная философия (крепостнические наклонности и когда она принуждает своих должников, зависимых от нее людей, идти в бой против Хотена).

Во время вооруженных столкновений раскрывается идеология Хотена: он отпускает «наемное», так сказать, войско Часовой вдовы, потому что:

А вас, мужики не трону я не единого,

Ваше дело подневольное.

Или прежде чем принять бой он интересуется у войска:

Вы охочая сила или невольная?

После разгрома войска Владимира Хотен уничтожает закладные записки вдовы. Это уже свидетельствует о сословном характере борьбы: в лице Часовой вдовы Хотен уничтожает и обезвреживает властительницу над деньгами и судьбами людей.

Былина О Хотене Булудовиче замечательная по своей реалистичности, яркости и остроте основного конфликта. Несмотря на киевскую циклизацию ее «бытовой» сюжет дает возможность относить эту былину к Новгороду.

Еще одна особенность, которая прослеживается во многих сказаниях — уважение к родителям и послушание. Здесь разбушевавшийся Хотен не хочет жениться ни на Чайне, ни на ком, и только матушка в состоянии уговорить его, и Хотен ради матери идет с Чайной под венец.

Тип новгородского богатого купца выведен также в былине о госте Терентьище. Сюжет расцвечен яркими бытовыми подробностями из жизни богатого новгородского купечества, да и сама-то былина сложена по поводу какой-нибудь очередной сплетни о «старом богатом госте», занимавшей, видимо, новгородский купеческий мир, разнесенной по городу скоморохами и по капризу судьбы оставшейся в виде пикантной песни-фабльо для ряда последующих веков.

3.7 Справедливое возмездие и всепрощение

«Сорок калик с каликою» — самая популярная былина из репертуара калик перехожих. Калики перехожии в России были нищими высшего разряда. По рассказам и былинам — это паломники пилигримы, идущие на поклонение в Святую землю и добывающие себе пропитание милостыней. Судя по былинам, положение калик в обществе было довольно значительное: и Илья Муромец, и Алеша Попович, и Михаил Поток Иванович, и богатыри Владимировы не стыдились показываться каликами, даже считали это почетным. В сказаниях калики нисколько не напоминают калек в нынешнем смысле этого слова: это были все дородные добрые молодцы, силачи, иногда и красавцы, а если и старки, то уж никак не люди, возбуждавшие к себе сострадание каким-нибудь телесным недостатком. Былинные калики — отнюдь не слепцы, не старцы, не сирые и убогие. Как раз наоборот, в былинах всюду подчеркивается, что ни в силе, ни в удали они не уступали богатырям, а зачастую превосходили их. С телесной силой соединяется в каликах, по былинам почти постоянно, духовная сила. У них «сила мышц есть выражение силы духа», писал о них выдающийся филолог-славист И.И. Срезневский. Но калики отличались от обычных богатырей. Богатыри, как правило, нанимались в княжеские дружины, цель же калик перехожих была иная: «А идти нам, братцы, дорога не ближняя, Идти будем к городу Ерусалиму». Поход в Святую землю был весьма дорогим предприятием. Но Церковь не жалела средств на святое дело. Кроме того, калики были люди не бедные. Это, как правило, дети боярские, купеческие, разного возраста и состояния: «Калики … одеты в шубы соболиные или гуни сорочинские, в лапотки семи шелков, с вплетенным в носке камешком самоцветным: костюм их дополняют сумки из рыжего бархата, клюки, иногда из рыбья зуба, и шляпы земли греческой». Калики были образованными людьми.

«Сорок калик с каликою» — это подлинная история калик.

Калик часто называли «ворами-разбойниками». Одна из первостепенных задач каличьей былины, вне всякого сомнения, как раз и заключалась в том, чтобы противостоять подобным обвинениям, доказать их необоснованность и несправедливость. Калики создали своего былинного героя, ставшего жертвой клеветы, навета.

Основная идея былины — утверждение высоких моральных и нравственных качеств калик. Зло не останется безнаказанным. Но факт наказания в данной истории не так значим, как следующее за возмездием исцеление — акт доброты и всепрощения. Оклеветанный, отданный на верную смерть, Касьян исцеляет, спасает от смерти виновника своих несчастий. Такова в каличьей былине олицетворенная, выраженная в лицах, в образах героев, глубоко народная идея добра и зла, света и тьмы, преступления и наказания. И конечно, далеко не случайно калики противопоставлены в былине главным былинно-историческим героям. Тем самым калики выводят себя на былинно-историческую арену, соотносят себя с былинно-историческими героями, чрезвычайно много значащими в народном сознании.

Есть в каличьей былине еще одна особенность. В ней действуют главные герои русского былинного эпоса, но сама она не носит героического характера. Атаман Касьян вступает в поединок и одерживает победу, но не на поле брани. Действие, развитие сюжета происходят в иной сфере — нравственных, моральных отношений и проблем, где поединки героев оказываются не менее напряженными и драматичными.

«Сорок калик с каликою» — едва ли не самая первая (и едва ли не самая совершенная) народная психологическая драма, ни в чем не уступающая лучшим образцам средневековых произведений.

Законы, обычаи калик Древней Руси, их быт и нравы — все это нашло отражение в каличьих былинах. Уникален тот факт, что в былине О сорока каликах-богатырях калики поют сами о себе. Народный эпос, как принято считать, безымянен, безличен. При всем желании нам трудно воссоздать даже предположительно образ автора. Самое большее, что известно — это имя одного из таких творцов — Бояна. Но и оно названо в памятнике письменно, а не устной литературы. Поэзия народная нигде, ни разу не называет имени ни одного создателя (или создателей) таких былинных поэм. Нет о них и никаких косвенных упоминаний или данных. Здесь же перед нами в одном лице — и авторы, и действующие лица, и исполнители. Подлинная «автобиография» калик перехожих — эпическая поэма, созданная каликами о самих себе.

3.8 Не простые люди, святые

Яркий образец скоморошьего искусства — былина о Вавиле и скоморохах. Скоморохи известны на Руси с 11 века, они — постоянные участники народных праздников, ярмарок, свадеб. Основной массив скоморохов составляли народные потешники. В 13 веке скоморошество на Руси пошло на убыль. Сказалось татаро-монгольское иго, а также враждебное отношение к ним со стороны церкви и княжеской власти, которые зачастую становились объектами этих народных сатириков. За шутки по адресу сильные мира сего жестоко расправлялись с народными потешниками. И только в Новгородской земле с ее республиканскими порядками и свободными нравами и вплоть до ее присоединения к Москве скоморохи могли себе позволить высмеивать пороки власть имущих. Кстати, считается, что знаменитый Садко был ни кем иным, как скоморохом, потешавшим богатых гостей на пирах и братчинах.

Естественно, преследование и гонения скоморохов, организованные политическим центром в 17 веке, в Новгороде происходили также. Они были объявлены слугами дьявола, а их искусство — бесовским. Скоморохи, как и калики, создали апологию своего искусства. Былина о Вавиле и скоморохах как бы отвечает правительству и духовенству, называя скоморохов святыми людьми. Эта былина — апология скоморошьего искусства. В былине скоморохи, идущие на царя Собаку, даже названы именами святых Кузьмы и Демьяна — бессребреников (т.е. неимущих), покровителей ремесленников. О них былина говорит: «Не простые люди-то, святые!».

Новгородские былины носят исключительно реалистически-жанровый характер и служат отображениям интересов, вкусов и тенденций богатой новгородской буржуазии.

4. Художественные особенности новгородских былин

Эпос очень редко сохраняет точность фактических деталей, но он веками хранит ту обобщенную оценку сущности события, которая сложилась в сознании народа. На протяжении своего многовекового существования былины подвергались переработке, многократные наслоения изменяли не только отдельные детали, но порой и сюжет.