Всемирно известная былина «Садко» относится к былинам новгородского цикла. Это былины, повествующие о жизни и быте Великого Новгорода, второго по значению города средневековой Руси, и его жителей. Ученые считают, что былина «Садко» — одна из древнейших (если не самая древняя) из сохранившихся и дошедших до нас былин.
В центре былины — новгородский купец Садко, талантливый гусляр. По его имени и названо произведение русского фольклора. Образ Садко жизненно достоверен и многогранен, очень неоднозначен. «Садко, — пишет известный исследователь В.Г. Мирзоев, — истинный представитель Великого Новгорода, воплотивший его характерные черты».
В начале былины Садко предстает перед нами как обыкновенный гуселыцик (играющий на гуслях — старинном русском музыкальном инструменте), без знатного происхождения, богатства, достатка, «несчетной золотой казны». Однажды он встреча- 18 ется с морским царем, который награждает его за искусную игру на гуслях богатством.
В результате своей предприимчивости, ловкости и удачи Садко становится купцом и вскоре бросает вызов всему купечеству Великого Новгорода. Однако в этом поединке Садко терпит поражение, — иначе в былинах и быть не могло: победа одного человека, Садко, была бы принижением второго по могуществу города Древней Руси — Господина Великого Новгорода. Вскоре после этого Садко отправляется в путь. Это был долгий и сложный путь. Волхов, Ладожское озеро, Нева, сине море, Золотая Орда — вот вехи этого пути (интересно, что в этой былине о Садко Золотая Орда рисуется неизвестным автором не как враждебная сила; Садко получает там даже большие барыши).
На обратном пути Садко ожидают большие испытания: в море царь Морской потребовал у него жертвоприношения. И вот в этой ситуации раскрывается непростой характер Садко: он эгоистичен и расчетлив, недобр и несправедлив. Садко готов пожертвовать своей дружиной ради собственного спасения. Садко предлагает выбрать жертву — «живую голову» — в результате жеребьевки. Вот здесь и проявляются такие черты его личности, как хитрость, коварство, непорядочность. Садко делает жребий себе из тяжелого металла — золота, а дружине — из дерева: он понимает, что золото тяжелее и сразу пойдет на дно, а это означает спасение — не он будет выбран в качестве жертвы.
Ай же ты, дружина хоробрая! А-й возьмите-тко уж как делайте А-й да жеребья да себе, волжаны. А-й как всяк свои имена вы пишите на жребьи, А спущайте жеребья на сине море; ч — А я сделаю себе-то жребий на красное-то на
Персонажи и истории былин новгородского цикла
... о сложении русских былин около трех центров древней Руси: Киева, Галича Волынского и Новгорода, или иначе - о трех былинных циклах - киевском, галицком и новгородском. К новгородским былинам относят сказания новеллистического ... за утехи за великие, За твою-то игру нежную? Но не только наградить, но и посрамить новгородских купцов. Морской царь советует Садко побиться с новгородскими купцами о великий ...
золото.
А-й как спустим жеребья теперь мы на сине море, А-й как чей у нас жребий теперь ко дну
пойдет,
А тому идти как у нас да в сине море.
В былине «Садко» нашли отражение древнейшие верования, обычай принесения человеческой жертвы морским богам. Здесь отражен еще сохранившийся у людей Древней Руси страх перед морем, страх далеких путешествий на непрочных ладьях. Вот здесь проявились другие стороны личности Садко, не побоявшегося отправиться в далекое и опасное морское путешествие, — храбрость, смелость, отвага.
Интересен в былине еще один образ — образ Морского царя, в котором нашли воплощение такие черты, которые особенно ценились новгородцами в те далекие времена: щедрость, широта натуры. Морской царь восхищается игрой Садко и щедро его одаривает, требует его к себе, на дно морское; он пляшет широко, по-русски, под гусли новгородского купца Садко:
А-й как начал играть Садко как во гусли во яровчаты,
А как начал плясать уже Морской теперь в сине мори,
А от него сколебалося все сине море,
А сходилася волна да на синем мори,
А-й как стал он разбивать много черных кораблей
да на синем мори, А-й как много стало ведь тонуть народу
да в синем море, А-й как много стало гинуть именьица
да в сине море.
Лишь в самом конце былины сказители ввели образ Святителя Николая, святого Николая-угодника, одного из самых почитаемых на Руси святых, который вызволяет Садко из плена. Как пишет В.Г. Мирзоев в своем исследовании, «Сочная, красочная былина «Садко», обнаруживая полнокровную жизнь Древнего Новгорода, сохранила нам дохристианские верования его населения (в другом варианте спасительницей Садко была русалка Чернавка. — М.Г.), а также ясно обрисовала детали местной жизни, психологию средневекового новгородского купца. Былина о Садко — живая картина с натуры, живой рассказ о жизни древнего города».
В былине о Садко ярко и выразительно описывается талантливая игра главного героя, новгородского купца, на гуслях: 20
А-й как пошел Садке Ильменьда ко озеру,
А-й как он садился на синь горюч камень да об озеро,
А-й как начал играть во гусли во яровчаты,
А-й как ведь опять играл он с утра до вечера,
А волна уж как в озере сходилася,
А вода ли с песком да смутилася;
А тут осмелился Садке да новгородский
А сидеть играть как он об озеро.
А-й как тут вышел царь водяной топерь со озера,
А-й как сам говорит царь водяной да таковы слова:
«Благодарим-ка, Садко да новгородский!
А спотешил нас теперь да ты во озере,
А у меня было да как во озере,
А-й как у меня столованье да почестен пир,
А-й как всех развеселил да на честном пиру,
А-й любезных да гостей моих.
Былинный герой садко 7 класс
... купец богатыи, Садко да новгородский! А и как сколько ни по морю ездил ты, А и как морскому царю дани не плачивал в сине море, А и теперь уж ... к людям, которые оказывались на дне морском и могли погибнуть. Таким образом, отрицательным персонажем в былине является именно он. Герой слишком непредсказуем. С одной стороны, его можно ...
А-й как я не знаю топерь, Садка, тебя да чем
Пожаловать.
В былине «Садко» выразились взгляды народа на прекрасное, на значение прекрасного в жизни.
Народные представления о жизни, о прекрасном, о добре и зле, выраженные в былине, вдохновили спустя много веков замечательного русского композитора XIX века Н.А. Римско- го-Корсакова на создание оперы с одноименным названием по мотивам известного памятника русского эпоса — былины «Садко».