Иван Алексеевич Бунин – писатель и поэт, произведения которого воспевали простую жизнь русской деревни и обычных людей, их цельность и простота свидетельствуют о величайшем таланте и владении искусством слова. Тема природы – одна из главных в творчестве Бунина.
Родился Бунин в обедневшей дворянской семье, свое детство и юность он провел в деревне в Орловской губернии, где полюбил природу, научился ценить ее красоту. Его горячим желанием было стать художником, и он действительно им стал, но художником слова, который безыскусными мазками создает безупречное полотно.
Творчество великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина представляет собой особый прекрасный мир. Его рассказы и повести могут на весь век остаться в душе, сделав ее более восприимчивой к жизни и красоте природы. Родная природа — это особая реальность в творчестве писателя. Ей посвящены многие его вдохновенные строки — как в прозе, так и в поэзии. Всю жизнь Бунин углублял в себе чувство органической связи с природой в ее глобальном смысле. В своих произведениях он утверждал неповторимую ценность всякой минуты, прожитой человеком под открытым небом, в лесу, в поле, на морском берегу. Прелесть природы — это единственная ценность мира. Своих читателей независимо от того, где они родились и живут, писатель делает своими земляками. Он предлагает им вместе пройтись по хлебным полям, густым лесам, степным дорогам, оврагам, заросшим лесом.
Первое стихотворение, которое принесло ему славу и литературную премию, называется «Листопад». В нем он точно передал образ осеннего леса. Мы словно видим глазами поэта разноцветный «терем расписной», чувствуем запах («Лес пахнет дубом и сосной»), ощущаем тишину, в которой можно «расслышать листика шуршанье», чувствуем, как перед морозами «лес стоит в оцепененье». Вслед за Пушкиным Бунин восторгается осенью, передает ее тихую ностальгию, которая переходит в тревогу и умирание.
Еще немало стихотворений напишет Бунин о природе. Любовь к летней грозе в «Полями пахнет», восторг переменой погоды в «Голубях», прекрасные зарисовки природы в произведениях «В открытом море», «Из окна», «Речка», «Две радуги», «Закат», «Вечер». Каждое слово в них говорит о любви к природе, о том, как тонко взаимосвязана она с человеком, сколько совершенства даже в самом крохотном ее творении.
«Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!» ...
... Золотое дно", "Сны" с их антипомещичьей направленностью. Они были напечатаны в сборнике М. Горького "Знание" и получили высокую оценку А.Чехова Самым значительным произведением дооктябрьского периода творчества Бунина ... ценность человеческого существования, — любви, радости единения с природой, гармонии с окружающим миром. 5554 человека ... покинув обнищавшее имение, по словам матери, "с одним крестом ...
По мнению исследователей творчества- небо- это один из любимых образов поэта. Небо для него — это радость, потому что в него так хорошо смотреть и думать. Поэт размышляет в своих стихах о жизни, о человеке, о своем предназначении:
Зачем я должен радость этой муки,, Вот этот небосклон, и этот звон,, И темный смысл, которым полон он,, Вместить в созвучие и звуки?.
Счастье для Бунина — это полное слияние с природой, но оно доступно лишь тем, кто проник в тайны природы. В природе заключена гармония, к которой человек стремится. Быть естественным, как сама природа, — вот идеал Бунина во все времена.
Бунин-прозаик продолжал создавать поэтичные, романтичные, очень чистые произведения, многие из которых похожи скорее на стихотворение в прозе, чем на рассказы. Недаром говорят, что у него нет обычных рассказов, а есть рассказ-впечатление, рассказ-настроение. И в них продолжает он тему природы.
В своём произведении «Антоновские яблоки» Бунин раскрыл одну из основных вечных тем человечества – тему природы. В рассказе нет захватывающего сюжета, а просто прекрасное и нежное описание природы в осеннюю пору и времяпрепровождения дворян. Но именно эти описания заслуживают пристального внимания читателя.
Внимательно вчитываясь в рассказ, можно заметить, что автор показывает нам каждую деталь, каждую мелочь окружающей обстановки, вплоть до звуков и запахов. Говоря о запахах, стоит отметить их особую красоту и неповторимость: «тонкий аромат опавшей листы и – запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести», «крепко пахнет от оврагов грибной сыростью, перегнившими листьями и мокрой древесной корою». В ходе рассказа меняются настроения, меняются запахи, меняется жизнь.
Очень важную роль в картине окружающего мира играет цвет. Как и запах, он заметно изменяется на протяжении рассказа. В первых главах мы видим “багровое пламя”, “бирюзовое небо”; “бриллиантовое семизвездие Стожар, голубое небо, золотистый свет низкого солнца” – здесь мы видим даже не сами цвета, но их оттенки, благодаря чему автор раскрывает нам свой внутренний мир. Но с изменением мироощущения меняются и цвета окружающего мира, из него постепенно исчезают краски: “Дни стоят синеватые, пасмурные… Целый день я скитаюсь по пустым равнинам”, “низкое сумрачное небо”, “посеревший барин”.
Это произведение, пропитанное тонким ароматом антоновских яблок, переносит нас в переломную пору — расцвета дворянства и его стремительного упадка. Постепенно проходит «золотой век» дворянства: «Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб… Перемёрли старики на Выселках, умерла Анна Герасимовна, застрелился Арсений Семёныч…” Угасающий дух помещиков поддерживает только охота. Автор вспоминает обряд охоты в доме Арсения Семеновиҹа, особенно приятный отдых, когда случалось проспать охоту, тишина в доме, чтение старых книг в толстых кожаных переплетах, воспоминания о девушках в Дворянских усадьбах… Но всё это в прошлом, и герой понимает, что его не вернуть.
В рассказе можно проследить лёгкое чувство грусти и ностальгии по ушедшему времени. Грусть об уходящих в прошлое дворянских гнездах. Она выражена через описание осени и через картины упадка крупнопоместного хозяйства. Умирает не просто прежний уклад жизни, но целая эпоха русской истории, дворянская эпоха. Но для героя «…хороша и эта нищенская мелкопоместная жизнь!», открывающая перед автором новые чувства, воспоминания и ощущения.
И.А.Бунин. Очерк жизни и творчества. Основные мотивы лирики
... пейзажной лирики в философскую Бунин в своих стихах пытался найти смысл жизни человека, гармонию мира. Он утверждал мудрость и вечность природы, которую считал неиссякаемым источником красоты. Это основные мотивы лирики Бунина, проходящие ... солнца» Шесть золотистых мраморных колонн, Безбрежная зеленая долина, Ливан в снегу и неба синий склон. Я видел Нил и Сфинкса-исполина, Я видел пирамиды: ты ...
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что Бунин сумел передать все свои воспоминания о дворянской жизни, погрузив нас в атмосферу той эпохи с помощью звуков, цветов и запахов, передающих тончайшие оттенки чувств.
Повествование в рассказе «Антоновские яблоки» ведется от лица лирического героя, вспоминающего раннюю осень в имении. Перед нами одна за другой встают картины жизни деревни. Рассказчик любуется природой, красотой земного мира, мужиками, насыпающими собранные яблоки, уносится воспоминаниями в далекое прошлое. Образ ароматных антоновских яблок – ключевой в рассказе. Это символ простой деревенской жизни.
Природа и люди – все восхищает рассказчика-барчука. Днем – буйство прекрасной природы, ночью – небо, полное звезд и созвездий, которыми не устает любоваться герой: «Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!»
Проза, написанная поэтом, уникальна по художественности и глубине. Бунин рисовал словами, как гениальный художник красками. От природы писатель был наделен необыкновенной остротой чувств: превышающими человеческие возможности зрением, слухом и обонянием. Именно поэтому, читая рассказы Бунина, мы слышим птиц, ветер и дождь, видим мельчайшие подробности окружающего мира, которые сами бы не заметили, ощущаем множество запахов. «Тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок». Автор воспевает мудрость природы, ее вечное обновление и красоту.
Произведения Бунина передают множество разных запахов: от грибной сырости оврага до жаркого аромата степей. И везде писатель стремится к максимальной точности. Это очень хорошо и красочно показано в рассказе «Антоновские яблоки», когда герой едет по деревне и слышит запах антоновских яблок. Этот запах будит в нем воспоминания детства и заставляет его грустить, ведь та счастливая пора давно прошла. А вот как он описывал запахи полыни: «И все жарче, шире веет из степей теплынь, и все суше, слаще пахнет горькая полынь». Очень часто Бунин обращался к природе в своих стихах. Любимым его образом было небо. Небо для него — это радость, потому что в него так хорошо смотреть и думать.
Природа в произведении Бунина жива, автор проецирует ее на собственные ощущения, на жизнь человека. Если «веяло весенним ароматом», то «юной жизни тайна в мир пришла» («Три ночи»), если он видит полевые цветы, то они «говорят про давно позабытые светлые дни» («Полевые цветы»), а яркий свет и шелковый песок ассоциируются у него с его детством («Детство»).
Поэзия и проза Бунина – нежные, печальные, грустящие о былом. И такая же у него природа, в ней есть только деликатные цвета: розовое утро, матово-зеленые хлеба, голубая низменность («Деревня»).
И люди у Бунина живут по законам природы, подчиняясь ее цикличности, ее умиранию и возрождению и даже ее настроению. Посмотрите, как гармонируют описание природы «холодное осеннее ненастье», залитые дождем дороги, с описанием героев «серьезный и темноликий» мужик со строгим и усталым взглядом («Темные аллеи»).
Медицина и словесность. Русские и зарубежные врачи-писатели. ...
... врачом. Рассказ наряду с несколькими другими входит в цикл «Записки юного врача». ** ... реферате мне хотелось бы осветить проблематику слияния этих двух сфер деятельности – литературной и врачебной, главенствующие особенности языка и стиля писателей-врачей, а также изучить основные вехи творческой жизни ... "Природа-Врач ! ... Булгаков, Викентий Викеньтьевич Вересаев (Смидович) – список писателей-врачей ...
Бунин – это поэт, воспевающий природу, продолжатель традиций Пушкина и Тютчева, романтик, который всегда будет грустить о своей родине, и который даже в разлуке будет писать только о родных просторах, лесах, полях, цветах. Все его творчество – это выражение его тихой любви к родной природе и обычному человеку.
Тема родной природы всегда присутствует в творчестве Бунина. Только со временем она изменяется: писатель все более эмоционально рассказывает о деревьях, небе, облаках, реке и т. д. Так, когда он пишет о вьюге, он старается передать ее вой и то чувство, которое охватывает человека при этом. Бунин может умело передавать и вой ветра, и шелест листвы, и едва слышимое трепетание крыльев бабочки.
Бунин принадлежит к последнему поколению писателей из дворянской усадьбы, которая тесно связана с природой центральной полосы. «Так знать и любить природу, как умеет Ив. Бунин, мало кто умеет», — писал Александр Блок в 1908 году. Недаром Пушкинская премия в 1903 году была присуждена Бунину за сборник стихотворений «Листопад», воспевающих русскую деревенскую природу. В своих стихотворениях поэт связал печаль русского пейзажа с русской жизнью в одно нераздельное целое. «На фоне золотого иконостаса, в огне листопада, позолоченная закатом, встает покинутая усадьба». Осень — «тихая вдова»- необыкновенно гармонирует с пустующими усадьбами и покинутыми хуторами. «Томит меня родная тишина, томит меня гнезда родного запустенье». Этой грустной поэзией увядания, умирания, запустения проникнуты и рассказы Бунина, которые похожи на стихи. Вернемся еще раз к началу его знаменитого рассказа «Антоновские яблоки»:
«Помню раннее, свежее, тихое утро: Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и — запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести:»И тот самый запах антоновских яблок сопровождает его во всех скитаниях как память о родине. «Но по вечерам, — описывает Бунин, — я читаю старых поэтов, родных мне по быту и по многим своим настроениям. А ящики моего стола полны антоновскими яблоками, и здоровый осенний аромат переносит меня в деревню, в помещичьи усадьбы».
О счастье мы всегда лишь вспоминаем,
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
Список литературы:
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/bunin-tonchayshiy-jivopisets-prirodyi/
1.Собрание сочинений: В 9-ти т. М.: Художественная литература, 1965-1967.
2.Избранная проза.- М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.-656с.- (Школа классики).
3.Муромцева – Бунина В.Н. Жизнь Бунина. Беседы с памятью. М., 1989/ Издание подготовил А.К. Бабореко.
4.Чуковский К.И. Ранний Бунин// Вопросы литературы. 1968.№5, Так любить природу мало кто
умеет, как это умеет Бунин. Мир
Бунина — это мир зрительных
Антоновские яблоки бунина рассуждение по рассказу
... po-rasskazu «Антоновские яблоки» – гимн Бунина своей Родине Сочинения › Бунин И.А. › Антоновские яблоки Готовые Домашние Задания И.А. Бунин – писатель, который создавал в своих стихотворениях и прозе прекрасные образы русской природы. «Так ... поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем ...
и звуковых впечатлений.
А.А. Блок
Творчество великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина представляет собой особый прекрасный мир. Его рассказы и повести могут на весь век остаться в душе, сделав ее более восприимчивой к жизни и красоте природы. Родная природа — это особая реальность в творчестве писателя. Ей посвящены многие его вдохновенные строки — как в прозе, так и в поэзии.
Всю жизнь Бунин углублял в себе чувство органической связи с природой в ее глобальном смысле. В своих произведениях он утверждал неповторимую ценность всякой минуты, прожитой человеком под открытым небом, в лесу, в поле, на морском берегу. Прелесть природы -это единственная ценность мира.
Своих читателей независимо от того, где они родились и живут, писатель делает своими земляками. Он предлагает им вместе пройтись по хлебным полям, густым лесам, степным дорогам, оврагам, заросшим лесом. С особой любовью Бунин пишет о деревне, о березовых и липовых аллеях усадеб. Однако он понимает, что это не вечно, скоро умрет, поэтому его произведения окрашены грустью. Но здесь же писатель находит то, что роднит природу и человека, — постоянное обновление, когда за смертью следует возрождение.
Бунин очень любит русскую природу, но воспринимает ее в основном зрением. Он жадно наблюдает за ней, а потом все свои мысли и чувства передает в произведениях. Картины природы у него — яркие, четкие, как будто он только что их сфотографировал. Бунин замечает мельчайшие подробности жизни природы, а потом передает их читателю. Например, он показывает, что в лунную ночь белые лошади кажутся зелеными, а глаза у них — фиолетового цвета. Бунин знает много цветов и красок, его творчество очень красочно, и в этом состояло его новаторство в русской литературе.
Тема родной природы всегда присутствует в творчестве Бунина. Только со временем она изменяется: писатель все более эмоционально рассказывает о деревьях, небе, облаках, реке и т. д. Так, когда он пишет о вьюге, он старается передать ее вой и то чувство, которое охватывает человека при этом. Бунин может умело передавать и вой ветра, и шелест листвы, и едва слышимое трепетание крыльев бабочки.
Но самое удивительное в произведениях Бунина — это обоняние. Писатель сам говорил про себя: «У меня было обоняние, отличавшее запах росистого лопуха от запаха сырой травы». Произведения Бунина передают множество разных запахов: от грибной сырости оврага до жаркого аромата степей. И везде писатель стремится к максимальной точности. Это очень хорошо и красочно показано в рассказе «Антоновские яблоки», когда герой едет по деревне и слышит запах антоновских яблок. Этот запах будит в нем воспоминания детства и заставляет его грустить, ведь та счастливая пора давно прошла. А вот как он описывал запахи полыни: «И все жарче, шире веет из степей теплынь, и все суше, слаще пахнет горькая полынь».
Очень часто Бунин обращался к природе в своих стихах. Любимым его образом было небо. Небо для него — это радость, потому что в него так хорошо смотреть и думать. Поэт размышляет в своих стихах о жизни, о человеке, о своем предназначении:
Зачем я должен радость этой муки,
Вот этот небосклон, и этот звон,
Природа в творчестве писателей
... В. Бианки неоценим, его “Лесную газету” можно с уверенностью назвать одним из лучших художественных произведений биолого-экологического характера. О живой природе мы можем прочитать не только у русских писателей. ... экономическому значению, сезонным и суточным ритмам жизни, миграциям. Ученый – писатель постоянно подчеркивал значение природы в жизни людей. Леса уменьшают испарение воды, защищают ...
И темный смысл, которым полон он,
Вместить в созвучие и звуки?
Счастье для Бунина — это полное слияние с природой, но оно доступно лишь тем
Иван Алексеевич Бунин — писатель и поэт, произведения которого воспевали простую жизнь русской деревни и обычных людей, их цельность и простота свидетельствуют о величайшем таланте и владении искусством слова. Тема природы — одна из главных в творчестве Бунина.
Родился Бунин в обедневшей дворянской семье, свое детство и юность он провел в деревне в Орловской губернии, где полюбил природу, научился ценить ее красоту. Его горячим желанием было стать художником, и он действительно им стал, но художником слова, который безыскусными мазками создает безупречное полотно.
Первое стихотворение, которое принесло ему славу и литературную премию, называется «Листопад». В нем он точно передал образ осеннего леса. Мы словно видим глазами поэта разноцветный «терем расписной», чувствуем запах («Лес пахнет дубом и сосной»), ощущаем тишину, в которой можно «расслышать листика шуршанье», чувствуем, как перед морозами «лес стоит в оцепененье». Вслед за Пушкиным Бунин восторгается осенью, передает ее тихую ностальгию, которая переходит в тревогу и умирание.
Еще немало стихотворений напишет Бунин о природе. Любовь к летней грозе в «Полями пахнет», восторг переменой погоды в «Голубях», прекрасные зарисовки природы в произведениях «В открытом море», «Из окна», «Речка», «Две радуги», «Закат», «Вечер». Каждое слово в них говорит о любви к природе, о том, как тонко взаимосвязана она с человеком, сколько совершенства даже в самом крохотном ее творении.
Бунин-прозаик продолжал создавать поэтичные, романтичные, очень чистые произведения, многие из которых похожи скорее на стихотворение в прозе, чем на рассказы. Недаром говорят, что у него нет обычных рассказов, а есть рассказ-впечатление, рассказ-настроение. И в них продолжает он тему природы.
Пожалуй, самое знаменитое его произведение в прозе — «Антоновские яблоки». Вслед за запахом спелых яблок писатель проводит нас по обычной русской деревне, по заброшенной усадьбе, по собственным воспоминаниям. И неразрывно с каждым шагом — описание природы. Бунин передает умиротворенность своими словами «август был с теплыми дождиками», «паутины много село на поля», «раннее, свежее, тихое утро», «запах меда и осенней свежести». Вообще, здесь очень много запахов: пахнут яблоки, пахнет дождь, пахнет костер, пахнет опавшая листва, пахнет сено, а дома пахнет снова яблоками, старой мебелью, липовым цветом.
Природа в произведении Бунина жива, автор проецирует ее на собственные ощущения, на жизнь человека. Если «веяло весенним ароматом», то «юной жизни тайна в мир пришла» («Три ночи»), если он видит полевые цветы, то они «говорят про давно позабытые светлые дни» («Полевые цветы»), а яркий свет и шелковый песок ассоциируются у него с его детством («Детство»).
Поэзия и проза Бунина — нежные, печальные, грустящие о былом. И такая же у него природа, в ней есть только деликатные цвета: розовое утро, матово-зеленые хлеба, голубая низменность («Деревня»).
И люди у Бунина живут по законам природы, подчиняясь ее цикличности, ее умиранию и возрождению и даже ее настроению. Посмотрите, как гармонируют описание природы «холодное осеннее ненастье», залитые дождем дороги, с описанием героев «серьезный и темноликий» мужик со строгим и усталым взглядом («Темные аллеи»).
По произведениям И.А.Бунина : «И.А.Бунин — тончайший живописец природы»
... и недвижимости природы, так и в ее жизни, движении. Бунин рисует свои картины как умелый художник, аккуратно и талантливо подбирая слова и краски, ... Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. В палитре поэты очень много ярких красок, нежных тонов. Но они не ... не получает ответов, а жизнь так коротка, чтобы успеть все узнать, понять. Бунин много размышляет о смерти, возможно, именно поэтому он ...
Бунин — это поэт, воспевающий природу, продолжатель традиций Пушкина и Тютчева, романтик, который всегда будет грустить о своей родине, и который даже в разлуке будет писать только о родных просторах, лесах, полях, цветах. Все его творчество — это выражение его тихой любви к родной природе и обычному человеку.
Основные темы в творчестве Ивана Алексеевича Бунина — вечные темы: природа, любовь, смерть
Бунин принадлежит к последнему поколению писателей из дворянской усадьбы, которая тесно связана с природой центральной полосы России. «Так знать и любить природу, как умеет Иван Бунин, мало кто умеет», — писал Александр Блок в 1907 году. Недаром Пушкинская премия в 1903 г. была присуждена Бунину за сборник стихотворений «Листопад», воспевающих русскую деревенскую природу. В своих стихотворениях поэт связал печаль русского пейзажа с русской жизнью в одно нераздельное целое. «На фоне золотого иконостаса, в огне листопада, позолоченная закатом, встает покинутая усадьба». Осень — «тихая вдова» необыкновенно гармонирует с пустующими усадьбами и покинутыми хуторами. «Томит меня родная тишина, томит меня гнезда родного запустенье» Этой грустной поэзией увядания, умирания, запустения проникнуты и рассказы Бунина, которые похожи на стихи. Вот начало его знаменитого рассказа «Антоновские яблоки»: «Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и — запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести…» И этот запах антоновских яблок сопровождает его во всех скитаниях и в столицах мира как память о Родине: «Но по вечерам, — пишет Бунин, — я читаю старых поэтов, родных мне по быту и по многим своим настроениям, наконец, просто по местности, — средней полосе России. А ящики моего стола полны антоновскими яблоками, и здоровый осенний аромат переносит меня в деревню, в помещичьи усадьбы».
Вместе с вырождением дворянских гнезд вырождается и деревня. В повести «Деревня» он описывает двор богатой крестьянской семьи и видит «мрак и грязь» — и в физической, и в умственной, и в нравственной жизни». Бунин пишет: «Лежит старик, помирает. Он еще жив — а уже в сенцах гроб приготовлен, уже пекут пироги на поминки. И вдруг старик выздоравливает. Куда было девать гроб? Чём оправдать траты? Лукьяна лет пять проклинали потом за них, сжили попреками со свету, изморили голодом». А вот как описывает Бунин уровень политического сознания крестьян:
А не знаешь, зачем суд приехал?, Депутата судить… Говорят, реку хотел отравить., Депутата? Дурак, да разве депутаты этим занимаются?
А чума их знает…
Точка зрения Бунина на народ полемично заострена против тех народолюбцев, которые идеализировали народ, льстили ему, Гибнущая русская деревня обрамлена унылым русским пейзажем: «Косо неслась белая крупа, падая на черную, нищую деревушку, на ухабистые, грязные дороги, на конский навоз, лед и воду; сумеречный туман скрывал бесконечные поля, всю эту великую пустыню с ее снегами, лесами, селениями и городами, — царство голода и смерти…»
Основные мотивы лирики и Творческий путь Бунина
... И лирика поэта наполняется светом и величием. В своих стихотворениях поэт отражает тему памяти, затрагивает прошлое, размышляет на тему связи природы и человека, поднимает тематику смерти и жизни. Бунин ... поэзию, то она тут же потускнеет, лишаясь своего радужного блеска. В целом, основной темой и мотивами лирики Бунина всегда оставалась тема Родины, однако писатель затрагивал и другие ...
Тема смерти получат в творчестве Бунина многообразное освещение. Это и гибель России, и смерть отдельного человека. Смерть оказывается не только разрешительницей всех противоречий, но и источником абсолютной, очищающей силы («Преображение», «Митина любовь»).
Рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско» глубже всех понял Александр Твардовский: «Перед лицом любви и смерти, по Бунину, стираются сами собой социальные, классовые, имущественные грани, разделяющие людей, — перед ними все равны. Аверкий из «Худой травы» умирает в углу своей бедной избы: безымянный господин из Сан-Франциско умирает только что собравшись хорошо пообедать в ресторане первоклассного отеля на побережье теплого моря. Но смерть одинаково ужасна своей неотвратимостью. Между прочим, когда этот наиболее известный из бунинских рассказов толкуют только в смысле обличения капитализма и символического предвестия его гибели, то как бы упускают из виду, что для автора гораздо важнее мысль о подверженности и миллионера общему концу, о ничтожности и эфемерности его могущества перед лицом одинакового для всех смертного итога».
Смерть как бы позволяет увидеть жизнь человека в ее истин» ном свете. Раньше, чем смерть физическая, господина из Сан-Франциско постигла духовная смерть.
«До 58 лет жизнь его была посвящена накоплению. Став миллионером, он хочет получить все удовольствия, которые можно купить за деньги: …карнавал он думал провести в Ницце, в Монте-Карло, куда в эту пору стекается самое отборное общество, где одни с азартом предаются автомобильным и парусным гонкам, другие рулетке, третьи тому, что принято — называть флиртом, а четвертые — стрельбе в голубей, которые очень красиво взвиваются из садков над изумрудным газоном, на фоне моря цвета незабудок, и тотчас стукаются белыми комочками о землю…1 — это не жизнь, это форма жизни, лишенная внутреннего содержания. Общество потребления вытравило из себя все человеческое способность к Сочувствию, соболезнованию. Смерть господина из Сан-Франциско воспринимается с неудовольствием. ведь «вечер был непоправимо испорчен», хозяин отеля чувствует себя виноватым, дает слово, что он примет «все зависящие от него меры» к устранению неприятности. Все решают деньги: гости хотят получать удовольствия за свои деньги, хозяин не хочет лишаться прибыли, этим и объясняется неуважение к смерти, а значит, нравственное падение общества, дегуманизация в ее крайнем проявлении.
Мертвенность буржуазного общества символизирует «тонкая и гибкая пара нанятых влюбленных: грешно-скромная девушка с опущенными ресницами, с невинной прической, и рослый молодой человек с черными, как бы приклеенными волосами, бледный от пудры, в изяшнейшей лакированной обуви, в узком, с длинными фалдами, фраке -красавец, похожий на огромную пиявку». И никто не знал, как надоело этой паре притворяться влюбленными. И того, что стоит под ними, на дне темного трюма. Никто не думает о тщете жизни перед лицом смерти.
Природа в творчестве русских поэтов
... края, он душой страдает, замечая на каждом шагу, как оторвался человек от природы, в каких неестественных и враждебных отношениях ... Почему? Зачем?» - завершает книгу писатель. Он мучается тем, как сохранить в этой новой, цивилизованной, благополучной жизни те общечеловеческие, ... бессмысленна и пуста жизнь без поэзии, красоты, радости. Именно все это писатель утверждает в своем романе. Другой важной ...
Теме любви посвящены многие произведения И.А.Бунина и весь цикл рассказов «Темные аллеи». «Все рассказы этой книги только о любви, о ее «темных» и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях», — писал Бунин в одном из писем. Сам Бунин считал эту книгу самой совершенной по мастерству. Бунин воспевал не платоническую, а чувственную любовь, окруженную романтическим ореолом. Любви, в понимании Бунина, противопоказаны будни, всякая длительность, пусть даже в желанном браке, она — озарение, «солнечный удар», нередко приводящий к гибели. Он описывает любовь во всех ее состояниях, где она едва брезжит и никогда не сбудется («Старый порт»), и где томится не узнанная («Ида»), и где переходит в страсть («Убийца»).
Любовь захватывает все помыслы, все духовные и физические потенции человека — но это состояние не может длиться долго. Чтобы любовь не выдохлась, не исчерпала себя, необходимо расстаться — и навсегда, Если этого не делают сами герои, то в их жизнь вмешивается рок, судьба: кто-то из любящих погибает. Повесть «Митина любовь» кончается самоубийством героя. Смерть здесь трактуется как единственная возможность освобождения от любви.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/bunin-tonchayshiy-jivopisets-prirodyi/
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sochok.by.ru/
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Бунина нельзя не любить и не ценить за его строгое мастерство, за дисциплину строки — ни одной полой или провисающей — каждая, как струна, — за труд, не оставляющий следов труда на его страницах.
В смысле школы, в смысле культуры письма в стихах и прозе молодому русскому, и не только русскому, писателю невозможно миновать Бунина в ряду мастеров, чей опыт попросту обязателен для каждого пишущего. Как бы ни был этот молодой писатель далёк от Бунина по своим задаткам и перспективам развития своего дара, в начальной своей поре он должен пройти Бунина. Это научит его постоянному чувству великой ценности родной речи, уменью отбирать нужные и незаменимые слова, привычке обходиться малым их числом для достижения наибольшей выразительности — короче, уважению к делу, за которое взялся, к делу, требующему неизменной сосредоточенности, и уважению к тем, ради которых делаешь это дело, — к читателю.
Бунин — по времени последний из классиков русской литературы, чей опыт мы не имеем право забывать, если не хотим сознательно идти на снижение требовательности к мастерству, на культивирование серости, безъязыкости и безличности нашей прозы и поэзии. Перо Бунина — ближайший к нам по времени пример подвижнической изыскательности художника, благородной сжатости русского литературного письма, ясности и высокой простоты, чуждой мелкотравчатым ухищрениям формы ради самой формы. Бунин — художник строгий и серьёзный, сосредоточенный на своих излюбленных мотивах и мыслях, всякий раз решающий для самого себя некую задачу, а не приходящей к читателю с готовыми и облегчёнными построениями подобной жизни. Сосредоточенный и углубленно думающий художник, хотя бы он рассказывал о предметах по первой видимости малозначительных, будничных и заурядных, — такой художник в праве рассчитывать и на сосредоточенность, и даже некоторое напряжение, по крайней мере поначалу, со стороны читателя. Но это можно считать необходимым условием плодотворного «контакта» читателя с писателем, имея в виду, конечно, не одного Бунина, но всякого подлинного художника. Особенностями творчества Бунина являются: использование в своих произведениях старинных, и не совсем понятных, нам слов. Бунин с помощью резких глаголов описывает оживленность природы. Я увидела, что Бунин вкладывал душу в свое творчество. Он сосредотачивал свои мысли чувства на пережитых моментах. Иван Алексеевич в подробностях описывал мелкие детали, благодаря этому, творчество Бунина всегда открыто для его читателей.
Пейзаж в произведениях Бунина очень точно показывает смысл темы произведения, так как природа переживает вместе с героями.
3. П роза И.А. Бунина
Создания истинного таланта не стареют. Ни старость, ни забвение не угрожают лучшему из того, что внес в литературу Иван Алексеевич Бунин. Широким стал в наши дни круг его читателей. Такого круга при жизни он никогда не имел. Чтение Бунина дарит незабываемые минуты проникновения во внутренний мир человека, духовно обогащает и возвышает. В очерке, посвященному поэту И.С. Никитину, Бунин писал: «Я не знаю, что называется хорошим человеком. Верно, хорош тот, у кого есть душа, есть горячее чувство, безотчетно рвущееся из глубины сердца. Я не знаю, что называется искусством, красотою в искусстве, его правилами. Верно, в том заключается оно, чтобы человек, какими бы словами, в какой бы форме он ни говорил мне, но заставлял бы меня видеть перед собою живых людей, чувствовать веяние живой природы, заставлял трепетать лучшие струны моего сердца. Таким человеком был и сам Бунин. Таково заставляющее трепетать лучшие струны сердца, его искусство. Постепенно открывается он, поворачивается новыми гранями, становится видней, понятней: осмысление такого большого явления, как Бунин, требует времени, перспективы. Поэзия рано пробудилась в душе Бунина. Читаешь его стихи — и самого Бунина видишь мальчиком, прижавшимся к сосне и вдыхающим зной и сухость солнечного света… Читателей у рассказа или романа обычно больше, чем у поэмы или стихотворения, — чтобы от совершенства поэтической строки захватило дыхание, нужен особый настрой души. Есть читатели, для которых поэзия Бунина заслонена и отодвинута на второй план его прозой. Его проза и поэзия отличаются верой в нравственное чувство, неистребимо присущее людям, любовью к России, страстным стремлением проникнуть в тайны бытия, скульптурной лепкой характеров, внутренней музыкой, полной согласованностью дыхания со словом. Тем не менее, противопоставлять Бунина-прозаика Бунину-поэту нет ни нужды, ни основания. Сам Бунин любил печатать стихи и прозу под одной обложкой, подчеркивал их неразлучность, неотделимость. А под час даже говорил: «Я, вероятно, все-таки рожден стихотворцем…» или: «Я поэт и больше поэт, чем писатель, я главным образом поэт». С поэтическим творчеством Бунина связаны высокие оценки его проницательных современников, понимавших, как ярко горит бунинская звезда на небосклоне русской поэзии.
« Цельность и простота стихов и мировоззрения Бунина настолько ценны и единственны в своем роде, что мы должны с его первой книги… признать его право на одно из главных мест среди современной русской поэзии… Так знать и любить природу, как умеет Бунин, — мало кто умеет». А. Блок (1907г.)
« И проза ваша, и стихи с одинаковою красотой и силой раздвигали перед русским человеком границы однообразного бытия, щедро одаряя его сокровищами мировой литературы, прекрасными картинами иных стран, связывая воедино русскую литературу с общечеловеческим на земле». М. Горький (1912 г.)
Да, мы лишь начинаем углубляться в стихотворное наследие Бунина, радуясь не читанным прежде всего страницам, делая все новые чудесные открытия.
Бунин — один из самых страстных жизнелюбов, каких только знает мировая литература. Его лирический календарь природы утверждает неповторимую ценность всякой минуты, прожитой человеком под открытым небом, в лесу, в поле, на морском берегу.
Один из главных образов поэзии Бунина — небо: легкое, бледное, струящееся, знойное, горячее, смутное, безжизненно-лазоревое, холодно-свинцовое и вновь — ясное, высокое, дивное; о нем весело думать, на него неналюбоваться. Небо — это радость. Небо — это душа людская в ее самые высокие, лучшие минуты. Глядя в небо, поэт размышляет о тайне творчества, о смысле жизни.
Счастье — по Бунину — это полное слияние с природой. Счастье доступно лишь тем, кто проник в ее тайны. Себя он относил к числу счастливых.
Его лирика полна земных, чувствительных радостей, нежных признаний, пронзительного драматизма. Метафоры его просты и естественны. Ни нарочитой броскости, ни словесного изыска. Образы сопоставляют, объединяют живую и неживую природу, создавая пантеистически — объемный образ мира:
«…Свивается сонный, угрюмый, Тяжелый удав — Океан»
«И валуны, в шипящей серой пене,
Блестят внизу, как спящие тюлени».
«Иногда Бунина называют холодным мастером, — писал поэт Н. Рыленков. — Это чистейшее недорозумение». Особенность бунинской поэтики — кажущаяся внешняя скованность при внутренней свободе и способности выразить и запечатлеть тонкие, сокровенные движения души. Благодаря этому искренность не превращается (как нередко у иных поэтов) в заискивание перед читателем. Поэзия Бунина полна внутреннего достоинства и уважения к собеседнику.
Было бы неверно представлять себе Бунина-поэта только певцом молодости и счастья, вечно ликующим, восторженным; он выразил также трагизм и скорбь одиночества, извечное в противоречие между бессмертным миром природы и краткостью человеческой жизни: Норд-остом жгут пылающие зори. Острей горит Вечерняя звезда. Зеленое взволнованное море Еще огромней, чем всегда. Закат в огне, звезда дрожит алмазом. Нет, рыбаки воротятся не все! Ледяно-белым, страшным глазом Маяк сверкает на косе. («Норд-остом жгут пылающие зори…») (№ 13 стр. 15) Многие стихи Бунина развивают тему неизбежности и смерти. Уже в детстве ему подчас представлялось, что смерть «порой находит на мир истинно как туча на солнце, вдруг обесценивая все наши «дела и вещи»… все покрывая печалью и скукой». Точно так тень этой печали находит на лирику Бунина. Бестрепетно — смелым, правдивым пером рисует он образ смерти. В эмиграции Бунин написал не много стихов. Все чаще в них звучал мотив рокового одиночества, а тоской по родине продиктовано едва ли не каждое слово. В обращении к заветной звезде юности — Сириусу — поэт оплакал необратимость прошлого, несбывшиеся надежды на жизнь «в кругу любимом и родном». Он словно предвидел, что умрет на чужбине: Пылай, играй стоцветной силою, Неугасимая звезда, Над дальнею моей могилою, Забытой богом навсегда! («Сириус», 1922г.) В лирике главное лицо — сам поэт. Однако кроме авторского «я» лирику Бунина населяет вереница разнообразных лиц, для каждого из них поэт находит новые и свежие слова. В горячей, жизнеутверждающей натуре поэта была заложена любовь к детям. «Детей он любил органически, — вспоминает знакомая Бунина, художница Т. Муравьева-Логинова, — так же, как любил жизнь. Дети были для него воплощением чистоты, воплощением всего расцветающего… Когда они встречались на его пути — умел он с ними говорить, как кудесник, как чародей, и покорял их сердца!» О детях, о начале жизни, об открытии мира Бунин написал немало страниц. Он любил изображать детей вечером, перед сном. Эта традиция, идущая от колыбельных песен. Его некоторые стихи по форме напоминают колыбельные. Колыбельным назван шум океана в замечательном стихотворении «В дачном кресле, ночью, на балконе…». Дети, засыпая, ощущают красоту ночи, ее таинственную поэзию. Есть у Бунина слово, которое является своеобразным, хотя и не единственным ключом к его поэзии. Любимое, лейтмотивное: блеск. Первое воспоминание детства: большая, освещенная предосенним солнцем комната, «его сухой блеск над косогором». Первый ребячий восторг: коробочка ваксы — черной, тугой, с тусклым блеском. Пятнадцатилетним подростком он писал: « И дверь распахну я на солнечный блеск для новой работы, для нового счастья!» И что же? Вся его поэзия распахнута на солнечный блеск. Свечение, сверкание, мерцание, свет, огонь, всполохи… «повсюду блеск, повсюду яркий свет…». Блеск превращается и в глагол, и в прилагательное. Поэту видится то алмазный блеск березняка, то бархатный блеск пашен, то янтарный блеск свечей, то синий блеск звезд; то сон при первом блеске дня; то блеск пурпурный, то веселый, то стеклянный, то пустынный, то влажный, то золотой с голубыми переливами… В зимнем пейзаже («Мороз») все — блеск: звезды, Млечный Путь, двор, занесенный снегом, мех на плечах у женщины, ее серьги, ее глаза… «Листопад» завершается торжеством холодного зимнего блеска: одновременно сияют чертоги оледенелого леса, блещет «звездный щит «Стожар», светится полярное сияние! В стихотворениях Ивана Алексеевича, как и в его рассказах, присутствует описание природы. Не устаешь повторять, что Бунин самым главным в этой жизни видел природу! Одним из лучших его стихотворений, по мнению Бунина и многих критиков, считается «Листопад». В адрес этого стихотворения, которого считали даже поэмой, было много высказываний плохих и хороших, но это творение было отмечено Нобелевской премией, которая была важна для Бунина. «ЛИСТОПАД». Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой. Сегодня на пустой поляне, Среди широкого двора, Воздушной паутины ткани Блестят, как сети из серебра. Сегодня целый день играет В дворе последний мотылек И, точно белый лепесток, На паутине замирает, Пригретый солнечным теплом; Сегодня так светло кругом, Такое мертвое молчанье В лесу и в синей вышине, Что можно в этой тишине Расслышать листика шуршанье. Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Стоит над солнечной поляной, Завороженный тишиной; Заквохчет дрозд, перелетая Среди подседа, где густая Листва янтарный отблеск льет; Играя, в небе промелькнет Скворцов рассыпанная стая — И снова все кругом замрет. Последние мгновенья счастья! Уж знает Осень, что такой Глубокий и немой покой — Предвестник долгого ненастья. Глубоко, странно лес молчал И на заре, когда с заката Пурпурный блеск огня и злата Пожаром терем освещал. Потом угрюмо в нем стемнело. Луна восходит, а в лесу Ложатся тени на росу… Вот стало холодно и бело Среди полян, среди сквозной Осенней чащи помертвелой, И жутко Осени одной В пустынной тишине ночной. Теперь уж тишина другая: Прислушайся — она растет, А с нею, бледностью пугая, И месяц медленно встает. Все тени сделал он короче, Прозрачный дым навел на лес И вот уж смотрит прямо в очи С туманной высоты небес. О, мертвый сон осенней ночи! О, жуткий час ночных чудес! В сребристом и сыром тумане Светло и пусто на поляне; Лес, белым светом залитой, Своей застывшей красотой Как будто смерть себе пророчит; Сова и та молчит: сидит Да тупо из ветвей глядит, Порою дико захохочет, Сорвется с шумом с высоты, Взмахнувши мягкими крылами, И снова сядет на кусты И смотрит круглыми глазами, Водя ушастой головой По сторонам, как в изумленье; А лес стоит в оцепененье, Наполнен бледной, легкой мглой Да листьев сыростью гнилой… Не жди: наутро не проглянет На небе солнце. Дождь и мгла Холодным дымом лес туманят, — Недаром эта ночь прошла! Но Осень затаит глубоко Все, что она пережила В немую ночь, и одиноко Запрется в тереме своем: Пусть бор бушует под дождем, Пусть мрачны и ненастны ночи И на поляне волчьи очи Зеленым светятся огнем! Лес, точно терем без призора, Весь потемнел и полинял, Сентябрь, кружась по чащам бора, С него местами крышу снял И вход сырой листвой усыпал; А там зазимок ночью выпал И таять стал, все умертвив… Трубят рога в полях далеких, Звенит их медный перелив Как грустный вопль, среди широких Ненастных и туманных нив. Сквозь шум деревьев, за долиной, Теряясь в глубине лесов, Угрюмо воет рог туриный, Скликая на добычу псов, И звучный гам их голосов, Разносит бури шум пустынный. Льет дождь, холодный, точно лед, Кружатся листья по полянам, И гуси длинным караваном Над лесом держат перелет. Но дни идут. И вот уж дымы Встают столбами на заре, Леса багряны, недвижимы, Земля в морозном серебре, И в гороностаевом шугае, Умывши бледное лицо, Последний день в лесу встречая, Выходит Осень на крыльцо. Двор пуст и холоден. В ворота, Среди двух высохших осин, Видна ей синева долин И ширь пустынного болота, Дорога на далекий юг: Туда от зимних бурь и вьюг, От зимней стужи и метели Давно уж птицы улетели; Туда и Осень поутру Свой одинокий путь направит И навсегда в пустом бору Раскрытый терем свой оставит. Прости же, лес! Прости, прощай, День будет ласковый, хороший, И скоро мягкою порошей Засеребрится мертвый край. Как будут странны в этот белый, Пустынный и холодный день И бор, и терем опустелый, И крыши тихих деревень, И небеса, и без границы В них уходящие поля! Как будут рады соболя, И горностаи, и куницы, Резвясь и греясь на бегу В сугробах мягких на лугу! А там, как буйный пляс шамана, Ворвутся в голую тайгу Ветры из тундры, с океана, Гудя в крутящемся снегу И завывая в поле зверем. Они разрушат старый терем, Оставят колья и потом На этом остове пустом Повесят инеи сквозные, И будут в небе голубом Сиять чертоги ледяные И хрусталем и серебром. А в ночь, меж белых их разводов, Взойдут огни небесных сводов, Заблещет звездный щит Стожар — В тот час, когда среди молчанья Морозный светится пожар, Расцвет полярного сиянья. (1900 г.) Чудо — в простоте. Читая «Листопад» и другие страницы Бунина, мы видим, как пленительна смена времен года, как прекрасны поля и леса, через которые, меняя и смешивая краски, как бы проходит «блистающая волна». Еще прекрасней природа, если музыкой всем понятных, пронизанных светом слов одухотворит ее человек, поэт, чье сердце «жаждет блеска дня и счастья». Человеку, живущему в городе, привыкшему к пыльным дорогам, высоким зданиям, к серым душным улицам, где трудно увидеть горизонт, восход или закат солнца, негде увидеть красоту русской природы. Читая стихи Бунина, перед глазами встает картина с русскими березками, голубым небом, наступающей осенью, «звонкой тишиной, от которой душа очищается». Стихотворение «Листопад» начинается с описания леса. «Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной». Бунин описывает лес, в который пришла осень. Во многих произведениях Ивана Алексеевича можно встретить описание осени. В «Листопаде» Бунин относится к ней с уважением, пишет о ней с большой буквы. Лес в этой поэме показан в любую погоду: в яркий солнечный день, в тумане, в дождь и во мгле. «…На небе солнце. Дождь и мгла Холодным дымом лес туманят …» Лес ждет наступление зимы. Иван Алексеевич представляет, как скоро лес покроется серебристой порошей, как будут рады снегу соболя, горностаи, куницы. «…И скоро мягкою порошей Засеребрится мертвый край…»
В стихотворении «Листопад» природа, описанная Иваном Алексеевичем, яркая, живая, натуральная. Бунин ходил в лес и наслаждался красотой русской природы, вдохновляясь, выражал свои эмоции на бумаге. Яркие строчки превращаются в стихотворение, которые пробуждают в душе у читателя восторженные чувства. Бунин переживал, когда не мог выразить свои чувства об увиденном, но был безумно счастлив, когда это получалось. В начале 1901 года вышел сборник стихов «Листопад», вызвавший многочисленные отзывы критики. Куприн писал о «редкой художественной тонкости» в передачи настроения. Блок за «Листопад» и другие стихи признавал за Буниным право на «одно из главных мест» среди современной русской поэзии. «Листопад» и перевод «Песни о Гайавате» были отмечены Пушкинской премией Российской Академией наук, присужденной Бунину 19 октября 1903 года. С 1902 года начало выходить томами собрание сочинений Бунина в издательстве Горького «Знание». В «Листопаде» по — мастерски развернулась сложная метафора: лес — терем вдовы Осени перед зимой, — с яркой и даже щеголеватой живописью дает все краски осеннего леса («лиловый, золотой, багряный»), но ограничивается безотносительным к человеческим делам и думам этой поры настроением красивого увядания и угасания природы, то, как не хвалили эту живопись, она оставляет впечатление какой-то мертвенности, попросту не берет за живое… Я с этим высказыванием не согласна. На мой взгляд, это стихотворение насыщено живостью, переполнено яркими красками и очень красиво Бунин передает те ощущения, как лес готовится к зиме. Густой зеленый ельник у дороги, Глубокие пушистые снега. В них шел олень, могучий, тонконогий, К спине откинув тяжкие рога. Вот след его. Здесь натоптал тропинок, Здесь елку гнул и белым зубом скреб — И много хвойных крестиков, остинок Осыпалось с макушки на сугроб. Вот снова след, размеренный и редкий, И вдруг — прыжок! И далеко в лугу Теряется собачий гон — и ветки, Обитые рогами на бегу… О, как легко он уходил долиной! Как бешено, в избытке свежих сил, В стремительности радостно-звериной Он красоту от смерти уносил! (1905 г.) На мой взгляд, это одно из самых красивых стихотворений Ивана Алексеевича. Олень — самое красивое и грациозное животное. Неслучайно Иван Алексеевич выбрал оленя. В первых строчках Бунин показывает спокойную обстановку, которая царит в лесу. Животное ходит по лесу и наслаждается жизнью. «…В них шел олень, могучий, тонконогий, К спине откинув тяжкие рога. Вот след его. Здесь натоптал тропинок, Здесь елку гнул и белым зубом скреб -…» Ничего не предвещает беды. Но вдруг Бунин неожиданно прерывает это спокойствие. «…И вдруг — прыжок! И далеко в лугу Теряется собачий гон — и ветки, Обитые рогами на бегу…». На оленя начинается охота. Бунин обращает внимание на то, как быстро бегает олень, оставляя позади собак и ветки, которые он обивает на пути рогами. « О, как легко он уходил долиной! Как бешено, в избытке свежих сил, В стремительности радостно-звериной Он красоту от смерти уносил! » Читая эти последние строки, на глаза невольно накатываются слезы. Иван Алексеевич Бунин восхищается оленем, который все дальше и дальше уходило от смерти. Бунин показывает, как радо животное, которое в избытке свежих сил, спасало свою жизнь от гибели. Последняя же строка наполнена чувством гордости, радости, восхищения. Олень является превосходным животным и символом красоты. Бунин восхищается этой красотой, и этим стихотворением он хочет доказать, что не стоит убивать эту красоту, ведь каждый хочет жить и имеет право на это! …Одно из последних стихотворений поэта — «Ночь» (1952 г.) Ледяная ночь, мистраль (Он еще не стих).
Вижу в окна блеск и даль Гор, холмов нагих. Золотой недвижный свет До постели лег. Никого в подлунной нет, Только я да бог. Знает только он мою Мертвую печаль, Ту, что я от всех таю… Холод, блеск, мистраль. Жизнь восьмидесятидвухлетнего Бунина уже была подстреленной птицей. Блеск в последней строке «Ночи» как бы стиснут холодом и ветром, да и сам блеск — ледяной. Печаль — мертвая. Но стихотворение такой живое, могучее, что вызывает не только скорбь, но и гордость за человеческий дух, не сломленный тяжкими обстоятельствами, бедностью, болезнью, старческой немощью, одиночеством; со сломленным духом не написать такого стихотворение. Особую реальность, особый прекрасный мир представляет собой поэзия Бунина. Если пристально вчитаться в стихи поэта, они могут на весь век остаться в душе, сделать ее более восприимчивой к великой радости жизни. «Поэзия живет долго, — говорил Бунин, — и чем дальше, тем сильнее». Его поэзия — мед, накопленный в незримых сотах души, — становится все слаще, целительней.
бунин пейзаж проза творчество
4 . Пейзаж в произведениях Бунина
Пейзаж (франц. Paysage, от pays — страна, местность.) — картина природы, имеющая различное художественное значение в зависимости от стиля автора, литературного направления, с которым он связан. В лирике пейзаж может иметь самостоятельное значение: восприятие природы лирическим героем. В прозе пейзаж связан с характером повествования и соотносится с настроением действующих лиц. Впервые пейзаж играет важную роль у сентименталистов, которые изображают человека на фоне природы, противопоставленной цивилизационному миру, причем картина природы представлена, подчеркнута эмоционально. В противоположность пейзажу сентименталистов, выдержанному в спокойных, светлых тонах, пейзаж в романтизме представляет картины могучей, бушующей природы или величественно-богатой. Романтический пейзаж является частью местного колорита и служит одним из средств создания необычайного, иногда фантастического мира, противопоставляемого реальной действительности; кроме того, пейзаж обычно соответствует натуре романтического героя, меланхолично-мечтательного или неспокойного, бунтующего. В реалистическом произведении значение пейзажа более разнообразно: он интересен сам по себе, как часть реальной обстановки, в которой разворачивается действие; им подчеркивается или оттеняется душевное состояние персонажей, характер происходящих событий Иногда пейзаж имеет символическое содержание.
Пейзаж может быть сельским, городским, морским, горным и т.д. Мне очень нравятся произведения И.А.Бунина. Открыв один из томов собрания его сочинений, я окунулась в удивительный мир его героев. Пахнуло антоновскими яблоками, костром, свежим летним вечером. Я увидела на страницах его рассказов жизнь деревенского народа, красоту русской природы и настоящую любовь. Меня поразила живость созданных писателем образов (даже природа, в произведениях Ивана Алексеевича, оживает на глазах).
Во всех героях Бунина есть что-то, что заставило меня сопереживать им, радоваться и огорчаться вместе с ними. А).
Произведение «Митина любовь». У Бунина описание с состоянием, настроением человека совпадает с настроением природы. У Ивана Алексеевича многие произведения наполнены любовью, следовательно, на природе хорошо отражается это состояние. Произведение начинается с наступления весны. Весна — это пора любви и прекрасного. Всё оживает, просыпается. « Зима внезапно уступила весне, на солнце было почти жарко. Как будто жаворонки прилетели и принесли с собой тепло, радость. Всё было мокро, всё таяло, с домов капали капели… Всюду было многолюдно и оживлено» (№ 12 стр. 330) Митя — главный герой произведения. Он был влюблён в свою девушку Катю, которая увлекалась театром. Но постепенно в их отношениях «похолодало» и они решили отдохнуть друг от друга. Катя уехала с мамой в Крым, а Митя уехал в деревню к своей семье. В деревне Митя всё думал о Кате и этим он жил. «Погода стояла прекрасная, цвели сады и в воздухе стояла весенняя свежесть». (№12 стр. 339) Митя вспоминал, как проходило его детство (кстати, в этом рассказе присутствуют воспоминания, также главный «конёк» в творчестве Бунина).
Он вспомнил, что он испытал, когда умер его отец, также это произошло весной. Тогда Митя почувствовал в мире смерть! «Как -то не так светило солнце, не так зеленела трава — всё было не так, как сутки назад». Мите мнился в вымытом и много раз проветренном доме странный, мерзкий, сладковатый запах… Митя ненавидел весну до встречи с Катей. «Мир опять был преображён, опять полон, будто ничего страшного не произошло, а напротив, — дивно сливающемся с радостью и молодостью весны». (№12 стр. 349) Митя посылал Кате письма, но когда Катя перестала отвечать, в душу героя закрался страх и запах смерти («он решил, что если Катя не ответит ему, то он застрелится»).
Природа резко меняется с состоянием героя: « Перепадали дожди, пробегали грозы и ливни, и опять сияло солнце (солнце в этих строках символизирует надежду, надежду на то, что Катя ответит на его письмо и у них будет всё хорошо).
Сад отцветал и осыпался, густел и темнел». (№12 стр. 351) Вскоре письмо от Кати пришло. В нём говорилось о том, что они должны расстаться. « Дождь обрушился (Бунин применил такой глагол, который сообщает о внезапности, неготовности и беспомощности) на сад с силой и неожиданными ударами грома». (№12 стр. 384) Это связано с неожиданным, тяжёлым для него письмом. Митя не мог спасти свою прекрасную любовь в том прекраснейшем весеннем мире, который ещё так недавно казался раем. В этой повести Иван Алексеевич Бунин пишет о любви как о высшем даре судьбы. Это произведение основывается на реальных чувствах молодого Бунина к В.В. Пащенко. Это подтверждает и В.Н. Муромцева-Бунина: в «Митиной любви», писала она, «правда нет ни одной автобиографической черты внешней, но зато переживания Мити — это переживания юноши Бунина… И, мне кажется, нигде Иван Алексеевич не приоткрыл своих любовных переживаний, как в «Митиной любви», тщательно закамуфлировав их». Кате автор придал некоторые черты В.В. Пащенко: непостоянство, стремление на сцену. Как и Пащенко, Катя бросает Митю ради другого человека. Образ же Мити Иван Алексеевич взял от приезжего в гости барчука. Произведение Ивана Алексеевича «Митина любовь» наполнено страданиями и переживаниями главного героя. Поэтому Бунин, чтобы передать чувства Мити, показывает состояние природы. Природа бушует, когда в душе у героя закрадывается страх, переживание, грусть «…поднялся ветер, небо затянули темные тучи, и полил дождь…» (№ 12 стр.383) Бунин, как художник, рисует описание природы, но не кистью, а словами, и у него это очень хорошо получилось. На описании природы я очень хорошо прочувствовала на себе то горе, которое пережил Митя. Б).
Рассказ «Холодная осень».
У И.А. Бунина есть рассказ «Холодная осень», который переплетает в себе любовь и войну. Многие писатели, затрагивавшие военную тему, описывали тот ужас, который испытали наши соотечественники. Не исключением стал и Бунин, но он не описывал саму войну, а описывал те чувства, которые сроднили их с войной. Бунин показывал через природу наступление войны и прощание с родными людьми. Повествование рассказа «Холодная осень» ведётся от имени женщины, которая провожает своего любимого на войну. Обстановку помогает понять ранняя холодная осень, которая наступила внезапно. «Удивительно ранняя и холодная осень. … На черном небе, ярко и остро сверкали чистые ледяные звезды». Бунин использует яркие выражения, например, «на черном небе». Черный цвет — цвет траура, грусти, скорби. Бунин применяет, например, не темное небо, а именно черное, что символизирует смерть. Использует Иван Алексеевич выразительное наречие «ярко», на мой взгляд, именно что-то яркое символизирует одновременно жизнь. В наречиях «ярко» и «остро» присутствует звук «р», что придает этим словам яркость, выразительность, звучание. В своем произведении Бунин использует выражение «ледяные звезды» — это определение прямо леденит душу, холод ассоциируется со смертью, что наводит ужас и страх. На душе у героини «делалось все тяжелее и безразличнее» Еще будоражило душу красный восход луны. Красный — цвет крови. И от луны казалось — будто пожар. Все предсказывало беду. Действительно, природа оказалась права. Возлюбленного нашей героини убили, спустя месяц после войны. Героиня не боялась умирать, так как она знала, что там ее будут ждать. «Я пожила, порадовалась, теперь уже скоро приду». В произведении «Холодная осень» роль пейзажа заключается в том, чтобы показать, как с войной вдруг внезапно меняется природа: неожиданно для всех приходит холодная осень. Бунин с помощью этого приема подтверждает, что наступило тяжелое время для народа. Природа созвучна чувствам человека. Холод в природе, холод в душах. Критики оценили это произведение с лучшей стороны. Они были в восторге от того, как Иван Алексеевич передал ужас войны с помощью внезапной, холодной, дождливой осени. Мне тоже очень понравилось произведение «Холодная осень». Мне не приходилось быть на войне, да и не хотелось бы там оказаться, я не имею представления, как там страшно, но этот ужас вырисовывается в произведении «Холодная осень». И если прочитать его внимательно, то можно испытать эту боль вместе с героями произведения. В).
Произведение «Натали» Иван Алексеевич Бунин в произведении «Натали» совместил три свои темы, на которых основывалось его творчество: тема любви (как всегда страстной и несчастной), тема природы (как во всех произведениях Бунин использует описание природы для понятия обстановки в произведении), тема смерти (почти во всех произведениях, связанные с любовью, в конце присутствует смерть. Любовь толкает на необдуманные поступки, ценой которых становится жизнь).
Главный герой приезжает на каникулы к своему дяде, где жила его двоюродная сестра Соня, в которую он был влюблен. В то время в их доме жила подруга Сони — Наташа. И наш герой не подозревает, в какую любовную авантюру он попал. Соня предчувствовала, что герою сразу понравится Наташа, но одновременно, чтобы не узнал отец о их любви, Соня заставила героя инсценировать любовь к Натали. Но Соня не позволяла переступать порог подлинной любви к действительной. «В открытые окна были видны яркое солнце, голубое небо, зелень, длинная березовая аллея. Доносился теплый запах речной воды и крик грача на древесных верхушках». Постепенно, после уединенных встреч с Натали, наш герой понял, что не может жить без Наташи. Он разрывался между Соней и Наташей. «За что мне бог дал сразу две любви, такие разные и такие страстные, такую мучительную красоту обожаний Натали и такое телесное упоение Соней.» Герой переступил тот порог запрета в отношениях с Наташей. Он страдает, и природа меняется вместе с ним. «Заходила из-за сада туча, тускнел воздух, все шире и ближе шел по саду мягкий летний шум, сладко дуло полевым дождевым ветром… Ночью шел тихий дождь, но утром погода разгулялась, после обеда стало сухо и жарко». Натали заметила, что между героем и Соней чувства больше, чем между братом и сестрой. На тот момент наш герой был тоже небезразличен ей, а он подал ей надежду, признавшись в любви. « Комната и сад уже потонули в темноте от туч, в саду, за открытыми окнами, все шумело, трепетало, и меня все чаще и чаще озаряло быстрым и в ту же секунду исчезающим зелено-голубым пламенем. На меня понесло свежим ветром и таким шумом сада, точно его охватил ужас: вот оно, загорается земля и небо! Я вскочил, с трудом затворил одно окно за другим, ловя их рамы, преодолевая трепавший меня ветер… мне казалось, что буря перебьет все окна в гостиной. Я увидал при зелено-голубом озарении, в цвете, яркости что-то поистине неземное, на секунду оставлявшее в ослепшем зрении след чего-то жестяного, красного. Через год Натали вышла замуж за другого, но муж ее умер. («после трех лет нашей разлуки Натали стала уже вдовой и матерью. Она, казалась еще прекрасней, я смотрел на нее и не мог оторвать глаз, как от иконы»).
Наш герой женился, но не на Соне. Он считал, что это не любовь, а страшная жалость, нежность. Он осознал, что настоящей любовью была любовь к Натали. А настоящей любовью Натали была любовь к герою. Их судьбы сложились неудачно, а ведь они могли быть счастливы. «В декабре она умерла в преждевременных родах». Несчастная любовь — вот, что хочет показать Иван Алексеевич в произведении «Натали». Два любящих друг друга сердца не смогли быть вместе из-за глупой игры, неосознанности. Пейзаж тоже принимает участие в описании несчастной любви. Пейзаж, так же, как и в произведении «Митина любовь», передает состояние героя через природу, как она меняется, когда происходит что-то страшное в судьбе героя.
Любовь — это одно из чувств, про которое пишут почти все писатели. Не исключением стал и Иван Алексеевич Бунин. Любовь у него одна из тем, на которую он писал свои произведения. И не просто любовь — высшее чувство, а несчастную любовь. С помощью пейзажа писатель, как бы оживляет и природу, и любовь. Произведения, «Митина любовь», «Холодная осень», «Натали» связаны между собой общей темой, на которую писал Бунин. У Ивана Алексеевича большинство произведений основаны на реальных событиях. Например, в основе рассказа «Митина любовь», лежат чувства молодого Бунина к В.В. Пащенко. Пейзаж помогает лучше понять проблему, стоящую перед героем, и передать все чувства героя и автора. При описании природы произведение оживает и становится более интересным. Бунин воплощает в рассказах собственное трагическое понимание любви, реализуя его не только в драматических финалах, но и в изображении мгновенных, неожиданно прерывающихся встреч героев. Любовь как счастливая кратковременная встреча — характерное содержание повторяющихся ситуаций в рассказах цикла. Герой новеллы « В Париже» горько осознает, что «из года в год, изо дня в день втайне» ждет только одного — «счастливой встречи», живет, в сущности, « только надеждой на эту встречу и все напрасно». Но даже если эта встреча и происходит, он не имеет у Бунина выхода в будущую совместную жизнь мужчины и женщины. Такой «неустойчивой», «временной» встрече соответствует и «неустойчивое» художественное пространство рассказа цикла: постоялый двор, гостиница, поезд, дворянская усадьба, где на отдыхе, на каникулах пребывают герои. Трагический финал словно предопределен, и на первый план автором выдвигается чувственно-эмоциональное и эстетическое восприятие героями любви. Но даже самый яркий, острый миг осознания влюбленности не способен пробить враждебный высокому чувству неизбежный совместный быт. До него никогда не доходит дело в рассказах Бунина. Г).
Произведение «Господин из Сан-Франциско».
Одним из поводов к написанию рассказа послужило воспоминание, связанное с впечатлением в апреле 1909года, на пароходе, во время путешествий, у Бунина завязался спор «о социальной несправедливости», и он так ответил оппоненту: «Если разрезать пароход вертикально, то увидим: мы сидим, пьем вино, беседуем на разные темы, а машинисты в пекле, черные от угля работаю. Справедливо ли это? А главное сидящие наверху и за людей тех, кто на них работает…». Именно здесь и зародился «Господин из Сан-Франциско».
Рассказ «Господин из Сан-Франциско» был высоко оценен критиками. До Бунина никто так открыто не описывал людей, находящихся в разных социальных слоях. Бунин был прав, что все люди равны друг перед другом и перед смертью, именно это он пытается донести своим рассказом. Господин из Сан-Франциско — так звали главного героя рассказа. Герой не имел своего имени, так как он не достоин его. Этот господин считал, что если он богат, то он может все себе позволить. Ему было пятьдесят восемь лет, но все эти годы он не жил, а существовал. Всю свою жизнь он работал, никогда не задумывался об отдыхе. Цель у него была — быть богатым и известным человеком. Решившись на отдых, Господин отправляется в путешествие по странам с женой и дочерью на корабле «Атлантида». Бунин назвал корабль в честь затонувшей страны. Этим Иван Алексеевич показывает опасность предстоящей поездки.
Все действия, проходящие на корабле «Атлантида», наигранные и фальшивые. Например, на пароходе была одна пара, которая создавала атмосферу влюбленности. Бунин презирает эту фальшь, которая царит повсюду, в том числе и на корабле «Атлантида».
«Океан с гулом ходил за стеной черными горами, вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, пароход весь дрожал, одолевая и ее, и эти горы, — точно плугом разваливая на стороны их зыбкие, то и дело вскипавшие и высоко взвивавшиеся пенистыми хвостами громады, — в смертной тоске стенала удушаемая туманом сирена, мерзли от стужи, и шалели под знойными недрами…» (12 стр.281).
Погода все путешествие не была благоприятной: то жарко, то холодно. Этим описанием Бунин стремится показать, что на корабле случится беда. Господин из Сан-Франциско стремился подыскать своей дочери достойного и богатого жениха. В путешествии его дочь познакомилась с принцем, который путешествовал инкогнито. Он был нехорош собой и странен, но так как он был богатым человеком, дочь Господина из Сан-Франциско проводила с принцем время. Господин из Сан-Франциско, не замечая присутствия жены и не задумываясь о своем возрасте, поглядывал на молодых дам. Его не смущало даже то, что многие из них готовы отдать свою любовь, пусть даже и не совсем бескорыстно. Господин был щедр в пути и верил в заботливость всех тех, что кормили и поили его, с утра до вечера служили ему. В Неаполе, куда они приехали, к Господину стали подбегать местные жители и предлагать ему свои услуги. Господин ухмылялся этим оборванцам. Декабрь выдался не совсем удачный, погода стояла плохая. Портье постоянно оправдывался, что такой погоды они не помнят, хотя такая погода стояла из года в год. Здесь царит ложь и лицемерие. «Утреннее солнце каждый день обманывало: с полудня неизменно серело и начинал сеять дождь да все гуще и холоднее; тогда пальмы у подъезда отеля блестели жестью, город казался особенно грязным и тесным, музеи чересчур однообразными…; про сырость же и вонь гнилой рыбой от пенящегося у набережной моря и говорить нечего». (№ 12, стр. 285) В какой бы город не приезжал Господин из Сан-Франциско, за время путешествия, со своей семьей, везде стояла ужасная картина и мерзкая погода. « С утра не была солнца. Тяжелый туман до самого основания скрывал Везувий, низко серел над свинцовой зыбью моря. Остров Капри был сыр и темен…» (№ 12, стр. 286-287).
Господин из Сан-Франциско умер. Он стремился для всех быть хорошим, разбрасывал деньги по пустякам, но когда он умер, про него все забыли. Все продолжили веселиться и танцевать, не испортило настроение даже то, что корабле покойник «его торопливо внесли и положили на кровать в сорок третий номер, — самый маленький, самый плохой, самый сырой и холодный, в конце нижнего коридора, где бегали крысы. Лежал Господин на дешевой железной кровати, под грубыми шерстяными одеялами, на которые с потолка светил один рожок» (№ 12, стр. 293-294).
А вместо гроба у Господина из Сан-Франциско был обычный ящик из под содовой воды. После смерти Господину не выражают чувство сожаления, а наоборот радости. Например, слуга, который прислуживал Господину, после его смерти смеется над умершим. «…И, сдавив горло, выдвинув нижнюю челюсть, скрипуче, медлительно и печально ответил сам себе, как бы из-за двери…» (№ 12, стр. 295).
«Тело же мертвого старика из Сан-Франциско возвращалось домой…Испытав много унижений, много человеческого невнимания, с неделю пространствовав из одного портового сарая в другой, оно снова попало на тот знаменитый корабль, на котором так еще недавно, с таким почетом везли его в Старый Свет. Но теперь плыл не с живыми людьми, а в черном трюме.
Бунин показывает, что сейчас в нашем обществе все решают деньги. Если ты беден, то ты никто — это видно на примере Господина (он был нужен тогда, когда у него были деньги).
Иван Алексеевич высмеивает такое общество и презирает его. Я разделяю точку зрения автора и считаю, что деньги в нашей жизни не главное. Как говорят: «Кто имеет большие деньги, тот имеет и большие проблемы».
Заключение, Иван Алексеевич Бунин занимает важное место в русской литературе.
Он один из крупнейших представителей критического реализма двадцатого века. Ощущение перелома жизни, гибели старой дворянской культуры во многом определило основное содержание произведений писателя. Иван Алексеевич пишет на вечные темы: природы, любви, смерти. Природа, а в частности, пейзаж, занимает важное место в творчестве Бунина. Бунин считал, что «природа — это, то самое, что помогает понять, кто ты на самом деле». И не зря, Бунин каждое свое произведение сопровождает описанием природа, какое больше, какое меньше, но все равно природа присутствует в каждом творении. С помощью природы можно понять настроение, состояние, характер произведение. Как природа помогает в описании чувств и как она меняется, когда наступает трагедия. Любовь у Ивана Алексеевича всегда грустная, проблемная, трагедийная. Бунин сперва восхищается этим чувством, описывает его красочно, потом любовь угасает и резко прерывается… Это связано со смертью героя. Любовь в бунинских рассказах тесно переплетается со смертью и даже как бы одухотворена ее близостью. Почти все любовные сюжеты у него завершаются смертью. Иногда развязки таких историй кажутся даже искусственными, неожиданными. Главное место так же в творчестве Бунина занимает память. Герой бунинских рассказов вспоминает самые прекрасные моменты, которые были в его жизни и жалеет, что они так быстро закончились. Но что объединяет все произведения Бунина, так это трагический конец, трагедия любви. Казалось бы, что трагическая концовка не вписывается в романтический сюжет повести, но нет, такой конец лишь усиливает возвышенность чувства, его романтическую приподнятость над обыденностью. Ведь умирают герои из-за любви и во имя любви. Правдиво показывая жизнь, автор нередко идеализирует своих героев, делает их отношения сложными и романтичными, в его рассказах присутствуют музыка и природа, благородство и низкие чувства, порочные связи и вечная любовь, которая одухотворяет героев, делая их выше и прекраснее. Бунин прожил долгую жизнь. Он увидел победу советского народа над немецким фашизмом 1945году, был счастлив за своё отечество. С интересом читал книги советских писателей, восторгался «Василием Тёркиным» Твардовского 1953г. писатель умер в Париже.
Бунин вступил в литературу поэтом. Уже в его юношеских стихотворениях звучали мотивы, которые во многом определят смысл позднейшего, зрелого творчества. Он говорит о природе как средоточии гармонии. Быть естественным, как сама природа, — вот идеал юного поэта. Не только восторг перед природой, а и страстная жажда воссоединения с ней — эта тема классической поэзии звучит в стихотворении 16-ти летнего Бунин звучит программно: — «Ты раскрой мне, природа, объятия, / Чтоб я слился с красою твоей!» («Шире грудь, распахнись для принятия…» . 1886г).
В естественности бытия, по Бунину, — источник главных ценностей человеческого существования: покой, бодрость, радость. Давно возникшее в мировой,т.ч. и русской, лирике очеловечивание природы Бунин повторяет настойчиво, обогащая новыми метафорами.
Лучшим стихотворным произведение Бунина Явилась поэма»Листопад» посвящена М. Горькому — это высокая пейзажная лирика. Поразительная по краскам, живописному изяществу, она встала в один ряд с лучшими пейзажами в мировой поэзии. Изучив творчество Ивана Алексеевича Бунина я поняла, что самое важное место в его произведениях и жизни занимает природа. Бунин писал: «Для меня природа так же важна, как и человек — если не важнее. Я писал о природе гораздо больше, чем о людях, с которыми сталкивался. Я любил, я просто был влюблен в природу. Мне хотелось слиться с ней, стать небом, скалой, морем, ветром. Я мучился, не умея этого выразить словами. Как остро я любил жизнь и все живое, до страсти». Эту страсть к жизни Бунин привил и своим героям, которые понимали перед смертью, как прекрасна жизнь, все, что ее окружает и необходимо дорожить каждым днем, так как жизнь летит очень быстро. Необыкновенная жажда жизни и чувство восторга от мира природы, ее первозданной красоты соединялись у Бунина с острым, никогда не проходящим ощущением земного конца.
Бунин нес в себе такую память о смерти, каковая приближала его к отцам церкви и пустынникам, один из которых на вопрос, как лучше приготовиться к смерти, отвечал: «Каждое утро думай, что наступивший день есть последний день в твоей жизни; и каждый вечер — что наступающая ночь есть последняя ночь в твоей жизни». Но религиозное восхищение миром подменялось у него главным образом восхищением эстетическим. «Ещё одно мое утро на земле….», «Еще одну весну узнать!» — повторял он, словно утро это — последнее и последняя весна, но восторгала его красота равнодушной природы и тайна, загадка земной плотской любви.
Талант его, огромный, бесспорный, был оценен современниками по достоинству не сразу, зато потом, с годами, все более упрочивался, утверждался в сознании читающей публики. Его уподобляли «матовому серебру», язык именовали «ледяной бритвой». Горький назвал его «первейшим мастером в современной литературе русской».
Поздняя осень осталась навсегда его самой любимой темой. У Бунина почти не найдешь пейзажей, залитых горячим летним солнцем. Даже для любви — любви — воспоминания — находит он иное созвучие с природой: «И ветер, и дождик, и мгла над холодной пустыней воды. Здесь жизнь до весны умерла, до весны опустели сады….»
С писок литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/bunin-tonchayshiy-jivopisets-prirodyi/
1. В.Н. Афанасьев — И.А. Бунин — Москва, 1966г. (стр. 205)
2. А.К. Бабореко — И.А. Бунин. Материалы для биографии 1870-1917г.г. — Москва, 1983г. (стр. 171)
3. В.В Воровский — Литературно-критические статьи — Москва, 1956г. (стр. 115)
4. Л.С. Выготский — Психология искусства — Москва, 1986г. (гл.VII «Легкое дыхание») (стр.130)
5. В.Я. Лакшин — Биография книги (статья Чехов и Бунин -«Последняя встреча») — Москва, 1979г. (стр. 280)
6. О.Н. Михайлов — Строгий талант И.А. Бунина — Москва,1976г. (стр. 180)
7. А.М. Нилов — Горький и Бунин — Лененград,1984г. (стр. 250)
8. Краткий словарь литературно-ведческих терминов — Москва, «Просвещение» 1978г. (стр. 114)
Русские писатели (библиографический словарь А -Л (1) _ Москва «Просвещение», 1990г. (стр. 125) И.А. Бунин. Стихотворения. Повести. Рассказы. — Москва, «Дрофа», 2004г. (стр. 480) И.А. Бунин. Собрание сочинений. Стихотворения 1886-1917г.г. «Художественная литература», 1965г. (стр. 478) И.А. Бунин. Повести и рассказы — Москва, «Правда» 1982г. (стр.574) 13. И.А. Бунин. Стихотворения — Москва, «Детская литература» 1989 (стр. 111)