Анализ рассказа И.А. Бунина «Ночлег»из цикла «Темные аллеи»

Рассказ «Темные аллеи» из одноименного цикла И. А. Бунина — это одна из его многочисленных историй о любви. Портреты главных героев складываются из элементов их внешнего описания. Благодаря таким деталям Бунин подчеркивает их связь с прошлой жизнью. Через них автор умело представляет на суд читателю те события, которые происходили около тридцати пяти лет назад. Надежда «тоже еще красива», Николай Алексеевич имел «красивое удлиненное лицо с темными глазами». Все это подтверждает их былую привлекательность, которая с годами сохранилась.

Дальнейшее знакомство с героями раскрывает более важные факты, необходимые для понимания основной мысли рассказа. Это причина, из-за которой влюбленные когда-то расстались.

Короткая встреча дает понять, что молодые люди были во власти любви и страсти. Об этом в открытую утверждает Надежда, которая так и не смогла простить мужчину, покинувшего ее. Положение, которое главные герои занимали в обществе, их социальное неравенство стало причиной расставания («Ведь при господах выросла»).

Он, как представитель высшего света, не мог поступить иначе. Подобные предрассудки оказались выше настоящих чувств.

В этом произведении И. А. Бунин остается предан своим взглядам на любовь, которая со временем приводит либо к привязанности, привычке, либо заканчивается в силу каких-либо обстоятельств, зачастую трагедией. Однако автор в очередной раз доказал, что настоящая любовь — это неискоренимое чувство. На примере отношений со стороны Надежды, которая не скрывает, что продолжает любить Николая, он говорит о чистых, верных чувствах, сохраненных на всю жизнь. Поведение мужчины также говорит о том, что он остался неравнодушен. Но из-за предательства совесть его мучает, поэтому он стремится покинуть постоялый двор как можно быстрее, где теперь она была не прислугой, а хозяйкой.

Несомненным спутником героев в рассказе является природа. Дождливая погода будто сопровождает военного на пути в гостиницу, предвещая душевные переживания после долгой разлуки, бурю эмоций. Представитель светской моды на фоне «размытой дороги» осеннего ненастного дня не выглядит довольным. На обратном пути «лошади ровно шлепали по лужам». Погода осталась неизменной, она будто разделяла его печаль, стыд, сожаление.

Композиция рассказа прозрачна, представляет понятную последовательность действий. Изображение главного героя в начале и конце произведения тесно связано с образом русской дороги, которая не просто приводит его к воспоминаниям о прошлом, но обращает внимание на внутренний мир, в котором нашлось место для предательства и лжи. После момента раскаяния он вновь едет по той же дороге.

26 стр., 12987 слов

Эволюция форм выражения авторской позиции в рассказах и публицистике ...

... автора и героя». Объектами исследования являются рассказы и публицистика А.И. Куприна. Предметом исследования данной работы будем считать способы проявления авторской позиции в произведениях. Степень изученности. Творчество А.И. Куприна ... определили его структуру и объем. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, ... кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение ...

Любовь в рассказе Бунина играет большую роль. Она показала сущность каждого героя, помогла увидеть ошибки, которые, возможно, помогут измениться в лучшую сторону.

Анализ рассказа Темные аллеи Бунина сочинение

«Темные аллеи» — сборник рассказов Ивана Александровича Бунина, объединенных самым загадочным и светлым чувством – любовью. Бунинская любовь – это мимолетная страсть, которая как вспышка разгорается и гаснет. Ни одно произведение, включенное в сборник, не имеет счастливого финала. Счастье героев длится не долго, он быстро сгорает, оставляя душевную пустоту.

«Темные аллеи» — небольшой рассказ, открывающий сборник. В его сюжете лежит встреча двух пожилых людей, когда-то любивших друг друга. Старик-военный по пути своего следования останавливается отдохнуть на постоялом дворе. В хозяйке гостиницы он с робостью узнает бывшую возлюбленную Надежду. Получив вольную, она открыла постоялый двор. Надежда никогда была замужем, пронеся свою любовь к Николаю Алексеевичу через всю жизнь. Старику-военному становится стыдно за то, что когда-то он оставил ее. В качестве оправдания за свой поступок, он говорит, что не был счастлив в жизни. Женился Николай Алексеевич по большой любви, но жена оскорбительно ушла от него, а сын вырос повесой без стыда и совести.

Николай Алексеевич думает, что Надежда давно простила его. Но из слов героини становится ясно, что это не так. Надежда продолжает любить уже достаточно не молодого военного, но простить предательство женщина не может. Уезжая с постоялого двора, Николай Алексеевич думает о том, как прошла его жизнь, если бы он женился на Надежде. Самые счастливые и волшебные мгновения провел он рядом с ней. Но даже спустя годы социальное неравенство становится для пожилого человека непреодолимой преградой в любви. И он, качая головой, гонит от себя эти мысли.

Структура произведения состоит из трех основных частей. В первой части описывается мрачная сырая погода, она становится предвестником печального развития последующего сюжета. Во второй части читатель узнает подробности любви Надежды и Николая Алексеевича. Их любовь становится мимолетным счастьем для обоих. Они вспоминают о ней как о самом лучшем, что произошло в жизни. Заключительная часть отражает чувства пожилого военного, и становится понятно, что даже года не могут стереть социального неравенства между ним и Надеждой.

Основной темой рассказа является сравнение полноты чувств двух главных героев. Женщина проносит свою любовь через года, она не угасает в сердце Надежды. И этим высоким чувством хочется восхищаться. В то же время старик-военный заключен в рамки условностей, которые становятся непреодолимой преградой для счастья.

Кинематографичность в новелле И. Бунина «Смарагд»

2.4. Кинематографические способы изображения в новеллах и миниатюрах И. А. Бунина 1920—30-х годов

«Смарагд» (1940).

Устаревшее слово «смарагд» переводится на современный русский язык как «изумруд», буквально обозначает «зеленый драгоценный камень». Это минерал первого порядка зеленого или желтовато-зеленого цвета. Идеальными считают кристаллы изумруда, которые равномерно насыщенны цветом и прозрачны. Само название миниатюры ассоциирутся у читателя с характерным цветом данного камня и с тем, что он дорого ценится.

15 стр., 7127 слов

Роман И. Бунина «Жизнь Арсеньева» в контексте биографии писателя

... проблем современного литературного процесса. Целью исследования является целостное рассмотрение единства автобиографического начала и художественного вымысла в романе Ивана Бунина «Жизнь Арсеньева» в аспекте моделирования поэтической картины бытия и философского познания единства ...

Повествование начинается с описания ночного пейзажа, причем автор обращает особое внимание на его цветовой аспект: «Ночная синяя чернота неба в тихо плывущих облаках, везде белых, а возле луны голубых. Приглядишься – не облака плывут – луна плывет, и близ нее, вместе с ней, льется золотая слеза звезды: луна плавно уходит в высоту, которой нет дна, и уносит с собой все выше и выше звезду» [619]. В воображении читателя предстает вся красота ночи, которую Бунин лаконично описывает в этих двух предложениях, обращая внимания на динамичность пейзажа.

Далее точка зрения и «камера» повествователя перемещается на фигуру некой девушки и молодого человека рядом с ней – действующих лиц миниатюры: «Она боком сидит на подоконнике раскрытого окна и, отклонив голову, смотрит вверх – голова у нее немного кружится от движения неба. Он стоит у ее колен» [619]. Бунин описывает позу героини, чтобы читателю легче было представить ее, и теперь читатель понимает, что необъятными небесными просторами любуется именно героиня, что это она «улетает» ввысь за звездой и луной. Все ее ощущения и мысли где-то во вселенских безднах, вне этого бренного мира. «Он» же, напротив, целиком «заземлен» и заинтересован ее обществом.

Последующий повествовательный фрагмент-кадр воссоздает диалог, еще больше приоткрывающий внутренний мир героев:

« – Какой это цвет? Не могу определить! А вы, Толя, можете?

  • Цвет чего, Киса?
  • Не зовите меня так, я уж тысячу раз говорила вам…
  • Слушаю-с, Ксения Андреевна.

– Я говорю про это небо среди облаков. Какой дивный цвет! И страшный и дивный. Вот уже правда небесный, на земле таких нет. Смарагд какой-то» [619]. Именно Ксению притягивает небесный пейзаж, который для нее воплощает красоту и является напоминанием о вечной жизни, потому и цвет неба кажется ей необычным, неземным, удивительным.

Толе же ее рассуждения совершенно неинтересны: «И что такое смарагд? Я его в жизни никогда не видал» [619]. Тем не менее, Ксения продолжает думать вслух: « –Да. Ну, я не знаю, – может, не смарагд, а яхонт… Только такой, что, верно, только в раю бывает. И когда вот так смотришь на все это, как же не верить, что есть рай, ангелы. Божий престол…» [619]. Интересно, что Ксения не может точно определить цвет неба: только что она назвала его смарагдовым, а значит, зеленым, в следующее мгновение она определяет его как «яхонт». Это устаревшее слово может означать в современном русском языке рубин либо сапфир, а значит, красный либо синий цвет. Девушке интересен не цвет сам по себе, а то, что безграничное небесное пространство напоминает о вечной блаженной жизни с Богом.

Бунин так описывает внешность Ксении: «Платьице на ней ситцевое, рябенькое, башмаки дешевые; икры и колени полные, девичьи, круглая головка с небольшой косой вокруг нее так мило откинута назад…» [619]. Это простая, возможно, деревенская девушка. Толя пытается поцеловать Ксению, но она не дается: «Ах, оставьте меня!… – Да что случилось?». Ксения убегает, а Толя пожимает плечами: «Глупа до святости!» [620].

Читателю не известны биография героев, их имена ни о чем не говорят. Все, что известно о месте действия – что это некий подоконник, и что в окно хорошо видно небо. Вся миниатюра представляет собой некую целостность, состоящую из аудиальных и визуальных «кадров», соединенных с помощью монтажа. Динамичность действия подчеркнута глаголами движения, даже ночной небесный пейзаж динамичен. Особое значение имеет описание цветовой палитры пейзажа и жестов героев, которые придают «зримость» всему происходящему.

23 стр., 11034 слов

Сообщение бунин тончайший живописец природы. «Мир природы в творчестве ...

... Вечер». Каждое слово в них говорит о любви к природе, о том, как тонко взаимосвязана она с человеком, сколько совершенства даже ... в тревогу и умирание. Еще немало стихотворений напишет Бунин о природе. Любовь к летней грозе в «Полями пахнет», восторг ... описывал запахи полыни: «И все жарче, шире веет из степей теплынь, и все суше, слаще пахнет горькая полынь». Очень часто Бунин обращался к природе ...

Вариант 3

Кастовые различия всегда существовали в обществе. В Индии до сих пор многие ориентируются на кастовую систему. В России раньше был специальный табель о рангах, который разграничивал социальный статус людей, были крепостные и были владельцы деревень и людей.

Трудно однозначно сказать о преимуществах или недостатках подобной системы. Бунин пишет совсем не об этом, он пишет о людях, которые являются яркими представителями этой системы, яркими штрихами в рассказе Темные аллеи он описывает противоречивость представителей так называемого высшего и низшего света.

С одной стороны перед нами военный Николай Алексеевич, с другой дворовая девка Надежда, которая со временем, как говорится, выбилась в люди, стала владелицей собственной гостиницы. Они любили друг друга в молодости, если следовать фактам указанным автором, то, тогда Надежде было около 18 лет, Николаю Алексеевичу около 30. Они снова встречаются спустя 30 лет, военный оказывается проездом в гостинице Надежды.

Узнав друг друга, вспоминают молодость. Оказывается Надежда до сих пор любит этого человека и никогда не была замужем. Она рассказывает о собственных душевных страданиях, крепком чувстве.

Бунин подчеркивает простоту ее речи и восприятия мира: «читал стихи про какие-то темные аллеи», но также указывает и не глубокую, народную мудрость: «молодость у всех проходит, а любовь – другое дело». Надежда проста и искренна.

В Николае Алексеевиче в свою очередь угадываются черты пресыщенного интеллигента, часто характеризуя различные жизненные ситуации, он произносит «пошло». Для него все «пошло» и обыденно, бытие – бренный феномен, который исчезает «как вода протекшая». Тем не менее, факт остается фактом, именно он сбежал и бросил Надю в молодости.

Более того, как читатель узнает из завершения рассказа, главный герой не мог представить себе именно то, как эта простая девка будет хозяйкой его петербургского дома, его супругой. Наверно, для него подобное тоже выглядит пошло. Только вот на фоне этой «пошлости» контрастирует фигура Надежды, которая отдала ему лучшие годы, всю красоту и осталась преданной до полувека и, пожалуй, продолжит его любить (безответно любить и без корысти) до скончания века своего.

Эти факты заставляют читателя усомниться в благородстве главного героя. Конечно, увлечения юности, разные социальные классы – многое следует понять. История действительно проста и банальна, но за ней есть подлинные и настоящие чувства, отдельная судьба.

Когда они расстаются (тепло и ласково), Надежда смотрит в окно, так проявляется ее преданность, которая не поменяется, а Николай Алексеевич вспоминает те самые стихи: «Кругом шиповник алый цвел, стояли темных лип аллеи…». Он ценит красоту стихов и может декламировать красивые рифмы, но почему-то не способен воспринять красоту этой преданной любви.

18 стр., 8724 слов

Главные герои рассказа «темные аллеи» бунина: краткая характеристика (таблица)

... было бы, если именно Надежда стала его женой. Главная мысль рассказа Бунина Темные аллеи Рассказ учит, что надо ценить чистую любовь больше всего на свете и не надо жестоко обращаться ... Проснувшись, он увидел недалеко от себя молодую девушку крестьянку. Краткое содержание Бунин Темные аллеи для читательского дневника Рассказ повествует нам о том, как пожилой военный встречает женщину, в ...

Суть произведения

Весь рассказ основан на воспоминаниях прошлых лет. Кроме того, в тексте присутствует описание страны, которая изменилась и открывается для героя с другой стороны.

вспоминает свою былую жизнь

В произведениях Ивана Бунина любовь всегда стоит на первом месте. В его описаниях это самое счастливое и прекрасное чувство в жизни человека, но нередко оно приносит страдания и несчастья.

описывает черты любимой женщины

Воспоминания героя о любви плавно сливаются с образом родных мест, улиц, по которым он гулял и ходил по ночам на свидания, где рос и учился. Описание родины он сравнивает с жизнью в Париже, ведь именно там он был вынужден находиться. Французскую столицу герой представляет серой и неуютной как днем, так и ночью. Такое проявление доказывает, что автор описывает всецело русского человека с его проблемами.

пережил всех своих друзей и даже любимую женщину

В последнем абзаце персонаж, не останавливаясь на ночлег, приходит на кладбище. Здесь покоится его любовь. Эта сцена символизирует финал «Позднего часа». Краткое содержание рассказа дает понять, сколько грусти и печали испытывал герой.

И. А. Бунин писал рассказ, находясь за границей. Можно смело сказать, что он описывал свою жизнь и чувства. Это произведение насыщено эмоциями и патриотизмом.

«Король Лир» – краткое содержание пьесы Уильяма Шекспира

Анализ 4

Бунин отлично пишет о любви, он описывает довольно простые и даже немного банальные ситуации, но через эти простые ситуации позволяет поразмыслить о любви. В рассказе Темные аллеи он описывает историю об упущенной любви, весь рассказ пронизан ностальгическим и печальным настроением.

Довольно ярко описывается придорожная гостиница, которая отличается чистотой, уютностью и комфортом. Также колоритно описывается хозяйка этой гостиницы – женщина стойкая и мудрая. Во всем прослеживается ее сдержанность и искренность, при этом, если мы можем где-то употребить такой эпитет как «святая женщина», то тут он является вполне актуальным.

Тем не менее, следует сказать обо всем по порядку. История начинается с того как гостиницу посещает видный военный, он узнает в хозяйке горничную, которую любил когда-то давно. Отношения завершились фактически его бегством и началом новой семьи с женщиной, которая более соответствовала ему по статусу.

Хозяйка гостиницы сетует на завершение отношений. Как потом выясняется она не завела новую семью и оставалась верной своей первой любви. Николай Алексеевич восхищается этому факту и поначалу не совсем верит, но затем убеждается в этом.

5 стр., 2078 слов

Концепция любви в цикле рассказов И. Бунина «Темные аллеи»

... самом обострил интерес к вечному. Все рассказы сборника от «Темных аллей» до «Часовни» посвящены одной теме – любви. Чувство это в восприятии Бунина – бесконечно сложнее заглавия сборника. При ... всем богатстве запечатленных в рассказах сборника оттенков любви: от ...

У главной героини характерное имя – Надежда. Она всегда хранила надежду в сердце, но для того чтобы как-то справиться с действительностью, пускала собственную любовь в другое русло. Она преобразовала чувство в трудолюбие и в итоге смогла из крепостной сделаться довольно состоятельной женщиной, которая имеет высокий достаток и пользуется почетом и уважением.

Оба героя понимают трагичность ситуации. Казалось бы, им следовало остаться в объятьях друг друга и начать новые отношения, так сказать, на слоне лет. Возможно из этого получалось бы какое-то счастье.

Тем не менее, главная героиня не может простить предательство и хранит разочарование в душе до сих пор. Надежда не хранит злобы и ведет себя довольно порядочно, не срывается на своего возлюбленного, в какой-то степени продолжает оставаться ему верной и не портит встречу.

Главный герой понимает как упустил собственное счастье и променял радости большого города и социальный комфорт на подлинную любовь.

Для 9 класса

Конспект урока по литературе на тему: Анализ содержания рассказа И. Бунина «Темные аллеи». , Конспект урока по литературе на тему: Анализ содержания рассказа И. Бунина «Темные аллеи».

Цели:

создать условия для проникновения в художественный мир мастера слова, постигая тайны его мастерства, сделать вывод о своеобразии его творчества;

  • продолжить работу над навыками осмысленного чтения текста, над формированием умений и навыков анализа образов;
  • совершенствовать навык определения темы и основной идеи рассказа;
  • создать условия для развития умения высказывать и аргументировать собственную точку зрения;

воспитывать чувство ответственности за свою судьбу и судьбу близких людей

Ход урока

I.Введение в тему. Слово учителя

Сегодня на уроке мы постараемся определить, осознать, что такое любовь в понимании известного русского писателя И.А. Бунина, увидеть индивидуальные особенности автора в раскрытии темы любви.

В конце своей жизни И. Бунин создал «Тёмные аллеи» — сборник рассказов о любви. По его собственному признанию, он «написал 38 раз об одном и том же» — и всё же эти рассказы можно перечитывать вновь и вновь, каждый раз открывая для себя что-то новое. Читаешь «Тёмные аллеи» и проникаешься сладкой завистью к человеку, который оставался влюблённым в жизнь в своём немолодом возрасте.

В «Тёмных аллеях» Бунин пишет о любви – чувстве, которое оставляет глубокий след в человеческой душе. Одноимённый рассказ, написанный в 1938 году, открывает книгу, задавая общий эмоциональный настрой, тематику и проблематику всему циклу. Я думаю, читая этот рассказ, вы не остались равнодушными.

Итак, ребята, темой нашего урока я выбрала слова И.А. Бунина «Всякая любовь великое счастье».

Сегодня мы обратимся к рассказу «Темные аллеи». Этим рассказом открывается весь цикл «Темных аллей».

  • Почему цикл, в котором Бунин воспевает такое чувство, как любовь, назван «Темные аллеи»?

(Люди, которые любят друг друга, по каким-либо причинам расстаются, автор как бы выражает свой взгляд на запутанные, мрачные стороны любви, не все так гладко складывается в жизни, влюбленные расстаются;

описано расставание, автор указывает на мрачные стороны любви)

14 стр., 6767 слов

Анализ рассказа книга бунина

... мир, Бунин писал о силе чувств и вечной любви. Свою книгу «Темные аллеи» он причислял к самым выдающимся своим произведениям и считал самой совершенной по художественному мастерству. Цикл рассказов «Темные аллеи» — это книга-воспоминание, ...

II. Анализ рассказа «Темные аллеи». Беседа по восприятию и оценке рассказа.

Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ?— К какому жанру относится это произведение? (Новелла)

Каков сюжет новеллы?

(любовь, предательство, расплата).

(встретились два человека, которые в юности любили друг друга)

— Что стало основной причиной расставания? (социальное положение: она бедна, он богат). — Открывает произведение пейзажная зарисовка. Давайте прочитаем её. ( Чтение ) На что сразу настраивает читателя этот мрачный пейзаж? (На трагический исход истории любви, о которой пойдёт речь).

Анализ рассказа

В рассказе Ивана Бунина «Руся», краткое содержание и анализ приведены в этой статье, автор противопоставляет два мира. Первый — будничный и обычный, в котором живет сейчас рассказчик. Второй — романтический и яркий, построенный на воспоминаниях его юности.

В самом тексте рассказа можно наблюдать, как все преображается, когда к главному герою приходит любовь. Озеро-болото и разваливающийся дом ему уже не кажутся такими, все его внимание обращено к возлюбленной.

Это яркий пример лирической прозы Бунина, в которой ощущается стремление автора к идеалу. В рассказе открытый финал, читатель понимает, что в душе героя что-то произошло. Но что именно, предстоит определить ему самому.