Сочинение по произведениям И.А.Бунина на тему: «И.А.Бунин — тончайший живописец природы» |
Почувствовать природу и увидеть ее красоту дано не каждому. Но даже если кто-то затаит дыхание, будучи пораженным своими наблюдениями, все равно он вряд ли сможет рассказать об этом, передать всю красоту и настроение природы словами. Суметь увидеть, понять и передать другим свои впечатления от любования природой — это дар. И таким даром обладал И.А.Бунин. Конечно, были и до Бунина поэты и писатели, воспевавшие природу, были и после. Но, наверное, Бунин отличается от них своим умением так подобрать слова, чтобы в короткие предложения вложить глубочайший смысл.
Бунин рисовал пейзажи и в прозе, и в стихах. И все они красочны, переполнены звуками, запахами, насыщены красками, движением. И в каждое свое творение Бунин, как любой художник, вкладывает глубокий философский смысл. Так в стихотворении «Раскрылось небо голубое…» он рисует нам великолепный пейзаж:
Раскрылось небо голубое
Меж облаков в апрельский день…
Перед нами сразу встает прекрасная картина солнечного весеннего дня. В воздухе растворен «запах пряный»; «атласный блеск березняка», сверкание «лиловой, пятнистой» змеиной кожи радует глаз. Обилие запахов и красок, нежных и простых, переносит нас в этот лес. Бунин рисует нам яркую, красочную, живую картину. Именно живую, потому что в лесу «сером и сухом» идет жизнь.
Змея, шурша листвой дубовой,
Зашевелилася в дупле
И в лес пошла…
Движения так же, как краски и запахи спокойны и гармоничны. Они просто притягивают и заставляют ими любоваться. Сам Бунин находит высшее наслаждение в созерцании этого леса:
О миг счастливый, миг обманный,
Стократ блаженная тоска!
Так он восторгается им. Но Бунин прав — такой картиной можно только любоваться.
Другой чудесный пейзаж нарисован в стихотворении «Листопад»:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
В палитре поэты очень много ярких красок, нежных тонов. Но они не режут глаз, а в сочетании дают очень приятную цветовую гамму. Как приятно смотреть на березки, которые «желтою резьбой блестят в лазури голубой»! Как спокойно становится на душе при созерцании такой картины!
Но есть в стихотворении место и другой картине, тусклой и мрачной, печальной и угрюмой.
Не жди: наутро не проглянет
На небе солнце. Дождь и мгла
Холодным дымом лес туманят.
И краски здесь уже другие: лес «весь пожелтел и полинял», и «теперь уж тишина другая». Казалось бы, как можно услышать оттенки тишины. Но удивление проходит после того, как Бунин нам рисует картины мертвой и живой тишины. Также поражает умение подобрать слово и сравнение так, чтобы предмет ожил.
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Все картины в стихотворении живые, полные движения.
Листва янтарный отблеск льет;
Играя, в небе промелькнет
Скворцов рассыпанная стая-
И снова все кругом замрет.
Но даже это «замрет» полно энергии. Движение в картине порождается и звуками:
Угрюмо воет рог туриный,
Скликая на добычу псов,
И звучный гам их голосов
Разносит бури шум пустынный.
Картина настолько жизненна, что мы буквально переносимся в это лес, видим листопад и ощущаем те «последние мгновенья счастья», которые хотел донести до нас Бунин.
В стихотворении «Листопад» показана умирающая осень, наступающая зима. Но Бунин рисует и другое время года — весну, после половодья. В этом стихотворении всего десять строчек, но в них Бунин сумел нарисовать прекрасный пейзаж. Здесь уже нет ярких красок, лишь сине-зеленые тона, но картина от этого не теряет свою красочность, а, наоборот, приобретает особую гармоничность.
И тихо дремлет бор зеленый.
И в серебре лесных озер-
Еще стройней его колонны,
Еще свежее сосен кроны
И нежных лиственниц узор!
И впечатление от этих «свежих сосен», «нежных лиственниц», «мягкой дымки» получается мягким, нежным и свежим. Бунин умеет очаровывать своей природой. От нее веет какой-то добротой, одухотворенностью, счастьем, умиротворением, покоем.
Но есть у Бунина стихотворения, которые навевают грусть. Философские размышления о смысле жизни, о счастье, о молодости ставят перед нами многие вопросы. Вообще, если человек умеет понимать, слышать и видеть чувства природы, то его сознание будет задавать философские вопросы, на которые порой даже не требуется ответов. И Бунин задает их, обращаясь к звездам:
Где ты, звезда моя заветная,
Венец небесной красоты?…
… Где молодость, простая, читая,
В кругу любимом и родном?…
Конечно, он не получает ответов, а жизнь так коротка, чтобы успеть все узнать, понять. Бунин много размышляет о смерти, возможно, именно поэтому он и обращается к вечным звездам, но он не боится смерти:
Не верю, что умру, устану,
Что навсегда в земле усну,-
Нет,- упоенный счастьем жизни,
Я лишь до солнца отдохну!
И пускай могила будет «забыта богом навсегда», будет «пылать, играть стоцветной силою неугасимая звезда» Творчества.
Звезды, смерть, ночь, одиночество…
Никого в подлунной нет,
Только я да бог.
Знает только он мою
Мертвую печаль,
Ту , что я от всех таю…
Холод, блеск, мистраль.
Такие печальные мысли рождает у Бунина ночь. Но есть и другая:
Ищу я в этом мире сочетанья
Прекрасного и тайного, как сон.
Люблю ее за счастие слиянья
В одной любви с любовью всех времен!
Ночь нельзя не любить. Она и оставляет нас одинокими, наталкивая на размышления, она же заставляет думать о завтрашнем дне, ждать нового, счастливого, ждать утра.
Светит в горы небо голубое,
Молодое утро сходит с гор.
Светлое начало дня сразу встает перед глазами. Пейзаж немного необычен — горы и море, но чувство легкости и молодости остается тем же. Бунин — мастер слова. Он подчиняет все слова общему чувству, общему смыслу. «Нежно-млечная синева» и «даль таинственная и зыбкая» поселяют в нас радость и восторг от начинающегося дня, а такое сравнение, как:
Точно горы светлою улыбкой
Отвечают братьям на привет,
Окончательно утверждают их в нашем сознании.
Бунин, очень тонко подбирая слова, словно рисуя маленькими четкими штрихами, создает нам очаровательные картины природы. Стихотворения его музыкальны и красочны.
Но и проза Бунина отличается точностью слова и красотой описания. Здесь Бунин уже использует образ природы не для воспевания ее самой, а для того, чтобы усилить впечатление, например, от процесса вымирания дворянского гнезда в «Антоновских яблоках». Лейтмотивом звучит запах антоновских яблок. Кажется, что он растворен в воздухе, ты ощущаешь его. «Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и — запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег». Чудесно и грустно одновременно. С одной стороны, хочется побродить по такому саду, почувствовать его чистоту, свежесть, запах, но с другой стороны, рождается чувство уходящего счастья, умирающей силы и мощи. «Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб», а вместе с ним уходят и былое могущество, гордость за предков, становится незнакомой старина, забывается история. И Бунин рисует именно осень как символ уходящего. «Ветер по целым дням рвал и трепал деревья, дожди поливали их с утра до ночи. Иногда к вечеру между хмурыми низкими тучами пробивался на западе трепещущий золотистый свет низкого солнца; воздух делался чист и ясен…»
Образ осени Бунин использует и для того, чтобы показать нищету в произведении «Деревня». «Бури и ледяные ливни, дни, похожие на сумерки, грязь в усадьбе, усеянная мелкой, желтой листвой акаций, необозримые пашни и озими вокруг Дурновки и без конца идущие над ними тучи опять томили ненавистью к этой проклятой стране, где восемь месяцев метели, а четыре дожди.» Мрачная, дождливая, холодная осень вызывает ненависть. Но ведь Бунин и любит осень одновременно, иначе ведь не было бы таких живописных сравнений осеннего леса с «чертогом из янтаря», с «теремом расписным». Однако здесь у Бунина другая задача — не воспеть осень, а показать разорение деревни. Прослеживается аналогия между завершением года и вымиранием патриархальной России. Вообще, у Бунина нет ни одного лишнего слова, все имеет свой глубокий смысл. Даже описания природы в рассказах Бунина подчинены какой-то цели. В рассказе «Господин из Сан-Франциско» он проводит параллель между жизнью светского общества и жизнью природы, показывая, что первое — искусственное, бессильное, а вторая — живая, могучая. Бунин показывает всесильность природы, ее власть над человеком. Казалось бы, простой пейзаж: «…Даже с утра не было солнца. Тяжелый туман до самого основания скрывал Везувий, низко серел над свинцовой зябью моря. Острова Капри совсем не было видно — точно его никогда и не существовало на свете.» Оказывается, его Бунин вставляет для того, чтобы показать, что любые планы «могучего» человека могут быть сорваны воистину могучей природой. Но все равно, как бы цели эти пейзажи ни подчинялись, Бунин рисует их очень красочно. Кажется, что ты созерцаешь эту картину, чувствуешь запах, видишь цвет, слышишь звук. «Пахло жасмином в старой гостиной с покосившимися полами. Сгнивший, серо-голубой от времени балкон, с которого, за отсутствием ступенек, надо было спрыгивать, тонул в крапиве, бузине, бересклете». Представляется, что ты сидишь в саду старой усадьбы, вдыхаешь запах жасмина и отдыхаешь душой, погруженной в воспоминания, связанные с этой усадьбой.
Природа у Бунина обворожительна, гармонична, ее красота безупречна и жива. Особую прелесть Бунин находит как и в тишине и недвижимости природы, так и в ее жизни, движении. Бунин рисует свои картины как умелый художник, аккуратно и талантливо подбирая слова и краски, делая нужное количество штрихов и придавая пейзажу глубокий смысл. Он подмечает мельчайшие детали природы и преподносит их читателю. Однако только человек, умеющий понимать красоту, способен понять произведения Бунина.