И.И Шишкин » Утро в сосновом бору»

Контрольная работа

Известный русский художник Иван Иванович Шишкин любил изображать на своих картинах дремучие первозданные леса, показывать их дикость, свободу и красоту. Что ни лесной пейзаж, «то свой мятеж цветов и звуков». Красота дикого леса — высокий и прекрасный дар. В своем величии с ней могут сравниться разве что только горы.

Возможно, именно занимательный сюжет картины способствовал ее популярности, однако настоящая ценность полотна определяется точно переданным состоянием природы. Перед нами – не просто сосновый лес, а глухая чаща, которая начинает пробуждаться ранним утром. Солнце только-только всходит. Его смелые лучи уже позолотили верхушки огромных деревьев и проникли вглубь чащи, но над глубоким оврагом еще не рассеялся влажный туман.

Картина «Утро в сосновом лесу» показывает, как умело Шишкин решает проблему взаимодействия цвета и света в живописи. Колорит заднего плана полотна – прозрачный, неопределенный, а переднего – глубокий, красочный, хорошо разработанный. В картине, которая заслуженно считается для многих поколений людей образцом пейзажа, в полной мере передано восхищение художника красотой и богатством первозданной природы.

  1. Раскрыть основную идею и тему произведения

Среди русских пейзажистов Шишкину бесспорно принадлежит место самого сильного рисовальщика. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или преуменьшений, — тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. Изображал ли он дубы или березы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид совершенной действительности. Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собой общее настроение, сообщала им характер не картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов.

4 стр., 1813 слов

Шишкин — картина “Зимний лес”

Сочинение по картине «Зимний лес» , Вариант 1 Зима в лесу – это нечто особенное. В это время года лес отдыхает. Деревья, сбросив до весны листья, спят. И только ... картины «Зимний лес» Иван Иванович Шишкин известен своими многочисленными картинами. Он пытался отразить в них широкую русскую душу, красоту природы и лесов. Картина “Зима в лесу” (Иней) является одной из самых лучших творений художника. ...

Нужно также заметить, что с Шишкиным повторилось то, что бывает почти со всяким особенно сильным рисовальщиком: наука форм далась ему в ущерб для колорита, который, не будучи у него слабым и негармоничным, всё-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком. Поэтому талант Шишкина, иногда гораздо ярче выказывается в одноцветных рисунках и офортах, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками. Картины и рисунки его столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места; особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в 1891 ретроспективной выставки работ художника за сорок лет его деятельности и распродажи после его смерти того, что осталось в его мастерской. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Всех исполненных Шишкиным офортов Д. Ровенский насчитывает до сотни; он указывает, сверх того, на 68 оригинальных литографий и на 15 цинкографических опытов этого мастера. А. Беггров, в 1884—85 гг., издал в двух сериях сборник 24-х фототипических снимков с угольных рисунков, исполненных для него Ш. В 1886 сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25-ти. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы, с прибавкой нескольких других офортов, в виде нового альбома Марксом.

Утро в сосновом бору картина является одним из самых ярких и заметных произведений в творчестве художника Ивана Шишкина. Сосновый бор, то есть это сосновый лес на песчаной почве всегда был самым любимым местом, где мастер часто работал над своими картинами. Часто в сосновом бору рядом с соснами соседствуют и другие деревья такие как ель или береза, осина, что часто можно увидеть в картинах Шишкина, но в данном произведении изображены только дремучие сосны. Когда смотришь на картину Утро в сосновом бору, зрителю невольно представляется, что он находится в сосновом бору, раннее утро, чувствуется запах хвои и влажный утренний туман заряжает воздух свежим лесным ароматом. Верхушки вековых сосен освещены ласковым утренним солнцем, тяжелые ветви сосен заставляют могучие стволы этих деревьев прогибаться. Недавно в лесу был страшный бурелом, ураганный ветер повалил совсем старую сосну, выкорчевав это дерево с могучими корнями. Картина Утро в сосновом бору отличается от многих других картин Шишкина тем, что в этой картине изображены медведица с тремя медвежатами Сюжет с медведями в картине конечно способствовал широкой популярности, но основной ценностью картины Утро в сосновом бору считалось идеально отраженное художником состояние природы, то есть сосновый бор утром. Особое место в картине занимает туман, подчеркивающий воздушное пространство произведения. Годом ранее Шишкин написал картину Туман в сосновом лесу, возможно после этой работы родилась идея написания картины Утро в бору, вполне вероятно, что идея ее написания была подана Савицким. В наше время картина стала олицетворением пейзажной живописи, ее знают все от мала до велика.

5 стр., 2196 слов

Урок развития речи «Утро в весеннем лесу»

... бывает? Скажите, волшебник ли писал сочинение, которое вы сейчас услышите? Наступила весна. В лесу стало красиво. На земле тает ... … Прочитайте вслух. Какие художественные средства помогли нам раскрасить картину? В лесу царит тишина. Выберите из предложенных слов те, которые наиболее ... упражнения зарядки Усвоение новых знаний. Какого цвета весеннее утро? Живописец рисует красками, а мы вместо красок ...

  1. Выявить художественные средства которые использовал мастер для воплощения своего замысла

Картина написана в 1889 году. В основу её легла тема торжества жизни.

Замысел этого произведения подсказал Шишкину его друг К. А. Савицкий.

“Утро в сосновом лесу” – одна из наиболее известных картин Шишкина. Художник точно передал тишину леса, туман, в котором стонут стволы деревьев, утренний сумрак, отступающий перед лучами солнца в лесную глушь. Солнце не освещает чащу, оно только ещё золотит верхушки деревьев. Сосны высокие и могучие. Чаща – густая и непроходимая. В дремучей сосновой чаще свежо и прохладно.

В центре картины мы видим трёх медвежат и их мать. Они вышли на прогулку. Два неугомонных, шаловливых медвежонка кувыркаются на сломанном дереве. Третий, самый толстый, встал на задние лапы и смотрит вдаль. Мать-медведица внимательно наблюдает за своими детьми.

Глядя на картину, чувствуешь красоту соснового леса. Художник хорошо знал лес и сумел передать его величие, прелесть, тайну. Шишкина можно назвать царём леса.

Дремлет в предутреннем тумане сосновый лес. Вершины столетних сосен устремлены в небо.

Раскидистые кроны закрывают робкие лучи восходящего солнца. Тишину сонного леса нарушает медвежья семья.

В центре картины – медвежата, которые вскарабкались на сломанную сосну. С виду они кажутся одинаковыми: тёмно-коричневые, пушистые, неуклюжие. Но по характеру они разные. Первый медвежонок – любитель поесть. Он нашёл в старой сосне лакомство и ничего не замечает вокруг, кроме него. Второй, самый смелый, забрался высоко, а ведь дерево может в любую минуту рухнуть. Он смотрит на брата сверху вниз, третий медвежонок, наверное, мечтатель. Поднявшись на задние лапы, он пристально глядит вдаль – туда, откуда огненным шаром выплывает солнце.

Медвежата могут играть спокойно: их охраняет дремучий лес и медведица. Она внимательно следит за малышами. Кажется, что она рычит. Она волнуется за них и предупреждает, чтобы не шалили зря.

  1. Сделать оценку значения произведения в творческой биографии художника

Среди крупнейших мастеров русского национального пейзажа Иван Иванович Шишкин — наиболее любимый и популярный художник. Наряду с Саврасовым, Шишкин выразил в своем искусстве основные положения демократической эстетики, под знаменем которых развернулось в 60-х годах движение идейно-реалистического искусства. Свою принадлежность к представителям идейного реализма Шишкин доказал всей своей творческой жизнью и, в частности, тем, что с момента возникновения Товарищества Передвижных Художественных Выставок он стал в ряды его членов и участвовал своими лучшими произведениями на всех Передвижных выставках. Уже в конце жизни (1896) в письме к В.М.Васнецову Шишкин признавался в том, что именно Товариществу и его идейной целеустремленности он обязан лучшими сторонами своего искусства. Подобно многим русским художникам, Шишкин от природы обладал огромным талантом самородка. Он родился в 1832 году далеко от столицы, в маленьком старинном городке Елабуге на Каме, обитатели которого бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада. На фоне дремотной жизни этого городка Иван Васильевич Шишкин, отец будущего художника, был человеком необычным.

3 стр., 1189 слов

Шишкин «дождь в дубовом лесу» описание картины, анализ,

... дождя в лесу. Сочинение по картине Шишкина Дождь в дубовом лесу 3 класс Раннее творчество Шишкина наполнено романтизмом и трагизмом. Большинство его картин выполнено в темной цветовой гамме, большая часть работ – картины о природе. Картина «Дождь в дубовом лесу» была написана в 1891 году. Картина показывает прогуливающиеся пары в дубовом лесу ...

Во многом похожий на провинциальных земляков, не получив в детстве систематического образования, почти самоучка, он умел наполнить свою жизнь самыми разносторонними интересами, далекими от узких и корыстных целей, которыми в большинстве случаев была наполнена жизнь зажиточных обитателей Елабуги. Его интересовали и техника, и искусство, и современная ему общественная жизнь. Он много читал, выписывал выходящие в столице журналы, общался с М.Е.Салтыковым-Щедриным, был знаком с археографом К.И.Невоструевым и А.Ф.Лихачевым, известным в то время ученым-археологом, сам исполнял по заданию Археологического Общества описание старинных памятников в Елабуге, оставил в рукописи автобиографические записки, а также «Записки достопримечательностей разных». Полный самых разносторонних духовных интересов, старик Шишкин умел, очевидно, живо откликаться на волнующие вопросы, которыми жило тогда молодое поколение. Он же был первым, у кого юноша Шишкин нашел полную сочувствия поддержку в своих стремлениях к искусству.

  1. Определить место произведения в развитии таково искусства, которому оно принадлежит, и его художественные корни

В 1889 году была написана картина «Утро в сосновом лесу», ставшая впоследствии одним из самых популярных произведений Шишкина. Медведи в картине написаны, как известно К.А.Савицким. Почему же время утвердило за этой картиной авторство только Шишкина? Картина появилась впервые на XVII Передвижной выставке 1889 года. В течение года выставка была развернута в Петербурге, Москве и других городах. В каталоге московской выставки «Утро в сосновом лесу» значилось как картина И.И. Шишкина и К.А.Савицкого. С выставки картина была приобретена П.М.Третьяковым, и в опись Галереи П. и С.Третьяковых, изданную в 1893 году т.е. при жизни обоих художников, она вошла как картина Шишкина под названием «Медвежье семейство в лесу», даже без указания участия Савицкого в работе над картиной. В каталогах Государственной Третьяковской галереи издания 1917 года, а затем 1947 года восстановлено ее первоначальное название «Утро в сосновом лесу» и указано, что медведи написаны К.А.Савицким. Таковы внешние факты, сопутствовавшие жизни этого произведения. Если обратиться к эскизу данной картины, имеющему авторскую подпись на обороте холста, и сравнить его с самим произведением — станет особенно ясным, что в нем, начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину.

Подлинным содержанием картины является жизнь природы, и художник открывает перед нашими глазами глухую чащу леса, куда не ступает нога человека, где спокойно может резвиться семейство медведей. Поэтому присутствие здесь этих обитателей леса кажется вполне естественным. Внимание привлекают к себе могучие сосны, разбитые грозой и вырванные с корнем буреломом и заросший овраг, над которым стелется утренний туман. В чащу леса проникают первые лучи солнца, золотя верхушки деревьев, — и во всем, что изображено в картине, раскрывается богатая и могучая жизнь природы. Группа играющих медвежат, изображенных Савицким, оказывается лишь дополнительным элементом, органично слитым со всем пейзажем. Разобранные картины 80-х годов составляют лишь небольшую часть всех работ, которые были исполнены Шишкиным в это десятилетие. Не считая его многочисленных этюдов, даже только то, что относятся к области большой композиционной картины, может составить галерею. «Дебри», «Березовый лес», «Полесье», «Туманное утро», «Пески», «Бурелом» и многие другие — все они принадлежат к его капитальным творениям 80-х годов и являются свидетельством неутомимого труда и огромного напора творческого темперамента, который помогал художнику не только находить в природе все новые и новые мотивы, но и создавать на их основе содержательные произведения искусства. Большая часть произведений этого десятилетия отличается богатым и сложным языком живописи. В них видны звучный и сильный колорит, пластическая ясность формы и стремление от начала до последней черты сохранить в картине верность природе.

10 стр., 4584 слов

Описание по картине Дубовая роща Шишкина (3, 4 класс

... масло. Жанр: пейзаж Стиль: реализм. Галерея: Государственный музей русского искусства, Киев, Украина. сочинение по картине Ивана Шишкина «Дубовая роща» - Перед тем, как приступить к работе ... лесу↑ ШишкинПарк в Павловске → ` На знаменитом полотне титана русского изобразительного искусства запечатлена дубовая роща, и это понятно из названия картины. Однако описать картину, как изображение рощи с дубами ...

«…Шишкин плоть от плоти нашей и картины его сразу переносят нас в симпатичные нам места, — он умеет схватывать самую суть русского пейзажа, передать душу родного соснового бора. Вспомните его чудную картину — «Каму». Мягкий летний колорит, роскошная ширь реки, обрывчатый берег, — никаких эффектов, все просто; а вы чувствуете как то легко на душе, точно и в самом деле перенеслись на родную реку и вдыхаете ее свежие испарения. А его пасека в лесу, его роскошный таинственный бор, песчаный берег какой-то речки, лесной ручей, — все это целиком наша родина без прикрас и румян, во всей своей симпатично-простой красоте». Зрелый период творчества Шишкина падает на годы политической реакции. И на этом фоне еще ярче выступает прогрессивное содержание его искусства. Важнейшая особенность творчества Шишкина восьмидесятых годов заключается в том, что художник сумел не только сохранить, но и углубить прогрессивное содержание своего искусства. В это десятилетие влияние творчества Шишкина было еще более действенным, пробуждая «великое чувство свободы» и жажду дела на благо любимой

Заключение

Шишкин И.И. был талантливым живописцем XIX века. Он был увлечен своей работой и до конца своей жизни не отступил от новых введений в области живописи. Порой он отходил от единой системы создания картин, чему учили в академии, но он создавал замечательные шедевры, многие из которых хранятся в России, Чехословакии, Белоруссии. Благодаря ему, мы можем посмотреть на леса с тем восхищением, которого в наше время уже не встретишь. Он демонстрирует мастерство кисти, показывая зрителю свои чувства, переживания. Шишкин был упоен красотой русских земель, о чем он сам говорил при жизни.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/shishkin-utro-v-sosnovom-lesu/

  1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. М., 1984. С.121.
  2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. М., 1985.
  3. Сарабъянова Д.В.История русского и советского искусства. М., 1979.
  4. Голубева Э.И., Крестинский А.А., Кузнецова Э.В. Беседы о русских художниках, вторая пол. XIX века. Л., 1960. С.191
  5. Трибис Е.Е. Живопись. Что о ней должен знать современный человек. М., 2003. С.384