Анализ рассказа «Часовня» (Бунин И. А.)
Анализируемый мной рассказ И.А. Бунина «Часовня» входит в цикл «Тёмные аллеи» и является в нём самым коротким, но от этого не менее значимым, он несёт в себе довольно глубокий философский смысл.
Само название данного произведения достаточно символично и обладает определённой семантикой: часовня представляется нам тихим, уютным местом, где можно побыть наедине со своими мыслями, обратиться к Богу, помолиться.
Но по мере прочтения рассказа перед нами предстаёт совершенно противоположный образ: полуразрушенное кирпичное здание с зияющим окном, из которого «ничего не видно, оттуда только холодно дует». И вообще, она являет собой скорее усыпальницу, где «в железных ящиках лежат какие-то дедушки и бабушки и еще какой-то дядя, который сам себя застрелил», а не тихую молельню.
Нарратором в рассказе выступает сам автор, однако пространственно-временная организация текста указывает на то, что он повествует о событиях в ретроспективе, интерпретируя их детским взглядом. В отличие от взрослых, дети воспринимают всё через образы, и этот прием помогает Бунину передать контрасты окружающего мира наиболее ярко.
Солнечный летний день, наполненный светом, теплом и всевозможными красками символизирует радость жизни. В то же время детей влечет и нечто другое, тайное, потустороннее, совершенно противоположное: заброшенное, заросшее кладбище, одинокая, полуразрушенная часовня, темнота и холод, железные ящики с умершими людьми, — все, что олицетворяет смерть.
Заглядывая «в узкое и длинное разбитое окно на уровне земли», они ощущают, приближение к чему-то новому, потустороннему: «Везде светло и жарко, а там темно и холодно…». «Всё это очень интересно и удивительно», прикасаясь к «смерти», дети познают жизнь.
Молодость и старость – тоже противоположны, но в контексте данного произведения мы понимаем, что их объединяет тот факт, что жизнь может прекратиться и в молодом и в старом возрасте. Помимо гробов со стариками, в часовне лежит молодой человек, который «был очень влюблен, а когда очень влюблен, всегда стреляют себя». Автор простыми, наивными детскими словами передаёт всю трагедию данного обстоятельства. Хотя любовь являет собой прекрасное удивительное глубокое чувство, она может стать причиной большой человеческой драмы.
Таким образом, становится понятно, что основным приёмом данного произведения является антитеза, а именно противопоставление композиционных образов, создающее эффект резкого контраста. Конфронтируют настоящее и прошлое, молодость и старость, свет и тьма, тепло и холод, жизнь и смерть… А символической границей между противоположными мирами является «разрушающаяся кирпичная часовня», а точнее давно разбитое окно этой самой часовни, которое является художественной выделительной деталью в миниатюре Бунина.
Младший школьный возраст как особый возраст в жизни ребенка
... учебной деятельности"; изучить понятие ценности младшего школьного возраста. Глава 1. Младший школьный возраст как особый возраст в жизни ребенка 1.1 Основные периоды психического развития ребенка В истории детской психологии ... в дошкольный период жизни детей можно наблюдать элементы учения и труда. Однако они не определяют характера основных психических изменений в данном возрасте - их особенности ...
Финальная фраза рассказа: «И чем жарче и радостней печет солнце, тем холоднее дует из тьмы, из окна» подтверждает, что вся наша жизнь построена на контрастах, таков закон бытия.
Урок литературы по теме «Жизнь, смерть и вечные вопросы бытия в рассказе И.А. Бунина «Часовня»
Разделы: Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/bunin-chasovnya/
Цели:
выявление особенностей понимания любви Буниным, авторской позиции, художественной манеры писателя; активизация исследовательской деятельности обучающихся, развитие навыков творческого чтения, углубляющего понимание и переживание событий рассказа.
Оборудование: ПК, м/м проектор, интерактивная доска.
Запись на доске: “Душевный строй истинного поэта выражается во всем вплоть до знаков препинания”. А.А.Блок
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя: Сегодня на уроке мы будем делать целостный анализ текста художественного произведения. Это рассказ И.А. Бунина из его знаменитого цикла “Темные аллеи”. Все рассказы этого цикла посвящены одной теме – они описывают различные проявления любви между мужчиной и женщиной. Именно в “Темных аллеях” Бунин выразил свое отношение к этому чувству, изложил свою “философию любви”. В какой-то мере бунинский взгляд отражает уже название цикла.
“Темные аллеи” любви – это то, что глубоко спрятано внутри каждого человека, это его инстинкты и желания, его эмоции, которые он подчас не понимает и не может контролировать, но которые во многом определяют его жизнь.
Рассказ датирован 2 июлем 1944 года, он один из самых коротких в цикле. Но, в то же время, и один из самых философских, глубоких. Всего несколько строк, а сколько за ним стоит авторских размышлений, раздумий зрелого уже человека… Мысли писателя здесь — не только и не столько о любви, сколько о сути человеческого бытия, о смысле жизни, о законах мироздания.
3. Чтение рассказа (читает подготовленный ученик, у каждого ученика текст на парте)
4. Анализ рассказа по вопросам:
Определите художественное время и художественное пространство рассказа.
В начале урока учащиеся получают текст новеллы. Вступительное слово учителя. Рассказ об обстоятельствах работы И.А. Бунина над циклом «Тёмные аллеи». Затем учитель читает рассказ-миниатюру. Прослушав рассказ, учащиеся говорят о том, какое настроение у них вызвало это произведение — грустное, элегическое, минорное. Они обратили внимание на то, что миниатюра напоминает стихотворение в прозе, содержит многие признаки лирического произведения: это эмоциональная окраска, концентрация мыслей и чувств, особый ритм, мелодичность. Беседа Какие ассоциации вызывает у нас слово «часовня”? Покой, тишина, молитва. Это символ вечности, место, разделяющее мир живых и мёртвых. Это час воспоминаний, откровения, общения с Богом, вечностью, час ухода от внешней суеты, отрешённости от мира — момент истины для человека. Обращаемся к анализу композиции. Нетрудно заметить, что в её основе — антитеза: противопоставляются холод и жара, тьма и свет, старое и новое, молодость и старость, день и ночь, дети и взрослые… Детям и жутко, и весело, они испытывают и удивление, и страх, находясь в земном, ярком, солнечном мире и желая заглянуть в мир потусторонний… Вокруг — буйный рост трав и в то же время — часовня «разрушающаяся”. Итак, мы убеждаемся в том, что произведение пронизано контрастами. Обобщая всё сказанное, выделяем доминирующую антитезу: жизнь — смерть В начале произведения — картина старой, умирающей усадьбы, разрушающейся часовни. Создаётся впечатление, что смерть торжествует над жизнью: об этом говорят очень выразительные эпитеты (старая, заброшенное, одинокая, разрушающаяся, разбитое…)
Замечаем, что здесь не один рассказчик: мы видим происходящее не только глазами взрослого, но и глазами детей. Стиль становится другим с появлением детей: «Там ничего не видно, оттуда только холодно дует”. Это детская речь с особой лексикой, построением предложений: «холодно дует”, «стреляют себя”, «дедушки и бабушки”, «жутко и весело” и т.д. Маленькие герои задают детские вопросы («А зачем он себя застрелил?”), следуют детской логике («…а когда очень влюблён…”) и по-детски, как в сказках, делят мир на «свой” (это цветы, травы, солнце) и «чужой” (железные ящики, холод, чужая смерть).
Перейти границу они не пытаются: исчезнет тайна, ради которой они и заглядывают туда, откуда «холодно дует”. Детское повествование заканчивается репликой: «…всегда стреляют себя…”. Если обратиться к анализу художественного времени, то можно заметить, что это два разных мира: лето, день, солнце (настоящее время) и ночь, холод, тьма (прошлое). Как видим, в основе миниатюры опять антитеза. Но противопоставляются и ещё две «формы” времени: «всегда” (знаменательно, что это слово обрамляет произведение) и «давно”, «молодой” и «старые” (последний эпитет относится и к разрушающейся, заброшенной усадьбе). Приходим к выводу, что в миниатюре сосуществуют все три времени: настоящее, прошедшее и будущее, связанное с образами детей. Кроме этого, все глаголы рассказа — в форме настоящего времени. Создаётся удивительное ощущение, что эту историю рассказывает немолодой человек, вспоминающий своё детство. Но как гармонично переплетаются воспоминания и как будто сегодняшние переживания! Итак, в миниатюре происходит движение от жизни к смерти, от прошлого к будущему через настоящее, от временного — к вечному. И всё снова и снова возвращается на круги своя. В начале урока даю задание двум ученикам выписать слова — приметы художественного пространства. Ребята приходят к выводу, что и здесь господствует противопоставление. Поле, сад, усадьба, «синее море неба” — здесь. Здесь — солнце, цветы, жара. Там — темно и холодно, там «железные ящики”. Границей между двумя мирами является характерный для художественного мира Бунина образ окна. Кроме того, в миниатюре происходит равномерное чередование тьмы и света, холода и солнца, «своего” и «чужого” мира, прошлого и настоящего, жизни и смерти. Таким образом, всё в жизни, природе взаимосвязано и находится в гармонии, равновесии. И последнее предложение служит тому подтверждением (записываем его): «И чем жарче и радостней печёт солнце, тем холоднее дует из тьмы, из окна”. Оно всё построено на противопоставлениях: жарче–холоднее, солнце–тьма, печёт–дует, чем–тем
Так гениально соединяются в рассказе французская старость и русское детство — два пространства и два времени. В одном воспоминании, в одном небольшом эпизоде — мгновение и вечность. Приходим к выводу, что построенное на противопоставлениях произведение говорит о вечности незыблемых законов жизни, о естественном поступательном ходе времени, о памяти и забвении. После комментария эпиграфов к уроку учащиеся получают на дом задание : письменно ответить на вопрос: «В чём смысл названия рассказа Бунина «Часовня»?” И.А. Бунин ЧасовняЛетний жаркий день, в поле, за садом старой усадьбы, давно заброшенное кладбище, — бугры в высоких цветах и одинокая, вся дико заросшая цветами и травами, крапивой и татарником, разрушающаяся кирпичная часовня. Дети из усадьбы, сидя под часовней на корточках, зоркими глазами заглядывают в узкое и длинное разбитое окно на уровне земли. Там ничего не видно, оттуда только холодно дует. Везде светло и жарко, а там темно и холодно; там, в железных ящиках, лежат какие-то дедушки и бабушки и ещё какой-то дядя, который сам себя застрелил. Всё это очень интересно и удивительно: у нас тут солнце, цветы, травы, мухи, шмели, бабочки, мы можем играть, бегать, нам жутко, но и весело сидеть на корточках, а они всегда лежат там в темноте, как ночью, в толстых и холодных железных ящиках; дедушки и бабушки все старые, а дядя ещё молодой… — А зачем он себя застрелил? — Он был очень влюблён, а когда очень влюблён, всегда стреляют себя… В синем море неба островами стоят кое-где белые прекрасные облака, тёплый ветер с поля несёт сладкий запах цветущей ржи. И чем жарче и радостней печёт солнце, тем холоднее дует из тьмы, из окна. 2 июля 1944 |
||
пространство | время | |
Россия | Лето | |
Старая усадьба | Июль (цветущая рожь) | |
Кладбище |
Воссоздадим картину, нарисованную Буниным.
На доске лист ватмана разделенный на две половины голубую и зеленую. Приклеиваем на ватман заранее заготовленные макеты (часовня, облака, солнце, цветы, кресты, дети, окно часовни).
Место действия заброшенное кладбище. Почему кладбище заброшено?
Кладбище семейное, скорее всего принадлежало господам из усадьбы: или все умерли, или уехали за границу)
Вместе со словом “заброшенное” в рассказ входит тема забвения. Все замерло. Как в кинофильме – стопкадр. Как с помощью синтаксических средств автор показывает, что время остановилось? Рассмотрим первое предложение текста. Охарактеризуйте его.
В предложении четыре подлежащих (день, поле, кладбище, часовня), предложение односоставное, назывное.
Почему нет сказуемого?
Нет движения, время остановилось.
Через чье восприятие дает автор изображение?
Через детское восприятие, на кладбище пришли дети.
Как вы думаете, почему?
Интересно, что Бунину важно передать именно “детское” восприятие всего описываемого. Может быть, это объясняется тем, что дети острее и тоньше чувствуют. Детский взгляд не затуманенный, естественный. Дети чувствуют острее и тоньше, их ум и душа еще не так слепы, как у взрослых. У взрослых – неестественный, стереотипный взгляд на жизнь, они не видят остроту бытия.
Что же открывается взору детей? Чтобы ответить на данный вопрос нужно внимательно перечитать текст и разделить его на две части, ведь дети видят две картины.
здесь | там |
Солнце, поле, за садом старой усадьбы заброшенное кладбище | Ночь, тьма |
У нас
цветы, трава, шмели, бабочки |
Там ничего не видно, оттуда только холодно дует |
Светло и жарко | Там темно и холодно |
Какой художественный прием использует автор?
Что такое антитеза?
Взору детей в рассказе открывается странный, но очень яркий контраст. С одной стороны, они видят торжество жизни. Рассказчику вспоминается солнечный летний день, насыщенный светом, красками, теплом и светом. С другой стороны — заброшенное кладбище, тьма, неизвестность, тайна.
Продолжим заполнение таблицы.
Мы можем играть, бегать | Они всегда лежат там в темноте, как ночью, в толстых и холодных железных ящиках |
Дети (живые) ЯВЬ | Мертвые НАВЬ |
Именно эти слова создают антонимичную картину. |
Что находится между двумя этими мирами?
Часовня, а точнее разбитое окно на уровне земли, которое делит пространство детей на “свое” и “чужое”, которое всегда таит в себе какую-то опасность. Окно — граница между двумя мирами.
А у окна кладбище – тоже граница, соединяющая настоящее и прошлое.
Когда приходили враги, люди прежде всего охраняли кладбище, ведь это память о семье, предках, ведь кладбище — это история целого рода.
В.Катаев, известный советский писатель, говорил: “Кто я? Песчинка на лице Вселенной”. И, действительно, человек – лишь маленькая песчинка в огромном скоплении людей, населяющих Вселенную.
Как дети оценивают увиденное в окне?
Что говорит о том, что детям интересно?
Они смотрят ЗОРКИМИ глазами, т.е. всматриваются.
1) хорошо видящий дальние и мелкие предметы;
2) пристальный, проницательный.
Какое из двух значений соответствует слову из данного текста? (2)
Что привлекает детей? Почему им жутко, весело, интересно и удивительно одновременно?
Жутко, п.ч. пугает слово смерть, но во сем этом есть какая – то загадка, неизвестность, которую хочется разгадать. Интерес усиливает тот факт, что внутри часовни находятся тела давно умерших людей. Конечно, они еще не понимают всей его глубины и трагичности, но что-то заставляет их и дальше всматриваться вглубь часовни, где “лежат холодные ящики” с телами.
Что же дети открывают для себя там, в неизведанном мире за окном, в глубине часовни?
Приближаясь к смерти, дети учатся познавать жизнь, ее основу – любовь. Автор подчеркивает, что среди гробов с “бабушками и дедушками” был гроб с молодым дядей, “который сам себя застрелил”.
Почему он это сделал?
Один из детей объясняет, что этот человек был очень влюблен, а “когда очень влюблен, всегда стреляют себя…”. Всего несколько слов, по-детски наивных и простых, и больше никаких объяснений и комментариев. За этими словами кроется огромная жизнь души, глубокая человеческая трагедия, очень сильное и яркое чувство.
Ими можно объяснить и Бунинское понимание любви. Это чувство, считает писатель, всегда связано с трагедией, с темным и бессознательным, оно построено на контрастах, также, как и сама жизнь. Контраст – вот универсальный закон человеческого бытия в целом и во всех его частностях.
Что соединяет жизнь и смерть? Какие образы соединяют художественное время и пространство в этом рассказе? Проанализируйте все, о чем мы сегодня говорили, и озаглавьте рассказ. Приготовьтесь обосновать свое мнение.
Часовня — молитвенный дом, храмик без алтаря, где можно читать молитвы.
Часовня соединяет два пространства: временное и вечное – жизнь и смерть. Приходя на кладбище, родные поминают ушедших из жизни в часовне, читают молитвы, ставят свечи.
Разрушающаяся часовня говорит о том, что земное бытие не вечно. Смерть страшна, п.э .нужно дорожить жизнью и тем, что она дает. Дорожить каждым часом бытия и жить достойно.
5. Домашнее задание: Напишите сочинение – рассуждение по высказыванию Д.Гранина: “Час земной сверяй со смертным часом”
Анализ рассказа Бунина “Часовня” (Из цикла “Темные аллеи”)”
Рассказ И. А. Бунина “Часовня” входит в знаменитый цикл “Темные аллеи”. Все рассказы этого цикла посвящены одной теме – они описывают различные проявления любви между мужчиной и женщиной. Именно в “Темных аллеях” Бунин выразил свое отношение к этому чувству, изложил свою “философию любви”. В какой-то мере бунинский взгляд отражает уже название цикла. “Темные аллеи” любви – это то, что глубоко спрятано внутри каждого человека, это его инстинкты и желания, его эмоции, которые он подчас не понимает и не может контролировать,
Рассказ “Часовня”, датированный 2 июлем 1944 года, один из самых коротких в цикле. Но, в то же время, и один из самых философских, глубоких, на мой взгляд. Всего несколько строк, а сколько за ним стоит авторских размышлений, раздумий зрелого уже человека… Мысли писателя здесь – не только и не столько о любви, сколько о сути человеческого бытия, о смысле жизни, о законах мироздания.
“Часовня” – это рассказ-воспоминание. Несмотря на то, что повествование ведется в настоящем времени, мы понимаем, что рассказчик вспоминает случай из своего детства.
Взору детей в рассказе открывается странный, но очень яркий контраст. С одной стороны, они видят торжество жизни. Рассказчику вспоминается солнечный летний день, насыщенный светом, красками, теплом и светом. С другой стороны, детей интересует нечто другое – их притягивает заброшенное кладбище и окна полуразвалившейся часовни.
С самых первых строк произведения Бунин показывает, что жизнь – это соединение контрастов, противоположностей, компромисс между светом и тьмой, добром и злом. И нельзя однозначно сказать, где заканчивается одно и начинается другое.
Так, все кладбище заросло цветами и травами: “бугры в высоких цветах и травах”. На этом фоне торжества жизни еще более одинокой выглядит полуразвалившаяся часовня. Детей, как магнит, притягивает именно она, а вернее то, что находится внутри, за узким разбитым окном. Рассказчик говорит, что ему и его друзьям, ничего не видно, они лишь чувствуют холодное дуновение – прикосновение другого мира. Дети еще не могут рационально объяснить свое любопытство, но на уровне чувств они понимают, что прикасаются к чему-то очень важному, потустороннему, скрытому – к какой-то великой тайне: “Везде светло и жарко, а там темно и холодно…”
Их благоговейный интерес усиливает тот факт, что внутри часовни находятся тела давно умерших людей. Возможно, в этот момент дети впервые прикоснулись к одному из важнейших вопросов человечества – вопросу смерти. Конечно, они еще не понимают всей его глубины и трагичности, но что-то заставляет их и дальше всматриваться вглубь часовни, где “лежат холодные ящики” с телами.
И опять мы сталкиваемся с контрастом – приближаясь к смерти, дети учатся познавать жизнь, саму ее основу – любовь: “…у нас тут солнце, цветы, травы, мухи, шмели, бабочки, мы можем играть, бегать, нам жутко, но и весело сидеть на корточках, а они всегда лежат там в темноте…”