Число сказок Салтыкова-Щедрина собирает в себе 32 написанных произведения. Но из-за некорректности написания Салтыков-Щедрин так и не сумел опубликовать полное и сформировавшееся собрание. В сентябре 1886 г. напечатали неполный сборник сказок, всего 23 сказки. Одна из сказок (сказка «Богатырь») автора была утерянная в архивах и также не была опубликована при жизни писателя.
Сказка «Богатырь» имела резкий разоблачительный и вызывающий характер, она явно была устремлена вопреки свободе слова. Тем самым не давало шансов на быстрое возникновение в печатных изданиях. Лишь в 1922 году сказка была в первый раз напечатана в журнале.
Жанр сказки знаком каждому человеку с малых лет его жизни. Когда мы становимся взрослее, мы начинаем все чаще и все лучше понимать, что большинство моментов из тих волшебных и невероятных историй могут быть не такими простыми и конкретными, как нам казалось в детские годы. Большинство авторских сказок имеет явный и немаловажный смысл. Писатели достаточно часто обращаются к этому жанру, чтобы суметь донести до читателей свои идеи и мысли, которые высказанные прямо могут показаться мятежными. Одним из примеров такого произведение и является сказка Салтыкова-Щедрина «Богатырь», которая была написана в 1886 году. Как и все его произведения, эта сказка также была предназначена для прочтения юному поколению.
В данной сказке автор описал абсолютизм в облике богатыря, который чрезмерно крепко спал на протяжении нескольких тысячи лет, а простой народ он показал в образе Иванушки. За то время пока богатырь спал, его злосчастная сторона различными болями переболела, ни разу он, ни ухом не дернул, ни оком не пошевелил, чтобы узнать, из-за чего земля стонет. Не пошевелился богатырь, даже когда на народ напали сильные и беспощадные противники. Богатырь, который воплощал власть, оказывается ложным богатырем, в котором уже нет ничего хорошего. Однажды подошел к Богатырю дурочек Иванушка, переломил дупло своим кулаком — смотрит туда, а там змеи у Богатыря тело прям, до самой шеи обглодали. В данной сказке был спрятан клич к разрушению власти. Писатель в присущей ему манере, довольно резко и точно, высмеял слабости общества того времени и его минусы.
По мнению большого, количества писателей, народные сказки и сказки Щедрина связывает одинаковый сказочный сюжет и использование классических сказочных способов написания. Также в основе, как народного творчества, так и сказок Щедрина находятся народные взгляды на жизнь, сравнение добра и зла и т.д.
Функции поэтики фольклора в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина
... сатирическую сказку, в которой традиционная сказочная фантастика сочетается с реалистической, злободневной политической сатирой. Глава 3. Художественно-поэтическая функция: художественный мир и поэтика народного слова в сказках Салтыкова-Щедрина ... мечтами в сказке «Ворон-челобитчик»). М.Е. Салтыков - Щедрин плодотворно использует фольклорную сказочную традиции. В народной сказке каждое ...
2 вариант
Мы все с самого детства обожали сказки, да что греха таить, даже когда повзрослели, хочется окунуться в детство и прочитать очередную сказку. Одним из известных сказочников русской литературы второй половины XIX века, является Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Некоторые из его сказочных произведений имеют политический подтекст, который глубоко скрыт в произведении.
Одним из таких произведений является сказка «Богатырь» написанная в конце 1886 года. В сказке рассказывается про здоровяка, которого родила и воспитала Баба-яга. И когда богатырь вырос, отправила его на все 4 стороны. После долгого блуждания по лесу находит дупло, в котором решает поспать. И от храпа его всем страшно и все его боятся.
Так он прохрапел много лет и так же его все боялись кроме, врагов. Которые не видели с его стороны угрозы. И даже однажды решили потревожить сон богатыря но, увы он давно уже умер и тело его объели змеи.
Так какой смысл вложил автор? Богатырь олицетворял правительство, которое наплевало на свой народ и прогнило до самых низов. И как не просили помощи простые люди он их не слышал. Мораль из всего этого можно вынести один, что каждый поможет себе сам, и надеяться на кого-то не имеет смысла.
Сам писатель описывает ситуацию в обществе тех времен, времен цензуры и боязни перед властью. Которая к тому времени уже изрядно прогнила и не занималась проблемами самого общества. Бездействие власти приводит к саморазрушению общества. Жители государства представлены себе сами. Враги в сказке олицетворяют как внешних, так и внутренних врагов, которые наживаются за счет страны и растаскивают ее на части. А государство смотрит на все происходящее спустя рукава. Не принимаются никакие действия для решения этой проблемы. Голод, нищета, смутное время.
Баба-яга олицетворяет зарождение бездействие со стороны власти. А змеи, которые съели богатыря, это пророки правящих людей которые погубили сами себя в алчности, бездействии и жадности.
Параллель правительства тех времен и современности в большей части ничем не отличается. Так же встречается бездействие и коррупция. В настоящее время все решается деньгами, и если ты богат, тебе открыты все двери.
Богатырь — анализ
Это странная сказка, достаточно психологичная и поучительная. Вроде бы используются сказочные мотивы, образы, герои, а речь идёт, будто бы, и о современности, о вечных проблемах.
Этот самый Богатырь появился на свет от Бабы Яги. Уже неожиданный поворот, так как эта ведьма – явно не положительный персонаж в сказках. От неё (и от её наследника) сложно ждать чего-то хорошего.
Вначале всё не так плохо – богатырь растёт. Мамаша его отстранилась от воспитания, от чего общество только выиграет… И когда он сил набрался, то и пошел на свой первый подвиг. Но всего лишь пошел он в лес – разбил одно дерево кулаком, другое… А в третьем было дупло. Недолго думая, богатырь залез туда спать. В принципе, не такой уж и странный поступок для русского-народного героя, ведь все помнят, что богатырь может тридцать лет и ещё три года на печи спать, то есть сил набираться. Вот все и решили, что этот сын Бабы Яги тоже копит энергию на какой-то подвиг. Если Родина будет в опасности, то он непременно проснётся и всех спасёт.
Народность сказок Пушкина
... "К Чаадаеву" (1818 год), "Сказки" (1818 год), "Деревня" (1819 год). В этих стихах прослеживается влияние на Пушкина умеренно-либеральных идей. Нерадикальность программы Пушкина создала ему дурную репутацию в ... пребывания в лицее кончился летом 1817 года. 9 июня состоялись выпускные экзамены, на которых Пушкин читал заказанное стихотворение "Безверие". Арзамасец Ф. Вигель писал в своих воспоминаниях: ...
Супостаты узнали, конечно, что появился богатырь – защитник у народа. С опаской стали относиться к стране. Не спешат уж нападать и угрожать. Но всё-таки за годы разное было – беды, голод, волнения. И всё люди ждут, что богатырь очнётся — спасёт всех, причём и от бедности, и от врагов, и от беспорядков всяких. Но он всё спит в дубовом дупле – храпит на весь лес. Тогда все себя и утешают, что пока, значит, не самая страшная беда обрушилась на страну.
И всё-таки не могли выдержать враги бесконечно долго. Напали на страну, окружили дерево, где почивал богатырь. Кстати, важная деталь показана автором – уже некоторое время богатырь не храпел. Это ведь можно трактовать в том смысле, что он проснулся, готовится на ратный подвиг. Стали супостаты осторожно приближаться к дуплу… И сказали все вдруг: «Воняет!» Оказалось, что от богатыря того осталась только голова, всё остальное давно съели гадюки.
Тогда супостаты напали на страну. Логично, что громили они всё с яростью за то, что столько лет терпели и боялись. Даже слава о богатыре не очень помогла народу – только оттянула момент провала.
В сказке звучат разные голоса. Глас народа звучит очень просто: «ужо», «воспрославит»… Само повествование тоже стилизовано, здесь используется такая устаревшая лексика, как «други» или «око».
В сказке показаны и страхи врагов, и надежды соотечественников, и глупость «богатыря».
Идея, тема, смысл, суть