Сатира в сказках Салтыкова-Щедрина

КОНКУРС ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ЛИТЕРАТУРНО-, ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА “ДЕТИ И КНИГИ”, Номинация-

название работы-

вид работы-

Ф.И.О. автора-

образовательное учреждение

356720 Ставропольский кр., Апанасенковский р-он, с. Дивное, ул. 8 Марта,56 тел.8655552625

Ф.И.О. педагога

Аннотация.

Салтыков-Щедрин — один из своеобразнейших писателей русской литературы. Его творчество направлено на обличение пороков общества. Его талант прекрасно справлялся с теми задачами, которые ставила перед ним эпоха. Образы сказок вошли в обиход, стали нарицательными и живут многие десятилетия, а общечеловеческие типы объектов сатиры Салтыкова-Щедрина и сегодня встречаются в нашей жизни, достаточно только пристальнее вглядеться в окружающую действительность и поразмыслить…

Сатира Салтыкова-Щедрина — это грозный и карающий смех за те

страдания и несчастья, которые царствовали вокруг.

Использование просторечия и фразеологизмов в сказках писателя

делает их поистине народными сказками, доступными читателям любого возраста

Мне нравится сказки, а после того как на уроках литературы, мы познакомились с творчеством М. Е. Салтыкова –Щедрина, и я увлеклась его сказками. Сатира Салтыкова-Щедрина — это грозный и карающий смех за те страдания и несчастья, которые царствуют вокруг. «Сказки для детей изрядного возраста» — это ответ писателя-патриота на окружающую несправедливость, это его форма борьбы с нею. Труден и тернист был творческий путь сатирика. С ранних лет вошли в его душу жизненные противоречия, из которых впоследствии и выросло могучее дерево щедринской сатиры. Наиболее пристально Щедрин исследовал политическую жизнь России: взаимоотношения между различными классами, угнетение крестьянства высшими слоями общества.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин не мог закрыть глаза на то, что происходило на его Родине. Самые первые его произведения точно описывали состояние души человека, который находится под гнетом общества.

Сказки принято считать итогом сатирического творчества писателя.

Сказки Салтыкова — Щедрина ни в чём не противоречат духу русской народной сказки. Они — явления совершенно оригинальное, не смешивающиеся ни с какими другими известными литературными и фольклорными сказками.

12 стр., 5856 слов

Особенности, своеобразие сатиры салтыкова-щедрина

... из критиков заметил: «У Щедрина злоба дня перерастает в злобу века». http://resoch.ru/osobennosti-satiry-saltykova-shhedrina/ Сочинение на тему «Сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина» Перед вами сочинение, в котором проводится анализ сатирического ... являет нам, как и следует из названия, сразу двух паразитов общества. Весь сюжет этой сказки построен по принципу абсурда и гротеска. Генералы показаны очень ...

Первые его сказки появились в 1869 году, остальные печатались на

протяжении 1880-1886 годов, в них вошли все основные сатирические темы, в них сплетается фантастическое и реальное, комическое сочетается с

трагическим, в них широко используется гротеск, проявляется удивительное

искусство эзопова языка. Они написаны настоящим народным языком – простым, сжатым и выразительным.

Основными темами сказок Салтыкова-Щедрина являлись: обличение

самодержавия (“Медведь на воеводстве”), господствующего класса (“Дикий

помещик”), либерализма (“Премудрый пескарь”, “Либерал”, “Карась-

идеалист”), а также затрагивалась проблема народа (“Повесть о том, как один

мужик двух генералов прокормил”)

Одним из самых древних примеров сатиры является уподобление людей животным, использование зоологических образов для осмеяния социальных пороков.

Сравнение социальных пороков с животным миром – один из остроумных приёмов сатиры Салтыкова-Щедрина, его он использует как в отдельных эпизодах, так и в целых сказках.

Так, в сказке «Дикий помещик» показан человек, но в его облике явные

звериные черты: «И вот он одичал… весь он с головы до ног оброс волосами,

словно дикий Исав, а ногти у него сделались, как железные. Сморкаться уже

он давно перестал, ходил же всё больше на четвереньках… Утратил даже

способность произносить членораздельные звуки… усвоил среднее между

свистом, шипеньем и рявканьем. Но хвоста еще не приобрёл»

В этой сказке автор, показывая эволюцию барина, прибегает к уподоблению в образе зверя, хотя «хвоста» ещё нет. Пройдёт ещё некоторое время и процесс деградации завершится.

А вот в сказке «Медведь на воеводстве» остроумно показано сходство

человека с медведем. Смысл сказки состоит в разоблачении тупых и жестоких правителей(Топтыгиных) деспотической власти (Лев, Осёл).

Трое Топтыгиных развили свою деятельность различными злодействами. Первый – мелкими (чижа съел), другой – крупными (погромы), третий – придерживался «исстари заведённого порядка» и довольствовался злодействами «натуральными», собирая дань. Но терпение мужиков лопнуло, и они расправились с Топтыгиными.

Основная идея сказки – спасение народа не в замене злых Топтыгиных

добрыми, а в устранении, то есть свержении самодержавия. Топтыгин – это сатирический псевдоним для царских сановников. Автор показывает их «Скотиной», «гнилым чурбаком», «негодяем». «Зверинец», представленный в сказках, свидетельствует о неистощимой изобретательности сатирика.

В «Медведе на воеводстве» медведи ездят в командировки, получают прогонные деньги и стремятся попасть на «скрижали истории».

Медведь, лев, осёл – это не просто условные обозначения, это Дикий помещик, мужики, портреты общества, раздираемого внутренними противоречиями.

Салтыков-Щедрин заботился о доходчивости и понятности своих произведений, использует народное остроумие – разговорную речь или просторечие.

6 стр., 2820 слов

По сказке Дикий помещик Салтыкова-Щедрина

... сказки, отразившей современные писателю времена. 10. Отзыв о произведении. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, применяя прием антитезы, смог с помощью аллегорических элементов в сказке «Дикий ... времена. Анализ сказки Дикий помещик Салтыкова-Щедрина сочинение Сказки Салтыкова-Щедрина, предназначенные ... с медведем в лесу. Развязка сказки гласит о том, ... надзора. Таким образом, Щедрин высмеивает долю русского ...

Например, в «Диком помещике» автор употреблял «простые слова», как бы показывая своё отношение к народу и барину.

С сочувствием к крестьянам: «…легче нам пропасть и с детьми малыми, нежели всю жизнь так маяться!»

С восхищением о живучести народа: «…опять запахло в том уезде мякиной, на базаре появилась мука, и мясо…,а податей поступило столько, что казначей от удивления и воскликнул:

  • И откуда вы, шельмы, берёте!!

С отвращением о барине: «…ведь жрёшь…сам-то?»

В сказке «Медведь на воеводстве» просторечие и разговорная речь имеют различное назначение и характеристику. Так, о Топтыгиных:

«Бурбон стоеросовый!»

Великий сатирик часто черпал синонимы из народной речи и обогащал этим свои произведения.

Салтыков-Щедрин часто использовал фразеологизмы, для придания

сказкам выразительности, образности и небрежного сатирического стиля.

Например: «И начал он жить да поживать…» («Дикий помещик»)

«Ну, пускай себе до поры до времени так постоит!», «…лешего какого-нибудь нелёгкая принесла!»,«…кишмя кишат»

Так же следует выделить фразеологические сочетания народно-эстетического характера.

«В некотором царстве, в некотором государстве»

«И начал он жить поживать».

Щедринские сказки – это и великолепный сатирический памятник

минувшей эпохи, и действительное средство нашей сегодняшней жизни.

«Сказки» Салтыкова-Щедрина не утратили своей яркой жизненности; они

по-прежнему остаются в высшей степени полезной и увлекательной книгой.

Это совершенное художественное творение великого сатирика и сегодня

щедро обогащает нас мудрыми мыслями, меткими образами, яркими

афоризмами.

Литературное наследство писателя принадлежит не только прошлому, но и настоящему, и будущему. Щедрина надо знать и читать! Он вводит понимание социальных глубин и закономерностей жизни, высоко возносит духовность человека и нравственно очищает его. Я думаю, что творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина своей актуальностью близко каждому современному человеку.

Приложение

Ф и о педагога 1

Ф и о педагога 2

Ф и о педагога 3 Ф и о педагога 4