На конкурс «Россия. Беларусь»

Сочинение

МКОУ «Мало-Каменская средняя общеобразовательная школа»

Олимпиада школьников Союзного государства

«Россия и Беларусь: историческая и духовная общность»

Отзыв на стихотворение, В.С.Высоцкого «Баллада о борьбе»

Выполнила Локтионова Ольга Николаевна,

ученица 10 класса

Учитель Письменова Наталия Васильевна

2017 год

Владимир Семёнович Высоцкий… Как много о нём сказано, но как мало о нём мы знаем. И лишь вчитываясь в строки его стихотворений, ощущаешь тот самый душевный нерв поэта…

Больше всего меня поразило стихотворение «Баллада о борьбе», которое я не раз слышала в исполнении моего папы, когда зимними тихими вечерами мы всей семьёй собирались в гостиной. Папа в руки брал гитару и исполнял песни на стихи В. Высоцкого. Именно от родителей я узнала, что стихотворение «Баллада о борьбе» было написано для кинофильма «Стрелы Робин Гуда». Режиссёр этого фильма утверждал: «Не Высоцкий писал свои песни под фильм, а именно картина снималась под его песни». Но тогда, в советское время, фильм не прошёл цензуру, и поэтому песня поэта не звучала в нём.

Жанр произведения ясен из самого названия – баллада. Она сочетает в себе эпическое повествование о взрослении молодого человека с лирическим началом и раскрывает истинные мысли и чувства Владимира Высоцкого на тему борьбы и чести. Баллада, как мы видим, содержит серьёзный эмоциональный подтекст. Поэту очень важно передать читателю состояние увлеченности рыцарскими романами мальчишек послевоенного времени, которым хотелось быть героями, защитниками, как и их отцы.

На мой взгляд, мысль народная определяет весь образный и языковой строй стихотворения. Произведение наполнено патриотизмом, рожденным любовью к отчему краю, тем местам, где вырос автор, где начал формироваться его взгляд на жизнь. Поэт показывает взросление человека, воспитание мужественности, доблести, чести, отваги настоящего мужчины.

Казалось бы, обычная бытовая зарисовка «мы книги глотали, пьянея от строк», детское воспоминание, но сколько здесь правды, сколько стремления, сколько человеческого…

20 стр., 9569 слов

Труда звучит в песнях и в стихотворениях, которые исполняют дети ...

... патриотического воспитания дошкольников в ... патриотического воспитания детей в психолого-педагогической литературе. 2. Определить критерии патриотического воспитания, подобрать диагностические методики и провести диагностику детей дошкольного возраста по патриотическому воспитанию. 3. Разработать программу по патриотическому воспитанию ... воспитанию ключ к сердцу человека и даёт мощную опору для борьбы ...

Вчитываясь в строки этого поэтического произведения, представляешь мальчишек недалёкого послевоенного времени, которые с увлечением читали книги о подвигах Робин Гуда, о рыцарях, защищавших женщин, детей, Родину. На протяжении всей баллады сюжет остаётся неизменным, в нём повествуется о жизни и детстве самого Владимира Высоцкого через аллегорических героев – «книжных детей». Можно отметить, что данный метафорический эпитет не только показывает одного человека, а объединяет в единый образ молодое читающее поколение. Переход от третьего лица к первому свидетельствует о том, что Владимир Семёнович затрагивает своё прошлое, дабы как можно чётче передать действительность того времени:

Детям вечно досаден их возраст и быт –

И дрались мы до ссадин, до смертных обид.

Но главной отрадой в их жизни было чтение, которое заставляло сердце волноваться:

И сосало под ложечкой сладко от фраз.

И кружил наши головы запах борьбы.

Автор, используя фразеологизмы: «сосало под ложечкой», «кружил головы», показывает, какое неизгладимое впечатление производили на мальчишек прочитанные книги, превращая их в героев, защитников женщин и Родины, «сколько пищи для маленьких наших мозгов».

Поэт хотел донести до читателя, что главное – не растерять за годы жизни детскую преданность по отношению к своим близким и Родине:

Мы на роли героев вводили себя.

В следующих строчках автор обращает наше внимание на то, что героем не всегда быть легко, — героизм познается через боль, страдания, потери:

Испытай, завладев еще теплым мечем

И доспехи надев,-

Что почем, что почем!

А затем заставляет нас почувствовать ту щемящую душевную боль, «когда ты без кожи останешься вдруг, оттого, что убили- его, не тебя». Как же страшно представить себе гибель близкого человека, потерять друга, но важно не растеряться, не струсить, а взять меч и идти дальше.

Высоцкий утверждает, что без потерь, скорее всего, человек не смог бы понять всю ценность жизни:

Если, путь прорубая отцовским мечом,

Ты соленые слезы на ус намотал,

Если в жарком бою испытал, что почем,-

Значит нужные книги ты в детстве читал.

В последних строках баллады поэт осуждает человека, который не смог перебороть внутри себя тщеславие и трусость:

Если мяса с ножа

5 стр., 2109 слов

Владимир Семенович Высоцкий. Жизнь и творчество

... всю жизнь останется умственно неполноценным человеком». 25 июля 1979 года Владимир Высоцкий пережил ... Степановна)». Начиная с 7-го класса Владимир Высоцкий стал частенько прогуливать уроки ... заповеднике», «Канатоходец», «Мы вращаем Землю». 6 апреля 1977 года премьера спектакля Театра ... о смысле жихни, о своем месте в этом мире, о том пути, который он выбрал». В 1972 году творческая активность Высоцкого ...

Ты не ел ни куска,

Если руки сложа

Наблюдал свысока

И в борьбу не вступил

С подлецом, с палачом-

Значит, в жизни ты был

Ни при чем, ни при чем!»

Интересен размер стихотворения, который использует автор. Переход от четырехстопного анапеста к двустопному как будто передает четкий ритм баллады, строевой уверенный шаг воинов. Необычными для читателя являются строфы баллады, потому что в каждой из них своё определённое количество строк. Использование мужской перекрёстной рифмы не случайно. С помощью неё он показывает мужскую долю, их боль за свою Родину.

Звучащие в стихотворении рыцарские мотивы направлены на воспитание чести, мужества, достоинства подрастающего поколения.

В этом поэтическом произведении нет ничего лишнего, случайного, здесь каждая строка, каждое слово подтверждается мыслью, чувством, нет ничего выдуманного, всё понято и прочувствовано сердцем. В нем звучат отвага и мужество, честь и борьба настоящего мужчины, воспитавшего в себе эти качества, которые находят отражение на протяжении многих веков: от рыцарских времён до настоящего времени.