В первую очередь, Евгения выделяет взгляд на жизнь и уверенность в собственной правоте. Сын своего времени, Базаров, проверяет свои жизненные установки на практике. Он самостоятелен, независим, умён и невозмутим. Модное течение – нигилизм – в романе Тургенева получает воплощение в образе молодого человека, который не просто следует за временем, а искренне верит в свою правоту. Базаров – материалист, а это означает, что эмоциональная сторона жизни для него является второстепенной. Он не верит в любовь, не видит красоты и ценности в искусстве, в поэзии, в картинах великих художников.
В 50-60-х годах 19 века, когда происходят действия, описанные в романе, человек нового типа был необходим. Демократ-разночинец, не понаслышке знающий, что такое жизнь стал символом эпохи. Его не кормили с золотой ложечки, у него не было богатых родителей – он сам проложил себе дорогу в науку, в общество. В Базарове сочетается не только нигилистическое отрицание авторитетов, мирового опыта, ценностей, но и вера в собственные силы, в свою неповторимость, в разум человека, в его будущее. Именно это отличает Евгения от нигилистов, которые приняли это течение как дань моде. Он каждый свой день проживает так, чтобы он не пропал впустую: труд – неотъемлемая составляющая его жизни.
Базаров – герой своего времени
Почему же Евгения Базарова считают героем? Всё дело в том, что вся его жизнь – титанический труд на благо человечества. Опыты, исследования, научная работа – это вклад Базарова в будущее человечества. Он меняет мир своими силами, не только говорит, но и делает. Необходимость перемен в обществе Базаров понимает буквально: он не выходит с лозунгами, не выступает на собраниях. Наш нигилист меняет себя, делится плодами своей жизни, служит примером для других.
Базаров имеет своё мнение по любому вопросу, несёт свою философию в жизнь, не разделяя её на теорию и практику. Иными словами, Евгений и словами, и поступками, и собственной жизнью доказывает свои принципы. Он не пустослов, не мечтатель, не преступник. У Базарова есть видение будущего России, но он отлично понимает, что перемены наступят не мгновенно, они станут закономерным этапом истории. Базаров – герой, потому что он мыслит, трудится, движется, меняет мир.
Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя
Роман «Отцы и дети» был написан в 1861 году. В нем Иван Сергеевич Тургенев стремился показать особенности русского общества конца 50-х годов XIX столетия и конфликт того времени. Произведение отражает эпоху, предшествующую отмене крепостного права в России, когда страна была уже расколота на два противоборствующих лагеря. Один состоял из либерально настроенных дворян, старых аристократов, второй – из молодежи, революционных демократов-разночинцев. Представителем последнего течения в романе выступает Евгений Базаров, ярый нигилист. Это довольно противоречивый, но интересный персонаж, отрицающий все духовное, что нельзя «потрогать руками». Что делает Базарова героем своего времени в романе Тургенева, и какого персонажа можно отнести к такой категории? Безусловно, здесь важно умение отражать в своем характере основные черты той эпохи. Насколько удалось писателю передать всю трагичность и важность личности Базарова, можно судить по следующим критериям.
«Почему умер Базаров в конце романа? Евгений базаров перед лицом ...
... последователей. Смерть Базарова Главный герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” - Евгений Васильевич Базаров - погибает в финале произведения. Базаров - ... писали сочинения в школах по quot;образуquot;. Идеям-де не время было воплотиться в жизнь, почва ... выстроен весь сюжет. Можно сказать, что смысл романа — в последних сценах. Таким образом, смерть Базарова была предопределена заранее ...
Необходимость радикальных перемен не вызывала сомнений ни у кого из представителей общества того времени. Однако оба лагеря понимали их совершенно по-разному. Демократические взгляды молодежи были несколько более радикальными, что отражалось во всех сферах жизни общества и вызывало главный конфликт. В кризисной обстановке того далекого времени в России резко обострились отношения двух поколений, их споры о жизни, народе, религии, искусстве и общественном строе в целом. В то же время зародилось понятие нигилизма, отрицания всего, что не имело каких-либо конкретных доказательств или фактов.
Образ Базарова занимает центральное место в романе и является наиболее интересным, сложным и противоречивым. Сюжетная линия произведения выстроена таким образом, что главный герой постоянно находится в центре событий, а другие персонажи сгруппированы вокруг него и помогают более четко отразить особенности его характера. Тургенев показывает читателю Базарова как волевую, трудолюбивую, целеустремленную личность. Однако, будучи человеком в возрасте, сам писатель оценивает Евгения с позиции «отцов» и разделяет его взгляды и суждения не в полной мере. Это можно утверждать исходя из того, что в романе главный персонаж постоянно попадает в довольно сложные ситуации. Автор словно дает возможность читателю составить собственное мнение о Базарове. Он подчеркивает его душевную силу, принципиальность, твердость характера, умение отстаивать свои убеждения и добиваться желаемого.
Следует сказать, что Евгений является наиболее демократичным персонажем всего романа. В отношении крестьян и слуг он чужд высокомерия и прямолинеен, в нем нет пафоса или гордыни. Тургенев описывает его как простого парня, далекого от аристократических замашек людей того времени. Об этом говорит и его незамысловатая манера одеваться, красная кожа рук, не знавшая модных перчаток. Это человек, который, несмотря на свой молодой возраст, уже прошел школу лишений, сложностей и постоянной работы. Писатель показывает Базарова как активного, самостоятельно мыслящего и независимого малого: он много работает и всего в жизни привык добиваться своим трудом. Обучение в университете он оплачивал сам, не взяв у родителей ни копейки, да и сейчас содержит себя самостоятельно.
Негативной чертой героя является отрицание им всего того, что ему не дано понять. Он не признает искусство, поэзию, потому что не видит в них смысла, равнодушен к красоте природы, считая, что это всего лишь «мастерская», где человек может и должен работать. Евгений не ценит талант и труд других людей, занимающихся духовным развитием, что нельзя считать правильным, поскольку искусство делает жизнь яркой и красочной. Однако хоть Базаров и относит себя к демократам-разночинцам, все отрицающим, но главный смысл его жизни состоит в работе. Он постоянно находится в поиске чего-то нового, экспериментирует, «режет лягушек» и проводит опыты, находится в поисках новых идей, ведь Евгений – врач и он лечит людей. Он признает только естественный жизненный опыт.
Трагическая фигура Евгения Базарова в романе Тургенева «Отцы и дети»
... русской жизни скрывается за образом Евгения Базарова? В чем его сила и слабость, победитель он или побежденный, перспективен ли он как тип реформатора и гражданина? В чем суть его трагедии? Только ли в ... нигилистом, то надо читать — революционером», — писал Тургенев. Базаров признается, что не "имеет плана", не знает, что и как строить. "В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем", ...
Ну и, конечно же, главный герой романа остается верен себе, у него слова не расходятся с действиями. Другие персонажи Ситников, Кирсанов и Кукшина противопоставлены автором образу Базарова. На фоне ярого нигилиста они выглядят жалкой пародией, что еще больше подчеркивает зрелость ума Евгения, глубину его суждений и открытую ненависть к рабству и барству.
Заканчивая сочинение, хочется отметить, что смерть героя подчеркивает трагизм его жизни. Евгений осознает тщетность своего существования и задается вопросом, насколько важен и нужен он был России. В своем образе Базаров отразил основные черты, ошибки и заблуждения той эпохи, что дает право называть его героем своего времени
По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
Был ли Базаров героем своего времени?
Я считаю, что да. За такими, как он, — будущее России. Это можно доказать, проследив его жизнь, поступки, взаимоотношения с людьми, соотнеся его взгляды на жизнь с проблемами, волновавшими русское общество в 60-е годы XIX века, когда был написан
Роман
Тургенев
всегда точно обозначает время действия в своих произведениях. Так, события в
Романе «Отцы и дети»
начинаются 20 мая 1859 года и заканчиваются зимой 1860 года. В это время резко обостряется борьба между революционерами-демократами и либералами за выбор путей развития России. Крепостническая система изжила себя. На арену общественной борьбы выходит новый тип борцов — разночинцы-демократы.
Тургенев
уловил и изобразил в
«Отцах и детях»
нарождающееся в обществе движение. Его
Евгений Базаров
- центральный герой романа — представитель этого прогрессивного движения. Это человек действия, не любящий пустых фраз и рассуждений о благе Отечества.
При первом же появлении героя бросается в глаза его резкое отличие от дворян-помещиков Кирсановых. Он прост, об этом говорит его непритязательная одежда, небрежная прическа, народное «Евгений Васильевич», когда он представляется Кирсанову.
Большую роль в раскрытии характера и взглядов Базарова играют споры между ним и его идейными противниками. Особенно острый конфликт возникает между Базаровым и аристократом Павлом Петровичем Кирсановым.
«Павел Петрович всеми силами души возненавидел Базарова
». Эта ненависть происходит от того, что «молодой нигилист», отрицатель, перечеркнул всю его жизнь. Старший Кирсанов считал себя достойным уважения, но Евгений называл подобных ему людей «дрянью, аристократишками». Между представителями старого и нового поколений назревает конфликт. Схватка произошла за вечерним чаем. В ней выразились идейные разногласия антагонистов по поводу насущных проблем русской жизни. Павел Петрович вынуждает
Тургенев и. с. — Базаров и аркадий. сравнительная характеристика героев
... жизни. Тургенев подчеркивает желание Аркадия казаться взрослым и иметь собственный взгляд на окружающий его мир. Этот молодой человек изо всех сил старается быть похожим во всем на Евгения Базарова и ... романтиком, как и Аркадий. И в порыве откровения признается Аркадию в любви к окружающим. Проследим как раскрываются характеры героев в похожих ситуациях. Сильно и страстно любит Базаров Одинцову, ...
Базарова
высказаться. «В теперешнее время полезнее всего отрицать», — так выражает Евгений то, в силу чего действуют нигилисты. Он считает, что до всего надо доходить путем эксперимента и исследования, что прежде чем строить новое, надо «место расчистить». Он презирает в народе патриархальность и религиозность, отсталость, но, несомненно, ближе к нему, чем воинствующий аристократ.
«Мой дед землю пахал. Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас — в вас или во мне — он признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете», — говорит Базаров
- И в этом он прав.
Тургенев показывает не всю биографию своего героя, а только ее основные моменты. Его прошлое нам неизвестно, но мы знаем, что личность Евгения формировалась в условиях общественного и научного подъема. «Главный предмет его — естественные науки. Да, он всё знает», — так отзывается о друге Аркадий Кирсанов. Евгений осведомлен в ботанике, медицине, зоологии, химии, физике. Бекетов, Сеченов, Боткин, Менделеев — эти имена появились в русской науке во второй половине XIX века. Они определили интерес молодежи к естественным наукам. На смену идеалистическим представлениям о жизни приходит материализм. Взгляды Евгения на жизнь, науку, религию, государство, народ во многом совпадают со взглядами подлинных революционеров-демократов: Добролюбова, Чернышевского, Писарева.
В споре с оппонентом-аристократом видны ум, уверенность в себе, прогрессивность мировоззрения Базарова
— Павел Петрович так и не сумел доказать правомерность своих взглядов на государство, право, авторитеты и т. д. К концу спора он был взбешен, а Базаров — спокоен. Он лишь пожалел, что «рассиропился», слишком «распространился» перед этим аристократом. Базаров отвергает крепостническую систему, грубое суеверие, иностранные авторитеты (Павел Петрович — приверженец всего английского), он стоит за просвещение народа.
Схватку, конечно, выиграл нигилист, так как взгляды Кирсанова устарели, он не знает жизни, но за то, к чему привык, за свой комфорт стоит насмерть. Его подробно рассказанная биография говорит о том, что он потратил свою жизнь на романтическую любовь к некой Р. Не таков Базаров. Он занимается делом, наукой, лечит людей, помогает отцу. И в любви к Одинцовой проявилась не слабость, а сила его характера. Хотя он отвергает любовь, искусство, поэзию, Рафаэля, что в духе времени (когда рождается новое, всегда бывают какие-то перегибы), перед смертью Евгений заговорил как романтик: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет». В этих словах нежность к любимой и такой далекой от него Анне Сергеевне, испугавшейся его страсти, его искренних чувств, подобных буре. Умереть так, как умер Базаров, означает совершить подвиг». Невозможно опровергнуть это мнение Писарева. Евгений, зная, что он заражен, ведет себя мужественно, старается утешить родителей-стариков. Жалеет лишь о том, что не успел осуществить желаемое. Тургенев не говорит, как могла бы сложиться его героя, если бы он не умер. Вероятно, Базаров посвятил бы себя революционной деятельности. Ведь не случайно Тургенев в одном из писем заметил, что если его герой называется «нигилист», то надо читать «революционер».
По литературе. Философия базарова и ее испытание жизнью
... по всем предметам, во всех сферах жизни. Базаров полюбил. И Одинцова одержала верх над нигилистом Базаровым, доказав неправоту его взглядов. Он, циник и грубый материалист, влюбился без памяти, возвышенно ... менее умен, чем Базаров, но бросается в глаза пустота и никчемность его жизни, неспособность решить вопросы, о которых он говорит. Во второй части романа Тургенев показал внутренний конфликт ...
Добролюбов говорит, что люди базаровского склада решаются «ступить на дорогу беспощадного отрицания для отыскания чистой истины», что их цель — «принесение возможно большей пользы человечеству». Тургенев
полагал, что время базаровых еще не настало, но его произведение сказало больше: России нужны реалисты, деятели, революционеры в области мысли. Всегда вначале рождается новая идея, а затем появляются люди, которые воплощают эту идею в жизнь.
Я считаю, что в своем отрицании Базаров заходит иногда далеко. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», — утверждает он. Это односторонний взгляд на природу. Природа — и храм, и мастерская. Она — часть мироздания, она — наше спасение! Надо не только брать у природы, но и щадить ее. Что, как не природа врачует истомленные цивилизацией души? И без поэзии, живописи, музыки невозможно представить нормальную жизнь. Гораздо проще торговать, из всего извлекать прибыль, как в наше «переходное время». Но как мельчает человек, замыкаясь в заботах только о хлебе насущном! Базаров, возможно, не это имел в виду, когда резко отрицал всё старое. Может быть, он и не знал подлинного искусства: слишком занят был своим делом. И всё же, хотя он высказывает много спорного, это передовой человек своего времени, герой своего времени. За такими всегда будущее.
В каждом мыслящем, деятельном человеке есть частичка Базарова
Скачать сочинение »Был ли Базаров героем своего времени?» (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
Отцы и дети, Тургенев
Если домашнее задание на тему: » Был ли Базаров героем своего времени? [сочинение]
оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.
-
Свежие новости
-
Категории
-
Новости
Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» (1862)
стал новаторским в отношении разработки
нового типа героя – демократа-разночинца
- Автору удалось угадать веяние эпохи, отразив
исторический процесс 60-х гг. XIX в
- конфликт демократов-разночинцев и дворян.
любимое детище
» Тургенев наделяет демократическим обликом и явно неаристократическим происхождением (
«лицо длинное и худое», «красная рука»,
простая и небрежная одежда), невероятной трудоспособностью (анатомия, составление гербариев, чтение) и природным обаянием и дружелюбием (простые люди принимают его за своего – «
свой человек, не барин
»).
У Базарова свой — не совсем традиционный – взгляд на многие вещи, но и в уме, начитанности и природной смекалке ему нельзя отказать. Всем этим Евгений вызывает брезгливое отношение к себе холеного аристократа Павла Кирсанова.
Маленького человека в современной жизни. : тema «маленького человека» ...
... России и о судьбе собственной?! Иным и жизни не хватает понять ее смысл. Другие, смиряясь с судьбой, безропотно, но честно и праведно несут свой крест «маленького человека». ... современном мире все чаще выбирают последнее. Да, человек создан для счастья, по словам Короленко, как птица для полета. И даже самый «маленький человек». ... «комплекс неполноценности», «образ маленького человека», «Я-концепция». С ...
нигилизмом
, отрицая все традиционное – самодержавие, крепостничество, религию. У Евгения есть своя цель – очищение места от старого во имя нового. Несмотря на всю революционность и даже агрессивность своей позиции, Базаров любит народ, гордится своим «простым» происхождением. Позиция Базарова небездоказательна – напротив, она основана на логике и фактах, что и заставляет Кирсанова признать свое поражение. Духовное превосходство нигилиста еще более очевидно в сцене дуэли Базарова с Павлом Кирсановым.
Противостояние «Базаров-Кирсанов»
выходит за рамки сюжетного элемента, приобретая идеологическое значение
борьбы «демократизм – аристократизм».
природа – не храм, а мастерская»)
, эстетическое и идейное наследство искусства («
Рафаэль гроша медного не стоит»
- Автор подчеркивает, что эти крайности были присущи самому демократическому движению, поэтому небезосновательно перенесены на героя.
На поверку же базаровский нигилизм оказывается надуманным и искусственным: герой не выдерживает традиционного для Тургенева испытания любовью – любовь Базарова превращается в гордое и молчаливое страдание. Не проходит мимо Базарова и истинное дружеское чувство: он искренне пытается понять Аркадия, помочь ему разобраться в себе. Привлекает в Базарове и его нежная любовь к старикам родителям. Не могут не потрясти мужество и сила духа героя перед лицом смерти.
исторически достоверным героем
: автор показал весь трагизм судеб людей, пролагающих новые пути.
Успешного изучения литературы!
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/bazarov-i-pechorin/
сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
В романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” показано русское общество конца 1850-х годов. Это час в России ознаменовалось бурными политическими спорами, ведшимися в преддверии отмены крепостного права. Вся Россия, по сути, раскололась на два противоборствующих лагеря: на либералов-дворян и на революционных демократов-разночинцев. Обе стороны понимали необходимость перемен, но представляли их по-разному. Революционные демократы придерживались более радикальных мер. Это противостояние проникало во все сферы жизни, и Тургенев очень правильно увидел и показал тот самый процесс.
Но был и еще один процесс, который Тургенев фактически предсказал. Это было появление нового течения – нигилизма. Нигилисты не имели никаких положительных идеалов, они отрицали все, что казалось им оторванным от жизни, не имеющее под собой доказательств и фактов.
Главный герой романа Евгений Базаров – персонаж чрезвычайно занимательный, порой противоречивый. По сути, он один представитель нового поколения в романе. Аркадий, его мнимый ученик, хочет быть человеком нового времени, с новыми представлениями и совершенно напрасно “напяливает” на себя базаровские идеи. Он вечно говорит громче и пафоснее Базарова, что и выдает в нем ложность его нигилизма. Он нисколько не пытается скрыть свои увлечения, которые Базаров презрительно именует “романтизмом”. Аркадий откровенно рад видеть отца в начале романа, тогда как Евгений смотрит на родителей несколько свысока. Аркадий не скрывает своей привязанности к Кате, в то час как Базаров мучительно пытается задушить в себе любовь к Анне Сергеевне. Базаров – нигилист по духу, Аркадий – на словах. Таковы же Кукшина и Ситников, с той лишь разницей, что они вдобавок еще и невоспитанны.
Почему разошлись пути двух друзей аркадия кирсанова и евгения ...
... в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева? Базаров и родители Базаров и псевдонигилизм Почему и как произошел разрыв между Базаровым и его другом Аркадием В 1862 году Тургенев пишет роман «Отцы и дети». В своем романе Тургенев показал человека ...
Базаров с пылом врывается в жизнь, стремясь как можно больше подорвать традиционные устои общества. Как и Онегин, Базаров одинок, но его одиночество создается резким противостоянием всем и вся.
Базаров часто употребляет слово “мы”, но кто эти мы – так и остается непонятным. Не Ситников же с Кукшиной, которых тот откровенно презирает. Казалось бы, появление такого человека, как Базаров, не могло не потрясти общество. Но вот он умирает, и, читая эпилог романа, мы видим, что судьба всех героев романа (за исключением стариков-родителей Базарова) сложилась так, как если бы никакого Базарова вообще не было. Лишь добрая Катя вспоминает в счастливую минуту свадьбы о безвременно ушедшем друге. Евгений – человек науки, но в романе нет ни единого намека на то, что он оставил в науке какой-нибудь след.
Так что же? Неужели Базаров “Прошел над миром без шума и следа?” Неужели Базаров был всего лишь лишним человеком в обществе или его жизнь стала образцом для многих, в том числе и тех, кто хотел и мог что-то менять? Тургенев не знал ответа на тот самый вопрос. Его пророческий дар помог ему раскрыть настоящее, но не позволил забежать в будущее. На вопрос тот самый ответила история.
Тургенев поместил своего героя в такие условия, где он кажется исключением из правила. Он, как уже говорилось, еле-еле ли не один представитель поколения детей в романе. Ни одному из остальных героев не удалось избежать его критики. Он вступает в споры со всеми: с Павлом Петровичем, с Анной Сергеевной, с Аркадием. Он белая ворона, возмутитель спокойствия. Но в романе показана лишь довольно замкнутая среда. На деле же Базаров не был единичным представителем нигилизма в России. Он был одним из первых, он лишь указал дорогу другим. Волна нигилизма прошлась по России, проникая во все новые и новые умы.
Перед смертью Евгений отрекается от многих своих идей. Он становится похожим на других людей: он дает волю своей любви, он разрешает отпеть себя священнику. Перед лицом неизбежной гибели он отметает все наносное, второстепенное. Он понимает, что его воззрения были ошибочны. Он осознает тщетность прожитой жизни, но разве это значит, что он не был нужен России?
Смерть Базарова стала смертью его доктрины лишь у Тургенева. Как ведать, не была ли бесплодность жизни Базарова попыткой Тургенева подавить в себе пророческие тревоги за будущее России, внушить себе, что Базаровы приходят и уходят, а жизнь продолжается?
Все же Базаров – человек своего времени, причем неблизко не худший. Многие его черты были преувеличены Тургеневым, это так, но как человек, Базаров достоин уважения. По словам Писарева, “На людей, подобных ему, можно негодовать, сколько душе угодно, но признавать их искренность – решительно надобно. Если базаровщина – болезнь, то она – БОЛЕЗНЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ. “
( 1
оценок, среднее:
5.00
из 5)
Сочинения по темам:
- Само название романа говорит о том, что Лермонтову хотелось глубже вникнуть в общественную жизнь своего времени. 30-е годы XIX века,…
Сочинение на тему: «Базаров герой своего времени» по роману Тургенева «Отцы и дети».
Утопичность взглядов Базарова на искусство в романе И,С.Тургенева ...
... сходятся представители молодого и старшего поколения. Конфликтная ситуация у Базарова появляется и с Аркадием Кирсановым. В «нигилизме» его привлекают возможности, обычно ценные для молодого человека, вступающего в жизнь, — ощущение свободы, независимость ...
Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети”, написанный в 1861 году, по праву считается одним из самых известных произведений великого романиста. Тургенева всегда отличало удивительное умение увидеть, распознать героя эпохи, прочувствовать настроение общества. Роман “Отцы и дети” не стал исключением. В то время, когда он создавался, в стране шла упорная общественно-политическая борьба между разночинцами-демократами и либеральными дворянами. И те, и другие понимали необходимость проведения реформ, но относились по-разному к их проведению. Демократически настроенная молодежь выступала за коренные изменения в России, либералы предпочитали путь постепенных реформ. В результате в русском обществе произошел раскол: на одной стороне были революционеры-демократы, на другой — либералы. Писатель верно заметил этот процесс и отразил его в своем произведении, Он решил обратиться к началу противостояния — концу 50-х годов. Не случайно действие романа происходит в 1859 году.
В этом произведении главный герой Базаров несомненно является выдающейся личностью, обладающей, прежде всего, широкими познаниями в естественных науках. Он привык трудиться и не мыслит своей жизни без труда, который дает ему самостоятельность и независимость. Его поведение и речи иной раз перерастают в “безмерную гордость” и самолюбие. “Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о самом себе”. Базаров ставит себя очень высоко. “Ситниковы нам необходимы. Мне нужны подобные олухи. Не богам же… горшки обжигать!..” Базаров, подобно многим передовым людям конца 50-х — начала 60-х годов, являлся материалистом.
В спорах Павла Петровича Кирсанова и Базарова наиболее ясно отражены их взгляды. Ведь, как известно, в спорах двух сильных личностей рождается истина. Основное направление их споров — это их отношение к дворянству, аристократическим принципам, природе, нигилизму, искусству. В вопросе об отношении к дворянству, аристократизму Павел Петрович считал, что главная миссия в развитии России, в ее будущем отводится им, аристократам. В то время как Базаров полностью отрицал аристократические принципы. Его слова «Исправьте общество, и болезней не будет» или «Это уж не наше дело … сперва надо место расчистить» дают нам понять, что Базарова не устраивает то общество, в котором он находится.
Но есть и другая сторона — это базаровские принципы, которые ничего кроме отрицаний в себе не заключают, они ничего России не могут дать. Такое течение приобрело название нигилизм, которое полностью невзлюбилось и отрицалось Тургеневым в его произведениях. Но здесь опять же существует такое понятие как нигилист. “Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает на веру ни одного принципа, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”, — заявляет Аркадий, явно со слов Базарова. Который отрицает все: и государственную систему, и религии, и общественный порядок, а так же старые морали и нравственные категории аристократизма. Со стороны же Павла Петровича отношение к нигилизму следующее: «Аристократизм — это принцип, а без принципов в наше время могут они безнравственные или пустые люди». Что касается народа, то Базаров верит, что он суеверен, патриархален, не может жить без веры, но одновременно с этим он и осуждает русский народ, понимает, что он неоднороден. Но дело в том, что в последствии и выяснится, что Базаров так же далек от народа, как и Павел Петрович.
Евгений Базаров: образ главного героя, отношение Базарова к окружающим
... герои. В первых главах романа Базаров и Аркадий кажутся не просто друзьями, но и единомышленниками. Аркадий называет себя учеником Базарова в нигилизме. Оба молодых человека ... открывается приездом Аркадия Кирсанова вместе со своим «приятелем» Базаровым в поместье Кирсановых – Марьино. Друзей встречает ... готов к терпкой, горькой жизни революционера. Базаров, давая оценку жизни революционера, с одной ...
Искусство, религия, природа, мир прекрасного — все это чуждо Базарову. “Природа — не храм, а мастерская”. “Рафаэль гроша медного не стоит”.
Мы видим, что Базаров — это сильная личность. При любых обстоятельствах он не отступает от своих принципов. Но в продолжение романа Тургенев решает преподнести своему герою очередное испытание. До встречи с Одинцовой ничто не может поколебать базаровские убеждения. Но здесь в герое начинают происходить изменения. Жизнь для него оказывается сложнее всех его теорий. Базарова охватывает чувство любви, тот романтизм, который он отрицал во всех, стал проявляться и в нем. Его естество брало над ним верх. После признания Анне Сергеевне в любви Евгений терпит поражение, но, не унижаясь, он оставляет ее в покое и уезжает.
Неразделенная любовь отчасти разрушила идейные убеждения Базарова. Он впадает в пессимизм, нигде не может найти себе места. Но как человек огромной силы воли, он пытается побороть в себе романтика, взять себя в руки, но ему не удается стать таким, каким он был до встречи с Одинцовой. Утратив смысл жизни, потерпев фиаско в любви, поступившись многими своими убеждениями, герой в конце романа умирает, но не как нигилист, а как обыкновенный человек. Перед лицом смерти проявляется до конца недюжинная сила этой натуры. Писарев писал: “Умереть так, как умер Базаров — все равно, что сделать великий подвиг”.
Итак, Базаров Тургеневым описан как личность, имеющая на все собственные взгляды, мнения. Но так как Базаров — это человек нового времени, о котором общество 19 столетия еще не имеет понятия, то мы видим, что он не является во многом нужным человеком для России. Он не нужен как нигилист, но необходим как сильная, титаническая личность, в которой были живы вечные человеческие ценности. Таким образом мы можем сделать вывод, что все это делает Базарова героем своего времени.
Крах теории
Жизненные принципы Базарова поколебались лишь единожды, когда он встретил А. С. Одинцову. В борьбе с самим собой он проиграл: чувства присущи всем людям без исключения, человеку не дано управлять эмоциями. После отказа возлюбленной Базаров возвращается к своей обычной жизни, он получает важный опыт и благодаря огромной силе воле продолжает свой путь достойно.
Естественно, его теория пошатнулась, однако, он сумел переосмыслить то, что подарила ему судьба. Такое самоотречение, проявление душевной силы и благородства заслуживает того, чтобы назвать его героем любого времени. Он удивительно сильный и мудрый человек. Всё, чем ознаменована эпоха, Базаров собрал в своих взглядах, принципах, в стиле жизни. Он достойно пронёс это бремя, созидая, изучая, доказывая, проверяя. Ни дня своей жизни герой не провёл впустую, это делает его образ ценнейшим примером человеческой жизни.
Материал нашей статьи поможет в подготовке к написанию сочинения “Что делает Базарова героем своего времени”.
Биография Базарова
Социальное положение героя романа Тургенева «Отцы и дети» Базарова крайне затруднительное, и это связано не с родом его деятельности, а с происхождением. Молодой человек родился в семье отставного «штабс-лекаря» и дворянки. Для молодого человека этот факт оказался губительным, так как он находится между двумя мирами – миром аристократии и миром простых мужиков. Из-за незнатного происхождения отца Базарова не воспринимают в высшем свете, а простые люди считают его выше себя. И несмотря на благосклонное отношение к нему мужиков, появление Базарова в их жизнь привносить меньше смущения, чем появление аристократа – мужики не ощущают привычной скованности, но и своим Базарова они не считают.
Отец Базарова рано заметил пристрастие сына к наукам и приложил все силы, чтобы развивать его знания в этой сфере. Позже Базаров, продолжая дело своего отца, поступает учиться на лекаря, несмотря на то, что особой любви к медицине не испытывает. Базаров постоянно проводит научные опыты и благодаря этому достигает больших успехов в учебе.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Что делает Базарова героем своего времени 410 руб.
- Реферат Что делает Базарова героем своего времени 230 руб.
- Контрольная работа Что делает Базарова героем своего времени 210 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Базаров единственный ребенок в семье, к тому же весьма умный и талантливый, поэтому родители в сыне души не чают. Мать очень скучает по нему, однако сын не торопится отвечать взаимностью. Базаров любит своих родителей, однако его любовь мало напоминает общепринятую, в ней нет ласки нежности, она больше похожа на уважение.
Внешность Базарова весьма привлекательная, он молод, красив, обаятелен.
Что касается отношений с людьми, Базаров не отличается дружелюбием, однако и враждебного настроя по отношению к другим у него тоже нет. Базаров не привязывается к людям и легко расстается с ними. С дядей своего друга, Павлом Петровичем Кирсановым, у Базарова складываются сложные отношения. Павел Кирсанов – классический представитель аристократии. Для Базарова такое аристократическое существование кажется бесполезным и пустым, поэтому конфликт между ними был предсказуем.
Со своим другом Аркадием Кирсановым у Базарова тоже достаточно сложные отношения. Аркадий в начале романа восхищается своим знакомым. Однако жизнь в поместье родителей открыла глаза Аркадию на многие отрицательные качества Базарова, который всегда готов подвергнуть резкой критике всех. Однако, когда дело касается дяди и отца Аркадия, отношение Кирсанова к другу начинает меняться. Со стороны же Евгения такое поведения является проявлением невоспитанности.
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Задать вопрос