Барская Москва в изображении А. С. Грибоедова

Барская Москва в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

А. С. Грибоедов в своей комедии показал противоборство двух лагерей русского дворянства в начале 20-х годов XIX века. Это были годы, когда передовые дворяне отчетливо поняли необходимость назревших в стране перемен и повели борьбу с силами реакции. Началась схватка, апогеем которой явилось восстание декабристов. Лучшая часть русского дворянства выступила против порядков, царящих в обществе, мастерски показанном Грибоедовым на примере московского барства.

Образы московских дворян в комедии имеют много общих черт. Это реакционно настроенные люди, гонители всего передового. Первую характеристику представителям фамусовско-го общества дают фамилии героев комедии. Продолжая традиции Фонвизина, Грибоедов использует прием «говорящих фамилий», вводя в произведение Хлестову, Скалозуба, Тугоуховскую, Репетилова.

Люди, собравшиеся в доме Фамусова, являются убежденными сторонниками самодержавно-крепостного строя. Им дорого прошлое, «золотой век» русского дворянства:

Тогда не то, что ныне, При государыне служил Екатерине.

Это общество боится всего нового. Фамусов и его гости не либеральничают, они прямо и гордо говорят о своей приверженности «веку минувшему»:

Не то, чтоб новизны вводили, — никогда, Спаси нас Боже! Нет…

Барская Москва охраняет свои дворянские интересы. Личные качества человека, его душа не интересуют этих людей. Здесь каждого оценивают по богатству и происхождению. Все определяют деньги, чины, количество крепостных:

Будь плохенький, да если наберётся Душ тысячки две родовых, — Тот и жених.

Так мыслит не только Фамусов, произносящий эти слова. Княгиня Тугоуховская, узнав, что Чацкий не богат и не камер-юнкер, перестает им интересоваться. В этом обществе все очень хорошо знают, кто богат, а кто нет, у кого сколько душ. Споря с Фамусовым о количестве крепостных у Чацкого, Хлес-това с обидой заявляет:

Уж чужих имений мне не знать!

Понимая, что число крепостных определяет место дворянина в обществе, гости Фамусова не видят в крестьянах людей. Рабов продают, обменивают на собак. Хлестова, например, приезжает к Фамусовым с собачкой и «арапкой-девкой» и просит дочь хозяина, Софью:

Вели их накормить, ужо, дружочек мой. От ужина сошли подачку.

Для этой московской барыни равноценны собачка и живой человек. Фамусов, рассердившись на слуг, грозит:

3 стр., 1024 слов

Русское дворянство в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

... общества. Наиболее подробно описаны в «Войне и мире» семьи Болконских и Ростовых. Старый Князь Болконский — человек XVIII века, яркий представитель «столбового» дворянства, хранившего, но Толстому, ... на ... В ... в ... общества. ... в дальнейшем автор изображает салоп Элен Курагиной. В ... Толстой вводит в повествование дворян-чиновников, находящихся на ... общество. Представители «большого света» претендуют на ведущую роль в ...

В работу вас! на поселенье вас!

Цель жизни этих господ — карьера, почести, богатство. Максим Петрович, «вельможа в случае» при Екатерине, камергер Кузьма Петрович — вот образцы для подражания. Лицемерные, глупые, но зато богатые и знатные люди. Фамусов мечтает выдать дочь замуж за Скалозуба только потому, что тот «и золотой мешок, и метит в генералы». Службу московские дворяне рассматривают как источник дохода, средство достижения чинов. Протекция, кумовство — обычное явление в мире этих людей. Не об интересах страны, а о личной выгоде заботятся дворяне. Они проявляют единодушие в борьбе против идей и взглядов Чацкого, которого считают опасным вольнодумцем. Источник этой «чумы» барство видит в просвещении. Фамусов предлагает:

Уж коли зло пресечь: Забрать все книги бы, да сжечь.

Невежественное барство является ярым гонителем науки и образования и не стыдится этого. Такие люди были оплотом реакции в борьбе с разумом.

Воспитание, полученное московскими барчуками, делает их чуждыми своему народу. Они не знают родного языка, преклоняются перед всем иностранным. Барство оторвано от народной почвы. Образцом невежества и грубости нравов может служить речь Скалозуба, которого Чацкий назвал «созвездием маневров и мазурки».

Удушливая атмосфера барской Москвы губительно влияет на человека. В этой среде погибают все хорошие задатки человеческой натуры. Примером служит судьба Софьи Фамусовой. Из нежной, романтичной девушки выросла властная барыня. Больно было Чацкому увидеть в ней такие перемены.

Такова картина барской Москвы. Пороки, характерные для фамусовского общества, были присущи всей крепостнической России. Против этих реакционеров выступали лучшие сыны Отечества, будущие декабристы, идеалы которых разделял А. С. Грибоедов, показавший уродливое лицо «века минувшего».

Быт и нравы барской Москвы (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

А. С. Грибоедов (1794-1829) родился в дворянской семье. Его жизнь и деятельность проходили под влиянием героической борьбы русского народа против Наполеона и в период революционного движения декабристов.

Высокообразованный и воспитанный человек, он владел многими иностранными языками, писал музыку, был талантливым государственным деятелем, одним из лучших дипломатов своего времени. Грибоедов тонко понимал русский характер, душевную красоту и живой ум русского человека.

Грибоедов очень любил Россию. Эта любовь к Родине сочеталась в его

душе с ненавистью к рабству и угнетению. Он презирал пошлый и варварский мир крепостников-помещиков, чиновников, взяточников.

Эти черты характера и мировоззрения Грибоедова отразились в комедии «Горе от ума». В ней автор выступил с резкой критикой самодержавно-крепостнического строя. В образе Александра Андреевича Чацкого Грибоедов показал человека передовых взглядов, презирающего реакционное общество, защищающего свободу, гуманность, культуру, имеющего свой взгляд на мир и человеческие отношения.

1 стр., 422 слов

Чацкий против Фамусовского общества

... умом. Грибоедов своим персонажем создал образ нового положительного героя. И неизбежным является конфликт такого человека с обществом, боящимся и не желающим перемен – фамусовским обществом. Фамусов является ... честно, верой и правдой служить обществу. Чацкий говорит: “служить бы рад, прислуживаться тошно”. В этом и состоит его жизненная позиция. Его оппоненты, Фамусов, Молчалин и Скалозуб, ...

Чацкий — молодой, культурный, высокообразованный человек, недавно вернувшийся из заграничного путешествия.

Он принадлежит к небогатой семье дворян. Детство Чацкого прошло в Москве, затем он служил в Петербурге, был «с министром знаком», но бросил службу, не желая «прислуживаться». Он гневно критикует существующие порядки. Но таких людей, как Чацкий, в то время было еще немного. В комедии «Горе от ума» герой показан во враждебном окружении. Вокруг него процветает мир Фамусовых, скалозубов, молчалиных и загорецких, с его мелкими целями и низкими стремлениями.

Грибоедов обнажает и подвергает критике все основные недостатки тогдашней России: безнравственный облик крепостников, паразитизм дворянства, его отсталость и консерватизм. В комедии много действующих лиц, представляющих московское дворянское общество. Дополняют их также вне сценические персонажи: Максим Петрович, Татьяна Юрьевна, Марья Алексевна и другие. Это позволило включить в пьесу и придворные круги. Таким образом «Горе от ума» дает широчайшую картину жизни России начала XIX века.

Основной противник Чацкого Фамусов — богатый крепостник, защитник самодержавно-крепостнического строя, типичный представитель барской Москвы. Своих слуг он не считает за людей, обращается с ними грубо, может продать, сослать на каторгу. Ругает их ослами, чурбанами, зовет Петрушками, Фильками, Фомками. Иначе говоря, презирает их.

Чацкого возмущает барская Москва, которая ценит в людях лишь чины и богатство. «Ах! Матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара», — говорит Фамусов. А далее он добавляет:

Вот, например, у нас уж исстари ведется,

Что по отцу и сыну честь:

Будь плохонький, да если наберется

Душ тысячи две родовых,

Тот и жених.

Чацкий выступает против тех, кто к службе относится формально, бюрократически. Если Фамусов считает: «подписано, так с плеч долой», то Чацкий говорит: «Когда в делах — я от веселий прячусь, когда дурачиться — дурачусь, а смешивать два этих ремесла есть тьма искусников, я не из их числа».

К себе на службу Фамусов берет только родных и близких. Он хочет убедить Чацкого служить, «на старших глядя», «подставить стул, поднять платок». На что Чацкий возражает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — он считает, что нужно служить «делу, а не лицам». Чацкий уважает таких молодых людей, которые не торопятся записаться «в полки шутов».

Ярким примером такого «шута» является подхалим Молчалин, который в комедии показан низким и пошлым, привыкшим угождать «всем людям без изъятья». Еще отец учил его этому:

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платье,

Швейцару, дворнику, для избежания зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была!

Все в Молчалине: поведение, слова, — подчеркивают малодушие человека, стремящегося сделать себе карьеру, «не разбираясь в средствах». Он бессовестно обманывает Софью, которую любит «по должности». Чацкий с горечью замечает: «Молчалины блаженствуют на свете!»

Грибоедов смело выступает против палочной муштры, аракчеевщины в армии. Так, полковника Скалозуба интересуют только чины и награды. Он мечтает о чине генерала, радуется, читая о том, что его товарищи погибли:

14 стр., 6678 слов

Чацкий — передовой человек своего времени (по пьесе «горе от ума»)

... общества становятся все более резкой. Если Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества, то Чацкий с негодованием революционера-декабриста говорит ... Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе во весь рост показал “нового” человека, воодушевленного возвышенными идеями, поднимающего бунт против реакционного общества ... эти ли, грабительством богаты? Чацкий высмеивает это общество и ...

Довольно счастлив и в товарищах моих —

Вакансии как раз открыты!

То старших выключат иных,

Другие, смотришь, перебиты.

Скалозуб заключил в себе типичные черты реакционера аракчеевского времени: «Хрипун, удавленник, фагот. Созвездие маневров и мазурки» — так характеризует его Грибоедов. Скалозуб — враг просвещения и науки. «Ученостью меня не обморочишь», — говорит он, приветствуя проект, по которому в школе будут учить только шагистике, «а книги сохранят так: для больших оказий». Но не только один Скалозуб выступает против просвещения, знаний, науки. Все фамусовское общество не любит просвещенных людей. «Ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений», — говорит Фамусов. А богатая старуха Хлестова, говоря об образовании, заявляет:

И впрямь, с ума сойдешь от этих, от одних

От пансионов, школ, лицеев…

Образы комедии глубоко реалистичны. Фамусов, Скалозуб, Молчалин, Хлестова плут Загорецкий и все прочие — типичные представители барской Москвы. Эти люди, глупые и корыстные, боящиеся просвещения и прогресса, мысли которых устремлены лишь на приобретение почестей и титулов, богатства и нарядов, составляют единый лагерь реакции, попирающей все живое.

Мы видим, как это общество преклоняется перед всем иностранным. Чацкий осуждает это «пустое, рабское, слепое подражанье». Его возмущает, когда какой-то «французик из Бордо», приехав в Россию, чувствует себя как дома. Чацкий призывает:

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя по языку нас не считал за немцев!

В этих словах и любовь к русскому народу, и призыв к борьбе за национальное достоинство.

Грибоедов показывает, как искалечило фамусовское общество Софью, умную, красивую и мечтательную девушку. Воспитание француженок-гувернанток привило Софье много отрицательных качеств, сделало ее представительницей общепринятых в барской Москве взглядов, приучило ее ко лжи и лицемерию. Ее природный ум и доброта не могли получить в фамусовском обществе должного развития. Поэтому она и предпочла Чацкому Молчалина, не сумев распознать настоящую любовь. Чацкий же любит Софью. «Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног», — говорит он. Но Софья отталкивает его, и тогда Чацкий с болью в сердце произносит:

Другой найдется, благонравный,

Низкопоклонник и делец,

Достоинствами, наконец,

Он будущему тестю равный.

В том, что Софья стала типичной барышней фамусовского общества, она не виновата. Виновато общество, в котором она родилась и жила, «она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха» (Гончаров. «Мильон терзаний»).

Софье, по заключению Гончарова, «тяжелее даже Чацкого».

Резкая, обличительная сатира Грибоедова попала в цель и вызвала бурю протеста в дворянской среде. Передовые люди того времени, наоборот, горячо приветствовали появление комедии «Горе от ума». В. Г. Белинский писал: «Какая убийственная сила сарказма, какая едкость иронии, какой пафос в лирических излияниях раздраженного чувства… Какие Типические характеры; какой язык, какой стих — энергический, сжатый, молниеносный, чисто русский! Удивительно ли, что стихи Грибоедова обратились в поговорки и пословицы и разносились между образованными людьми по всем концам земли русской!»

16 стр., 7530 слов

Каковы причины столкновения фамусова и чацкого

... своём сочинении на тему «Чацкий и фамусовское общество» Тест по произведению Конфликт Чацкого и фамусовского общества - главного конфликта эпохи. Столкновение «века ... просвещения, демократических реформ отражено в комедии «Горе от ума» в образах Чацкого, Фамусова, Скалозуба, Молчалина, Хлестовой и ... настолько психологически верны были портреты героев. Но Грибоедов все же не списывал с натуры своих ...

Комедия «Горе от ума» и сейчас не утратила своего значения. Вместе с автором мы по-прежнему смеемся и негодуем. Грибоедов подверг критике не только недостатки своего времени, он выступил против всего косного и ничтожного, за передовое и благородное. И нам ценна горячая вера писателя в Россию, в свою Родину.