Вопросы и ответы к стихотворению К. Д. Бальмонта «Живая вода»

Стихотворение Константина Бальмонта «Великое ничто»

Моя душа — глухой всебожный храм, Там дышат тени, смутно нарастая. Отраднее всего моим мечтам Прекрасные чудовища Китая. Дракон — владыка солнца и весны, Единорог — эмблема совершенства, И феникс — образ царственной жены, Слиянье власти, блеска и блаженства. Люблю однообразную мечту В созданиях художников Китая, Застывшую, как иней, красоту, Как иней снов, что искрится, не тая. Симметрия — их основной закон. Они рисуют даль — как восхожденье, И сладко мне, что страшный их дракон — Не адский дух, а символ наслажденья. А дивная утонченность тонов, Дробящихся в различии согласном, Проникновенье в таинство основ, Лазурь в лазури, красное на красном! А равнодушье к образу людей, Пристрастье к разновидностям звериным, Сплетенье в строгий узел всех страстей, Огонь ума, скользящий по картинам! Но более, чем это всё, у них Люблю пробел лирического зноя. Люблю постичь сквозь легкий нежный стих Безбрежное отчаянье покоя. 2 К старинным манускриптам в поздний час Почувствовав обычное призванье, Я рылся между свитков — и как раз Чванг-Санга прочитал повествованье. Там смутный кто-то,— я не знаю кто,— Ронял слова печали и забвенья: «Бесчувственно Великое Ничто, В нем я и ты — мелькаем на мгновенье. Проходит ночь — и в роще дышит свет, Две птички, тесно сжавшись, спали рядом, Но с блеском дня той дружбы больше нет, И каждая летит к своим усладам. За тьмою — жизнь, за холодом — апрель, И снова темный холод ожиданья. Я разобью певучую свирель. Иду на Запад, умерли мечтанья. Бесчувственно Великое Ничто, Земля и небо — свод немого храма. Я тихо сплю,— я тот же и никто, Моя душа — воздушность фимиама».

<�Февраль 1900>

Анализ стихотворения Бальмонта «Завет бытия»

Стихотворение К. Бальмонта «Завет бытия» было написано в 1901 году. Это период творческого становления поэта, после нескольких разочарований в себе как в литераторе. Тема стихотворения «Завет бытия» – разговор лирического героя со стихиями. К. Бальмонт пытается донести идею о том, что истинное счастье человека в том, чтобы быть «полнозвучным», гореть для других. Идею можно рассматривать и сквозь призму мотива предназначения поэта, сущности поэтического искусства.

В центре произведения К. Бальмонта лирический герой, который завязывает разговор с ветром, морем и солнцем. В этих образах нетрудно узнать три из четырех стихий: воздух, воду и огонь. Таким образом, символист К. Бальмонт вплетает в философскую тему языческие мотивы. Стихии охотно раскрывают лирическому герою секреты счастья и молодости. Герой узнаёт, что нужно быть воздушным, как ветер, чтобы оставаться молодым. То есть нужно всегда быть готовым к новым свершениям, путешествиям, любить свободу. У моря следует поучиться полнозвучия. Под этой чертой К. Бальмонт, видимо, подразумевал смелость в мыслях и действиях. Солнце же своим примером учит гореть ради других.

7 стр., 3478 слов

Поэзия К. Бальмонта

... эпиграф к книге, окруженным тишиной «всемирного молчания». Действительно, жизнь для Бальмонта по-прежнему — «кошмар», «царство льдов» (названия разделов), где поэт ... ивы». Более того, в стихотворении «Зов» «миги» объявляются великим «откровением»: Все, на чем печать мгновенья, Брызжет светом ... Я устал. Весна поблекла. С Небом порван мой завет. Тридцать лет моих я прожил. Больше молодости нет. ...

Если читать стихотворение «Завет бытия» параллельно с биографией его автора, легко заметить, что он следовал воспроизведенным советам. В образе лирического героя можно найти не только черты поэта, но и аллюзию на королевича Елисея, который тоже искал истину в словах стихий.

Стихотворение К. Бальмонта «Завет бытия» метафорическое. Автор использует олицетворение, чтобы воспроизвести диалог человека и природы. Этот прием помогает не только усилить идейное звучание стиха, но и ввести в него дополнительный мотив единства людей и природы. Для характеристики образов поэт использует эпитеты: «свободный Ветер», «могучее Море», «высокое Солнце». Сила душевного порыва лирического героя выражается при помощи гиперболы: «как мне вспыхнуть светлее зари?».

Композиция стиха продиктована содержанием. Он поделен на катрены, каждый из которых – разговор с определенной стихией. На первый план в произведении выступает смысл, поэтому автор не особо задумывается над оформлением. В качестве рифмы в каждой строфе он использует повторение слов: ветра — ветер, моря — море, солнца, солнце. Рифма в стихотворении параллельная. Стихотворный размер — трехстопный анапест. Могущество Солнца, Ветра и Моря выражается оформлением их ответов в виде восклицательных предложений.

Стихотворение К. Бальмонта «Завет бытия» — гармоничное сплетение традиций символизма, философских и языческих мотивов.

Понравилось школьное сочинение? А вот еще:

Анализ стихотворения Бальмонта «Камыши» Анализ стихотворения Бальмонта «Бабочка» Анализ стихотворения Бальмонта «Осень» Анализ стихотворения Бальмонта «Бог и Дьявол»

Константин Бальмонт — Вдали от берегов Страны Обетованной ( Океан )

Vdali ot beregov Strany Obetovannoy, Khranya na dne dushi nadezhdy bledny svet, Ya volny voproshal, i Okean tumanny Ugryumo rokotal i govoril v otvet.

«Zabud o svetlykh snakh. Zabud. Nadezhdy net. Ty vverilsya mechte obmanchivoy i strannoy. Skitaysya dni, goda, desyatki, sotni let, — Ty ne naydesh nigde Strany Obetovannoy».

I vdrug ponyav dushoy vsekh derzkikh snov obman, Okhvachen plamennoy, no bezuteshnoy dumoy, Ya gorko voprosil bezbrezhny Okean, —

Zachem on strannykh bur pitayet uragan, Zachem volnuyetsya, — no Okean ugryumy, Svoy ropot zaglushiv, okutalsya v tuman.

Dlfkb jn ,thtujd Cnhfys J,tnjdfyyjq, , подсказывая определённые словесно-образные формулы-«ориентиры». Нельзя не согласиться с З.С. Смелковой, которая утверждает, что «при анализе лирического стихотворения особенно важно сохранить индивидуальность восприятия, личность эмоционального отклика школьника-читателя» [4, с. 128]. Да, это так. И вместе с тем желание ученика облечь в слова своё первое впечатление может достаточно серьёзно корректироваться учителем и писательским суждением под воздействием тех вопросов, которые будут обсуждаться в ходе анализа произведения. А умело проведённый разбор, размышления над поэтическим словом, суждения, подсказанные вопросами учителя, помогут школьникам углубить понимание лирического образа-переживания. В данном случае правомерно говорить о диалоге и полилоге с «воображаемым собеседником»: поэтом, лирическим героем, учителем-читателем и читателем-школьником. Поэтому проблема, как нам кажется, состоит в том, насколько бережным и тактичным будет «посредничество» учителя, чьи методы, вопросы и логика суждений будут определять и динамику движения мысли ученика: от слова к образу и от образа – к идее стихотворения. Рассмотрим данную «модель» диалогической и полилогической формы филологического анализа лирического произведения на примере стихотворения К.Д. Бальмонта «Океан» [1].

11 стр., 5407 слов

Анализ слова о полку игореве

... затмение Солнца, что вселило бы страх в любого другого жителя, Игорь приказывает двигаться вперед. С ним согласен и Всеволод, приходившийся князю Игорю братом. Далее, готовя сочинение по «Слово о полку Игореве», ... явлением мировой поэтической культуры. «Слово о полку Игореве» — анализ и сочинение Если вы планируете писать сочинение по произведению «Слово о полку Игореве», то учтите, что оно является ...

Вдали от берегов Страны Обетованной, Храня на дне души надежды бледный свет, Я волны вопрошал, и океан туманный Угрюмо рокотал и говорил в ответ:

«Забудь о светлых снах. Забудь. Надежды нет. Ты вверился мечте обманчивой и странной. Скитайся дни, года, десятки, сотни лет – Ты не найдёшь нигде Страны Обетованной».

И вдруг поняв душой всех дерзких снов обман, Охвачен пламенной, но безутешной думой, Я горько вопросил безбрежный океан,

Зачем он страстных бурь питает ураган, Зачем волнуется, – но океан угрюмый, Свой ропот заглушив, окутался в туман.

Опустим вступительное слово учителя и знакомое начало беседы – обязательные вопросы на выявление читательского восприятия, которые не должны строиться как «предвосхищение ответа»: важно услышать первый эмоциональный отклик учащихся, прослушавших выразительное чтение.

Анализ стихотворения [3, с. 101—106] начинается с освещения дотекстовой фоновой информации, то есть рассказа о том, что представленное стихотворение входит в сборник 1895 года «В безбрежности», второй по счёту сборник стихов К.Д. Бальмонта. Здесь проявляется ещё сильнее связь с предшествующими традициями в литературе (привязанность к каноническим стиховым формам – сонету).

Но уже ощущается и преддверие символизма.

Стихотворение «Океан» посвящено Валерию Брюсову, с которым Бальмонт недавно познакомился. Позже их пути разошлись, но тогда, в сентябре 1894-го, Бальмонт произвёл на Брюсова «впечатление исключительное». Поэт был человеком декаданса, целиком погружённым в откровения собственной бездонной души. Это и понятно. Конец XIX века ознаменовался кризисом общественных отношений, утратой стабильности, опоры человека в мире. И этому общественному кризису литература отвечала кризисом тоже, то есть отказом от «научительности» в исследовании мира. Всё чаще высказывалось мнение, что внешний мир непознаваем. И испытать можно лишь внутреннее, неуловимое ощущение и мистическое прозрение. Такой взгляд на вещи весьма импонировал Бальмонту и совпадал с его жизненной и литературной позицией. Символистская образность, мелодичность, меланхолия, пессимизм и прилежное самокопание в поисках смысла жизни отличают и стихотворение «Океан».

Начнём с конкретных вопросов, организующих работу над темой стихотворения.

3 стр., 1098 слов

Сочинение по стихотворению брюсова хвала человеку

... стихотворениях Брюсова никогда не было самоцелью. Это связывалось с его идейно-эстетическими воззрениями. Символика исторического мифа служит, по его мнению, разгадкой "человеческой природы и деяний человека". ... Так, имя киевского князя Святослава берется поэтом на вооружение в стихотворении, посвященном первой ...

1. Назовите сильные позиции стихотворения.

2. Как семантика слова создаёт основу художественного образа океана?

3. Какие устойчивые представления вызывают слова «Океан», «Обетованная Страна»? Почему они написаны с прописной буквы?

4. Какие эмоционально-смысловые «приращения» происходят в результате «встречи», соприкосновения слов-понятий?

5. Что происходит с этими понятиями в контексте стихотворения?

6. Какой метафорический смысл поддерживается лексико-семантическим рядом, соотносящимся с каждым из этих слов?

Учащиеся отмечают, что:

  • Океан ассоциируется с:– Обетованная Страна – с: туманностью, неизвестностью;
  • надеждой;
  • угрюмым рокотом;
  • светлыми снами;
  • горьким вопросом;
  • иллюзией и обманом;
  • страстной бурей;
  • недосягаемостью мечты;
  • бесконечностью и неизвестностью;
  • сладостным желанием;
  • изменчивостью жизни;
  • лёгкостью, подвижностью;
  • печалью и живым интересом;
  • радостью и беспечностью.

Читая и выделяя сильные позиции сонета, прослеживая от строки к строке ключевые и доминантные слова («вдали», «Страны Обетованной», «вопрошал», «рокотал», «храня надежды», «забудь», «мечте обманчивой», «скитайся», «поняв обман», «окутался в туман» и др.), можно выделить и основную тему стихотворения. Недосягаемость мечты. Жизнь имеет смысл только тогда, когда у человека есть заветная мечта. Но стремление к мечте-надежде, мечте-радости, к осуществлению каких-то, очевидно, значительных замыслов всегда сопряжено с трудностями, которые встречаются на пути к её достижению. С другой стороны, мечта – это и разочарования из-за полной невозможности её достижения, так как преграды на пути к ней иногда непреодолимы, а судьба зачастую глуха к романтическим порывам и пламенным движениям души человека. А значит, вечный поиск путей к исполнению мечты и становится тем двигателем жизни, который делает человека счастливым. Потому, наверное, в моменты разочарований согревают и сегодня нас слова: «Пока живу – надеюсь» или «Надежда умирает последней».

Лирический герой сонета К. Бальмонта предстаёт перед читателем тоже в минуту своих разочарований, душевных страданий, будучи далёким от душевной гармонии, цельности, умиротворения, что царят в так называемой им «Стране Обетованной». Он ищет и в себе надежду осуществить свои мечты, ищет подтверждение возможности это сделать, ищет её и вовне, прямо обращаясь к внешнему миру, и предчувствуя ответ: «Забудь». Но лирический герой не может забыть мечту, не может перестать томиться, навязчиво думать о ней. Правда, он осознаёт, что его мечта обманчива и недостижима, но потому ещё более желанна. Бальмонт устами лирического героя продолжает вопрошать «житейский океан угрюмый», свою безрадостную судьбу: «Зачем?». Почему ему дано испытать так много «страстных бурь»? Однако судьба оставляет его вопрос без ответа. И его Будущее – туманный океан.

Сонет читается учителем или подготовленным учеником ещё раз, чтобы школьники смогли увидеть, что глубина эмоционального воздействия обеспечивается всеми выразительными средствами поэтики. После этого необходимо перейти на следующий уровень анализа.

В силу ограниченности объёма статьи мы раскроем лишь отдельные его позиции. В частности, рассмотрим, какова эстетическая функция композиционных средств и синтаксического строения сонета, какова роль его строфики и ритмики в создании художественного времени и пространства? Как все эти компоненты поэтики соотносятся с языковыми изобразительными средствами и образуют художественное целое?

12 стр., 5578 слов

Роль мамы в жизни человека – Какова роль матери в жизни ребенка?

... общества, их гармония. Российский педагог и публицист Иван Федорович Гончаров в своем тексте главной проблемой ставит роль матери в жизни человека. О на, бесспорно, является актуальной, ведь для любого ... Самые популярные материалы декабря для 6 класса: obrazovaka.ru Мама в жизни человека сочинение???? Начнем с очевидного. Слово “мама” – особое слово. Оно рождается как бы вместе с нами, сопровождает ...

Следует ориентировать школьников на неоднократное обращение к поэтическому тексту. Возможно и повторное, выразительное чтение вслух, так как звучащая мелодия стиха многое может подсказать. Стихотворение, как форма сонета, состоит из четырнадцати стихов, то есть из двух четверостиший и двух трёхстиший со смысловым чередованием, которые также можно разбить ещё и на подтемы, уточняющие общую тему и последовательно ведущие к ней. Сначала звучит надежда («храня надежды…»).

Лирический герой надеется на лучшее и с этой бледной надеждой обращается к миру, вступает с ним в прямой контакт. Но ответ его ждёт категоричный – «забудь», «скитайся сотни лет» и не найдёшь «Страны Обетованной». Все наивные и грандиозные устремления нужно забыть, оставить, потому что людям в океане житейских неурядиц никогда не достичь того, чего они хотят. И даже «поняв дерзких снов обман» «пламенной, но безутешной душой», лирический герой не верит в несбыточность мечты, в его душе по-прежнему горит пламень надежды, вопреки судьбе, которая твердит: «утешься, не суждено».

Последнее трёхстишие – «зачем волнуется», «окутался в туман» – переносит читателя в другую атмосферу. И от подтемы безутешности читатель переходит к теме роптания, несогласия с судьбой. Зачем волноваться и желать, если всё канет в лету? Но на такие вопросы лирический герой не находит ответа. Он лишь уверен, что каждому новому поколению «вопрошать» вновь и вновь. О глубине, масштабности, необъятности поднятой поэтом проблемы свидетельствует уже само философско-символическое название стихотворения. За ропотом непонятного угрюмого океана-рока не видно берегов Страны Обетованной. Ибо полнокровная счастливая жизнь есть несбыточная мечта каждого живущего на Земле.

Потому и неслучаен выбор Бальмонтом конструкции стихотворения как сонета. Сонет – форма более чем традиционная. Сонеты культивировались ещё поэтами Возрождения, которые вкладывали в сонет глубокомысленные философские идеи и сложные эмоциональные движения мысли. И, конечно, избрав эту форму стиха, автор настаивает на извечности и важности поднятой им проблемы.

Далее выясняется, помогают ли рифма, ритм, языковые средства создания художественных образов понять основной образ-переживание? Как вы его определите?

Учитель просит назвать композиционно-смысловые части стихотворения, отметить, чем отличается эмоционально-ритмическое звучание каждой из строф?

В сонете «Океан» мужская рифма чередуется с женской, к тому же рифма перекрёстная. Явственен мотив спора, борьбы человека и судьбы. «Скрестив шпаги», спорят пламенная, бедная хрупкая надежда и категоричный, безапелляционный рок. Ритм стихотворения постепенно подводит читателя к развязке. Бальмонт как-то заявил: «Я – изысканность русской медлительной речи». Это высказывание можно отнести в какой-то мере и к данному сонету. Величественный ритм неизменен, как неизменен и величественный угрюмый океан жизни. Мы видим, что чуда не происходит. Океан жизни не внемлет просьбам человека. Он может только поглотить, а не лелеять и качать на своих волнах. Неслучайно, наверное, автор так часто использует аллитерацию на «р», – это создаёт ощущение и дыхания океана, его рокота и плеска волн («Уг р юмо р окотал и гово р ил в ответ…», «Я го р ько воп р осил безб р ежный океан, / Зачем он ст р астных бу р ь питает у р аган…»).

6 стр., 2968 слов

Вода – источник жизни

... Н.В. Вода — это самое прекрасное. Она дает нашему организму воду, а значит жизнь. Жаркой летней порой так приятно напиться из чистого родника, холодной воды. Вода — она живая, как человек. Я ... — Сочинение на тему «Какая красота спасет мир» — — < Назад Вперёд > Эссе » Вода-это жизнь» Эссе «Вода – богатство планеты» «Нельзя сказать, что вода необходима для жизни, вода — сама жизнь… вода – самое ...

Высокая лексика («вопрошал», «Страна Обетованная», «безутешный», «безбрежный», «страстным» и др.), используемая художником слова, ещё чётче подчёркивает высоту и недосягаемость исполнения духовных запросов человека. Изобилует стихотворение и глаголами, существительными, выражающими абстрактные, отвлечённые понятия, такие как «мечта», «надежда», «душа». Всё это ещё раз свидетельствует о большой философской значимости сонета. Это подчёркивает и композиция-диалог. Герой вопрошает, а в ответ – повелительное «забудь», «не найдёшь». Но лирический герой вновь настойчиво «вопросил», а на сей раз в ответ – молчание, океан лишь «окутался в туман».

Синтаксис сонета тоже своеобразен. Как мы уже отмечали, по своей композиции сонет – это диалог-спор с судьбой. Поэтому прямая речь, используемая художником слова во второй строфе, содержит прямое утверждение. В конечном трёхстишье герой говорит своё «зачем» уже опосредованно.

Следует акцентировать внимание школьников и на использовании автором изобразительно-выразительных средств. Известно, что символы поэзии декадентства гораздо более многозначны, чем любой троп классической поэзии. Особенно привлекают своим философско-обобщающим смыслом два образа-символа: «Океан» и «Страна Обетованная». Оба слова употреблены с прописной буквы, что свидетельствует о том, что слова могут быть интерпретированы читателем и как Судьба, злой рок; и как любые преграды; и как сама жизнь, которая бурлит в человеке, пока он жив. Эти «волны» и «страстные бури» – метафоры эмоций и страстей, владеющих человеком. Образ «Океана» явно, к тому же, персонифицирован. Он – живое существо. Он угрюмый. Он рождает в людях «страстные бури». Он говорит с героем, отвечает ему, но изменить что-либо и он не в силах.

«Страна Обетованная» – это и некая конкретная цель, и мечта, а возможно, и состояние, умиротворение души, всё уже постигшей. Образы «Океана» и «Страны Обетованной» – это образы-символы, образы-эмблемы: скитание и обитель, метание и пути достижения цели. Это и образы-антитезы: Океан и Страна, вода (мечта) и берег (реальность).

Сонет полон эпитетов («светлых скал», «бледный свет надежды», «безбрежный океан», «пламенная, но безутешная душа»), что свидетельствует о приверженности поэта устоявшимся традициям. Автор не стремится ими поразить читателя, соригинальничать. Он берёт в плен читателя не новизной, а вечностью.

Для выражения отчаяния лирического героя в последних строках поэт употребляет анафору: «Зачем он страстных бурь питает ураган, / Зачем волнуется…» Герой с пристрастием ожидает ответа-вердикта. Но ответа нет.

Заметим, что уровень подготовленности учащихся позволит учителю предоставить им возможность самостоятельного решения всех названных выше вопросов, в другом классе – потребуются вопросы уточняющие, а где-то возникнет необходимость в дополнительных комментариях учителя. Ещё более дифференцированными, ситуативно обусловленными будут действия учителя на заключительной стадии анализа, когда необходимо сделать выводы.

2 стр., 715 слов

Бережное отношение к воде в нашей жизни

... человеку. Вода это всё. Жизнь современного человека невозможна без воды! Мы умываемся, моем руки, чистим зубы, принимаем ванну или душ. Вода необходима для приготовления пищи, напитков, для стирки белья. Она нужна для мытья улиц, для ... - пригодится воды напиться», «В капле воды видна граница мира», «Хлеб - батюшка, вода - матушка». Вода - самая распространённая жидкость на поверхности Земли, ...

В художественное целое компоненты поэтики сонета соединяются пространственно-временными отношениями. Художественное пространство и время – сложные категории поэтики, но учитель вправе полагать, что философский уровень поэтического обобщения будет доступен школьникам, если сонет по-настоящему взволнует их и если аналитические наблюдения были проведены ими самостоятельно.

Таким образом, мы видим, что сонет у Бальмонта является переходным к символической лирике. Он освещает тему всесилия рока и его равнодушия к человеческим планам и надеждам. Идея состоит в том, что, несмотря на непредсказуемость судьбы, несмотря на то, что человеческая душа живёт в вечных оковах житейского плена и сумятицы, океана чувств, всё же она вечно будет пламенною и дерзкою, жаждущею поиска. А слово «зачем» будет произноситься людьми до тех пор, пока его будет кому произносить, пусть даже и без надежды получить положительный ответ. Поэтому сонет раскрывает, с одной стороны, выражение разочарования и безысходности, с другой – вечного желания человека познавать этот неведомый мир и определять в нём своё место, понимая, что всякое настоящее дело стоит того, чтобы, отрешившись ото всех житейских бурь, оставаться верным своей мечте.

Весьма возможно, что так определят главную мысль «Океана» школьники. Вероятно, они предложат и другие варианты осмысления: восприятие этого сонета, бесспорно, богаче, сильнее любой формулировки. Важно только, чтобы достаточно уверенным и однозначным был другой вывод ребят: для выражения поэтической мысли Бальмонт нашёл самые выразительные слова и расположил их в единственно возможном сочетании, чтобы создать неповторимый образ-переживание. Тем самым автор хочет передать читателю своё, особое видение мира, вызвать сопереживание и стремление всегда идти к цели, не останавливаясь ни перед какими препятствиями, вызвать читателя на искренний и откровенный разговор. И это тоже диалог – диалог поэта и читателя, сиюминутного и вечного.

И понять это, как и силу эмоционального и эстетического воздействия сонета на каждого школьника, помогает его анализ, благодаря чему и формируется определённое мнение и позиция ученика.

1. Бальмонт К.Д. Стихотворения. Л. 1969.

2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М. 1979.

3. Примерную схему филологического анализа см. в кн. Жигалова М.П. Типология анализа произведений русской литературы: Монография. Брест, 2004. С. 114—131.

4. Смелкова З.С. Педагогическое общение. Теория и практика учебного диалога на уроках словесности. М. 1999.

К. Д. Бальмонт. Живая вода. Как вы понимаете смысл заглавия стихотворения?

В стихотворении «Живая вода» обращение к «родным богатырям» выступает в роли поэтиче­ского приема, который определяет эмоциональ­ную атмосферу стихотворения и его построение. Проследите, как поэт, отдавший дань изяществу формы, чередованием обращений достигает ком­позиционной стройности стихотворения.

В строках стихотворения утверждается, что богатыри сопровождают детство, отро­чество, юность и молодость, что они — живая вода духовного мира человека:

Богатыри, вы — боги,

Вам жить и жить всегда.

Так в стихотворении развернута карти­на жизни человека и ее тесная связь с бо­гатырским миром фольклорных героев.

6 стр., 2887 слов

Какого человека можно считать героем своего времени

... считает героями своих родителей или бабушку с дедушкой. Кто-то – спортсменов или военных. Кто-то называет героями политиков или изобретателей. Некоторые люди решаются спасти чужую жизнь, ... сколько он сможет вместить». Рассуждение 2 Роман Михаила Лермонтова ... герое времени» воплотил черты целого поколения молодых людей. Каким должен быть герой? Кого же можно ... уже – осень. Сочинение по картине Васнецова ...

Как воспринимаются богатыри в разные пе­риоды человеческой жизни? Какими они предста­ют в детстве, отрочестве, юности, молодости? Как вы понимаете метафоры «в яркой зыби дней», «затон мечтанья», «мгновенья потонули»? Чего до­стигает поэт, используя эти образные выражения?

Богатыри былин, по мнению поэта, в каждый из периодов жизни человека иг­рают свою роль. В детстве — это зимние грезы, в отрочестве — отсвет былых свер­шений, важность которых уже начинает осознаваться, в юности они тесно связыва­ются с богатством и многообразием духов­ной жизни. Молодость возвращается в на­шу жизнь вместе с этими образами героев былин. Неизменное вмешательство бы­линных образов в жизнь человека подчер­кивается метафорами, которые запечатле­вают движение времени и тесную связь всех мыслей и чувств человека с богатст­вом мира фольклорных героев.

Какие сравнения, щедро рассыпанные по всему стихотворению, вам показались неожидан­ными, необычными, яркими?

Роль богатырей в жизни человека раз­ного возраста сравнивается с зимней ме­телью, которая качает загрезившую ель, то с отсветом вечных сил, то со стеблем давней были, который пробивает тьму, то с подарком — жар-птицей. Все сравнения необычны, этим они и интересны читате­лям. Те образы, которые возникают при чтении, расширяют роль этих фольклор­ных героев в жизни человека, помогают увидеть сказочное многообразие их отра­жения в поэтическом слове. Эти образные выражения связаны со стремительным движением времени в нашей жизни.

Как подчеркнуто в стихотворении единство богатырей и природы?

Начиная с названия стихотворения, вся система образов, возникающих при чте­нии, демонстрирует тесную связь былин­ных героев и родной природы, которая пе­редана в художественных приемах. «Жи­вая вода» былинных образов видна и в том, как автор использует их в своем сти­хотворении, и в том, как автор обозначает перемену их роли в различных возрастах. «Живая вода» поэтической речи живет в эпитетах, метафорах, сравнениях.

Эпитеты: водные, степные, лесные голоса; снежная даль; загрезившая ель; вечные силы; давняя быль…

Метафоры: метель качает, вошла печаль…

Сравнения: как зимняя метель, как отсвет вечных сил; как стебель давней были, как тень; как звезда…

В каких словах стихотворения дается образ перепутья, распутья?

Образ перепутья, распутья завершает стихотворение. И на том месте, «где со­шлись дороги», богатыри являются «как звезда», наверное как путеводная звезда, поскольку поэт утверждает: «Вам жить и жить всегда».

Как вы понимаете смысл заглавия стихотворения?

Слова живая вода утверждаю! роль образов былинных героев в жизни каждого человека. Насыщая человека «отсветом вечных сил», они помогают сохранять и даже возвращать молодость, юношеское восприятие окружающего мира.

К. Д. Бальмонт. Живая вода. Как вы понимаете смысл заглавия стихотворения?

4.6 (92%) 5 votes

На этой странице искали :

  • как вы понимаете смысл заглавия стихотворения живая вода
  • анализ стихотворения бальмонта живая вода
  • анализ стихотворения живая вода
  • как вы понимаете смысл заглавия стихотворения
  • анализ стихотворения живая вода бальмонт

Сохрани к себе на стену!