История ораторского искусства

– Сократ (ок. 470 – 399 гг. до н.э.), Платон – ученик Сократа (427 – 347 гг. до н.э., труды «Софист», «Федр»), Аристотель (384 – 322 гг. до н.э., труды «Аналитики», «Категории», «Поэтика», «Риторика»), Дионисий Галикарнасский («О соединении слов»), Деметрий («О стиле») – в Греции ; Марк Туллий Цицерон (106 – 43 гг. до н.э., труды «Оратор», «Об ораторе», «О знаменитых ораторах»), Квинтилиан (ок. 95 – 35 гг. до н.э., «Двенадцать книг риторических наставлений») – в Древнем Риме .

Русская риторика, Первое сочинение

1620 г. – первая русская «Риторика», состоящая из 2 книг: «Об изо-бретении дел», «Об украшении» слова». Кроме списков «Риторики» 1620 г., существует древняя старообрядческая «Риторика в 5-ти беседах», «Риторика» М. Усачева, «Риторика» Софрония Лихуда (1698 г.), «Риторика» Козьмы Афоноиверского (1710 г.) и др. Самые популярные из них – «Риторика» и «Поэтика» Феофана Прокоповича.

Петровская эпоха:, М. В. Ломоносов

1792 г . – написан курс словесности М.М. Сперанским (1772 – 1839), опубликованный в 1844 г. под названием «Правила высшего красноречия» (разделы: «О частях слова», «О сочинении», «О расположении слов», «О слоге», «О произношении»).

1796 г . – написана «Риторика» И.С. Рижским. Более популярным стало 3-е издание (1809 г.) этого учебника под названием «Опыт риторики, сочиненный и ныне вновь исправленный и пополненный Иваном Рижским».

XIX в., первая половина

Вторая половина XIX в., Первая четверть XX в.

После 1917 г.

В 50 – 60-е годы XX в

В 70-х годах XX в

80-е годы XX в

Особенность русской риторики, Род красноречия, Вид красноречия, Роды красноречия:, Социально-политическое красноречие

Виды : доклад на съезде, совещании, собрании, конференции, речь политическая, дипломатическая, митинговая, агитаторская, военно-патриотическая.

Особенности, Выдающиеся ораторы, Академическое красноречие

Виды : доклад на научной конференции, научный обзор, вузовская лекция, научно-популярная лекция, научное сообщение и др.

Особенности

Задачи : говорить просто о сложном и научить творчески мыслить, заставить слушателей самостоятельно искать ответы на вопросы.

Выдающиеся ораторы-ученые, Судебное красноречие –

Виды – обвинительная (прокурорская) речь, защитительная (адвокатская) речь, общественно-обвинительная речь, общественно-защитительная речь, самозащитительная речь.

3 стр., 1254 слов

Риторика – теория красноречия

... народными богатствами, в том числе богатствами национального языка, культурой родной речи. Задачей риторики как теории искусства является всестороннее изучение красоты, энергичности и разумности человеческого слова, ... получаем при помощи наших чувств. Эти средства можно назвать изобразительными. Наиболее распространенные виды тропов – это эпитет, сравнение, метафора, ирония. Эпитет – это слово, ...

Особенности, Выдающиеся ораторы, Социально-бытовое красноречие

Виды : юбилейная речь, застольная речь (тост), поминальная речь (надгробное слово), приветственная речь, речь на приеме, на презентации, реклама (торговое красноречие).

Особенности, Духовное (церковно-богословское) красноречие

Виды : проповедь, речь на соборе.

Особенности, Выдающиеся ораторы, Требования к ораторской речи –, Индивидуальные качества оратора, Неписаное правило риторики, Повседневная подготовка к выступлениям:

  • самообразование (приобретение новых знаний, накопление сведений из разных областей науки, техники, искусства, получение информации из СМИ, чтение художественной литературы и т.п.);

  • создание собственного архива (вырезки из газет и журналов, выписки из прочитанной литературы, сбор пословиц, поговорок, крылатых слов, афоризмов, запись вопросов слушателей и т.п.);

  • овладение техникой речи (правильное дыхание, хорошо поставленный голос, четкая дикция, безупречное произношение);

  • повышение культуры устной и письменной речи (всегда и везде, в том числе и в быту, говорить правильно, точно, ясно и понятно, четко формулировать мысли, образно и эмоционально выражать свое отношение к предмету речи; писать, всегда соблюдая правила, ибо «перо – лучший и превосходный творец и наставник красноречия». – Цицерон);

  • критический анализ выступлений (обращать внимание не только на содержание речи, но и на форму, языковое мастерство, ораторские приемы выступающего, достоинства и недостатки речи);

  • овладение методикой публичного выступления (как подготовиться к встрече со слушателями, построить речь, какие приемы управления аудиторией можно использовать, совершенствование своего мастерства).

Подготовка к

  • выбор темы, формулировка темы (избегать слишком общих названий, длинных формулировок, незнакомых слов);

  • формулировка цели (зачем и чего хочет добиться оратор);

  • подбор материалов (работа с источниками, из которых можно черпать новые идеи, интересные сведения, факты, примеры, иллюстрации);

  • изучение литературы (выбрать то, что можно будет использовать в речи, сделать выписки, систематизировать материал);

  • чтение и осмысление прочитанного (пересказ своими словами – обогащение речи, совершенствование мастерства);

  • запись прочитанного (выписки делать только на одной стороне листа или на карточках с указанием темы и «выходных данных» источника, т.е. фамилии и инициалов автора, названия книги, места и года издания, страницы);

    7 стр., 3011 слов

    Структура ораторской речи, её подготовка и выступление

    Целью ораторской речи является измерение мировоззрения слушателей в определенной области и воздействие на их поступки. «До того, как Вы закончите выступление … нужно внушить Вашей аудитории, что она ... произнесением одной из самых важных своих речей - Нагорной проповеди. Поэтому, очень легкий завтрак может стать ключом к успеху ораторского выступления. Перед тем, как выступить, следует ознакомиться ...

  • выработка собственной позиции (думать над прочитанным, спорить с авторами, компоновать материал, сформулировать свое отношение к проблеме);

  • подготовка тезисов или плана (предварительного, рабочего и основного), чтобы речь была последовательной и стройной;

  • языковое и стилистическое оформление речи;

  • написание текста выступления (полного или тезисного);

  • мысленное освоение текста (внутреннее «проговаривание»);

  • проба речи (вслух с учетом времени, перед зеркалом, в присутствии близких людей).

Предварительный план, Рабочий план, Основной план, Классическая риторика включает:

  • инвенцию (от латинского inventio – изобретение) – создание речи;

  • диспозицию (от латинского dispositio – расположение) – построение речи;

  • элокуцию (от латинского еlocutio – выражение, украшение) – языковое оформление речи;

  • мемориа (от латинского memorio – память) – запоминание речи;

  • акцио (от латинского actus – поступок, действие) – произнесение речи.

Цели и виды речи:

  1. развлечь слушателей – развлекательная речь,

  2. информировать слушателей – информационная речь,

  3. воодушевить слушателей – воодушевляющая речь,

  4. убедить слушателей – убеждающая речь,

  5. призвать слушателей к действию – призывающая речь (возможно сочетание этих целей).

Развлекательная речь, Информационная речь, Воодушевляющая речь, Убеждающая речь, Речь, призывающая к действию, Композиция, Составные элементы композиции

Зачин – начало речи, первые фразы (интересный пример, пословица, поговорка, крылатое выражение, юмористическое замечание и т.п.).

Первые слова должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны; они должны «зацепить» внимание слушателей. Задача – установить контакт.

Вступление

  • пробудить интерес к теме;

  • укрепить контакт;

  • подготовить слушателей к восприятию выступления;

  • обосновать актуальность или постановку вопроса / темы.

    5 стр., 2387 слов

    Оратор и его аудитория. Подготовка речи и публичное выступление

    ... но не всегда могут уследить за жесткой логической последовательностью речи и «свести концы с концами». План своих выступлений пишут не всегда, считая, что он их сковывает. Наблюдается ... чтобы речь воспринималась легко и с интересом, б) чтобы воздействовать на слушателей (для этого мы, собственно, и говорим!). Контакт с аудиторией начинается с начальной паузы (перед началом выступления, пока ...

Основное требование –, Главная часть –

  • последовательно разъяснить выдвинутые положения;

  • доказать их правильность;

  • подвести слушателей к необходимым выводам;

  • вызвать ответную реакцию.

Основные требования, Методы изложения материала:

  • индукция (индуктивный) – от частного к общему. Оратор начинает с конкретного примера, затем подводит к обобщениям;

  • дедукция (дедуктивный) – от общего к частному. Оратор выдвигает положение, а затем доказывает его;

  • метод аналогии – сопоставление различных фактов, явлений, событий (обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям);

  • концентрический метод – расположение материала вокруг обсуждаемой проблемы;

  • ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим;

  • исторический метод – изложение материала в хронологическом порядке, описание и анализ изменений, которые произошли в предмете обсуждения с течением времени.

Заключение

  • суммировать сказанное,

  • повысить интерес к предмету речи,

  • подчеркнуть значение сказанного,

  • поставить задачи,

  • призвать к действиям (в агитационной речи).

Основные требования

Концовка – слова, которые должны усилить эффект выступления. «Конец – разрешение всей речи (как в музыке последний аккорд…); конец должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали (и не только в тоне лектора, это обязательно), что дальше говорить нечего» (А.Ф. Кони).

Принципы построения выступления:

  • принцип последовательности – каждая последующая мысль логически вытекает из предыдущей;

  • принцип усиления – убедительность и доказательность нарастают постепенно (самый сильный довод приводится в конце);

  • принцип органического единства – организация материала соответствует намерению оратора и самому материалу;

  • принцип экономии – достижение поставленной цели наиболее простым, рациональным способом.

    35 стр., 17007 слов

    Адвокат и его защитная речь

    ... принципов того времени. Таким образом, трудно переоценить общественное и воспитательное значение защитительной речи, ... др. Материалом для исследования послужили различная юридическая литература, ... произнесение судебной речи. Успешное выступление в суде ... речи прокурора и защитника. Своими речами они оказывают психологическое воздействие ... целесообразных средств и методов воспитательного и предупредительного ...

Приемы привлечения и поддержания внимания слушателей:

  • обращение;

  • тайна занимательности (предмет речи сразу не называется);

  • вопросно-ответный прием;

  • элементы юмора (анекдот, притча, шутка);

  • пауза;

  • понижение или повышение голоса;

  • неожиданное замечание;

  • интрига;

  • прием сопереживания;

  • изложение парадоксальной ситуации;

  • апелляция к интересам слушателей;

  • прием соучастия;

  • апелляция к событиям;

  • апелляция к географическим или погодным условиям;

  • апелляция к речи предыдущего автора;

  • апелляция к мнению авторитетных людей, слушателей;

  • апелляция к личности самого оратора (примеры из собственного опыта);

  • апелляция к известным источникам;

    [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/avtor-sochineniy-ob-obuchenii-oratora-i-pervogo-uchebnika-oratorskogo-iskusstva/

  • сюрприз;

  • занимательность.