– Сократ (ок. 470 – 399 гг. до н.э.), Платон – ученик Сократа (427 – 347 гг. до н.э., труды «Софист», «Федр»), Аристотель (384 – 322 гг. до н.э., труды «Аналитики», «Категории», «Поэтика», «Риторика»), Дионисий Галикарнасский («О соединении слов»), Деметрий («О стиле») – в Греции ; Марк Туллий Цицерон (106 – 43 гг. до н.э., труды «Оратор», «Об ораторе», «О знаменитых ораторах»), Квинтилиан (ок. 95 – 35 гг. до н.э., «Двенадцать книг риторических наставлений») – в Древнем Риме .
Русская риторика, Первое сочинение
1620 г. – первая русская «Риторика», состоящая из 2 книг: «Об изо-бретении дел», «Об украшении» слова». Кроме списков «Риторики» 1620 г., существует древняя старообрядческая «Риторика в 5-ти беседах», «Риторика» М. Усачева, «Риторика» Софрония Лихуда (1698 г.), «Риторика» Козьмы Афоноиверского (1710 г.) и др. Самые популярные из них – «Риторика» и «Поэтика» Феофана Прокоповича.
Петровская эпоха:, М. В. Ломоносов
1792 г . – написан курс словесности М.М. Сперанским (1772 – 1839), опубликованный в 1844 г. под названием «Правила высшего красноречия» (разделы: «О частях слова», «О сочинении», «О расположении слов», «О слоге», «О произношении»).
1796 г . – написана «Риторика» И.С. Рижским. Более популярным стало 3-е издание (1809 г.) этого учебника под названием «Опыт риторики, сочиненный и ныне вновь исправленный и пополненный Иваном Рижским».
XIX в., первая половина
Вторая половина XIX в., Первая четверть XX в.
После 1917 г.
В 50 – 60-е годы XX в
В 70-х годах XX в
80-е годы XX в
Особенность русской риторики, Род красноречия, Вид красноречия, Роды красноречия:, Социально-политическое красноречие
Виды : доклад на съезде, совещании, собрании, конференции, речь политическая, дипломатическая, митинговая, агитаторская, военно-патриотическая.
Особенности, Выдающиеся ораторы, Академическое красноречие
Виды : доклад на научной конференции, научный обзор, вузовская лекция, научно-популярная лекция, научное сообщение и др.
Особенности
Задачи : говорить просто о сложном и научить творчески мыслить, заставить слушателей самостоятельно искать ответы на вопросы.
Выдающиеся ораторы-ученые, Судебное красноречие –
Виды – обвинительная (прокурорская) речь, защитительная (адвокатская) речь, общественно-обвинительная речь, общественно-защитительная речь, самозащитительная речь.
Риторика – теория красноречия
... народными богатствами, в том числе богатствами национального языка, культурой родной речи. Задачей риторики как теории искусства является всестороннее изучение красоты, энергичности и разумности человеческого слова, ... получаем при помощи наших чувств. Эти средства можно назвать изобразительными. Наиболее распространенные виды тропов – это эпитет, сравнение, метафора, ирония. Эпитет – это слово, ...
Особенности, Выдающиеся ораторы, Социально-бытовое красноречие
Виды : юбилейная речь, застольная речь (тост), поминальная речь (надгробное слово), приветственная речь, речь на приеме, на презентации, реклама (торговое красноречие).
Особенности, Духовное (церковно-богословское) красноречие
Виды : проповедь, речь на соборе.
Особенности, Выдающиеся ораторы, Требования к ораторской речи –, Индивидуальные качества оратора, Неписаное правило риторики, Повседневная подготовка к выступлениям:
-
самообразование (приобретение новых знаний, накопление сведений из разных областей науки, техники, искусства, получение информации из СМИ, чтение художественной литературы и т.п.);
-
создание собственного архива (вырезки из газет и журналов, выписки из прочитанной литературы, сбор пословиц, поговорок, крылатых слов, афоризмов, запись вопросов слушателей и т.п.);
-
овладение техникой речи (правильное дыхание, хорошо поставленный голос, четкая дикция, безупречное произношение);
-
повышение культуры устной и письменной речи (всегда и везде, в том числе и в быту, говорить правильно, точно, ясно и понятно, четко формулировать мысли, образно и эмоционально выражать свое отношение к предмету речи; писать, всегда соблюдая правила, ибо «перо – лучший и превосходный творец и наставник красноречия». – Цицерон);
-
критический анализ выступлений (обращать внимание не только на содержание речи, но и на форму, языковое мастерство, ораторские приемы выступающего, достоинства и недостатки речи);
-
овладение методикой публичного выступления (как подготовиться к встрече со слушателями, построить речь, какие приемы управления аудиторией можно использовать, совершенствование своего мастерства).
Подготовка к
-
выбор темы, формулировка темы (избегать слишком общих названий, длинных формулировок, незнакомых слов);
-
формулировка цели (зачем и чего хочет добиться оратор);
-
подбор материалов (работа с источниками, из которых можно черпать новые идеи, интересные сведения, факты, примеры, иллюстрации);
-
изучение литературы (выбрать то, что можно будет использовать в речи, сделать выписки, систематизировать материал);
-
чтение и осмысление прочитанного (пересказ своими словами – обогащение речи, совершенствование мастерства);
-
запись прочитанного (выписки делать только на одной стороне листа или на карточках с указанием темы и «выходных данных» источника, т.е. фамилии и инициалов автора, названия книги, места и года издания, страницы);
7 стр., 3011 словСтруктура ораторской речи, её подготовка и выступление
Целью ораторской речи является измерение мировоззрения слушателей в определенной области и воздействие на их поступки. «До того, как Вы закончите выступление … нужно внушить Вашей аудитории, что она ... произнесением одной из самых важных своих речей - Нагорной проповеди. Поэтому, очень легкий завтрак может стать ключом к успеху ораторского выступления. Перед тем, как выступить, следует ознакомиться ...
-
выработка собственной позиции (думать над прочитанным, спорить с авторами, компоновать материал, сформулировать свое отношение к проблеме);
-
подготовка тезисов или плана (предварительного, рабочего и основного), чтобы речь была последовательной и стройной;
-
языковое и стилистическое оформление речи;
-
написание текста выступления (полного или тезисного);
-
мысленное освоение текста (внутреннее «проговаривание»);
-
проба речи (вслух с учетом времени, перед зеркалом, в присутствии близких людей).
Предварительный план, Рабочий план, Основной план, Классическая риторика включает:
-
инвенцию (от латинского inventio – изобретение) – создание речи;
-
диспозицию (от латинского dispositio – расположение) – построение речи;
-
элокуцию (от латинского еlocutio – выражение, украшение) – языковое оформление речи;
-
мемориа (от латинского memorio – память) – запоминание речи;
-
акцио (от латинского actus – поступок, действие) – произнесение речи.
Цели и виды речи:
-
развлечь слушателей – развлекательная речь,
-
информировать слушателей – информационная речь,
-
воодушевить слушателей – воодушевляющая речь,
-
убедить слушателей – убеждающая речь,
-
призвать слушателей к действию – призывающая речь (возможно сочетание этих целей).
Развлекательная речь, Информационная речь, Воодушевляющая речь, Убеждающая речь, Речь, призывающая к действию, Композиция, Составные элементы композиции
Зачин – начало речи, первые фразы (интересный пример, пословица, поговорка, крылатое выражение, юмористическое замечание и т.п.).
Первые слова должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны; они должны «зацепить» внимание слушателей. Задача – установить контакт.
Вступление
-
пробудить интерес к теме;
-
укрепить контакт;
-
подготовить слушателей к восприятию выступления;
-
обосновать актуальность или постановку вопроса / темы.
5 стр., 2387 словОратор и его аудитория. Подготовка речи и публичное выступление
... но не всегда могут уследить за жесткой логической последовательностью речи и «свести концы с концами». План своих выступлений пишут не всегда, считая, что он их сковывает. Наблюдается ... чтобы речь воспринималась легко и с интересом, б) чтобы воздействовать на слушателей (для этого мы, собственно, и говорим!). Контакт с аудиторией начинается с начальной паузы (перед началом выступления, пока ...
Основное требование –, Главная часть –
-
последовательно разъяснить выдвинутые положения;
-
доказать их правильность;
-
подвести слушателей к необходимым выводам;
-
вызвать ответную реакцию.
Основные требования, Методы изложения материала:
-
индукция (индуктивный) – от частного к общему. Оратор начинает с конкретного примера, затем подводит к обобщениям;
-
дедукция (дедуктивный) – от общего к частному. Оратор выдвигает положение, а затем доказывает его;
-
метод аналогии – сопоставление различных фактов, явлений, событий (обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям);
-
концентрический метод – расположение материала вокруг обсуждаемой проблемы;
-
ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим;
-
исторический метод – изложение материала в хронологическом порядке, описание и анализ изменений, которые произошли в предмете обсуждения с течением времени.
Заключение
-
суммировать сказанное,
-
повысить интерес к предмету речи,
-
подчеркнуть значение сказанного,
-
поставить задачи,
-
призвать к действиям (в агитационной речи).
Основные требования
Концовка – слова, которые должны усилить эффект выступления. «Конец – разрешение всей речи (как в музыке последний аккорд…); конец должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали (и не только в тоне лектора, это обязательно), что дальше говорить нечего» (А.Ф. Кони).
Принципы построения выступления:
-
принцип последовательности – каждая последующая мысль логически вытекает из предыдущей;
-
принцип усиления – убедительность и доказательность нарастают постепенно (самый сильный довод приводится в конце);
-
принцип органического единства – организация материала соответствует намерению оратора и самому материалу;
-
принцип экономии – достижение поставленной цели наиболее простым, рациональным способом.
35 стр., 17007 словАдвокат и его защитная речь
... принципов того времени. Таким образом, трудно переоценить общественное и воспитательное значение защитительной речи, ... др. Материалом для исследования послужили различная юридическая литература, ... произнесение судебной речи. Успешное выступление в суде ... речи прокурора и защитника. Своими речами они оказывают психологическое воздействие ... целесообразных средств и методов воспитательного и предупредительного ...
Приемы привлечения и поддержания внимания слушателей:
-
обращение;
-
тайна занимательности (предмет речи сразу не называется);
-
вопросно-ответный прием;
-
элементы юмора (анекдот, притча, шутка);
-
пауза;
-
понижение или повышение голоса;
-
неожиданное замечание;
-
интрига;
-
прием сопереживания;
-
изложение парадоксальной ситуации;
-
апелляция к интересам слушателей;
-
прием соучастия;
-
апелляция к событиям;
-
апелляция к географическим или погодным условиям;
-
апелляция к речи предыдущего автора;
-
апелляция к мнению авторитетных людей, слушателей;
-
апелляция к личности самого оратора (примеры из собственного опыта);
-
апелляция к известным источникам;
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/avtor-sochineniy-ob-obuchenii-oratora-i-pervogo-uchebnika-oratorskogo-iskusstva/
-
сюрприз;
-
занимательность.