Проблематика в произведении Прощание с Матерой Распутина

Проблематика в произведении Прощание с Матерой Распутина

Данная повесть поднимает ряд проблем и актуальных тем. Произведения быстро привлекла к себе внимание людей того времени. Здесь всё начинается с экологической проблемы, которая переплетается с другими и создает очень непростую ситуацию. Городской жизненный уклад пытается сжить со свету деревенские понятия. Люди привыкли жить просто, у них есть свой уклад и быт. Однако, они мешают тому, чтобы в эти места пришла цивилизация. Здесь также отчетливо виден конфликт поколений: молодежь хочет уехать в большие города, потому как в деревни невозможно реализоваться. Что тут можно делать? Разве что заниматься выращиванием овощей, да пасти скот. Для молодежи такие перспективы выглядят непривлекательно. Для взрослого поколения, а особенно, пожилого вся жизнь связана с Матерой. Они здесь провели все свои годы и на пороге смерти не имеют желания покидать родные края. Это их земля, их малая родина. Зачем пожилым людям крупные мегаполисы со своими правилами, где старики никому не нужны.

После поднимаются темы памяти, жизни и смерти. Вся жизнь пожилых людей была здесь, в последние годы жизни им не нужны изменения. Эти перемены травмируют стариков, что может приблизить их кончину. Чиновники не задумываются, а точнее, их ни капли не волнуют, что сейчас чувствуют пожилые люди. Уклад города и деревни отличается коренным образом. Город переполнен новыми событиями, изменениями и движениями. Деревня же живет спокойной и размеренной жизнью, где каждый друг друга знает и может рассчитывать на помощь соседа. В городе же каждый сам по себе, в трудную минуту никто не поддержит.

Молодое поколение не осознало важность памяти и сохранения традиций. В этом есть и вина предыдущего поколения, значит, оно не объяснило и не научило этому. В произведении чётко видно, как власть относится к своему народу и наоборот.

Экопроблема породила и помогла высветиться многим другим вопросам. Герои, каждый в своем статусе и положении, начинают размышлять о лучшей для себя жизни. Как только цивилизация добралась до Матеры, она потребовала того, чтобы поселок был стерт с лица земли. Затопляя Матеру, власти хотят улучшить состояние народа. Власти хотят построить ГЭС. Однако, никто не думает, что изменение естественного повлечет за собой более глобальные проблемы. Никто не думает о том, что затопление поселка приведет к подтоплению ближайших участков: полей, лугов. Как потом это исправлять? Вследствие этого появятся экологические проблемы? В будущем территория может постоянно затапливаться, принося серьезный вред и опасность для людей.

7 стр., 3143 слов

Проблема человека в информационном обществе

... разрушить частную жизнь людей и организаций; существует проблема отбора качественной и достоверной информации; многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества. существует опасность разрыва между «информационной элитой» (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) ...

Для жителей еще страшно то, что здесь похоронены их родные. Память о них будет изглажена с лица земли. Мало того, на глазах родственников разоряют могилы и срывают кресты, обуславливая это тем, что ведь здесь будут туристы. Такое отношение властей озлобляет народ.

Краткий анализ , Год написания, История создания

Тема – Вымирание деревни, связь поколений, совесть, семейные отношения.

Композиция

Жанр – Повесть.

Направление

Взаимоотношения человека и природы…

Сочинение по блоку «Человек и природа», Взаимоотношения человека и природы в повести В. Распутина «Прощание с Матёрой»

В последние десятилетия все отчетливее звучат призывы бережного отношения к природе. Почему нужно беречь природу? Существует ли взаимосвязь между человеком и природой? Должен ли человек нести ответственность за то, что происходит на земле? Эти вопросы поднимают многие писатели отечественной и мировой литературы. Вот и Валентин Распутин с особым чувством тревоги говорит в своих произведениях о человеческой безалаберности, бесхозяйственности, расточительности по отношению к богатствам родной земли. Такое отношение неумолимо ведет к утрате жизненных ценностей, к деградации человеческой души.

Тема утраты взаимосвязи человека и природы прослеживается во многих произведениях писателя. С особой остротой она звучит в повестях «Прощание с Матёрой» и «Пожар».

Повесть В. Распутина «Прощание с Матёрой» наглядно демонстрирует ситуацию безответственного отношения человека к природе, к родному краю. Конкретно-исторический сюжет произведения связан с затоплением острова и деревни в связи со строительством ГЭС на Ангаре. Однако писать придает ему обобщенный смысл: Матёра – это и реальная земля, и мифический мир. Этот маленький островок свидетельствует человечеству о тревожном состоянии современного мира. Триста лет обживали этот островок люди. Неторопливо, без спешки идет жизнь на Матёре, и за эти триста лет многих она сделала счастливыми. Всех принимала, всем становилась матерью, и дети отвечали ей взаимностью. И никто не хотел верить, что остров будет затоплен. Как не желала с этим мириться и главная героиня повести — Дарья Пенегина. Она и ещё несколько «старинных старух» не утратили связи с землей, с древними традициями. Старые женщины решительно отстаивают кладбище, спасая могилки предков от «пожогщиков». Дарья рассуждает о том, что на свете творится неладное, что раньше люди жили по совести, а теперь без сожаления покидают остров. Глядя на сына Андрея и внука Павла, Дарья говорит о современном человеке вообще, который не живет, а «приставляется», так как утратил естественную связь с землей. А прощальный вой Хозяина острова – это голос гибнущей деревни. Надвигающаяся катастрофа (затопление острова) буквально пронизывает каждую деталь, каждую страницу повести. Показательно сравнение – деревня «повяла, как подрубленное дерево», наглядно воплощающее авторское представление о жизни людей, лишенных связи с землей, с истоками. Распутин убеждает читателя, что человек подобен дереву, а его жизнь – неотъемлемое звено в процессе вечного природного движения. Забыв об этом, человек обрекает себя на верную гибель.

10 стр., 4770 слов

Значение словарей в жизни человека

... существующую между ними связь. Значение словарей в жизни каждого человека трудно переоценить. Чтение словарей, постоянное обращение к ним повышает культуру речи. Словари обогащают индивидуальный словарный и ... словаря на немецком языке началась в 1950 г., а закончилась в 1958 г. выходом в свет третьего тома. Это крупнейший из законченных современных этимологических словарей. На русский язык словарь ...

Распутин обращает наше внимание на то, что вечное, связанное с природой, противопоставляется временному, преходящему. Вот и всплывают в повествовании образы-символы, связанные с народной жизнью. Это и «царский листвень» — символ Мирового единения человека с землей. И воронья ягода (ворон в русском фольклоре – вестник горя и смерти) – своеобразный символ истощения природы, предвестник гибели острова. И туман, появившийся над рекой в финале повести, говорящий о неустроенности и неопределенности жизни на новом месте. Там, на большой земле, все чинно и чисто, только эта мнимая красота не приносит удовлетворения, ибо нет в ней души, а значит, — жизни. Финал повести открыт. Но читатель прекрасно понимает, что на новом месте матёринские старики долго не протянут. Потихоньку, друг за другом, они уйдут и унесут собой в могилу память о родной земле.

Щемящая грусть, боль и тревога охватывают читателя после прочтения повести. И каждый из нас понимает: то, что происходит сейчас с природой, возникло не сейчас и не вдруг. Это десятилетиями складывающаяся ситуация – результат пагубной, разрушающей деятельности человека, который когда-то давно возомнил себя царем природы, забывая об ответственности за все живое на земле. Поэтому актуален смысл названия повести. Это прощание не только с островом, с родной землей, с предками, это прощание с теми нравственными основами жизни, которые всегда были неотъемлемой частью русской души и которые так легко утратили свое значение в наши дни.

Как набат звучит голос автора: это касается всех! Мы все вместе ответственны за порядок вокруг и внутри себя. Нам его в нашем доме и наводить.

История создания

В «Прощание с Матерой» анализ произведения начинается с истории создания.

В 1960-х годах началось строительство Братской ГЭС. Жители маленьких деревушек должны были быть переселены в другие места, а сами деревни – затоплены.

Писатель за основу сюжета взял реальную историю, когда в результате строительства жители покидали обжитые места, что оказалось для них очень тяжелым испытанием. Год написания повести – 1976, время упадка и разрухи советских деревень, неперспективных для государства.

Маленькие населенные пункты, которые были признаны государством неперспективными, попросту уничтожались, государство мыслило более глобально, никто не задумывался о поломанных судьбах людей, на глазах которых рушилась связь поколений, уничтожались традиции крестьянской жизни.

Прозаики, пишущие о деревнях, забили тревогу, одним из таких писателей был Валентин Распутин.

Посмотрите, что еще у нас есть:

  • для самых компанейских — Главные герои «Прощание с Матерой»

Убеждения и ценности

Каждый герой повести имеет собственную систему ценностей. Хотя Матера – родное место для каждого из них, отношение к ней у каждого свое. Старшее поколение не знает жизни вне родного острова, вне своей маленькой деревни. Для них стереть Матеру с лица земли – всё равно, что подписать себе приговор: для них закрыт этот новый мир с буйным ритмом жизни, глобальными планами, сроками выполнения задач и «пятилеткой за три года». Эти люди помнят свои корни. В «Прощании с Матерой» проблема экологии для них – не главное. У стариков отбирают святое – их землю, их память, их молодость.

Младшее поколение – это люди, жаждущие действий. Как известно, все революции мира осуществлялись руками молодёжи, потому что они не просто хотят счастья – они к нему стремятся. Чувство уважения к прошлому вырабатывается по мере взросления, и этим людям ещё непонятны убеждения стариков. За глаза они смеются над ними, потому что верят в перспективы, которые сулит завтрашний день. Они имеют на это право, так было всегда.

Самым невзрачным, а с другой стороны, и самым рациональным, выглядит среднее поколение. Они – их родители – ещё живы, но у них уже есть дети, и они просто обязаны понимать и тех и других, хотя бы отчасти. Возможно, поэтому персонажи среднего возраста кажутся «ровными» и не выделяются крайностями в характере.

Тема

Тема повести

Автор затрагивает

проблемы взаимосвязи поколений

Матера – небольшая деревня – должна быть затоплена. Жителям об этом известно, но, пока еще все идет по-старому, герои повести на что-то надеются: вдруг, ситуация изменится, и все пойдет по-прежнему, и они останутся жить на своей земле.

Переломный момент в сознании старожилов начинается тогда, когда они узнают о том, что чужие люди разрушают деревенское кладбище, на котором похоронены родные и близкие. Теперь аборигенам становится ясно, что ничего уже изменить и исправить нельзя.

Наступает переломный момент и нравственности каждого человека. Молодежь рада покинуть глухую деревню, им хочется новой, городской жизни. В них нет ничего святого, молодежь с удовольствием жжет свои родные дома, лишь бы поскорее перебраться в новые квартиры.

Старики и старухи по-другому относятся к такому переломному моменту своей жизни. Для них здесь все свое, родное. На кладбище покоятся тела близких им людей. Старики чувствуют себя предателями по отношению к покойным. Чувствуют себя виноватыми в том, что не сумели сохранить последнее место упокоения своих родителей. Старики считают кощунством надругательство над деревенским погостом, они грудью бросаются на его защиту.

Высокая идея нравственности

Старикам тяжело прощаться со своим прошлым, они корнями вросли в эту землю. Поэтому и старик Егор, переехавший в город, потерял покой и сон, потерял свою связь с прошлым, и не выдержал, умер в первые недели переезда.

Молодые стремятся к будущему, мечтают о новой, счастливой жизни, и легко расстаются с родными местами, где их ничего не держит.

Проблематика в произведении «Прощание с Матерой» (В. Распутин)

(399 слов) В маленькой повести «Прощание с Матерой», которая была написана в 1976 году, автор смог открыть читателю масштабные проблемы пребывания человека в обществе. Он указал на существенные расхождения в столичном и сельском быту, показал нам смену и конфликт поколений, а также обличил позицию органов власти по отношению к жителям.

Основной проблемой в произведении «Прощание с Матерой» является экология. Она открывает повествование, и она же тесно сплетается с другими темами. Отталкиваясь от изображения экологической катастрофы, герои плавно переходят к раздумьям нравственно-философской направленности. Научно-технический прогресс добрёл до малоизвестного хуторка в Сибири и требует его уничтожения. Всем понятно, что затопление Матёры оправдывается мотивами, которые способствуют улучшению качества жизни целых городов. Но цена этого счастливого завтрашнего дня слишком велика. На Ангаре строится гидроэлектростанция для оснащения энергией всей страны. Однако река выйдет из берегов, затопив почти все пойменные луга, всю жилую и нежилую землю, произойдет изменение экологической обстановки.

Также автор затрагивает проблему отцов и детей. Для молодого поколения переселение — шаг к чему-то новому, они ему радуются. Для старожилов же переселение означает смерть: не потому что в городе всё не такое, как в деревне, а потому что здесь находятся могилы предков. Поэтому в семьях царит непонимание, которое лишь омрачает предстоящие перемены.

Кроме того, писатель обращает наше внимание на проблему исторической памяти. Прямо перед глазами местных жителей власти уничтожают могилы и вырывают кресты, аргументируя это тем, что деревни будут затоплены, а по этим местам будут ходить корабли, заполненные путешественниками, «а тут плавают ваши кресты». Правители города не хотят разбираться с переживаниями обитателей Матеры, которые воспринимают кладбище как «дом» ушедших в другой мир родственников. Жителей лишают права на историческую память. Причем герои смиряются и осознают неизбежность этого, но зачем же рушить кладбище при них, причиняя новую боль? «Административные люди» могли бы провести «очистку» после переселения жителей. Так, в произведении появляется проблема отношений власти и народа.

В «Прощании с Матерой» не последнее место отводится проблеме осмысления цели пребывания людей в этом мире. Распутин убежден – смысл бытия заключается в передаче потомкам духовного и интеллектуального опыта. И даже умирает личность с целью предоставления жизни наследникам — так заложено природой. Поэтому индивид ощущает полноценность существования, только когда чувствует связь с предками. А потому вполне закономерно, что старое поколение Матеры хочет обрести покой до переселения, проживая на своей земле, в своем окружении.

Валентин Распутин затрагивает в своем произведении «Прощание с Матерой» проблемы, актуальные для всех поколений и времен. Однако он не говорит, как их решить, а лишь информирует. И только читатель самостоятельно отыщет пути решения.

Автор: Дарья Попова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Композиция

С первых строк повести начинается знакомство с Матерой, стоящей на одноимённом острове. Происходит знакомство с главной героиней, настоящей хранительницей старых традиций.

завязка повести

развязка повести

Проблемы и аргументы для сочинения ЕГЭ на тему: Экология (с таблицей)

Для многих выпускников проблема экологии достаточно трудная, на первый взгляд кажется, что мировая литература затрагивает более абстрактные темы – любовь, дружбу, честь, долг, а про экологию и природу ничего не найти. Как известно, обычно на экзаменах попадается именно то, к чему ты готовишься меньше всего, поэтому не будем оставлять белых пятен. Многомудрый Литрекон представляет подборку аргументов об экологии для ЕГЭ по русскому языку и других экзаменов.

Проблема Аргументы
Проблема роли природы в жизни человека (Как природа влияет на человека?)
  1. Андрей Болконский, герой романа Л. Н. Толстого «Война и мир», ощутил влияние природы несколько раз. Во-первых, глядя на бесконечное небо во время ранения под Аустерлицем, герой понял всю ошибочность и суету своих прошлых желаний. Слава, положение – все это меркнет перед этим небом. Во-вторых, на сознание Болконского повлиял дуб, будто бы передающий его собственное состояние. Дерево, казавшееся умирающим и навсегда засохшим, вдруг оживает и зеленеет. Так и герой преодолел духовный кризис и обрел новый смысл. Природа воодушевляет, вдохновляет человека, заставляет его переосмысливать свою жизнь.
  2. Природа не просто повлияла на Евгения, героя поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник», а разрушила его жизнь. Наводнение стало причиной смерти его невесты, ее ветхий домик был просто снесен водой. Сам Евгений чуть не погиб в катастрофе, но настоящий ужас охватил героя, когда он узнал о том, что все его мечты о тихом семейном счастье разрушены. Герой сошел с ума и отправился мстить статуе Петра I, ведь именно этот правитель расположил город в географически неудачном месте ради стратегических задач. Можно заключить, что природа обладает большей силой, чем человек (даже современный), поэтому не стоит идти против нее.
Проблема роли человека в природе (Как человек влияет на природу?)
  1. Игнатьич, герой повести «Царь-рыба» В. П. Астафьева, является талантливым рыбаком, но использует он свои способности во вред природе. Игнатьич занимается браконьерством и наживается на ценных сортах рыбы. Жадность и зависть захлестывают его не только в промысле, но и в жизни. Он и другие браконьеры разрушают природную среду, которая создавалась миллионами лет. И все ради денег. Встреча и поединок с царь-рыбой позволили герою переосмыслить свою жизнь и отношение к природе. Но для этого ему понадобилось оказаться на краю гибели.
  2. Старик из рассказа В. Шукшина «Солнце, старик и девушка» показывает пример гармоничного отношения человека к природе. Главный герой видит красоту летнего дня, солнца, реки, даже будучи слепым. Он различает на ощупь виды горных пород, не занимается бездумной порчей окружающей среды, потому что для него природа является частью его самого. Именно такое бережное отношение и должно быть у современного человека, если он хочет сохранить планету зеленой и прекрасной как можно дольше.
Проблема жестокого отношения к природе (Почему человек потребительски относится к природе?)
  1. В рассказе «Небольшое отступление от темы» К. Г. Паустовский говорит о «великом племени рыболовов», они жили в гармонии с природой, ловили по необходимости, используя простую веревку. В селение рыболовов приехал старик, которому нужно было поймать, взять, отобрать у природы. Этот человек безуспешно ловил на спиннинг, а сам завидовал более удачливым рыбакам. Да, старик не был браконьером, который ловит на динамит, убивая тоннами ради бездумной наживы. Но все равно в его образе отражается потребительское отношение к окружающей среде, желание отобрать силой. И за это он был наказан: единственная пойманная щука ударила старика по щеке и спрыгнула обратно в реку.
  2. Бездумность может превращаться в жестокость, это показывает пример Зоечки из рассказа В. Бианки «Золотое сердечко». Девочка вместе со своей тетей не понимали элементарные законы природы (кукушка подбрасывает птенцов в другие гнезда, чужие птенцы устраняют конкурентов, птицы не могут жить в доме), но хотели быть добрыми. Зоечка захотела взять кукушонка, считая, что лучше она поселит его в кукольном доме и станет кормить сладкой булочкой, чем он останется один в гнезде. Безрассудное решение ради собственного развлечения привело к смерти птенца. Такие ситуации безрассудства и невежества связаны не только с отдельными людьми, но и с обществом в целом.
Проблема негативного воздействия на природу в результате научно-технического прогресса (Как цивилизация влияет на природу?)
  1. Герои повести В. Распутина «Прощание с Матерой» вынуждены уезжать из родной деревни, потому что на месте Матеры появится водохранилище для электростанции. Цивилизация неминуемо меняет облик лесов, лугов, рек. В случае с Матерой и люди потеряли Родину, где жили их предки, и другие живые существа оказались помехой для тех, кто считает электростанцию приоритетной задачей. Для цивилизации, движения на пути к прогрессу самое важное – общественные интересы. И часто природу считают лишь способом достижения своих целей, хотя она не источник сырья, а начало всего человечества.
  2. Волки Акбара и Ташчайнар из романа «Плаха» Ч. Айтматова жили в заповеднике, то есть их должны были охранять от браконьеров и создавать необходимые диким животным условия. Но цивилизация в виде колхоза ворвалась в жизнь волчьей стаи. План мясодачи решили пополнять заповедными сайгаками, самолеты гнали парнокопытных навстречу охотникам. В ходе погоне остались только Акбар и Ташчайнар, их волчата тоже погибли. Человек, считая себя выше и цивилизованнее животных, ведет себя подчас еще хуже, разрушая все, его окружающее.

Автор: Мария Копусова

Параллели с современностью

В завершение хотелось бы отметить, что вопрос отрицания корней, стирания прошлого в пользу светлого будущего остро поднимается сегодня. С приходом новой власти в соседней, кровно родственной нам стране наши общие предки оказались подвергнуты пересмотру. Нет ничего плохого в том, чтобы развивать национальную идентичность, но если она построена на разрушительном, а не созидательном начале, она не выстоит долго.

Так же как и в «Прощании с Матерой», проблема экологии отношений между поколениями приобретает особую значимость: без взаимопонимания внутри страны не может быть построено никакого будущего, без желания учесть интересы каждой стороны не удастся сдвинуть с места тяжелый груз ответственности властей перед каждым гражданином. А иначе выйдет, как у дедушки Крылова в басне про Лебедя, Рака и Щуку: каждый потянет в свою сторону, телега и развалится.

Сочинение по литературе. Повесть «Прощание с матерой»

Патриотизм — это не любовь к идее,

а любовь к отчизне.

В. Распутин

Валентин Григорьевич Распутин — замечательный современный писатель. Его перу принадлежат хорошо известные читателям произведения: “Деньги для Марии” (1967 г.), “Последний срок” (1970 г.), “Живи и помни” (1975 г.), “Прощание с Матерой” (1976 г.) и другие.

В повести “Прощание с Матерой” писатель пишет о “малой” родине, без которой не может быть настоящего человека. В книге “Что в слове, что за словом?” Распутин так объясняет это понятие: “Малая” родина дает нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Я верю, что и в моем писательском деле она сыграла не последнюю роль…”

Повесть “Прощание с Матерой” — это крик души о загубленных, разоренных и затопленных деревнях, людях, насильно выселяемых с насиженных мест, и о великом значении традиций в жизни человека.

Носительницей многовековых традиций видит Распутин свою героиню Дарью. Она никак не может да и не хочет покинуть обжитое место, переселиться пусть в благоустроенный, но не одухотворенный поколениями поселок. В этой избе жили еще родители ее родителей, здесь провела она счастливые годы замужества и материнства, здесь и горе мыкала во время войны. А теперь надо все бросить и ехать “на материк”. Старухи, живущие на Матере, сравнивают себя со старыми деревьями, которые вдруг вздумали пересаживать. “Кто же старое дерево пересаживает?!”, “Всех нас, девка, пересаживают, не одну тебя…”

Понимая неизбежность расставания, Дарья, покидая родную избу, моет и обряжает ее, как покойника перед погребением. “Побелить избу всегда считалось праздником. Но теперь ей предстояло готовить избу не к празднику, нет. Не обмыв, не обрядив во все лучшее, что только есть у него, покойника в гроб не кладут — так принято. А как можно отдавать на смерть родную избу, из которой выносили отца и мать, деда и бабку, в которой сама она прожила всю без малого жизнь, отказав ей в том же обряженье?.. Она проводит ее как следует…”

Тяжело старому человеку видеть, непонятно, ради какой “высшей цели” надо разорять и уничтожать веками складывавшуюся жизнь, хозяйство, а главное — могилы предков. За какие грехи затопляют кладбище, уничтожая саму память о людях, некогда живших здесь?

Дарья да листвень — хранители традиций и самой Матеры — матери-земли, уничтожаемой временщиками ради сиюминутной выгоды. “Царственный листвень” назвали пожогщики “неповалимым”. “Один выстоявший непокорный… продолжал властвовать надо всем вокруг. Но вокруг него было пусто”.

На Матере начались пожары, и жечь ее начинают не чужие, пришлые люди, а свой, выросший на ней Петруха. Некудышным человеком был: “Под сорок человеку, а все продуриться не хочет, все как мальчишка: ни семьи, ни рук, способных к работе, ни головы, способной к жизни”. Заработать делом денег не мог, а вот уничтожать созданное другими Петруха всегда рад, хоть где-то отыграться за свою никчемность.

Поражается Дарья, как мог человек сжечь свой дом: камень вместо сердца надо иметь. А мне кажется, у Петрухи и камня нет, одна пустота внутри, которую нечем заполнить, вот и воюет он с беззащитными стариками, деревней да кладбищем.

Ужасается писатель, а вместе с ним и мы тому злу, которое творится под маской рациональности и законности.

Но природа не так беззащитна, как может показаться на первый взгляд. Она жестоко мстит людям, уничтожающим ее. Гордо и величаво стоит листвень, не поддающийся ни топору, ни огню, ни пиле. Он уйдет только вместе с землей, породившей его таким могучим и красивым.

Последние страницы повести символичны: заплутались люди то ли в тумане, то ли в жизни, не знают, что им надо и где верный путь. Так кто дал им право распоряжаться великой природой, если, в своей жизни не могут разобраться?

Прививка от глупости

Как известно, за глупость не осуждают, но ругают за нежелание умнеть. Обратите внимание на следующий аргумент по проблеме экологии в «Прощании с Матерой»: власти, разрушающие природу руками молодежи, уже отжили своё – мы знаем это из уроков истории. Той страны больше нет, и общество стало умней.

Конечно, решить проблемы государства можно было и иными способами, но грабли, пройденные в то время, оказались действенными. Страшно представить, что бы натворили люди с такими убеждениями сегодня, когда человеческие возможности многократно приумножились. Таким образом, «экологические глупости» сорока-, пятидесяти- и столетней давности можно считать прививкой от их повторения и усугубления в будущем.

Взаимопонимание

Разные поколения могут иметь разную веру: старики – уважать предков, корни, родную землю; молодежь – жаждать действий, движения вперед, демонстрации своей силы. Но неумение и, главное, нежелание понимать друг друга – вот основная проблема повести, если копнуть чуть глубже.

Вопрос отцов и детей, так ярко продемонстрированный ещё Тургеневым, встает во всей своей полноте: как можно говорить о проблеме экологии в «Прощании с Матерой», если люди не могут понять друг друга даже в мелочах? И только в тот момент, когда мы научимся видеть чужую точку зрения, мы сможем решать по-настоящему сложные вопросы без применения насилия.

Сочинения

Повесть Распутина «Прощание с Матерой», которая была написана писателем еще в 1976 году, раскрывает нам самые разнообразные проблемы. Прежде всего, в произведении затронуты проблемы экологии, показаны последствия развития научно-технического прогресса и подняты вопросы человеческого существования.

Распутин Прощание с Матерой краткое содержание

Для того чтобы познакомиться с произведением Распутина «Прощание с Матерой» и сделать анализ, можно прочитать работу Распутина «Прощание с Матерой» в кратком содержании. Итак, согласно краткому содержанию, мы попадаем на остров Матеру, где живут люди своей жизнью, обрабатывают землю, но, в связи со строительством гидроэлектростанции, им сообщают о необходимости переселения в другое место, так как их родной уголок будет затоплен. Молодое поколение данную новость воспринимает хорошо, а вот для стариков жить в городе, отказаться от родных мест, забыть о прошлом – хуже смерти.

Долго они никуда не переезжают, защищают жилье и могилы, которые стали разрушать, спиливая ограды и кресты. Но, старики отстояли могилы, хотя, переселение неизбежно. Люди живут в своих домах до последнего. Уже неоднократно приезжали дети, чтобы забрать родителей в город, где живется хорошо, но старики отказываются. Для них очень важно оставаться здесь, как можно дольше.

Последний раз на остров приезжают для того, чтобы собрать урожай, забрать скот, вещи, предметы быта, а также, чтобы сжечь свои дома, при этом внук главной героини успокаивает бабушку тем, что ГЭС принесет пользу и такая жертва, как затопление острова, это небольшая плата за будущее. Он говорит, что эти перемены только к лучшему. Вот только сложно переживают старики переезд, мало того, дед Егор и вовсе умирает, настолько сложно ему дался переезд, а тоска свела его в могилу.

Заканчивается повесть Распутина «Прощание с Матерой» тем, что председатель острова, узнав о том, что не все старики покинули остров, едет за ними на катере. А далее мы можем лишь предполагать, чем завершается произведение Распутина. Ведь дальше автор ничего не пишет.

Работа Распутина «прощание с Матерой» интересная и вызывает бурю эмоций. Мы переносимся на остров к главным героям и переживаем вместе с ними. Автор настолько хорошо передал все их чувства, что невольно хочется протестовать вместе с ними, стать на их защиту и остановить процесс запуска ГЭС. Но, все мы бессильны. Процесс запущен, да и цели благородные, ведь ГЭС обеспечит электричеством всю страну. Но, цена здесь очень большая – стереть с лица земли сибирское село, лишив людей не просто родного уголка, а всю их историю.

Для стариков – это трагедия. Переехать в город для них – это что-то ужасное и почему-то администрация не может понять все чувства пожилых людей, не понимают, насколько больно видеть старым людям, как разоряются могилы их пращуров, как рушатся надежды, как ломается их судьба. Мы видим, насколько велика любовь людей к их малой Родине, но, тут же автор показывает, как могут ослабевать связи с родными местами в зависимости от поколения.

Распутин Прощание с Матерой герои

Если говорить о произведении Распутина «Прощание с Матерой» и о его героях, то в первую очередь стоит упомянуть стариков, среди которых коренная жительница острова восьмидесятилетняя старуха Дарья. Это мудрая женщина, которая много чего повидала в жизни и не желала предавать свою малую Родину, оставаясь на острове до конца. Далее Сима, Настасья, Катерина, Богодул – это все старики острова, жители, с которыми никто не считался, лишь поставили перед фактом переезда.

Павел – сын Дарьи. Женатый и имеет семью. Он с женой хорошо воспринял информацию о переезде и, даже больше, в новом месте им живется лучше.

Андрей – сын Павла, внук Дарьи. Это уже молодое поколение, которое не столь болезненно относится к потере родного уголка и легче всего относится к переменам. К тому же, в техническом прогрессе Андрей видит одни только плюсы, а островом, ради благого дела, можно и пожертвовать.

Хозяин – сказочное существо, которого никто не видит, но, он каждый вечер делает обход острова и охраняет его от бед и невзгод.

Так, в повести мы увидели отношения поколений, разные взгляды на одну и ту же проблему, различия двух укладов жизни: городского и деревенского, отношение властей и народа.

Сочинение по повести Распутина В.Г. «Прощание с Матерой»

А какую оценку поставите вы?