Есть художники, творческая судьба которых становится частью судьбы народной. К таким художникам принадлежит Твардовский, создатель бессмертного образа Василия Тёркина. Но заслуга поэта ещё и в том, что он всегда стремился к постановке таких вопросов, которые волновали не одного человека, а общество в целом. И это, прежде всего, вопросы нравственности.
Нравственные проблемы, то есть проблемы, связанные с взаимоотношениями людей в обществе, раскрывающие духовные и душевные качества человека, волновали Твардовского на протяжении всей его творческой жизни. И это нашло своё отражение в лирике поэта.
Характерна для «Сельской хроники» (под таким названием вышли все стихотворения, написанные поэтом до Великой Отечественной войны) цикличность, фрагментарность, например, цикл о Даниле («Как Данила помирал», «Про Данилу», «Еще про Данилу», «Дед Данила в бане», «Дед Данила в лес идет»).
От скучного однообразия в данном случае спасает автора ирония и шутка. Данила — далеко уже не молодой человек, много повидал на земле, имеет и детей, и внуков, и правнуков. Сельчане знают его как первоклассного плотника — многие дома сельчан срубил этот умелец. Всеобщее уважение заслужил дедушка. Казалось бы, живи спокойно и отдыхай на заслуженном отдыхе. Да вот задумал этот стошестилетний труженик умирать. Не потому, что жилось ему плохо. Нет, всего было предостаточно: «Вволю хлеба, вволю сала, сыт, обут, одет». Да вот только совесть замучила старика, что не может приносить уже пользу людям. Ну, а так бы, «Если б совесть позволяла. Жил бы двести лет».
Совесть… Можно сказать, что тема человеческой совести становится ведущей во многих стихах Твардовского. Главное — жить по совести. По такому же принципу строятся стихотворения Твардовского, посвященные любовной теме («Соперники», «Погляжу, какой ты милый…», «Невесте», «Размолвка» и др.).
Отношения самих влюбленных немного наивны, целомудренны в лучшем смысле этого слова. Сам рассказчик добр по натуре своей даже к более удачливому сопернику:
Пусть он смелый,
Пусть известный,
Пусть ещё побьёт рекорд,
Но и пусть мою невесту
Хорошенько любит,
Чёрт!..
Общая же тональность этих стихов — мажорная. Отношения между людьми — чистые, добрые, светлые.
Нравственные проблемы в повести Трифонова «Обмен. «Трифонов Ю.В
... Другая жизнь» образовали так называемый «московский», или «городской», цикл. Их сразу назвали феноменальным явлением в русской литературе, потому что Трифонов ... всего обра-щалась к личности, к проблемам повседневных нрав-ственных отношений. Кульминационным достижением «городской» про-зы ... какой тяжелой бывает расплата за пренебрежение законами совести. Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском, ...
Особое значение в жизни и творчестве Твардовского имела Великая Отечественная война.
Особое место среди нравственных проблем, поставленных Твардовским, занимает тема памяти. Для Твардовского память — это ощущение сопричастности с теми, кто «убит подо Ржевом». Названия стихотворений глубоко символичны: «Их памяти», «О сущем» и другие.
Лучшими, как и в предыдущий период, оставались стихи-воспоминания, а также произведения, связанные с военными годами, «святая» память о которых не давала художнику покоя. Стихи этого периода вошли в поэтический сборник «Из лирики тех лет». В 1966 году появились «Есть имена и есть такие даты», «Я знаю, никакой моей вины», «Лежат они, глухие и немые»… Главная мысль этих и подобных им стихотворений — это призыв к вечной памяти о погибших в чёрные годины войны. Трудно найти такого поэта, в котором бы так трепетно ощущалось чувство вины за всё, что произошло на войне. В горьких, скорбных тонах звучит его знаменитое:
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны.
В том, что они — кто старше, кто моложе, —
Остались там. И не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь. —
Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…
Внешне кажется, что строки этого стихотворения построены неказисто, можно сказать, даже прозаически, и здесь нет никаких художественных ухищрений, метафор. Нет сложных образных выражений, а стихи проникают в самое сердце. Почему? Да потому, что здесь отразилось душевное переживание поэта, судящего самого себя самым высоким судом — духовным. Как это немногословно и в то же время многозначительно: «Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…».
Может показаться противоречивым, но, скорее всего, именно благодаря прозаической угловатости и добивается автор должного эффекта. В простоте речи иногда глубже выражается человеческое горе.
Памяти матери поэт посвятил четыре стихотворения, которые составили отдельный цикл («Прощаемся мы с матерями», «В краю, куда их вывезти гуртом», «Как не спеша садовники орудуют», «Ты откуда эту песню…»).
Печаль по поводу смерти родительницы звучит пронзительно, грусть передаётся читателям.
После публикации «По праву памяти» критика сразу же заговорила о гражданской честности Твардовского, о его мужестве, о стремлении правдиво рассказать о трагедийном времени, в котором ему, правдивому человеку, приходилось жить. В самом деле, читая страницы, написанные автором, видишь в лице рассказчика, имеющего много общего с реальным Твардовским, образ поэта-гражданина, смело разоблачающего тоталитарное государство с его диктаторским режимом. Жаль только, что нет здесь ни строки, вскрывающей его роль в создании такого режима.
Много нравственных проблем поставил в своей лирике Твардовский: любовь к Родине и ее защита, тема гражданской ответственности отношения к матери и другие. Но все-таки самой, на мой взгляд, «больной», была проблема человеческой памяти. И поэт по-своему честно решал ее в своих стихах.
Тема памяти в лирике Твардовского
... дня. Однако те, кто встретили его, в это время почувствовали особую сопричастность с судьбами ушедших. Тема памяти в лирике Твардовского достигает своего апогея в стихотворении «Я убит подо Ржевом», написанном ... всего поэту не хотелось бы, чтобы юного героя был предан забвению. Он называет Финскую войну незнаменитой, а убитого мальчишку — забытым.» В стихотворении «Я знаю, никакой моей вины ...