Николай Константинович Рерих (1874—1947), выдающийся русский художник, после революции 1917 года жил в эмиграции, в Индии, но всегда был предан России. В годы Великой Отечественной войны он обратился к теме патриотизма. На полотнах Рериха оживали героические страницы русской истории. Картина «Александр Невский» (первое название «Русская война») была написана в 1942 году, когда исполнялось 700 лет битве на Чудском озере.
Относительно небольшое полотно (91,6 × 152.3) написано темперой.
Жанр произведения — исторический. Сюжет картины основан на историческом событии — сражении 1242 года под названием «Ледовое побоище». Эта была битва князя Александра Невского с немецким войском, рыцарями, во главе которых стоял магистр Ливонского ордена. Рыцари потерпели полное поражение, многие ушли под лёд. В результате русской победы немцы отказались от притязаний на Псковские и Новгородские земли.
Композиция картины многофигурная, диагональная: действие развивается справа налево, по склону.
На переднем плане в синем снегу лежат окоченевшие тела поверженных псов-рыцарей в доспехах, со щитами. Здесь же мечи, секиры, труп лошади… Битва окончена.
В центре композиции — князь Александр Ярославович, спускающийся по крутому берегу со своей дружиной. Немного опередив князя, один из дружинников развернулся корпусом к Александру и товарищам. Он остановил коня у тела русского воина, лежащего на красном плаще, широко раскинув руки и запрокинув открытое лицо (лица рыцарей спрятаны в шлемах с забралом).
Князь смотрит на него, печально склонив голову. Он скорбит о погибшем и обо всех павших боевых товарищах.
Задний план — золотистое небо в стремительных тучах цвета крови. Похоже, небо отразило кровавую битву на Чудском озере. Радость победы всегда сочетается с горечью кровопролитья, скорбью утрат.
Цветовая палитра построена на контрасте холодных голубовато-фиолетовых и тёплых золотисто-оранжево-красных тонов. Такое сочетание подчёркивает драматизм события. Победа далась тяжёлой ценой. Алый и оранжевый отсвет неба падает на дружину князя, убитых, снежный покров.
Свет закатного неба, золотящегося между алых туч, ложится на заснеженный берег, четкие фиолетовые тени обозначают рельефность крутого спуска к озеру. Великий день Ледового побоища клонится к закату. Свет в картине не передаёт ликования победы, в нём чувствуется напряжение, суровость и неотвратимость свершившегося.
Образ русской земли в “слове о полку игореве”, образ руси в цитатах: ...
... всей Русской земле в целом. Героем «Слова» является не какой-либо из князей, а русский народ, Русская земля. К ней, к Русской земле, обращены все лучшие чувства автора. Образ Русской земли — центральный в «Слове»; он ... польяна: тугою взыдоша по Руской земли»; «на Немизе снопы стелютъ головами, молотятъ чепи харалужными, на тоце животъ кладутъ, веютъ душу отъ тела. Немизе кровави брезе не бологомъ ...
Идея произведения, отразившего ключевое событие русской истории, — предостережение всякому, кто, по словам Невского, придет с мечом на Русь. Художник изобразил исторический факт возмездия, чтобы поднять патриотический дух русских людей в тяжёлый 1942 год войны, поддержать их напоминанием о победах великих предков.
Работа Н.К. Рериха «Александр Невский» («Русская война»), к сожалению, хранится не в России, а в Индии (Бангалор), в частном собрании Х. К. Кеджривала. Но в России знают эту картину, отдают должное силе изображения и благородному порыву художника в создании этого полотна.