Рассуждение о функции абзаца

4. Функции абзаца как своеобразного знака препинания

1. Оформляет начало мысли и сигнализирует об окончании предшествующей.

2. Выполняет в тексте экспрессивно-выделительную функцию.

(Распространённый приём публицистической и художественной речи –

выделение в абзац отдельного предложения, важного в композиционном и смысловом отношении (чаще всего начала и концовки строф).

3. Проясняет композиционно-синтаксическую структуру текста.

4. Расчленение одной строфы на предложения-абзацы может выразить

  • динамику, быструю смену событий;
  • придать изложению афористический характер;
  • может быть приметой авторского стиля.

5. Участвует в ритмическом членении текста, которое связано со смысловым

ритмом.

5. Виды абзацев

1) предложения, заключающие в

себе основные мысли текста;

2) предложения, заключающие в

себе новую информацию по

сравнению с предыдущим

предложением;

3) предложения, заключающие в

себе повторяющуюся

информацию об одном и том

же лице (лицах) и связанные

дистантной связью;

4) предложения, начинающиеся

местоимениями он, она, оно и

т.д., не относящимися к

последнему существительному

предыдущего предложения;

5) предложения, идущие после

диалога и полилога.

(«Как строится текст»» Л.М. Лосева)

6. Роль эмоциональности текста в абзацном членении

Абзацное членение текста зависит от стиля и жанра

произведения.

Научнопублицистический и

официально-деловой

стиль (текст)

Границы абзацев совпадают с

границами сложного

синтаксического целого

Художественный стиль

(текст)

  • абзацным отступом может

подчеркиваться смысл

отдельного предложения;

  • в абзац могут объединяться

мысли, подчиненные главной

теме.

Абзацный отступ становится в некотором смысле

авторским знаком

7. Логические и стилистические функции абзаца как средства оформления речи

При помощи абзацного отступа выделяются наиболее важные

в композиции текста группы предложений или отдельные

предложения, содержащие

в художественном тексте

  • описание нового этапа в развитии действия;
  • характеристику нового героя;
  • появление новой темы;
  • детализацию описания;
  • авторское отступление;
  • стремление передать повышенную

экспрессию и т.д.

7 стр., 3305 слов

Презентация «Распространение мыслей в предложении тексте»

... текстом Найдите в тексте сложноподчинённые предложения, укажите их номера. Определите виды придаточных в составе сложных предложений. Укажите вид придаточного в следующем предложении: Алька любит сидеть верхом на изгибе ствола берёзы и представлять, ... на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст ...

8.

Виды

классического

абзаца

9. Синтетико-аналитический абзац

Начинается с обобщающей, стержневой фразы, смысл

которой раскрывается в последующих сообщениях.

Вит ька Кочур бесст рашно лез на ореховое

дерево. Он лез пот ому, чт о Свет ка Мушт аева

совсем не глядела в его ст орону. Она Вит ьку в

упор не замечала!. Вообще-т о она помнила, чт о в

классе среди прочих предмет ов, не ст оящих

внимания, ест ь говорящий и самодвижущийся, по

названию «Вит ька-Кочур». Так они и учились

вмест е со всеми — Свет ка Мушт аева и предмет

Вит ька с первого класса и доучились до

восьмого. Но если Свет ка и т еперь счит ала, чт о

«Вит ька-Кочур» — вполне дост ат очные сведения и

больших не т ребует ся, т о Вит ьке хот елось

большего. Он хот ел, чт обы Свет ка от личала его

от прочих подвижных и неподвижных предмет ов,

окружавших её в школе и на улице.

(В.Веларий)

10. Рамочный абзац

Имеет совмещённую структуру: зачин намечает

тему, затем – поясняющая часть, и завершается абзац

обобщающей фразой. Первое и последнее

высказывание лексически перекликаются, «замыкая»

тему.

Свет ка его не замечала. Вит ьке же хот елось,

чт обы она его замет ила. В т еплое майское

воскресное ут ро, перед т ем как разбежат ься на

лет ние каникулы, была уст роена общая вылазка в

лес. Вит ька сует ился больше всех. Он громко

доказывал, чт о дорога через плот ину короче. И

учил каждого, чт о взят ь с собой. Гурьбой они шли,

дурачась, т о ст роем, т о врассыпную. Вит ька громче

всех рассказывал анекдот ы, веселее всех смеялся,

поспевал т ам и т ут , осмелился на неслыханное

дело — взвалил на себя Свет кин рюкзак, хот я она не

была общепризнанной его подружкой. Но Свет ка

его не замечала.

(В.Веларий)

11. Абзац — стержневая фраза

Содержит логический вывод, обобщение или

представление новой темы.

Надежд у Вит ьки на симпат ию Свет ки не было никаких.

Разве т олько ст ат ь самым-самым-самым… сильным, умным и

ещё каким-нибудь. Но пока им ст анешь! Жизнь уйдет ! А нужно

  • сейчас. Пока Свет ка рядом. Печальными глазами Вит ька

сквозь пламя кост ра следил, как, раст алкивая мальчишек,

носит ся с мячом по куст ам Свет ка, не т акая, как все девчонки.

Разгоняя рукой дым, Вит ька следил за эт им неземным

сущест вом, не похожим ни на кого из людей, живущих на

белом свет е. Нет , нечем ему привлечь Свет кино внимание! Он

понимал, чт о если сейчас не сделает чего-нибудь т акого…

10 стр., 4684 слов

Деревья в снегу 6 класс

... в снежки. Зимние месяцы позволяют снова вернуться в детство, создать сказку для своих близких, подарить им радостные незабываемые моменты. Сочинение на тему "Деревья в снегу": как описать деревья в ... заснеженными деревьями в городе можно в нескольких местах: парках; ботанических садах; аллеях. Утром в парках ... неотъемлемой частью. В тени высоких деревьев можно скрыться от яркого света. А на ...

Через неделю — каникулы. Больше они со Свет кой, скорее

всего, не увидят ся. Они живут в разных концах города. Вряд

ли Свет ка со своими оценками попадет в девят ый класс. И

если он сейчас не переломит судьбу… Кт о-т о из мальчишек,

следя за поднимавшимися колечками дыма, сказал, чт о

хорошо бы влезт ь на дерево — далеко видно оттуда. Однако

ост альные возразили: деревья т ут т онкие еще, опасно лезт ь, а

пот ому не ст оит рисковат ь.

И т огда Вит ька полез на орешину.

(В.Веларий)

12. Аналитико-синтетический абзац

Содержит аналитическую часть в первой позиции, а

обобщающую – во второй.

Когда Витька полез на орешину, его

проводили недоуменными взглядами. Если

вам вздумалось лезть на дерево, а вы

оказались в ореховом лесу и посреди него

стоит одна-разъединственная ель, колючая, как

еж, и липкая от смолы, все равно лезьте на

елку — но только не на орешину. Ореховое

дерево не то место, где мальчишка может

утвердить себя, зато оно может стать причиной

крушения ваших надежд. Витька Кочур

загремел вниз, не добравшись до середины

ствола. (В.Веларий)

13.

Основные причины,

заставляющие пишущего пользоваться

абзацным членением

14.

  • Новизна информации, новая

микротема;

  • эмоциональное выделение детали;
  • важность итоговой информации

в рамках данного текста;

  • несовместимость высказываний

при последовательном представлении

новой информации.

15.

Текст

16.

1

2

3

4

5

(1)Плыву на лодочке, а за мной по воде плывет Хромка — моя подсадная

охотничья уточка. (2)Эта уточка вышла из диких уток, а теперь она служит мне,

человеку, и своим утиным криком подманивает в мой охотничий шалаш диких

селезней.

(3)Куда я ни поплыву, всюду за мной плывет Хромка. (4)Займется чем-нибудь

в заводи, скроюсь я за поворотом от нее, крикну: “Хромка!” — и она бросит все и

подлетает опять к моей лодочке. (5) И опять: куда я, туда и она.

(6)Горе нам было с этой Хромкой!(7)Когда вывелись утята, мы первое время

держали их в кухне.(8) Это пронюхала крыса, прогрызла дырку в углу и

ворвалась. (9)На утиный крик мы прибежали как раз в то время, когда крыса

тащила утенка за лапку в свою дырку. (10) Утенок застрял, крыса убежала,

дырку забили, но только лапка у нашего утенка осталась сломанная.

(11) Много трудов положили мы, чтобы вылечить лапку: связывали,

бинтовали, примачивали, присыпали — ничего не помогло: утенок остался

хромым навсегда.

(12) Горе хромому в мире всяких зверушек и птиц: у них что-то вроде закона больных не лечить, слабого не жалеть, а убивать. (13)(Свои же утки, свои же

куры, индюшки, гуси — все норовят тюкнуть Хромку.(14) Особенно страшны

15 стр., 7149 слов

Исследовательский проект «Мой домашний друг — крыса»

... крыс человеком, расширить традиционные людей о крысах, провести практические исследования особенностей поведения крыс, учится бережному и заботливому отношению к животному миру. Задачи: Найти и изучить информацию по теме; ... решил, выступить в защиту «притесняемых собратьев» моих крыс и показать, что крысы как и все живущие на нашей планете имеют право на жизнь. Я думаю что, наше исследование ...

были гуси. (15)И что ему, кажется, великану, такая безделушка — утенок, — нет, и

гусь с высоты своей норовит обрушиться на каплюшку и сплюснуть, как

паровой молот.

17.

6

(16) Какой умишко может быть у маленького хромого утенка? (17)Но

все-таки и он своей головенкой величиной с лесной орех сообразил,

что единственное спасение его — в человеке. (18)И нам по-человечески

было жалко его: эти беспощадные птицы всех пород хотят лишить его

жизни, а чем он виноват, если крыса вывернула ему лапку?

(19) И мы по-человечески полюбили маленькую Хромку.

(20)Мы взяли ее под защиту, и она стала ходить за нами и только за

нами. (21)И когда выросла она большая, нам не нужно было ей, как

другим уткам, подстригать крылья. (22)Другие утки — дикари — считали

дикую природу своей родиной и всегда стремились туда улететь.

(23)Хромке некуда было улетать от нас. (24)Дом человека стал ее

домом.

(25) Так Хромка в люди вышла.

(26)Вот почему теперь, когда я плыву на лодочке своей на утиную

охоту, моя уточка сама плывет за мной. (27)Отстанет, снимется с

воды и подлетает. (28)Займется рыбкой в заводи, заверну я за

кусты, скроюсь и только крикну:“Хромка!”, вижу — летит моя птица

ко мне…

(По М.Пришвину)

7

8

9

10

18.

Пишем

сочинение

(тезис Н.С.Валгиной опущен)

19.

Действительно, абзац выступает как средство,

позволяющее правильно понять информацию в любом тексте,

однако, используя абзацный отступ, автор может по- своему

выразить значимость какой-либо мысли в развитии

микротемы.

Например, М.Пришвину хотелось подчеркнуть особое

отношение к спасённой птице, и поэтому он вынес эту мысль всего одну фразу: «И мы по-человечески полюбили маленькую

Хромку» — в седьмой абзац.

И девятый абзац – вновь лишь одно предложение «Так

Хромка в люди вышла» — иносказательно передает важность

итоговой информации, главную мысль текста, и писатель

абзацным отступом подчеркнул это.

Таким образом, каждый абзац развивает

и поддерживает часть главной идеи,

помогает увидеть авторскую особенность

оформления текста.

20.

ЖЕЛАЮ УДАЧИ!

Егораева Г.Т.,

издательство «Экзамен»