«Проблемы культуры речи подростков»

речь обучающихся 8-11 классов школы;

анкеты, проведённые с учащимися 8-11 классов школы.

Этапы работы

1. Теоретический этап (определение области исследования, проблемы и темы, планирование структуры и содержания работы, поиск и сбор информации).

2. Практический этап (обработка информации, исследование культуры речи подростков).

3. Рефлексивный этап (оценка и отзыв руководителя работы, защита работы на конференции)

Глава 1. Проблемы культуры речи на современном этапе

Сегодня, в начале XXI века, остро встает вопрос о культуре речи. И это неслучайно. Русский язык за последние два десятилетия перетерпел множество не самых лучших изменений. Тревогу забили ученые и деятели культуры. Еще в начале 90-х годов, понимая, что идет безобразное загрязнение русского языка, литераторы Санкт-Петербургской организации Союза писателей России подняли вопрос о принятии на государственном уровне Закона о защите русского языка. И только в начале 98-го года был принят этот Закон, где говорится об обязательном введении курса русского языка, культуры речи во все вузы страны и о принятии особых мер в повышении уровня грамотности российского населения. Сегодняшний период жизни нашего общества можно охарактеризовать как время эффективности, активного поиска, время «предъявления себя», время проверки личностных качеств человека, а значит, его умения говорить – свободно и грамотно общаться на родном языке.

В настоящее время известна поговорка «Слово – визитная карточка человека». Ведь по речи человека, по тому, как он говорит, можно сказать о многом: об уровне его образования, интеллигентности, о социальной успешности, об эмоциональном состоянии и т.д.

Каждому человеку, особенно молодому, только начинающему свой профессиональный путь, хочется быть успешным, состоятельным духовно и материально, решать многие жизненные задачи и реализовывать поставленные цели. Однако мало кто задумывается над тем, что все это напрямую связано с культурой его речи.

Что же подразумевает понятие «культура речи»?

1. Культура речи

2. Культура речи

3. Культура речи

Данная работа ориентирована на последнее значение понятия «культура речи».

17 стр., 8143 слов

Развитие речи учащихся на х русского языка

... в виду развитие навыков правописания. Развитие речи и развитие правописных навыков рассматриваются как взаимосвязанные, но тем не менее разные стороны работы по языку»2 . Развитие речи на уроках русского языка - это вся работа, проводимая словесником специально и в связи ...

Остановимся на проблемах в устной речи и основных типах нарушения норм говорения. Основные негативные явления в устной речи сегодня таковы.

1. Чрезмерные заимствования

маркетинг, менеджмент, брокер

2. Жаргоны

Жаргоны – это нелитературная форма языка, характеризующая речь определенных социальных групп.

Существует определенная мода на употребление жаргонов в элит­ных кругах. Например, в речи

баксы, штука, дать на лапу;

драйв, тусовка, раскрутить;

бес­предел, замочить, разборки.

отпад! прикол! я тащусь! полный абзац! кино и немцы!

Характерным признаком жаргонов является их недолговечность. Вспомним, как быстро менялись названия денежных купюр. В 50–60 годы прошлого века – тугрики , в 80-е – мани , в 90-е – бабки, баксы, деревянные, зеленые .

3. «Вирус канцелярита

канцеляризмы

4. Речевые штампы

работа по разъяснению, мы имеем на сегодняшний день, рассмотреть под углом зрения

6. Слова-спутники

слова-спутники

7. Многословие, Многословие, Наш командир еще за 25 минут до своей смерти был жив; повседневная обыденность, темный мрак.

8. Неправильное словоупотребление

Речь может искажаться

Лексические ошибки:

я одену пальто

Грамматические ошибки:

* я извиняю сь (правильно: извини те )

книгоединица

Неправильный выбор слова часто бывает связан с употреблением

Футболисты ушли с поля боя

Долг врача –

9. Неправильное расположение слов

расположение слов

В продажу поступили коляски для младенцев синего цвета

Наш народ будет жить плохо, но недолго

Упустил мяч вратарь, но добить его было некому

10. Низкий уровень общей речевой культуры

низкий уровень общей речевой культуры, бедность словаря, неумение выразить мысль

блин, э-э, типа, типа того, чисто конкрет­но, как бы;

11. Сокращения

сокращения

12. Орфоэпические ошибки

орфоэпические ошибки

* дОговор (правильно: договОр ),

созвОнимся

* средствА ( срЕдства ).

Пользуясь различными источниками информации, изучила некоторые аспекты проблемы речи, как-то: ч резмерные заимствования, «вирусы» жаргона и канцелярита, многословие, неправильное словоупотребление и т.д.

6 стр., 2798 слов

Доказательство и убедительность речи. Основные законы логики ...

... ошибки называют софизмами (греч. sophisma – измышление, хитрость). Готовя выступление, следует учитывать основные логические законы. 1. Закон тождества. Всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе. Этот закон ... законах логики, а о законах и правилах логики. 7 Следует иметь в виду, что логика ... его речи, уверенность в голосе, внушительная внешность и т.д. Другими словами, ...

Следующий шаг моего исследования — изучение качества речи подростков в нашей школе.

Глава 2. Исследование качества речи подростков школы

В связи с описанием качества речи мне важно было знать, как представляют себе обучающиеся правильную речь, что хорошо в речи, что плохо, как оценивают они свою речь и чужую. Для этого мной было проведено анкетирование. Я предложила учащимся две анкеты, одна из которых содержала вопросы, на которые требовалось дать развернутый ответ, а вторая была составлена в виде теста .

Первая анкета показала, что

40% имеют представления о качествах хорошей речи, определяют некоторые из них. 40% не имеют представление о качествах хорошей речи, их ответы примерно таковы: «Хорошая речь-это хороший разговор» или «Хорошая речь-это красивая,отчетливая ,правильная речь».Оценка собственной речи и речи окружающих затрудняет подростков: только 10% опрошенных смогли дать определенный ответ, который сводится к следующему: «Мне не нравится в речи окружающих многословие,чрезмерное употребелние жаргонов и матерных слов».(Слайд 16)

Ответ на четвертый вопрос анкеты показал, что 70% предпочитают устную форму речи и только 30% любят писать. О своих затруднениях при письме и разговоре говорят довольно уверенно: 10% не испытывают затруднений, 25% испытывают затруднения из-за незнания правил правописания, 65% затрудняются в выборе нужного слова.(Слайд 18)

Судя по ответам на шестой вопрос, работу над написанным проводят только 10%. Односложные высказывания учащихся на последний вопрос анкеты сводятся к следующему: 55% понимают исправления, 30% не всегда понимают, 5% не понимают. (Слайд 19)

Проанализировав результаты опроса, делаю вывод, что большинство обучающихся затрудняются вести предметный разговор о культуре речи, т.к. имеют самые поверхностные знания в этой области..

После чего была проведена следующая анкета. Она помогла мне разобраться в причинах, по которым подростки употребляют слова, засоряющие их речь, узнать, какие это слова и как к такой речи относятся окружающие и родители, чья речь является для моих сверстников эталоном.

Проанализировав результаты анкеты, сделала вывод, что речь подростков моей школы засоряют слова-«паразиты», орфоэпические ошибки, жаргоны, неправильные словоупотребление, чрезмерные заимствования и сокращения. Причем, самыми распространенными речевыми ошибками являются слова-«паразиты»: ими полна речь 92% юношей и 89% девушек. Также речь 52% девушек и 82% юношей засорена жаргонами. Действительно, жизненные наблюдения за речью моих ровесников подтверждают, что слова-«паразиты» и жаргонизмы обедняют речь и делают ее похожей на какую-то знаковую систему.

Главной целью употребления слов, засоряющих речь, является желание подростков придать речи живость (50%).

5 стр., 2191 слов

Заимствованные слова в речи подростков

... языке; 3. Классифицировать наиболее употребляемые заимствованные слова по сферам общения; 4. Выявить использование заимствованных слов в речи учащихся МБОУ «Карпогорская СОШ №118» 5. Составить словарь наиболее употребляемых школьниками заимствований. Объект исследования: заимствованные слова в речи современных подростков. ...

Я совершенно не согласна с этим мнением, потому что данные слова не делают речь выразительной. Также я считаю ошибкой то, что этими словами можно передавать информацию (28%), так как чаще всего они не имеют глубокого смысла. Некоторые мои сверстники думают, что использование жаргонизмов, чрезмерного заимствования, слов-«паразитов», сокращений помогут поддержать хорошие отношения с одноклассниками (10%) и самоутвердиться (17%).

Я не сторонница данной позиции, так как считаю, что в человеке интересен его внутренний мир, а бедность языка свидетельствует о духовном оскудении.

Отвечая на вопрос №3, респонденты слукавили. Некоторые написали, что не употребляют в своей речи матерных жаргонизмов, но жизненный опыт доказывает обратное. Большинство подростков признались в том, что использование тех или иных жаргонов зависит от ситуации, написав, что в их речи встречаются и матерные, и юмористические жаргонизмы (50%).

Неприятно осознавать и то, что большинство окружающих равнодушно относятся к тому, как говорят подростки (46%).

Их речь волнует лишь немногих (9%), а некоторые вообще позитивно относятся к неправильной речи моих ровесников (45%).

Родители тоже почти не придают значения тому, как говорят их дети (11%), и лишь изредка делают им замечания (57%).

Чаще всего взрослые люди не знают, какие слова употребляют в своей речи дети. (Слайд 21)

Тем не менее, эталоном правильной речи обучающиеся считают речь своих родителей (61%) и учителей (52%), речь друзей (21%) и средств массовой информации (14%), по их мнению, далека от совершенства.

Результаты исследования отражены в диаграммах .(Слайд 23)

следующие выводы:

1. Все опрошенные учащиеся отметили, что считают употребление слов, засоряющих речь, неотъемлемой частью общения среди сверстников. Такие слова позволяет им самоутверждаться, поддерживать хорошие отношения с товарищами по школе, обмениваться информацией ипридавать своей речи живость ,юмор.

2. При изучении уровня засоренности речи выявлено, что первое место и у юношей, и у девушек занимают слова-«паразиты» и жаргонизмы (матерные и юмористические).

3. Большинство окружающих равнодушно относятся к речи подростков.

4. Основная часть родителей лишь изредка делает замечание по поводу речи.

5. Эталоном речи для большинства учеников является речь родителей и учителей.

Я считаю, что к причинам отрицательных явлений в речевой практике можно отнести следующее:

  • влияние неграмотной речи лиц, имеющих авторитет в обществе (политиков, артистов, спортсменов, телеведущих);

  • доверие народа к печатному слову (привычка рассматривать все напечатанное и сказанное по телевидению как образец нормы);

  • снижение редакторской требовательности к журналистам в отношении соблюдения языковых норм;

    17 стр., 8483 слов

    Стародавня культура східних слов ян

    ... бога торгівлі. Отже, стародавні літописи проливають світло не лише на релігійну, але й на політичну культуру стародавніх слов'ян. Різні літературні джерела відтворюють давні історичні події з ... про культуру стародавніх слов'ян нерідко ігнорувались. Походження слов'ян та їх культури проблема досить складна і суперечлива. Слов'яни — це один з величезних давньоєвропейських етносів, що, на відміну ...

  • запутанность и нечеткость мысли авторов публицистических статей, политических заявлений и законов, и, как следствие, неясность языка их произведений;

  • разрыв между усложненными требованиями новой школьной программы по русскому языку и реальными возможностями;

  • снижение интереса школьников к классической литературе;

проблемы в пополнении фонда библиотек;

  • превращение «Правил орфографии и пунктуации» 1956 г. в библиографическую редкость и отсутствие их новой редакции;

  • неуважение к гуманитарной науке;

  • неуважение к адресатам речи;

  • пренебрежение к родному язык

Глава 3. Пути решения проблемы языкового образования подростков

Я изучила проблемы культуры речи своих сверстников и пришла к выводу, что эти проблемы необходимо решать. Мне кажется, что никакие комиссии и федеральные программы ничего не изменят, если сами люди не начнут уважать родной язык, чувствовать свою ответственность за каждое сказанное слово, вдумываться в смысл своих слов. Для того чтобы состояние языка не вызывало тревоги, я хочу предложить пути повышения культуры речи подростков. Если принять их во внимание, то вполне возможно улучшить положение дел с культурой речи.

Пути повышения культуры речи подростков

  • пропагандировать классическую литературу;

  • обеспечить библиотеки новыми словарями и учебниками по русскому языку и культуре речи;

  • пропагандировать бережное отношение к русскому языку через внеклассные мероприятия и классные часы, например: «День русского языка» или «Неделя русского языка», «Как слово наше отзовётся…», «Живое слово», «Речевой этикет» и т.д.;

  • регулярно проводить конкурсы чтецов;

  • практиковать уроки-тренинги «Говори правильно»;

  • организовывать конкурсы красноречия;

проводить устные журналы, например: «Язык мой – друг мой», «Родное слово»;

Как уже говорилось выше, главная роль в деле сохранения родного языка принадлежит самому человеку. По этой причине не лишними станут методы самостоятельного совершенствования языковой культуры:

  • чтение классической художественной литературы (это самый главный и эффективный метод);

    2 стр., 628 слов

    «Культура языка современного чиновника»

    ... важны для решения современных политических, экономических, национальных и иных проблем государственного масштаба. Неотъемлемой частью работы чиновников является грамотная и правильная речь. В средствах массовой информации ... то время как плохой язык – признак «плохого» правительства. И владение государственными служащими родным и культурой устной и письменной речи на высоком уровне может ...

  • внимательное изучение нужных разделов в грамматических справочниках;

  • использование словарей;

  • обращение за консультацией к филологам.

Заключение

Изменения, происходящие в социальном мире, в мире духовном, не могли не отразиться на состоянии нашей общей культуры, которая долгое время катастрофически разрушалась и продолжает разрушаться, деградировать и гибнуть, а вместе с нею гибнет единственная, по словам Ивана Сергеевича Тургенева, «поддержка и опора», — великий русский язык.

Грубый, жаргонный, изуродованный по прихоти своих носителей нелитературный язык берет верх, входит во все сферы нашей жизни, включая сферу культуры.

Говорить сегодня изящным и изысканным языком, который вызывает к жизни поток прекрасных человеческих чувств, стало, к сожалению, немодным, неуместным и ненужным.

Средства массовой информации, призванные создавать образцы устной речи и быть хранителями ее культуры, утратили это свое высокое предназначение. Поэтому нужна общегосударственная программа по спасению нашего великого языка, которая бы охватывала все сферы нашей жизни (политическую, экономическую, социальную, культурную), всё население (от детей ясельного возраста до взрослых).

Список используемых источников и литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/nauchno/snijenie-kulturyi-rechi/

1. Скворцов Л. И. «Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи» М., 2012

2.Скворцов Л. И. «Об оценках языка молодёжи (жаргон и языковая политика)» //Вопросы культуры речи, вып. 5, М., 2010

3.Шапошников В. «Русская речь», 2000-х. «Современная Россия в языковом отображении, М: Малп,