Образ Ярославны в «Слове о полку Игореве»
Начиная с XII века, через всю нашу литературу проходит образ русской женщины-героини, с большим сердцем, пламенной душой и готовностью на великие незабываемые подвиги. Достаточно вспомнить полный красоты и лиризма пленительный образ древнерусской женщины Ярославны. Она — воплощение любви и верности. Ее печаль в разлуке с Игорем совмещается с гражданской скорбью: Ярославна переживает гибель дружины своего мужа и, обращаясь к силам природы, просит помочь не только ее «ладе», но и всем его воинам. Автор «Слова» сумел придать образу Ярославны необыкновенную жизненность и правдивость, Он первый создал прекрасный образ русской женщины.
Нежная и преданная, самоотверженная и верная, Ярославна изливает свое горе в традиционном плаче. Но так задушевно и драматично он звучит! Ярославна не просто выполняет положенный ритуал. Она искренне скорбит о гибели дружины мужа, о ранах Игоря, жалея о том, что нет ее рядом, что не может она помочь, хотя душа ее готова лететь птицей, облегчить любимому страдания.
Полечу,— говорит кукушкою по Дунаю,
Омочу шелковый рукав в Каяле-реке,
Утру князю кровавые его раны на могучем его теле.
Русь уже крещена, христианство официально признано. А в плаче Ярославны отчетливо слышны верования и традиции язычества. Она, как к живым и всесильным божествам, обращается к солнцу и ветру, могучему Днепру — Словутичу, прося защиты для Игоря и его воинов.
О ветер, ветрило!
Зачем, господин, веешь ты навстречу?
Зачем мчишь хиновские стрелочки
на своих легких крыльицах
на воинов моего милого?..
О Днепр Словутич!
Ты пробил каменные горы
сквозь землю Половецкую…
Прилелей же, господин, моего милого ко мне,
Чтобы не слала я к нему слез
на море рано.
Уже в этом древнем памятнике заложены те традиции, которые потом разовьются в нашей классической литературе: необыкновенная самоотверженность русской женщины, ее полное подчинение интересам мужа — воина, защитника родины, и безграничная вера в правоту его дела.
Светлое и трижды светлое солнце!
Всем ты тепло и прекрасно:
Зачем, владыко, простерло ты горячие свои лучи
на воинов моего лады?
В поле безводном жаждою луки скрутило,
горем им колчаны заткнуло?
Ярославна — равноценный образ наряду с другими героями “Слова о полку Игореве”. Это много позже появится “Домострой”, который очертит круг женщины семейными проблемами, сделает ее в средневековье бессловесной “рабыней мужа”. И заново придется “завоевывать” женщинам то особое положение подруги, хранительницы очага, которое она по праву занимала в древности.
Образ женщины в русской литературе
... она относится. В процессе доклада мы рассмотрим подробнее каждый из выделенных типов. Глава 3. Ярославна. Образ русской женщины-героини Начиная с XII века, через всю нашу литературу проходит образ русской женщины-героини, с ... скорбью: Ярославна переживает гибель дружины своего мужа и, обращаясь к силам природы, просит помочь не только её "ладе", но и всем его воинам. Её плач был слышен в ...
Образ Ярославны проявится и дополнится чертами и достоинствами, обретет новую жизнь в героинях Пушкина и Некрасова, Тургенева и Толстого, но начало было положено в “Слове”, и это очень важно и ценно.
Далеко в Путивле, на забрале
Лишь заря займется поутру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру…
Образ Февронии в «Повести о Петре и Февронии»
“Повесть о Петре и Февронии Муромских” была написана в конце 40-х годов XVI века известным в то время писателем и публицистом, впоследствии принявшим монашество под именем Еразма. В ней автор показал яркий образ мудрой девушки по имени Феврония, которая несмотря на все испытания, посланные судьбой, остается верной и примерной женой.
Первое появление в повести девушки Февронии запечатлено в зрительно отчётливом образе. Её находит в простой крестьянской избе посланец муромского князя Петра, заболевшего от ядовитой крови убитого им змия. В бедном крестьянском платье Феврония сидела за ткацким станком и занималась «тихим» делом — ткала полотно, а перед нею скакал заяц, как бы символизируя собой слияние её с природой. Её вопросы и ответы, её тихий и мудрый разговор ясно показывают, что «рублевская задумчивость» не бездумна. Феврония изумляет посланца своими вещими ответами и обещает помочь князю. Феврония вызвалась сама взяться за лечение, если Петр возьмёт ее в жены. Князь не принял всерьёз ее слов, ибо не считал возможным жениться на дочери древолаза, но пообещал сделать это в случае исцеления. Сведущая в целебных снадобьях, она излечивает князя. Наутро он проснулся здоровым — на теле была лишь одна язва, — но не выполнил обещания жениться на Февронии, а послал ей подарки. Она их не приняла. Князь уехал в город Муром, но язвы его умножились и он вынужден был со стыдом вернуться к Февронии. Девушка исцелила князя, и он взял ее в жены. Чванливые жены бояр невзлюбили Февронию и потребовали её изгнания.она согласилась покинуть княжество, взяв с собой лишь любимого мужа Князь следовал Божиим заповедям и потому не расстался с женой, хоть и пришлось при этом отказаться от княжества
Феврония умеет без суеты разрешать жизненные трудности. Она не возражает врагам и не оскорбляет их открытым поучением, а прибегает к иносказанию, цель которого — преподать безобидный урок: ее противники сами догадываются о своих ошибках. Она творит чудеса походя: заставляет за одну ночь расцвести в большое дерево воткнутые для костра ветви. Её животворящая сила распространяется на всё окружающее. Крохи хлеба в её ладони превращаются в зёрна благоуханного ладана. Ум, благородство и кротость помогают Февронии преодолеть все враждебные действия её сильных противников. В каждой конфликтной ситуации противопоставляется высокое человеческое достоинство крестьянки низкому и корыстному поведению её высокородных противников. Феврония использовала данную ей мудрость не для себя, а для своего мужа. Она вела его, помогала в делах, в том числе и государственных, была ему настоящей помощницей.
В конце жизни Супруги умоляли Бога о том, чтобы умереть одновременно. Они хотели быть похороненными вместе и велели высечь в одном камне два гроба, которые имели между собою лишь перегородку. Одновременно князь и княгиня приняли монашество. Петр получил имя Давид, а Феврония стала Ефросинией. После смерти тела их положили в разных местах: Давида — у соборной церкви Богородицы, а Ефросинию — в Воздвиженском женском монастыре. А общий их гроб, который они сами повелели себе вытесать, поставили в церкви Богородицы.
Повести о Петре и Февронии Муромских характеристика образа Февронии
... тогда наша вера будет крепка, а народное единство – непоколебимо… Сочинение на тему образ февронии , Повесть о Петре и Февронии Муромских ». Этот рассказ очень отличается от других произведений житийного ... помнить, что в древнерусских литературных произведениях нет быта, нет детальных описаний. В этих условиях жест Февронии драгоценен, как и то золотое шитье, которое она шила ...
Наутро их отдельные гробы были пусты, а тела святых покоились «в едином гробе». Люди перехоронили их по-прежнему. А наутро снова нашли их в общем гробу. Тогда люди не посмели больше касаться тел святых и, исполнив их волю, похоронили вместе, в соборной церкви Рождества Богородицы. Те, кто с верою приходят к их мощам, получают исцеление.
Образ Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин»
Перейдём к XIX веку…
А.С. Пушкин создал незабываемый образ Татьяны Лариной. Татьяна «русская душою», это автор подчеркивает на протяжении всего романа. Ее любовь к русскому народу, к патриархальной старине, к русской природе проходит через все произведение. Татьяна — «натура глубокая, любящая, страстная». Цельная, искренняя и простая, она «любит без искусства, послушная влеченью чувства». О своей любви к Онегину она не говорит никому, кроме няни. Но глубокую любовь к Онегину Татьяна сочетает с чувством долга к мужу: Я вас люблю /к -чему лукавить?/ Но я другому отдана, И буду век ему верна. Татьяне свойственно серьезное отношение к жизни, к любви и к своему долгу, у нее глубина переживаний, сложный душевный мир.
Татьяне нравится встречать восход солнца, бродить по лесам, наслаждаться тишиной и гармонией природы, отдыхать на ее лоне. Не случайно героиня не хочет уезжать из поместья и противопоставляет “постылую жизнь” высшего света в Петербурге родным, близким для сердца деревенским местам, обширным просторам.
Татьяну Пушкин наделяет нетрадиционным для дворянских героинь, чисто русским именем, с которым “неразлучно воспоминанье старины”. Ведь героиня – воплощение национального характера. Она тесно связана с народной жизнью духовными узами. Лучшие черты личности Татьяны уходят корнями в народную почву. Воспитанная простой крестьянкой, так же, как и сам Пушкин – Ариной Радионовной, Татьяна восприняла от Филипьевны всю народную мудрость, постигла понятия добра и зла, долга. Знание фольклора, сказок, обрядов, народных традиций, “милых преданий простонародной старины”, русских снов служит тому доказательством.
Пушкин всегда рад подчеркнуть индивидуальность Татьяны, ее отличие от девушек-пустышек. Чувства героини полны искренности и чистоты. Она не знает ни манерной жеманности, ни лукавого кокетства, ни сентиментальной чувствительности – всего того, что было свойственно большинству ее сверстниц. Она любит Онегина “не шутя”, серьезно, на всю жизнь. Ее наивно-чистое, трогательное и искреннее письмо дышит глубоким чувством, оно полно возвышенной простоты. Трепетные слова ее признания в любви к Евгению так схожи с признаниями самого Пушкина!
И, наконец, Пушкин восхищается природным умом своей героини. Интеллектуальное развитие Татьяны помогает ей в Петербурге понять и внутренне отвергнуть “постылой жизни мишуру”, сохранить свой высокий нравственный облик. И свет видит в ней волевую натуру, осознает ее превосходство. Но, хоть Татьяна и прячет свои чувства под маской светской дамы, Пушкин все-таки видит ее страдания. Татьяна хочет бежать в деревню, но не может. Героиня не способна порвать узы брака с человеком, за которого она вышла. Кем бы он ни был, она никогда не причинит ему боль. Это в очередной раз доказывает ее духовное превосходство над окружающими, ее верность, преданность своему мужу.
Образ и характеристика Матрены Тимофеевны в поэме Кому на Руси жить хорошо
... заступничеству и жалости губернаторши, возвращает мужа в семью. Некрасов показал глубоко одухотворенный образ русской крестьянки с несломленным, гордым характером, но безмерно терпеливой, готовой на самопожертвование. Образ и характеристика Матрены Тимофеевны в поэме Кому на Руси жить хорошо
В романе “Евгений Онегин” Пушкин создал новый литературный тип, которому нет аналогов в русской литературе. По словам Белинского, “он первый поэтически воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину”.
Образ Матрёны Тимофеевны в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Подлинным певцом русской женщины был Н.А. Некрасов. Ни один поэт ни до Некрасова, ни после него не уделил столько внимания созданию образа русской женщины. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» рисует образ женщины Матрены Тимофеевны. На примере жизни Матрены Тимофеевны Некрасов показывает жизнь деревенских девушек, раскрывает черты характера, описывает их судьбы. Образ Матрены Тимофеевны собирательный.
Матрена Тимофеевна предстает перед нами красивой и трудолюбивой женщиной. Некрасов описывает ее так:
Матрена Тимофеевна
Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати осьми.
Красива; волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.
На ней рубаха белая,
Да сарафан коротенький…
Люди считали, что Матрена Тимофеевна счастлива, и называли ее “губернаторшей”. Но это не так. На самом же деле Матрена Тимофеевна была счастлива, даже очень, но до замужества, среди своих родных и близких:
Мне счастье в девках выпало:
У нас была хорошая,
Непьющая семья.
За батюшкой, за матушкой,
Как у Христа за пазухой,
Жила я, молодцы.
- .. И добрая работница,
И петь-плясать охотница
Я смолоду была.
Время подошло, и Матрена Тимофеевна вышла замуж за Филиппа Корчагина, питерщика, который “по мастерству печник”. С этого момента и начинаются у Матрены Тимофеевны беды одна за другой.
Жила Матрена Тимофеевна в семье своего мужа. Это была большая и недружная семья. После первой встречи с этими людьми жизнь Матрены Тимофеевны сильно изменилась. Свекровь унижала, кричала, не давала спокойно жить не только одной Матрене Тимофеевне, но и сестре Филиппа Корчагина. Так как Матрена Тимофеевна не привыкла, чтобы с ней так обращались, она пробовала протестовать против такого отношения к ней, на что муж ей посоветовал молчать. Матрена Тимофеевна почувствовала себя совсем одинокой. А после ссоры он ушел от нее. Вскоре Матрена Тимофеевна родила сына, и жизнь ее преобразилась, “весь гнев с души красавец мой согнал улыбкой ангельской”, “что ни велят — работаю, как ни бранят— молчу”.
И казалось, что в жизни этой женщины будет радость и счастье. Но случилась самая страшная и непоправимая беда: у Матрены Тимофеевны погиб сынишка. Несмотря на это, у нее остаются душевные силы, воля к жизни.
Образ Матрены Тимофеевны из народной поэзии. Народный фольклор, песни, причитания рассказали о жизни крестьянки.
Духовные искания наташи ростовой
... чувством долга мать семейства, погруженная в заботы о близких. Жизненные искания Наташи Ростовой — сочинение , Жизненные искания Наташи Ростовой Грандиозное произведение ... Наташа Ростова ищет свое счастье Духовная эволюция преобразовала Наташу от наивной и легкомысленной девочки, считающей, что жизнь ... Элен Безухова и Наташа Ростова. Холодные и расчетливые правила высшего общества, по которым живет ...
Матрену Тимофеевну Корчагину можно назвать, в какой-то степени, символом новой жизни, человеком нового этапа русской жизни, потому что, если в женщине, самом обездоленном и забитом существе, зрела душевная гроза, значит, возможно и близко революционное переустройство жизни.
Образ Наташи Ростовой в романе «Война и мир»
Один из самых ярких образов русской литературы – образ Наташи Ростовой. В ней автор воплотил, по его мнению, идеал женщины-матери. Автор рисует Наташу в развитии, он прослеживает ее жизнь на протяжении длительного времени. С годами меняются ощущения и мировосприятие героини.
Впервые в романе она появляется тринадцатилетней девочкой, “черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая”. Подчеркивая внешнюю непривлекательность своей героини, Толстой утверждает, что гораздо важнее красота души, внутренний потенциал; одаренность, способность к пониманию, чуткость, тонкая интуиция. Простота, естественность и одухотворенность Наташи побеждают ум и хорошие манеры.
Подобно легкому весеннему ветерку врывается эта нежная, хрупкая девушка в скучную, чопорную окружающую жизнь, освежает ее, наполняет энергией и заражает всех своим счастьем. «Не в силах более удерживаться, прыгнула и побежала из комнаты так скоро, как только могли нести ее быстрые ножки », — такой видим мы Наташу на первых страницах романа. Такой же она останется и в дальнейшем, выдержав множество испытаний, пройдя через трудности и разочарования. Потому что душевную чистоту и красоту этой девушки не способны затмить никакие превратности судьбы.
Душевность Наташи, точнее даже, строй ее души позволяли ей чувствовать любое малейшее изменение в природе. Об этой героине можно сказать, что она живет сердцем, а не разумом. А ведь искренность, естественность — бесценный дар, именно этого дара, заложенного в близких нам людях, как раз зачастую и не хватает в этом мире.
«Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки — туже, как можно туже, натужиться надо, — и полетела бы. Вот так!»
Это были первые слова, которые услышал из уст Наташи Ростовой Андрей Болконский. И эти слова, а также великая энергия радости и счастья словно перевернули весь его внутренний мир, всю его прошлую жизнь. Наташа, как прекрасная птица, летела по жизни, увлекая за собой не только князя Андрея, ной всех, кто с ней сталкивался. Внутренний мир героини Толстого открывается нам уже через отдельные штрихи к ее портрету. Достаточно обратить внимание на ее глаза: «любопытные», «умоляющие», «сияющие», «несколько насмешливые» или «печально-вопросительные».
Русская природа — это ее стихия. Вспомним дни, проведенные героиней в Отрадном: скачки на тройках святочной морозной ночью, пляски с ряжеными, игры, пение. В этих сценах отражается вся прелесть натуры Наташи Ростовой, ее тесная связь с народной жизнью. Ее простота и естественность объясняются тем, что она « умела понять все то, что было в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке ». Боль и страдания солдат, защищавших родину, она переживает как свои собственные. Именно потому она ощущает невероятный прилив душевных сил. Она отдает все подводы раненым, оставляет вещи, потому что просто не представляет себе, что можно поступить иначе в данной ситуации. Что значит теперь все богатство, когда речь идет о спасении русских солдат и офицеров?!
Восславим женщину — Мать
... разу не пожаловалась мне на жизнь, на боль. Думаю, что это ... маленького и незаметного, но на самом деле очень и ... говорит со мною о жизни, рассказывает о своих ... усталое лицо с морщинками на лбу и около ... твое Я несу через жизнь как святыню. Будут ... врываться в пустыню. . Будет жизнь бушевать. Каждым атомом. Жилкою каждой. ... излучалось бы им на всех окружающих, зло ... на свете — мама. Я не отходил от нее ни на ...
Героиня Толстого живет не умом, а сердцем. А сердце вообще никогда не обманывает. Потому Наташа Ростова так хорошо понимала людей и всегда могла прийти им на помощь. Она понимает чувства Николеньки, когда он проиграл почти все состояние. В тот вечер Наташа пела только для брата, и он, слушая ее голос, забыл обо всех неприятностях. Она хорошо понимает Денисова, сделавшего ей предложение. Она жалеет его и понимает, что «он не хотел сказать, да уж нечаянно сказал ». В преуспевающем Борисе Друбецком, своем детском женихе, она без труда сумела разглядеть мелкого, тщеславного себялюбца и карьериста. Этот человек никак не мог стать спутником такой чуткой и открытой девушки, как Ростова. Обладая огромной способностью к состраданию, Наташа начинает плакать вместе с Соней, даже не зная причины слез подруги, а «только оттого, что Соня плакала».
Героиня Толстого отличается удивительной эмоциональностью, открытостью, душевной цельностью. Она способна на глубокую привязанность и сильные чувства, она чистосердечна и искренна как в радости, так и в страдании.
Предназначение Наташи состоит в том. что она оказывает влияние на нравственную жизнь других героев, обновляя и возрождая их к жизни. Разрешая каждым своим поступком сложные вопросы, Наташа как бы сама олицетворяет ответ на вопрос, который так долго и мучительно ищут Андрей Болконский и Пьер Безухов. У самой же героини нет склонности оценивать и анализировать поступки и явления. В этом смысле она обладает собственным, прямым знанием ценностей жизни. Многие эпизоды романа рассказывают о том, как Наташа вдохновляет людей, делает их лучше, добрее, возвращает им любовь к жизни. Например, когда Николай Ростов проигрывает Долохову в карты и возвращается домой раздраженный, не ощущающий радости жизни, он слышит пение Наташи и с этим умиротворяющим голосом забывает свою неудачу. В этот же момент Николай чувствует, что сама жизнь прекрасна и что все остальное — мелочи, не стоящие внимания. В данный момент герой думает: «Все это: и несчастья, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь — все вздор, а вот она – настоящее». Героине Толстого свойственно сострадание. Наташа очень хорошо понимает и жалеет Денисова, сделавшего ей предложение. Толстой наделяет свою героиню редкими душевными качествами: чуткостью и интуицией.
В эпилоге Наташа показана уже не той веселой, наивной девочкой. Она любящая и любимая жена, мать четверых детей. Бывшая модница, героиня не интересуется более своей внешностью, поскольку теперь это для нее не имеет значения. Она максимально приблизилась к ответу на вопрос о смысле человеческого бытия. Фальшивое светское общество чуждо Наташе; после замужества она практически перестает бывать в свете. Только через любовь к Пьеру и семью Наташа обретает душевное спокойствие. Создав образ Наташи Ростовой, Толстой дал понять, что она последует за Пьером Безуховым в Сибирь и повторит судьбу жен декабристов. Повторюсь ещё раз, что Толстой образом Наташи Ростовой показал свое видение женщины, ее место в обществе. Наташа, в конце произведения, любит и любима. Она счастлива и это счастье подарил ей на страницах своего романа великий русский писатель Лев Николаевич Толстой.
Отношение к жизни героев романа “Война и мир”
... которой Л. Н. Толстой способен был посвятить жизнь, и заключается “настоящая жизнь” в романе “Война и мир”. 1 votes, average: 5.00 out of 5) <meta itemprop="description" content="Отношение к жизни героев романа "Война и мир" "Война и мир" - это ...
Образ Пелагеи Ниловны в романе «Мать»
В начале XX века с совершенно новым пониманием женщины выступил М.Горький. То есть абсолютно новым это понимание, вероятно, назвать нельзя — Горький активно опирался на некрасовскую традицию, но все же оно было глубоко оригинальным. Горький понимает женщину не как жену или любовницу, а прежде всего как мать, то есть средоточие безмерной любви к людям. В образе Ниловны из романа «Мать» это понимание воплотилось с наибольшей выразительностью. В этом образе переосмыслена в плане современности фигура богородицы: как и в евангельском тексте, Ниловна рождает искупителя мирового греха, освободителя человечества и отпускает его на крестные муки. Но Ниловна мать не только одному Павлу (не случайно это слово, приобретающее значение символа, вынесено в заглавие), она мать всем «труждающимся и обремененным», ее сердце болит и за Андрея Находку, и за Рыбина, и за девушек-подпольщиц, и за многих безымянных людей, спасти которых призван ее сын. И люди отвечают Ниловне той же любовью и почти что благоговением перед ней. Ниловна, как и богородица, мать всему миру, воплощение высшего милосердия. И так же, как и богородице, Ниловне приходится страдать, идти по мукам. Так же, как и ее, Ниловну вдохновляет Слово сына-спасителя. Однако этой евангельской параллелью не исчерпывается содержание образа. Горький впервые показал женщину из пролетарской среды, проходящую вместе со своим классом нелегкий путь самопознания и самоопределения и становящуюся, в конце концов, активным борцом за переделку мира. В Ниловне Горькому ценно то, что ценно в человеке вообще: сила сопротивления среде, способность активно преобразовывать мир, опираясь на волю класса. Именно эта вторая линия романа положила начало традиции трактовки женщины, прежде всего как участника социальной борьбы.
Произведение построено таким образом, что Ниловна является участником или свидетелем всех описанных событий. Если роман “Мать” — это произведение о мучительном процессе изживания в людях рабских чувств покорности и страха, о сложном превращении человека из жертвы в борца, то Ниловна в этом отношении — наиболее яркий и убедительный пример. Путь Ниловны сложен и противоречив. Женщине, прожившей большую часть жизни в покорности и страхе, не так просто было освободиться от старого. Пелагея Ниловна испытала всю горечь тяжелой участи жены рабочего человека. Она угнетена бедностью, пьяным и грубым мужем, религиозностью, осознанием, что “все так живут”. В начале романа мы видим робкую, покорную, забитую подневольной жизнью, боящуюся людей женщину. Она учит сына спасаться от людей, ибо они “ненавидят друг друга”. В этом Ниловна глубоко убеждена. Узнав, что сын читает запрещенные книги, она сначала испугалась, но потом сердцем почувствовала, а затем разумом поняла правоту сына и его товарищей. Героиня Горького неожиданно попадает в иную среду, в среду людей веры и самопожертвования, в среду преданности делу будущего.
Наблюдая за товарищами Павла, Ниловна поняла, что революционеры — лучшие люди на земле, и она полюбила их как родных. Сначала она потрясена их неверием в бога, ощущением своей несознательности, недостаточным понимание событий, но все это она преодолевает силой своей материнской любви. Ниловна охотно начинает выполнять поручения сына, постепенно втягивается в революционную работу. После ареста Павла Ниловна носит на фабрику листовки, чтобы не остановилось дело, начатое сыном. Постепенно из темного, забитого, безмолвного существа она превратилась в человека, знающего правду и уверенно несущего ее людям.
Какую роль играет мать в жизни человека? По художественному тексту ...
... страдания. В состоянии горя герой взглядом наталкивается на женщину, лицо которой "вмещало в себя всю скорбь мира". Она тоже мать, и ее горе вызвано болезнью сына. Образ ... каждое мгновение моей жизни делает для меня самый близкий человек, моя мама. Поздно поняла, что значит мать в ее жизни, и героиня рассказа К. Г. Паустовского ...
Уверенность в том, что она может помочь в революционной борьбе, распрямляет душу Ниловны. Беден был круг ее интересов и привязанностей. Ее интересы, поведение ранее были ограничены бытовыми заботами. Ее любовь к единственному сыну переросла в огромное материнское чувство ко всем борцам за освобождение народа. Таким образом, смысл заглавия “Мать” расширился, приобретя значение символа. Сознание того, что она своими действиями приносит существенную пользу революционной борьбе, наполняет сердце женщины гордостью, является основой возникшего у нее чувства самоуважения. Не только Ниловна гордится своим сыном, но и Павел гордится своей матерью, которая стала ему по духу родной. Эта духовная общность укрепляет и наполняет глубоким содержанием любовь матери и сына. Процесс духовного обогащения был сложным и трудным, но она преодолела трудности. В первом агитационном выступлении Ниловны на первомайской демонстрации ее представление о социальной борьбе еще соседствует с религиозным. Постепенно ее кругозор расширяется. В селе Никольском Ниловна искусно ведет пропагандистскую работу с крестьянами. После суда над Павлом мать не поддалась горю, она продолжила дело сына. Арестованная на вокзале, избиваемая жандармами, Ниловна напрягает последние силы, чтобы бросить в народ листовки с речью Павла. Из ее груди вырывается пламенный призыв: “Собирай, народ, силы свои во единую силу”. На новом пути Пелагеи Ниловны в революционном движении сгорает все старое, отсталое, рождаются новые мысли и чувства. Она проникается большой любовью к миру, к людям, к народу.
Писатель показывает возрождение Ниловны к борьбе за свободу, рисуя тип человека из народных глубин: “Казалось, тысячи жизней говорят ее устами”. Велика заслуга Горького, создавшего в романе “Мать” образ простой русской женщины из народа, вступающей в мир революционной освободительной борьбы, духовно возродившейся из угнетенного состояния. Образ Ниловны воспринимается как олицетворение огромных перемен, происшедших в сознании людей, вступивших на путь революционной борьбы. В романе Горький создает образ женщины-революционерки, для которой все борцы за правду — ее дети.
Образы девушек — зенитчиц в повести «А зори здесь тихие»
Повесть Васильева «А зори здесь тихие…» посвящена героической борьбе женщин и девушек на войне. Пять совершенно различных девичьих характеров, пять разных судеб. Отправляются девушки-зенитчицы в разведку под командованием старшины Васкова, у которого «в запасе двадцать слов, да и те из уставов». Несмотря на ужасы воины, этот «пенек замшелый» сохранил лучшие человеческие качества. Он сделал все ради спасения жизни девушек, но его душа все равно не может успокоиться. Он осознает свою вину перед ними за то, что «мужики со смертью их оженили». Смерть пяти девчат оставляет глубокую рану в душе старшины, он не может найти оправдания ей даже в своей душе. В скорби этого простого человека заключен высший гуманизм. Он совершил подвиг, взяв в плен немецких разведчиков, он может гордиться своими действиями. Пытаясь захватить врага, старшина не забывает и о девушках, он все время старается увести их от грозящей опасности. Нравственный подвиг совершил старшина, пытаясь защитить девушек.
Трагедия женщины в романе Л. Толстого «Анна Каренина»
... акцентирует внимание в создании и раскрытии образа Анны Карениной, главным образом на речевых характеристиках, собственной речи Анны - диалоги и монологи, применения Толстым ... вечером он мне сказал, что ему представился тип женщины, замужней, из высшего общества, но потерявшей себя. Он ... волновать человечество: о любви, о ее месте в жизни, семье подлинной и мнимой, вине и нравственной ответственности, ...
Поведение каждой из пяти девушек – это тоже подвиг, ведь они совершенно не приспособлены к военным условиям. Страшна и в то же время возвышенна смерть каждой из них. Мечтательная Лиза Бричкина гибнет, желая поскорее перейти болото и позвать подмогу. Эта девушка умирает с мыслью о своем завтрашнем дне. Впечатлительная Соня Гурвич, любительница поэзии Блока, тоже погибает, возвратившись за оставленным старшиной кисетом. И эти две «негероические» смерти, при всей их кажущейся случайности, связаны с самопожертвованием. Особенное внимание писатель уделяет двум женским образам: Рите Осянинои и Евгении Комельковой. По словам Васильева, Рита «строга, не смеется никогда». Война разбила ее счастливую семейную жизнь, Рита все время беспокоится о судьбе своего маленького сына. Умирая, Осянина поручает заботу о сыне надежному и мудрому Васкову, она покидает этот мир, осознавая, что никто не сможет обвинить ее в трусости. Ее подруга гибнет с оружием в руках. Писатель гордится озорной, дерзкой Комельковой, посланной на разъезд после штабного романа. Вот как описывает он свою героиню: «Высокая, рыжая, белокожая. А глаза – детские, зеленые, круглые, как блюдца». И эта чудесная девушка погибает, погибает непобежденной, совершая подвиг ради других.
Многие поколения, читая эту повесть Васильева, будут вспоминать героическую борьбу русских женщин в этой войне, будут чувствовать боль за прерванные ниточки человеческих родов.
Женские образы в произведениях В.Токаревой Богата яркими женскими образами и современная литература. В период конца двадцатого — начала двадцать первого века ярким событием в русской литературе стало появление так называемой «женской прозы». Рассказы Виктории Токаревой, Людмилы Петрушевской, Дины Рубиной, Людмилы Улицкой стали открытием для читателей. До этого внутренний мир женщины не освещался столь многопланово. Женщина всегда рассматривалась со стороны, чужими глазами. Но никогда еще не заявляла о своих чувствах и переживаниях сама. Особенно ярко тема психологического состояния женщины освещена в рассказах Виктории Токаревой. Рассказы Виктории Токаревой необходимы для понимания образа современной женщины. С одной стороны, героиня рассказов В.Токаревой пытается построить карьеру, быть равноправной с мужчиной и обеспечивать семью. С другой стороны, женщина не в состоянии отречься от своих природных инстинктов, права чувствовать и любить вопреки «правильным» законам логики. Внутренний конфликт заставляет женщину совершать поистине «женские» поступки, нелогичные с точки зрения мужчин, но обоснованные «внутренней правдой». Героини Токаревой, на первый взгляд, абсолютно разные: молоденькие девушки, зрелые женщины, стареющие дамы. Они отличаются друг от друга возрастом, характером, социальным и семейным положением. Но при всем этом они «типичны». Они не выдуманы писательницей, а просто подмечены в реальности.
Героини Токаревой — обыкновенные люди с обыденными проблемами. С повседневными, но не безынтересными. Кто вправе говорить, что мир «типичной современницы» менее притягателен для исследователя, чем геополитические проблемы? Внутренний мир женщины — целая Вселенная.И подтверждение этому мы находим в повести «Первая попытка»
История жизни Мары Александровой — женщины с непростым характером и судьбой. Она была названа в честь тигрицы. Мара мечтает быть счастливой рядом с любимым мужчиной. Ради этого она готова стать для любимого опорой и поддерживать во всём. Но ей всё время не везёт с мужьями. Она связывает эти неудачи со своим детством, считая, что ещё тогда у неё начались невезения. С первым её мужем — журналистом — Мара развелась из-за его измены. Затем встретила отоларинголога Дмитрия и вышла за него замуж. С Дмитрием Мара не была счастлива. Дмитрий был для неё скорее другом, чем мужем. Она встретила молодого скрипача Сашу и влюбилась в его музыку, затем и в него самого. У них завязался роман, но Саша любил свою жену Соню, с которой временно расстался. Четвёртой попыткой Мары стал Леонид — молодой фотограф-любитель. Мара помогла ему продвинуться по карьере, но вместо благодарности она услышала отказ от неё в пользу своей жены и ребёнка. Обозлённая Мара впервые решила подумать о себе любимой и связала свою судьбу с пожилым политиком Ростиславом Алексеевичем, после чего стала жить как в раю, переступив через преданность мужа Дмитрия и подруги Ларисы. Вскоре Ростислав Алексеевич уехал за границу, а его дочь указала Маре на дверь.После этого Мара заболевает раком. В больнице ее вылечивают окончательно. Мара, отчаявшись возвращается к своему мужу Дмитрию, но перестает быть красивой как прежде.
Большой интерес представляет рассказ “Римские каникулы”,.Главная героиня этого рассказа — сама Виктория Токарева , а римские каникулы — действительный эпизод ее жизни. Сюжет вполне простой, но в то же время, можно назвать его невероятным. Однажды в доме Виктории раздается междугородный телефонный звонок, и адвокат знаменитого Федерико Феллини приглашает ее от имени великого режиссера в Рим. Несмотря на то, что билет ей удалось получить в самый последний момент в иностранной комиссии, главная героиня все же успевает вовремя улететь за границу. Феллини пригласил Викторию по совету известного издателя для того, чтобы снать фильм о России.
Рассказ был написан как раз во времена начала перестройки. В “Римских каникулах” отразились приметы времени. Помимо отношения к Человеку в рассказе ярко отражена гражданская позиция женщины- писателя, ее отношение к Родине.
Образ Анны Нестеренко в романе «Почерк Леонардо»
В романе Д.Рубиной «Почерк Леонардо» автор повествует о девушке по имени Анна Нестеренко, обладающей удивительным даром ясновидения. Она пишет необычным «зеркальным» почерком, сходным с почерком Леонардо да Винчи и имеет мистическую связь с зеркалами, обладает великолепными математическими способностями. С самого детства Анна выделялась среди обычных детей: писала левой рукой и притом не слева направо, а наоборот(«зеркальным» почерком).Эти особенности очень обеспокоили приемных родителей Анны(которую тогда все звали Нютой).И если приемный отец Нюты (Анатолий)относился к ее способностям более-менее спокойно, то приемная мать (Машута) не понимала ее способностей и даже страшилась их. Вместе с няней Христиной они переучивают .маленькую Нюту: в школе она пишет правой рукой,с большим трудом преодолевает свое желание писать «запретным» почерком. Несмотря на то, что с того момента как Нюта попала в семью Нестеренко прошло много времени, она не называет Машуту мамой. Лишь иногда в ее обращении проскакиевает «Ма», которое, на первый взгляд, можно принять за сокращение от слова «мама», но на самом деле,это было лишь сокращение имени Машута (отца же с самого первого дня девочка звала папой).В конце жизни Машута сходит с ума и в последствии умирает .Но есть и такие люди, которые понимают Нюту: ее отец, Анатолий и старый чудак Элиэзер, обладающий такими же способностями, как и Анна. До самого конца она помогала ему материально, общалась с ним, советовалась насчет своих «зеркальных» опытов .Он был единственным человек, с которым она попрощалась перед тем как уйти навсегда.
Устав от того, что ее способности приносят ей одни неприятности, Анна бросает все и пропадает в неизвестность. Даже один из самых близкий людей, возлюбленный Сеня, не знает, где искать ее. И все же в конце романа их души объединяются.
Автор романа, на мой взгляд, очень точно передала все те чувства, которые испытывает такая незаурядная женщина, как Анна Нестеренко, трудности ее жизненного пути, влияние Анны на жизни, окружающих ее людей.
Заключение
В реферате я рассмотрела наиболее яркие образы женщин в русской литературе. Можно сделать вывод, что их литературные портреты многогранны и гармоничны. Женщина, это начало начал. Её красота, обаяние, богатый духовный мир во все времена вдохновляли поэтов и писателей. Прекрасные женские образы до сих пор волнуют сердца читателей. Это и божественные красавицы А.С.Пушкина, и обаятельные образы Л.Н.Толстого, и героини М.Горького, а также образы простых крестьянок Н.А.Некрасова. Поэты и писатели XX века, следуя традициям своих предшественников, тоже создают удивительные женские образы, достойные преклонения. Русская литература подарила нам незабываемую галерею сильных и нежных, ласковых и надменных, ранимых и дерзких героинь. Все они глубоко индивидуальны, каждая из них наделена только ей присущими чертами характера, но объединяет их одно — высокая духовность и нравственная чистота, они не способны на подлость и коварство, на низменные человеческие страсти. Но в то же время: женщины — кто и когда мог их понять! Ими восхищались, их ненавидели, их любили, в их честь совершали подвиги. Многогранность женской натуры на протяжении многих лет пытались постичь не только представители искусства, но и ученые мужи. Женщину ценили, любили и уважали во все времена. С течением времени образ женщины менялся, приобретал черты современности, но от него всегда веяло теплотой, загадочностью и таинственностью.
Список использованных источников
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/nauchno/na-temu-jenskie-obrazyi-v-literature/
1. Д.С.Лихачев «Художественное наследие Древней Руси и современность».-1971.
2. Долинина Н.Г «По страницам «Войны и мира» .-Л.,1973.
3. В.Н.Турбин «Поэтика романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».- М.,1976
4. Меденцева Н. П. Типические черты «токаревской героини» (на материале творчества Виктории Токаревой) / Н. П. Меденцева // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 668-671.
5. http://www.moluch.ru/conf/phil/archive/23/409/
6. http://pereskaz.com/author/tokareva
7. http://lit-classic.ru/
11