Образ и характеристика Маши Троекуровой в романе Дубровский Пушкина (Мария Кирилловна)

Образ и характеристика Маши Троекуровой Дубровского

Одной из героинь романа «Дубровский» Александра Сергеевича Пушкина, играющей важную роль в произведении, является Маша Троекурова.

Маша была очень красивой и стройной семнадцатилетней девушкой. Она потеряла мать и теперь живет в доме со своим отцом, Троекуровым Кирилой Петровичем. Это был богатый помещик, известный своим самодурством среди окружающих. Он воспитывал дочь довольно своенравно: временами мог показывать любовь и проявлять заботу, а мог грубо и резко обращаться с ней, тем самым запугивая. Такая атмосфера повлияла на девушку и ее характер.

Маша была недоверчивой, скрывала свои настоящие чувства и эмоции, имела твердый характер. Внутри девушка была очень одинока, она даже не имела подруг. Ее спасением стала библиотека, в которую были многочисленные французские романы. Она любила читать и хорошо знала французский, как и большинство образованных девушек. В свободное время Маша любила гулять, вышивать и заниматься музыкой, в которой достаточно неплохо разбиралась.

Ее учителем был француз по имени Дефорж. Как и ее отец, Маша непроизвольно делила людей на сословия, несмотря на свою скромность. Поэтому она не обращала внимания на учителя, ведь он был просто-напросто слугой. Все изменилось после случая с медведем, с которым герой безжалостно справился. Девушка начинает проявлять уважение к мужчине и меняет свое мнение о нем в лучшую сторону. Оказывается, что под хорошим учителем скрывался Владимир Дубровский. Он был разбойником и лучшим другом Маши в прошлом до того момента, пока молодого человека не отправили на учебу в Петербург. Из-за страха быть разоблаченным, Дубровский вынужден покинуть дом, но прежде рассказывает Маше о тайном знаке, который предупредит его об опасности. В этом случае он заберет девушку с собой. В день нежеланной свадьбы со стариком Верейским девушка оставляет знак, но Дубровский не успевает. Несмотря на любые попытки Маши тянуть время, свадьба случается. С возвращением Дубровского героиня мучается, потому что не может дать ему любовь из-за обещаний хранить верность мужу. Таким образом, девушка остается несчастна, но чиста перед собой и Богом.

Образ Маши Троекуровой в романе Пушкина является, бесспорно, положительным и олицетворяет девушку с высокими ценностями и убеждениями, которые она никогда не предаст даже ради собственного счастья. Те обстоятельства, с которыми героиня столкнулась на жизненном пути, доказывают это.

Сочинение про Машу Троекурову

Александр Сергеевич Пушкин ясно представлял свой идеал русской женщины: молодая, красивая, добрая и великодушная. Все эти черты присутствуют и у Маши Троекуровой из романа «Дубровский». Девушка рано лишилась матери и ухаживала за ней няня. Отец безумно любил дочь, но не мог в полной мере раскрыть свои чувства. Он постоянно менялся от готового исполнить любую прихоть папы до сурового незнакомца. Такое поведение заставило юную Машу не раскрывать ему свои чувства.

5 стр., 2353 слов

История появления молодого дубровского в доме троекурова

... отъезде и признался ей, что он Дубровский. Маша испугалась. но Владимир успокоил ее, сказав, что оставил мысль о мщении Троекурову, полюбив его дочь. Раздался свист. Дубровский поцеловал девушке руку, ... оба были женаты и стали вдовцами. Их взаимопониманию и дружеским отношениям завидовали все. Но однажды Троекуров сам испортил единственную дружбу с достойным человеком, намекнув Дубровскому на то, ...

Жили Троекуровы в глуши, и девочка росла без друзей. Редкие посетители их дома были взрослыми мужчинами, которых интересовала лишь охота и нажива. Единственными верными товарищами девушки стали книги французских писателей, которых было огромное количество в домашней библиотеке. Единственными воспоминаниями о дружбе у Маши остались детские игры с сыном Андрея Гавриловича Дубровского. Но это было так давно, что казалось неправдой. Поэтому уединившись в беседке с очередным романом, Маша начинала мечтать. В основном о настоящей и пылкой любви, позабыв об окружающих её распутных людях.

Всё изменилось в жизни Маши с появлением учителя-француза Дефоржа, должного обучать её сводного брата. А после его умелой борьбы с медведем, семнадцатилетняя девушка поняла – это герой её романа. Машу поразил спокойный и ровный голос Дефоржа, стоящего над поверженным медведем, словно ничего не произошло. Так начались их отношения. Дефорж полюбил Машу и рассказал правду о себе. На самом деле его звали Владимир Дубровский, он был вожаком разбойников и приехал к Троекуровым, чтобы отомстить за отца. Однако светлые чувства заставляют парня забыть о мести. Вместе с Машей они решают бежать. Но их планам не суждено было осуществиться.

Кирилла Петрович решает отдать свою дочь за князя Верейского. Зря Маша надеялась растопить сердце князя — он лишь рассказал обо всём её отцу. Свадьбу ускорили. А у молодой девушки не хватило сил противиться. Она молча стояла, не в силах, что-либо предпринять, пока её готовили к венчанию. Не замечала и боли от случайно уколовшей её руки помощников, а просто бездумно глядела в зеркало. В глубине души она все ещё ждала Дубровского. Но он не пришёл.

Чувство долга перед будущим мужем не позволяло Маше бежать с любимым. Она не могла нарушить клятву верности ради собственного счастья. Дубровский же не мог предложить ей хорошей жизни. Он был беден и командовал разбойниками. Так личные принципы и жизненные сложности помешали счастью двух любящих людей.

Сочинение: Характеристика Маши Троекуровой в романе «Дубровский» (+ таблица)

(386 слов) В романе А. С. Пушкина «Дубровский» представлен лишь один ключевой женский персонаж – Марья Кириловна Троекурова. Писатель уделяет ей не слишком много внимания, но это не делает ее менее важной фигурой. Наследница Татьяны из «Евгения Онегина», образ идеальной русской женщины – она сочетает в себе множество прекрасных черт.

Наверное, начать стоит с внешности. В отличие от вышеупомянутой Татьяны Лариной, которая находилась в тени сестры Ольги, Маша наделена более привлекательной наружностью. Врасота Маши очаровывает всех окружающих. Ей семнадцать лет, и она «в полном цвете»: в нее влюбляется Дубровский, а также ее будущий муж – князь Верейский. Она обладает тонким станом, который завоевывает внимание мужчин, и безупречным стилем, приковывающим взгляды женщин.

Живет Марья Кириловна в Покровском вместе с отцом, матери она лишилась вскоре после рождения. Родителя она любит, тот отвечает ей взаимностью, пусть и бывает груб. Из деревни она почти не выезжает, подруг не имеет. В свободное время занимается чтением, музыкой, вышиванием на пяльцах, прогулками. Поет девушка хорошо, имеет музыкальный вкус, прочим книгам предпочитает романы. В детстве за ней присматривала французская гувернантка мамзель Мими, так что Маша уверенно владеет французским языком. Она даже помогает отцу с переводом, когда у них на пороге появляется «мсье Дефорж», якобы не знающий русского.

Судьба Марьи Кириловны складывается не самым удачным образом. Из-за взбалмошного характера отца и его репутации, а также из-за отсутствия матери, их дом почти не посещают женщины и молодые девушки, с которыми она могла бы подружиться. Пусть многочисленные увлечения и спасают ее от одиночества, оно никуда не уходит. В любви ей тоже не везет: отношения с Дубровским длятся недолго и оканчиваются весьма трагично. Хотя эта связь изначально обречена на провал, ведь Владимир – разбойник, пусть и благородный, но все же лишенный дома, достойного дела. А Маша не покидала родной деревни, привыкла к уюту и невольно, следуя примеру отца, разделяет людей по статусу. В самом начале романа Андрей Дубровский говорит, что сын его не подходит для столь завидной невесты.

Основная черта характера Маши Троекуровой, которая открывается читателю в самом конце, — ее стойкость. Молодая девушка оказывается одним из самых сильных персонажей романа. Для нее клятва важнее любви, которую так превозносят в Машиных любимых романах. Она обрекает себя на несчастную жизнь с нелюбимым человеком, потому что это ее долг: как жены и как честной женщины. Такой характер и сила воли вызывают уважение, действительно приближают девушку к тому «идеалу», который питались описать многие писатели и поэты.

Черты характера Марьи Дубровский Цитаты
Скрытность и любовь к отцу «…Уверенный в ее привязанности, никогда не мог он добиться ее доверенности…»
Замкнутый образ жизни «…Она не имела подруг…»
Любовь к чтению и музыке «…чтение, прогулки и музыкальные уроки занимали Марью Кириловну, особенно музыкальные уроки…»
Стремление к уединению «…Редко наша красавица являлась посреди гостей, пирующих у Кирила Петровича…»
Дворянские предрассудки «…воспитанная в аристократических предрассудках, учитель был для нее род слуги или мастерового…»
Маша высоко ценит любовь и не готова отказаться от нее «…Нет, нет, – повторяла она в отчаянии, – лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского…»
Почтительность и уважение к отцу «…папенька, не губите меня, я не люблю князя, я не хочу быть его женою…»
Умение владеть собой «…тут остановилась она, дабы перевести дух и явиться перед Дефоржем с видом равнодушным и неторопливым…»
Отсутствие алчности и корысти «…участь супруги разбойника казалась для нее раем в сравнении со жребием, ей уготовленным…»

Автор: Александра Литвина

Вариант 3

Мария Троекурова — центральная фигура в романе Пушкина «Дубровский». В своём произведении автор описал образ Марии в черно-белых тонах. Семнадцатилетняя Маша очень рано осталась без матери, её воспитанием занималась гувернантка. Мария была образованной дворянкой. Она учила французский язык, читала книги, занималась музыкой и пением, вышивала крестиком, она с детства имела хорошие манеры общения и поведения, была доброй, красивой и нежной девушкой. она росла в деревне. вместе с отцом, который был богатым помещиком и имел вспыльчивый и суровый характер. Она очень любила и уважала своего отца, хотя иногда у них возникали не понимания, бывало, что Мария боялась своего отца, поэтому она старалась не перечить ему и всегда была осторожна в разговоре с ним и в своих поступках.

Её жизнь в деревне была очень одинокой и тоскливой, у неё совсем не было подруг с которыми можно было бы посплетничать, поговорить о чувствах и переживаниях. Маша очень любила французские романы о любви, после прочтения которых она стала мечтать о большой и искренней любви. Как вдруг в их доме появляется молодой учитель француз Дефорж. Они сразу нашли много общих тем для разговоров, вместе играли на фортепиано и пели. В сердце Марии начинают появляться нежные и романтические чувства к французу. Он покорил её своей отвагой, смелостью и благородством. Вскоре француз Дефорж и сам влюбился в Марию Троекурову, и он не побоялся признаться ей, что он Владимир Дубровский, а никакой не француз. Узнав кто он, Мария находиться в замешательстве и испуге, ведь он сын заклятого врага её отца и проник в их дом, с целью отомстить её отцу за смерть своего отца, но влюбившись в неё он отказался от этих мыслей и предложил ей бежать вместе с ним из дома.

Но побег не состоялся, отец насильно выдавал её замуж за нелюбимого мужчину. И именно тогда девушка впервые сопротивлялась с решением отца, но она не смогла дальше бороться с его волей и надеялась на спасение Владимира. Но он опоздал и Маша уже стала законной супругой другого мужчины. И даже несмотря на то, что она всем сердце полюбила Владимира, её благородство души не смогло предать своего супруга. Она была связана с ним узами брака, и не могла нарушить свою клятву.

Маша Троекурова

К тому моменту, когда разворачивались события, описаны в романе А. С. Пушкина «Дубровский», одной из героинь этой повести. Дочери Кириллы Петровича, Марии, было всего 17 лет. Прелестный возраст для девушки, когда она расцветает, как весенний цветок. Марья Кириловна Троекурова была очаровательной девушкой, и отец, рано потерявший свою жену, любил ее всей любовью, на какую только был способен. Он мог ее баловать, покупая все, что она ни попросит, но мог быть суровым и строгим. Он хотел, чтобы Марья Кириловна была откровенна с ним, но доверительных отношений с дочерью он так и не добился, потому что девушка никогда не знала, как он отнесется к ее словам, и чего от него ждать: понимания или очередной нахлобучки.

Когда Троекуров решил выдать дочь замуж за богатого Верейского, он думал, прежде всего о благе дочери. Но на благо дочери он смотрел с позиции прожитых лет и жизненного опыта. Замужество давало ей достаток и княжеский титул. Большая разница в возрасте сулило скорое освобождение от старого мужа. Но юная головка, набитая французским романтизмом отказывалась видеть себя женой князя. Она мечтала выйти замуж по любви, решилась бежать из дома. Она так и не произнесла слова клятвы. Священник в церкви, не дождавшись ее ответа, завершил обряд венчания.

Давая характеристику Маше Троекуровой, стоит учесть, что хотя в доме постоянно были гости, Марья Кириловна росла в уединении. Дочери и жены его соседей редко приезжали к Троекурову. Единственной отдушиной девушки была огромная библиотека отца, составленная из французских романов XVIII столетия. Ее воспитанием в отрочестве занималась мадмуазель Мими, молодая симпатичная гувернантка, имевшая кроткий нрав, и подарившая Кириле Петровичу сына Сашу. Стремление маленького Саши помочь Марье Кириловне показывает взаимную привязанность брата и сестры.

Когда в доме появился французский гувернер, «ни слова не знавший» по-русски, Марья Кириловна служила отцу переводчиком в разговорах с ним. Она смягчала грубые слова помещика, не желая оскорбить учителя, который на всех живших в доме произвел хорошее впечатление.

Сословные предрассудки довлели над девушкой. К учителю она сначала относилась, как к слуге. Она не была лишена высокомерия и некоторой доли гордости. Правда, поступок Дефоржа в комнате с медведем заставил Машу Троекурову другими глазами взглянуть на учителя. Она поняла, что храбрость и хладнокровие присущи не одному лишь дворянскому сословию. Они вместе музицировали, он давал ей уроки пения. Маша была способной девушкой с прекрасным голосом. Незаметно для самой себя она полюбила Дефоржа-Владимира.

Когда к Марье Кириловне посватался князь Верейский, она не спешила с отказом. Можно допустить, что в первый день она растерялась и не смогла вымолвить ни слова, но потом, на второй, на третий день она могла серьезно поговорить с отцом, попытаться уговорить его отказаться от этого брака. Она этого не сделала. Тут, как ни крути, можно понять Кирилу Петровича. Были потрачены средства на подготовку свадьбы, приглашены гости. Отмена свадьбы – это скандал, которого Троекуров допустить не мог. После сговора она не раз вместе с отцом ездила к князю в гости, и у нее была возможность поговорить с обоими одновременно. Это говорит о том, что Маша колебалась.

Если бы она, в самом деле, не хотела выходить замуж, она бы в первый же день заявила бы отцу, что не выйдет замуж за князя. Однако она принимала его ухаживания, возможно, ей льстила перспектива стать хозяйкой в имении Верейского.

Большинство читателей в отказе Марьи Кирилловны уехать с Дубровским после венчания, видят ее верность слову. Но между строк читается и другая причина. Обида на Дубровского за опоздание. Она не знала, что Дубровский получил ее кольцо с опозданием, и что виной этого было чрезмерное усердие Саши. Наконец, ей польстила храбрость старого князя, который, не растерялся и выстрелил в разбойника. Как она может теперь доверить судьбу такому ненадежному человеку, который обещал ее освободить и не сделал этого. Получается, что в дальнейшем он также будет везде опаздывать и подводить, и доверить свою судьбу ему нельзя.

В заключение, стоит заметить, что князь Верейский тоже не любил Машу Троекурову. Для него она стала дополнением к его английскому интерьеру и роскоши. Молодая красавица жена, с которой не стыдно появиться в свете – по его мнению, должна была добавить вес его имиджу. Плюс (вероятно) немало приданое. Но особой любви и нежности он к Марье Кириловне не испытывал. И, скорее всего, она в его имении будет предоставлена самой себе.

Благородство и верность клятве

Девушка до последнего мгновения ждала помощи от своего возлюбленного. Перед самим венчание она была бледна, вздрагивала от прикосновения. Взгляд ее был бессмысленным и неопределенным. Она ничего не видела и не слышала. Даже во время венчания, до момента произнесения слов клятвы, она все еще ждала Дубровского. По-настоящему раскрылась характеристика Маши Троекуровой в момент, когда она отказалась от поздно пришедшей помощи. Истинное душевное благородство, чувство ответственности, долг перед мужем, пусть и нелюбимым – все это перевесило чувство любви к Владимиру. Она не способна нарушить данную Богу клятву, так как для нее, это не только слова. Это великое таинство, совершенное на небесах. Любовная история Маши Троекуровой довольно характерна для жизни, описанной в произведении. С раннего детства, девушка научилась отвечать за свои поступки. Ее моральная ответственность не позволила нарушить клятву верности. Это одно из главных достоинств героини, одновременно являющееся ее жизненной драмой.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 16