Во всех работах по истории русского искусства
Цель работы: проанализировать деятельность М.В. Ломоносова, как талантливого художника, внесшего большой вклад в развитие мозаичного искусства. Из данной цели вытекают следующие задачи:
-
Каким путем Ломоносову удалось возродить мозаичное искусство?
-
Создание проекта «Полтавская баталия».
-
Какова судьба мозаики после смерти Ломоносова.
Для решения поставленных нами задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа литературы по исследуемой работе, клиппинг.
Основная часть., Опыты над получением цветных стекол., Публикации Ломоносова об основах цветоведения., Итальянский секрет. Продолжение опытов.
Химические опыты по получению цветных стекол, начатые с конца 1748 года – когда он добился наконец химической лаборатории,- не сразу привели Ломоносова к созданию мозаик. Ломоносов ценил в своем материале – в цветном стекле – именно прочность, чистоту и светосилу красок и как художник, одаренный от природы острым чувством цвета, и как ученый, долгие годы работавший над «новой теорией цветов».
Опыты продолжались, но только в конце 1751 года у него зарождается мысль о широком производстве русского цветного стекла и мозаичных картин.
Строительство фабрики.
Получив на своей новой стекольной фабрике в Усть -Рудице более широкую, чем раньше, технологическую базу, Ломоносов продолжает неутомимо работать над рецептурой все более разнообразной палитры цветных стекол, ставя систематически и последовательно опыты над различными красящими веществами как порознь, так и в двойных сочетаниях и при различных условиях обжига и плавки.
Ученики Ломоносова.
Ломоносову разрешили самому выбирать «лучших и способных к тому делу двух человек из рисовальных учеников из ведомства мастера Гриммеля» из художественного департамента Академии наук. Он не мог уделять все время мозаикам, и поэтому вынужден был прибегнуть к помощникам, из которых он воспитал замечательных художников – мозаичистов. Это были Матвей Васильев и Ефим Мельников. Ломоносов старался привить им любовь к той монументальной декоративности и полнокровной красочности, которые он считал необходимыми для создания выразительных и содержательных художественных образов, сам лично показывая пример. В 1753-1754 годах Ломоносов заставляет своих учеников сделать портреты Петра I .
Методика работы над м (на основе собственного опыта) материал по русскому языку
... работа на уроках русского языка; КАРТОЧКИ Слайд 9 II этап - подготовка материала к написанию сочинения ... жизненный опыт, должен создать в воображении сюжет, наметить действующих лиц, представить себе обстановку, на ... сочинения. Подготовка школьника к сочинению по картине имеет свою специфику: во-первых, школьник должен быть элементарно знаком с основами изобразительного искусства: побывать в музее, на ...
В предсмертном проекте прошения Ломоносова в сенат в конце 1764 года о лицах, которым может быть доверено мозаичное дело после его смерти, где он пишет о Матвее Васильеве, который с самого начала упражнялся в мозаике с Ломоносовым, и которому можно доверить мозаичное дело.
Васильев и после смерти Ломоносова продолжает работать еще некоторое время, но мозаики, выполненные им во второй половине 1760-ых годов, коренным образом отличаются от работ, сделанных им под руководством Ломоносова.
Сотрудничество Ломоносова и Рокотова. Создание портретов первых государственных лиц.
В 1758 году Ломоносов выполнил портрет крупного государственного деятеля П.И. Шувалова. Почти одновременно с портретом Шувалова набирается портрет великого князя Петра Федоровича. Поднесенный наследнику портрет мало помог Ломоносову после вступления на престол Петра III . Ломоносов поднес его вместе с портретом матери Петра Федоровича – Анны Петровны.
Положение Ломоносова при Екатерине
Но ни Ломоносов, ни Рокотов не пришлись ко двору Екатерины. Полубольной Ломоносов тщетно показывал ей свою «Полтавскую баталию» и рассказывал об «идеях картин из русской истории», о замечательном проекте небывало пышного монумента Петру I . Царица осталась равнодушной.
Создание «Полтавской баталии».
Ломоносову предлагали подождать с мозаичной работой по этой жалкой картине, обещали добыть из Италии художника, который напишет ему эту и все картины из истории Петра Великого для мозаичной работы и одновременно будет руководить мозаичным набором. Ломоносов хотел сохранить деньги и довольствоваться своей жалкой картиной.
Сенат заказал Ломоносову проект и смету «мозаической работы украшения к монументу Петра
Видавший всякие виды и равнодушный ко всему сенат почувствовал пафос и великолепие этого замысла и не убоялся весьма значительной по тому времени сметы – в 150 тысяч рублей. Но из-за задержек Ломоносов смог начать работу только в мае 1762 года. Но он не жалел об этом, ведь наконец начала сбываться его самая заветная мечта.
Первой мозаичной картиной должна была стать «Полтавская баталия». Она набиралась на огромную медную сковороду. Над мозаикой размером почти в 6,5 на 5 метров работали семь помощников Ломоносова. Для ускорения набора Ломоносов с 1 мая 1763 года повысил им ставки. И все же работа продвигалась медленно. Очень сложной проблемой явилась сама композиция картины. Великолепен общий замысел картины Ломоносова: в центре всей композиции – простой солдат, что знаменует единство народа и героя. Ломоносов смело выдвигает на первый план этого «гранодера», роль которого в мозаике столь же значительна, как и самого Петра I . На заднем плане лежит куча разных опровержений: шведская пушка с разломанными лафетом, лошадь и мертвый швед; изображаются тем следы побежденного неприятеля. «Полтавская баталия» Ломоносова ближе к народному пониманию, к языку народного лубка с его четким и броским рисунком и яркой раскраской. Например, оранжево- красный кафтан Шереметьева – один из тех неповторимых по интенсивности и чистоте цвета оттенков смальты, которых добился Ломоносов. «Великими и неустанными трудами окрашенные смальты могут послужить разрешению задач художества государственного, всенародного». В 1765 году картина была закончена.
Михаил Васильевич Ломоносов
... Мое внимание привлекла книга И.П. Щеблыкина «Михаил Васильевич Ломоносов». В этой книге подробно описывается детство Ломоносова, о его сложных отношениях с мачехой, которая настраивала против ... Забота о могуществе Российского государства обратила Ломоносова к воспитательным проблемам, к вопросам подготовки молодой научной смены. Целью работы является – узнать и рассказать как можно подробнее о ...
Судьба мозаичного искусства., Заключение.
1.Подводя итоги нашей работы, можно сказать,
2.При крайне ограниченном количестве известных в то время минеральных красителей разработана рецептура многочисленных цветных стёкол.
3.Разработана богатейшая палитра мозаичных смальт.
4.Мозаика «Полтавской баталии» набрана в свободной и декоративной манере, но с ограниченным числом основных цветов. Главное значение имеют красные и зеленые смальты удивительно глубоких и красивых оттенков.
5. За свою жизнь Ломоносов создал 40 мозаик, но сохранилось 23.
Библиографический список.
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/nauchno/lomonosov-kak-hudojnik/
-
«Ломоносов – художник» Екатерина Алексеевна Некрасова.
-
«Мозаика и цветное стекло в России XVIII века» Т.А. Малинина, Л.А. Тарасова.