У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не замечая, передаём ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребёнок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.
Особенности работы с одаренными детьми
... 30-ые годы прошлого века рассматривали вопросы диагностики, разрабатывали принципы и методы работы с одарёнными детьми. Так, Г.И. Россолимо разработал систему диагностики внимания и волевых качеств. [24, ... различным раздражителям, гиперпотребность во внимании со стороны взрослых, порой монополизируя его, и, кроме этого, нетерпимость по отношению к другим детям, имеющим более низкий уровень развития ...
В любом случае остается возможность что-то переиграть или начать заново. И это говорит не о том, что выбор профессии был сделан неудачно, а, напротив, о стремлении человека наиболее полно реализовать свои возможности в профессиональной деятельности.
При написании курсовой работы использовался метод изучения и анализ литературных источников.
Глава I. Теоретические основы профессиональной ориентации подростков
1.1 Выбор профессии как социальная потребность общества
семья подросток ориентирование профессия
Профессиональное самоопределение молодежи — сложный, многофакторный и многоаспектный процесс. Разными сторонами этого процесса занимаются многие науки. Вопросам выбора профессии, профессиональной ориентации, начала трудовой жизни, жизненных путей молодежи посвящены многие научные исследования последних лет, научные статьи и книги[2].
Основное внимание уделено соотношению потребностей народного хозяйства в работниках разных профессий и профессиональных склонностей молодежи. Специально рассмотрены роль семьи и школы как главных «агентов» социализации и профессиональной ориентации подрастающего поколения, а также демографические аспекты выбора профессии.
Выбор профессии — один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте. Он имеет громадное значение для самого человека и важен для общества. Выбор профессии — это, по существу, выбор жизненного пути, если хотите, выбор судьбы. Работа — главное содержание человеческой жизни. От этой области в большой степени зависят удовлетворенность человека своей судьбой и самим собой, его счастье.
Удачный выбор профессии — это моральная удовлетворенность, высокая самооценка; это и высокая производительность труда, высокое качество продукции, максимальная «отдача». Выбор профессии — та точка, где сходятся интересы личности и общества, где возможно и необходимо гармоничное сочетание личных и общих интересов.
Не подчинение личного общему и не пренебрежение общественными интересами во имя личного, а именно сочетание этих интересов во имя общего блага — вот генеральный путь решения сложных проблем профессионального выбора.
В условиях развитого социализма и научно-технической революции для советской молодежи складывались объективно все более благоприятные предпосылки выбора профессии и жизненного пути в соответствии с призванием, склонностями, способностями личности. У нас давно ликвидирована классовая предопределенность профессиональных судеб, постоянно расширяется «веер» профессиональных выборов, увеличивается реальная свобода выбора занятий. К расширению свободы выбора ведут успехи социального развития, рост благосостояния народа, образования и культуры, сдвиги в отраслевой и профессиональной структуре народного хозяйства, особенно быстрые в условиях научно-технической революции.
Выбор профессии-выбор будущего, или на кого пойти учится?
... Поэтому родительские профессии могут считаться застаревшими. Сочинение «Интересная профессия» на работы в конкурсе «Арт-Профи Профессия» программы «Арт-Профи Форум» (номинация Литературная презентация профессии «Гимн Профессии») 1. ... мое детство было самым счастливым и радостным, и мне хочется, чтобы оно было таким же у моих малышей. профессию Сочинение «Выбор профессии» Выбор будущего занятия ...
Правильный выбор профессий — важное условие повышения производительности общественного труда, что особенно важно в условиях сокращения возможностей экстенсивного развития народного хозяйства. С другой стороны, повышается степень удовлетворенности работой и жизнью вообще, уменьшается возможность разочарований, связанных с первыми самостоятельными шагами. Удачный выбор профессии человеком — одно из решающих условий всестороннего развития личности, что имеет громадное значение для общества в целом, в том числе и экономическое: труд высоко и многосторонне развитого человека производительнее и качественнее, чем малоразвитого. Понятно, что общественное поведение высокоразвитой личности ценнее, чем малоразвитой. Все это создает объективные предпосылки для общего повышения качества жизни, сокращения разного рода асоциальных и антисоциальных явлений (пьянство, хулиганство, аморализм).
Итак, правильный выбор профессии — один из краеугольных камней личного человеческого счастья, без которого не может быть и счастья общего.
В мире профессионального разделения труда много сложных, малоисследованных и не всегда широко осознанных проблем[7].
1.2 Возрастные особенности формирования личности подростка
Проблема выбора профессии возникает в старшем школьном возрасте, включающем в себя старший подростковый и ранний юношеский возраст — от 14 до 17 лет (8 — 11 классы).
Существует множество различных периодизаций возрастного развития [1].
Удобнее всего будет взять за основу периодизацию [3], которая определяет границу подросткового возраста от 13 до 17 лет. Она рассматривает проблемы само презентации, временной перспективы, роль целей и идеалов в профориентации и т.д., а так же гибко подходит к определению “подросток”, называя подростка старшим подростком, молодым человеком, старшеклассником.
Таким образом, рассмотрим подробнее особенности формирования личности подростка и процесс возникновения и развития самосознания и самоопределения подростка в т.ч. и профессионального.
Подростковый возраст — возраст критического ума, быстро нарастающего логического мышления, стремления к познанию всего окружающего, активности, инициативности, смелости, мужества, а также нравственно-эмоционального развития. Как в организме подростка, так и в его психическом мире происходят существенные изменения. В этом возрасте продолжается становление личности, дальнейшее развитие интеллектуальных и волевых черт характера. Подросток деятелен, а это значит, что с каждым годом нарастает способность к абстрактному мышлению и формированию творческого мышления. В отличие от младшего школьника, он способен не только отдельным произвольным действиям, но и к волевой деятельности. Бурно развиваются его чувства. Эмоциональные переживания приобретают устойчивость[8].
Влияние уличных танцев на формирование и физическое развитие личности подростка
... жизни. Цель исследования — выяснить влияние уличных танцев на формирование и физическое развитие личности подростка. Объект исследования: уличные танцы Предмет исследования: влияние уличных танцев на формирование и физическое развитие школьников. Методы исследования: посещение интернет-сайтов; ...
Вместе с подростком изменяется то место, которое он занимал в системе человеческих отношений. Ему легче, по сравнению с младшим школьником сопоставить своё поведение с поведением других людей (сверстников и взрослых), анализировать их, и свою деятельность. Подросток считает себя взрослым и стремится к тому, чтобы все относились к нему, как к взрослому. Он имеет собственное мнение и болезненно переживает, если старшие бездоказательно отвергают его доводы.
Ярко в характере подростков проявляется повышенная критичность к взрослым (родителям и учителям в первую очередь) и недостаточная самокритичность, увлечение героическими делами людей, любимых героев, стремление подражать своему идеалу (если, конечно, он есть), развитие и закаливание воли.
У подростков возникает интерес к собственной личности, к развитию у себя положительных и преодолению отрицательных качеств. Однако суждения его носят неглубокий характер, а свойства личности далеко не устойчивы. Но в то же время ему свойственны повышенная возбудимость, неуравновешенность, отсутствие необходимого опыта в разных видах деятельности. Несмотря на то, что развитие интеллекта, воли, чувств идёт в направлении сознательного регулирования поведения, значение непосредственных побуждений и эмоций как стимулов действий продолжает оставаться значительным. Поэтому подростки часто бывают невыдержанными, грубыми, невнимательными.
Личность подростка дисгармонична [7].
Свертывание установившейся системы интересов, протестующий способ поведения сочетаются с возрастающей самостоятельностью, с более многообразными отношениями с другими детьми и со взрослыми, со значительным расширением сферы его деятельности качественно меняют свой характер вследствие направленности на новые формы отношений[8].
Ведущей для психологического развития подростков является общественно-полезная деятельность, включающая такие её виды, как учебная, производственно-трудовая, организационно-общественная, художественная, спортивная[11].
В ведущем типе деятельности ярче всего раскрывается личность подростка. Интересы выступают огромной побудительной силой к приобретению знаний, умений и навыков, а так же в расширении кругозора. Критерием наличия тех или иных интересов и степени их активности является деятельность, в которой они появляются и формируются[10].
Вот как характеризует подростковый возраст [12].
Старший подростковый возраст и ранняя юность — период самого глубокого кризиса.
Детство подходит к концу, и этот большой этап жизни, завершаясь, приводит к формированию идентичности. Целостная идентичность личности, доверие к миру, самостоятельность, инициативность и компетентность позволяют юноше решить главную задачу, которая ставит перед ним общество, — задачу самоопределения, выбора жизненного пути.
Пожалуй, главная особенность подростка — личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции существуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребёнка.
Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, особо выделим формирующееся у него чувство взрослости и “Я концепцию”.
Бизнес план : Каким видом бизнеса вы хотели бы заниматься?
... я найду в этом виде деятельности свою нишу. Можно заняться торгово-закупочной деятельностью, но наиболее перспективным я считаю производство. Поэтому, мне хочется заниматься ... конкретного разговора с партнерами необходимо составить бизнес план. Бизнес план является основным документом, способным убедить ... домашних непродуктивных животных и птиц. Я хочу заняться производством кормов для декоративных ...
Претендуя на равные с взрослыми права, подросток начинает им подражать во внешнем облике, манерах, по линии развлечений, романтических отношений.
Встречаются и по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные не только для близких, но и для личностного развития самого подростка. Это включение во вполне взрослую интеллектуальную деятельность, когда ребёнок интересуется определённой областью науки или искусства, глубоко занимаясь самообразованием. Или заботы о семье, участие в решении как сложных, так и ежедневных рутинных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается — младшему брату, уставшей на работе маме или больной бабушке.
В прочем лишь небольшая часть подростков достигает высокого уровня развития морального сознания, и немногие способы принимать на себя ответственность за благополучие других. Более распространенной в наше время является социальная инфантильность.
Очень важно в развитии подростка и то, удовлетворяет ли его формальная самостоятельность, внешняя, кажущаяся сторона взрослости, или нужна самостоятельность реальная, отвечающая глубокому чувству. Существенно влияет на этот процесс система отношений, в которую включён ребёнок, — признание или непризнание его взрослости родителями, учителями, сверстниками[13].
Способность подростков познавать самих себя порождает у них потребность к самоутверждению, самовыражению, то есть стремление проявить себя в тех качествах личности, которые он считает ценными.
Депривация этих потребностей и составляет основу кризиса подросткового возраста.
Из специфических человеческих побудителей поведения особое место занимает самооценка. Её формирование тесно связано с процессом развития самосознания[14].
Самооценка — механизм переработки знаний о себе на уровне аффективного (отношение к себе) процесса, как один из инструментальных показателей развитости образа “Я”. Формирование самооценки зависит от умения учащихся не только анализировать свою деятельность, но и учитывать её результаты[1].
Именно в старшем школьном возрасте дети особенно часто начинают ориентироваться не столько на оценку их окружающими людьми, сколько на самооценку, в связи с этим в этот период у них особенно интенсивно формируется чувство собственного достоинства, самоуважения, стремление отвечать не только требованиям окружающих, но и своим собственным требованиям к себе.
В связи с этим подросток в известной степени эмансипируется от непосредственного влияния взрослых, и его поведение, а тем самым и развитие начинает всё больше и больше определяться внутренними условиями: ценностями, которые он усвоил, образцами, на которые ориентируется, сформировавшейся самооценкой[1].
Формирование специфически человеческих побудителей ставит человека в совершенно новые взаимоотношения с окружающей действительностью. Эти взаимоотношения характеризуются тем, что человек перестаёт лишь приспосабливаться к обстоятельствам, а начинает вмешиваться в эти обстоятельства, “творить” их, а также “творить” самого себя.
Расхождение между стремлением подростков связанное с осознанием и утверждением себя как личности, и положением школьника вызывает у него желание вырваться за рамки повседневной жизни школьника, в какую-то иную, значительную и самостоятельную.
Рассуждение : “профессия учитель”
... дети видят, что учитель современен, то они прислушаются к его мнению. Быть учителем очень сложно, но без учителя невозможно жить. Сочинение на тему Профессия учитель Учитель – это не профессия, ... Сочинение на тему «Профессия учитель» (4-7 класс) RuMozg Профессия учитель Одна из самых давних профессий – учитель. По моему ... часть дня. Родители видят своих детей утром и вечером. Учитель же находится ...
Подросток в отличие от младшего школьника обращён в будущее, хотя это будущее представляется ему очень туманно[17].
Переход к старшему подростковому возрасту можно охарактеризовать как период, в который происходит смена некоторого “объективистского” взгляда на себя “извне” на субъективную динамическую позицию “изнутри”. Критерии самооценки приобретают принципиально иные формы сравнительно с оценкой человеком других людей. Она проявляется в умении отделять успех или неуспех в конкретной деятельности от общего представления о себе, своих способностях, возможностях[15].
По мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысливание жизни. Этот процесс её переосмысливания, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его внутреннего существа, определяющие мотивы его действий и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни[12].
Если в 15 лет жизнь кардинально не изменилась и старший подросток остался в школе, он тем самым отсрочил на два года выход во взрослую жизнь и, как правило, сам выбор дальнейшего пути. В этот относительно короткий период срок необходимо создать жизненный план — решить вопросы кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное и моральное самоопределение).
Старшеклассник должен не просто представлять себе своё будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных целей.
В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от фантазий, в которых ребёнок мог стать представителем любой, самой привлекательной профессии. Старшекласснику приходиться ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессиям лежит не свой собственный, а чужой опыт — сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, телепередач и т.п. этот опыт обычно абстрактен, не пережит, не выстрадан ребёнком. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности — уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности.
То насколько престижной окажется выбранная профессия или ВУЗ, в который ребёнок собирается поступать, зависит от его уровня притязаний. Это может быть следствием разумного отказа от беспочвенных надежд, но может быть и проявлением малодушия, страха перед решительным шагом[17].
Самоопределение как профессиональное, так и личностное, становиться центральным новообразованием старшего подросткового возраста. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нём[19].
В этом возрасте осознаётся временная перспектива, развивается устойчивая самооценка, нравственная устойчивость личности. Самоопределение и стабилизация личности в старшем подростковом возрасте с выработкой мировоззрения.
Вообще, любая человеческая деятельность нуждается в предваряющем эту деятельность предвидении результата, на достижение которого направляются физические или духовные усилия.
Идеальное предвидение результата называется целью. Цель — исходный компонент деятельности. Цель придаёт смысл активности субъекта, инициирует его энергии, обогащает содержание жизни.
Психология ребенка в изображении А.П. Чехова
... и в то же время занимательных произведений для детей. 2. Мир детства в произведениях А.П. Чехова Чехов как создатель образа детского мира в ... произведений для детей, о занимательности, о приключенческом жанре, и о языке У Чехова наши детские писатели могут научиться многому: глубокому изучению мира детства - специфической области «человековедения»; искусству проникновения в детскую психологию, ...
Цель — это сплав внешней принудительности обстоятельств, которые преломляются в сознании человека, и личностных потребностей, направляющих его внимание на определённые объекты.
Идеал имеет огромное влияние на выбор и осуществление профессиональной деятельности, выбор той сферы приложения своих, которая будет приносить переживание полноты жизни, как бы отражать реализуемость, призвание человека — одно из важнейших переживаний, отражающих реальность усилий по организации и осуществлению жизни.
Из мечты, где всё возможно, и идеала как абстрактного, иногда заведомо недосягаемого образца постепенно вырисовывается более или менее реалистический, ориентированный на действительность план деятельности.
Жизненный план — явление одновременно социального и этического порядка. Вопросы кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (моральное самоопределение) первоначально, на подростковом этапе развития, не различаются. Сплошь и рядом подростки (порой и юноши) называют жизненными планами весьма расплывчатые ориентиры и мечты, которые никак не соотносятся с их практической деятельностью. Подросток пытается предвосхитить своё будущее, не задумываясь о средствах его достижения. Его образы будущего отличаются тем, что они ориентированы на результат, а не на процесс развития: подросток может очень живо, в деталях, представлять своё будущее общественное положение, не задумываясь над тем, что для этого нужно сделать. Отсюда и характерная завышенность уровня притязаний, потребность видеть себя непременно выдающимся, великим[12].
Жизненный план в точном смысле этого слова возникает только тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, по которому намерен следовать человек, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся. В отличие от мечты, которая может быть как активной, так и созерцательной, жизненный план — это план деятельности, поэтому он заземляется в первую очередь на выбор профессии[3].
В 15-17 — летнем возрасте готовность к профессиональному самоопределению, как правило, отсутствует. Влияние учителей и сверстников минимально. Информированность о мире профессий, характере и особенностях разных видов деятельности чаще всего скудная. Недостаточно адекватной можно признать информированность подростка о таких понятиях, как профессионально-значимые качества и возможность из компенсации. Состояние здоровья, возможные ограничения выбора профессии в связи с этими факторами подростки обычно просто не учитывают. Поэтому наиболее эффективной следует признать профконсультацию, в которой принимают участие родители.
Основные позиции родителей относительно профессионального будущего детей[4]:
1. Позитивная активная позиция. Родители стараются помочь детям выбрать профессию с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей.
2. Жесткая активная позиция. Родители безапелляционно, иногда в ультимативной форме предлагают ребенку свой выбор профессии и учебного заведения. При этом индивидуальные особенности ребенка, его отношение к такой ситуации учитываются минимально или вообще игнорируются, никаких объяснений ребенку не дается.
Влияние родителей на ребенка
... что за него некому постоять. Такие дети становятся замкнутыми и стеснительными. Также это провоцирует моральную слабость человека. ` Влияние родителей на ребенка ... правильно поступать в разных жизненных ситуациях, ведь родители тоже когда-то были детьми и никто из них не родился с ... люди от мала до велика заботятся друг о друге. Сочинение 2 Формирование личности происходит в каждом человеке от рождения ...
3. Пассивная позиция. Родители самоустраняются, предоставляя детям возможность самостоятельно формировать профессиональный план. Иногда такая позиция вызвана негативным опытом со старшим ребенком, когда жесткая позиция вызвала нежелательные последствия.
К профконсультанту приходят родители с любой из названных позиций. Но фактически те родители, которые не приходят, тоже получают консультацию: ребенку дают информацию для аргументированного разговора с родителями.
Очевидно, что ошибки могут совершать только те родители, которые занимают 1 или 2 позиции, то есть, так или иначе, принимают участие в формировании профплана ребенка. Мы отметим наиболее типичные ошибки[7].
1. Предложение не соответствует индивидуальным особенностям ребенка, потому что родители недостаточно адекватно его (ребенка) оценивают. Эта ошибка достаточно легко поддается коррекции в процессе интерпретации результатов тестирования.
2. Родители не учитывают, что выбор профессии — процесс не только рациональный, но и эмоциональный. Поэтому, даже вполне адекватный совет иногда отвергается — ребенок не видит себя в предлагаемой деятельности. Консультант должен объяснить родителям значение эмоционального рассказа о своей работе, о других известных им профессиях. Очень важно предоставить детям возможность наглядного ознакомления с разными профессиями.
3. Предложение родителей не соответствует мотивации ребенка, потому что родители не принимают ее всерьез («мал еще, ничего не понимает, потом будет благодарен») или хотят, чтобы ребенок реализовал их планы («станешь врачом, будешь нас лечить», «станешь экономистом — передадим тебе семейный бизнес» и т.п.).
4. Задача консультанта — объяснить родителям, что если ребенок получит профессию, не соответствующую его индивидуальным особенностям, он не станет хорошим специалистом, кроме того, неправильно выбранная профессия может испортить характер и причинить вред здоровью.
5. Родители предлагают ребенку не профессию, а учебное заведение. Такое предложение вообще не воспринимается ребенком в качестве совета, а родители, несмотря на участие, оцениваются как самоустранившиеся. В этой ситуации консультант объясняет, что целесообразно сначала выбрать профессию, а потом — учебное заведение.
6. Родители предлагают ребенку выбрать профессию, которая с их точки зрения, всегда будет востребована. Как правило, именно в этом пункте установка родителей особенно твердая («будешь учиться на экономиста, или не рассчитывай на нашу помощь»).
Родителям следует разъяснять, что ребенок должен выбрать такую профессию, в которой он будет конкурентоспособным, что никакая профессия не является панацеей от безработицы, и ребенок рискует оказаться и невостребованным, и с ненужной ему профессией.
Самые адекватные советы родителей оказываются невоспринятыми, если между детьми и родителями отсутствует контакт. Чаще всего, нарушение семейных взаимоотношений наступает именно тогда, когда ребенок становится подростком. В данном контексте мы рассматриваем только конфликтные ситуации, которые вызваны неправильным поведением родителей.
1. Часто родители подростка не осознают необходимость перестройки отношений «взрослый — ребенок», продолжают привычную линию поведения. В тех случаях, когда это поведение авторитарное, то есть родители считают себя всегда правыми, мнением детей не интересуются, настаивают на безусловном выполнении своих требований, — у ребенка могут возникнуть проблемы. Родители жалуются консультанту на вдруг возникшее плохое поведение, грубость, лживость, непослушание. Психолог объясняет родителям причины этой защитно-протестной реакции и необходимость выстраивания новых отношений, основанных на взаимоуважении и взаимодоверии.
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством ...
... жанров, направленная на развитие речи детей младшего дошкольного возраста. Для достижения цели были сформулированы задачи: проанализировать современные подходы к проблеме развития речи детей младшего дошкольного возраста с точки зрения психологии, педагогики; разработать систему ...
2. Иногда родители проецируют на ребенка свои собственные качества, чувства, проблемы. Это порождает неадекватные требования и ожидания. Из-за этого у детей может возникнуть психологическая защита по типу отрицания — они просто перестают слышать то, что им говорят. Именно такие дети ставят прочерк в «Анкете оптанта», отвечая на вопрос «Что советуют родители?». На уточняющий вопрос консультанта ребенок или подтверждает, что родители ничего не советуют, или говорят, что их ребенок — суверенная личность, что он в состоянии воспринять только те советы, которые соответствуют его самоощущению.
3. Некоторые родители предъявляют ребенку завышенные требования, не соответствующие его возможностям; постоянно ставят ему в пример более успешных сверстников, старших, а иногда и младших братьев и сестер. Такое поведение приводит к формированию у ребенка неадекватной самооценки вплоть до комплекса неполноценности. Следствием является снижение успешности всех видов деятельности и уровня притязаний. При этом родители обвиняют ребенка в лени. В данном случае уместна беседа, подкрепленная результатами тестирования. Родителям надо объяснить реальные возможности ребенка, объяснить, что именно их неадекватное поведение привело к таким последствиям, обсудить возможные варианты исправления этой ситуации.
4. У некоторых родителей звучит мотив, который выглядит как забота о ребенке, но фактически является отражением их тревожности, нетерпимости, а иногда и эгоизма («мы не можем ждать, пока он повзрослеет, мы должны поставить его на ноги, пока в силах»).
Такие родители фактически перекладывают на ребенка свои проблемы, а эта дополнительная нагрузка может вызвать у ребенка стресс и, безусловно, не будет способствовать улучшению ситуации. Родители должны понять, что сложные проблемы не имеют быстрых и простых решений и настроиться на длительную работу[14].
Заключение
Профессиональное самоопределение молодежи — сложный, многофакторный и многоаспектный процесс. Разными сторонами этого процесса занимаются многие науки. Вопросам выбора профессии, профессиональной ориентации, начала трудовой жизни, жизненных путей молодежи посвящены многие научные исследования последних лет, научные статьи и книги.
Проблема выбора профессии возникает в старшем школьном возрасте, включающем в себя старший подростковый и ранний юношеский возраст — от 14 до 17 лет (8 — 11 классы).
Существует множество различных периодизаций возрастного развития Удобнее всего будет взять за основу периодизацию, которая определяет границу подросткового возраста от 13 до 17 лет. Она рассматривает проблемы само презентации, временной перспективы, роль целей и идеалов в профориентации и т.д., а так же гибко подходит к определению “подросток”, называя подростка старшим подростком, молодым человеком, старшеклассником.
В 15-17 — летнем возрасте готовность к профессиональному самоопределению, как правило, отсутствует. Влияние учителей и сверстников минимально. Информированность о мире профессий, характере и особенностях разных видов деятельности чаще всего скудная. Недостаточно адекватной можно признать информированность подростка о таких понятиях, как профессионально-значимые качества и возможность из компенсации. Состояние здоровья, возможные ограничения выбора профессии в связи с этими факторами подростки обычно просто не учитывают. Поэтому наиболее эффективной следует признать профконсультацию, в которой принимают участие родители
В целом семья оказывает огромное, часто решающее влияние на профессиональное самоопределение детей, поскольку именно в ней вырабатываются их основные социальные установки. В последнее время нередко говорят, что начинать профессиональную ориентацию школьником надо с ориентации родителей.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/vliyanie-roditeley-na-vyibor-professii/
1. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. — М.: Наука, 2004-320с.
2. Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. — М.: Педагогика,2006. — 160 с.
3. Григорович Л.А. Педагогика и психология/ Л.А.Григорович, Т.Д.Марцинковская. — М.: Гардарики, 2005. — 408 с.
4. Емекеев А.А. Роль семьи в выборе профессиональной деятельности: Социология профессий и социальных групп: Материалы III Всероссийского социологического конгресса. М.: Институт социологии РАН, Российское общество социологов, 2008.
5. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М.: Академия, 2008.-220с.
6. Коломинский Я.Л. Человек: психология. Книга для учащихся старших классов. М.: Академия,2004. — С.207-210.
7. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.,2005.-235с.
8. Крутецкий В.А. Психология. — М.: Академия,2004. — С. 186-193.
9. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. Учебно-методическое пособие. М.: «Флинта».2005. — С. 167-169.
10. Немов Р.С. Общая психология. — М.: Владос, 2008. — 400 с.
11. Общая психология (курс лекций).
Составитель Е.И.Рогов. М.: «Владос». -2005. — С.379-392.
12. Общая психология. /Под ред. В.В.Богословского, А.Г.Ковалевой, А.А.Степановой, С.Н.Шабалиной. — 2-у изд., перераб. и доп. — М.: Академия, 2007. — С.306-316.
13. Общая психология. Учебник для пед. ин-тов / Под ред. проф. А.В.Петровского. — Изд. 2-е, доп. и перераб. — М.: Академия, 2006. — С.405-421.
14. Переведенцев В.И. Человек выбирает профессию. — М.: Академия,2008. — 94 с.
15. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов/Под ред. А.А.Радугина. — М., 2006.- 336 с.
16. Психология. Учебник. /Под ред. А.А.Крылова. — М.: Проспект. — 2005. — С.287-311.
17. Самыгин С.И. Психология — М.: Академия. -2004. -325с.
18. Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: М.: Издательский Центр Академия, 2007.-192 с.
19. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах (для студентов вузов).
— М.: АСТ, Ростов — на Дону: Феникс. -2005. — С.307-324.
Чистякова С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников. — М.: Академия,2006. — 112 с.