Виды оркестров. Какие бывают оркестры по составу инструментов? по истории «Военные оркестры Русских военных духовых оркестров в 18 веке

Основу духового оркестра составляют медные широкомензурные духовые инструменты с коническим каналом: корнеты, флюгельгорны, эуфониумы, альты, тенора, баритоны, тубы. Другую группу составляют медные узкомензурные инструменты с цилиндрическим каналом: трубы, тромбоны, валторны. В группу деревянных духовых инструментов входят лабиальные — флейты и лингвальные (язычковые) — кларнеты, саксофоны, гобои, фаготы. В группу основных ударных инструментов входят литавры, большой барабан, тарелки, малый барабан, треугольник, бубен, там-там. Используются также джазовые и латиноамериканские ударные: ритм-тарелки, конго и бонго, том-томы, клавес, тартаруга, агого, маракасы, кастаньетты, пандейра и др.

  • Медные духовые инструменты
  • Труба
  • Корнет
  • Валторна
  • Тромбон
  • Тенор
  • Баритон
  • Ударные инструменты
  • Малый барабан
  • Большой барабан
  • Тарелки
  • Литавры
  • Бубен и тамбурин
  • Деревянная коробочка
  • Треугольник
  • Деревянные духовые инструменты
  • Флейта
  • Гобой
  • Кларнет
  • Саксофон
  • Фагот

Оркестр

Духовой оркестр — оркестр, в состав которого входят духовые (деревянные и медные или только медные) и ударные музыкальные инструменты, один из массовых исполнительских коллективов. Как устойчивое исполнительское объединение сформировался в ряде стран Европы в 17 в. В России появился в конце 17 — начале 18 вв. (военно-духовые оркестры при полках русской армии).

Инструментальный состав Д. о. постепенно совершенствовался. Современный духовой оркестр имеет 3 основные разновидности, представляющие собой оркестры смешанного типа: малый (20), средний (30) и большой (42-56 и более исполнителей).

В состав большого Д. о. входят: флейты, гобои (включая альтовый), кларнеты (включая малый, альтовый и бас-кларнет), саксофоны (сопрано, альты, теноры, баритоны), фаготы (включая контрафагот), валторны, трубы, тромбоны, корнеты, альты, теноры, баритоны, басы (медные тубы и смычковый контрабас) и ударные инструменты с определенной и без определенной высоты звука. При исполнении концертных произведений в состав Д. о. эпизодически вводятся арфа, челеста, фортепиано и др. инструменты.

Современные Д. о. ведут разностороннюю концертно-популяризаторскую деятельность. В их репертуаре почти все выдающиеся произведения отечественной и мировой музыкальной классики. Среди советских дирижеров Д. о. — С. А. Чернецкий, В. М. Блажевич, Ф. И. Николаевский, В. И. Агапкин.

Большая советская энциклопедия

Строение духового оркестра , Основные группы, их роль и возможности

Основу духового оркестра составляет группа инструментов, существующая под общим названием «саксгорны». Они названы так по имени А. Сакса, изобретшего их в 40-х годах XIX века. Саксгорны явились усовершенствованным типом инструментов, носивших название бюглей (бюгельгорнов).

В настоящее время у нас в СССР эта группа обычно именуется основной медной группой. В нее входят: а) инструменты высокой тесситуры — саксгорн-сопранино, саксгорн-сопрано (корнеты); б) инструменты среднего регистра — альты, теноры, баритоны; в) инструменты низкого регистра — саксгорн-бас и саксгорн-контрабас.

Две другие группы оркестра составляют деревянные духовые и ударные инструменты. Группа саксгорнов собственно, и образует малый медный состав духового оркестра. С присоединением к этой группе деревянных духовых, а также валторн, труб, тромбонов и ударных образуют малый смешанный и большой смешанный составы.

В целом группа саксгорнов с характерными для этих инструментов конической трубкой и широкой мензурой обладают достаточно большим, сильным звуком и богатыми техническими возможностями. Это особенно относится к корнетам, инструментам большой технической подвижности и яркого, выразительного звучания. Им в первую очередь поручается основной мелодический материал произведения.

Инструменты среднего регистра — альты, теноры, баритоны — выполняют в духовом оркестре две важные задачи. Во-первых, они заполняют гармоническую «середину», то есть исполняют основные голоса гармонии, в самых разнообразных видах изложения (в виде выдержанных звуков, фигурации, повторяющихся нот и т.п.).

Во-вторых, они взаимодействуют с другими группами оркестра, в первую очередь с корнетом (одно из обычных сочетаний — исполнение темы корнетами и тенорами в октаву), а также с басами, которым нередко «помогает» баритон.

Непосредственно к этой группе примыкают медные инструменты, типичные для симфонического оркестра, — валторны, трубы, тромбоны (по принятой в СССР терминологии духового оркестра — так называемые «характерные медные»).

Важным дополнением к основному медному составу духового оркестра является группа деревянных духовых инструментов. Это — флейты, кларнеты с их основными разновидностями, а в большом составе также гобои, фаготы, саксофоны. Введение в оркестр деревянных инструментов (флейты, кларнетов) позволяет существенно расширить его диапазон: например, мелодия (а также гармония), исполняемая корнетами, трубами и тенорами, может быть удвоена в одну или две октавы вверх. Кроме этого, значение деревянных духовых состоит в том, что они, как писал М. И. Глинка, «служат преимущественно для колорита оркестра», то есть способствуют красочности, яркости его звучания (Глинка, правда, имел в виду симфонический оркестр, но ясно, что это его определение применимо и к оркестру духовому).

Наконец, нужно подчеркнуть особо важное значение ударной группы в духовом оркестре. При весьма своеобразной специфики духового оркестра и прежде всего большой плотности, массивности звучания, а также частых случаях игры на открытом воздухе, в походе, при значительном преобладании в репертуаре музыки маршевой и танцевальной, организующая роль ритма ударных особенно важна. Поэтому духовому оркестру, в сравнении с симфоническим, свойственно несколько форсированное, подчеркнутое звучание ударной группы (когда мы слышим доносящиеся издали звуки духового оркестра, то прежде всего воспринимаем именно ритмические удары большого барабана, а затем начинаем слышать все остальные голоса).

Малый смешанный духовой оркестр

Решающим отличием между малым медным и малым смешанным оркестром является фактор высотный: благодаря участию флейт и кларнетов с их разновидностями оркестр получает доступ в «зону» высокого регистра. Следовательно, изменяется общая объемность звучания, что имеет очень большое значение, так как полнота звучания оркестра зависит не столько от абсолютной силы, сколько от регистровой широты, объемности расположения. Кроме того, возникают возможности сопоставления звучания медного оркестра с контрастирующей деревянной группой. Отсюда некоторое сокращение границ «деятельности» собственно медной группы, которая до известной степени теряет универсальность, естественную в малом медном оркестре.

Благодаря присутствию деревянной группы, а также характерной меди (валторны, трубы), появляется возможность введения новых тембров, возникающих от смешения красок как в деревянной и медной группах, так и в самой деревянной группе.

Благодаря большим техническим возможностям деревянная «медь» разгружается от технической форсировки, общее звучание оркестра делается более легким, не чувствуется типичной для техники медных инструментов «вязкости».

Все это вместе взятое дает возможность расширить границы репертуара: малому смешанному оркестру доступен более широкий круг произведений различных жанров.

Таким образом, малый смешанный духовой оркестр является более совершенным исполнительским коллективом, а это, в свою очередь, накладывает более широкие обязанности как на самих оркестрантов (техника, ансамблевая слаженность), так и на руководителя (техника дирижирования, подбор репертуара).

Большой смешанный духовой оркестр

Высшей формой духового оркестра является большой смешанный духовой оркестр, которому доступно исполнение произведений значительной сложности.

Этот состав характеризуется прежде всего введением тромбонов, трех или четырех (для противопоставления тромбонов «мягкой» группе саксгорнов), тремя партиями труб, четырьмя партиями валторн. Кроме того, большой оркестр обладает значительно более полной группой деревянных духовых, которая состоит из трех флейт (двух больших и piccolo), двух гобоев (с заменой второго гобоя английским рожком или с самостоятельной его партией), большой группы кларнетов с их разновидностями, двух фаготов (иногда с контрафаготом) и саксофонов.

В большом оркестре геликоны, как правило, заменяются тубами (строй их, принципы игры, аппликатура те же, что и у геликонов).

Ударная группа добавляется литаврами, обычно тремя: большой, средней и малой.

Ясно, что большой оркестр по сравнению с малым обладает значительно большими красочными и динамическими возможностями. Для него типично применение более разнообразных приемов игры — широкое использование технических возможностей деревянных, применение «закрытых» звуков (сурдин) в медной группе, самые различные тембровые и гармонические соединения инструментов.

В большом оркестре особенно целесообразно противопоставление труб и корнетов, а также широкое использование приемов divisi у кларнетов и корнетов, причем разделение каждой группы может доводиться до 4-5 голосов.

Естественно, что большой смешанный оркестр значительно превосходит малые составы по количеству музыкантов (если малый медный оркестр составляет 10-12 человек, малый смешанный 25-30 человек, то в большой смешанный входит 40-50 музыкантов и более).

Духовой оркестр. Краткий очерк. И. Губарев. М.: Советский композитор, 1963

Оркестр — это группа музыкантов, играющих на различных инструментах. Но не следует путать его с ансамблем. В данной статье будет рассказано, какие виды оркестров бывают. И их составы музыкальных инструментов также будут освящены.

Разновидности оркестров

Оркестр отличается от ансамбля тем, что в первом случае одинаковые инструменты объединяются в группы, играющие в унисон, то есть одну общую мелодию. А во втором случае каждый музыкант является солистом — играет свою партию. «Оркестр» — это греческое слово и переводится как «танцевальная площадка». Располагалась она между сценой и зрителями. На этой площадке располагался хор. Потом она стала похожа на современные оркестровые ямы. А со временем там стали располагаться музыканты. И название «оркестр» досталось коллективам исполнителей-инструменталистов.

Виды оркестров:

  • Симфонический.
  • Струнный.
  • Духовой.
  • Джазовый.
  • Эстрадный.
  • Оркестр народных инструментов.
  • Военный.
  • Школьный.

Состав инструментов разных видов оркестра строго определённый. Симфонический состоит из группы струнных, ударных и духовых. Струнные и духовые оркестры состоят из инструментов, соответствующих их названиям. Джазовые могут иметь разный состав. Эстрадный оркестр состоит из духовых, струнных, ударных, клавишных и

Разновидности хоров

Хор — это большой ансамбль, состоящий из певцов. Артистов должно быть не менее 12. В большинстве случаев хоры выступают в сопровождении оркестров. Виды оркестров и хоров отличаются. Существует несколько классификаций. В первую очередь хоры разделяются на виды по своему составу голосов. Это могут быть: женские, мужские, смешанные, детские, а также хоры мальчиков. По манере исполнения различают народные и академические.

А также хоры классифицируются по количеству исполнителей:

  • 12-20 человек — вокально-хоровой ансамбль.
  • 20-50 артистов — камерный хор.
  • 40-70 певцов — средний.
  • 70-120 участников — большой хор.
  • До 1000 артистов — сводный (из нескольких коллективов).

По своему статусу хоры делятся на: учебные, профессиональные, любительские, церковные.

Симфонический оркестр

Не все виды оркестров включают в себя К этой группе относятся: скрипки, виолончели, альты, контрабасы. Один из оркестров, в состав которого входит струнно-смычковое семейство, — симфонический. Он состроит из нескольких разных групп музыкальных инструментов. На сегодняшний день различают два вида симфонических оркестров: малый и большой. Первый из них имеет классический состав: 2 флейты, столько же фаготов, кларнетов, гобоев, труб и валторн, не более 20 струнных, изредка литавры.

Может быть любым по составу. В него может входить 60 и более струнных инструментов, тубы, до 5 тромбонов разных тембров и 5 труб, до 8 валторн, до 5 флейт, а также гобоев, кларнетов и фаготов. Он может включать в себя также такие разновидности из группы духовых, как гобой д»амур, флейта пикколо, контрафагот, английский рожок, саксофоны всех типов. В него может быть включено огромное количество ударных инструментов. Часто в большой симфонический оркестр входят орган, фортепиано, клавесин и арфа.

Симфонический оркестр 1

Духовой оркестр

Практически все виды оркестров имеют в своём составе семейство Эта группа включает в себя две разновидности: медные и деревянные. Некоторые виды оркестров состоят только из духовых и ударных инструментов, например духовые и военные. В первой разновидности основная роль принадлежит корнетам, горнам разных типов, тубам, баритон-эуфониумам. Второстепенные инструменты: тромбоны, трубы, валторны, флейты, саксофоны, кларнеты, гобои, фаготы. Если духовой оркестр большой, то в нём, как правило, все инструменты увеличиваются в количествах. Очень редко могут добавляться арфы и клавишные.

В репертуар духовых оркестров входят:

  • Марши.
  • Бальные европейские танцы.
  • Оперные арии.
  • Симфонии.
  • Концерты.

Духовой оркестр 1

Духовые оркестры выступают чаще всего на открытых уличных площадках либо сопровождают шествие, так как они звучат очень мощно и ярко.

Оркестр народных инструментов

В их репертуар входят в основном сочинения народного характера. Каков же их инструментальный состав? У каждой нации он свой. Например, в оркестр русских входят: балалайки, гусли, домры, жалейки, свистульки, баяны, трещотки и так далее.

Оркестр народных инструментов 1

Военный оркестр

Выше уже были перечислены виды оркестров, состоящих из духовых и ударных инструментов. Существует ещё одна разновидность, включающая в себя эти две группы. Это военные оркестры. Они служат для того, чтобы озвучивать торжественные церемонии, а также для участия в концертах. Военные оркестры бывают двух видов. Одни состоят из и медных духовых. Называются они однородными. Второй тип — это смешанные военные оркестры, они, помимо всего прочего, имеют в своём составе группу деревянных духовых.

Список их будет дан в данной статье. Также здесь содержится информация о видах духовых инструментов и принципе извлечения из них звука.

Духовые инструменты

Это трубы, которые могут быть выполнены из дерева, металла или любого другого материала. Они имеют различную форму и издают разные по тембру музыкальные звуки, которые извлекаются посредством воздушного потока. Тембр «голоса» духового инструмента зависит от его размеров. Чем он больше, тем больше воздуха через него проходит, от чего частота его колебания меньше, а издаваемый звук — низкий.

Существует два способа для изменения издаваемого инструментом данного типа:

  • регулировка объёма воздуха пальцами, при помощи кулисы, клапанов, вентилей и так далее, в зависимости от типа инструмента;
  • увеличение силы вдувания воздушного столба в трубу.

Звук полностью зависит от потока воздуха, отсюда и название — духовые инструменты. Список их будет дан ниже.

Разновидности духовых инструментов

Существует два основных вида — медные и деревянные. Изначально классифицированы они были таким образом в зависимости от того, из какого материала изготавливались. Сейчас в большей степени тип инструмента зависит от способа, которым из него извлекается звук. Например, флейта считается деревянным духовым инструментом. При этом изготовлена она может быть из дерева, металла или стекла. Саксофон всегда выпускается только металлическим, но относится к классу деревянных духовых. Медные инструменты могут быть изготовлены из различных металлов: медь, серебро, латунь и так далее. Существует особая разновидность — клавишные духовые инструменты. Список их не так велик. К ним относятся фисгармония, орган, аккордеон, мелодика, баян. Воздух в них поступает благодаря специальным мехам.

Какие инструменты относятся к духовым

Перечислим духовые инструменты. Список их таков:

  • труба;
  • кларнет;
  • тромбон;
  • баян;
  • флейта;
  • саксофон;
  • орган;
  • зурна;
  • гобой;
  • фисгармония;
  • балабан;
  • аккордеон;
  • валторна;
  • фагот;
  • туба;
  • волынка;
  • дудук;
  • губная гармошка;
  • македонская гайда;
  • сякухати;
  • окарина;
  • серпент;
  • рожок;
  • геликон;
  • диджериду;
  • курай;
  • трембита.

Можно назвать и некоторые другие подобные инструменты.

Медные духовые

Духовые медные музыкальные инструменты, как уже было сказано выше, изготавливаются из различных металлов, хотя в Средние века были и такие, которые делали из дерева. Звук из них извлекается путём усиления или ослабления вдуваемого воздуха, а также посредством изменения положения губ музыканта. Изначально медные духовые воспроизводили только В 30-е годы 19 века на них появились вентили. Это позволило таким инструментам воспроизводить хроматический звукоряд. У тромбона для этих целей служит выдвижная кулиса.

Медно-духовые инструменты (список):

  • труба;
  • тромбон;
  • валторна;
  • туба;
  • серпент;
  • геликон.

Деревянные духовые

Деревянные духовые 1

Музыкальные инструменты этого типа изначально изготавливать исключительно из дерева. На сегодняшний день этот материал практически не применяется для их производства. Название отражает принцип извлечения звука — внутри трубки находится деревянная трость. Данные музыкальные инструменты снабжены отверстиями на корпусе, расположенными на строго определённом расстоянии друг от друга. Музыкант во время игры пальцами открывает и закрывает их. Благодаря этому получается определённый звук. По такому принципу звучат деревянные духовые инструменты. Названия (список), входящих в эту группу, таковы:

  • кларнет;
  • зурна;
  • гобой;
  • балабан;
  • флейта;
  • фагот.

Язычковые музыкальные инструменты

Существует ещё одна разновидность духовых — язычковые. Звучат они благодаря гибкой вибрирующей пластине (язычку), находящейся внутри. Звук извлекается путём воздействия на него воздухом, либо оттягиванием и защипыванием. По этому признаку можно составить отдельный список инструментов. Духовые язычковые делятся на несколько типов. Классифицируются они по способу извлечения звука. Он зависит от типа язычка, который может быть металлическим (например, как в трубах органа), свободно проскакивающим (как у варгана и гармоник), либо бьющим, или тростниковым, как в тростевых деревянных духовых.

Язычковые музыкальные инструменты 1

Список инструментов данного типа:

  • губная гармоника;
  • варган;
  • кларнет;
  • баян;
  • фагот;
  • саксофон;
  • калимба;
  • гармонь;
  • гобой;
  • хулусы.

К духовым инструментам со свободно проскакивающим язычком относятся: баян, губная В них воздух нагнетается при помощи вдувания ртом музыканта, либо же мехами. Воздушный поток приводит к колебаниям язычков и таким образом из инструмента извлекается звук. К этому типу относится также варган. Но его язычок колеблется не под воздействием воздушного столба, а при помощи рук музыканта, посредством его защипывания и оттягивания. Гобой, фагот, саксофон и кларнет относятся к другому типу. В них язычок — бьющий, и называется он тростью. Музыкант вдувает воздух в инструмент. В результате этого язычок колеблется и извлекается звук.

Где используются духовые инструменты

Духовые инструменты, список которых был представлен в данной статье, используются в различных по составу оркестрах. Например: военный, духовой, симфонический, эстрадный, джазовый. А также изредка они могут выступать в составе камерного ансамбля. Крайне редко они бывают солирующими.

Флейта

Это Список относящихся к этому был дан выше.

Флейта — один из древнейших музыкальных инструментов. В ней не используется язычок, как в других деревянных духовых. Здесь воздух рассекается о грань самого инструмента, за счёт чего и образуется звук. Существует несколько разновидностей флейт.

Флейта 1

Сиринга — одноствольный либо многоствольный инструмент Древней Греции. Название её происходит от наименования птичьего голосового органа. Многоствольная сиринга в последствии стала называться флейтой Пана. На этом инструменте в античные времена играли крестьяне и пастухи. В Древнем Риме сиринга сопровождала представления на сцене.

Блокфлейта — деревянный инструмент, относящийся к семейству свистковых. К ней близки сопилка, свирель и вистл. Отличие её от других деревянных духовых в том, что на её тыльной стороне присутствует октавный клапан, то есть отверстие для закрывания пальцем, от которого зависит высота остальных звуков. Они извлекаются путём вдувания воздуха и закрывания пальцами музыканта 7 отверстий, находящихся на лицевой стороне. Этот вид флейты был самым популярным в период с 16 по 18 века. Её тембр мягкий, певучий, тёплый, но при этом его возможности ограничены. Во многих своих произведениях использовали блокфлейту такие великие композиторы, как Антонии Вивальди, Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель и другие. Звук этого инструмента слабый, и постепенно его популярность снизилась. Произошло это после того, как появилась поперечная флейта, которая на сегодняшний день является самой используемой. В наше время блокфлейта применяется в основном как учебный инструмент. Начинающие флейтисты осваивают сначала её, только потом переходят к продольной.

Флейта-пикколо — разновидность поперечной. У неё самый высокий из всех духовых инструментов тембр. Звук её свистящий и пронзительный. Пикколо в два раза короче обычной Её диапазон — от «ре» второй до «до» пятой.

Другие виды флейт: поперечная, панфлейта, ди, ирландская, кена, свирель, пыжатка, вистл, окарина.

Тромбон

Тромбон 1

Это медный духовой инструмент (список входящих в данное семейство был представлен в данной статье выше).

Слово «тромбон» переводится с итальянского как «большая труба». Существует с 15 века. От других инструментов данной группы тромбон отличается тем, что имеет кулису — трубку, при помощи которой музыкант извлекает звуки, изменяя объём воздушного потока внутри инструмента. Существует несколько разновидностей тромбона: теноровый (самый распространённый), басовый и альтовый (применяются реже), контрабасовый и сопрановый (практически не используются).

Хулусы

Хулусы 1

Это китайский духовой язычковый инструмент, имеющий дополнительные трубки. Другое его название — биландао. Всего трубок у него три или четыре — одна основная (мелодическая) и несколько бурдонных (низко звучащих).

Звучание этого инструмента мягкое, мелодичное. Чаще всего хулусы используются для исполнения соло, очень редко — в ансамбле. Традиционно на этом инструменте играли мужчины, объясняясь в любви женщине.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №30

по истории

«Военные оркестры»

Выполнила

учащаяся 11 «Б» класса

Аксенова Анастасия Алексеевна

Научный руководитель

Преподаватель истории

Бухарина Г.А.

Тверь, 2011

Вступление………………………………………………………………………………… 3

Основная часть…………………………………………………………………………… 4

История военной музыки в России……………………………………………. 4

Президентский оркестр…………………………………………………………. 9

Музыкальные инструменты военного оркестра……………………….. 10

Жанры военной музыки…………………………………………………………. 14

Репертуар военной музыки…………………………………………………….. 14

Фестивали военных оркестров………………………………………………… 15

«Спасская башня»………………………………………………………………. 15

Международный Санкт-Петербургский фестиваль военных духовых оркестров………………………………………………………………………………………….. 18

Заключение………………………………………………………………………………. 19

Список использованной литературы………………………………………….. 20

Впервые я познакомилась с военным оркестром несколько лет назад…

Гостя у подруги в Москве, мне удалось побывать в Александровском саду, где я застала яркое выступление Президентского оркестра. Увиденное представление сильно потрясло меня, поэтому мне захотелось побольше узнать об истории создания военных оркестров и о военной музыке в целом.

Музыка – это звуки, выстроенные в определенной последовательности. Она может быть приятна для слуха, гармонична, может передавать какое-либо настроение или идею.

Оркестр – группа исполнителей, вместе играющих на музыкальных инструментах.

Духовой оркестр, Военный оркестр, Военная музыка

В России В. м. издавна способствовала формированию высоких морально-боевых качеств русского солдата. В период Киевской Руси и позже военные походы сопровождались музыкой с применением труб, бубнов, сопелей (деревянных дудок), позднее — накр, набатов, литавр, а также сипошей, варганов, тулумбасов.

Со 2-й пол. 16 в. и особенно к сер. 17 в. на царскую службу приглашаются иноземные виртуозы-трубачи и валторнисты, начинается подготовка отечественных музыкантов-исполнителей на духовых инструментах, обогащается репертуар, повышается исполнительное мастерство.

При Иване IV в 1547 году впервые был создан Приказ Большого Дворца для управления военной музыкой России. С тех пор военная музыка осталась камертоном души российского военнослужащего.

Петр I придавал большое значение военной музыке, как средству для укрепления воинской дисциплины и подъема морального и боевого духа войск. Первые военные оркестры возникли при образовании первых российских полков – Семеновского и Преображенского. Именно эти оркестры играли на парадах в честь победы в Северной войне, а марш Преображенского полка стал со временем неофициальным гимном Российской Империи. Создание в начале 18 в. массовой регулярной национальной армии потребовало новой организации военно-музыкальной службы в войсках. В пехотных полках (кроме гвардии) были введены штатные оркестры, состоявшие из 9 «гобоистов» (общее наименование воен. музыкантов) и 16 ротных барабанщиков (по 2 на роту).

В «Уставе воинском» (1716, изд. в Петербурге в 1826) и др. документах регламентированы действия войск, производившиеся под В. м. Были учреждены гарнизонные школы, в которых дети военнослужащих (позже называвшиеся кантонистами) обучались грамоте, военным наукам, пению по нотам, игре на музыкальных инструментах. В. м. находила применение во время войн Петра I со шведами и турками. Она была представлена небольшими инструментальными композициями фанфарно-героического и маршевого типа, близкими к ставшим знаменитыми при Петре I приветственным, торжественным, встречным, застольным, «виватным» и другим кантам.

Во времена царствования Елизаветы Петровны отличившиеся в боях полки стали наряду со знаменами и орденами награждать серебряными георгиевскими трубами как символами воинской доблести и славы. Эта традиция надолго закрепилась в российской армии.

В период царствования Екатерины II произошло увеличение штатов полковых оркестров. Военно-патриотическое и социально-культурное значение военной музыки особенно возросло в период русско-турецких войн. Выдающийся российский полководец А.В.Суворов произнес крылатую фразу: «Музыка удваивает, утраивает армию. С распущенными знаменами и громогласной музыкой взял я Измаил».

Развитие музыкального искусства в начале XIX века во многом определилось событиями Отечественной войны 1812-1814 гг. Военные марши, звучавшие во время сражений, стали символами доблести российского войска. Патриотический порыв, рост национального самосознания, связанный с освободительной войной против Наполеона, ярко проявился в сфере военной музыки. Возникло множество героико-патриотических произведений и среди них марши О.А.Козловского, Н.А.Титова, К.А.Кавоса, Ф.Антонолини, А.А. Дерфельда и другие.

Русская военная музыка оказывала влияние на строевой репертуар зарубежных, в частности немецких, военных оркестров. Введённые в русских военных оркестрах в начале 19 в. Технические усовершенствования медных инструментов были затем заимствованы английской армией.

Во второй четверти XIX века в России в полосу расцвета вступают дарования А.С.Даргомыжского, М.И.Глинки, А.А.Алябьева и других композиторов. В это время делаются первые шаги к созданию оригинальных произведений для духовых оркестров. Сохранилось крылатое выражение того периода: «Военный оркестр – это визитная карточка полка».

Особое влияние на развитие военно-оркестровой музыки оказала деятельность Н.А.Римского-Корсакова на посту инспектора «военно-музыкальных хоров» Морского ведомства. Проводившиеся им на флоте преобразования составов военных оркестров и организация подготовки кадров для них послужили отличным примером для подражания при проведении подобных реформ в армии.

Во второй половине XIX века использование военной музыки в бою становилось ограниченным в связи с увеличением плотности огня и маневренности войск, произошедшего вследствие развития военной техники и вооружения.

В 1882 году в Санкт-Петербурге был создан первый в России военный оркестр, в обязанности которого входило не только обеспечение военных ритуалов, но и участие в протокольных государственных церемониях. Музыканты оркестра с успехом играли во дворцах и во время приемов иностранных послов и мероприятиях, проходивших в высочайшем присутствии.

Во время войн с Турцией русские военные музыканты познакомились с турецкой или «янычарской музыкой», которая была включена в русские военные оркестры; вслед за Россией её ввели в свои военные оркестры и другие европейские страны. В свою очередь, некоторые обрусевшие музыканты — иностранцы внесли вклад в развитие русской B. м. (В. И. Главач, В. В. Вурм, А. и А. Д. Дерфельты, Ф. Б. Гаазе и др.).

В ходе русско-японской и Первой мировой войны военные оркестры принимали активное участие в войсковых операциях. Многие отечественные военные музыканты пали на полях сражений, а отличившиеся воинские подразделения нередко награждались серебряными георгиевскими трубами. В мирные дни военные оркестры продолжали участвовать в строевом обучении войск, в многочисленных парадах, в музыкальном оформлении воинских ритуалов.

После Великой Октябрьской социалистической революции В. м. насыщается новым содержанием; она несёт в массы мелодии «Марсельезы», «Интернационала», революционных песен и боевых патриотических маршей. Из простого атрибута военного строя, обучения и боя она превращается в важное орудие массово-политической работы, воспитания красноармейцев и гражданского населения в революционном духе. Первые советские полководцы и военачальники закладывали идейно-художественные и организационные основы советской В. м. М. В. Фрунзе, К. Е. Ворошилов, С. М. Будённый, Г. И. Котовский, И. А. Щорс, С. Г. Лазо и другие прославленные герои Гражданской войны лично содействовали становлению советского военно-оркестрового искусства. С первых дней создания Рабоче-крестьянской Красной Армии Советское государство уделяло большое внимание организации военно-оркестровой службы.

Послереволюционные годы XX века стали периодом стихийного возникновения военных оркестров, в большинстве своем не способных отвечать стоящим перед ними задачам. Для централизованного управления деятельностью военных оркестров в 1919 году создано Бюро военных оркестров Красной Армии и Флота. Именно в этот период была создана «кремлёвская музыкальная команда» гарнизона Московского Кремля, ставшая со временем профессиональным коллективом – Президентским оркестром России.

Увеличение численности Красной Армии в 1930-е годы диктовало рост потребности в военных музыкантах. Поэтому в этот период значительно увеличилась сеть военно-учебных заведений, в числе которых был создан и военный факультет Московской государственной консерватории. В этот же период военные оркестры привлекаются к работе на радио, записям грампластинок и музыки к кинофильмам.

В период Великой Отечественной войны 1941-1945 В. м. иногда использовалась и в боевых операциях (прорыв блокады Ленинграда, решающие штурмы в боях за населённые пункты и т.д.).

Концерты военно-патриотической музыки за рубежом для населения освобождённых городов, как правило, стихийно перерастали в митинги, участники которых выражали высокие чувства признательности Стране социализма и её могучим Вооружённым Силам.

В годы Великой Отечественной войны военные оркестры выступали с концертами по радио и на передовой, поднимая боевой дух солдат. В репертуарах военных оркестров преобладали произведения отечественных композиторов, а также народная музыка, но основой репертуара оставались марши.

В послевоенные годы духовая музыка наряду с массовой песней остаются на авансцене отечественной культуры.

Заметно расширился круг воинских ритуалов, повседневная исполнительская практика военных оркестров: музыкальное оформление торжественных мероприятий и парадов, боевая учеба войск, войсковые маневры и смотры. Стали традиционными конкурсы, праздники и фестивали военной музыки.

Вместе с тем заметно повысилось её значение в воспитании войск, возросли её общественно-организующие функции при проведении различных торжественно-церемониальных мероприятий и народных празднеств. Усилилась её культурно-просветительная роль как специфической разновидности советского музыкального искусства в целом. В зависимости от задач и условий применения определились выразительные средства В. м. и её основные разновидности: сигнальная, строевая, общественно-церемониальная, развлекательная и концертная В. м. Уставы Сов. Армии значительно упростили сигнальную службу во всех родах войск, освободив её от устаревших, потерявших значение в бою, строю и воинском быту сигналов, барабанных боёв и маршей.

Начиная с 60-х гг. XX века армейские и флотские оркестры нашей страны становятся постоянными участниками международных фестивалей духовой музыки и начинают выезжать в зарубежные страны.

Благодаря высокому уровню исполнительского мастерства и творческого потенциала, военные музыканты сыграли заметную роль в развитии отечественного музыкального искусства.

В современный период военные оркестры обеспечивают не только проведение воинских ритуалов, но и принимают активное участие во всех значимых общественных мероприятиях, проводят большую концертную и просветительскую работу.

С 2005 года по инициативе Президентского оркестра России в летний период проходят выступления духовых оркестров у грота в Александровском саду. Эту инициативу поддержало Правительство Москвы, многие культурно-массовые организации, и теперь у грота в Александровском саду выступают практически все известные в столице военно-музыкальные коллективы.

Предоставленная возможность свободного формирования репертуара позволила военным дирижерам создавать на базе оркестров эстрадные коллективы и плодотворно сотрудничать с композиторами в области духовой музыки.

В настоящий момент военные оркестры, являясь носителями музыкальной культуры, сохраняют и приумножают славные традиции отечественной военной музыки.

Это главный музыкальный коллектив при проведении официальных мероприятий государственного значения, включая инаугурацию Президента РФ. Входит в структуру Федеральной службы охраны. В составе коллектива — 140 профессиональных музыкантов.

Оркестр был создан 11 сентября 1938 года в структуре управления коменданта Московского Кремля. В разные годы носил названия: оркестр комендатуры Московского Кремля, образцово-показательный оркестр комендатуры Московского Кремля, Кремлёвский оркестр. Название «Президентский оркестр» коллектив получил 11 сентября 1993 года.

С 2004 года художественным руководителем и главным дирижёром оркестра является заслуженный артист РФ Антон Орлов.

Музыкальный коллектив является участником государственных церемоний высокого ранга, в частности, сопровождает визиты в Россию глав государств и правительств. Солисты этого коллектива знают гимны большинства стран мира. Кроме того, оркестр участвует в приёмах, посвящённых государственным праздникам, памятным датам, в мероприятиях с участием главы государства. От вида таких мероприятий зависит количество и состав группы: духовой оркестр работает на встречах, проводах, во время государственных визитов, а симфонический — сопровождает приёмы, наградные церемонии, обеды. Президентский оркестр России — один из немногих военных оркестров в мире, в котором есть симфонический состав.

Бу́бен — ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. К некоторым разновидностям бубнов подвешены металлические колокольчики, которые начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает её или встряхивает весь инструмент.

В настоящее время различаются два основных вида бубнов:

Народный или этнический , деревянный обод с натянутой кожаной мембраной. В зависимости от предназначения бубны бывают всевозможных размеров. Инструменты этого типа используются в ритуальных целях шаманами коренных народов. В их конструкции могут быть небольшие бубенчики, привязанные к проволоке, протянутой под мембраной.

Оркестровый бубен

Оркестровый бубен 1 Лита́вры (итал. timpani , фр. timbales , нем. Pauken , англ. kettle drums ) — ударный музыкальный инструмент с определенной высотой звучания. Представляют собой систему двух и более (до семи) металлических котлообразных чаш, открытая сторона которых затянута кожей или пластиком, а нижняя часть имеет отверстие.

Литавры — инструмент очень древнего происхождения. В Европе литавры, близкие по своей форме к современным, но с постоянным строем, стали известны уже в XV веке, а с XVII века литавры входят в состав оркестров. Впоследствии появился механизм натяжных винтов, давший возможность перестройки литавр. В военном деле применялись в тяжёлой кавалерии, где использовались в качестве передачи сигналов боевого управления, в частности, для управления строем кавалеристов. Современные литавры могут быть настроены на определённую высоту звучания с помощью специальной педали.

Дудка — русский народный музыкальный духовой инструмент, состоящий из бузинной тростины или камыша и имеющий несколько боковых отверстий, а для вдувания — мундштучок. Существуют двойные дудки: в две сложенные трубки дуют через один общий мундштук.

Кларне́т (итал. clarinetto , фр. clarinette , нем. Klarinette , англ. clarinet или clarionet ) — деревянный духовой музыкальный инструмент с одинарной тростью. Был изобретён около 1700 года в Нюрнберге, в музыке активно используется со второй половины XVIII века. Применяется в самых разнообразных музыкальных жанрах и составах: в качестве сольного инструмента, в камерных ансамблях, симфоническом и духовом оркестрах, народной музыке, на эстраде и в джазе. Кларнет обладает широким диапазоном, тёплым, мягким тембром и предоставляет исполнителю широкие выразительные возможности.

Появление кларнета в России относится к середине XVIII века. Первыми кларнетистами были немецкие и чешские музыканты, приглашённые на службу в императорскую капеллу: Кристоф Ланкаммер, Карл Компаньон, Йозеф Гримм (1750-1831), Георг Бруннер (1750-1826), Карл Манштейн. С 1764 года кларнетистом в придворном оркестре был первый русский кларнетист Фёдор Ладунка. В течение 10 лет (1782-1792) по приглашению Екатерины II в России работал выдающийся немецкий кларнетист-виртуоз Иоганн Йозеф Бер (1744-1812).

На рубеже XVIII-XIX веков с гастролями в Россию приезжали крупнейшие европейские кларнетисты — австриец Антон Штадлер, швед Бернхард Хенрик Круселль, позднее (в 1822 и 1832 годах) — немец Генрих Йозеф Берман (1784-1847) и его сын Карл (1810-1885), бельгиец Арнольд Йозеф Блез (1814-1892).

Среди русских кларнетистов этого периода следует отметить солиста Императорского театрального оркестра в Москве П. И. Титова (1796-1860), активно концертировавшего до середины XIX века, и петербуржца Михаила Тушинского (1817-1852).

  • Сергей Розанов — основоположник отечественной школы игры на кларнете
  • Владимир Соколов — один из лучших советских кларнетистов

Оркестровый бубен 2 Валто́рна (от нем. Waldhorn — «лесной рог», итал. corno , англ. French horn , фр. cor ) — медный духовой музыкальный инструмент басово-тенорового регистра. Произошла от охотничьего сигнального рога, в оркестр вошла в середине XVII века. До 1830-х годов, подобно другим медным инструментам, не имела вентилей и была натуральным инструментом с ограниченным звукорядом (так называемая «натуральная валторна», которую использовал ещё Бетховен).

Валторна используется в симфоническом и духовом оркестрах, а также как ансамблевый и сольный инструмент. Тембр инструмента несколько грубоватый в нижнем регистре, мягкий и певучий на пиано, светлый и яркий на форте — в среднем и верхнем.

Оркестровый бубен 3 Труба́ (итал. tromba , фр. trompette , нем. Trompete , англ. trumpet ) — медный духовой музыкальный инструмент альтово-сопранового регистра, самый высокий по звучанию среди медных духовых. В качестве сигнального инструмента натуральная труба использовалась с древнейших времён, примерно с XVII века вошла в состав оркестра. С изобретением механизма вентилей труба получила полный хроматический звукоряд и с середины XIX века стала полноценным инструментом классической музыки. Инструмент обладает ярким, блестящим тембром, используется как сольный инструмент, в симфоническом и духовом оркестрах, а также в джазе и других жанрах.

Оркестровый бубен 4 Барабан – ударный инструмент, представляющий собой полую чашу или цилиндр, на который натянута кожа. Звук создают вибрации кожи либо под ладонями исполнителя, либо производимые колотушками или палочками

Оркестровый бубен 5

Тарелки – пример ударных инструментов. На тарелках играют с древних времен, ими пользовались во многих странах мира. Звуки извлекают, ударяя одной тарелкой о другую.

Оркестровый бубен 6

Саксофон был изобретен Адольфом Саксом в 40-х гг. ХIХ в. Саксофоны делают из металла, у них есть трубка (как у кларнета).

Они принадлежат к духовым язычковым инструментам. Существует семь разновидностей саксофона – от маленького сопранино до баритонового, издающего самые низкие ноты. Именно этому инструменту отчасти обязана своим успехом джазовая музыка.

Основной жанр военной музыки — строевой марш. Его разновидности — походный, или «скорый», парадный, или «для торжественного прохождения», колонный, фанфарный, встречный, похоронный, а также марш конц. типа.

Репертуар В. о. складывается из пьес служебно-строевого назначения (походные, встречные, похоронные марши, музыка воинского церемониала — вечерняя заря, развод караулов), конц. пьес и развлекательной музыки (танцы, пьесы лёгкой, т.н. садовой, музыки — фантазии, рапсодии, попурри, увертюры).

Многие марши, вальсы, польки, мазурки и др. пьесы посвящались конкретным боевым эпизодам военной истории, отражали в обобщённо-героических или лирических образах патриотические идеи и имели условные названия — девизы, русские марши: «Вступление в Париж», «Бой под Ляояном», «Мукден», «Геок-Тепе» (крепость, завоёванная М. Д. Скобелевым), «Герой», «Триумф победителей», «Тоска по родине», «Товарищи по оружию», «Прощание славянки»; вальсы: «На сопках Маньчжурии», «Амурские волны», мазурка «Уланы» и т.д. Ряд маршей носит название воинских частей или родов войск, которым они посвящены: Преображенский марш, марш Печорского полка, Колонный марш 14-го Гренадерского (Грузинского) полка, Егерский марш. Концертная В. м., менее богатая оригинальными пьесами для духового ансамбля, ассимилирует произведения симфонической, оперной, хоровой и вокальной музыки, особенно военно-героического батального характера. Развивая прогрессивные национальные традиции русской В. м. и наполняя их новым содержанием, советский композиторы активно работают в области В. м. Обогащению В. м. музыкальными композициями, специально написанными для духовых оркестров, способствовали такие крупные музыканты, как Р. М. Глиэр («Марш Красной Армии», 1924), С. Н. Василенко («Походный марш Красной Армии», 1929), M. M. Ипполитов-Иванов, Н. Я. Мясковский («Походный торжественный марш» и «Драматический марш», 1931), Д. Д. Шостакович («Торжественный марш», 1940), С. С. Прокофьев (Марш ор. 99) и др. Наряду с маршевыми композициями концертного характера создавались строевые марши (сочинения Н. П. Иванова-Радкевича, Ю. А. Хайта, В. С. Рунова, С. А. Чернецкого и др.).

Многие марши написаны на национальные темы народов СССР (марши А. И. Хачатуряна, А. В. Затаевича, А. М. Сатяна, Н. К. Чемберджи, Д. Ф. Салиман-Владимирова и др.).

Советские композиторы создали значительное количество произведений крупной формы для духовых оркестров (19-я симфония и Драматическая увертюра Мясковского, 5-я симфония Иванова-Радкевича, 4 симфонии Кожевникова, Пассакалия и фуга Макарова, «Поэма о Сталинградской битве» и симфония «Мужество» Дзегеленка, красноармейские сюиты Кручинина, концертные увертюры, рапсодии, фантазии, сюиты разл. композиторов).

Значительное развитие получила концертная литература для отдельных духовых инструментов. В репертуар современных военных духовых оркестров входят переложения симфоний и симфонических произведений Д. Д. Шостаковича, С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна, Д. Б. Кабалевского и других, а также фрагментов из классических и современных опер и балетов. Современный военный духовой оркестр среднего состава в армии обеспечивает подлинно художественное раскрытие крупных произведений. Сложность репертуара современных военных оркестров, высокие требования, предъявляемые к его исполнению, вызвали необходимость подготовки военных дирижёров на базе высшего музыкального образования (Воен. ф-т при Московской консерватории), а также специальной подготовки военных музыкантов.

Каждый год в начале сентября в Москве на Красной площади проходит Международный военно-музыкальный Фестиваль «Спасская башня» — парад подразделений почетной охраны глав государств и лучших российских и зарубежных военных оркестров.

Фестиваль «Спасская башня» проводится в соответствии с поручением Президента Российской Федерации и под патронатом Общественного совета, возглавляемого Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.Д. Жуковым.

Фестиваль традиционно проводится в период празднования Дня города Москвы и длится пять дней.

«Спасская башня» — это крупнейший проект из когда-либо реализовывавшихся на Красной площади Москвы и одно из самых ярких событий культурной жизни России.

Благодаря Фестивалю, послами мира становятся военные музыканты, представляющие всё разнообразие национальных, творческих и армейских традиций планеты.

Фестиваль «Спасская башня» – это захватывающее дух музыкально-театрализованное представление. Это грандиозное «сражение» оркестров армий разных стран за любовь и восторги зрителей, которое разворачивается на фоне величественных стен Кремля. Органичное сочетание военной, классической, народной и эстрадной музыки, парадные дефиле военных оркестров и танцевальные шоу, показательные выступления с оружием, лазерные и пиротехнические эффекты – всё это делает фестиваль одним из самых ярких и запоминающихся зрелищ года.

Но «Спасская башня» – это не только ослепительное шоу. Это тщательно «настроенный» инструмент международного культурного обмена. Фестиваль собирает лучшие творческие и музыкальные коллективы самых разных стран. Каждый из них, обладая свойственным только ему неповторимым национальным колоритом, на универсальном языке музыки вносит свой вклад во взаимопонимание между нациями. Символично, что благодаря фестивалю, послами мира и взаимного уважения народов становятся именно военные музыканты, представляющие всё разнообразие национальных, творческих и армейских традиций планеты.

Многие из этих традиций уходят в прошлое на столетия. Поэтому фестиваль неизбежно оказывается в контексте Истории, в первую очередь, истории военной музыки и вдохновленных ею побед. В репертуаре фестиваля — великолепные образцы маршевой музыки, с которыми неразрывно связаны важнейшие страницы отечественной и мировой истории.

Фестиваль раскрывает и представляет огромную историческую роль этой музыки, с первых нот вызывающей у слушателей прилив подлинной гордости за свою Родину.

Фестиваль возрождает и еще одну традицию – традицию открытых выступлений духовых оркестров. По-настоящему праздничная и вдохновляющая музыка в исполнении мировых звезд звучит в дни фестиваля на площадях и улицах российской столицы. Благодаря большой благотворительной программе фестиваля в стороне от праздника не остается никто.

Оркестровый бубен 7

История международного Санкт-Петербургского Фестиваля берет начало в 1996 году. Тогда оркестры выступили в Александровском зале государственного Эрмитажа, в Летнем саду, в парках Екатерининского дворца Пушкина, открыв сезон фонтанов в Петергофе. Выступления этих оркестров поистине достойны книги рекордов Гиннеса — 1500 музыкантов прошли по Невскому проспекту, и выступили на Дворцовой площади. Праздник удался на славу! В дни Фестиваля город звенел серебром труб и сверкал начищенными инструментами. Военные музыканты показали самый высокий уровень исполнительской культуры, которым, впрочем, всегда отличались представители Петербургской школы. На площадях и улицах города звучала музыка самых разнообразных жанров. Музыканты и все гости Фестиваля воочию убедились в том, что музыка духовых оркестров по-прежнему широко популярна, находит отклик в сердцах современного слушателя, независимо от возраста и социального статуса.

Главная особенность Фестиваля военных духовых оркестров — красота и грандиозность шоу, а также оригинальный репертуар. На фестивале, помимо традиционных маршей, звучат песни минувших лет.

Фестиваль является незабываемым музыкальным праздником для горожан и гостей города, с восхитительными концертами на открытых площадках исторического центра города, с грандиозным шествием по Невскому проспекту и заключительными феерическими гала-концертами в спортивных комплексах и концертных залах Санкт-Петербурга. Это неповторимое музыкальное шоу, которое собирает на одной сцене представителей многих стран, великолепная техника и потрясающее исполнительское мастерство создают особую атмосферу праздника для петербуржцев и гостей города. Фестиваль привлекает внимание различных кругов населения и способствует воспитанию патриотических чувств и уважения к одному из важнейших социальных институтов государства — Вооруженным силам.

На протяжении нескольких лет в Фестивалях военных духовых оркестров принимали участие оркестры из Австрии, Англии, Бельгии, Германии, Италии, Турции, Финляндии, Швейцарии, Молдовы, Украины и других стран. Наряду с зарубежными оркестрами в Фестивале ежегодно участвовали ведущие военные духовые оркестры Москвы и Санкт-Петербурга.

Военная музыка имеет большую историю. Она прошла очень долгий путь развития от языческих танцев до современного военного оркестра с множеством правил и законов. Военная музыка и военные оркестры выполняют важнейшую функцию в жизни страны и армии: они поддерживают боевой дух солдат, сплачивают коллектив, дают надежду. Фестивали – это настоящий праздник для людей и возможность показать свое мастерство для солдат.

Созданная в армии и для армии военная музыка России стала уникальным явлением в музыкальной культуре страны.

1. Губарев И., Духовой оркестр, М., 1963

2. Матвеев В., Русский военный оркестр, М.-Л, 1965

3. Музыкальный энциклопедический словарь, 1990

4. «Военная музыка России», Воениздат, 2007, Москва

5. OXFORD Большая энциклопедия школьника, «Росмэн», 2001

6. http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница

7. http://www.kremlin-military-tattoo.ru/

8. http://marsches.zbord.ru/viewforum.php?f=1

Серебряные Георгиевские серебряные трубы

Некоторые рода войск (например, артиллерия или саперы) не имелизнамен. Зато необходимой принадлежностью почти всех воинских частей служили трубы, рожки и барабаны, которыми подавались сигналы в походах. И вот возник обычай награждать отличившиеся в сражениях части серебряными трубами, которые позже стали называть Георгиевскими серебряными трубами. В 1762 году Екатерина II, получив престол Российской империи и желая расположить к себе армию, повелела изготовить для отличившихся при взятии Берлина полков серебряные трубы. На них сделали надпись: «Поспешностью и храбростью взятие города Берлина. Сентября 28 дня 1760 года».

Георгиевские серебряные трубы появились в 1805 году. И те и другие обвивались Георгиевской лентой с кистями из серебряной канители, а на раструбе Георгиевских труб укреплялся еще знак ордена Святого Георгия. Большинство труб имели надписи, иногда довольно пространные. Последней надписью заграничного похода русской армии на трубе 33-го егерского полка была следующая: «Отличие при штурме Монмартра 18 марта 1814 года».

Постепенно установился определенный порядок в получении наградных труб. В кавалерии серебряные трубы бывали длинными и прямыми, а в пехоте – фигурными и несколько раз согнутыми. Пехота получала две трубы на полк, а кавалерия имела одну в каждом эскадроне и одну для штаб-трубача.

ВОЕННЫЙ ОРКЕСТР — дух. оркестр, являющийся штатным подразделением воинской части (см. Духовой оркестр).

В Сов. Армии В. о. существуют в строевых частях и соединениях (в полках, дивизиях, на кораблях), при воен. учебных заведениях и воен. академиях, при штабах воен. округов.

Основой В. о. является группа медных дух. инструментов — саксгорнов. В неё входят корнеты in В, альты in Es, тенора и баритоны in В, басы in Es и in В (в нек-рых В. о. альты заменяются валторнами in Es).

Кроме того, типовой состав полкового оркестра Сов. Армии (т.н. средний смешанный состав) включает группу деревянных дух. инструментов: флейту, кларнеты in В, а также валторны in Es или in F, трубы in В, тромбоны, ударные инструменты, малый и большой барабаны и тарелки. В оркестрах увеличенного состава (т.н. большой смешанный состав) имеются, кроме того, гобои, фаготы, кларнет in Es, литавры, иногда саксофоны и струн. контрабасы, а группа валторн, труб и тромбонов представлена большим числом инструментов.

В отличие от симф. оркестра, составы В. о. полностью не унифицированы; в армиях разных стран применяются разл. комбинации перечисленных выше инструментов. В оркестрах франц. армии издавна преобладали деревянные дух. инструменты, в нем. армии — медные, в оркестрах амер. армии значит. место занимают саксофоны.

В. о. Сов. Армии и Воен.-Морского Флота комплектуются из квалифицированных проф. воен. музыкантов сверхсрочной службы и из рядовых срочной службы. При многих В. о. имеются муз. воспитанники. Во главе В. о. стоит воен. дирижёр, имеющий высшее муз. образование и являющийся одновременно офицером-командиром.

В числе В. о. Сов. Армии много высокопроф. коллективов (Образцовый оркестр Мин-ва обороны СССР, Образцовый оркестр Воен.-Мор. Флота, образцовые оркестры Воен.-воздушной инженерной академии им. H. E. Жуковского и Военной академии им. М. В. Фрунзе, штабов моcк., ленингр. и др. военных округов).

Репертуар В. о. складывается из пьес служебно-строевого назначения (походные, встречные, похоронные марши, музыка воинского церемониала — вечерняя заря, развод караулов), конц. пьес и развлекательной музыки (танцы, пьесы лёгкой, т.н. садовой, музыки — фантазии, рапсодии, попурри, увертюры).

См. также Военная музыка .

Литература:, П. И. Апостолов

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/vidyi-orkestrov/