Проблематика и поэтика в лирике Ф. Тютчева

Образ души как «царства теней» целостно объединяет в поэтическом мире Тютчева мотив минувшего и тему настоящего, в частности мотив разлуки.

В 1868 году Тютчев писал дочери: «…царство теней, в котором пребывают умершие, находится за пределами здешней жизни, и все еще при жизни мы неизбежно вступаем в это царство всякий раз, чтобы побеседовать с теми, кто находится вдали от нас. Ибо что может быть более бесцветным, неполным и призрачным, чем письмо? А между тем добрая часть нашей жизни проходит в этом призрачном ее подобии» .

Итак, в восприятии Тютчева именно «царство теней» та сфера личности, которая позволяет сохранить ее постоянные связи, общение со всем дорогим в жизни. Поэтому со временем герой Тютчева перестает испытывать ужас перед грозной бездной ночи («День вечереет, ночь близка, 1851):

Мне не страшен мрак ночной,

Не жаль скудеющего дня,

Лишь ты, волшебный призрак мой,

Лишь ты не покидай меня!

Таким образом, у Тютчева роль душевной действительности как внутренней точки опоры в жизни личности поддерживает присутствие в индивидуальной субъективной реальности отсутствующих для человека в настоящем явлений внешнего мира.

В общем виде у Тютчева стихия индивидуального самосознания нашла воплощение в образе «вещей души» (стихотворение «О, вещая душа моя…»).

Эпитет «вещая» сразу указывает на то, что здесь говорится о душе не как чувственно-образной памяти человека, а как о чем-то другом, достаточно самостоятельном. Показательно и употребление поэтом сравнения «как бы», служащего для специфической цели – выделения точки местоположения самосознания в духовном пространстве человека. У Тютчева сравнение «как бы» показывает многомерность двойственности души, указывает на неразрывность связанных сторон – открытой и скрытой, «дневной» и «ночной», внешней и внутренней, познаваемой и таинственной, конечной и бесконечной, что характерно и для самосознания в целом, и для любого из полюсов его состояний в частности.

Таким образом, «день души» — способность осознания личностью себя как частью объективного мира, где ей доступны гармония и дисгармония, счастье и горе. Поэтому в отличие от дня природы, приносящего «души болящей исцеленье», «день души» бывает «болезненным и страстным».

6 стр., 2713 слов

Урок ИЗО 7 класс Жизнь каждого дня большая тема в искусстве

... жизни. IV.Знакомство с новым материалом. Слово учителя. Человек на протяжении каждого дня производит действия: учится, работает, отдыхает, лечится, играет, танцует, обедает, гуляет … Действия человека явились для многих художников отдельной темой в искусстве. ... большие живые глаза. В ... тени ... в душу сомнение: может быть, никогда не будет он настоящим художником? Испытывая неодолимое влечение к искусству ...

Второй полюс внутренней жизни личности Тютчев обозначает как образ «сна души». У поэта образ сна и его различных состояний (полузабытья, полусна, дремоты, видений) высшие состояния человека. Находясь под их властью, личность и освобождается от всего, угнетающего ее в жизни, и обретает свободу и покой, начинает слышать «пророчески-прощальный глас» («Бессонница», 1829).

При этом «день» и «сон» не выступают по отношению друг к другу изолированно, один находит проявление в другом. Показательна сама противоречивость чувственных стремлений героя в том или ином полюсном состоянии:

Долго звук неуловимый

Звучит над нами в вышине,

И пред душой, тоской томимой,

Все тот же взор неотразимый;

  • Все та ж улыбка, что во сне («Е.Н. Анненковой»).

Итак, в терзающем действии разрозненных сил порождаются бесконечные сомнения, не находящие разрешения. В этом поэт видит не только внутренний источник человеческих страданий, но и самую сущность бытия человека. Тютчевский герой, столкнувшись с бездной собственной души, сознает то, что полное в нее погружение для него губительно, как полное поглощение черным вселенским космосом. Следует отметить, что душа, как Вселенная, таинственна и бесконечна. Поэтому человек находится в одинаковом положении перед внешней и внутренней бездной: в беззащитности и одиночестве. Итак, обращение Тютчева к внутренним сторонам души не способствовало изоляции от реальной жизни, наоборот, это приблизило к познанию главных тенденций души человека.

Как заметила И.В. Петрова, двойственность у Тютчева определяет саму противоречивую природу чувствующей личности, которая проявляет себя «неизбежно и неуничтожимо». Одним из открытий лирики Тютчева стало познание значения этой сущностной двойственности, тютчевского космического сознания, как результата развития индивидуального мировосприятия и мироотношения поэта. Космическое сознание сыграло роль основы, дающей возможности для творческих достижений поэта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, мы можем выделить основные темы поэзии Тютчева: природную и любовную лирику. Следует отметить, что поэт отводил природе первенствующую роль, считая человека не более чем «мыслящим тростником» в природе. Но главное для Тютчева в природной лирике – передача собственных эмоций, которые вызывали в нем те или иные явления природы. Душа поэта как бы сливается с дремотным блаженством природы.

Особое место в творчестве Тютчева занимает любовная лирика. И здесь поэт считал главным передавать эмоции, переживаемые им в ходе чувства любви. Поэт противопоставил две стихии любви – тихий расцвет и бурный разгар страстей. Особенно большого внимания в любовной лирике Тютчева заслуживает «денисьевский цикл», посвященный Е.А. Денисьевой, представляющий своеобразный отчет их взаимоотношений в поэтической форме. Стихи, посвященный этой женщине, поэт продолжал создавать и после ее смерти.

В любовной лирике поэт изображает это чувство как «поединок роковой». Столкнулись два человека, оба любят, но один – эта героиня, любит сильнее. Именно эта сила страсти и губит ее. Герой не скрывает своего малодушия, но в то же время не в силах изменить самого себя. Если она ради любви отказывается от всего, то он не бросает ни одной своей привязанности. Так поэт художественно обрисовал внутренние закономерности развития человеческих чувств, сопоставив их с тенденциями противоречивой природы человека.

3 стр., 1097 слов

Развитие речи. — о В.С. Высоцком «Человек, поэт, актер»

... душу – считал поэт и поэтому нужно говорить о том, что действительно волнует людей. В «Балладе о любви» лейтмотивом проходят ... в Париже повела его к Далай-ламе на прием, чтобы избавить от привычки всем известной. ... Человеком, сохраняя достоинство и духовную ответственность. Нечеловеческая работоспособность и само съедающая неудовлетворенность, неумение играть вполсилы воздавались сторицей. Это полное ...

В создании своей поэзии, будь то лирика природы или любовная лирика, Тютчев опирается на полярные по отношению друг к другу образы — природу, стихию и хаос на одной стороне, и цивилизацию, космос – на другой. Посредством художественных образов Тютчев передает внутренний мир человека. По-Тютчеву, образы внутреннего мира человека – день и ночь.

Ночь – это область жизни, когда в полном составе проявляются ее могущества. День – жизнь с продуманными формами ее устройства.

Итак, индивидуальный внутренний мир – некий психологический космос, содержащий в себе две бездны – ближнюю и дальнюю. Подобная двойственность поэта определяет противоречивую природу чувствующей личности. Главное открытие лирики Тютчева – попытка познать значение этой двойственности.

Невелико литературное наследие Тютчева. К поэтическому творчеству его влекли ограниченный круг переживаний и настроений. Сквозь все его творчество постоянно проходят основные темы, основные образы, складываясь в своеобразные формулы.

Такие особенности творчества наводят на мысль об исключительной связи между его стихотворениями, когда каждое воспринимается на фоне всех остальных. Темы и образы, повторяясь, заставляют искать некий философский смысл, заложенный в них. При таком единстве поэзия Тютчева еще и поэзия контрастов, поэзия романтического дуализма.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/tyutchev-2/

Аксаков И.С. Биография Федора Ивановича Тютчева.- М., 1976.- с. 48.

Берковский Н.Я. Тютчев // Берковский Н.Я. О русской литературе.- Л., 1985.- с. 155-199.

Бухштаб Б.Я. Тютчев // Бухштаб Б.Я. Русские поэты: Тютчев. Фет. Козьма Прутков. Добролюбов.- Л., 1970.- с. 9-75.

Казанович Е.П. Тютчев // Казанович Е.П. Тютчев в своих письмах к Е.К. Богдановой и С.П. Фролову.- Л., 1929.- с. 3.

Козлик И.В. В поэтическом мире Ф.И. Тютчева / Под ред. Н.Е. Крутиковой.- Иваново-Франковск, 1997.- 156 с.

Литературное наследство. Т. 19-21.- М., 1935.- с. 135.

Литературное наследство. Т. 97.- Кн. 1.- с. 343.

Московский вестник.- 1830.- Ч. 1.- с. 115.

Некрасов Н.А. Полное собрание сочинений и писем. Т. 9, М., 1950.- с. 220, 205.

Петрова И.В. Мир, человек, общество в лирике Тютчева.- М., 1976.- с. 38.

Погодин М.П. Воспоминания о Ф.И. Тютчеве // Московские ведомости.- 1873.- № 190.

Русский архив.- 1900. – Кн. 1.- с. 408.

Скатов Н.Н. Некрасов: Современники и продолжатели.- Л., 1970.- с. 137.

Старина и новизна. Кн. 21.- Петербург, 1916.- с. 219.

Тургенев И.В. Полное собрание сочинений и писем. Т. 9.- М., 1950.- с. 220.

Тютчев Ф.И. Стихотворения. Письма.- М., 1980.- с. 428.

Чулков Г.И. Последняя любовь Тютчева.- М., 1928.- с. 56-57.

2 стр., 840 слов

Класс СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ РУССКАЯ ПОЭЗИЯ Мой Маяковский

... личные потери и разочарования. Я ценю гражданское и человеческое мужество поэта. Но мой Маяковский - в стихах о любви: Нежные! Вы любовь на скрипки ложите. Любовь на ... клянусь - люблю неизменно и верно! В 1922 году поэт посвятил несколько стихотворений русской, жила во Франции, Т. Яковлевой, с которой познакомился, находясь в Париже. Это ...

Шеллинг Ф. Философские исследования о сущности человеческой свободы.- Спб., 1908.- с. 57.

Литературное наследство. Т. 19-21.- М., 1935.- с. 135.

Берковский Н.Я. Тютчев // Берковский Н.Я. О русской литературе.- Л., 1985.- с. 155.

Русский архив.- 1900. – Кн. 1.- с. 408.

Московский вестник.- 1830.- Ч. 1.- с. 115.

Погодин М.П. Воспоминания о Ф.И. Тютчеве // Московские ведомости.- 1873.- № 190.

Некрасов Н.А. Полное собрание сочинений и писем. Т. 9, М., 1950.- с. 220, 205.

Тургенев И.В. Полное собрание сочинений и писем. Т. 9.- М., 1950.- с. 220.

Бухштаб Б.Я. Тютчев // Бухштаб Б.Я. Русские поэты: Тютчев. Фет. Козьма Прутков. Добролюбов.- Л., 1970.- с. 16.

Берковский Н.Я. Тютчев // Берковский Н.Я. О русской литературе.- Л., 1985.- с. 158-161.

Чулков Г.И. Последняя любовь Тютчева.- М., 1928.- с. 56-57.

Старина и новизна. Кн. 21.- Петербург, 1916.- с. 219.

Цит. по: Казанович Е.П. Тютчев // Казанович Е.П. Тютчев в своих письмах к Е.К. Богдановой и С.П. Фролову.- Л., 1929.- с. 3.

Бухштаб Б.Я. Тютчев // Бухштаб Б.Я. Русские поэты: Тютчев. Фет. Козьма Прутков. Добролюбов.- Л., 1970.- с. 21.

Тютчев Ф.И. Стихотворения. Письма.- М., 1980.- с. 428.

Аксаков И.С. Биография Федора Ивановича Тютчева.- М., 1976.- с. 48.

Шеллинг Ф. Философские исследования о сущности человеческой свободы.- Спб., 1908.- с. 57.

Бухштаб Б.Я. Тютчев // Бухштаб Б.Я. Русские поэты: Тютчев. Фет. Козьма Прутков. Добролюбов.- Л., 1970.- с. 32.

Бухштаб Б.Я. Тютчев // Бухштаб Б.Я. Русские поэты: Тютчев. Фет. Козьма Прутков. Добролюбов.- Л., 1970.- с. 33.

Там же. С. 36-37.

Бухштаб Б.Я. Тютчев // Бухштаб Б.Я. Русские поэты: Тютчев. Фет. Козьма Прутков. Добролюбов.- Л., 1970.- с. 39-40.

Там же. С. 40-41.

Бухштаб Б.Я. Тютчев // Бухштаб Б.Я. Русские поэты: Тютчев. Фет. Козьма Прутков. Добролюбов.- Л., 1970.- с. 42.

Бухштаб Б.Я. Тютчев // Бухштаб Б.Я. Русские поэты: Тютчев. Фет. Козьма Прутков. Добролюбов.- Л., 1970.- с. 47.

Там же. С. 49.

Берковский Н.Я. Тютчев // Берковский Н.Я. О русской литературе.- Л., 1985.- с. 167-168

Берковский Н.Я. Тютчев // Берковский Н.Я. О русской литературе.- Л., 1985.- с. 196-198.

Берковский Н.Я. Тютчев // Берковский Н.Я. О русской литературе.- Л., 1985.- с. 198-199.

Козлик И.В. В поэтическом мире Ф.И. Тютчева / Под ред. Н.Е. Крутиковой.- Иваново-Франковск, 1997.- с. 95.

Скатов Н.Н. Некрасов: Современники и продолжатели.- Л., 1970.- с. 137.

Козлик И.В. В поэтическом мире Ф.И. Тютчева / Под ред. Н.Е. Крутиковой.- Иваново-Франковск, 1997.- с. 108-110.

Берковский Н.Я. Тютчев // Берковский Н.Я. О русской литературе.- Л., 1985.- с. 167-168

Берковский Н.Я. Тютчев // Берковский Н.Я. О русской литературе.- Л., 1985.- с. 166.

Там же.

Берковский Н.Я. Тютчев // Берковский Н.Я. О русской литературе.- Л., 1985.- с. 179.

Там же. С. 180.

Там же.

Берковский Н.Я. Тютчев // Берковский Н.Я. О русской литературе.- Л., 1985.- с. 181.

Берковский Н.Я. Тютчев // Берковский Н.Я. О русской литературе.- Л., 1985.- с. 182-183.

Бухштаб Б.Я. Тютчев // Бухштаб Б.Я. Русские поэты: Тютчев. Фет. Козьма Прутков. Добролюбов.- Л., 1970.- с. 31.

Козлик И.В. В поэтическом мире Ф.И. Тютчева / Под ред. Н.Е. Крутиковой.- Иваново-Франковск, 1997.- с. 80.

2 стр., 817 слов

Эссе по литературе русская земля славится талантами

... дано. Иначе здесь, может и большой по авторскому смыслу и таланту скульптор, не неся типологического расового смысла, ... Великого и колокольней Рогожского Кладбища созданной накануне нашей Русской Катастрофы начала XX века. Здесь, вкупе, Архитектура, Скульптура ... группа людей стоящая буквально на земле. И всеобщий визг восторга плебейской либеральной прессы по поводу «демократизма», приближения героев ...

Литературное наследство. Т. 97.- Кн. 1.- с. 343.

См. Козлик И.В. С. 85.

Козлик И.В. В поэтическом мире Ф.И. Тютчева / Под ред. Н.Е. Крутиковой.- Иваново-Франковск, 1997.- с. 90.

Козлик И.В. В поэтическом мире Ф.И. Тютчева / Под ред. Н.Е. Крутиковой.- Иваново-Франковск, 1997.- с. 81.

Петрова И.В. Мир, человек, общество в лирике Тютчева.- М., 1976.- с. 38.

См. Козлик И.В. С. 81.

5