Леонардо да Винчи – гениальный итальянский художник, ученый и инженер, один из виднейших представителей искусства и науки эпохи Возрождения. И.П. Павлов об этом времени писал: «Прорвавшейся страстью дышит период, недаром названный эпохой Возрождения, период начала свободного художества и свободной исследовательской мысли в новейшей истории человечества.»
Леонардо да Винчи родился в 1452г. в селении Анкиано, около города Винчи, у подножия Албанских гор, на полпути между Флоренцией и Пизой. Как художник сложился во Флоренции – крупнейшем промышленном и культурном центре Италии XV века, где получили блестящий расцвет новые гуманистические идеи и реалистическое искусство. Его отец, зажиточный нотариус, переселившись до 1469 года с семьей во Флоренцию, отдал своего сына в обучение к знаменитому скульптору и живописцу А. Верроккьо. Исключительная одаренность будущего великого мастера проявилась очень рано. Одновременно Леонардо занимался музыкой, прекрасно играл на лире и «божественно пел импровизации». Однако рисование и лепка больше всего волновали его воображение. И очень скоро он затмил своего прославленного учителя.
Помимо известных всему миру полотен и скульптур, Леонардо оставил людям удивительные рукописи, которые и сегодня еще изумляют объемом содержащихся в них знаний и открытий. Леонардо да Винчи занимался математикой (по словам Вазари, он уже в детстве настолько преуспел в арифметике, что своими вопросами ставил в затруднительное положение преподавателей), гидромеханикой, геологией и физической географией, метеорологией, химией, астрономией, ботаникой, а также анатомией и физиологией человека и животных. Им написаны такие работы как: «О летании и движении тел в воздухе», «О свете, зрении и глазе».
Труды Леонардо представляют собой дневники или рабочие тетради. Полностью преобразовать и систематизировать свои рукописи Мастер не успел. Все записи Леонардо сопровождаются гениальными рисунками. «О писатель, какими словами опишешь ты цельное изображение с таким же совершенством, как это сделано здесь, на рисунке?».«Но я напоминаю тебе, чтобы ты не запутывался в словах, если ты не обращаешься к слепцам, или если ты все-таки хочешь демонстрировать словами для ушей, то говори о вещественных или естественных предметах и не запутывайся в вещах, относящихся к глазам, заставляя их входить в уши, ибо ты будешь далеко превзойден творением художника».
Поскольку труды Мастера представляют собой дневники, то записи в них весьма своеобразны. Это – своего рода диалоги с воображаемым собеседником, диалоги, в которых Леонардо отстаивает свое мнение, приводя веские доказательства; также в рукописях содержаться указания Мастера самому себе и рассуждения, которые можно напрямую связать с философией. Мастер высоко ценил опыт, так как практически обучался всему самостоятельно, изучал книги и проверял свои теории на практике. «…каждый инструмент должен быть сделан на основе опыта». Природное дарование дает человеку возможность достичь намеченной цели. Во всех вопросах, которые рассмотрел Мастер, прослеживается поиск единственного, верного ответа. Леонардо да Винчи считал, что к истине можно придти, руководствуясь только логикой и научными наблюдениями. Мастер не признавал «умозрительных» теорий. В основу всего, в том числе самого познания, он ставил такую науку, как математика: «…ни одно человеческое исследование не может назваться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства».
Леонардо да Винчи
... учителя тут не видно, но художественное развитие Леонардо было бы немыслимым без многогранного наследия Верроккьо. Глава 2. Творчество. 2.1 Творческий путь Пьеро да Винчи придумал очень хорошо, решив ... из верроккьевской мастерской. Именно здесь началось формирование творческой индивидуальности Леонардо. В 1472 году Леонардо записался в качестве мастера в Цех живописцев. Это означало, что по крайне ...
Обширны и разнообразны интересы мастера к книгам, среди прочих авторов он изучал Авиценну (Ибн Сину), Аристотеля, Архимеда, Цельса, а приступив к анатомированию, ознакомился с трудами Галена и Гиппократа.
Леонардо да Винчи – художник
Среди всех искусств да, пожалуй, среди всех дел человеческих Леонардо ставит на первое место живопись. Ибо, указывает он, живописец является «властелином всякого рода людей и всех вещей». Это – неотразимое свидетельство глубокой убежденности одного из величайших живописцев, когда-либо живших на свете, в величии и всепокоряющей мощи своего искусства.
Мир познается через чувства, а глаз – повелитель чувств. «Глаз, – пишет он, – есть око человеческого тела, через которое человек глядит на свой путь и наслаждается красотой мира. Благодаря ему душа радуется в своей человеческой темнице, без него эта человеческая темница – пытка».
«Между живописцем и поэтом, — пишет еще Леонардо, — такая же разница, как между телами, разделенными на части, и телами цельными, ибо поэт показывает тебе тело часть за частью в различное время, а живописец – целиком в одно время».
А музыка? Опять категорический ответ Леонардо: «Музыку нельзя назвать иначе, как сестрой живописи, ибо она есть предмет слуха, второго чувства после зрения… Но живопись превосходит музыку и повелевает ею, потому что не умирает сразу же после своего возникновения, как несчастная музыка».
Но всего этого мало. Живопись, величайшее из искусств, дает в руки того, кто подлинно ею владеет, царственную власть над природой. Для Леонардо живопись – высшее деяние человеческого гения, высшее из искусств. Это деяние требует и высшего познания. А познание дается и проверяется опытом.
И вот опыт открывает Леонардо новые просторы, дали, до него не изведанные в живописи. Он считает, что математика – основа знания. И каждая его живописная композиция плавно вписывается в геометрическую фигуру. Но зрительное восприятие мира не исчерпывается геометрией, выходит за ее рамки.
Ему открылась неустойчивость, текучесть видимого мира. Это открытие Леонардо имело для всей последующей живописи огромное значение. До Леонардо очертания предметов приобретали в картине решающее значение. Линия царила в ней, и потому даже у величайших его предшественников картина кажется подчас раскрашенным рисунком. Леонардо первый покончил с незыблемостью, самодовлеющей властью линии. И назвал этот переворот в живописи «пропаданием очертаний». Свет и тени, пишет он, должны быть резко разграничены, ибо границы их в большинстве случаев смутны. Иначе образы получатся неуклюжими, лишенными прелести, деревянными.
Основы монументально-декоративной живописи в европейском искусстве
... но и находить эквивалентные жизнестойкие формы. 1.1 Монументально-декоративная живопись в Европе Монументальная живопись - род искусств, пластических охватывает широкий круг произведений, создаваемых для ... и пещерное ритуальное искусство (мегалитические и тотемные сооружения). Искусство Древнего мира в целом, так и наиболее выразительные образцы монументального искусства Древней Индии, Древнего ...
«Дымчатая светотень» Леонардо, его знаменитое «сфумато» – это нежный полусвет с мягкой гаммой тонов молочно-серебристых, голубоватых, иногда с зеленоватыми переливами, в которых линия сама становится как бы воздушной.
Масляные краски были изобретены в Нидерландах, но таящиеся в них новые возможности в передаче света и тени, живописных нюансов, почти незаметных переходов из тона в тон были впервые изучены и до конца исследованы Леонардо.
Исчезли линеарность, графическая жесткость, характерные для флорентийской живописи кватроченто. Светотень и «пропадающие очертания» составляют, по Леонардо, самое превосходное в живописной науке. «Мадонна в гроте» (Париж, Лувр) – первое вполне зрелое произведение Леонардо – утверждает торжество нового искусства. Свет и тени создают в картине некое неповторимое настроение. Взгляд невольно уносится в ее глубины, в манящие просветы среди темных скал, под сенью которых нашли приют фигуры, созданные Леонардо. И тайна, леонардовская тайна, сквозит и в их лицах, и в синеватых расщелинах, и в полумраке нависших скал. С большим изяществом и мастерством расписаны ирисы, фиалки, анемоны, папоротники, всевозможные травы.
«Разве ты не видишь, – поучал Леонардо художника, – как много существует животных, деревьев, трав, цветов, какое разнообразие гористых и ровных местностей, потоков, рек, городов…»
Потерянные шедевры
Гасконские стрелки Людовика XII, захватив Милан, безжалостно расправились с великим творением Леонардо: потехи ради расстреляли гигантскую глиняную модель конной статуи миланского герцога Франческо Сфорца, отца Людовико Моро. Эта статуя так и не была отлита в бронзе, потребовавшейся на пушки. Но и модель ее поражала современников. Погибло и другое великое творение Леонардо – «Битва при Ангиари», над которой он работал позднее, вернувшись во Флоренцию.
Ему и другому гению Возрождения Микеланджело было поручено украсить зал Совета пятисот во дворце Синьории батальными сценами во славу побед, некогда одержанных флорентийцами. Картоны обоих вызвали восторг современников и были признаны знатоками «школой для всего мира». Но картон Микеланджело, прославляющий выполнение воинского долга, показался флорентийцам более отвечающим патриотическому заданию. Совсем иные мотивы увлекали Леонардо. Но и их воплощение не было им доведено до конца. Его новые, слишком смелые эксперименты с красками опять не дали желаемого результата, и, видя, что фреска начала осыпаться, он сам бросил работу. Картон Леонардо тоже не дошел до нас. Но в следующем столетии Рубенс, восхитившись этой батальной сценой, воспроизвел ее центральную часть.
Это – клубок человеческих и конских тел, сплетенных в яростной схватке. Смертоносную стихию войны во всем ужасе беспощадного взаимного уничтожения – вот что пожелал запечатлеть в этой картине великий художник. Изобретатель страшнейших орудий «для причинения вреда», он возмечтал показать в живописи ту «цепную реакцию» смерти, которую может породить воля человека, охваченная тем предельным ожесточением, которое Леонардо называет в своих записках «животным безумием».
Жизнь в постоянном страхе, или кто такие футлярные люди. «Футлярные ...
... всего - образ жизни «невесты». Кто такие футлярные люди? Те, кому не понять других в силу своей отрешенности. Варенька любит кататься на велосипеде с братом. ... человеческой души. Художник слова пытается разобраться, осталась ли духовность в русском человеке, есть ли искренность, отзывчивость? Или главным стали деньги, жестокость, черствость и непонимание? Последние качества характерны людям «в ...
В поисках истины
Герцен очень хорошо сказал о подвижниках юной науки эпохи Возрождения, которые в борьбе с пережитками средневековья открыли человеческому уму новые горизонты: «Главный характер этих великих деятелей состоит в живом, верном чувстве тесноты, неудовлетворенности в замкнутом круге современной им жизни, во всепоглощающем стремлении к истине, в каком-то даре предвидения».
Здесь каждое слово применимо к Леонардо да Винчи. Некоторые исследователи его жизни испытывали подчас смущение. Как этот гений мог предлагать свои услуги и собственной родине – Флоренции, и ее злейшим врагам? Как мог служить при этом Цезарю Борджиа, одному из самых жестоких властителей того времени? Не нужно затушевывать этих фактов, хотя сложность и шаткость политического устройства тогдашней Италии как-то объясняют такую неустойчивость Леонардо. Но этот же человек искренними словами, так определял сам цели и возможности, открывающиеся тому, кто того достоин: «Скорее лишиться движения, чем устать… Все труды не способны утомить… Руки, в которые подобно снежным хлопьям, сыплются дукаты и драгоценные камни, никогда не устанут служить, но это служение только ради пользы, а не ради выгоды…»
Он знал, что природа сделала его творцом, первооткрывателем, призванным послужить мощным рычагом тому процессу, который мы ныне называем прогрессом. Но чтобы полностью проявить свои возможности, ему надлежало обеспечить для своей деятельности наиболее благоприятные условия в уделенный ему для жизни срок. Вот почему он стучался во все двери, предлагал услуги каждому, кто мог помочь ему в его великих делах, угождал и «своим», итальянским тиранам, и чужеземным государям; когда надо было – подлаживался под их вкусы, ибо взамен рассчитывал на поддержку в своем действенном и «всепоглощающем стремлении к истине».
Так случилось уже в ранний период деятельности Леонардо да Винчи. Флоренция того времени не дала ему того, на что он мог рассчитывать. Лоренцо Великолепный и его двор превыше всего ценили живопись Боттичелли. Мощь и свобода Леонардо смущали их своей новизной. А замыслы его в градостроительстве и инженерном деле казались слишком смелыми, несбыточными. Лоренцо более всего ценил в Леонардо музыканта, действительно наслаждаясь его игрой на лире.
Леонардо обращается к другому властителю – Людовику Моро, который правит Миланом. Милан ведет в это время войну с Венецией. И потому Леонардо в первую очередь старается убедить миланского герцога, что может быть полезен ему в военном деле.
Леонардо постоянно рисовал и записывал. До нас дошло около семи тысяч страниц, покрытых записями или рисунками. Один из первых исследователей этих рукописных сокровищ отмечал в изумлении: «Здесь есть все: физика, математика, астрономия, история, философия, новеллы, механика. Словом – это чудо, но написано навыворот, так дьявольски, что не один раз я тратил целое утро, чтобы понять и скопировать две или три странички».
Как уже отмечалось Леонардо вел свои записи в форме диалогов, но необходимо отметить и следующие любопытные факты: дело в том, что Леонардо писал справа налево, так что читать его труды нужно в зеркале. По некоторым свидетельствам, он был левшой, по другим – одинаково владел обеими руками. Как бы то ни было, такое его письмо еще более усугубляет тот ореол таинственности, которым он окружал себя и которым отмечено все его творчество. Писал Леонардо живым, сочным, образным, порой простонародным итальянским языком.
Леонардо да Винчи как художник и ученый
... художника и ученого и на его выбор жизненного пути; .Показать значение творчества и научных открытий Леонардо да Винчи для его родной страны и для мира в целом; .Выявить в Леонардо да Винчи ... о человек и эпохе. Из множества событий, свидетельств, интересных деталей умело выбирает такие факты, которые позволяют воссоздать характерные черты Леонардо, его жизнь, его творчество. Дживелегов - мастер ...
Леонардо угадал многое, что не знали еще люди, которые в XIX в. стали изучать его записи. Он знал, что человек полетит, и сам, по-видимому, рассчитывал совершить полет с Монте Чечери (горы Лебедя).
«Идеальный город» – одна из тем многих рисунков и записей Леонардо. В таком городе, указывал он, улицы должны быть проложены на разных уровнях, причем только по нижним будут ездить повозки и прочие грузовые телеги, а от нечистот город будет очищаться по подземным проходам, проложенным от арки до арки.
Любопытство его было безгранично. Он доискивался причины всякого явления, даже незначительного, ибо и такое могло открыть новые просторы познанию. Каковы же были результаты всех этих вопросов, наблюдений упорнейших поисков причины и следствия, разумного основания, т.е. закономерности явлений?
Леонардо первым сделал попытку определить силу света в зависимости от расстояния. Его записки содержат первые возникшие в человеческом уме догадки о волновой теории света.
Найденные им, подчас на высоких горах, остатки морских животных явились для него доказательством перемещения суши и моря, и он первый категорически отверг библейское представление о времени существования мира.
Леонардо вскрывал трупы людей и животных, и его многочисленные анатомические записи очень точны и беспримерно глубоки по познаниям. Он первый определил число позвонков в крестце у человека. Он хотел знать, как начинается и как кончается жизнь, и проделывал опыты с лягушками, у которых удалял голову и сердце, и прокалывал спинной мозг. А некоторые его зарисовки фиксируют биение сердца свиньи, проколотого длинной шпилькой.
Его интересовала подвижность человеческого лица, отражающая подвижность человеческой души, и он стремился изучить во всех подробностях эту подвижность. Он писал: «Тот, кто смеется, не отличается от того, кто плачет, ни глазами, ни ртом, ни щеками, только бровями, которые соединяются у плачущего и поднимаются у смеющегося».
Но, изучая человека как анатом, как философ, как художник, как относился к нему Леонардо? В своих записках Леонардо дает исчерпывающий ответ на этот вопрос: «И если найдутся среди людей такие, которые обладают добрыми качествами и достоинствами, не гоните их от себя, воздайте им честь, чтобы не нужно им было бежать в пустынные пещеры и другие уединенные места, спасаясь от ваших козней!»
Леонардо да Винчи – анатом
Леонардо да Винчи – основатель динамической анатомии как науки. После смерти Галена за 13 веков не появилось почти ни одного нового исследования о строении человеческого тела. Учение Галена и Гиппократа превратилось в догму. Вопросами анатомии Мастер занимался всю свою жизнь.
Занимаясь анатомией, Леонардо отпрепарировал около 30 трупов, что позволило ему досконально изучить и зарисовать строение человеческого тела. Изучая особенности мужского и женского организма, Мастер попутно пытался понять все те сложные процессы происходящие в организме человека. Леонардо хотел постичь человека полностью: «…начинай свою Анатомию с совершенного человека, затем сделай его стариком и менее мускулистым, затем продолжай, обдирая его постепенно вплоть до костей. А младенца ты сделаешь потом, вместе с изображением матки». Леонардо полностью проследовал данному самому себе предписанию, более того, он изучил также анатомию некоторых животных, сопоставляя ее со строением человеческого тела. Человека Мастер назвал «первым животным из животных».
Почему осторожный человек наступил на сердце Данко, чего он боялся?
... по поводу смысла жизни. Данко – символ высокой нравственности. «Осторожный человек» не только сам не способен на подвиг, но и трепещет перед ослепительным сиянием чужого героизма. Почему осторожный человек наступил на сердце Данко, чего он боялся?
Первые анатомические наблюдения Леонардо близки и созвучны наблюдениям Авиценны, а последние его работы стоят ближе к исследованиям Везалия.
Изготавливая собственноручно препараты, Мастер вводил новые методы в изучение органов. Им была изобретена модель из стекла для изучения клапанов сердца. Именно Леонардо стал первым делать распилы костей вдоль и поперек, первым определил пропорции скелета.
Динамическая анатомия – изображение органов в разных ракурсах. Свои рисунки, изображающие органы в разных положениях, Леонардо именовал dimonstrazioni. «Я рисую много изображений для того, чтобы ты мог видеть многие отдельные случаи, которые подчинены одинаковым правилам».
Ни одному органу человека (за исключением глаза) Леонардо не посвятил столько текстов, как сердцу. «Чудесное орудие, изобретенное верховным художником», — так отозвался Мастер о сердце человека. Необходимо отметить, что Леонардо испытывал большие трудности, описывая тот или иной орган, так как в то время еще не было сложившейся терминологии.
По Галену артерии берут начало в сердце, но начало вен находится в печени, где образуется кровь. Сохранив галеновское представление об образовании крови в печени, Мастер отверг его представление о том, что вены берут начало в этом органе, вернувшись к более правильному представлению Аристотеля и далее развив его. Леонардо правильно дал оценку сердцу как плотному мышечному органу, который питают артерия и вена. Леонардо да Винчи был противником теории двух желудочков, он совершенно верно полагал, что клапаны (именно так он их называл), делят сердце на четыре отдела. «…сердце имеет четыре желудочка, а именно – два верхних, называемых ушками сердца, и два нижних, называемых правым и левым желудочком…». Леонардо верно заметил, что толщина правой и левой частей сердца неодинаковы. Он сделал правильный вывод о том, что сердце не нуждается в уравновешивании, но не смог объяснить истинных причин данного явления, так как не имел понятия о замкнутой системе кровообращения.
Сокращение сердца, по мнению Мастера, серия приливов и отливов – так Леонардо описывал процессы сокращения и расслабления. Ошибочным было предположение о том, что за счет сокращения сердца кровь разогревается, а за счет легких освежается: «…не будь его помощи (легкого), кровь стала бы настолько горячей, что удушила бы сердце и лишила его жизни…».
Пытаясь связать строение сердца с его функциями, Леонардо выдвигает следующую теорию: одна камера – одна функция; много камер – много функций (прилив, отлив).
Мастер правильно выделил наличие трехстворчатого клапана. Совершенно правильно Леонардо указал на функцию сухожильных хорд, которые не дают клапанам вывернуться.
Анатомические рукописи представляют собой высказывания, одни из которых сегодня, много столетий спустя, наука утвердила, а другие опровергла. Так, правильное утверждение о трехстворчатом клапане соседствует с совершенно несуразной теорией о крови. По Леонардо, кровь состоит из тонкой части и грубой, которая остается в сердце на всю жизнь. Именно наличием второго компонента Леонардо объясняет перерождение сердца у стариков. Но несмотря на многие ошибки, все же не следует уменьшать значение работ Леонардо да Винчи для развития анатомии: «…я открываю людям происхождение первой (а может быть второй) причины их бытия…».
Леонардо да Винчи: ученый и изобретатель
... жизни и деятельности, как ученого, так и человека искусства, актуальна и сейчас. возрождение леонардо ученый изобретатель наследие 1. БИОГРАФИЯ 1.1 Детство Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в ... Vinci, то есть «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи». 1.2 Мастерская Верроккьо В 1466 Леонардо да Винчи поступает в мастерскую Верроккьо подмастерьем художника. Мастерская Верроккьо находилась в ...
Заключение: Леонардо о медицине и гармонии жизни
Будучи выдающимся ученым, Мастер весьма скептически относился к медицине, видя многих неумелых и невежественных лекарей. Вот почему он призывает человека оберегать свое здоровье и не надеяться на чужую помощь: «…научись сохранять здоровье, что тебе тем более удастся, чем более будешь беречься врачей, ибо составы их – вид алхимии, о которой написано книг не меньшее число, чем о медицине…».
Но, несмотря на негативное отношение к врачам, Мастер дает правильную характеристику медицине как науке: «Медицина есть восстановление согласия стихий, утративших взаимное равновесие; болезнь есть перестроение стихий, соединенных в живом организме…».
«Не оборачивается тот, кто устремлен к звезде», — эта фраза была, по-видимому, девизом в жизни Мастера. Леонардо посвятил свою жизнь познанию мира. Ум должен стремиться к знаниям. Мастер уважал свой труд и учил любого человека любить творение рук своих, совершенствоваться, стремиться к своей цели – своей звезде.
«…любящий движется любимой вещью, как ощущение ощущаемым, и собой соединяет и становится вещью единой. Произведение – первая вещь, рождающаяся от соединения: если любимая вещь презренна, любящий делает себя презренным. Когда присоединенная вещь к лицу тому, кто соединен с ней, он получает радование и удовольствие, и удовлетворение. Когда любящий соединен с любимым, он покоен. Когда груз лежит, он покоен. Вещь, будучи познана, прибывает с интеллектом нашим…».
Страницы жизни Мастера
14 мая 1452 года – рождение Леонардо.
1457 год – зачислен в список граждан Флоренции.
1464 – 1466 года – поступление в мастерскую Верроккьо. Приобщение к искусству и наукам. Занятие анатомией.
1472 год – внесен в книгу «Товарищество художников» Флоренции.
1483 год – Милан. Работа над конной статуей Франческо Сфорца. Занятие анатомией человека и лошади.
1496 год – Милан. Работа над «Тайной Вечерней».
1500 — 1503 года – работа над «Монной Лизой»
1509 – 1511 года – Павия. Занятия по анатомии с Маркантонио де ля Торе.
1513 год – Рим. Занятия анатомией.
2 мая 1519 года – Франция, Клу близ Амбуаза. Смерть Леонардо да Винчи.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/tvorchestvo-leonardo-da-vinchi-kratko/
1. Леонардо да Винчи «Анатомия. Записи и рисунки» /Перевод с итальянского М.В. Кондратьевой и З.Б. Подкопаевой/, Москва: «Наука», 1965 год
2. Леонардо да Винчи «Избранные естественнонаучные произведения» /Ред., перевод и комментарии В.П. Зубова/ Москва, 1955 год.
Развитие медицины в Казахстане (до XX в.)
... на кожный надрез сухие корочки, снятые с кожных оспин. Магическая медицина проявилась широко в Казахстане в способах диагностики, лечения, предупреждения заболеваний. Чтобы предохранить от болезней на ... науки. 3. Организация медицинской помощи в Казахстане в XIX веке В 1731 году после присоединения младшего жуза к России на территории Казахстана появились врачи Пограничных комиссий. Основной ...
3. Гастев А.А. «Леонардо да Винчи», Москва: «Молодая гвардия», 1982 год
4. Лев Любимов «Искусство Западной Европы», Москва, 1982
[536,0 Кб]
Информация о работе