Проблема воспитания в Русской литературе XVIII века

Заинтересованное в грядущем процветании и благополучии своих граждан, государство не может не уделять самое серьезное внимание воспитанию подрастающего поколения, т.к. пренебрежение к этим вопросам будет иметь весьма драматические последствия. Важно не только дать образование, развить личность ребенка, но и воспитать в нём любовь к Отечеству, желание и потребность работать на благо страны, т.е. сформировать патриотические качества.

В последнее время государство практически не занималось патриотическим воспитанием молодежи, что не замедлило оказать самое негативное влияние на поколение 90-х годов. Проведенные в 98-99 гг. ушедшего столетия социологические исследования показали, что, среди ценностей современных молодых людей, патриотизм и желание работать на благо страны или занимает одно из последних мест или отсутствует вообще. В эту картину вполне вписывается отъезд значительного числа талантливой молодежи за границу в поисках применения своим способностям. Очевидно, что, если не будет изменено отношение к формированию чувства патриотизма, страна уже в ближайшее время ощутит на себе тяжелые последствия такой «педагогической» политики.

Поскольку систему патриотического воспитания придется восстанавливать практически заново, то вполне закономерно обратиться к истокам, к накопленному нашими предками опыту. И здесь необходимо обратить внимание на те проблемы, которые стояли перед просветителями того времени, какие трудности возникали на пути создания новой культуры, противоборствующей с устоявшимися традициями.

Объект исследования курсовой работы – проблема воспитания в русской литературе XVIII века.

Предмет исследования — произведения А.Кантемира, А.Сумарокова, Д.Фонвизина, А.Радищева.

Цель курсовой работы – раскрыть проблемы воспитания в русской литературе XVIII века.

Исходя из целей курсовой работы мной были поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть особенности русской литературы XVIII века,
  • [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/tema-vospitaniya-v-russkoy-literature/

  • выявить основные тенденции в развитии взглядов на воспитание в XVIII веке в произведениях А.

Кантемира, А. Сумарокова, Д. Фонвизина;

14 стр., 6733 слов

Боханов А.Н., Горинов М.М. История России с древнейших времен ...

... политики конца 19 века – начале 20 века. Хронологические рамки:, Исследованность вопроса., Цели и задачи исследования. Соответственно, задачами исследования являются: ... государственному банку принимать в залог русские государственные обязательства. В 1890 г. ... на Балканах. Все большее место во внешней политике России начинает занимать Дальний Восток (в начале XX в. это привело к русско-японской войне). ...

  • рассмотреть проблему воспитания в русской литературе XVIII века на примере комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»;
  • подвести итоги изученного и сделать обобщающие выводы.

В своей работе я использовала следующие методы:

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка использованной литературы.

При исследовании данной темы я опиралась на работы К.В. Пигарева, Г.П. Макогоненко, П.А. Орлова, П.Ф. Подковыркина, Л.И. Кулаковой и других авторов.

Так же я использовала труды по педагогике и воспитанию И.С. Артюховой, А.И. Болдырева, И.З. Гликман. О.С.Петровой

§1. Обзор русской литературы XVIII века

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/tema-vospitaniya-v-russkoy-literature/

Основным направлением в литературе XVIII в. стал классицизм (от лат. classicus — образцовый).

Этот стиль развился в результате творческого освоения форм, композиций и образцов искусства античного мира и эпохи Возрождения. Художник, по мысли основоположников классицизма, постигает действительность, чтобы затем отобразить в своем творчестве не конкретного человека с его страстями, а тип человека, миф, словом, вечное во временном, идеальное в реальном. Если это герой — то без недостатков, если персонаж сатирический — то до конца низменный. Классицизм не допускал смешения «высокого» и «низкого», а потому между жанрами (например, трагедией и комедией) устанавливались границы, которые не нарушались. Русский классицизм придавал особое значение «высоким» жанрам: эпической поэме, трагедии, торжественной оде. Создателем жанра оды в русской литературе стал М. В. Ломоносов, трагедии — А. П. Сумароков. В одах соединялись лирика и публицистика, позволявшая не только восхвалять царей, но и как бы «учить» их. Русские трагедии, как правило, писались не на античном материале — их героями были деятели отечественной истории (8:102).

С 70-х годов XVIII в. в литературе возникает новое направление — сентиментализм. С ним появляются новые жанры: путешествие и чувствительная повесть. Особая заслуга в развитии этого жанра принадлежит Н. М. Карамзину (повесть «Бедная Лиза», «Письма русского путешественника»).

В литературу вторгался новый взгляд на жизнь, возникала новая структура повествования: писатель внимательнее всматривался в действительность, изображал ее более правдиво. Давая характеристику писателю или поэту, нельзя ограничиться лишь механическим причислением их творчества к тому или иному направлению. У каждого художника — своя уникальная судьба…

Русский писатель Антиох Кантемир был младшим сыном молдавского господаря, князя Дмитрия Константиновича, приехавшего в Россию в 1711 г. Советник Петра 1, князь Дмитрий был известен также и как автор научных трудов («Описание Молдавии», «История возвышения и упадка Оттоманской империи» и др.) По матери А. Кантемир был потомком византийских императоров. Недолгое время он учился в Славяно-греко-латинской академии. Увлеченный преобразованиями Петра Великого, Антиох Кантемир возлагал все надежды на монархическую власть. В своих сатирах он высмеивал «злонравных» дворян и церковников. В этом жанре им было написано девять произведений («На хулящих учение», «На зависть и гордость дворян злонравных…», «О воспитании», «На человеческие злонравия вообще…» и др.).

13 стр., 6424 слов

Развитие русской литературы

... как литературный. Однако волею исторических судеб новой русской литературы ораторское искусство Феофана оказалось непосредственным истоком старших жанров профессиональной литературы нового времени. Ораторское искусство в начале XVIII ... роман, в том числе «Повесть о Петре златые ключи». Любовно-авантюрная трагедия особенно ощущается во второй части повести. Александр и Тира, спасаясь от своих ...

1 января 1732 г. А. Кантемир был назначен русским послом в Лондоне. Именно в это время расцветает его литературный талант. Он много пишет и переводит. Переведенная им книга Фонтенеля «Разговор о множестве миров» была при Елизавете Петровне запрещена как «противная вере и нравственности». А.Кантемир написал также религиозно-философское произведение «Письма о природе и человеке». Умер он молодым 31 марта 1744 г. в Париже и был погребен в московском Никольском греческом монастыре (14:69).

Среди предков Александра Петровича Сумарокова, поэта и театрального деятеля, известен Иван Богданович, который спас на охоте царя Алексея Михайловича от медведя, за что получил прозвище Орел. Его родной племянник — отец поэта Петр Панкратьевич дослужился до чина действительного статского советника и был по меркам того времени человеком широко образованным. В 13 лет А. П. Сумароков был отдан в «рыцарскую академию» — Сухопутный шляхетский корпус. Здесь оказалось так много любителей русской словесности, что было даже организовано «общество»: в свободное время кадеты читали друг другу свои произведения. Открылся талант и у Сумарокова, он увлекся французскими песенками, по их образцу стал сочинять русские. Песни его дошли до императорского двора, их исполняли в аристократических салонах. Одно из наиболее зрелых произведений этой поры — поэтическое послание А. П. Сумарокова к своему товарищу М. М. Хераскову. В кадетском корпусе впервые разыгрывали трагедию А. П. Сумарокова «Хорев». Герои ее — киевский князь Кий, его брат и наследник престола Хорев, Оснельда, дочь бывшего киевского князя Завлоха, боярин Сталверх. Все они — люди благородные, исполненные чувства долга. Отрицательные персонажи — весь «подлый народ».

Хорев и Оснельда любят друг друга, но их брак невозможен из-за вражды Кия и Завлоха. В конце трагедии влюбленные гибнут. Обращение к отечественной истории было, конечно, достаточно формальным: первые русские трагедии подражали французским образцам. Елизавета Петровна узнала о постановке — и спектакль был повторен уже при императорском дворе. А. П. Сумароков писал не только трагедии («Пустынник» (1757); «Ярополк и Димиза» (1758) и др.), но и комедии. Одна из лучших — «Опекун», поставленная в 1768 г. Прототипом главного действующего лица, ростовщика Чужехватова, стал зять автора. Поэт так описал его в прошении, поданном императрице: «Человек праздный, прибытко — жадный, непросвещенный и кроме часовника ничего не читавший… Науки он называет календарем, стихотворство лихою болестью, воспитательный дом непристойным именем». У Сумарокова был тяжелый, крайне неуживчивый характер, необузданный нрав. Он мог, например, яростно обругать человека, помешавшего ему писать, а однажды в бешенстве погнался за слугой с обнаженной шпагой и не заметил, как оказался… в пруду. Естественно, что почти со всеми родственниками он был в ссоре. Сама Екатерина II вынуждена была однажды вмешаться в отношения поэта с матерью.

Одним из первых Сумароков воспользовался реальной свободой печати, появившейся с восшествием на престол Екатерины II. Он публично изложил свои мысли об идеальном устройстве общества: «Сделать русских крепостных людей вольными нельзя… будет ужасное несогласие между помещиками и крестьянами, ради усмирения которых потребны многие полки; и непрестанная будет в государстве междоусобная брань… А это примечено, что помещики крестьян, а крестьяне помещиков очень любят, а наш низкий народ никаких благородных чувствий еще не имеет». Екатерина II с раздражением написала на полях рукописи А. П. Сумарокова: «Господин Сумароков хороший поэт, но слишком скоро думает, чтобы быть хорошим законодавцом, он связи довольной в мыслях не имеет». Сумароков дослужился до чина действительного статского советника и стал популярнейшим поэтом своей эпохи. Его перу принадлежали также философские и математические труды. Последние годы он провел в Москве. Слава его увядала. Желчный поэт имел много врагов, и они ему мстили. Сумароков жаловался Г. А. Потемкину: «Я человек. У меня пылали и пылают страсти. А у гонителей моих ледяные перья приказные: им любо будет, если я умру с голода или с холода». Преследуемый, несчастный поэт пристрастился к спиртному, что и ускорило его смерть (8: 54).

29 стр., 14139 слов

Культура России второй половины XVIII века

... народа нужно знать всегда. Главной задачей моей работы было достаточно подробное рассмотрение основных областей русской культуры второй половины XVIII столетия с целью составления наиболее полной картины. В связи с ... а значит, и удобные, планы. Наоборот, в зданиях второй половины XVIII века было много нового. Их внешний облик решён по-другому, что проявляется в строгих и простых формах. ...

Волшебный край!

Там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы,

  • писал А. С. Пушкин в «Евгении Онегине». И в самом деле, «друг свободы» острее, чем кто-либо в конце XVIII в., чувствовал историческое зло — отсутствие в России «государственных законов». А потому — пророчески писал: «Где… произвол одного есть закон верховный, там прочная общая связь и существовать не может;
  • тамо есть государство, но нет отечества, есть подданные, но нет граждан, нет того политического тела, которого члены соединялись бы узлом взаимных прав и обязанностей». Д. И. Фонвизин родился в Москве 3 апреля 1745 г. (по другим сведениям — 1744 г.).

    Отец его, служивший в Ревизл-он-коллегии и вышедший в отставку в 1762 г., был замечательный человек, бескорыстный, честный, о котором сын вспоминал с теплотой и гордостью: «В передних тогдашних знатных вельмож никто его не видывал». Некоторые его черты нашли воплощение в положительных героях писателя. В 1762 г. Фонвизин закончил дворянскую гимназию при Московском университете и поступил на службу в коллегию Иностранных дел. С 1769 г. он — один из секретарей графа Н. И. Панина. В середине 60-х годов XVIII в. Фонвизин становится известным писателем. Славу ему принесла комедия «Бригадир». Ее действующие лица — дворяне. Комедийный конфликт, казалось бы, традиционен: благовоспитанной девушке навязывают в женихи несимпатичного и неумного Иванушку. Он, только что побывавший в Париже, с презрением относится ко всему, что видит у себя дома: «Всякий, кто был в Париже, имеет уже право, говоря про русских, не включать себя в число тех, затем, что он уже стал более француз, нежели русский». Успех «Бригадира» был оглушительным. Н. И. Панин говорил про героиню комедии Акулину Тимофеевну: «Когда он (Д. И. Фонвизин) роль ее читает, то я самое ее вижу и слышу». В русской литературе рождался новый — подлинный — характер героев. В 1787 г. Д. И. Фонвизин побывал во Франции. Восхищенный развитием в этой стране «фабрик и мануфактур», театрального драматического искусства, писатель разглядел и другое: «Первое право каждого француза есть вольность;

  • но истинное настоящее его состояние есть рабство, ибо бедный человек не может снискивать своего пропитания иначе, как рабскою работою, а если захочет пользоваться драгоценною своею вольностью, то должен будет умереть с голоду». В последние годы жизни Д. И. Фонвизин напряженно думал о высоких обязанностях русского дворянства. В забвении дворянством собственного долга перед страной он видел корень всех общественных бед. В 1783 г. писатель обращался к Екатерине II: «Мне случилось по своей земле поездить. Я видел, в чем большая часть носящих имя дворянина полагает свое любочестие… Я видел от почтеннейших предков презрительных потомков. Словом, я видел дворян раболепствующих. Я дворянин, и вот что растерзало мое сердце». Одно из самых значительных произведений Д. И. Фонвизина— комедия «Недоросль». «Эта комедия — бесподобное зеркало»,— писал о «Недоросле» В. О. Ключевский. И добавлял: «Комедия не лиц, а положений». Почему же литературное произведение XVIII века вызвало столетие спустя жгучий интерес великого историка? «Фонвизин взял героев «Недоросля» прямо из житейского омута, и взял, в чем застал, без всяких культурных покрытий, да так и поставил их на сцену со всей неурядицей их отношений… Эти герои, выхваченные из общественного толока для забавы театральной публики, оказались вовсе не забавны, а просто нетерпимы ни в каком благоустроенном обществе: автор взял их на время для показа из-под полицейского надзора, куда и поспешил возвратить их в конце пьесы при содействии чиновника Правдина…»,— писал историк. Что же объясняет нам «Недоросль» своими художественными образами, как помогает понять XVIII век? Когда госпоже Простаковой захотелось высечь свою дворню, всех слуг, ей заметили, что никто не волен тиранствовать. И вот тогда из глубины простаковской души вырвалось знаменательное возражение: «Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен! Да на что ж дан указ о вольности дворянства?» В этих словах — исторический смысл комедии. Простакова — «мастерица толковать указы» — хотела сказать: существует закон, оправдывающий ее беззаконие. Многие дворяне, не привыкшие к самостоятельной ответственности, поняли подписанный Петром III указ как освобождение от всех обязанностей и получение новых прав по отношению к крепостным. «Значительная часть дворянства в прошлом столетии не понимала исторически сложившегося положения своего сословия, и недоросль, фонвизинский недоросль Митрофан, был жертвой этого непонимания»,— писал В. О. Ключевский. Комедия Д. И. Фонвизина отразила момент перелома в положении русского дворянства. Оно освобождалось от рабской привязанности к государству, но еще с трудом привыкало к мысли о гражданской ответственности. Дворянству предстояло освоить новую роль — хозяина на земле, рачительного, доброго, бережливого, сознающего свой долг, свои права и обязанности. Только постигнув эти азы свободы и вольности, можно было искупить «исторический грех» обладания крепостными «душами». В ту осень 1782 г., когда актеры впервые смешили публику, представляя на сцене Митрофанушку и госпожу Простакову, произошло знаменательное событие: был открыт памятник Петру Первому. Если бы дворяне учились, как того хотел великий преобразователь, то Фонвизин написал бы оду. Вышла же комедия. Писатель из своего XVIII века как бы предупреждал грядущие поколения дворян: «комедия» может кончиться настоящей драмой… (14:94)

Александр Николаевич Радищев родился в Москве, детство провел в саратовском имении. Богатейшим помещикам Радищевым принадлежали тысячи крепостных душ. Во время восстания Пугачева крестьяне их не выдали, спрятали по дворам, измазав сажей и грязью,— помнили, что хозяева добрые. В юности А. Н. Радищев был пажом Екатерины II. Вместе с другими образованными юношами его отправляют в Лейпциг учиться, а в 1771 г. 22-летний Радищев возвращается в Россию и становится протоколистом Сената. По долгу службы ему приходилось иметь дело со множеством судебных документов. В 1775 г., выйдя в отставку в чине секунд-майора, он женится на Анне Васильевне Рубановой (у них родится четверо детей).

9 стр., 4494 слов

«Жизненный подвиг Радищева. Жизненный подвиг а. н. радищева В ...

... жизнь автора «Путешествия» свидетельствует о верности этой клятве. Истоки его жизненного подвига состоят именно ... Велико значение творчества Радищева. Хотя было продано всего 50 экземпляров, книга переписывалась от ... стихи, переводил на русский язык иностранные сочинения, одно из которых — «Размышление ... то есть совершить революцию. Он гениально предсказал, что руководителями революции станут «великие ...

8 стр., 3612 слов

Литература в XVIII веке

... графа Н. И. Панина. В середине 60-х годов XVIII в. Фонвизин становится изве­стным писателем. Славу ему принесла комедия «Бригадир». Ее действующие лиц — дворяне. Комедийный конфликт, ка ... говорил про героиню комедии Акулину Тимофеевну: «Ког­да он (Д. И. Фонвизин) роль ее читает, то я самое ее вижу и слышу». В русской литературе рождался новый — подлин ...

В 1777 г. Радищев — на гражданской службе в Петербургской таможне в чине коллежского асессора. Служил, по-видимому, успешно: был награжден орденом, а в 1780 г. получил повышение — стал помощником управляющего таможней. А тем временем уже сочинялись первые главы «Путешествия из Петербурга в Москву». 22 июля 1789 г. — через несколько недель после начала Великой Французской революции — петербургский обер-полицмейстер разрешает публикацию книги А. Н. Радищева. В январе 1790 г. книга была набрана в домашней типографии писателя. В конце мая — начале июня она выходит тиражом около 600 экземпляров. На титульном листе нет имени автора. Эпиграф — «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй» — символизировал ненавистное крепостное право и был взят Радищевым из поэмы В. К. Тредиаковского «Тилемахи-да». В поэме чудище было «тризевно» (с тремя глотками).

У Радищева— «стозевно».

25 июня 1790 г. экземпляр «Путешествия…» был на столе у Екатерины II. После смерти Екатерины II А. Н. Радищев был переведен в ссылку в Калугу, и лишь Александр 1 в 1801 — 1802 гг. амнистировал его и разрешил вернуться в Петербург… Еще в Сибири, в Илимском остроге, Радищев узнает о событиях Французской революции, о казни королевской четы, о страшной якобинской диктатуре, унесшей тысячи жизней, о взаимном истреблении якобинцами друг друга, о реакции, наконец — о появлении нового деспота, Наполеона. Ему революция виделась иной… Наступило жестокое разочарование: «Из мучительства рождается вольность, из вольности рабство». При императоре Александре 1 недавний ссыльный становится важной персоной, участвует в разработке законов империи — и тем не менее внешнее благополучие отравлено тяжкими сомнениями. Писатель не выдерживает их — кончает жизнь самоубийством. Чем объяснить его решение? В революции он разочаровался, в мирном просветительстве не видел смысла, светский круг, в его представлении сплошь крепостнический, был ему ненавистен. Писатель ушел из жизни, а книга, из 600 экземпляров которой уцелели от сожжения лишь 26,— стала бессмертной (14:102).