В современном театре, виртуозно соединяющем многообразие знаковых средств, значение визуального образа спектакля — его «зрелищного текста» — неуклонно возрастает, о чем свидетельствуют и театральная практика, и теоретические концепции драматургов и режиссеров, начиная с первых десятилетий XX в. до сегодняшнего дня.
Сценограф — автор пластической режиссуры спектакля — это художник, овладевший знаниями и навыками живописца, графика, зодчего, скульптора, инженера-конструктора, технолога, макетчика, осветителя. Он должен обладать специфическим театральным мышлением, знать классическую и современную литературу, драматургию, историю театра, историю искусств, историю материальной культуры. Он обязан быть на высоте своего времени политически и морально. Из всех разновидностей профессии художника сценограф — профессия, пожалуй, самая сложная. По объему знаний, уровню культуры, специфике мышления сценографа можно сравнить с изобретателем-конструктором и с ученым-исследователем. Он конструирует сценическое пространство по законам исторической достоверности, эстетической эквивалентности замыслу автора, психофизического удобства для актерской игры. По способности мастерить, уметь все делать своими руками, добиваться необходимого качества каждого предмета на сцене — сценографа можно сравнить с высококвалифицированным рабочим. Современный советский художник театра — высокообразованный интеллигент, человек, вооруженный передовой марксистско-ленинской теорией. Своими театральными произведениями он борется за идеалы коммунизма, за прогрессивные преобразования в жизни. [15; стр. 24]
Художник должен остро чувствовать изменение жизненных ситуаций, так как они ведут к изменению проблем. Новые жизненные проблемы ставят новые задачи перед искусством театра. Художник своей работой выражает свой взгляд на проблемы жизни. Активизируя сценическое пространство найденными им образными, выразительными средствами, художник ак-тшнкшрует эмоционально-психологиче-ский контакт зрителя со сценическим доист ином. Художник совместно с режиссером находит точки соприкосновения жизненных проблем с проблематикой пьесы, тем самым актуализируя проблематику пьесы. Только в случае актуальности пьесы и точно найденных художественных средств, актуализирующих спектакль, театр сумеет нужным образом воздействовать на публику. ^Художник всегда ведет поиски оптимальных решений сценической среды. Оптимальных в смысле образной емкости сценографии спектакля. [17; стр 67] Сегодня никто не станет утверждать, что роль художника театра вспомогательная. Режиссер признал соавторство художника-сценографа. О сценографе говорят сейчас как о сорежиссере, как об авторе пластической режиссуры и, наконец, как о режиссере (такие случаи не редки).
Особенности работы А.Я. Головина над спектаклем ‘Маскарад’
... следующих задач : рассмотреть творчество Головина и Мейерхольда в общем контексте культуры Серебряного века; выявить роль художника в театре того времени; рассмотреть сценическую историю драмы "Маскарад" и отражение ее ... не только с точки зрения специфики работы режиссера и художника, но и с точки зрения выбора самой пьесы. Остросюжетная романтическая драма молодого Лермонтова, в которой кипели ...
Давно сложилась традиция считать, что театр — это драматург — режиссер — актеры. Сейчас эта традиция обновлена: театр — это драматург — режиссер — художник — актеры. Все больше и больше растет тенденция к созданию прочного и плодотворного творческого содружества режиссера и художника. Понятно, что достижения современной сценографии в целом, как и творчество художников театра, выступающих в качестве сценографов, базируются на крепком фундаменте — многовековом опыте мирового театра.
Актуальность работы: значимость «сценографии» в понимании театрального произведения выдвигает этот термин в качестве центрального в теории пространственного решения спектакля, потребность в которой очевидна. Теория сценографии должна осознать на теоретическом уровне сценическую графику как необходимый момент художественной целостности произведения театра. Она должна сформулировать методологические принципы новой сценографической науки.
Цель данной работы – определить роль сценографии и костюма в современном спектакле, изучить все этапы развития и становления сценографии как науки в сфере театрального искусства, изучить историю развития театрального костюма.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- проследить историю развития сценографии и костюма;
- выявить основные закономерности взаимодействия пространственных видов искусств в сценографии;
- рассмотреть технологий творческого поиска в современной сценографии
Таким образом, объектом нашего исследования является сценография. Предметом – история и актуальность сценографии и костюма в современном театральном искусстве.
Работа может быть использована, как учебно-методическое пособие для учреждений культуры и искусства.
Глава 1. Сценография.
1.1.Понятие сценографии и ее роль в общем режиссерском решении
Для того, чтобы определить актуальность исследования темы моей курсовой работы хотелось бы для начала узнать что такое сценография. Существует несколько толкований, один из распространенных: сценография,
При этом в качестве выразительных средств сценография может использовать: первое это то, что создано природой, второе , предметы и фактуры быта или производства, и, третье — то, что рождается в результате творческой деятельности художника (от масок, костюмов, вещественного реквизита до живописи, графики, сценического пространства, света, динамики и пр.) [ 9; стр. 43]
Работа художника — постановщика по созданию сценографии
... костюмов персонажей, особенности реквизита. Понятие "сценография" значительно шире. Художник-сценограф строит театральное пространство, учитывая взаимодействие сцены и зрительного зала. Сценография - вид художественного творчества, занимающийся оформлением спектакля ... особого устройства персонажи пролетали над сценой. Несмотря на новейшие достижения современной сценической техники, принцип этого ...
Сценография — область действия театральных искусств-
Сценография — это пространство, время, свет, движение.
По мере созревания и рождения сценографом будущего спектакля режиссер должен найти ответы на четыре важнейших вопроса:
Каков целостный художественный образ сценографии, его эмоциональное содержание, стилистика, жанр, тональность?
Какие композиционные и мизансценические возможности дает сценография режиссеру, с точки зрения акцентирования важнейших этапов событийного развития спектакля?
Как развивается сценография
Как эта сценография способна решить художественно-технические
Без ответов на эти четыре вопроса режиссер не может считать сценографическое решение найденным. Из этих вопросов первый — основной. От него зависят все последующие ответы.
Возможности перемещения актера в сценическом пространстве зависят от того, как это пространство организовано сценографом. Ширина, длина и высота станков естественно определяют длительность и масштаб передвижений, широту и глубину мизансцен и быстроту их сменяемости. Угол наклона планшета сцены предъявляет свои требования к актерской пластике. Кроме того, актер должен учитывать перспективу живописного
Мастерство актера и режиссера
... исчерпывается разрешением вопроса о действии как возбудителе… Синтез «переживания» и «представления» Часть вторая, МАСТЕРСТВО АКТЕРА, Глава четвертая, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ АКТЕРА Общие положения Перед всякой ... к правде). 2. При помощи верных для спектакля и увлекательных для самого себя мотивировок (сценических оправданий) актер должен добиться абсолютной внутренней убежденности в ...
Влияние на пластическую композицию живописно-цветового решения
2 Взаимосвязь актерской игры со сценографическим решением. Достаточно очевидна связь пластической композиции спектакля с обстановкой сценической площадки — мебелью, реквизитом и всеми иными предметами, которыми пользуются актеры в процессе сценического действия. Их вес, их размеры, материал, из которого они сделаны, их подлинность или условность, — все это диктует характер обращения с этими предметами. При этом требования могут быть прямо противоположными: иногда нужно преодолеть какие-то качества предмета, скрыть их, а иногда, напротив, обнажить эти качества, подчеркнуть их. Еще очевиднее зависимость физического поведения персонажей от костюмов, покрой которых может сковывать, ограничивать или, наоборот, освобождать актерскую пластику. Сценография может оказать режиссеру и актерам неоценимую помощь в построении формы спектакля, а может и помешать формированию целостного произведения в зависимости от того, насколько замысел художника созвучен замыслу режиссера. Строя свой замысел на этой общей почве, сценограф может использовать многие особенности выразительных средств своего искусства, не нарушая жанрово-стилевого единства всей постановки. Костюмы актеров находятся в непосредственной зависимости от сценографической идеи, многообразно связаны с нею. А цементирует все — жанр спектакля и его сверхзадача. Декорации существуют для актера, ради его творчества; однако, вызванное к жизни потребностями актерского искусства, искусство сценографии приобрело известную самостоятельность и даже некоторую власть над искусством актера.
3. Основные функции сценографии. Существует три основных функции сценографии: Создание образа места действия. Искусство, решавшее эту задачу, называется декорационным. Игровая сценография. Ее основные элементы – костюм, маска, предметы, с которыми работает актер. Ее основная функция – непосредственное участие в игре актера. Предмет или вещь, как органический элемент театральной игры, уже не подчинены актеру, а выступают в качестве противостоящего ему независимого объекта, требующего по отношению к себе не столько игры, сколько реального действия. Т.о. третья функция – действенная. Действенная сценография, как третья в истории мирового театра система оформления спектакля, в полной мере наследует обе предшествующие ей системы – игровую и декорационную.