Александра Порфирьевича Бородина можно назвать одним из создателей русской классической симфонии. Именно он положил начало новому виду русской симфонической музыки – эпическому симфонизму.
Эпическая драматургия влияет не только на музыкальные образы, но и на все средства выразительности: качество тематизма, его развитие, гармонию, а также смысловую трактовку всей композиции и направленность формы.
Сонатная форма первой части 1 – ой симфонии является примером эпической драматургии. Конфликт противостоящих сил раскрывается в спокойном, неторопливом чередовании монументальных, законченных, внутренне цельных картин.
Здесь Бородин обращается к патриотической теме, народно – богатырским образам. В событиях прошлого он находит подтверждение мысли о могучей силе народа, который пронес свои высокие душевные качества через многие века тяжелых испытаний. Композитор прославляет творческие силы созидания, таящиеся в народе. Образ народа – богатыря раскрывается уже во вступлении.
На фоне органного пункта на тонической терции в басу неспешно звучат богатырские унисоны. Бородин первый в русской музыке создал новый тип архаических унисонных двухзвучий, являющихся своеобразным олицетворением «темы силищи народной». Композитор неоднократно будет пользоваться следующим фактурным приемом – богатырской раскачкой мелодии в нижних унисонах на фоне выдержанной педали верхних унисонов. Для придания архаичности Бородин пользуется натуральным эолийским ми – бемоль минором. (основная тональность произведения).
В верхнем регистре этой суровой мужской теме отвечает лирическая нежная тема в народном духе, олицетворяет женские образы русского народа. Бородин использует здесь более мягкие краски: мелодический es , группу деревянно – духовых инструментов и ладовое колорирование: гармоническая доминанта сменяется натуральной, после минорного трезвучия VI ступени. Это противопоставление мужского и женского начала звучит во вступлении дважды. Но при втором проведении женская тема шириться, растет, превращаясь в предыкт к главной партии.
Рассуждение Как образ тополя соотносится с душевным состоянием ...
... вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее. В каких произведениях русских поэтов раскрывается тема человека и природы и в чё ... тлетворный», выражает сопротивление лирического героя одиночеству, на него вдохновил тополь, стоящий с «подъятыми … к небесам ветвями» и помнящий ... Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам ...
Картинность достигает также инструментовкой: композитор использует гобой и арфу, что имитирует русские народные инструменты – рожок и гусли.
Тема главной партии имеет свой вступительный раздел, где главная партия как бы рождается, формируется на глазах у слушателя.
Для эпической драматургии ярко характерны неспешность драматургического развития с постепенным формированием тематизма. На фоне типично – бородинского приема – гармонического и ритмического остинато постепенно интонационно вырисовываются основные два элемента главной партии: тема с раскачивающимися квартами и восходящей синкопированной попевкой и мощный «топчущийся» на секундах , «пританцовывающий» элемент.
Собственно тема главной партии краткая, энергичная содержит решительно – раскачивающуюся интонацию кварты, которая ведет свое начало из сурового вступления. Но здесь тема из архаичной превратилась в молодецкую. Сама тема достаточно коротка – всего три такта. В её развитии композитор использует различные варианты: на фоне ритмичного остинато тема варьируется темброво и ладово (второе проведение в лидийском Es ).
В кульминации элемент «притоптывания» разрастается, превращаясь в героическую кульминацию развития главной партии.
Связующая партия достаточно короткая – томная, в восточном духе, с использованием восточно – тонально – ладовой подсветки. Здесь композитор использует хроматические восходящие движения от квинты к сексте и обратно, а также теплый тембр струнных.
Побочная партия – это картина лирики Бородина. Образ побочной партии не вступает в конфликт и борьбу с главной партией. Напевная, русского склада, она перекликается с «женским» элементом вступления. Композитор не прибегает к прямому цитированию, но использует типичную, для протяжной песни, ладовую переменность.
Так, тема в
В процессе развития нежная напевная тема превращается в мощную, гимническую тему, используя мощное
В разработке можно выделить две основные волны, каждая из которых заканчивается кульминацией. Основные образы не вступают в конфликт и борьбу, наоборот, развитие приводит к их синтезу и мирному слиянию. Основным методом развития является не мотивное вычленение, а варьирование. Так, в 1-ом разделе разработки тема главной партии развивается тембрально: из стремительно молодецкой, проводясь у медных духовых, превращается в богатырскую, уплотняясь фактурно и мелодически утолщаясь.
Затем, тема главной перекликаясь с элементами темы побочной как горизонтально, так и вертикально, обнаруживает интонационное единство тем – наличие в них квартовой попевки.
В кульминации 1-го раздела звучит мощный второй (секундовый) элемент темы главной партии. Вторая волна начинается с нежного лирического варианта побочной партии, который служит как бы подразделом разработки. Далее развивается богатырская квартовая раскачка из темы главной партии.
Здесь композитор использует самобытную черту бородинской гармонии – применение созвучий на терцовой структуре – звучат терпкие параллельные ноны в многократно повторяемом секундквартаккорде , состоящем из четырех кварт.
Типы словарей, используемые в русском языке
Рассмотрим различные типы словарей, используемые в русском языке. Типы словарей, используемые в русском языке лингвистические Специальный лингвистический словарь Толковым словарем Обычно толковые словари являются словарями современного литературного языка. Некоторые из них носят строго нормативный характер, то есть ...
Затем на фоне остинатной ритмической фигуры тема главной партии объединяется с темой побочной партии по горизонтали (трехтактовая тема главной партии становится квадратной из-за происоединения элемента из побочной) и вертикали (тема побочной партии звучит в контрапункте с главной).
Развитие связующей партии заканчивается
В репризе, в главной партии происходят не значительные изменения – она несколько расширяется: Бородин применяет здесь имитационные переклички мелодического элемента с синкопой.
Необычен начальный тональный план побочной партии. Она звучит
Первый раздел коды можно назвать — второй разработкой – используются те же приёмы, что и в начале разработки. Темы главной и побочной партий развиваются у различных тембров, кроме этого используется тональное развитие. Тема побочной партии проводится в тональности VI мелодического мажора.
Кульминацией коды служит контрапунктическое проведение темы главной и побочной, сближающее и объединяющее темы. Это способ раскрыть гармоническое единство героических устремлений и лирических чувств народа.
Вторая часть коды – затухающая – тема главной партии звучит в ритмическом увеличении, соединяясь по горизонтали с элементами побочной темы.
Здесь композитор применяет гармонии побочных ступеней, столь характерных для русской народной песни. Так, в кадансовом обороте он использует троекратное проведение симметрично расположенных медиант ( I III VI ).
Этот раздел коды — своеобразная арка со вступлением части, интонационное обрамление крайних сторон. Сонатная форма представлена так же в финале симфонии. И здесь композитор пользуется сходными приемами эпической драматургии.
Главная и побочная партии представлены как смена контрастных музыкальных картин, связанных единством замысла.
Тема главной опирается квартовую попевку, излюбленную интонацию Бородина. И в унисонных удвоениях представляет образ молодецкой удали русского народа. В связи со своеобразным синтезом русского и восточного начал в творчестве Бородина обращает на себя внимание опора темы на мелодический мажорный лад, который встречается в музыке довольно редко. Принцип ладового колорирования используется и в 1-ой части.
Побочная партия – гибкая, напевная тема с восточным оттенком – контрастирует с главной. Это ещё одна картина из народной жизни. D 9 в сочетании с хроматизмами в разных голосах характерны для бородинского «музыкального Востока» с его тонкостью и роскошным колоритом.
Композитор использует сходные приемы с 1-ой частью и в дальнейшем. Так, тема главной звучит в увеличении, передавая мощь и силу русского народа. Но не в коде, как это было в 1-ой части, а в кульминации сонатной формы – в начале репризы.
Также композитор использует приём сближения главной и побочной.Но если в коде 1 части эти темы переплетаются интонационно, то в коде финала использует приём образного сближения: тема побочной звучит у всего оркестра tutti — как гимн русскому духу.
Искусствоведческий анализ I части сонаты Й. Гайдна C-dur №
... что побочная партия звучит в основной, а не в побочной тональности. ... использованные в развитии тем, смелые тональные соотношения, и это зависело в первую очередь от эпохи, в которые жили композиторы, от образных идей, от творческого индивидуализма композитора. Каждая соната ... первой части, названной побочной партией. Так же во второй части ... достигает вершины тоники до мажора (C-dur), выделенной ...
Сходными приёмами пользуется композитор и в разработке
Основной метод развития – варьирование, в том числе и тембровое обоих тем, имитационные переклички и остинатные ритмические фигуры. Первый раздел разработки заканчивается также мощным утверждением темы главной партии – первой кульминацией разработки.
В затухающем разделе коды Бородин так же применяет гармонии побочных ступеней (
На основе анализа можно сделать вывод о том, что главный принцип музыкальной драматургии сонатной формы первой части и финала 1-ой симфонии Бородина – эпическая картинность. Основные образы не вступают в конфликт и борьбу. Развитие приводит к их синтезу и слиянию. При этом основным методом развития «эпической» сонатной формы является не мотивная разработка, а варьирование, полифонические сочетания и интонационное объединение тем.
Специфической особенностью является опора музыкального языка на русскую народную песенность (особенно жанр былины и лирической песни).
Обобщая характерные для них признаки ладового строения, мелодии, ритма, фактуры композитор опирается на собственные музыкальные темы, не прибегая к цитированию подлинных народных мелодий. В мелодике сонатной формы Бородин использует характерные обороты народно – песенных ладов: эолийский, лидийский, миксолидийский.
Гармония включает плагальные обороты, сочные и терпкие аккорды из кварт и секунд, возникшие на основе кварто – секундовых попевок, характерных для народной песни.
Таким образом, сонатная форма в крайних частях 1-ой симфонии Бородина раскрывает основные принципы эпической драматургии.