Проект росписи матрешки «Вокруг света»

Исторически сложилось, что в России особой популярностью пользовались изделия декоративно-прикладного искусства. Многообразие таких изделий потрясает. Кажется нет такого предмета быта русского человека, который бы не был расписан или украшен резьбой народных умельцев. И что самое удивительное, практически каждый город нашей страны обладает своей неповторимой росписью или другой особенностью декоративно-прикладного искусства.

Однако интерес к декоративно-прикладному искусству русского народа в настоящее время не только не угас, но и переживает своеобразный Ренессанс. Этот интерес ярко выражен во всех слоях общества, не только у художников, но и у всех остальных жителей нашей большой и разнообразной страны. Декоративно-прикладное искусство дает богатый материал для размышления и деятельности творческой элиты нашей страны.

Пожалуй одним из самых известных изделий русских мастеров декоративно-прикладного искусства является матрёшка. Матрёшку знают все от мала до велика. Матрешка стала одним из всеобъемлющих образов России и символом русского народного искусства. Также широко она известна и во многих других странах. Для детей это занимательная игрушка, для туристов — красивый, яркий и популярный сувенир. Однако для некоторых людей это предмет коллекции и произведение искусства, а для художников — простор для буйной фантазии.

Так что же на самом деле представляет собой загадочная русская матрешка? Откуда она появилась? Какие бывают матрешки? Как ее изготовляют мастера? Эти вопросы будут рассмотрены в данной курсовой работе, а итогом исследования станет разработка набора матрешек с его последующим изготовление.

Глава I. Историческая часть

1.1 Появление матрешки на Руси

В конце XIX века в семью Мамонтовых — известных русских промышленников и меценатов — появилась японская точеная фигурка буддистского святого Фукуруджи (Фукурума), которая оказалась с «сюрпризом» — она разнималась на две части. Внутри нее спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок… Всего таких куколок насчитывалось пять.

Предположительно именно эта фигурка и натолкнула русских на создание своего варианта разъемной игрушки, воплощенного в образе крестьянской девочки, вскоре окрещенной в народе распространенным именем Матрешка (Матрена).

12 стр., 5511 слов

По изобразительному искусству Декоративный натюрморт

... острые композиционные ритмы, часто обращаясь к примитивному, а также средневековому и восточному искусству. Декоративные натюрморты И. Машкова были созданы под влиянием кубистов и фовистов. Как и ... вместе с тем, и его стилевые особенности - сочную, декоративно подчеркнутую живопись. Снейдерса часто называют «Рубенсом в натюрморте». Искусство натюрморта как жанр возникло в Голландии в начале XVIII ...

В наше время также ссылаются на легенду о японском происхождении матрешки, но документального подтверждения она не имеет.

История развития игрушечного промысла в России позволяет предположить, что созданию русской матрешки способствовала традиция точения и росписи на Пасху деревянных яиц.

В одном из альбомов, посвященных творчеству русского художника С.В. Малютина можно увидеть иллюстрацию — эскиз росписи выточенной из дерева куклы. Именно этот известный художник, впоследствии академик живописи и стал в свое время создателем первой русской матрешки. А токарная форма игрушки была предложена В.П. Звездочкиным, уроженцем Вороновской волости Подольского уезда Московской губернии, издавна знаменитой своими искусными токарями.

Местом рождения новой оригинальной игрушки, быстро завоевавшей славу национального сувенира, стала мастерская — магазин «Детское воспитание» А.И. Мамонтова в Москве, где с 1898 года работал токарь В.П. Звездочкин.

Поэтому приблизительно с этого времени можно отсчитывать возраст матрешки, в дальнейшей судьбе которой были свои взлеты и падения, слава и забытье, странствия и метаморфозы.

Уже около века этой известнейшей в России игрушке, но и по сей день неизвестно, что было сначала — эскиз профессионального художника или удачное воплощение творческих поисков народного мастера, вовремя замеченное заинтересованным лицом.

До конца 90х годов XIX века матрёшки изготовлялись в московской мастерской «Детское воспитание», а после её закрытия производство и роспись матрёшки освоили учебные показательные мастерские в Сергиевом Посаде, старинном центре по изготовлению игрушек. Именно здесь вскоре началось массовое производство этой игрушки, и был выбран тип матрёшки, которую называют Сергиево — Посадской или Загорской.

Город Сергиев посад, расположенный в 73 км от Москвы, обязан своим происхождением знаменитой Троице-Сергиевской лавре. В 1340 году монах Сергий Радонежский основал маленькую, затерянную в лесах обитель, которая с течением времени превратилась в крупнейший монастырь Российского государства. В слободах и сёлах, окружавших лавру, процветало множество ремёсел. Особенно выделялось производство деревянной игрушки, получившей название «троицкой». По преданию, первую «троицкую» игрушку вырезал настоятель Троице-Сергиева монастыря Сергий Радонежский. Он лично одаривал игрушками детей. Богомольцы, стекавшиеся в лавру со всех концов России, покупали здесь игрушки для своих детей. Даже среди игрушек царских детей были деревянные троицкие («потешные возки» с конями, братинки, «красные» ложки).

С конца XVIII и начала XIX века дошли до нас деревянные игрушки, изображающие крестьянскую девушку в кокошнике. Пляшущего мужика, нарядных барынь и гусар. Это были настоящие деревянные скульптуры, умело раскрашенные. Резные и раскрашенные барыни и гусары отличались индивидуальностью, жизненной правдивостью, большим мастерством исполнения. Резные и раскрашенные барыни и гусары отличались индивидуальностью, жизненной правдивостью, большим мастерством исполнения.

Новая деревянная токарная игрушка-матрёшка, выполненная профессиональными художниками, получает второе рождение в недрах старинного игрушечного промысла, располагавшего многочисленными частными мастерскими, в которых работали искуснейшие потомственные мастера-игрушечники. Бурный расцвет искусства изготовления и росписи Сергиево-Посадской матрёшки в первые десятилетия XX века был настолько своеобразен, что определил стиль росписи матрёшки в России на многие годы. В это время были созданы основные типы росписи Сергиево-Посадской матрёшки, главной отличительной чертой которой является стремление отобразить в росписи современную жизнь. Сергиев Посад был колоритным исконно русским городком. Лавра придавала ему неповторимое своеобразие. Большая базарная площадь, расположенная напротив монастыря, почти всегда была заполнена пёстрой шумной толпой: купцами, монахами, богомольцами, ремесленниками. В 1910 году в Сергиевом Посаде была организована артель «Кустарь — художник» — куда вошли почти все местные мастера. В 1928 году она была преобразована в фабрику игрушек, существующую и по сей день. Матрёшка из Сергиева Посада имеет ряд отличительных черт: приземистую форму, верх, плавно переходящий в утолщающую нижнюю часть фигурки, роспись гуашью и лаковое покрытие. Несмотря на огромную популярность Сергиево-Посадской матрёшки, а может быть и благодаря ей, в России стали возникать новые центры по её изготовлению и росписи. Как правило это были старинные центры народных ремёсел, где токарное искусство было развито достаточно высоко. Увидеть новинку, игрушку-матрёшку, мастера могли на ярмарках, среди которых одной из крупнейших была Нижегородская. Сергиево-Посадские матрёшки покорили воображение потомственных нижегородских мастеров-игрушечников. Одни за другим стали возникать центры по изготовлению и росписи матрёшек в Нижегородском крае.

7 стр., 3246 слов

Конспект по русскому языку Описание матрёшки

... матрёшки стали производиться в артели Мамонтова в Сергиевом Посаде. Спустя несколько лет после изготовления, русская матрёшка была представлена на выставке в Париже. Игрушка настолько понравилась иностранцам, что заказы на нее мастерам ...

Одним из основных центров по изготовлению и росписи матрёшек является город Семёнов. Густые, местами непроходимые леса этого заволжского края давали приют старообрядцам, гонимым патриархом Никоном, стрельцам во времена Петра I, крепостным, бежавшим от помещичьего произвола. В этих краях традиции древнерусского орнамента хорошо знали и использовали в декорировании прикладных изделий. Именно здесь родилась знаменитая хохломская роспись, в орнаментальных рисунках которой есть мотивы, восходящие к культуре древней Руси.

Соседство с Хохломой во многом определяет своеобразие росписи семёновской матрёшки. Изготовлением токарных игрушек в Семёнове занимались с незапамятных времён. Делали ведёрки, яблоки, груши и другие игрушки. Их ярко расписывали кистью из травы «белоус», частыми красными и зелёными полосами и покрывали сверху светлым лаком. Делать расписных матрёшек начали с того времени, когда сын известного токаря-игрушечника Аверьяна Дорофеевича Вагина из деревни Мериново, расположенной в 8 км от Семёнова, привёз из Нижнего Новгорода Сергиево — Посадскую деревянную куклу-болвашку, окрашенную светло-зелёной растительной краской, изображавшую мужика с нарисованной бородой и усами. По аналогии с пасхальными яйцами куклу решили сделать разъёмной. Так появилась деревянная игрушка прообраз будущей семёновской матрёшки. Первые матрёшки расписывали фуксином, сверху покрывали клеем вместо лака, отчего роспись в целом получалась тёмной. Особенно интересны были токарные матрешки мастеров Вагиных: плешивый мужик с бородой и усами и дородный мужик в шляпе и тулупе. Истоки росписи семеновской матрешки связывают также с потомственными мастерами-игрушечниками Майоровыми (из деревни Мериново).

Однажды глава семейства Арсентий Федорович привез с Нижегородской ярмарки нераскрашенную куклу-болвашку, которую расписала его старшая дочь Любовь. Гусиным пером она сделала на кукле рисунок и расписала ее кисточкой анилиновыми красками, расположив в центре яркоалый цветок, напоминающий ромашку, голову же матрешки она увенчала старинным русским головным убором—кокошником. Постепенно сложился тип росписи, который в отличие от Сергиево-Посадской росписи матрёшки более декоративен. В своей росписи семёновские мастера идут от традиций «травного» орнамента Древней Руси. Мастера-семёновцы оставляют больше незакрашенного дерева, расписывают матрёшку анилиновыми красками, затем лакируют. Вначале намечают росчерком тонкой кисточки контуры лица, глаза, губы, наводят румянец. Затем рисуют платок на голове у матрёшки, рисуют юбку, передник, руки. Основой композиции в росписи семёновской матрёшки, считается фартук, на котором изображён букет пышных цветов. В манере исполнения этого букета и просматриваются приёмы росписи древнерусских мастеров.

11 стр., 5012 слов

Система занимательных дел по ознакомлению с росписью детей дошкольного возраста

... современной художественной культуры. Роспись по дереву. Хохлома. Хохломскую посуду сравнивают ... оценивать детские работы. Показать приемы работы кистью, тычком, ... то другое, благодаря тем неуловимым признакам или незначительным ... изделия народных умельцев. На следующем этапе дети ... затем жилья. Искусство создавать такие вещи стали называть декоративным («декор» от франц. – «украшение»). Издавна из дерева ...

Ранние семёновские матрешки больше соответствовали духу древнерусской росписи, а линии рисунка были графичнее и легче. С течением времени рисунок букета как бы наливался соками трав, становился более плотным, красочным и живописным. В настоящее время мастера используют в росписи три цвета — красный, синий и желтый, варьируя сочетания цветов платка, сарафана и фартука. Главным в колорите семёновской матрёшки является решение основного цвета в букете, который задаёт тон всему цветовому строю. Букет по традиции располагается на фартуке асимметрично, несколько смещён вправо. Роспись каждой семёновской матрёшки неповторима и оригинальна. Мастерица, расписывая очередную матрешку, вносит в роспись что-то новое. Семёновские токари создали свою форму матрёшки, которая в отличие от Сергиево- Посадской матрёшки имеет большую стройность, относительно тонкий «верх», который резко переходит в утолщённый «низ». Знаменитая семёновская матрёшка отличается от матрёшек других центров своей многоместностью; в неё вкладывают до 15- 18 разноцветных кукол. Именно в Семёнове была выточена самая большая 72-местная матрёшка, диаметр которой 0,5 метра, а высота 1 метр.

Почти одновременно с мериновской в Поволжье появилась еще одна матрешка — в большом селе Полховский Майдан, или Полхов Майдан, как его назвали в простонаречии. Своей формой полховская матрешка заметно отличается от сергиевской и семеновской. Кроме того, удивляет ее необыкновенное многообразие от многоместных, подчеркнуто вытянутых по вертикали фигурок с маленькой, жестко очерченной головкой до примитивных одноместных фигурок — столбиков и толстеньких, похожих на грибки, куколок. Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново — красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью и контуру. “Цветы с наводкой” — наиболее типичная и любимая в Полховском Майдане роспись, более близкая и “пестрение” — украшение при помощи отдельных мазков, “тычков” и точек.

Мастера Полховского Майдана, как их мериновские и семеновские коллеги, расписывают матрешку анилиновыми красками по предварительно загрунтованной поверхности. Красители разводятся спиртовым раствором. Роспись же Сергиевских матрешек производится без предварительного рисунка гуашью и лишь изредка акварелью и темперой, а интенсивность цвета достигается при помощи лакировки.

Жители Вятки и окрестных деревень издавна занимались производством игрушек. В деревне Луговое расписывать матрёшку начали ещё в 30-е годы. Но особое своеобразие вятская расписная деревянная кукла получает в 60-е годы, когда матрёшку стали не только расписывать анилиновыми красителями, но и инкрустировать соломкой. Инкрустация соломкой художественных изделий из дерева на столярной основе, главным образом коробок и шкатулок, известна в этих краях давно. Для инкрустации используется ржаная соломка, которая выращивается на специальных участках и аккуратно срезается серпом вручную. Одна часть соломы для получения декоративного эффекта проваривается в растворе соды до золотистого цвета, другая остаётся белой. Затем солому разрезают, приглаживают, штампиком выбивают детали нужного рисунка. Наклеивают соломку по сырому нитроцеллюлозному лаку. Расписанную анилиновыми красителями и инкрустированную соломкой матрёшку покрывают масляным лаком. Вятская матрёшка наиболее северная из всех российских матрёшек. Она изображает голубоглазую девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой.

28 стр., 13581 слов

Диплом ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ КАК ВИДУ ХУДОЖЕСТВЕННО ...

... дошкольного возраста через обучение элементам хохломской росписи. Разработать и частично апробировать программу кружковой работы по обучению хохломской росписи для старших дошкольников. Гипотеза: Методы ... исследования: Изучение и анализ литературы о хохломской росписи, о тематическом ...

В настоящее время русская матрёшка переживает своеобразный ренессанс, связанный, по-видимому, с тем огромным интересом в мире к России, начавшимся в ней переменам в экономической и культурной жизни. Оживление экономической жизни дало возможность беспрепятственного существования различных небольших частных мастерских, по изготовлению и росписи русских деревянных кукол. Особенно много подобных мастерских появилось в Москве и её окрестностях, где существует обширный рынок сбыта этих изделий. Наибольший интерес стала представлять матрёшка, изготовленная не в том или ином стиле, а авторская, выполненная художником-индивидуалом, профессионалом или любителем. Современные художники — матрёшечники прежде всего обратились к традициям первых русских расписных матрёшек, над созданием которых трудились профессиональные художники и опытные мастера-игрушечники. Появились различные варианты русской девушки-крестьянки, одетой в народную одежду, в облике которой угадываются черты первой русской матрёшки С.В.Малютина.

Фантазии современных художников нет границ. Традиционный тип Сергиево-Посадской матрёшки, держащёй в руке какой-нибудь предмет, в настоящее время пополнился многочисленными вариантами матрёшек — девушек, женщин, иногда даже пожилых, с корзинами, полными фруктов, самоварами и лукошками. Все большее распространение получают матрешки, на фартуках которых изображены сюжеты из русских народных сказок. Художники, обладающие достаточным техническим мастерством, воспроизводят эти сцены в технике лаковой миниатюрной живописи декоративного Палеха или реалистического Федоскина. Заметнее становится тенденция использовать в росписи современной матрешки декоративные мотивы, характерные для традиционных центров русской народной культуры.

Отдельные мастера из Семенова используют в росписи матрешек приемы традиционной хохломской росписи. Все чаще можно встретить матрешки, расписанные под «гжель», «жостово», «палех». Можно сказать, что искусство современной матрешки как бы концентрирует в себе все богатство художественных традиций русской народной росписи. Любимым персонажем авторской матрешки остается русская женщина. На первый взгляд может показаться, что к этому традиционному образу трудно что-либо добавить. Но современный художник извлекает из него неожиданную свежесть, отдаваясь игре воображения. Популярным является изображение Троице-Сергиевой лавры, памятников древнерусской архитектуры Владимира, Суздаля, Новгорода и других городов. Существуют матрешки, воспроизводящие живописные пейзажи России. Часто используются известные картины русских художников-пейзажистов: А.К. Саврасова. В Д Поленова. И.Н. Шишкина. В.М. Васнецова. Наряду с пейзажами мастера не пренебрегают и сюжетными изображениями. Для росписи матрешек художники выбирают пейзажи и сюжеты, связанные с национальным своеобразием России. Уже в пейзажных композициях чувствуется стремление передать особенности эмоционального склада российского народа. Особенно ярко это проявляется в росписях матрешек с сюжетными композициями современных художников, например Константина Васильева, с его загадочными образами, символизирующими великую Русь.

37 стр., 18368 слов

Дипломная работа хохломская роспись

... существующие методики работы с детьми дошкольного возраста (хохломская роспись). 4. Спроектировать и реализовать план работы по знакомству детей с декоративно-прикладным искусством (хохломская роспись) и апробировать ... передавались из поколения в поколение. Россия богата разными видами народного декоративного творчества. Росписи и резьба по дереву, работа по металлу, вышивка и т.п. ...

Делают матрешек из лиственницы, липы и осины, срубленных обязательно ранней весной. Древесина выдерживается два — три года, затем обтачивается на станках, тщательно обрабатывается. Мастер придирчиво выбирает материал для куклы, ищет такой, чтобы не было ни сучка, ни трещинки, и, только убедившись в качестве заготовки, приступает к работе. Сначала точит самую маленькую матрешку, иногда она бывает совсем крошечной, меньше ногтя, затем больше, больше.

Техника изготовления семеновской матрешки такая же, как и у ее родоначальницы: ее делают из одного и того же материала — липы, березы и осины. Каждый мастер знает свой секрет дерева и подготовки его к обработке. Сначала он долго выбирает ровные, не сучковатые деревья, спиливает их ранней весной. Очищая дерево от коры, мастер обязательно оставляет ее в нескольких местах нетронутой. Это делается для того, чтобы при сушке древесина не трескалась. Затем подготовленные бревна укладывают штабелями так, чтобы между ними свободно проходил воздух. По несколько лет стволы выветривают, сушат на открытом воздухе до нужной влажности. Здесь очень важно не пересушить и не досушить бревно — этот секрет знают народные умельцы. Высушенные бревна распиливают на чурки и болванки. До 15 операций проходит липовая болванка, прежде чем стать красивой, нарядной куклой. С большим мастерством, присущим скульпторам, токарь вытачивает голову и туловище матрешки снаружи и изнутри, используя незамысловатые инструменты — нож и стамески. Сначала вытачивается самая маленькая матрешка из березы — не открывающаяся фигурка. Затем — нижняя часть следующей — донышко. Донышка для матрешек мастер изготавливает сразу на тысячу штук. Это делается для того, чтобы нижняя часть могла подсохнуть. Когда токарь заканчивает десятую сотню первая сотня уже высохла и к ней можно готовить верхнюю часть игрушки. Сушить верхнюю часть матрешки не надо, ее надевают на донце, где она усыхает и плотно обхватывает шип и24 поэтому плотно держится. Семеновские токари создали свою форму матрешки — она более стройная, относительно тонкий верх ее резко переходит в утолщенный низ. Фигурки тщательно прошкуривают, грунтуют картофельным клейстером и сушат. Теперь она готова к росписи.

Своеобразие и прелесть семеновских матрешек в том, что многоместные матрешки состоят из 10, 18, 40 и 50 кукол, вставленных одна в другую. Чтобы сделать такую матрешку, надо обладать особым мастерством и большим опытом. Многоместные матрешки очень тонки, их стенки не толще яичной скорлупы. Кстати, Матрёшка с самым богатым «потомством» состоит из 72 кукол. Известны даже «поющие» матрешки, с встроенным внутри них музыкальным механизмом. Матрешки «Русский молодец» и «Русская красавица» вместе с экипажем космического корабля «Салют-7» побывали в космосе. На фабрике ведется постоянная творческая работа по созданию новых образцов игрушек-сувениров: на темы русских народных сказок и былин, сцен из жизни старого Нижнего Новгорода.

9 стр., 4383 слов

Использование технологий росписи по ткани в педагогической работе

... данной проблеме. Структуры курсовой работы: титульный лист, оглавление, введение, 3 вопроса, заключение, список литературы, приложение. 1. История «росписи по ткани» Ручная художественная роспись тканей - своеобразный ... за время своего существования получила широкое развитие и признание. Способами художественной росписи оформляются главным образом изделия, дополняющие костюм (головные и шейные ...

После того как матрешка выточена, она попадает к художнику, который одевает ее в яркий сарафан, повязывает на голову платок, украшает цветами. Выражение лица у каждой матрешки свое — есть куклы грустные, задумчивые, строгие, серьезные, а есть веселые, улыбчивые. Работа у художника кропотливая, тонкая. Но самое привлекательное в деревянной кукле-матрешке — ее яркая образность. Каждый художник расписывает Матрешку по-своему.

«Загорский стиль» — подчеркнуто живописный, с обилием тщательно выписанных мелких деталей и позолоты — сменился в 1930 году более экономным и близким к первоначальной идее С.В. Малютина (художник, создавший свой знаменитый «берендеевский» стиль в декоративно-прикладном искусстве, например: «бычок в камергерском костюме»).

В росписи обычно используются 3-4 цвета — красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий — с добавлением черного для обводки тонкими линиями лица и контуров одежды.

После социалистической революции изготовление матрешек приобрело массовый характер. Открылась фабрика. В форме и росписи игрушки до конца 1980 года чувствовалась упрощенность, связанная с необходимостью их дальнейшего тиражирования. Помимо «загорских» матрешек за рубежом пользовались известностью «семеновские» и «мериновские» матрешки (село Мериново близ города Семенова в Нижегородской области славилось своими токарными изделиями).

Отличительные черты «семеновского» стиля — незатейливое решение образа, но более яркое и своеобразное по росписи, напоминает пышный букет. Сегодня мастера семеновской игрушки в своих новых работах не только продолжают традиции старых мастеров, но и разрабатывают новые яркие образы. В музее можно увидеть несколько вариантов матрешки. Это -“Русская красавица” и “Русский молодец”, “Барин и барыня”, сувенир “Семья” В Книгу рекордов Гиннеса может быть занесена самая большая в мире матрешка, изготовленная на художественной фабрике “Семеновская роспись”. Эта 72-местная русская красавица достигает в высоту 1,5 м, а ее объем — 75 см. Матрешка была передана в дар японскому правительству, а сейчас находится в Германии. Об этом сообщили руководители фабрики на пресс-конференции, посвященной совместному проекту с транснациональной фармацевтической корпорацией ICN Pharmaceutical. Эта корпорация выбрала в качестве бизнес-символа своего нового медикамента 18-местную семеновскую матрешку. Художественная фабрика Семеновская роспись -одно из немногих предприятий народного промысла, которое уверенно чувствует себя в рыночных условиях. Среди заказчиков на творения нижегородских мастеров — звезды знаменитой Вашингтон опера Пласидо Доминго и Мирелле Френи.

11 стр., 5314 слов

Традиции и менталитет народа в государстве Венгрия

... культурного центра. Жена Матьяша, королева Беатриче, была итальянкой, благодаря чему в Венгрию проникло немало элементов культуры этой страны. Очень часто в разных источниках годы царствования Матьяша ... моему мнению, рассмотреть такие аспекты, как история Венгрии, народности, прожива ющие и проживавшие когда-либо на этой территории, культура (в том числе повседневная), географическое положение и ...

Семенов — крупнейший старинный центр художественной обработки дерева. В IX веке Семенов называли “ложкарной столицей” России, Первоначально изготовление игрушек было побочным ремеслом для семеновских умельцев. Мастера использовали для игрушек отходы от производства ложек, Семеновские умельцы переняли опыт изготовления популярной деревянной игрушки в 20-х годах XX века у подмосковных мастеров. Но внесли в ее характер заволжский колорит, придав ей свою форму, своеобразно ее расписав. Первая матрешечная артель была создана в Семенове в 1929 году. Артель объединяла мастеров-игрушечников города Семенова и близлежащих деревень. Кустари делали здесь топорную игрушку, точили матрешки. Артель поначалу объединяла не более 2-х десятков человек, в основном, надомников. Затем на базе артелей создаются общественные мастерские. Художественная фабрика “Семеновская Роспись” была образована в 1932 году. Основной продукцией фабрики являлась на сегодняшний день всемирно известная кукла-матрешка. Охраняя и развивая местные традиции, семеновские мастера добились больших успехов в изготовлении художественных изделий. На основе матрешки стали разрабатываться новые сувениры, происходит совершенствование росписи. Писать стали уже без контура, а кистью, без предварительного нанесения рисунка. Роспись от этого стала ярче, орнамент обогатился, появились новые элементы цветов, а сама роспись получила название “семеновской”. Произведения лучших мастеров стали постоянными участниками выставок и ярмарок. Изделия Фабрики являются абсолютно экологически чистыми, о чем свидетельствует сертификат соответствия, выданный Госстандартом России. Эта фабрика одна из немногих в России и во всем мире, выпускает патентованную “Семеновскую матрешку”. В Семенове матрешки делают в соответствии с местными традициями — оставляют больше не закрашенного дерева, расписывают анилиновыми красками, а потом лакируют. Вначале художники намечают тонким росчерком контуры лица — делают глаза, губы, наводят румянец. Затем они «одевают» матрешку в платок, юбку, передник, пририсовывают ей руки. Самое главное — роспись фартука. Именно по крупной цветовой росписи фартука семеновская матрешка легко узнаваема. Букет пышных цветов главенствует над всем — он больше лица, он почти в рост игрушки. Роспись фартука самобытна, цветы неожиданны. В природе таких нет — это всегда плод фантазии художников, В основном, художники используют три цвета — красный, синий и желтый, варьируя сочетания цветов в росписи платка, сарафана и фартука. Найденное цветовое решение закрепляется в самом крупном цветке фартука. Его по давней традиции пишут чуть справа. Каждая матрешка имеет свой характер и наряд, свое образное решение. Семеновская матрешка давно стала национальным сувениром. С 1932 года семеновцы радуют взрослых и детей всего мира, создавая новые образцы этой удивительной, неповторимой игрушки — сувенира. матрешка роспись резьба

Почти одновременно с «мериновскими» игрушками в Поволжье появилась ещё одна матрешка — в селе Полховский Майдан, или Полхов Майдан в простонаречии. Особенности «полховской» матрешки: подчеркнуто вытянутая форма (столбик), с жестко очерченной головой. «Цветы с подводкой» — роспись по предварительно нанесенному черному контуру — типичная роспись в Полховском Майдане.

4 стр., 1734 слов

Этюд (описание предмета с хохломской росписью,урок развития речи, 8 класс)

... — всё это характерно для деревянных изделий с хохломской росписью. На каждом предмете, будь то посуда или украшение, будь ... матрешки бывают разными, с различными изображениями. Это могут пародии или всевозможные, различные персонажи. Народная игрушка Также ученик может написать сочинение ... возник в 15 – 16 веках в слободе Дымково. Традиция изготовления глиняной игрушки передавалась по женской линии от ...

2.3 Ход работы над проектом “Вокруг света”

После изучения характерных особенностей матрешек разных областей были выполнены форэскизы с разными тематиками для выполнения авторской росписи матрешек. Из них был выбран и разработан в дальнейшем наиболее удачный и выгодный вариант росписи — основную часть матрешки занимает пейзаж. Было выполнено достаточное количество пейзажей различных местностей и стран и отобрано девять наиболее удачных по количеству мест в матрешке.

Цветовая схема росписи заключается в том, что матрешки разделены в 3 группы, в каждой из которой по 3 матрешки. Первая матрешка группы расписана в ярких, контрастных цветах. Остальные решены в мягких нюансных сочетаниях цветов.

Композиционная схема построения росписи каждой матрешки заключается в том, что уделяется внимание проработке прически матрешки, а ее остальное тело представляет собой пейзаж. В зависимости от цветовой схемы подбирался пейзаж различных областей. Так, для самой первой матрешки был выбран тропический пейзаж, для второй — озеро средней полосы России, для третьей — кавказские горы, для четвертой — пустыня Африки, для пятой — болота Прибалтики, для шестой — алтайский пейзаж, для седьмой — закат в Тибете, для восьмой — виды Америки, а девятой и последней европейский пейзаж.

Цвет глаз, кожи и волос, а так же прически разрабатывались в соответствии с цветовой гармонией пейзажа той или иной матрешки и вида людей, которые живут в этой точке мира.

Были разработаны детальные эскизы матрешки. Роспись изделия выполнялась акрилом с небольшим отступлением в цвете и композиции. В конце работы изделие было покрыто глянцевым лаком.

Заключение

У русской матрешки, как и у любого другого течения декоративно-прикладного искусства, были свои взлеты популярности и моменты забвения. Однако наша любимая национальная игрушка прошла сквозь время и сейчас мы можем наслаждаться ее многообразием. От семеновской и вятской до авторской — все виды матрешек сейчас переживают своеобразный ренессанс.

Сохраняются мастерами местные традиции росписи и технологии изготовления. Как и раньше, матрешка изготавливается целыми семьями. Мужчины занимаются изготовлением так называемого белья, а женщины расписывают. Однако при сохранении художественных традиций и стилистики, современная матрешка развивается. Традиционные росписи стали более яркими, исполненными с отточенным мастерством, декоративными и отвечающими духу современности. Авторская же матрешка потрясает разнообразием тем, средств, цветов композиции.

Различные выставки декоративно-прикладного и народного искусства показывают, что матрешка не только сохранила свои традиции, но и приобрела новые. Матрешка отвечает духа современного мира, меняется с ним, является показателем волнительных тем общества. И однако, хоть она и отражает волнения современности и порой является доступной только для состоятельных людей, матрешка навсегда останется любимой игрушкой всех детей.

В данной курсовой работе было выполнено исследование национальных и исторических традиций росписи разных видов матрешки, а именно Семеновской, Сергиево-Посадской, Полоховской, Вятской и авторской. Было выяснено, что традиции матрешки не только не забыты, но и продолжают развиваться. Был разработан проект росписи матрешки на 9 мест. Итогом курсовой работы стало выполнение изделия.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/semenovskaya-rospis/

1. Даглдиян, К.Т. Декоративная композиция / К.Т. Даглдиян. — Ростов н/Д: Феникс, 2008

2. Дайн, Г.Л. Русская игрушка / Г.Л. Дайн. — Москва: Советская Россия, 1987

3. Попова, О.С. Каплан, Н.И. Русские художественные промыслы / О.С. Попова, Н.И. Каплан. — Москва: Знание, 1984

4. Уткин П.И. Народные художественные промыслы России / П.И. Уткин. — Москва: Советская Россия, 1984

5. Фокина, Л.В. Орнамент / Л.В. Фокина. — Ростов н/Д: Феникс, 2005

6.

7. http://rusmatreshka/narod/ru/

8. http://www.nestingdolls.ru/

Приложение

Проект матрешек “Вокруг света”