Культура представляет собой специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
Рассматривая культуру определенного общества на конкретном историческом этапе, принято, прежде всего, характеризовать существующую в нем систему основных нравственных, эстетических, духовных, политических, научных ценностей (то есть менталитет данного общества), которые воплощены в науке, религии, нравственности, искусстве, политике и т. д. В истории формирования культур имеется ряд особенностей. Накопление культурных ценностей идет по двум направлениям – по вертикали и горизонтали. Первое направление связано с передачей культурных ценностей от одного поколения к другому, то есть с преемственностью в культуре. Преемственность как закономерность развития, например, науки можно проиллюстрировать известными фактами: обнаружение В. Рентгеном невидимых лучей привело А. Пуанкаре к гипотезе о связи между этими лучами и явлением флюоресценции; А. Беккерель, проверяя данную гипотезу, случайно зафиксировал неизвестное ранее самопроизвольное излучение урана, что, в свою очередь, привело супругов Кюри к открытию радия и явления радиоактивности у ряда других элементов. Исходя из этой закономерности, можно смело утверждать, что без евклидовой геометрии не было бы геометрии Лобачевского, а без открытий Ньютона – теории относительности Эйнштейна. Наиболее устойчивая сторона культуры – культурные традиции, элементы социального и культурного наследия, которые сохраняются в течение длительного времени, на протяжении жизни многих поколений.
Понятие «традиция» генетически восходит к латинскому термину traditio, к глаголу tradere, означающему «передавать». Первоначально это слово использовалось в буквальном значении, обозначая материальное действие: так, древние римляне применяли его, когда речь шла о необходимости вручить кому-то некий предмет и даже отдать свою дочь замуж. Но передаваемый предмет может быть нематериальным. Это, например, может быть определенное умение или навык: такое действие в фигуральном смысле также является traditio. Таким образом, границы семантического спектра понятия традиции жестко указывают на основное качественное отличие всего того, что можно подвести под это понятие: традиция – это, прежде всего то, что не создано индивидом или не является продуктом его собственного творческого воображения, короче, то, что ему не принадлежит, будучи переданным кем-то извне1 .
Моральные ценности современного общества
... мы поступаем или нет. Другие сочинения: ← Общение. Что такое общение↑ 9 класс и ОГЭВера в человека → Моральные ценности и их роль в современном обществе Современная ситуация характеризуется тем, что повсеместно ... им вступать в отношения господства и подчинения»[4]. Зрелые общинно-племенные отношения привели к появлению классового государства, и хотя этот строй опирался на общинный традиционный ...
Это основное отличие часто отходит в сознании на задний план, уступая место другому, тоже значимому, но производному. Для обыденного сознания эпохи модерна слово «традиция» ассоциируется в первую очередь с тем, что связано с прошлым, утратило новизну и в силу этого противостоит развитию и обновлению, что само по себе неизменно, символизирует стабильность вплоть до застоя, избавляет от необходимости осмысливать ситуацию и принимать решение.
В быту и культуре любого народа есть много явлений, сложных по своему историческому происхождению и выполняемым функциям. Одними из самых ярких и показательных явлений такого рода являются народные обычаи и традиции. Для того, чтобы понять их истоки, надо, прежде всего, изучать историю народа, его культуру, соприкоснуться с его жизнью и бытом, попытаться понять его душу и характер. Любые обычаи и традиции в своей основе отражают жизнь той или иной группы людей, а возникают они как результат эмпирического и духовного познания окружающей действительности. Другими словами, обычаи и традиции – это те ценные жемчужины в океане жизни народа, которые он собрал на протяжении веков как результат практического и духовного постижения реальности. Какую бы традицию или обычай мы ни взяли, исследовав её корни, мы, как правило, приходим к выводу, что она жизненно оправдана и за формой, подчас кажущейся нам претенциозной и архаичной, скрывается живое рациональное зерно. Обычаи и традиции любого народа, это его «приданое» при вступлении в огромную семью человечества, живущего на планете Земля. Каждый этнос своим существованием обогащает её и совершенствует2 .
Традиции – это элементы социального и культурного наследия передающиеся из поколения в поколение, и сохраняющиеся в определённом сообществе в течении длительного времени. А вот какое определение традициям даёт И. В. Суханов: «Традиции – это не регламентируемые юридическими установлениями, поддерживаемые силой общественного мнения формы передачи новым поколениям способов реализации сложившихся в жизни данного класса, общества идеологических отношений (политических, нравственных религиозных, эстетических).
Существует множество видов традиций, например автор книги «Обычаи, традиции и преемственность поколений», И.В. Суханов приводит пример революционных традиций, и определяет их как процесс воспроизводства у новых поколений советских людей тех морально-политических качеств, которые были выработаны российскими рабочим классом в период трёх революций и гражданской войны. Конечная цель традиций сводится к тому, чтобы ввести деятельность нового поколения в то русло, по которому развивалась деятельность старших поколений считает И.В.Суханов. Согласимся с этим мнением, ведь наши предки не зря передавали традиции, скажем, землепашества, из поколения в поколение, чтобы сыновья не повторяли ошибок сделанных отцами, но мы почему-то считаем, что по традиции мы должны всё делать так, как делали наши предки, и это глубоко неправильное мнение. Ведь если мы будем повторять пройденное, то прогресс остановится, поэтому человечество вносило и вносит что-то новое в то, чем занимались предыдущие поколения. Между тем предыдущему поколению трудно передать весь социально накопленный опыт, ведь деятельность связанная с традициями настолько многогранна, что поколение старается направлять развитие в русле этих традиций, а не следуя в точности по стопам отцов.
Традиция как культурообразующий элемент народной культуры
... опыта от поколения к поколению называется традицией. В качестве традиций выступают определенные ценности, нормы поведения, обычаи, обряды, идеи. Традиции могут иногда восприниматься как пережитки, то есть как препятствия дальнейшему развитию культуры. Они ...
То есть традиция не детально регламентирует поведение в конкретных ситуациях, а решает задачу через регламентацию духовных качеств, необходимых для правильного, с точки зрения данного класса, общества, поведения в той или иной сфере общественной или личной жизни. Отсюда мы видим, что традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Таким образом, традиции передают, закрепляют и поддерживают разнообразный социальный опыт и тем самым осуществляется духовная связь поколений3 . Традиции выполняют две социальные функции: они являются средством стабилизации утвердившихся в данном обществе отношений и осуществляют воспроизводство этих отношений в жизни новых поколений. Эти функции традиция осуществляет следующим путём: традиции обращены к духовному миру человека, они выполняют свою роль средств стабилизации и воспроизводства общественных отношений не непосредственно, а через формирование духовных качеств, требуемых этими отношениями. Идейным содержанием, формулой традиции выступает непосредственно норма или принцип поведения. Последние, в отличии от правил, не дают детальных предписаний поступка. Они указывают направление поведения (честность, правдивость, простота и скромность, трудолюбие и бережливость и т. д.).
Традиции, по своей сути, не имеют жёсткой связи с конкретным действием в определённой ситуации, поскольку те духовные качества, которые прививает нам традиция, необходимы для любых конкретных действий и реализация этих действий не самоцель, а лишь средство для формирования духовного облика человека.
Традиции также производят и воспитательное действие на человека, они формируют сложные привычки – определённую направленность поведения. Сложная привычка – это активная форма отражения требований жизни; в любой ситуации, имеющей к ней отношение, она в границах утверждаемой ею направленности поведения предоставляет человеку свободу выбора конкретного поступка. На основе сложной привычки всегда имеется возможность импровизировать поведение. Традиции как массовые сложные привычки ориентируют поведение не только в утвердившихся отношениях, но и в тех их новых вариантах, которые возникают неожиданно, резко отличаясь от привычного4 .
Традиция – это самый ранний способ обеспечения единства поколений и целостности субъектов культуры.
Традиционные формы деятельности и поведения ориентированы не на достижения определённой цели, а на повторения заданного образца или стереотипа, в этом мысле традиция обеспечивает устойчивость любого социума. Преклонение перед традицией её культуры, это характерные черты таких обществ и культур, которые различаются традиционными чертами культур в наибольшей степени обладают первобытные, азиатские и патриархальные социальные формы. Их особенностью является нетерпимость ко всяким новшествам в механизме традиций. А также сохранение и укрепление соответственного общественного порядка, нетерпимость даже к малейшим проявлениям индивидуализма и духовной самостоятельности.
Якуты: традиция, быт, культура
... элективных курсах. I. Якуты. Традиция. Быт. Культура 1.1 Общая характеристика Якутии Самоназвание Саха сахаурянгхай. Якуты имеют свою автономию, Республика Якутия (Саха). ЯКУТИЯ (Республика Саха), республика в ... Российской Федерации. Площадь 3103,2 тыс км2 (включая Новосибирские острова). Население 973,8 тыс человек (2001), ...
Очевидно, эти черты в наибольшей степени были присущи другим культурам таким, как культуры Индии, Японии, Китая и д.р. Характерная особенность традиционных культур является их так называемый антиисторизм, отрицание возможности исторического развития и какого-либо изменения вообще. Время в традиционных обществах как бы свёрнуто в кольцо, то есть происходит вращение по кругу.
Однако традиции, не смотря на свою устойчивость, консерватизм, разрушаются. В процессе развития общества традиция дополняется другими средствами воспроизводства и подвергается целостности и устойчивости культуры (идеология, право, религия, политика и другими формами духовностей).
Отсюда и возникло историческое направление, которое так и называется – традиционализм, сущность которого можно свести к предположению о существовании некоторой «изначальной традиции», выражающей всеобщий, глубинный смысл мироздания. И в ходе исторического развития определённым образом проявляющая себя «изначальная традиция» считается единой у всех культур и стоящей у их истоков в качестве изначального состояния мира, постулируется единство всех культур, а множественность и разделение культур, как регресс, упадок, отход к изначальной позиции.
Традиция является одной из важных категорий теории культуры. Всеобщность и универсальность этой категории определяется тем, что традиции присутствуют во всех сферах – в материальной, политической, художественной, нравственной, бытовой, физической культуре.
В основе традиции лежит длительный опыт социальной группы. Нормы, символы, фольклор создают своеобразный сценарий поведения человека в определенных ситуациях. Заложенный в них смысл гарантирует правильность действий, предостерегает от неверных поступков, обеспечивает надежность поведения.
Многие традиции, привычные для нас, пришли к нам из разных эпох и цивилизаций. Так, обычай отмечать весенний праздник Масленицы знаком еще со времени древних славян, а правило этикета пропускать женщину вперед дошло до нас из периода матриархата. Творцами традиций были люди, жившие в различные эпохи, представители разных социальных групп и классов, поэтому традиции иногда столь противоречивы. Каждая культура осуществляет отбор тех или иных традиций и в этом смысле выбирает не только будущее, но и прошлое. Вторая линия накопления культурных ценностей (по горизонтали) наиболее отчетливо проявляется в художественном творчестве. Она выражается в том, что в отличие от науки наследуются в качестве ценностей не отдельные компоненты, актуальные идеи, части теории, а целостное художественное произведение. Творчество Шекспира так же не может заменить творений Данте, как творения Данте – произведений великих трагических поэтов древности. Однако художественное произведение, созданное в XIX в., читателями XX в. воспринимается совершенно иначе. Это происходит потому, что изменились общество, образ жизни и менталитет людей, изменилась культура. Человечество, приобретая новый опыт, иначе воспринимает наследие прошлого, открывая в нем то, что не увидели современники. Появились новые творцы, своими произведениями оказавшие влияние на сознание людей, живших в XX в. В таком одновременном существовании и взаимодействии сегодня произведений, созданных в различные эпохи, рождается культура современной цивилизации5 .
Современная организационная культура
... 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КОМПАНИИ 2.1 Содержание организационной культуры в работах отечественных и зарубежных авторов организационный культура формирование принцип Несмотря на свою столь обширную и продолжительную историю развития, применительно к организации ...
Традиции могут иногда восприниматься как пережитки, то есть как препятствия дальнейшему развитию культуры. Они могут исчезать, а затем вновь возрождаться. Так было, например, с традицией встречи Нового года вокруг новогодней ёлки, которая в 20-30е годы считалась в нашем Отечестве пережитком, но потом восстановилась.