Описание природы в пэмме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

Словом, всё было как-то пустынно- хорошо, как не выдумать ни природе, ни искусству, но как бывает только тогда, когда они соединятся вместе…» (С. 127)

Эти мотивы жизни, движения, развития присутствуют только в описании характера Плюшкина, который, казалось бы, опустился так, что дальнейшая деградация невозможна. Но, может быть, именно это обстоятельство — невозможность дальнейшего падения — и оставляет некоторую надежду на то, что он теперь будет двигаться в обратном направлении, ибо хуже ничего уже быть не может. И описание сада — это символ того, что в душе героя осталось что-то живое и человеческое. То есть и в данном случае описание дома и сада героя ― это, в какой-то степени, описание характера героя. Всё в запустении, полнейшем упадке ― и хозяйство Плюшкина, и его собственная жизнь, однако раньше и сад был прекрасен, и жизнь героя была наполнена смыслом, что оставляет малейшую надежду на возрождение.

Изобилие, пышность запущенного сада Плюшкина контрастируют с описаниями чахлого и худосочного сада Манилова. Сопоставим эти два описания:

Сад Манилова Сад Плюшкина — две-три клумбы

  • обширный сад, заросший и заглохший — пять-шесть берез — Белый колоссальный ствол березы — жиденькие вершины
  • трепетнолистные купола

разросшихся деревьев — беседка с плоским зеленым куполом — обрушенные перилы, пошатнувшаяся беседка — скучно-синеватый цвет соснового леса — зеленые чащи, озаренные солнцем — день был не то ясный, не то мрачный… — Солнце, забравшись под лист, подсвечивает его. Совпадают многие детали пейзажа, на которые в том и другом случае обращает внимание Гоголь, однако если доминирующим мотивом в описании сада Манилова является незавершённость, незаконченность, недоделанность, то при описании сада Плюшкина это мотивы изжитости, но в то же время изобилия, роскоши, постепенно переходящих и уже перешедших в упадок.

2. 6 Чичиков

Говоря об образах помещиков в поэме, нельзя обойти вниманием и образ центрального её персонажа Павла Ивановича Чичикова: хотя этот образ стоит в поэме несколько особняком, именно он является центральным, связующим звеном. Его путешествие — это двигатель сюжета. Сам факт того, что Чичиков постоянно находится в движении, отличает его от многих других героев поэмы: он движется, в какой-то степени — развивается. И мотивы природы, сопутствующие ему — это, прежде всего, дорожные пейзажи: «Едва только ушел назад город, как уже пошли писать по нашему обычаю чушь и дичь по обеим сторонам дороги: кочки, ельник, низенькие жидкие кусты молодых сосен, обгорелые стволы старых деревьев, дикой вереск и тому подобный вздор. Попадались вытянутые по шнурку деревни, постройкою похожие на старые складенные дрова… <…> Словом, виды известные». (С. 12)

9 стр., 4103 слов

Птаха в рассказе “уроки французского”: образ и характеристика ...

... на протяжении всего рассказа. Отзыв на рассказ «Уроки французского» В. Распутина Характеристика главных героев рассказа «Уроки французского» В. Распутина c цитатами Сочинение-рассуждение: «Уроки французского» В. Распутина Анализ «Уроки французcкого» В. Распутина Сочинения на тему Образ учительницы в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского» ...

Гоголь даже в этом коротком отрывке дважды подчёркивает обыденность, обычность этого русского пейзажа, его скуку — «чушь и дичь». Эта характеристика относится не к образу Чичикова, но к образу России, по которой герой путешествует, к положению дел в ней. Пейзажи скучны, дороги плохи — и всё это проецируется на те события, которые происходят в поэме: эта «чушь и дичь» распространяется не только на природу, но и на нравы, царящие в стране, где можно торговать живыми или мёртвыми людьми, душами.

И, несмотря на то, что первый том «Мёртвых душ», по плану Гоголя — это описание ада, всё-таки автор уже в этом первом томе даёт читателям и героям некоторую надежду на возрождение, создавая образ Руси, подобной птице-тройке:

«Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и всё летит: летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога нивесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сем быстром мельканьи, где не успевает означиться пропадающий предмет, только небо над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны. Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал?..»

И этот образ, этот символический пейзаж соотнесён с образом Чичикова, самым неоднозначным и противоречивым в поэме. Гоголь выдвигает на первый план не просто героя отрицательного, но человека, перевернувшего с ног на голову все представления о реальных ценностях этого мира и поставившего в центр мироздания «копейку». С другой стороны, именно образ Чичикова — единственный, перешедший из первого тома во второй. И именно с образом Чичикова, как считает большинство исследователей, связана идея воскресения.

Но в описании этого символического пейзажа есть указания и на дьявольскую сторону натуры героя (темнота, вороний крик, тучи, страшное мельканье), и на иные возможности его личности, на возможность его возрождения (свет месяца, непрерывность движения).

Заключение

При анализе описаний природы и пейзажей в поэме Гоголя «Мёртвые души» можно выявить следующие особенности.

1. Описания природы и пейзажей не занимают в поэме Гоголя большого места (исключением является лишь описание сада Плюшкина).

Однако всякий раз, когда Гоголь обращается к картинам природы, они носят символический характер.

2. Основная функция, которую выполняют пейзажи и картины природы в поэме гоголя — это функция раскрытия характеров героев. Любая картина природы по-новому освещает фигуру каждого из помещиков, ещё раз подчёркивает те черты, которые уже становятся очевидными при описании внешности, образа жизни, манеры поведения героев.

8 стр., 3868 слов

Отношение гоголя к поэме “мертвые души” и ее героям (чичикову, ...

... хорошо разобраться, то и тот «свинья». Предлагаем познакомиться с “Образом Чичикова” в поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души” Мерилом хорошей ... тяжелому, земному, плотскому. Сила и воля Собакевича лишены идеала, души. Итак, Коробочка и Собакевич, несмотря на внешние различия ... пародируют облик и деяния сказочных богатырей. Грубость и неуклюжесть — суть портрета Собакевича. Важно Природа, создавая его лицо, ...

3. Можно выявить основные «доминанты» в характере героев, отражённые в описаниях окружающей их природы:

  • Манилов — неустроенность, лень, безуспешные попытки начать какую-то деятельность;
  • хаотичность и безалаберность, отсутствие воли проецируются на сад, который он стремится, но не может создать вокруг своего дома;
  • Коробочка — суетность, хлопотливая хозяйственная деятельность, стремление получать максимальную выгоду отражаются и на окружающем её пейзаже — птичник, огород, в котором растут только овощи;
  • Ноздрёв — азарт, неуравновешенность, хамство, склонность к скандалам метафорически выражены Гоголем при помощи образов кочек, болота, неухоженных охотничьих угодий его имения;
  • Собакевич — прагматизм, жадность проявляются в том, что и природы как таковой в его имении уже нет, лес он рассматривает исключительно как строительный материал;
  • Плюшкин — самый низший уровень падения, деградации, утрата почти всех человеческих черт, но тем не менее — наличие прошлого, предыстории и как символ этого — огромный, запущенный, разросшийся, но всё ещё прекрасный сад.

Чичиков — неопределённость, изменчивость характера (он умеет подстроиться под любого своего собеседника); с его образом связаны мотивы дорожных пейзажей, мелькания, изменчивости, движения. С одной стороны в описаниях природы, окружающих его образ, Гоголь подчёркивает скуку, обыденность тех мест, по которым герой проезжает, но в то же время пейзаж становится символическим, пророческим: полёт птицы-тройки над землёй, звёзды и месяц, тучи и небо. Всё это даёт некий выход в комическое пространство, уводит от земли и открывает новые перспективы. В целом же и образ Чичикова, и образы природы, сопутствующие ему — это образы двойственные, не до конца понятые может быть даже и самим автором.

4. Следует также обратить внимание на то, что Гоголь часто в своих описаниях использует сравнения, развёрнутые сравнения уподобляя своих героев или явления природы иным процессам и явлениям. Так, Собакевич похож на средней величины медведя, также лицо его и его жены сравниваются с тыквой и огурцом соответственно; даже описания света пасмурного дня уподобляется цвету солдатского мундира. Очень часто эти сравнения указывают на тот факт, что сами герои Гоголя утрачивают человеческие черты, становятся похожими на предметы или животных, опускаются, деградируют.

В целом же образы природы в поэме Гоголя оттеняют и углубляют образы персонажей и подчёркивают доминирующие черты в их характерах.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/rol-peyzaja-v-poeme-mertvyie-dushi/

Гоголь Н. В. Мертвые души. Т. 1. М., 1980. Под ред. С. И. Машинского и М. Б. Храпченко

Виноградов И. А. Гоголь ― художник и мыслитель. Христианские основы миросозерцания. М., 2000

Воропаев В. А. Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество. М., 2002. С. 22

Гуковский Г. А. Реализм Гоголя. М., Л., 1959

Докусов А. М. Качурин М. Г. Поэма Гоголя «Мёртвые души». М., 1982

Ерёмина Л. И. О языке художественной прозы Н. В. Гоголя. М., 1987

Золотусский И. П. Гоголь. М., 1984. С. 235Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. М., 1988

Машинский С. И. «Мёртвые души» Гоголя. М., 1978. С. 11

6 стр., 2552 слов

Души «мертвые» и живые в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

... свободными, равными. Таким образом, в поэме Гоголя «Мертвые души» существуют два мира «материальный» и «духовный». В первом душа является всего лишь отличием живого человека от мертвого. Причем отсутствие духовных ценностей, ... жизнь людей. Сочинение 3 Поэма «Мертвые души» – одно из самых известных миру произведений. Н.В. Гоголь планировал, что поэма будет написана в трех томах, но в итоге второй ...

Смирнова Е. А. Поэма Гоголя «Мёртвые души». Л., 1987. С. 188

Труайа А. Николай Гоголь. М., 2004

Шевырёв С. П. Похождения Чичикова или Мертвые души. Поэма Н. Гоголя. Статья вторая // Русская критика XVIII—XIX веков. Хрестоматия. Сост. В. И. Кулешов. М., Просвещение, 1978.

Приложение. Доминирующие мотивы в описании пейзажей при характеристике каждого помещика

Помещик Предметы описания Цветовая гамма Основной мотив Манилов Гора, сад, клумбы, река, мост, беседка, далёкий лес Серый, пепельный, синеватый, зеленоватый Стремление к красоте и упорядоченности; незавершённость, хаотичность, убогость сада Коробочка Птичий двор, огород (овощи) Пестрота, темнота (ночь, гроза) Стремление извлечь пользу, прагматизм в сочетании с суетностью. Ноздрёв Псарня, земля, которой владеет Ноздрёв (лес, кочки, болото) Хаос, неорганизованность (при отсутствии стремления к порядку), беспорядок. Собакевич Деревня (избы), лес Серый, белый, коричневый Прагматизм, нет природы, но есть материал, из которого можно извлечь пользу (дерево для строительства) Плюшкин Огромный сад: беседка, лес, берёзы, молодая поросль, кроны разросшихся деревьев Золотисто-зелёный (солнце и зелень) Упадок, разрушение, исчезновение некогда прекрасного сада. Деградация. Чичиков Дорожные пейзажи Пестрота 1. Скука, обыденность, тоска, заурядность;

2. Символизм пейзажа, движение, развитие, полёт.

Машинский С. И. «Мёртвые души» Гоголя. М., 1978. С. 11

Воропаев В. А. Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество. М., 2002. С. 22

Докусов А. М. Качурин М. Г. Поэма Гоголя «Мёртвые души». М., 1982. С. 9

Золотусский И. П. Гоголь. М., 1984. С. 235

Гуковский Г. А. Реализм Гоголя. М., Л., 1959. С. 473

Гуковский Г. А. Реализм Гоголя. С. 488

Смирнова Е. А. Поэма Гоголя «Мёртвые души». Л., 1987. С. 188

Смирнова Е. А. Поэма Гоголя «Мёртвые души». С. 156

Гуковский Г. А. Реализм Гоголя. С. 475

Воропаев В. А. Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество. М., 2002. С. 22

Машинский С. И. «Мёртвые души» Гоголя. С. 22

Машинский С. И. «Мёртвые души» Гоголя. С. 22- 23

Докусов А. М. Качурин М. Г. Поэма Гоголя «Мёртвые души». С. 30-31

Шевырёв С. П. Похождения Чичикова или Мертвые души. Поэма Н. Гоголя. Статья вторая // Русская критика XVIII—XIX веков. Хрестоматия. Сост. В. И. Кулешов. М., Просвещение, 1978

Машинский С. И. «Мёртвые души» Гоголя. С. 22- 23

Гоголь Н. В. Мертвые души. Т. 1. М., 1980. Под ред. С. И. Машинского и М. Б. Храпченко. С. 19. Здесь и далее цитаты по этому изданию с указанием номера страницы в тексте.

Машинский С. И. «Мёртвые души» Гоголя. С. 30

Виноградов И. А. Гоголь ― художник и мыслитель. Христианские основы миросозерцания. М., 2000. С. 323

Машинский С. И. «Мёртвые души» Гоголя. С. 35

Машинский С. И. «Мёртвые души» Гоголя. С. 40

2