Томас Мор и Томмазо Кампанелла как основоположники утопического социализма

Эпоха зарождения новых, капиталистических отношений в Европе приходится на XV — XVI века. В условиях того времени возникло широкое идейное течение, получившее название гуманизма. Приоритет человеческой личности, высвобождение разума от теологических взглядов были важнейшими чертами нового мировоззрения. Но в это же время зарождались и другие политические взгляды, которые были прямо противоположны первым. Однако особенный смысл (антибуржуазный) разработка вопросов власти, государства и права приобретает именно в рамках социализма. Он стал самостоятельным и заметным в европейском обществе в период с XVI по XVII вв.

Актуальность данной темы курсовой работы обуславливается возможностями, которые предоставляет человеку утопия как специфическая рефлексия культуры. Она исходя из понимания сути природы, человека, культурно-исторической ситуации, а также просто предположений развития культуры, позволяет строить модели иных культурных сообществ, которые в будущем могут иметь место. Утопия гипостазирует социокультурный идеал, освещающий историческую перспективу и чаще всего используемый в качестве критерия оценки реального состояния общества и его потенциального пути развития. Культура современного времени остро ощущает нехватку общественно-значимых целей, а также образа такого человека, который способен достигать и реализовывать эти цели. Все это объясняет тот интерес к утопии, способной открыть для человека новые возможности духовных исканий. Но, не смотря на столь пристальное внимание к утопии, отношение к ней неоднозначно.

Наиболее яркими представителями европейского социализма XVI-XVII вв. стали английский гуманист Томас Мор и доминиканский монах Томмазо Кампанелла, идеи которых, высказанные в их знаменитых произведениях, получили развитие в буржуазной политико-правовой идеологии последующих веков.

Объектом исследования является понятие утопического социализма эпохи XVI-XVII вв. как идеальной формы государственного строя.

Предметом исследования стало содержание трудов Т. Мора «Утопия» и Т. Кампанеллы «Город Солнца» как основных источников зарождения этой формы государственного правления.

Цель данной курсовой работы — раскрыть сущность и основные положения течения утопического социализма как государственной формы правления, по сочинениям Т. Мора и Т. Кампанеллы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: дать общую характеристику зарождения и развития идей утопического социализма; проанализировать основные идеалы, отраженные в произведениях Т. Мора и Т. Кампанеллы; проследить заимствования их идей в теориях более позднего времени и выявить их значение для развития последующих теорий государства и права.

18 стр., 8843 слов

Моя утопия. Кристины Цуркану – «Моя утопия. Экзамен: История Мировой Культуры

He was staring into the distance. A beautiful girl with golden hair came out from a dilapidated building. Richie! - she said in a mild and pleasant voice. Muna ... - whispered the guy. He turned round and began to speak with the girl. She called him by name, but the guy didn’t like it. He loved his codename Picnic. They were talking about the sky, the stars. But suddenly the girl asked him about ...

В основу курсовой работы положены произведения основоположников утопического социализма Т. Мора и Т. Кампанеллы: «Утопия» и «Город Солнца». А также монографии следующих авторов: Горфункель А.Х., Каутский К., Мартынов Д.Е. и др.

Томас Мор начинает свою книгу «Утопия» с критики современного ему строя Англии, а затем предлагает нашему вниманию описание идеального строя вымышленного острова Утопия. Мор впервые в истории человечества изображает общество, где нет частной собственности, и помимо равенства потребления присутствует обобществление производства и быта. Последнее отличает общество мора от раннехристианских общин, в которых присутствовало только равенство потребления.

В произведении «Город Солнца» Т. Кампанеллы как и в «Утопии» идеал — это общество, где граждане организуют свою жизнь в соответствии с интересами общества, и фактически человек сам не решает, что ему делать. Автор рассматривает нормы поведения, морали и государственности в созданном им «идеальном» обществе. В свою очередь Кампанелла предложил реформу системы образования, которая способствовала бы формированию всесторонне развитого, полноценного человека, также в произведении есть предпосылки к созданию общего универсального языка, который бы позволил связать вместе все науки и искусства.

В работе «Томмазо Кампанелла» Горфункель А.Х. излагается биография и дается анализ мировоззрения предшественника научного социализма. Автор доказывает единство знаменитой утопии «Город Солнца» со всеми остальными произведениями философа, полемизируя с противоположной точкой зрения.

В своей работе «Томас Мор и его Утопия» Каутский К. обращается к изучению системы взглядов Томаса Мора в контексте рассмотрения его знаменитого произведения «Утопия». Автор предлагает критику основных положений этого труда, уделяет внимание биографии мыслителя, а также описывает исторические условия, детищем которых являлся Т. Мор и без понимания которых, по мнению автора, невозможно постичь его труд.

Статья Мартынова Д.Е. «Утопизм и марксизм: к проблеме соотношения» посвящена проблеме соотношения утопического и научного социализма. Автор приходит к выводу, что марксизм имел потенциал развития только как утопическая идеология, что и привело к его исчезновению. Также автор говорит о истории борьбы марксизма с утопическим социализмом, их отождествлении и о роли утопизма в современном мире.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка литературы. В работе использованы такие общенаучные методы исследования как анализ, синтез, сравнение, дедукция, индукция.

мор кампанелла утопический социализм

Глава 1. Возникновение и эволюция идей утопического социализма

Утопический социализм — это учение, которое предшествовало марксизму и утверждавшее о возможности существования справедливого общества социалистических принципах, о его справедливом устройстве. Данный термин распространен в исторической и философской литературе. Интеллигенция и близкие к ней слои сыграли главную роль в разработке и внедрении в общество идей о строительстве социалистических отношений ненасильственным образом, а лишь силой пропаганды и примера.

5 стр., 2218 слов

Политико-правовые идеи раннего социализма. “Утопия” Томаса Мора. ...

... раннего социализма испытали на себе сильное влияние “Утопии”, в том числе и новых идей о государстве и праве. Томмазо (Джиана Доменико) Кампанеллы При описании общественного строя Города Солнца Кампанелла во многом следует “Утопии” Томаса Мора. ...

Идеи о справедливом обществе, положенные в основу утопического социализма, зарождаются, по мнению Д.Е. Мартынова, в умах людей при наличии имущественного неравенства, когда общество разделено на классы.

В Древних Греции и Риме идеи схожие на утопический социализм стали проявляться в идущем ещё от Гесиода мечтании о возвращении минувшего «золотого века», времени, когда счастливые люди не знали неравенства, собственности и эксплуатации. Справедливое политическое устройство в свое время было одной из наиболее обсуждаемых греческими философами тем, которые искали решение проблемы имущественного неравенства и «естественного состояния» общества (состояние общества в доклассовые времена).

Задатки утопического социализма наблюдаются и в уравнительных реформах в Спарте, а также и в платоновской модели рабовладельческого «коммунизма», осуждавшей частную собственность.

Лопатина Н.Л. полагает, что предшественницей учения об утопическом социализме можно считать уравнительную социальную идеологию раннего христианства, которая проповедовала в обществе братство, всеобщее равенство и потребительский коммунизм. Все эти идеи сохраняли свою силу вплоть до ХIX века, после чего они легли в основу теории христианского социализма.

Во время господства феодальных отношений взгляды, близкие к взглядам философов утопического социализма, формировались преимущественно в религиозной срезе и выливались в виде многочисленных ересей — вальденсов, бегардов, таборитов, катаров, лоллардов, апостольских братьев, анабаптистов и других, которые объясняли возникновение социального и имущественного неравенства в первую очередь из-за то, что церковь и правящие классы отступаются от истинных идеалов раннего христианства. Некоторые из этих сект воскрешали идеалы евангельского учения и создавали самоуправляемые общины с аскетической уравнительностью в потреблении и совместным ведением хозяйства. Конечно, были случаи, например, в Чехии во времена позднего средневековья или в Германии во времена Гуситских войн, когда крестьянский религиозный коммунизм перерастал в вооружённое общественное движение.

Основоположником утопического социализма принято считать Т. Мора. Именно он впервые ввел понятие «Утопия», которое означает «место, которого нет». Утопия отражает определенный образ (идеал) общества, сконструированный автором, реализация в принципе невозможна. Важно понимать, что утопия осуществиться не может, но ее задачей является вдохновение людей, дать им верное направление в борьбе с существующими реалиями. Главной проблемой, порождаемой утопиями, является то, что нужно найти точную грань между утопическими социальными проектами и вполне реализуемыми.

В период географических открытий, например, Колумбом и Магелланом и другими, многие люди думали, что Утопия — это описание реального быта на одном из новооткрываемых островов. Идеи, которые Т. Мор положил в основу своего произведения, позднее наиболее сильно развивал в своем творчестве Т. Кампанелла, поэтому его, как и Т. Мора также считают основоположником утопического социализма.

Их заслугой является то, что в своих произведениях они описывают не замкнутые сельские общины с общим потреблением и коллективным ведением хозяйства, а сами создают социалистические города, федерации городов или целые государства, которые практикуют помимо общности имущества создание полных хозяйственных циклов общественного производства. Роль государства в таком обществе заключается в стимулировании развития культурной жизни данного общества, а также в управлении хозяйственной и общественной сторонами жизни. Одновременно с этим идея об уравнительном распределении благ сохранялась в нетронутой. Столь радикальные социальные преобразования отводилось осуществлять монархам, завоевателям, наделенным мудростью, или интеллектуальной олигархии.

4 стр., 1630 слов

ОБЩЕСТВО БУДУЩЕГО В РОМАНЕ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО “ЧТО ДЕЛАТЬ?” ...

... ) «ЧТО ДЕЛАТЬ?» ОБЩЕСТВО БУДУЩЕГО В РОМАНЕ Чернышевский верил в скорую победу революции и мечтал о социалистическом обществе и в своём романе нарисовал величественные контуры грядущего. В ясной и увлекательной форме познакомил Чернышевский своих современников с тем, за что ...

Социалистами-утопистами нового времени одними из первых были англичане Джерард Уинстэнли и Джон Беллерс. Но иногда социальные утопии могли принимать и другую форму, например, во Франции XVII-XVIII века они преобразовывались в художественные романы-путешествия, где идеальное общество было наполнено добродетельными туземцами в противовес несправедливому европейскому обществу.

В XVIII веке Ж. Мелье выступал с проповедью революционного ниспровержения гнёта и эксплуатации, он отстаивал позиции общинного патриархального коммунизма. Коммунистические сочинения того же столетия отличались от прочим тем, что в их основе лежала теория «одинаковости естественной природы» человечества и соответственно вытекающего из этого положения « о равенстве прав» всех людей. На основе этих идей Э.-Г. Морелли и Г. Мабли аргументировали коммунизм с позиции теории естественного права.

Утопический социализм, относимый к времени Просвещения, объявлял права человека на труд и обязательность труда для всех, социальную справедливость в распределении средств и превращение земли в общую собственность. В годы Великой французской революции идеи морального социализма принимали более политичный характер. Приверженцы эгалитарных (уравнительных) идей, описанных в утопиях, требовали начала всеобщего уравнительного передела земли, введения ограничений собственнических прав и подчинения их нуждам общества.

Чем дольше была революция, тем более радикальными становились взгляды утопистов-революционеров, наивные взгляды первых проектов о мирном законодательном введении общинного коммунизма во Франции сменились планами коммунистических преобразований, осуществление которых предполагало введение санкюлотской революционной диктатуры (Ф. Буассель).

Взгляды Гракха Бабёфа и бабувистской программы заговора равных являются квинтэссенцией развития радикального утопизма. Бабувисты перешли к делу, когда впервые выдвинули требования коммунистической революции, в рамках которой предполагалось введение коммунистической диктатуры и перехода от капитализма к коммунизму. Бабувизм отражал идеал коммунистического общества как единство аграрного и ремесленного, развитие которого происходило на основе ручного труда, введения строгого равного распределения, всеобщего аскетизма, люди умственного труда в таком обществе не жаловались.

Идеи, высказанные Бабёфером и другими участниками тайного общества, а позднее издание одним из участников заговора (Буонаротти) книги «Заговор во имя равенства, именуемый заговором Бабёфа» (1828 г.), которая содержала историю тайной организации и ее важнейшие документы, оказали большое воздействие на развитие политической идеологии коллективизма и коммунизма XIX в.

Начало XIX столетия показывает нам картину, когда за продвижение социалистических идеалов боролись интеллектуалы, из данной среды вышли такие великие утописты как К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн — «основатели социализма», как говорил Ф. Энгельс, они впервые развили самостоятельную теорию утопического социализма в подлинную науку, которая заменила разорившуюся революционную метафизику теории «естественного права». Говоря о преобразовании общества, сначала разговор идет о создании крупного общественного производства, которое применяет новейшие достижения науки и техники. Преодолев исходные представления о равном распределении и всеобщем аскетизме при коммунизме, утописты перешли к принципу распределения «по способностям», они показывали будущее общество как общество изобилия, которое обеспечивает удовлетворение человеческих потребностей, безграничный рост производительных сил и расцвет личности. Утописты-социалисты выдвигали предположения о грядущем уничтожении таких границ как умственный и физический труд, город и деревня, а также хотели, чтобы государство как орган управления людьми превратился в орган управления производством и так далее.

20 стр., 9749 слов

Формы сопротивления тоталитаризму в России. Антисталинский протест 20-50-х гг

... х годов, а до этого в форме тоталитаризма осуществлялся переход от полутрадиционного общества к индустриальному. Социализм себя исчерпал, он остается позади, поэтому бессмысленна идея ... пытался реализовать утопический вариант социалистической модели, добиваясь этого чудовищной ценой социального геноцида, Бутенко А.П,, рассматривая теоретические вопросы современного социализма, подчеркивал, что ...

В это же время печальное завершение Великой Французской революции свидетельствовало о несостоятельности действий революционных масс. Но так как нельзя было отрицать воздействие рационалистических идей духовного мира на общественную жизнь, социалисты-утописты пытались возродить религиозные идеи, среди которых «новое христианство» Сен-Симона, пантеистическая метафизика и мистическое объяснение природы человеческих страстей и влечений у Фурье; новый моральный мир, в котором в качестве орудия перевоспитания людей выступает рациональная социалистическая религия Оуэна. Вместе с этим последователи социализма создают такие движения, как сен-симонизм, фурьеризм, оуэнизм.

В 1830 — 40-х года возникают несколько новых течений среди социалистов. Одно течение объединяло идеи сразу нескольких утопистов, например, идеи Б. Бюше, Л. Блана, К. Пеккёра, П. Леру и других представляли проекты производительных ассоциаций, другая ассоциация — равного товарообмена была предложена Дж. Грейем, П. Ж. Прудоном. В совокупности новое течение рассматривало их как основное средство борьбы с крупным капиталом и переустройством общества мирным путём с помощью сотрудничества классов.

Другое течение, созданное английскими социалистами-рикардианцеми, среди которых У. Томпсон, Д. Ф. Брей и другие, объявляло прибавочную стоимость результатом несправедливого обмена между такими понятиями как труд и капитал. Для устранения этой несправедливости была выдвинута экономически необоснованная теория получения рабочими «полного продукта их труда». Учение необабувистского коммунизма было создано в среде тайных революционных обществ Европы 30 −40-х годов XIX века, оно представляло требование немедленного коммунистического переустройства через революционный переворот и введение революционной диктатуры, которая обеспечила бы общность имущества.

Во Франции эти взгляды разделяли Т. Дезами, Ж. Ж. Пийо, О. Бланки, А. Лаппонере и другие. Идеи утопического социализма позволили теоретикам социализма и коммунизма того времени сделать важный шаг, перейдя от уравнительных принципов к коммунистическому принципу «от каждого по способности, каждому по потребности».

Но достигла своей вершины теория утопического социализма только в произведениях Т. Дезами и В. Вейтлинга. Для своего времени Теодор Дезами дал жесткую, но обоснованную критику капитализма. Его главная работа «Кодекс общности» дает описание общества будущего и путей его достижения. Само описание утопии было достаточно обычным, но заслугой Дезами является то, что он заявил необходимым условием осуществления утопии социальную революцию, которая должна быть совершена трудящимися массами и деклассированными элементами.

2 стр., 894 слов

Утопические программы Ренессанса

... социализма она является ещё и потому, что в ней осознано значение государственной организации для построения социализма, но Мор не мог в своё время видеть перспективу бесклассового общества (в «Утопии» Мора ... собственность ... утопического социализма. Томас Мор назвал свой труд «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». «Утопия» ...

Главное сочинение Вильгельма Вейтлинга — «Гарантии гармонии и свободы» также подвергает критике расточительность капиталистической системы хозяйствования, которая была порождена принципом частной собственности и наемного труда, экономические и социальные противоречия данной системы, равно как и обусловленные теми же причинами безнравственность в отношениях полов.

Новый социализм представляется автору основанным через применение принципа полного удовлетворения природных склонностей каждого и их последующего использования в интересах общества, что, по мнению Вейтлинга, в будущем вызовет всеобщую гармонию и благоденствие. Общество будущего рисуется как союз трудовых семей без правительства, а управление поручается наиболее знающим его членам. Политические выборы здесь заменены испытаниями деловой пригодности, навязанные сверху законы — осознанными членами общества обязанностями, а деньги в свою очередь деньги — трудовыми бонами. Вейтлинг не только описал план будущего общества, но и показал читателям весь список мероприятий переходного периода. Все это связывается у него с освободительной революционной борьбой рабочего класса, однако они лишены историзма, как и большинство утопий его предшественников и современников.

Особо близки к утопическому социализму взгляды китайского революционного демократа, которые одновременно является основателем партии Гоминьдан, сильно почитаемого в Китае политического деятеля Сун Ятсена. «Моя идея, — писал в заключение книги «Программа строительства государства» Сунь Ятсен, — состоит в желании использовать иностранный капитал для создания социализма в Китае и, гармонично сочетая эти две экономические силы. Движущие человечество вперед, заставить их действовать вместе и тем самым ускорить развитие будущей мировой цивилизации».

Следовательно, можно сделать вывод, что учение утопического социализма было не территориальным явлением, проявившимся исключительно в Европе — его идеи в совокупности с идеологией национально-освободительных движений проявляли себя также в странах Африки, Азии, Латинской Америки.

Россию идем утопического социализма также не обошли стороной. Предшественниками этих в конце XVIII — начале XIX столетий были А. Н. Радищев и П. И. Пестель. Но широкое распространение эти идеи получили лишь в 30−40-е годы. Социалистические взгляды А. И. Герцена и Н. П. Огарёва, которые возникли под влиянием произведений Сен-Симона и Фурье, дали начало социалистической традиции в русской общественной мысли. Вместе с этим ранний русский утопический социализм был разновидностью христианского социализма (В. С. Печерин и др.).

В 1840-х годах среди наиболее заметных представителей русского домарксистского социализма выделяются А. И. Герцен, Н. П. Огарёв, В. Г. Белинский, М. В. Петрашевский, В. А. Милютин. Социалистическое учение они понимали как антропологическую идею природы, чья полная реализация может быть представлена только социализмом.

6 стр., 2602 слов

Комсомолец.ком — Банк ов — Истории экономической ...

... собственность?" автор излагает основной вывод всего произведения - "собственность - это кража". Эта концентрированная мысль стала как бы визитной карточкой Прудона. ... биографии Прудона позволяет вывести, что он являлся противником всяческих утопических идей, ... сочинения. Предоставляю другим дисциплинировать мир". Прудон использует метод постепенного изучения вопроса "что есть сама собственность", ...

В. И. Ленин отмечал, что самая глубокая концепция русского утопического социализма принадлежит Н. Г. Чернышевскому, он говорил, что Чернышевский является «величайшим представителем утопического социализма в России». В 70 — 80-е годы наблюдалось заимствование отдельных идей у марксизма (П. Л. Лавров и др.)

Глава 2. идеи утопического социализма

в трудах Т. Мора и Т. Кампанеллы

2.1 Биографии Т. Мора и Т. Кампанеллы

Основателем утопического социализма считают английского мыслителя-гуманиста и политического деятеля Томаса Мора. Его произведение «Утопия» дало название данному направлению социально-политической мысли.

Томас Мор (1478 — 1535) — родился в Лондоне 7 февраля 1478. Мор сын богатого судейского чиновника. Первое свое образование получил в грамматической школе Святого Антония. В возрасте тринадцати лет он был принят пажом в дом архиепископа Кентерберийского Джона Мортона. В 1492-1494 годах Томас Мор учился в Оксфордском университете, где сблизился с кружком оксфордских гуманистов, представителями которого являлись Джон Колет, Томас Линакр, Уильям Гросин, Уильям Лили. В 1596-1501 годах Томас изучал английское обычное право при лондонской юридической корпорации Lincoln’s Inn по велени отца. В это же время Мор изучал классические языки (латинский и греческий), помимо этого он усиленно читал произведения крупнейших античных и раннехристианских мыслителей, например, Платона, Аристотеля, Августина. Год 1499 знаменателен для Мора знакомтсвом с Эразмом Роттердамским, который стал для него очень близким другом и проводил в его доме уйму времени, именно здесь была написала «Похвала Глупости» Эразма.

Примерно в 1502 году Мор стал вести адвокатскую практику и преподавать право. Мор был членом парламента с 1504 года, где представлял интересы лондонского купечества, выступал против налогового произвола короля Генриха VII, за что впал у того в немилость. Угроза репрессий была велика, поэтому Томас Мор на время ушел из политики и вернулся к к своей практике адвоката. В этот период Мор пробует заниматься литературой, он перевел на английский язык Джованни Пико делла Мирандолы. В 1510 году Мор снова вернулся в политику, он был избран в парламент, который был создан новым королем Генрихом VIII. Именно в это время Мор был назначен помощником городского шерифа.

В 1515 году в качестве посла он был направлен для переговоров во Фландрию. Будучи здесь Мор начал работать над своей первой книгой «Утопии», завершение которой совпадает с возвращением домой; вторая книга «Утопии» (в которой речь идет о недавно открытом острове в океане) в большей своей части была написана гораздо раньше. Книга «Утопия» была издана в 1516 года в Лувене. Первая часть содержит анализ социально-экономического положения Англии, острую критика огораживаний и хозяйственного монополизма, разложение английской деревни и в целом нравственного упадка общества; вторая часть идеальное общество фантастического острова Утопия.

Были и последующие издания «Утопии», так в третьем базельском издании, датированным 1518 годом, было дополнено «Эпиграммами» Мора — собранием поэтических произведений разного жанра (стихотворений, поэм и собственно эпиграмм).

5 стр., 2412 слов

Сатира и утопия в романе Ф. Рабле Гаргантюа и Пантагрюэль

... снова принялся за свои дела. С 1534г. он создает продолжение романа и перепечатывает старые две книги «Гаргантюа», потом «Пантагрюэль» на новый лад – им убраны места с особо острой ... … каждый в праве сочетаться законным браком, быть богатым и пользоваться свободой». Что хотел сказать Рабле этой утопической картиной? Феодальному средневековью было незнакомо понятие свобода. Это время ...

Король Генрих VIII в отличие от предыдущего короля смог оценить критический подход Мора и весь пафос «Утопии», поэтому назначил его в 1517 году своим советником. В 1518 году Мор занимал должность королевского секретаря и члена Королевского совета, он выполнял всякие дипломатические поручения, а с 1521 года заседал в «Звездной палате» — высшем судебном учреждении Англии. В это же время он был назначен помощником казначея королевства, получил рыцарское звание, а вскоре и значительные земельные владения. Гуманист по природе Томас Мор хорошо сочетал данные взгляды с католицизмом.

Мор являлся канцлером Англии в период с 1529 по 1532 г. Как католик, Томас Мор не признал «Акт о верховенстве», который провозглашал короля главой английской церкви, за что в апреле 1534 года был заключен в Тауэр, а в следующем году обвинен в государственной измене и казнен. За свои заслуги в 1886 году он был причислен католической церковью к лику блаженных, а позднее в 1935 — к лику святых.

Томмазо Кампанелла (1568-1639), итальянский философ, поэт, политический деятель. Родился 5 сентября 1568 г. в городке Стило. Монах-доминиканец, Кампанелла порвал с учением Римско-католической церкви, выступил с собственными религиозно-философскими доктринами и осуждался за ересь.

Как и многие деятели эпохи Возрождения, он боготворил природу, Землю называл «большим зверем», а людей приравнивал к паразитам, которые завелись в теле животного. Сильно интересовался астрологией и магией.

Родился Томмазо Кампанелла в небольшом селении Степьяно в Калабрии. Отец был бедным сапожником, при крещении дал сыну имя Джованни Доменико. Мальчику очень повезло, в раннем детстве нашелся человек, который научил его читать и писать.

В возрасте четырнадцати лет, восхитившись красноречием проповедника — монаха-доминиканца, и будучи увлеченным рассказами об ученых традициях ордена Св. Доминика, о столпах католического богословия Альберте Великом и Фоме Аквинском, Кампанелла уходит в монастырь.

В 1582 году Джованни вступает в духовный орден доминиканцев. Юноша принял монашеское имя Томмазо. Он изучает Библию, приобщается к трудам греческих и арабских комментаторов произведений Аристотеля.

Но коренной переворот в его мышлении произойдет после прочтения книги крупного итальянского ученого и философа Бернардино Телезио «О природе вещей согласно ее собственным основаниям». Для него она была настоящим откровением, «Критерием истины является опыт!» — утверждал автор.

Большую роль в судьбе молодого Кампанеллы сыграл и доминиканский орден, который боролся с созданным Игнатием Лойолой орденом иезуитов, он сильно выделялся на фоне других духовных братств. Доминиканцы пытались найти применение необыкновенным способностям Томмазо к наукам и исключительный ораторский талант в борьбе со своим конкурентом.

Кампанелла <#»justify»>Однако судебным преследованиям Кампанелла не подвергался до 1598 г., когда он организовал на юге Италии, в Калабрии заговор против испанского короля, являвшегося тогда одновременно королем Обеих Сицилий. Кампанелла планировал поднять там восстание, заручится поддержкой турок и при их помощи разбить испанцев. Но его план был раскрыт, поэтому в 1599 г. Кампанелла очутился в тюрьме. Его считают одним из основоположников утопического социализма и коммунистического учения.

15 стр., 7079 слов

Благоустройство города

... среди отраслей ЖКХ занимает благоустройство городов, районов и составляющих их территорий. Разработанность темы исследования. Представители социально-экономического ... собственности, разрушение командно-плановой экономики, сокращение объемов производства, рост числа неплатежеспособных предприятий и потребителей изменили механизм управления научно-техническим прогрессом. Эти же причины повлияли на ...

Длительное пребывание в тюрьме (до 1626 г.) дало ему много времени для написания многих произведений, за которые он получил признание в Европе еще при жизни. Наиболее знаменитое из них — «Город Солнца», где Томмазо Кампанеллы описывает обществе без частной собственности, всеобщее равенство и возможность самореализации: «Поэтому, так как нельзя среди них встретить ни разбоя, ни коварных убийств, ни насилий, ни кровосмешения, ни блуда, ни прочих преступлений, в которых обвиняем друг друга мы, — они преследуют у себя неблагодарность, злобу, отказ в должном уважении друг к другу, леность, уныние, гневливость, шутовство, ложь, которая для них ненавистнее чумы. И виновные лишаются в наказание либо общей трапезы, либо общения с женщинами, либо других почётных преимуществ на такой срок, какой судья найдёт нужным для искупления проступка».

2.2 Идеалы равенства в работах Т. Мора и Т. Кампанеллы

Утопический социализм следует интерпретировать как идеологию, в которой содержатся определенные ценности, носители этих ценностей и технологии ориентированы именно на конкретные идеи. К их воплощению стремятся политики, которые одновременно являются и носителями данных ценностей. Одной из важнейших ценностей утопического социализма являются идеалы равенства.

Политические убеждения утопического социализма в лице Мора и Кампанеллы, выражавшие интересы появлявшихся пролетарских элементов, с самого момента их появления противостояли политическим теориям, с которыми выступали идеологи эксплуататорских классов, в том числе и буржуазии. И в этом есть логика, так как критика и отрицание общественного строя, которое основано на частной собственности, а также обоснование преимуществ строя, которое основано на общности имуществ, не могли не породить качественно новые взгляды на государство. Однако у утопических социалистов наблюдается немало ссылок на политических мыслителей прошлого с целью аргументации своих идеалов в области государства и права. Энгельс писал, что, как каждая новая доктрина, «социализм должен был исходить прежде всего из накопленного до него идейного материала, хотя его корни, лежали глубоко в материальных экономических фактах».

Мору и Кампанелле понимали, что угнетательская натура государственности исходит из существования частной собственности. Это побуждает их создать такой политический идеал, который должен реализовываться в обществе, где нет места частной собственности. Именно поэтому Мор и Кампанелла привязывают будущее социалистическое общество к демократической организации государства, где трудящиеся принимают большое участие в государственном управлении. Такие вопросы как проблема подлинной демократии, свобода личности, ее освобождение от эксплуатации — все это неотъемлемая часть политических программ первых крупных теоретиков утопического социализма.

Т. Мор за счет своей адвокатской практики хорошо разбирался в хитросплетениях имущественных отношений феодального общества, а как искусный дипломат за счет своих гуманистических убеждений не стал правоверным защитником феодального строя. Он изобличал наиболее явные пороки европейских монархий. Пропасть между богатством единиц и массовой нищетой, которая выявлена Мором, не соответствовала разумным законам человеческой природы. Но он не просто указывал на них, он описывал конкретные причины, которые порождают социальную несправедливость. При этом Мор для своего времени обнаружил глубокое понимание сути материальных основ общественных противоречий.

Мор взбунтовался не только против «произвола богачей», но и против «чрезмерной власти королей», которые раздавали должности за мзду. Он упрекал их в разорительных для народа последствиях феодальных усобиц и внешних войн.

Он не остановился на анализе отдельных причин, которые порождали социальные бедствия, а указал на главную и всеобщую причину, а именно господство частной собственности. Господство частной собственности лежит как «камнем преткновения» на пути к идеалам равенства, по мнению двух основоположников утопического социализма.

Анализируя платоновские идеи о равенстве во всем, которые выстпали как гарантии общественного благополучия, Мор говорил, что существуют определенные сомнения в существовании такого равенства: «Повсюду, где есть частная собственность, где все измеряют деньгами, там едва ли когда-нибудь будет возможно, чтобы государство управлялось справедливо или счастливо».

Он отказывался признавать «удачным» порядок, при котором «все … распределяется между совсем немногими», пока остальные «вовсе несчастны». В итоге вердиктом Мора являлось уничтожение частной собственности. Это и является характерной чертой его утопического идеала коммунистического общества.

Утопии, основанная на общественной собственности, существовала на за счет того, что на всех людей без исключения была наложена обязанность трудиться. Устранение паразитизма и привлечение всех членов общества к производительному труду приводили к изобилию и как следствие к полному удовлетворению материальных нужд: «…так как все они заняты полезным делом и для выполнения его им достаточно лишь небольшого количества труда, то в итоге у них получается изобилие во всем».

Мор, осуждая нормы, изложенные в английском трудовом законодательстве того времени, отмечал , что в Утопии люди работают лишь шесть часов в сутки, все остальное время они отдают изучению наук, музыке и другими искусствами и развлечениям: «Учреждение этой повинности имеет прежде всего ту цель, чтобы обеспечить, насколько это возможно с точки зрения общественных нужд, всем гражданам наибольшее количество времени после телесного рабства для духовной свободы и образования. В этом, по их мнению, заключается счастье».

Т. Мор находил такой порядок вещей возможным и разумным, т.к. в Утопии нет частной собственности, поэтому город и сельская округа коммуницируют на основе взаимной трудовой поддержке. Таким образом, он прилагал все силы, чтобы решить проблему преодоления антагонистичности между городом и деревней, физическим трудом и умственным трудом.

Денежное обращение станет ненужным в такой ситуации. Мор говорил, что в будущем «из золота и серебра не только в общих дворцах, но и в частных домах будут делать ночные горшки и всякие сосуды для нечистот». Основной хозяйственной единицей в Утопии считается семья.

Но в Утопии Мора есть и противоречия, так наряду с принципами равенства и справедливости, которые он провозглашал, в идеальном обществе существует рабство. Рабом на острове становятся в нескольких случаях: «…обращают в рабство своего гражданина за позорное деяние или тех, кто у чужих народов был обречен на казнь за совершенное им преступление», «иной род рабов получается тогда, когда какой-либо трудолюбивый и бедный батрак из другого народа предпочитает пойти в рабство к утопийцам добровольно» и также обращаются в рабство взятые в бою сами утопийцами. Но стоит отметить, что: «Утопийцы не считают рабами ни военнопленных, кроме тех, кого они взяли сами в бою с ними, ни детей рабов, ни, наконец, находящихся в рабстве у других народов, кого можно было бы купить».

Рабы в Утопии нужны для выполнения тяжелого и грязного труда. К такому труду можно отнести обслуживание при общественных трапезах, убой и свежевание скота, рубка деревьев, ремонт дорог, очистка рвов, перевозка дров и т.д. Но все эти работы необязательно выполняют только рабы, так в Утопии есть свободные граждане, берущие на себя неприятные работы из религиозных соображений, для них это один из видов служения обществу. Структура общества такова, что количество рабов в ней незначительно. Рабство, по мнению Мора, позволит решить проблему конкретно «неприятного труда». Оно является помимо меры наказания за уголовные преступления еще и средством «трудового перевоспитания».

Дальнейшие идеи утопического социализма, в том числе и идеи равенства, развиваются в произведениях Томмазо Кампанеллы.

Т. Кампанелла в своем произведении «Город Солнца» в отличие от Мора прямо и открыто не занимается устранением неприемлемых, по его мнению, социально-экономических и политико-юридических порядков. Критика дается читателю как бы «за кадром», в подтексте.

Кампанелла исходит из того, что отсутствие частной собственности на средства производства и обязательный труд для всех граждан, понимается как естественная потребность человека. Кампанелла грезит сплоченностью человеческого рода, объединением всех людей. Но данный план трудно реализуем, так как с одной стороны, человек подчинен эгоистическому принципу самосохранения, а с другой стороны, он испытывает потребность в коллективном сосуществовании. Но, если рассматривать эгоизм как основной источник человеческих зол, то, как достижения единства народов на принципах всеобщего равенства кажется и вовсе неосуществимым.

Кампанелла предлагает искоренить эгоизм, уравняв людей во всех отношениях: общие столовые, дома, спальни, кровати и т. д. Даже мужей и жен не существует как таковых. Сожительство возможно, но только в рамках государственных декретов, а дети после вскармливания отбираются у матерей государством, после чего воспитываются в специальных интернатах: «Они утверждают, что собственность образуется у нас и поддерживается тем, что мы имеем каждый свое отдельное жилище и собственных жен и детей. Отсюда возникает себялюбие, ибо ведь, чтобы добиться для своего сына богатства и почетного положения и ставить его наследником крупного состояния, каждый из нас или начнет грабить государство, ежели он ничего не боится, будучи богат и знатен, или же становится скрюгою, предателем и лицемером, когда недостает ему могущества, состояния и знатности. Но когда мы отрешимся от себялюбия, у нас остается только любовь к общине».

Очевидно, что данный идеал казарменного коммунизма Кампанелла подчерпнул, когда изучал другую классическую утопию, а именно «Государство» Платона. В античности ослабленное чувство личности было естественным явлением, а Кампанелла, как представитель позднего Возрождения, доводит эту идею до своего предела. Даже такое сложное человеческое чувство, как любовь, согласно Кампанелле, всего лишь допустимая забава, которая несравнима с «любовью к общине».

В «Городе Солнца» Кампанеллы крайность идей социального равенства доходит до того, что управление городом возложено на духовную (учёную) аристократию, а каждый гражданин занимается и сельским хозяйством, и военным делом. Это подтверждают следующие строчки: «Они все принимают участие в военном деле, земледелии и скотоводстве: знать это полагается каждому, так как знания эти считаются у них почётными…

Так как должность каждого определяется с детства сообразно с расположением и сочетанием звезд, наблюдавшихся при его рождении, то благодаря этому все, работая каждый в соответствии со своими природными склонностями, исполняют свои обязанности как следует и с удовольствием, так как для всякого они естественны. Это одинаково относится как к военному делу, так и ко всякого рода другим занятиям».

Работа найдется всем: слепой может чесать шерсть, щипать перья для подушек; хромой — стоять на страже; глухой компенсирует свой недуг зрением, поэтому и ему найдется работа и т. д. Для совсем крайних случаев человек может быть послан в деревню, где ему точно найдётся какая-то работа его здоровью.

Наклонности человека в таком обществе более значимы нежели его личные предпочтения, поэтому люди занимаются тем, к чему они наиболее склонны, но это не мешает им изучать другие науки и ремесла.

В итоге, для итальянского философа человеческое общество похоже на идеальный завод. Автор исходит из того, что если человек контролирует породу животных при их спаривании, то почему не должен задумываться над улучшением собственной породы? «Поэтому женщины статные и красивые соединяются только со статными и крепкими мужами; полные же — с худыми, а худые — с полными, дабы они хорошо и с пользой уравновешивали друг друга». В современном обществе эти воззрения на семью, брак и общество могут вызывать недоумение.

.3 Свобода личности и ее всестороннее развитие в «Утопии» и «Городе солнца»

Другой важный аспект в «Городе Солнца» — это внимание Кампанеллы к механизмам формирования гармонически развитой личности. Что выступает еще одним идеалом утопического социализма.

Описание порядков Города Солнца в меньшей степени, чем описание Утопии, содержит уравнительный характер и грубый аскетизм. Жизнь соляриев — жителей Города Солнца, очень регламентирована. Равенство начинается с одинаковой одежды, приема одинаковой пищи (только в общественных столовых), соблюдения военного строя на пути на работу, в столовую..

Кампанелла считал, что в обществе, которое основано на общей собственности, может сохранится государство. Тем не менее государство, описанное им, в корне отличалось от всего, что было когда-либо описано в истории политической мысли и государственных учреждениях.

Среди принципов, которые лежат в основе власти и управления в Городе Солнца, выделяются следующие три::

) для нового государства основополагающими задачами являются организация производства и распределения, управление воспитанием граждан;

) описанные задачи государства определяют деятельность ученых при осуществлении ими власти и управления;

) в соответствии с новым общественным строем требуется участие народа в управлении государством.

Мор первые наметил данные принципы и считал, что они могут быть осуществлены только в рамках смешанной республики, модифицированной соответствующим образом, которая способна воспроизводить ряд определенных черт античных и средневековых городских республик. Кампанелла в свою очередь описывает абсолютно иную, новую организацию государственной власти, которая не имеет аналогов в истории.

Все ученые, а также иные лица, компетентные в какой-либо отрасли знания или искусства, вместе формируют централизованную иерархию должностных лиц. Глава города — верховный правитель. Его также называют «Солнце» («Метафизик»), он всесторонне образованный человек, хорошо подкованный во всех науках, искусствах, ремеслах. (мощь, мудрость, любовь) Ему помогают три соправителя, они соответствуют трем главным атрибутам бытия: мощь, мудрость, любовь. Первый — «Пон» олицетворяет силу и занимается военным делом).

Второй — «Син» олицетворяет мудрость и стоит во главе развития наук. Последний — «Мор» олицетворяет любовь и занимается воспитанием, деторождением, сельским хозяйством, производством продуктов питания, одежды и др.

Высшим должностным лицам подчиняются лица, ведающие узкими специальностями, например, к таковым относятся Агроном, Скотовод, Воспитатель, Экономист, Перспективист, Геометр, Поэт, Астроном. В данном обществе есть и начальники отрядов, главные мастера; существуют такие должности, как Правосудие, которое подразделяется на уголовное и гражданское, Мужество, Великодушие, Усердие, Бодрость, и т. д.

Власть должностных лиц базируется на всеобщем уважении и добровольном подчинении. Они руководят при производстве работ, разрешают споры, призывают к ответственности нарушителей порядка, благодарят и вознаграждают достойных, воспитывают и учат подрастающее поколение.

В Городе Солнца все солярии, которые достигли 20-летнего возраста, дважды в лунный месяц присутствуют на общем собрании. Данное собрание носит название Большого Совета, на нем каждому дается возможность высказаться по поводу недочетов, имеющихся в государстве на его взгляд. Именно здесь обсуждаются все важнейшие вопросы жизни государства.

Отличаются оригинальностью мысли Кампанеллы о том, как может сочетаться демократия и правление ученых-специалистов. Кандидатуры на тот или иной пост выдвигаются воспитателями, старшими мастерами, начальниками отрядов и другими должностными лицами, которые знают, кто к какой должности подходит лучше. На Большом Совете каждый может проголосовать за ту или иную кандидатуру, окончательное решение о назначении на должность выносит коллегия должностных лиц, которая состоит из четырех главных правителей, руководителей соответствующих наук и ремесел, начальников отрядов.

Томмазо Кампанелла описывает семь стен, образующих прекрасные улочки и улицы, дома и мастерские. Здесь существует отличный от современного общественного типа новый тип — община. Трудятся в городе Солнца все — и мужчины, и женщины: «Занятия отвлеченными науками и ремеслами являются у них общими как для мужчин, так и для женщин, с одним только различием — наиболее тяжелые ремесла и загородные работы исполняются мужчинами так: пахота, сев, сбор плодов, молотьба да и сбор винограда. Но для дойки овей и приготовления сыра обычно назначаются женщины; точно так же они выходят недалеко за черту города собирать травы и работать в садах. А к женскому труду относятся те работы, какие исполняются сидя или стоя» так, например, тканье, пряденье, шитье, стрижка волос и бороды, изготовление лекарств и всякого рода одежды».

Пол не влияет роли на то, чем хочет заниматься человек, все имеют право, а самое главное возможность заниматься философией, спортом, науками и ремеслами. В школе все дети без исключений могут учиться. Классом является улица, здесь маленькие солярии играют, слушают рассказы учителей, занимаются спортом и мастерят, как простые рабочие — граждане города Солнца. Стены города расписаны замечательными рисунками, авторами которых являются лучшие художники города. В силу того, что Кампанелла никогда не имел семьи и привык обходиться без нее, он решает, что и другие люди могут обойтись без браков.

Кампанелла пишет: «У соляриев жены общие. Производство потомства имеет в виду интересы государства, а интересы частных лиц лишь постольку, поскольку они являются составными частями государства».

Образование является всеобщим и совместным. Кампанелла предлагает достаточно оригинальный метод приобретения знаний: дети, играя и развлекаясь, незаметно для себя овладевают знаниями, что возможно благодаря наглядности образования. «Во всем городе стены внутренние и внешние, верхние и нижние, расписаны превосходнейшей живописью, в удивительно стройной последовательности отображающей все науки».

Занимательно то, что в современном практике образовательного процесса «динамичный» метод Кампанеллы стал как один из основных элементов при развитии мотивации учащихся.

Но помимо этого Кампанелла предложил и другие идеи, которые теперь воплощены в педагогике, к ним относятся и институт наставничества, и обязательное физическое и трудовое воспитание, и профильное обучение. В данном направлении утопические взгляды, описанные Кампанеллой, вполне позитивны, они способствуют стремлению к реализации таких целей, которые являются социальным идеалом и пробуждают в человеке лучшие качества.

Томас Мор, описывая идеального человека, прибегает как к либеральным, так и к реакционным идеям, например, институт рабства. Однако, даже при том, что добродетель человека заключается в образе жизни, соответствующем собственной природе, человек, описанный Мором, достаточно серый, он полностью растворен в обществе и управляется абсолютистским государством. В Утопии физическим трудом должны заниматься все, в дела семьи и брака государство вмешивается самым существенным (декретным) образом.

Разумеется, что в мечте Мора о бесклассовом обществе для частной собственности нет места, но зато есть общность предметов потребления. Государство рекомендует семьям обедать совместно, «хотя никому не запрещено обедать дома, но никто не делает этого охотно, потому что считается непристойным и глупым тратить труд на приготовление худшей еды, когда во дворце, отстоящем так близко, готова роскошная и обильная», и даже одежда, кроме отдельных случаев, должна быть у всех одинаковой: «…пока они находятся на работе, они небрежно покрываются кожей или шкурами, которых может хватить на семь лет, когда они выходят на улицу, то надевают сверху длинный плащ, прикрывающий упомянутую грубую одежду», «…у них каждый довольствуется одним платьем, и притом обычно на два года…». Материальные блага никуда не делись, они по прежнему признаются, однако утопийцы больше ценят духовные удовольствия, «их они считают первыми и главенствующими, преимущественная часть их исходит, по их мнению, из упражнения в добродетели и сознания беспорочной жизни».

При исследовании творчества Т. Мора зачастую подчеркивается, что мораль, описанная им, синонимична идеалам эпохи Возрождения (полная веротерпимость, развитие наук и искусств).

Но мотивы «естественного порядка», так отчетливо виднеющиеся в «Утопии», не что иное как жесткая моралистика, которая объявлена высшим «духовным удовольствием». В конце концов, еще одна отличительная черта «Утопии», которая как эхом отразилась во все последующих ей подражаниях, — это вера ее автора в то, что человек обязан принять правила игры, которые были ему предложенны. Только тогда его идейная ментальность автоматически изменится, причем изменение будет в лучшую сторону.

Так как основа жизни утопийцев — труд, естественно, что и воспитание должно подготовлять к этому труду. Поэтому на первом месте у Мора в деле воспитания стоит труд.

«Главным занятием утопийцев, -пишет Мор, — является земледелие; им заняты мужчины, женщины, и все знакомы с ним. Знакомство это они приобретают с малых лет, отчасти в школах, путем преподавания, отчасти путем упражнения на полях, вблизи города, где их обучают сельскохозяйственному труду как забаве. Таким образом, они не только делаются опытными работниками, но и укрепляются также физически».

Кроме того, «каждый из утопийцев обучается еще ремеслу, как совей специальности… большею частью каждый обучается ремеслу отца, потому что обыкновенно чувствует к этому склонность. Но если кто-нибудь предпочитает другое ремесло, то его принимают семью, занимающуюся последним».

Время, которое имеется между работой, сном и приемом пищи, обычно уделяется наукам: «они имеют обыкновение устраивать ежедневно в предрассветные часы публичные лекции; участвовать в них обязаны только те, кто специально отобран для занятия наукам. Кроме них, как мужчины, так и женщины всякого звания огромной толпой стекаются для слушания подобных лекций, одни — одних, другие — других, сообразно с естественным влечением каждого. Впрочем, если кто предпочтет посвятить это время своему ремеслу, — а это случается со многими, у кого не стремления к проникновению в какую-либо науку, — то в этом никто ему не мешает; мало того, такое лицо даже получает похвалу, как приносящее пользу государству».

Таковы основные моменты педагогики Мора. Если добавить к этому, что Мор был человеком религиозным и в числе задач воспитания вводил задачу развития нравственности и добродетели, а воспитание теоретическое посвящал священникам, то будут исчерпаны главнейшие черты его взглядов на просвещение.

2.4 Поиск истинной демократии Мором и Кампанеллой

Утопия Томаса Мора представляет собой федерацию 54 городов. Сенат здесь, в который входят по три представителя из каждого города, обсуждает дела острова, среди которых перераспределение продуктов, рабочей силы, прием иностранных посольств и др.

Каждый город устроен также как и остальные. В городе 6000 семей, в семье — от 10 до 16 взрослых человек. У каждой семьи есть направление их деятельности — определенное ремесло, поэтому допустим переход из одной семьи в другую. Чтобы можно было работать в сельской местности вокруг города образованы «деревенские семьи», в них количество членов больше, от 40 взрослых человек. В деревенской семье каждый житель города обязан проработать не менее двух лет, работа сверх этого срока поощряется.

На должности утопийцы избираются. Каждые 30 семей избирают на год филарха (сифогранта); во главе 10 филархов стоит протофиларх (транибор).

Протофилархи могут быть только ученые. Именно из них формируется городской сенат, который возглавляет князь. Князь в свою очередь, или по-другому принцепс, избирается филархами города из кандидатов, которые предлагают простые граждане Утопии. Должность князя несменяема, исключением является лишь случай, если его заподозрили в стремлении к тирании. Самые важные дела города поручено решать народным собраниям; большая часть должностных лиц избирается ими же, также народные собрания заслушивают.

Мор перенял много античнхм образцом (государство-город, смешанная республика и др.), когда описывал государственные учреждения Утопии. Однако он также выдвинул ряд соображений о полном пересмотре задач и методов деятельности государства, которое основано на общественной собственности. Органы власти Утопии исполняют общее руководство как народным хозяйством, так и образованием. Это послужило причиной, почему должностные лица избираются из среды ученых (траниборы — члены городских сенатов); поэтому же были созданы специальные учреждения с целью координации производства и потребления в масштабах всей страны (общеутопийский сенат).

Чтобы подчеркнуть демократизм учреждений утопийцев Томас Мор писал: «Между собой они живут дружно, так как ни один чиновник не проявляет надменности и не внушает страха. Их называют отцами, и они ведут себя достойно. Должный почет им утопийцы оказывают добровольно, и его не приходится требовать насильно». Когда возможно, государство сокращает и без того короткий (шестичасовой) рабочий день, так как «власти отнюдь не хотят принуждать граждан к излишним трудам».

Логично, что в обществе, созданном Мором, не допускается критика веронетерпимость. В Утопии много сект и религий, по этому поводу Мор пишет: «мало того, и все прочие, несмотря на различие верований, согласны с только что упомянутыми согражданами в признании единого высшего существа, которому они обязаны и созданием вселенной, и провидением». В отношении религии запрещено лишь возбуждать религиозный фанатизм, нельзя осуждать верования других, но последнее реализовано Мором не в полной мере, так как атеисты не могут быть избраны на должности, также им запрещено публично защищать безбожие.

Оригинальностью отличаются рассуждения Мора о праве в Утопии. Так как в Утопии нет частной собственности, то споры между утопийцами очень редки, а преступления немногочисленны. В связи с этим утопийцы не нуждаются в большом и сложном законодательстве. «У утопийцев законоведом является всякий, ведь… у них законов мало, и, кроме того, они признают всякий закон тем более справедливым, чем проще его толкование… Утопийцы считают в высшей степени несправедливым связывать каких-нибудь людей такими законами, численность которых превосходит возможность их прочтения или темнота — доступность понимания для всякого».

Но на пути учреждения нового строя стоят различные преграды, среди таких Т. Мор считал жадность и гордость богачей. Для преодоления этих преград Т. Мор не предпринимает конкретных действий, а просто полагается на разум (рационалистическое обоснование преимуществ общественной собственности, всеобщего равенства и общего труда) и случай (в сочинении Мора — философ Утоп, основавший новое государство и учредивший его законы).

Описывая общественный строй Города Солнца Кампанелла во многом следует «Утопии» Томаса Мора. Например, город находится на острове около экватора. Его основал народ, решивший вести философский образ жизни общиной. Здесь отсутствует частная собственность, труд человеку подбирается в соответствии с его природными склонностями, да и сам труд почетен. Воспитание и обучение неразрывно связаны с производительным трудом, они организуются и регулируются государством.

Отличия между суждениями Кампанеллы об утопичном городе отличаются от Мора тем, что первый как и Платону стремился распространить на брачно-семейные отношения принцип общности. Именно поэтому образующей ячейкой в Городе Солнца выступает не семья, а мастерская или бригада. Также отличием является и то, что Кампанелла осуждает рабство, в связи с этим преступников не принуждают к общественным работам.

Как было сказано ранее, глава города — верховный правитель. Его также называют «Солнце» («Метафизик»), он всесторонне образованный человек, хорошо подкованный во всех науках, искусствах, ремеслах. (мощь, мудрость, любовь).

Ему помогают три соправителя, они соответствуют трем главным атрибутам бытия: мощь, мудрость, любовь. Первый — «Пон», в торой — «Син», третий — «Мор».

Высшим должностным лицам подчинены лица узких специальностей. В данном обществе есть и начальники отрядов, главные мастера; существуют такие должности, как Правосудие, которое подразделяется на уголовное и гражданское, Мужество, Великодушие, Усердие, Бодрость, и т. д.

Власть должностных лиц базируется на всеобщем уважении и добровольном подчинении. Они руководят при производстве работ, разрешают споры, призывают к ответственности нарушителей порядка, благодарят и вознаграждают достойных, воспитывают и учат подрастающее поколение.

В Городе Солнца все солярии, которые достигли 20-летнего возраста, дважды в лунный месяц присутствуют на общем собрании. Данное собрание носит название Большого Совета, на нем каждому дается возможность высказаться по поводу недочетов, имеющихся в государстве на его взгляд. Именно здесь обсуждаются все важнейшие вопросы жизни государства.

В Городе Солнца существуют право, правосудие и наказания. Законы немного, они кратки и ясны. Текст законов выгравирован на колоннах у дверей храма, в котором осуществляется правосудие. Споры между соляриями возникают исключительно по вопросам чести: «Они преследуют у себя неблагодарность, злобу, отказ в должном уважении друг к другу, леность, уныние, гневливость, шутовство, ложь, которая для них ненавистнее чумы». Судебный процесс гласный, устный и быстрый. Для победы необходимо пять свидетелей (данный факт исходит из того, что солярии всегда ходят и работают отрядами).

Пытка и судебные поединки, которые свойственны феодальному процессу, не допустимы. Наказания соответствуют поступку и воздаются обвиняемому по справедливости.

Кампанелла осуждал аморализм политиков и тиранов, которые придумали понятие «государственная необходимость», сведя его к выгодному только им правилу — «для сохранения и приобретения власти можно преступить любой закон». Кампанелла горестно отмечал: «Государи почитают Макиавелли за Евангелие. Ведь никто не верит ни в Библию, ни в Коран, ни в Евангелие, а все ученые и государи суть политики — макиавеллисты».

Как реализовать представленное им общество Кампанеллы видел очень туманно. Основателями Города Солнца является некий мифический народ, который сведует в философии и астрологии. По мере распространения необходимых познаний весь мир как будто сам должен прийти к тому, что будет жить согласно обычаям, описанным в Городе Солнца. Порядки этого города автор называет, как и порядки «Утопии» Томаса Мора, «образцом для посильного подражания», государственным устройством, «открытым посредством философских умозаключений».

.5 Значение работ основоположников утопического социализма для последующего развития политической мысли

Работы Т. Мора и Т. Кампанеллы оказали колоссальное влияние на последующее развитие политической мысли. Новое политико-правовое мышление наметило тенденцию перехода от сословного к гражданскому обществу в общеевропейском масштабе. В XVI в. обозначились правовые и политические основы гражданского общества.

Для начала стоит отметить, что утвердилась идея природного, морального, правового, религиозного равенства людей, идея, которая лежит в основе и новых политико-правовых концепций, и массовых религиозно-политических движений.

Также спустя почти полторы тысячи лет государство рассматривалось как общественное явление, не только отделенное от религии и церкви, но и имеющее превосходство над ними.

Новая политико-правовая идеология базировалась на рационалистической методологии, а также изучении государственно-правовой практики. В качестве основной предпосылки, которая обуславливает необходимость и деятельность государства, берется «природа человека», присущие ему склонности и интересы. Государство и право логически выводились из этой посылки и рассматривались в связи с интересами людей, их отношениями, историей и природной средой. Эти методологические положения зависели от задачи обоснования антифеодальной программы, ряда общечеловеческих ценностей. Такова идея личности, которая освобождена от феодальных оков и наделена рядом прав и свобод. Сама концепция прав человека сложилась уже на последующих этапах развития политико-правовой идеологии, но ее теоретическая основа заложена в трудах мыслителей XVI в.

Среди теоретиков эпохи Возрождения сразу выделяется Макиавелли, он внес огромный вклад в теоретическую обоснованность политического отчуждения. Коль скоро сфера политики — это область деятельности политиков, то народ от политики неизбежно отчужден. Именно поэтому Макиавелли — республиканец, а не демократ: он высоко ценит нравственные качества народа, но при этом народу в государстве не отводится активная роль (только утверждение законов, выбор должностных лиц, оценка их деятельности, охрана государственного строя).

Концепция смешанной республики может истолковываться как идея защиты гражданского общества от произвольной власти тирана: но сама власть в любом своем проявлении рассматривается как нечто принципиально отделенное от общества хотя бы теми особыми правилами, которыми она руководствуется, осуществляя политику. Поэтому для исследования политики как таковой труды Макиавелли имеют непреходящее значение. Но проблема политического отчуждения в его концепции вечна и неразрешима.

Многие программные идеи XVI в. были развиты в буржуазной политике-правовой идеологии последующих веков. Среди таких идеи незыблемость частной собственности и договорных отношений, свобода промыслов и торговли, осуществление которых при формальном равенстве лиц образует капиталистический вариант гражданского общества. Для XVI в. эти идеи, тенденции и их реализации были прогрессивны, так как вели к сокрушению феодально-сословного строя.

В это же время стали складываться теории, которые отрицали не только феодально-сословное общество, но и вообще любой строй, базирующийся на частной собственности и имущественном неравенстве. Рассуждение о платоновской общности имуществ как об основе рационально организованного общества изначально был коррективом к буржуазному образу гражданского общества и содержал идею его социализации. Ранние социалисты теоретически доказывали недостаточность лишь формального равенства людей. Идея производства и распределения на основе общественном собственности более всего была порождена стремлением достичь социального равенства и свободы люден, их материальной обеспеченности.

В условиях низкого уровня развития производства это равенство в их трудах доводилось до уравнительности (даже одинаковой пищи и одежды), ограничения потребностей членов общества. Необходимость государственного или общественного руководства экономикой, не знающей товарно-денежных отношений, порождала мысль о детальной законодательной регламентации отношений производства и потребления, быта и образования. Неумение найти стимулы к труду в обществе без конкуренции и частной собственности вело к преувеличению возможностей прямого государственного принуждения и надзора над процессом труда. Получилось так, что стремление преодолеть антагонизмы общества, порожденные частной собственностью, привело к умозрительному конструированию общества, совпадающего с государством. Это государство при всей необычности для того времени его демократических форм все же противостояло народу, поддерживая раз навсегда разработанный философский идеал. Именно поэтому Кампанелла, идеи которого по всем положениям отличались от взглядов Макиавелли, сходится с ним в определении форм и степени участия народа в управлении государством: народ в Городе Солнца все же не определяет политику, а, скорее, лишь оценивает ее.

Теорию «общественного договора», основы которого были заложены еще Т. Мором и Т. Кампанелла, развивали английские мыслители Томас Гоббс (1588 — 1679) и Джон Локк (1632-1704), а также французский философ Жан Жак Руссо (1712-1778).

Их объяснения смысла общественного договора отличались друг от друга. Т. Гоббс в произведениях «О гражданке» и «Левиафан» Гоббс впервые в Новое время в систематическом виде разработал светскую теорию политической власти, государства и права. В познавательном аспекте данное учение было направленно против схоластических феодально-религиозных воззрений на государство и право. В идеологическом плане — сориентирована на обоснование сильной власти (политический абсолютизм), способной обуздать революционные страсти и обеспечить прочный мир.

Причину возникновения политической власти и государства он связывал, как основатели идей социализма, с природой, качествами человека как разумного существа, но в то же время глубоко эгоистического, наделенного такими естественными страстями, как властолюбие, жажда богатства и удовольствий. В отличие от Г. Гроция, Гоббс считал основным качеством человека не стремление к общению, а эгоизм и индивидуализм. Люди, пребывая в естественном состоянии, из-за своих эгоистических страстей не способны сохранить мир, стоят перед угрозой взаимоистребления. Однако разум, инстинкты самосохранения и страха смерти порождают стремление выйти из состояния «войны всех против всех». Как следствие этого создается «общая власть», которая должна обеспечить мир и гарантировать человеку жизнь, безопасность, направляя его действия к общему благу.

Идею «оправдания» государства через разум и сознание Гоббс развивал с помощью концепции договорного происхождения политической власти. Государство, считал он, возникает на основе договора. Договорное учение о государстве было направлено против феодально-теологических трактовок (патриархальной, монархии божьей милостью и др.) и в целом соответствовало капиталистическим отношениям, универсальной юридической формой которых, как известно, выступает договор, контракт. С государства был снят ореол мистицизма; оно стало рассматриваться как один из многочисленных результатов правового соглашения — контракта, как продукт человеческих действий. Договор как основа возникновения государства в теории Гоббса является своеобразным согласием подвластных, признающих политическую власть. Чтобы обуздать природные страсти человека, гарантировать общественный порядок и права граждан, индивиды заключали общественный договор между собой. Согласно этому договору, они вручали свои права, судьбу и власть главе государства, который в договоре не участвовал и, следовательно, не нес ответственности перед договаривавшимися индивидами. В обмен на права граждан государство гарантировало им порядок в обществе.

Идеи естественного права, созвучные произведениям мыслителей Мора и Кампанеллы можно проследить в трудах голландского юриста XVII века Гуго Гроция. Согласно Гроцию, это и есть «право в собственном смысле слова», и «оно состоит в том, чтобы предоставлять другим то, что им уже принадлежит, и выполнять возложенные на нас по отношению к ним обязанности». Источником этого права в собственном смысле (т. е. естественного права, которое вместе с тем и есть справедливость) является, согласно Гроцию, вовсе не чья-либо выгода, интерес или воля, а сама разумная природа человека как социального существа, которому присуще стремление к общению, «но не всякая общительность, а именно стремление к спокойному и руководимому собственным разумом общению человека с себе подобными». Характеризуя естественное право как право в собственном, тесном смысле слова, Гроций отмечает, что право в более широком смысле (т. е. формы волеустановленного права) является правом в конечном счете постольку, поскольку не противоречит разумной человеческой природе и естественному праву.

Таким образом, идеи социалистического типа государственных и общественных отношений, основоположниками которых стали Т. Мор и Т. Кампанелла, нашли свое дальнейшее развитие в трудах более поздних мыслителей. Более того, их идеи, несмотря на свою утопичность, нашли практическое применение в построение государственного строя некоторых государств, включая, например, создание теории коммунизма Ф. Энгельсом и возникновение Советского Союза.

Заключение

Сочинения Т. Мора и Т. Кампанеллы представляют огромный интерес как памятники правовых идей Нового времени.

«Утопия» — книга, в которой впервые отчетливо сформулирован ряд положений, характерных для утопического социализма. В этом источник ее неубывающей притягательной силы. Можно условно говорить об элементах социализма в древнем мире, разумея под этим коммунизм потребления, представление об общности благ на заре человеческого общества, неопределенную идею организации общественного производства и т.п. Но все это были намеки, разрозненные мысли, не связанные в единую систему.

Кампанелла в своем творении во многом повторил идеи Т. Мора, созвучны их принципы устранения частной собственности, разделения властей «по разуму», согласованность действий города и деревни идеального государства. Однако в то же время придал ряд новых черт идеальному обществу общины, не принимая, например, институт рабства.

Возникновение утопического гуманизма стало существенно новым явлением. Если все предыдущие гуманистические течения служили, как правило, интересам привилегированных, то теперь впервые во главе были поставлены интересы угнетенных, самой многочисленной и лучшей, по словам Мора, части человечества. Позиция, занятая Мором и Кампанеллой, придала гуманизму невиданную до сих пор демократическую окраску и подлинную общечеловеческую красоту.

Мору и Кампанелле присуще понимание того, что угнетательская природа государственности связана с наличием частной собственности. И это вынуждает их искать тот политический идеал, который должен быть осуществлен в обществе, где ликвидирована частная собственность. Потому не случайно, что Мор и Кампанелла связывают будущее социалистическое общество с демократической организацией государства, с самым широким участием масс трудящихся в управлении делами государства. Проблемы подлинной демократии, свободы личности, ее освобождение от эксплуатации — все это характерно для политических программ уже первых крупных теоретиков утопического социализма.

Размышляя над платоновскими идеями о равенстве во всем как гарантии общественного благополучия, Мор высказывал сомнения в осуществимости такого равенства. В итоге Мор решительно высказался за уничтожение частной собственности. Это и составило существенную черту его утопического идеала коммунистического общества.

Исходный пункт рассуждений Кампанеллы — это отсутствие частной собственности на средства производства и обязательный труд для всех граждан, понимаемый как естественная потребность человека. Кампанелла мечтает о сплоченности человеческого рода, объединении всех людей в единое целое. Кампанелла видит возможность искоренения эгоизма в уравнивании людей во всех отношениях: общие столовые, дома, спальни, кровати и т. д.

Исследование политической мысли Нового времени приводит к выводу, что эти идеи европейского социализма оказали существенное влияние на последующие развитие политико-правовой мысли и формирование теоретических основ нового светского «юридического мировоззрения». Политические идеи Нового времени нашли отражение и в современном политическом устройстве цивилизованных государств.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/razvitie-utopicheskogo-sotsializma-v-sochineniyah-t-mora-i-t-kampanellyi/

1)Вейтлинг В. Гарантии гармонии и свободы Пер.: В.В. и М.М. Альтман, с нем. // Издательство Академии Наук СССР. 1962. 595 с.

)Волгин В. П., История социалистических идей, ч. 1-2, М. — Л., 1928. 131с.

)Горфункель А.Х. Томмазо Кампанелла // Серия: Из наследия мировой философской мысли. Великие философы — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. 248 с.

)Дезами Т. Кодекс общности // Издательство Академии Наук СССР. 1956. 544 с.

)Долгашева М.В. Проблема трудового воспитания и художественно-эстетического развития личности в произведении Томаса Мора «Утопия» // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2008. № 3. С. 120-124.

)Жуковский Ю.Г. Политические и общественные теории 16 века. М., 2012. 146 с.

)Жуковский Ю.Г. Политические и общественные теории XVI века. Схоластика. Макиавелли и Томас Мор. Реформация. Лютер, Кальвин, анабаптисты. Жан Боден // Либроком. 2012. 168 с.

)Кампанелла Т. Город Солнца. М.: Изд-во АН СССР,1954. 228 с.

)Каутский К. Томас Мор и его Утопия / Перевод с немецкого Генкель М.А., Генкель А.Г. Изд. 2-е. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. 304 с.

)Ленин В. И. Полное собрание сочинений // Издательство политической литературы, Серия: В. И. Ленин. Полное собрание сочинений в 55 томах. т. 24. 1958. 596 с.

)Лопатина Н.Л. Социокультурные аспекты формирования и функционирования коллективного хозяйствования [электронный ресурс] — диссертация. — Режим доступа: #»justify»>)Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В. О социализме и коммунизме // Издательство политической литературы. 1986. 496 с.

)Мартынов Д.Е. Утопизм и марксизм: к проблеме соотношения // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. Т. 150. № 1. С. 31-37.

)Мор Т. Утопия. М.: Издательство Академии наук СССР, 1953.

)Нестеров Ф.Г. О влиянии античных политико-философских учений на концепцию «Города Солнца» Томмазо Кампанеллы // В сборнике: исследования по всеобщей истории и международным отношениям. Межвузовский сборник научных статей. Барнаул. 1997. С. 86-99.

)Осиновский И.Н. Томас Мор // Наука. 1974. 168 с.

)Савин А.И. «Город Солнца»: к истории одной религиозной утопии в Советской России // Вестник Новосибирского государственного университета. 2009. Т. 8. № 1. С. 45-49.

)Суворов Г.В. Проблема личности в контексте европейской утопии 16-17 вв. // Вестник ВГГУ. 2014. №9. С. 15-25.

)Сунь Ятсен. Избранные произведения. Под ред.: С. Тихвинского // Главная редакция восточной литературы издательства «Наука». 1985. 784 с.

)Сухарев А.П. Томас Мор — первый европеец против смертной казни // История государства и права. 2011. №15. С. 43-46.

)Чекалов К.А. Томмазо Кампанелла // В сборнике: История литературы Италии Российская академия наук, Институт мировой литературы им. А. М. Горького. Москва, 2012. С. 51-75.

)Штекли А.Э. «Город Солнца»: утопия и наука // Наука. 1978. 368 с.

)Штекли А.Э. Кампанелла // Жизнь замечательных людей. Изд-во: Молодая Гвардия. 1966. 288 с.

)Шульц Э.Э. Социальная утопия как идеология социального протеста // European Social Science Journal. 2013. № 8-2 (35).

С. 496-507.

25)Яковенко В.И. Томас Мор (1478-1535).

Его жизнь и общественная деятельность [электронный ресурс] — электронная книга. — Режим доступа: <http://log-in.ru/books/valentin-yakovenko-tomas-mor-1478-1535-ego-zhizn-i-obschestvennaya-deyatelnost/> Дата обращения: 17.04.2016.