Занятость и трудоустройство молодежи

Молодежь – это значительная созидательная часть нашего населения. Ей присущи следующие черты: активность, высокая трудоспособность, энергичность и быстрая обучаемость, а также высокие физические показатели, которые граничат с высокой работоспособностью. По данным методологических разработок Росстата, это та часть населения, которая составляет на конец 2006 г. 25,5% экономически активного населения и 43,0% экономически неактивного населения. Но стоит заметить тот факт, что молодые люди, в первую очередь, потенциальная рабочая сила.

Молодежь охватывает на свою долю большой пласт населения. Это люди в возрасте от 14 до 30 лет. Причем уменьшение в составе рабочей силы подростков и молодых людей в возрасте до 24 лет объясняется их вовлеченностью в образовательный процесс.

Актуальность исследования состоит в том, что современная молодежь имеет достаточно высокие амбиции. Это приводит к тому, что важные для государства рабочие места пустуют, так как в стране нехватка специалистов (например таких, как инженеры).

Основные отрасли, которые более привлекательны для молодежи: управление, финансы, торговля. К отраслям с наименьшей занятостью молодежи следует отнести: наука, научное обслуживание, строительство, инженерные специальности. Проблема в том, что данный вопрос стоит достаточно остро в настоящее время. Государством создаются Законы, которые регулируют вопросы занятости и трудоустройства молодых людей, также создаются целевые программы по трудоустройству молодых специалистов. В Положении о государственной молодежной политике одним из приоритетных направлений является снабжение молодых людей рабочими местами. Однако, ситуация на рынке труда не меняется: растет уровень безработицы среди молодежи, важные для государства рабочие места пустуют.

Степень разработанности проблемы.

Вопрос отношения молодежи к труду исследуется в различных направлениях. Отношение к труду и занятость населения и молодежи в частности изучает Голиусова Юлия Вячеславовна, кандидат социологических наук. В своих научных трудах Ю. В. Голиусова рассматривает социальную стратификацию и социальную структуру населения, а также социологию молодежи. Занятость школьников и их отношение к труду изучают такие авторы, как О. Демьяновская, А. Гринберг, В. Семенов и т.д. Положение студенчества в социально-экономической системе государства рассматривают Л.И. Бойко, И.Г. Гурова, Ю.В. Жук и многие другие. Вопросы отношения выпускников ВУЗов к труду изучают Т. Карпенченко, Н. Дунаева, О. И. Карпухин.

27 стр., 13014 слов

Трудом а не войной человек проявляет свое мужество трудом больше чем

... а трудовая правосубъектность означает признание государством за лицом способности быть субъектом трудового права. В моей работе я буду пользоваться ... правоприменительной практики в сфере труда. И, несмотря на все главной потребностью людей является труд. Труд нужен для нормальной жизни ... частью этого статуса. Другие расширяют эту категорию еще больше и включают в нее еще и юридическую ответственность, ...

Несмотря на то, что проблема отношения молодежи к труду изучается на протяжении долгого времени, данный вопрос является слабо изученным. Такая проблема связана в первую очередь с тем, что в современном обществе рыночные отношения выходят на первый план. А они в свою очередь характеризуются изменчивостью. Рынок труда постоянно меняется, что приводит к проблеме занятости и трудоустройства молодежи.

Во многих регионах Российской Федерации проводились исследования, которые были направлены на изучение положения молодежи в системе рыночных отношений, отношение молодых людей к труду. Однако в нашем исследовании новизна изучаемой темы состоит в том, что в г. Комсомольске-на-Амуре подобные исследования проводятся достаточно редко, что приводит к «утечке» рабочей силы на запад страны.

Целью данного исследования является выявление факторов, влияющих на мнение молодежи о труде, а также разработка предложений по совершенствованию государственной молодежной политики в области труда. Для достижения цели будут решены следующие задачи:

  • Определить сущность и содержание понятия «труд». Изучить основные проблемы трудовых отношений в Российской Федерации;
  • Изучить проблемы занятости и трудоустройства молодежи в РФ;
  • Проанализировать рынок труда в г. Комсомольске-на-Амуре;
  • Выявить и проанализировать актуальные проблемы занятости и трудоустройства молодежи в г. Комсомольске-на-Амуре.

Объектом исследования является отношение к труду молодежи РФ.

Предметом исследования выступает отношение современной молодежи к труду в г. Комсомольске-на-Амуре.

Практическая значимость исследования: результаты нашего исследования и разработанные рекомендации могут послужить для совершенствования работы центров по трудоустройству молодежи. Также они могут послужить основой для углубленного изучения отношения молодежи в г. Комсомольске-на-Амуре для заинтересованности той категории граждан, на которую направлено исследование. Исследование может быть использовано для оптимизации работы профориентационных центров при учебных заведениях города.

База исследования: сайты, предлагающие трудоустройство (avito.ru, farpost.ru, komsomolsk.irr.ru, komcity.ru, а также сайт КГКУ Центра занятости населения cezan.ru).

А также данные Центра занятости населения о занятости и трудоустройстве молодежи в г. Комсомольске-на-Амуре.

Методы исследования: анализ литературы, контент-анализ.

Структура выпускной квалификационной работы: введение, 1 глава, включающая 2 параграфа, 2 глава, включающая 3 параграфа, библиографический список, состоящий из 52 источников.

13 стр., 6496 слов

Место и роль дружбы в системе ценностных ориентаций современной молодежи

... базе разграничения инструментальных и экспрессивных отношений [25, c.21-22]. Все отношения типа «свой - чужой», «близкий - дальний» первоначально символизировались как кровнородственные. Первым шагом становления дружбы в смысле автономного социального института ...

Глава первая. Общественные отношения в сфере труда и занятости молодежи в Российской Федерации

§1. Труд: сущность и содержание понятия. Проблема трудовых отношений в Российской Федерации

На различных этапах исторического развития человечества труд выступает в разнообразных формах, что и является показателем развития общественных отношений. Именно поэтому человеческое существование неразрывно связано с возникновением труда, так как труд — это одна из самых важных жизненных функций человека. Труд рассматривается как необходимость, потребность человека добывать средства для дальнейшего существования. Однако, со временем, отношение к труду меняется, и это уже не первая необходимость для существования, а способ самореализации человека, его утверждении в системе общественных отношений.

За всю историческую эпоху человеческого развития велись споры о сущности труда. А. Смит и Д. Риккардо считали, что только материальная сторона труда может заинтересовать людей работать, однако К. Маркс и Ф. Энгельс доказали, что труд также носит общественный характер, что в процессе труда люди вступают во взаимодействие и втягиваются в производственные отношения[49].

Карл Маркс определяет труд, как сознательную деятельность человека, в которой он реализует себя и создает духовные и материальные ценности для удовлетворения своих потребностей. Также он определяет труд как процесс, который совершается между природой и человеком.

Труд — это целенаправленная деятельность человека, которая направлена на самореализацию и получение выгоды. Такая деятельность реализует физические и умственные способности человека[14].

Человек является продуктом общественных отношений и в то же время, субъект социального процесса. Общественные отношения, которые регулируют трудовую деятельность человека называются трудовыми отношениями[28].

Трудовые отношения — это отношения, основанные на письменном соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником трудовой функции за плату[2, ст. 15].

Согласно Трудовому кодексу РФ, трудовые отношения имеют место там, где сталкиваются интересы работодателя и работника. В любом случае трудовые отношения приводят к получению прибыли как для работодателя (в виде человеческого труда), так и для работника (в виде заработной платы).

Однако понятие трудовых отношений намного уже понятия социально-трудовых отношений, которые в свою очередь отвечают не только за юридическую составляющую понятия, а также за социально-экономический и психологический аспекты трудовой деятельности[50].

Социально-трудовые отношения — это взаимоотношение и взаимосвязь субъектов этих отношений по поводу трудового процесса, а также направленных на улучшение условий жизни общества в целом[50, 48]. Субъектами социально-трудовых отношений являются работник, работодатель и государство. В данном контексте работник выступает как «товар» в таких отношениях, а именно, является трудовым ресурсом.

Трудовые ресурсы — это та часть населения, которая обладает физическим развитием, умственными способностями, необходимыми для трудовой деятельности. В категорию трудовых ресурсов входят занятые граждане и не желающие работать.

Главную роль в трудовых ресурсах играет трудоспособное население. Трудоспособность определяется по возрасту, а также по способности к труду. Так, молодые люди в возрасте от 16 до 28 лет — самая трудоспособная часть населения[50].

15 стр., 7027 слов

Занятость и безработица

... и зарегистрированные на бирже труда (в государственной службе занятости). Уровнем безработицы (u) называется отношение количества безработных (U) ко всему экономически активному населению (L) u=U/L Одно из самых ранних объяснений безработицы дано в труде ...

Молодежь – особая часть населения, которая характеризуется переходом от юношества к социальной зрелости.

Молодые люди — это трудовой ресурс любого современного государства и ценность общества, которая составляет значительную часть населения. Молодежью принято считать людей с активной жизненной позицией, проходящих стадию становления личности и усваивающих общеобразовательные, профессиональные и иные функции, а также подготавливаемых обществом к усвоению социальных ролей и их выполнению[40].

Молодежь преимущественно осуществляют деятельность, связанную с получением образования (среднего специального или высшего) и подготавливаются к включению в общественные отношения. Молодежь готовится к замещению «уходящего» поколения.

Российский социолог Т. В. Лисовский дает следующее определение «молодежи». Молодежь — это поколение людей в возрасте от 16 до 30 лет, проходящие социализацию и усваивающее основные социальные функции (образовательные, профессиональные и т.д.)[40].

Такое определение молодежи считается одним из ранних. Далее Т. В. Лисовский в соавторстве с И. А Громовым и С. Н. Иконниковой говорит о том, что отличительная черта молодежи состоит в «открытости» и «лабильности», в свободе выбора социальных позиций и ролей[18].

Большой вклад в изучение молодежи внес И. С. Кон, который определяет молодежь как социально-демографическую группу, выделяемую с учетом возрастных характеристик и особенностей социального положения[34].

Молодежь, в большинстве своем самая мобильная часть населения, вместе с тем она стоит на первом месте среди населения по интеллектуальной активности. Молодежь — это ресурс для любой страны, так как эта группа населения является работоспособной и бысрообучаемой рабочей силой.

Рабочая сила (или экономически активное население) — часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг.

Для создания трудовых отношений создается рынок труда, который регулирует спрос и предложения на рабочую силу.

Рынок труда — это важная составляющая экономической и экономико-политической жизни общества. Спрос на рабочую силу определяется потребностью работодателей в найме работников определенной квалификации на производство. Роль труда в жизни общества регулирует функции рынка труда. Социальная функция рынка труда заключается в нормальному уровне доходов и благосостоянии граждан, а также нормальных условиях труда и производственных способностей работников[48].

Рынок труда неразрывно связан с трудоустройством и занятостью населения.

Большинство людей понятия «трудоустройство» и «занятость» не разграничивают и считают их тождественными. Два эти понятия плотно взаимодействуют между собой, но определение имеют абсолютно разное.

Термин «трудоустройство» узкое по сравнению с термином «занятость». Трудоустройство – это всего лишь этап предшествующий занятости и он является важнейшим гарантом для занятости. Занятость обеспечивается за счет трудоустройства граждан.

«Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок (трудовой доход)» [ 3].

6 стр., 2929 слов

Молодежь и политика (2)

... мир властных отношений. Молодежь как социально демографическая общность не может быть вне политики. Поэтому рассмотрим основные аспекты взаимодействия молодежи и политики. 1. Молодежь как особая социальная ... нашей стране отсутствуют четкое определение возрастных границ молодого населения. Возрастные характеристики молодежи, сложившиеся исторически и социально, в настоящие время включают в нашей ...

Занятость – это трудовое отношение, которое длится определенное количество времени (оно может прерываться, прекращаться вовсе).

Прерваться занятость может в момент поиска новой работы и поступления в ВУЗ и т.д. Занятость – это определенность субъекта на рынке труда в качестве работника или лица, которое обучается в учебном заведении.

Самая распространенная классификация занятости, это деление на полную и неполную занятость. Но имеется в виду занятость не отдельного гражданина, а общества в целом.

Полная занятость – это спрос на рабочую силу в стране (или по регионам) и предложение рабочей силы.

Неполная занятость характеризуется тем, что рабочее время сокращается либо по желанию работника, либо по экономическим причинам, когда длительность рабочего дня сокращается без согласия работников или с их согласия.

Также различают первичную и вторичную занятость. Первичная занятость – занятость по основному месту работы. Если помимо основной работы или учебы еще есть дополнительная занятость, она называется вторичной занятостью.

Занятость — это не принудительная деятельность, но деятельность, которая удовлетворяет личные, общественные и государственные потребности. Например, студент, который получает высшее образование, удовлетворяет личную потребность в получении знаний, но также он получает профессиональное образование, которое отвечает не только его личным потребностям в трудоустройстве, но и удовлетворяет общественную потребность в рабочей силе.

И. А. Андреева приводит следующее определение трудоустройства: «Трудоустройство – это субъективное право граждан, имеющее всеобщий характер. Оно реализуется посредством обращения правообладателя к органу трудоустройства. В результате возникает правоотношение по трудоустройству между гражданином и центром занятости, а после получения направления такого центра правоотношение возникает между гражданином и предприятием, в которое выдано направление. Решающую роль в РФ в данной сфере играет государственная служба занятости. Государственная служба занятости занимает ведущее место. Это обусловлено:

  • важностью выполняемых данными органами функций по отношению к населению и работодателям – обеспечения предложения и спроса на рабочую силу, трудоустройства населения и т.д.;
  • широкой сетью центров занятости. Их деятельностью практически охвачено население и предприятия всей РФ;
  • масштабностью выполняемых функций и обслуживаемых контингентов» [6].

Следовательно, трудоустройство – это любой процесс устройства людей на работу (также это может быть трудоустройство самостоятельное и трудоустройство через органы центра занятости населения и т.д.), это деятельность органов занятости по оказанию помощи в поиске подходящей работы для гражданина и устройстве на нее (при этом органы центра занятости населения оказывают такие услуги как профессиональная подготовка, переподготовка кадров и т.д.).

Процесс трудоустройства помогает гражданам РФ реализовать свои права на труд, и право на устройство на работу, помогает работодателям найти требуемую рабочую силу и также (если трудоустройство происходит через центр занятости населения) сокращает время поиска работы.

Итак, «занятость» и «трудоустройство» непосредственно взаимодействуют в сфере рынка труда. Трудоустройство – ступень к определению занятости населения. Стоит отметить, что занятость – это понятие измеряемое в количественном отношении, а трудоустройство –это право человека, которое может исполняться гражданином, а может не выполняться, на усмотрение самого человека.

19 стр., 9092 слов

Молодежь и безработица

... труда» оказывается: консультирование по вопросам профориентации, обучения, повышения квалификации, трудоустройства и занятости; ... Безработица - это незанятость экономически активного населения в хозяйственной деятельности. Существует фрикционная безработица, ... “Она хорошо пишет сочинения, поэтому отдавайте в гуманитарный ... ситуации на рынке труда, организовано курсовое профессиональное обучение. На ...

Начало становлению рынка труда в России формально было положено принятым в апреле 1991 г. Законом о занятости населения (далее – Закон), провозгласившим, что «гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду», а «принуждение к труду в какой-либо форме не допускается».

Согласно этому Закону государство гарантирует гражданам право на свободу выбора вида за­нятости, содействует в трудоуст­ройстве (посредством центра занятости населения), позволяет обучиться новой профессии, содействует повышению квалификации и т.д.

Закон гласит о том, что государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:

  • обеспечение равных возможностей в трудоустройстве всем гражданам Российской Федерации;
  • поддержку трудовой инициативы граждан;
  • осуществление мероприятий, которые способствуют занятости граждан, испытывающих трудности в трудоустройстве;
  • поощрение работодателей и другое.

«Гражданам Российской Федерации гарантируются:

  • свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда;
  • защита от безработицы;
  • бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости;
  • информирование о положении на рынке труда» [3].

В целях содействия трудоустройству и занятости населения разрабатываются федеральные и региональные программы содействия занятости населения. Именно поэтому была создана служба занятости населения, которая отвечает за помощь в трудоустройстве гражданам, испытывающих трудности в поиске работы.

Работодатели взаимодействуют с данными службами и обязаны предоставлять им сведения о наличии вакантных мест и т.д. [3, ст. 26]

Таким образом, «занятость» и «трудоустройство» понятия не тождественные, но взаимодействующие между собой. Трудоустройство – это неотъемлемое право дееспособного гражданина, а также процесс поиска работы и помощь специализированных органов гражданам РФ в устройстве на нее. Занятость – это процент занятого населения и незанятого. Занятость определяется как статус гражданина в трудовом отношении. Занятость бывает полная и неполная. Трудоустройство – это часть занятости. Так сказать, «преддверие» занятости населения, потому что оно отвечает за состояние занятости в стране.

Особенность занятости и трудоустройства граждан РФ состоит в том, что законодательством РФ предусматривается помощь всем категориям граждан в трудоустройстве. Закон «О занятости населения в РФ» определяет обязанности государства гарантировать гражданам право на свободу выбора профессии, а также помощь в трудоустройстве. Трудоустройство гражданина осуществляется органами содействия трудоустройству.

Важен тот факт, что работодатель взаимодействует со службой занятости населения для обеспечения трудоустройства гражданам. Центры занятости населения заключают с гражданином договор, который может быть расторгнут в том случае, если гражданин трудоустроен. Федеральные и территориальные программы направлены не только на граждан, нуждающихся в работе, но также на работодателей. Так, в Законе устанавливается поощрение для работодателей.

13 стр., 6153 слов

Контрольная работа: Культура советского периода

... советского и мирового музыкального искусства. В 30-е гг. советская музыкальная культура ... подготовки рабочей молодежи в институты ... населения РСФСР». Этот декрет обязывал все неграмотное население в возрасте от 8 до 50 лет ... была национализирована. Работу кинофабрик и ... культуры. Более спокойные фазы культурного развития, годы созидательного труда – 30-е, 50-у, 70-е гг. Культурное брожение в годы ...

Государство, в сущности, отстранилось от формирования понятных и справедливых правил в сфере трудовых отношений. Региональное законодательство противоречит федеральному, это ведет к изменчивости рынка труда в Российской Федерации[51].

Особо остро стоит вопрос производственной структуры. Трудности связаны с привлечением молодых специалистов и молодых рабочих. Статус обычного работника снижается, тем самым предложения рабочей силы становится все меньше. Такое явление обусловлено, в первую очередь тем, что такие профессии низкооплачиваемы, и условия труда достаточно тяжелы. Престижность снижается, а современные предприятия не силах изменить этот факт[51].

Стоит отметить, что в настоящее время профсоюзы практически недееспособны. Они воспринимаются как инструмент в руках начальства. Следовательно, рабочие становятся незащищенными в правовом аспекте[51].

Чаще всего, граждане не обращаются в суд для решения конфликтов с начальством, так как не обладают достаточной для защиты правовой грамотностью.

В статье 81 Трудового кодекса РФ говорится об увольнении работника при ликвидации предприятия или сокращении штата работников[2].

Так, работодатель не согласовывает свои решения с профсоюзом, а учитывает его мнение.

§2. Занятость и трудоустройство молодежи Российской Федерации

Молодежь является уязвимой частью населения, она нуждается в особенной поддержке государства. Связано это с тем, что молодые люди находятся переходе от юношества к социальной зрелости, когда человек только начинает заботиться о своем будущем. Именно поэтому трудовое законодательство РФ , а именно Закон РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» закрепляет также права молодых людей в области занятости и трудоустройства. Например, что касается студенчества, то «обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих деятельность, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения» [3] признаны занятыми гражданами РФ.

Конституция Российской Федерации провозглашает право каждого гражданина на защиту от безработицы. А Закон о занятости населения РФ определяет правовые, экономические и организационные меры государственной политики в сфере содействия занятости населения[41].

Одним из приоритетных направлений молодежной политики в Российской Федерации является содействие трудоустройству молодежи. Данное направление заключается в том, что разрабатываются федеральные и региональные программы помощи в трудоустройстве молодым людям.

Для поддержки трудоустройства молодежи в данных условиях рынка труда государством разрабатываются различные программы социальной адаптации. Такие программы составляются и утверждаются такими структурами как служба занятости населения, отдел по делам молодежи, биржа труда и прочие. Также в ВУЗах проводится профориентационная работа со студентами.

«Содействие трудоустройству молодых кадров рассматривается как один из важнейших ресурсов повышения конкурентоспособности российской экономики. Основываясь на анализе практики содействия трудоустройству выпускников в ряде стран СНГ и Европы, а также в отдельных субъектах РФ В.Н.Фомин выделяет восемь основных типов такого содействия:

2 стр., 801 слов

Презентация «Развитие творческих способностей у детей старшего ...

... Развитию у детей способности к творческому поиску и преобразованию действительности способствует художественный ручной труд, который воспринимается детьми с удовольствием, как ... конца. Направления работы по развитию творческих способностей 1 Работа с бумагой Работа с бумагой ... материалов. Развитие воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие художественно-творческих способностей ...

  • директивное распределение;
  • гарантия предоставления первого рабочего места;
  • налоговые льготы и иная помощь работодателям;
  • налоговые льготы для выпускников;
  • профориентация в вузах, непрерывное образование;
  • финансирование вузов в зависимости от уровня трудоустройства их выпускников;
  • организация молодежных бирж труда, служб по трудоустройству в вузах и т. п.;
  • квотирование рабочих мест для молодежи» [20].

Итак, содействие трудоустройству молодежи заключатся в финансовой помощи как молодежи (выпускникам ВУЗов), так и работодателям, которые трудоустроили молодых специалистов. Государство определяет для выпускников налоговые льготы и гарантирует трудоустроенность выпускников по полученным профессиям. Данные программы защищают работодателей и право молодых специалистов на трудоустройство.

Социальная ценность труда среди молодежи снижается и следствием этого падения является социальный пессимизм. Молодые люди не верят в себя и свои силы, а также не верят в то, что в будущем смогут устроиться на интересную работу, которая будет оплачиваться в соответствии с мерой своего труда [Динамика и факторы формирования ценностных трудовых ориентаций современной молодежи]. Также молодые люди сталкиваются с трудностью планирования своей жизни. Они, чаще всего, рассуждают о поступлении в ВУЗ или о карьере, однако будущая профессия уходит на второй план [37].

За последнее время разнообразился российский рынок труда и появилось множество новых профессий. Запросы тоже изменились: отдается предпочтение молодым людям до 35 лет. Молодежь 2000-х годов оптимистично видят свое профессиональное будущее. Они считают, что не важно кем можно устроиться, главное, чтобы работа была высокооплачиваема. Они всегда могут трудоустроиться дизайнером, официантом, продавцом-консультантом, менеджером, мерчендайзером и т.д. [37].

Это, соответственно, снижает мотивацию получать профессию.

В эпоху сети Интернет менталитет молодежи меняется. Оно становится «клиповым», что говорит о неподготовленности получать информацию иными способами[47].

Что касается школьников, то в 2006 году в г. Москва было проведено социологическое исследование. Цель исследования: выявление профессиональных предпочтений учащихся и их социально-трудовые установки. Большее число респондентов, а именно 87,9% опрошенных, предполагают, что будут продолжать обучение после школы. 8,5% респондентов после окончания школы собираются сразу же приступить к работе и около 2% не определились[старшеклассники перед выбором].

Старшеклассники ставят на первое место уровень заработной платы, затем возможность профессионального роста, и наконец, меньшее количество голосуют за интересную и содержательную работу [17].

С точки зрения школьников, высшее образование позволит им в будущем работать в комфортных условиях и получать хорошую оплату труда, а физический труд ассоциируется с низкооплачиваемым видом деятельности и тем самым представляется непривлекательным [17].

В 2007 году также было проведено исследование учащихся общеобразовательных школ г. Саратов. В ходе исследования выяснилось, что 33% опрошенных уже имели на момент исследования опыт трудовой деятельности. На вопрос: «Что побудило вас принять решение найти работу?» большинство школьников ответили, что потребность в карманных деньгах на личные расходы. Следовательно, желание иметь денежные средства — основная причина трудоустройства молодежи во время обучения. Основная задача исследования состояла в выяснении отношения молодежи к труду [21].

11 стр., 5311 слов

Психологические особенности людей пожилого возраста

... о работе больших полушарий головного мозга»- в 77 лет (а всего Иван Петрович Павлов прожил 87 лет). Но жизнь свидетельствует и о том, что в пожилом и позднем возрасте человек ... силы жизни, которые они в себе еще чувствуют. Для этого необходима глубокая глубинная работа над собой. Образцы необычайной работоспособности и творчества демонстрируют люди весьма преклонного возраста. После 70 лет ...

Исследование показало, что школьники активно вовлечены в трудовую сферу, а некоторые уже имеют опыт работы в нескольких отраслях деятельности. Большая часть опрошенных трудятся в частном секторе, хотя государственные организации тоже трудоустраивают молодых людей. Благодаря работе во время учебы, учащиеся имеют некоторые представления о современном рынке труда, и ориентированы на получение профессионального образования. А трудовой опыт оценивается положительно, потому что, как считают школьники, это поможет им в будущем устроиться на желаемую профессию[21].

Любому выпускнику школы предстоит выбрать конкретную сферу деятельности и профессию, с которой он свяжет свою жизнь. В связи с этим выделяются следующие обстоятельства, которые влияют на этот выбор: родители, друзья, отдельные личности и их авторитет, склонность к тому или иному виду деятельности и т.д. [27].

Что касается студентов, то рынок труда страны формируется благодаря этой категории. В большинстве случаев, студент выбирает то направление подготовки, которое отвечает его личным требованиям, а уже оставшееся меньшинство поступает по тем специальностям, на которые попали случайно, либо которые достаточно востребованы на рынке труда.

Т. В. Ищенко акцентирует внимание на том факте, что студенчество является составной частью такой общественной группы, как молодежь: «Студенчество – особая общественная группа общества, резерв интеллигенции – объединяет в своих рядах молодых людей примерно одинакового возраста, образовательного уровня – представителей всех классов, социальных слоев и групп населения. Отличительными чертами студенчества как общественной группы являются: характер труда студентов, заключающийся в систематическом накоплении, усвоении, в овладении научными знаниями, и его основные социальные роли, определенные положением студенчества как резерва интеллигенции и его принадлежностью к молодому поколению – молодежи» [29]

Таким образом, студенчество выполняет особую роль в системе общественного разделения труда, которая заключается в подготовке к выполнению функций интеллигенции, не участвуя постоянно в производстве материальных и духовных ценностей, студенчество, тем не менее, частично участвует в опосредованном производительном и непроизводительном труде в форме учебы, роль которой в обществе возрастает [32].

Студенческая молодежь — особая категория молодежи, которая находится в том состоянии, когда уже не школьник, который получает только теоретические знания, и не выпускник ВУЗа, который уже использует полученные знания на практике. Студент получает теоретические знания о будущей профессии, анализирует и систематизирует эти знания, а затем на практике (например, производственная практика ) использует теоретический опыт.

Студенты — с одной стороны, самостоятельная, обособившееся от родителей группа молодежи, но с другой стороны, как показывает действительность, некоторые продолжают жить с родителями. Если говорить о студентах, которые обособились от родителей, то большинство из них вынуждено трудоустраиваться на работу во время обучения в ВУЗе. Причины бывают разнообразными: нехватка денег (родители не помогают, материально не обеспеченные), наработка опыта работы, трудового стажа (если данная деятельность связана с будущей профессией), определение с будущим местом работы (длительное трудоустройство) и другие.

Психолог Ю. А. Самарин отметил противоречия, которые присуще студенческой молодежи: социально-психологическое противоречие, которое характеризуется тем, что период студенчества это расцвет интеллектуальных возможностей студента, однако у студента существует определенное ограничение материальных возможностей для удовлетворения своих личных потребностей; второе противоречие состоит в том, что стремление к самостоятельности в отборе знаний ограничено жесткими методами подготовки студента к будущей профессии; последнее противоречие — расширенная информация о предмете дает студенту знания, однако огромный поток информации в настоящее время приводит к тому, что студент не всегда может переработать материал, и в итоге, он получает поверхностные знания.

Что касается студентов, как особой категории молодежи, то трудовая занятость студенчества основана на том, что молодой человек, не имеющий профессионального опыта пытается самостоятельно себя обеспечить. Далеко не во всех случаях занятость студентов во время обучения в ВУЗе может помочь при трудоустройстве студентов после окончания ВУЗа по полученной специальности.

По мнению И. Г. Гуровой: «Распространенность и устойчивость вторичной занятости студентов в России находится подтверждается многочисленными социологическими исследованиями. Необходимость совмещения работы с учебой обусловлена рядом факторов:

  • расширение рынка труда студентов;
  • рост предложений в коммерческой сфере;
  • увеличение числа обучающихся в ВУЗах на платной основе;
  • нежелание молодого человека оставаться в статусе студента;
  • необходимость накапливать стаж;
  • обеспечение себя материально» [22].

Исходя их перечисленных факторов совмещения учебы и работы следует вывод, что основной причиной занятости студентов является их финансовое положение. Сокращение бюджетных мест в ВУЗах привело к тому, что некоторые студенты сами оплачивают свое обучение.

Студенты не всегда учитывают реальные перспективы своего трудоустройства, так как рынок труда в настоящее время достаточно изменчив. Необходимость определенной специальности сейчас, может резко измениться через два года. И данная специальность не будет приоритетна на рынке труда. Современность не может уверить студентов в том, что они будут успешно трудоустроены по полученным специальностям.

Однако, учебные заведения не призваны заниматься подготовкой студенческой молодежи к проблемам, которые могут возникнуть при устройстве на работу. Но, все-таки большинство ВУЗов занимаются профориентационной деятельностью. А также существуют профориентационные отделы, которые сотрудничают с ВУЗом.

Социологические исследования, проведенные в Москве, демонстрируют влияние изменения на рынке труда на трудовую активность дипломированных специалистов. Многие выпускники ВУЗов находят работу, однако доля занятых среди молодых специалистов сокращается. Бесспорно, что престижное образование дает выпускнику шанс попасть в поле зрения работодателя, однако, как показывает опыт, им приходится прибегать к неформальным связям при трудоустройстве. Такие связи могут устанавливаться, если выпускники работали во время учебы [11].

В настоящее время в условиях рыночной экономики работодатель предъявляет высокие требования, для желающих трудоустроиться на вакантную должность. Для того, чтобы успешно найти желаемую работу и трудоустроиться необходимо обладать различными качествами. Например такими как, настойчивость, конкурентоспособность, упорство, и, конечно, обладать необходимыми навыками по данной специальности. Такими качествами обладает в первую очередь человек, который, по все видимости, уже сталкивался с настоящими реалиями рынка рабочей силы, однако молодежь в этом плане, является слабо защищенной группой населения.

В большинстве случаев, работодатели хотят трудоустроить высококвалифицированных специалистов, которые на момент поиска работы уже имеют опыт работы в данной области. Новоиспеченные выпускники учебных заведений, характеризуется тем, что им не хватает профессионального опыта, стажа работы по данной специальности, что чаще всего является решающим фактором при трудоустройстве на определенную должность. Работодатель понимает, что молодые специалисты нуждаются в дополнительном практическом обучении. Именно поэтому они не желают иметь дело с молодыми специалистами. Даже наличие красного диплома — не гарантия при трудоустройстве.

Существует объективный ряд причин, которые определяют низкую конкурентоспособность молодых людей на рынке труда. Это отсутствие какого-либо опыта работы по данной специальности; в условиях нынешнего образования — это недостаточная осведомленность молодых людей в сфере трудоустройства; также молодежь имеет завышенные требования к заработной плате и условиям труда, что обусловлено незнанием реалий рынка труда и другие причины.

Перечисленные причины заставляют работодателя отказаться от услуг молодежи, так как работодатель ищет рабочую силу, которая будет отвечать интересам работодателя. И, следовательно, чтобы трудоустроиться молодому человеку необходимо отвечать запросам работодателя. Несмотря на то, что молодежь имеет ряд таких проблем по трудоустройству, она является самой работоспособной частью населения. «В целях расширения возможности трудоустройства выпускников профессиональных образовательных учреждений, приобретения трудовых навыков и адаптации на рынке труда реализуется услуга по организации временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений профессионального образования» [4].

Глава вторая. Занятость и трудоустройство молодежи

в г. Комсомольске-на-Амуре

§1. Рынок труда в г. Комсомольске-на-Амуре

Нами был исследован рынок труда г. Комсомольска-на-Амуре. Исследование основано на изучении предложения работодателей как государственного так и частного сектора. В своём исследовании мы использовали информацию, размещенную на популярных сайтах, предлагающих трудоустройство: avito.ru, farpost.ru, komsomolsk.irr.ru, komcity.ru, а также сайт КГКУ Центра занятости населения cezan.ru.

С января по март 2015 года в службу занятости города обратилось с целью поиска работы 2496 человек. Из них признано безработными – 1235 человека. За вышеуказанный период помощью ЦЗН нашли работу 889 человек, среди них безработных – 371. Направлено на досрочную пенсию 2 человека.

На 1 апреля 2015 года численность граждан, зарегистрированных в службе занятости в качестве безработных, составляет 1387 человек. Регистрируемый уровень безработицы – 1,0%.

Количество вакансий, поданных от предприятий и организаций города, по состоянию на 1 апреля — 4956 единиц.

При первичном анализе рынка труда бросается в глаза явное преобладание предложений в сфере продаж и обслуживающего персонала – более 40% от всех предложенных вакансий. Работодателями являются преимущественно индивидуальные предприниматели и юридические лица, государственное предложение в данной сфере практически отсутствует. Наиболее популярными в категории являются вакансии продавца, продавца-консультанта, официант, бармен, уборщица. Такой высокий спрос на данную категорию работников обусловлен тем, что труд указанных работников является неквалифицированным, а как следствие невысокооплачиваемым. Заработная плата колеблется от 10 до 25 тысяч рублей.

Работодатель в качестве работника по данному предложению видит молодых людей в среднем от 18 до 30 лет, в половине случаев допускает совмещение работы с обучением. Образование и опыт работы не требуются. Большое внимание уделяется внешней опрятности, коммуникабельности, инициативности и умению убеждать. Это обусловлено тем, что в большинстве случаев предполагается взаимодействие с людьми (клиентами), для которых одним из показателей качественности предоставленной услуги является подготовленность и личные качества персонала.

Второй по популярности предложения является категория вакансий в сфере строительства. Она составляет 16% от общего числа предложенных вакансий. В отличие от категории продаж и обслуживающего персонала, в сфере строительства требуются как неквалифицированные работники, так и работники с соответствующим образованием. Стоит отметить, что работодателю, предлагающему вакансии в сфере строительства в 76% требуются сотрудники, обладающие опытом работы по требуемой профессии, в 15% случаев работник должен иметь собственный инструмент и приспособления для выполнения работ. Также, имеются предложения о найме уже устоявшихся рабочих бригад. Однако, такие предложения характерны небольшой продолжительностью занятости работников.

Наиболее востребованными являются вакансии: разнорабочего, каменщика, плотника-бетонщика, инженера, мастера внутренней отделки помещений.

Как уже было сказано выше, основным требованием к работникам является наличие опыта в требуемой сфере.

На третьем месте по количеству предложенных вакансий стоит ремонт, обслуживание и эксплуатация автомобильной техники – около 15,5% от общего числа предложенных вакансий. Самыми распространенными являются вакансии водителя такси, автослесаря, шиномонтажника, автомойщика. Работодателями являются индивидуальные предприниматели, юридические лица, присутствует небольшая доля вакансий муниципальных предприятий (водитель автобуса, кондуктор, автослесарь).

Основным требованием работодателя является наличие у кандидата средне специального или средне-технического образования, либо специального права или допуска к определенным видам работ, а также опыт работы в 67% случаев. При отсутствии опыта работы в половине случаев предлагается пройти обучение в качестве ученика по профессии.

Четвертое по популярности место занимают профессии общепроизводственного характера – 13%. Здесь предлагаются вакансии фрезеровщика, токаря, клёпальщика, оператора станка и других производственных профессий. Работодателем выступают, как правило, юридические лица – заводы, производственные кооперативы. Работник должен иметь средне-специальное, среднетехническое образование или пройти курсы обучения по профессии. Высшее образование необходимо для замещения должностей инженеров руководителей. Опыт работы в подавляющем большинстве случаев не требуется и приобретается в процессе работы.

Стабильно большое предложение присутствует в категории профессий в сфере охраны и безопасности – около 10,5% от общего количества вакансий. К ней относятся вакансии: охранников, контролёров, сторожей, сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих по контракту. Основными требованиями к кандидатам: служба в ВС РФ, годность по состоянию здоровья, дисциплинированность. Работодателями являются как государственные органы, так и индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Заключение

Целью данного исследования являлось выявление факторов, влияющих на мнение молодежи о труде, а также разработка предложений по совершенствованию государственной молодежной политики в области труда. Исходя из цели были решены следующие задачи:

1. В нашем исследовании были рассмотрены такие понятие, как «труд», «трудовые отношения», «социально-трудовые отношения», «трудовые ресурсы», «рынок труда», «рабочая сила», «молодежь». Были выявлены основные проблемы занятости и трудоустройства населения Российской Федерации, рассмотрены проблемы трудовых отношений в РФ.

2. Также в данном исследовании были изучены проблемы занятости и трудоустройства молодежи. Было изучено основное законодательство, которое регулирует вопрос занятости молодежи в РФ. Особенность трудоустройства молодежи состоит в том, что, как правило, молодые люди не имеют опыта работы, трудового стажа. Это приводит к тому, что трудоустроиться в современных условиях, когда работодатель имеет жесткие требования, для молодежи достаточно сложно. В условиях социально-экономического положения страны студенты вынуждены устраиваться на работу во время обучения в учебном заведении. Связано это с финансовыми трудностями молодых людей (материальное неблагополучие, получение платного образования), также как фактор занятости студентов — это наработка стажа работы для трудоустройства по выбранной специальности после окончания ВУЗа. Школьники также работают во время учебы. Основная причина трудоустройства школьников — наличие дополнительных денег.

3. В нашем исследовании был проанализирован рынок труда в г. Комсомольске-на-Амуре. Исследование основано на изучении предложения работодателей как государственного так и частного сектора. В своём исследовании мы использовали информацию, размещенную на популярных сайтах, предлагающих трудоустройство: avito.ru, farpost.ru, komsomolsk.irr.ru, komcity.ru, а также сайт КГКУ Центра занятости населения cezan.ru.

4. Были выявлены и проанализированы проблемы занятости и трудоустройства молодежи в г. Комсомольске-на-Амуре.

Таким образом, в результате проведенных теоретических и практических исследований, мы выяснили, что молодежь в условиях рыночной системы имеет трудности, связанные с трудоустройством и занятостью. И, чтобы решить эти проблемы государству необходимо разработать ряд программ для трудоустройства молодежи (или усовершенствовать существующую).

Библиографический список:

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/problemyi-trudoustroystva-molodeji/

1. Конституция РФ

2. «Трудовой кодекс Российской Федерации» (ТК РФ) от 30.12.2001 №197-ФЗ

3. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991г. № 1032-1 (в ред. от 18.10.2007г.)

4. Информация Минтруда России «О выполнении пунктов Плана мероприятий на 2012-2013 годы по реализации Стратегии международного молодежного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 года по вопросам занятости и трудовой мобильности молодежи». — 2013.

5. Аврамова, Е. Поведение молодых специалистов на рынке труда: новые тенденции/ Е. Кулагина, Ю. Верпаховская // Человек и труд. — 2007.– №9.– С. 41-47.

6. Алимова, О. Обеспечение занятости и трудоустройства / О. Алимова // Социальное и пенсионное право: журнал. – 2009. – № 1. – С. 23.

7. Андреева, И.А. Основы государства и права / И.А. Андреева, О.Е. Кутафина. -Гл. 8, 15.

8. Бабочкин, П.И. Социально-профессиональные ориентации учащихся и факторы выбора профессии (региональный аспект) / П.И. Бабочкин, И.И. Задорожная, М.Г. Рогачева. Москва, 2001. — 65 с.

9. Бабушкина, Т., Гарсия-Исер, М. Молодежь на рынках труда и образовательных услуг / Человек и труд. 2005. № 6.

10. Бойко, Л.И. Трансформация функций высшего образования и социальные позиции студенчества. // СоцИс. – 2002. – №3. – С. 35 — 50.

11. Быданова, Е.Н. Роль государства в содействии трудоустройству молодых специалистов // Е.Н. Быданова. – Франция. – 2005.

12. Варюшин, С.В. Формирование карьерных компетенций выпускников вуза / С.В. Варюшин //: журнал. – 2010. — № 3. – С. 134-141.

13. Вебер, Э. И. Положение российской молодежи на рынке труда. — 2011.

14. Голенкова, З. Т. Трудовая занятость в регионе: социальные характерисики и тнеденции развития/ З. Т. Голенкова, Е. Д. Игитханян, И. М. Орехова., Ю. В.Черевко. — С. 168-183.

15. Голиусова, Ю. В. Современная молодежь: образование, труд и занятость/ Ю. В Голиусова// монография. — 2012. — 137 с.

16. Голиусова, Ю. В. Молодежь России: отношение к труду и занятости в условиях трансформации социально-экономической структуры российского общества// Модернизация социальной структуры российского общества / Отв. ред. З.Т. Голенкова. — М.: Институт социологии РАН, 2008. С. 261-270.

17. Гринберг, А. Старшеклассники перед выбором/ А. Гринберг// Человек и труд.– 2007.– №9.– С. 21-23

18. Громов, И.А. Молодежь в обществе/ И. А. Громов, С. Н. Иконникова., В. Т. Лисовский// Человек и общество: социальные проблемы молодежи: учен. записки. — 1969.- Вып. 6.- С. 8

19. Гурова, И.Г. Вторичная занятость студентов как способ их социальной адаптации в условиях трансформации российского общества // Известия // Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. — 2011. — №3. – С. 2.

20. Демченко, А.Р. Сравнительный анализ подготовки учащихся молодежи к занятости на рынке в США и в России / А.Р. Демченко // Образование и саморазвитие: журнал. – 2010. — № 6. – С. 209-215.

21. Демьяновская, О. Выход школьников на рынок труда/ О. Демьяновская// Человек и труд.– 2008.– №4.– С. 35-42.

22. Долгова, А. Полная и эффективная занятость молодежи – условие повышения конкурентоспособности страны/ А. Долгова, И. Жукова// Человек и труд.– 2007.– №8.– С. 38-41

23. Дубова, О., Рахматуллина, З., Маслова, И. Роль службы занятости в профессиональном самоопределении молодежи // Человек и труд. 2007. № 1. – С. 11-13.

24. Дунаева Н. Молодежь на рынке труда // Вопросы экономики. 1998., №1. С. 38–44.

25. Жук, Ю.В. Студенчество и его социальная роль в обществе // Виват, Академия. 2005. – С. 5-6.

26. Запарий, В. В. Социологический анализ трансформации социально-культурных ценностей и гендерных стереотипов студентов/ В. В. Запарий, А. П. Коробейникова//Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. — 2011. — №4.

27. Зеленков, С. Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи// Народное образование.– 2007.– №6.– С. 239–242

28. Здравлмыслов, А. Г. Человек и егор работа в СССР и после: Учебное пособие для вузов/ А.Г. Здравомыслов, В. А. Ядов. — М. — 2003. — 485 с.

29. Ищенко, Т.В. Место студенчества в социальной структуре общества // СОЦИС. 2007. №2.

30. Карпенченко, Т. Выпускники вузов и рынок труда / Т. Карпенченко // Абитуриент: журнал. – 2010. — № 5. – С. 22-27.

31. Карпухин, О. И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения [Электронный ресурс] / О. И. Карпухин. – Режим доступа: http://studlib.ru/article/a-84.html . 2006.

32. Кокин, А.Б. Студенчество как социальная группа, современные социально-психологические представления о студенчестве // под ред. Волохонской М. С., Микляевой А. В. // Материалы II Всероссийской научно-практической (заочной) конференции. — МО: СВИВТ, 2012. — С. 129-135.

33. Колодяжный, В Трудовая занятость молодежи в контексте городских приоритетов/ В. Колодяжный// Народное образование.– 2007.– №6.– С. 13–19

34. Кон, И.С. Молодежь // Философский энциклопед. словарь. 2-е изд. / ред. кол.: Аверинцев С.С. и др.- М.- 1989. — 375 с.

35. Кононова, И. Молодежь на рынке труда // Человеческие ресурсы. 1999. №2. 2 С. 43–49.

36. Косалс, Л.Я., Рывкина Р.В., Симагин Ю.А. Рыночные реформы глазами разных поколений // Мировая экономика и международные отношения. — 2006. -№7.

37. Койшина, Е. К. Опыт мониторинга реализации молодёжной политики в северном городе/ Е.К Койшина// Социологические исследования — 2007.- №8.- С. 121-124.

38. Кривошеев, В. Приоритеты активной политики занятости // Человеческие ресурсы. 1998, №4. С. 21–23.

39. Курапова О.А. Проблемы социальной адаптации молодежи к современным условиям рынка труда / http://www.SCTаvolsu.ru

40. Лисовский, В.Т. Эскиз к портрету: жизненные планы молодежи. — М. -1962. — С. 7.

41. Мурзаева, Е. С. Государственная политика в области обеспечения занятости молодежи: институциональный аспект/ Е. С. Мурзаева// Человек. Сообщество. Управление. — 2012. — №2. — С. 130-139.

42. О направлениях государственной политики по содействию в трудоустройстве выпускников вузов / Н.В. Локтюхина // Право и образование: журнал. – 2009. – № 11. – С. 32-39.

43. Раковская О.А. Социальные ориентиры молодежи. – М., 1993. – 191 с.

44. Рофе, А. О содержании понятий «трудовые ресурсы» и «рабочая сила» // Человек и труд.- 1997.- № 3.- С. 23 — 25.

45. Семенов, В. В. Ценностные ориентации современной молодежи/ В. В. Семенов// Социологические исследования — 2007. — №4. — С. 37-43.

46. Сорокина, Н.Д. Перемены в образовании и динамика жизненных стратегий студентов//СОЦИС, № 10. С. 56-74.

47. Труд и дети – новые отношения// Народное образование.– 2007.– №6. –С. 235–238

48. Тюленева, Н. А. Современные проблемы формирования социально-трудовых отношений/ Н. А. Тюленева// Экономические науки. — 2006. — С. 198-206

49. Хагур, Ф. Р. Труд и его социальные аспекты в контексте научного знания/ Ф. Р. Хагур// Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. — 2013. — №4. — С. 1-16.

50. Храчева, И. В. Проблемы социально-трудовых отношений в современной России. — М. — 2011. — С. 10-12

51. Ядов, В. Современное состояние трудовых отношений в России/ В. Ядов// Институт социологии РАН. — 2003. — №3