Юридична деонтологія (Скакун). Юридическая деонтология. УчебникО. Ф. Скакун, Н. И. Овчаренко

Курсовая работа
Название
Анкор Юридична деонтологія (Скакун).pdf
Дата 28.11.2017
Размер 1.05 Mb.
Формат файла Юридична деонтологія (Скакун).</p data-lazy-src=
Имя файла Юридична деонтологія (Скакун) .pdf
Тип

#10509

страница 16 из 24

182 2. конкретной регуляции жизни, деятельности и отношений граждан, групп, классов, наций, государств (субъектов политики).

Политика — это отношения и деятельность по поводу власти, в основе которой находятся интересы (воля) определенных общественных групп.

Политическая

деятельность

Политическая власть

Условием успешной политической деятельности является овладение политической культурой.

Политическая культура

(статический аспект); характер и способ участия в политической жизни (динамический аспект).

Политическая культура определяет и предписывает нормы поведения и «правила» игры в политической сфере, придает ей целостность и интегрированность.

Политическая культура представляет собой систематизированные знания и опыт в политической сфере деятельности, восприятие, усвоение и претворение в жизнь системы политических ценностей (политическая свобода, демократия, политические права личности и др.) субъектов политической жизни. Основные субъекты политической жизни

  • личность, группа, общество.

Виды политической культуры по субъектам

  • политическая культура общества;
  • политическая культура личности;
  • политическая культура группы и другие (класс, нация, этническая группа — субъекты политики).

183

Политическая культура общества

Политическая культура общества включает политические ориентации и установки разных групп людей в отношении существующей социально-экономической системы, политические принципы взаимоотношений человека, общества, государства. В политическую культуру входят приобретенные обществом ценности по созданию государственности, их развитию, защите и сохранению.

Политическая культура личности

Характер политических ориентаций личности (истинные или ложные знания о политических объектах; эмоциональная связь с политическими явлениями; суждения и мнения о политических объектах, требующих применения к ним оценочных критериев), а также ее политических нормативных установок определяется господствующими в обществе фундаментальными взглядами на человека, общество и мир в целом.

В отличие от политического сознания, отражающего всю совокупность существующих в политике ее идейных образований, политическая культура связана только с наиболее устойчивыми, внутренне значимыми для личности воззрениями.

ценностные ориентации

оценочные суждения

184

политического субъекта, осознающего свой гражданский долг и соединяющего внутренне значимые идеи (свобода, равенство, справедливость, достоинство и др.) с пониманием реальных средств их осуществления в конкретной политической системе, при определенном политическом режиме. Одно и то же явление, осмысленное личностью через разные ценностные ориентации, может сильно изменить ее значение и роль в политической жизни. Так, пренебрежительное или уважительное отношение к государственному флагу — показатель наличия противоположных политических культур личности.

Поскольку юрист — личность, входящая в сообщество своих коллег, он обладает индивидуальной политической культурой, на которую воздействуют в той или иной степени культуры юридического сообщества, внутригосударственного общества в целом и международного сообщества.

§ 2. Политическая культура юриста:

понятие, структура

Политическая культура юриста

политическая культура юриста

Политическая культура юриста выражает меру освоения общезначимых образов политической деятельности и уровень овладения политическими нормами-идеями

(мировоззренческими нормами) и нормами-реалиями (нормами практической политики), признаваемыми в обществе и государстве.

Содержание политической культуры юриста

185

представителя государственной власти, а также его политическую активность, формы и разновидности политического поведения.

Юрист, оставаясь в рамках своей профессии, обязан обслуживать конституционные основы общественного строя и действующий закон. Юрист вправе критиковать существующие недостатки и нарушения с позиции закона и используя правовые возможности и средства. Объявление же государства и общества криминальными, рассуждения о системном кризисе, антинародном характере власти, разумеются и должны допускаться в демократическом обществе. Но высказываться они должны не с позиций профессиональной деятельности юриста, а в рамках деятельности политика.

Нельзя представить себе юриста без твердых гражданских установок. Юрист обязан быть патриотом своей Отчизны, служить обществу, руководствуясь законом, быть убежденным в целесообразности и необходимости основополагающих принципов демократического, социального, правового государства .

Каждый юрист имеет собственный вариант политической культуры, Юристы-практики

являются

не

сторонними

наблюдателями,

а

действительными творцами национальной политики.

Конституция в значительной степени состоит из норм, которые непосредственно регулируют политические отношения властвования. Голосование за ту или иную партию на выборах в Верховную Раду — показатель определенных политических симпатий.

Политические действия юристов обязаны быть легальными, т.е. соответствующими закону. Юристы должны умело пользоваться всеми мировыми политическим ценностями, политическими принципами и нормами, получившими законодательное закрепление в его стране: гласностью, демократией, политическим плюрализмом, и др. Иное дело — необходимость юриста стремиться быть выше своих собственных амбиций и политических пристрастий при рассмотрении юридических дел.

Политическая культура юриста включает следующие элементы

186 1. овладение политическими знаниями, широкая информированность о политической жизни общества, о закономерностях функционирования политической системы, о политических правах и обязанностях граждан;

2. умение претворить политическую информированность в собственный вариант политической культуры, который сообразуется с политическим режимом и культурой общества, сформировать отношение к властным структурам, выработать стойкие политические ориентации и установки;

3. умение пользоваться политическими достижениями в обществе, ценностными принципами и нормами: гласностью, демократией, политическим плюрализмом, политическими правами и свободами, не нарушая касающихся его профессии норм

Конституции и законов о запрещении политической деятельности (неучастии в общественных объединениях, преследующих политические цели).

Степень освоения политических знаний

политической ориентации

реализацию политической власти

§ 3. Уровни политической культуры юриста.

Субкультура работников юридического труда

Было бы неправильно сводить политическую культуру юриста-практика исключительно к политическим воззрениям, раскрывающим его отношение к государству, партиям, общественно-политическим движениям, методам управления и др. Свое отношение к политическим явлениям и процессам юрист соотносит прежде всего со своим отношением к праву и закону, а также с другими мировоззренческими позициями.

многоуровневое явление

где уровни следующие

1.мировоззренческие ориентации;

2.отношение к власти;

3.отношение к собственно политическим явлениям

Рассмотрим каждый из этих уровней.

Мировоззренческие ориентации

187

или атеистических, национальных или интернациональных, конфронтационных или консенсусных, прагматических или идеалистических и др. Этот уровень социально- культурных ориентаций есть общеродовой источник культурной активности человека, , ценностей и ориентиров общекультурного характера.

Как правило, он обладает наибольшей инертностью среди иных уровней политической культуры юриста.

Отношение к власти

Работник юридического труда формирует свою оценку власти, ее способностей и пределов в издании законов, принуждении к их исполнению и т.п., на основе более глубоких знаний, чем неюридический работник, и именно на этой профессионально- правовой основе вырабатывает свое отношение как гражданина (а не как должностного лица) к своим политическим правам и обязанностям. Здесь юрист выступает как субъект

(носитель) политики, для которого, с одной стороны, политические и правовые нормы есть средство политических оценок социальных явлений и процессов, а с другой, закрепляют необходимое поведение в отношении к конкретной политической ситуации.

Политические нормы предусматривают и ответственность субъектов политики за их нарушение. Особенность политической ответственности состоит в том, что она наступает за виновные деяния, а не за политический недосмотр, неосторожность, нерешительность и др. Видами политической ответственности могут быть осуждение, отставка, лишение доверия, отзыв (напр., депутата-юриста, избранного в парламент).

Уровень гражданских представлений юриста есть центр, ядро его

политической культуры

188

его политические взгляды. И нередко, сформировавшийся концептуальный подход к власти вступает в его сознании в конфликт с профессионально-служебными обязанностями. Здесь следует сделать выбор: либо служебная карьера, либо политическая, если политическая активность юриста довольно высока (напр., руководство партией, баллотирование кандидатом в депутаты).

отношение юриста к различным собственно политическим

явлениям : государственной политике, межгосударственным связям, вплоть до отношения к себе как к субъекту политической власти. Этот уровень определяется первыми двумя и особенно вторым уровнем и предполагает реальное включение юриста во все государственные и общественные дела, преодоление разрыва между общими и личными интересами, повышением активности во всех сферах общественной жизни.

На каждом из уровней идет формирование ценностных ориентаций юриста, которые влияют на формы и разновидности его политического поведения. Каждый уровень политической культуры юриста может содержать как прогрессивные, так и регрессивные элементы, включать элементы самой противоположной направленности.

Важно, чтобы политическая культура юриста была ориентирована на самоценность личности, неприкосновенность и гарантии ее гражданских прав.

определенной субкультурой

Субкультура работников юридического труда —

189

§ 4. Принцип политического плюрализма

и

некоторых работников юридического труда

Политический плюрализм

Принцип политического плюрализма, закрепленный в ст.15 Конституции Украины, означает признание законными все общественные интересы и гарантирование условий для их представления в структурах власти. В процессе конкурентного взаимодействия различных политических интересов с помощью компромиссов достигается их равновесие, баланс. Разногласия рассматриваются как необходимый и желательный фактор общественного обновления и разрешаются по общепризнанным правилам: отказ от насилия, толерантность к оппонентам, поиск консенсуса, готовность к компромиссам, уважение закона, прав личности, принципов демократии.

Различают стили политического взаимодействия

конфронтационные

толерантные

При толерантном стиле политического взаимодействия разногласия рассматриваются как необходимый и желательный фактор общественного обновления и разрешаются по общепризнанным правилам: отказ от насилия, терпимость к оппонентам, поиск консенсуса, готовность к компромиссам, уважение закона, прав личности, принципов демократии. Толерантный стиль политического взаимодействия — воплощение принципа политического плюрализма. Его цель — политическое согласие и консенсус.

Работник юридического труда должен руководствоваться этим принципом в процессе своей профессиональной деятельности: он не может отказывать в обслуживании клиента по политическим соображениям, проявлять предвзятость к подследственному, подсудимому из-за негативного отношения к его политической позиции, противоположной его собственной.

190

Юрист-практик, как и все граждане, независимо от сферы деятельности и занимаемой должности, может и должен иметь политические взгляды, занимать определенную политическую позицию, быть сторонником политической платформы любой политической партии или движения.

Политическая партия

Любое ограничение прав и возможностей личности юриста в самостоятельной переработке общественного богатства, ценностного освоения общественного опыта уменьшает роль политической культуры и в его поведении, и в политической жизни общества. Поэтому в ст.35 Конституции Украины записано: «Каждый имеет право на свободу мировоззрения». Эта статья соответствует ст.19 «Всеобщей декларации прав человека» 1948 года: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их».

Однако если гражданам Украины дано право свободно объединяться в политические партии и общественные организации для осуществления и защиты своих прав и свобод и удовлетворения политических и иных интересов (за исключением ограничений, установленных законом в интересах национальной безопасности и общественного порядка, охраны здоровья населения или защиты прав и свобод других людей), то не все категории работников юридического труда могут пользоваться этим право Определенным категориям работников юридического труда (судьям, следователям милиции и службы безопасности) законодательно запрещено , принадлежность к политическим партиям. Они могут сочувствовать программам любых партий (в мыслях), но не состоять в них (в действиях).

Эта внепартийность является формальной, государственно-обязательной, легальной

(узаконенной).

191

В соответствии со ст.127 Конституции Украины профессиональным судьям запрещена принадлежность к политическим партиям и профсоюзам, участие в политической деятельности, получение представительного мандата.

Ст.6. Закона Украины «О Службе безопасности Украины» от 25.03.1992 года имеет заголовок «Внепартийность Службы безопасности Украины» и такое содержание:

«Использование Службы безопасности Украины в партийных, групповых либо личных интересах не допускается. Деятельность партий, движений и других общественных объединений, преследующих политические цели, в Службе безопасности Украины запрещается. На период службы или работы по трудовому договору членство сотрудников

Службы безопасности Украины в таких объединениях приостанавливается. Как исключение, разрешается членство работников, заключивших трудовой договор со

Службой безопасности Украины, в профессиональных союзах».

Согласно ст.18 Закона Украины «О милиции» от 20.12.1990 года работникам милиции запрещается быть членами политических партий, движений и других общественных организаций, имеющих политическую цель, а также организовывать забастовки или принимать в них участие. Работник милиции, являющийся народным депутатом, должен оставить службу в органах внутренних дел и перейти на постоянную работу в Совет народных депутатов.

Однако это не исключает иной (внепартийной) политической деятельности работников органов прокуратуры, суда, милиции, службы безопасности.

Политическая деятельность юриста-практика

политического участия

Приобщение к процессам политико-властных отношений происходит в следующих формах:

  • участие в выборах;
  • участие в референдумах;
  • участие в контроле за деятельностью политических лидеров и институтов;
  • участие в политических митингах, собраниях, манифестациях;
  • участие в получении и передаче политической информации;
  • участие в политических партиях и движениях, общественных объединениях и др.);

политического функционирования —

Политическое участие

  • ведение политической агитации, влияние (давление) на органы власти, чтобы принудить реализовать требуемое;
  • лоббирование законопроектов, заявление протеста;
  • поддержка соответствующих решений, выступления в средствах массовой информации и перед гражданами.

По масштабу политическое участие осуществляется на уровне местной, региональной, общегосударственной или международной политики. Наиболее благоприятные условия для политического участия создают демократия, гласность и правовое государство.

Политическое функционирование

  • лидерство в партии (ныне лидеры многих политических партий — юристы);
  • занятие ответственных должностей в управленческом аппарате и т.п.

Политическая деятельность, как правило, должна происходить вне

государственных предприятий, организаций, учреждений.

Прошло то время (СССР), когда господствующей была однопартийная система

(Коммунистическая партия) с ее жесткими условиями членства, конфрантационностью по отношению к инакомыслящим, различными требованиями к руководящим и рядовым членам партии, строгим отбором вновь поступающих в ее ряды из определенных социальных и национальных групп. Коммунистическая партия пронизывала всю структуру государственной власти: ее ячейки (во главе с парткомами) находились во всех государственных органах, учреждениях, предприятиях, организациях — снизу доверху.

Ныне утвердился принцип политического плюрализма, многопартийности; партии стали добровольными объединениями парламентского типа, их функции приобрели новое качественное содержание; их деятельность выведена за пределы всех государственных

193

«Не допускается создание

и деятельность организационных структур политических партий в органах

исполнительной и судебной власти и исполнительных органах местного самоуправления,

воинских формированиях, а также на государственных предприятиях, в учебных

заведениях и других государственных учреждениях и организациях».

§ 5. Общественные объединения юристов

Мера включенности юриста в политическую деятельность определяется тем, насколько он использует достижения демократии, комплекс конституционных и законных правил и процедур, дающих возможность народу сформировать свое правительство (законодательную и исполнительную власть) и одновременно препятствовать правительству использовать власть против народа. Наличие различного рода общественных объединений, которые существуют вне воли правительства, является заслоном против тотальной зависимости всех и каждого от правительства, правящей элиты. Именно они не дают возможности правящей элите узурпировать власть навсегда или использовать ее против своего народа.

Участие работников юридического труда в профессиональных объединениях позволяет им тесно сотрудничать с правительственными структурами и тем самым способствовать эффективности функционирования всего общества. Деятельность таких общественных организаций является автономной от правительства, однако правительство определяет правила их существования через законодательство, регулирующее порядок их образования и деятельности. Основным законом в этой сфере является Закон «Об объединениях граждан» от 16.06.1992 года.

Профессиональных общественных объединений в Украине немало: это молодежные, женские, ветеранские организации, профессиональные союзы, творческие союзы писателей, журналистов, театральных деятелей и др. Среди общественных объединений юристов необходимо назвать Союз юристов Украины, Ассоциацию украинских правоведов, Украинскую правнычу фундацию. Кроме того, крупной

194

общественной организацией является Союз адвокатов и др. Каждая из организаций состоит из единомышленников, имеет определенную организационную структуру, цели и задачи деятельности.

Союз юристов Украины

14.04.1991 года (устав зарегистрирован 24.06.1991).

Главная цель Союза юристов Украины

Для достижения цели объединения юристов в добровольное сообщество единомышленников, стоящих на страже законности и правопорядка, Союз юристов

Украины поставил такие задачи:

1. способствовать созданию необходимых условий для активной профессиональной и общественной деятельности своих членов;

2. принимать участие в совершенствовании действующего законодательства;

3. принимать меры по укреплению связей между юридической наукой, образованием и практикой;

4. пропагандировать действующее законодательство;

5. издавать юридическую литературу, осуществлять правовую консультационную деятельность;

6. способствовать развитию международного сотрудничества юристов Украины с юристами других стран, национальными и международными организациями юристов и др.

Ассоциация украинских правоведов, Цель Ассоциации украинских правоведов, Ее основные задачи

1. возрождение украинской школы права;

2. экспертиза действующего законодательства;

195 3. распространение правовых знаний среди населения;

4. повышение правовой культуры украинских парламентариев;

5. защита личных и профессиональных интересов юристов;

6. установление и развитие международных контактов и др.

Украинская правовая фундация (Українська правнича фундація)

  • всеукраинский благотворительный фонд (организация) создан 1.05.1992 года по инициативе украинских и иностранных юристов при материальной поддержке Джорджа

Сорроса и фонда Карла Поппера с целью помощи и содействию в построении в Украине правового государства, реформирования правовой системы и утверждения принципа верховенства права, создания современной системы законодательства, возрождения украинской школы права, поднятия престижа профессии юриста, развития научной и образовательной деятельности в области права и др.

Основные задачи и направления деятельности Украинской правовой фундации:

1.содействие законодательному процессу в Украине, оказание помощи в осуществлении кодификационной работы (формирование Конституции, гражданского, уголовного, административного и других кодексов);

2. содействие проведению реформы в системе юридического образования, создание

Украинского Центра правовых студий;

3. содействие распространению юридических знаний среди населения, поднятие правовой информированности общества и юридического сознания граждан;

4. основание национального издательства юридической литературы и публичной правовой библиотеки;

5. создание Центра прав человека;

6. содействие проведению судебной реформы в Украине;

7. установление международных контактов и проведение международных симпозиумов и научных конференций по проблемам права;

8. содействие открытию Центра информации и документации Совета Европы в Украине и др.

Украинский центр

прав человека, Украинский центр правовых студий

традицию «Открытия года права»


Подборка по базе: , 2 этика и деонтология.docx , Лекция 1. Врачебная этика и медицинская деонтология.docx , Курсовая работа Юридическая ответственность Морской Г.А..doc , этика и деонтология.docx , Левитан К.М. — Юридическая педагогика.pdf , МР по контр.раб. Юридическая служба в организации. 2017 сп.pdf , Толганова. неонатологиядағы этика мен деонтология..ppt , 1. понятие, классификация и функции юридической науки. Юридическ , Реферат Юридическая Политология.docx


Глава 5.

Политическая культура юриста

§ 1. Политическая культура и ее виды

В основе политической культуры находится термин «политика» (от гр. «politike» — государственная деятельность), который получил распространение под влиянием трактата древнегреческого мыслителя Аристотеля о государстве, правлении и правительстве, названного им «Политика». Аристотель исходил из того, что политика — искусство управления государством, та сфера публичных интересов разных групп населения, которая связана с решением задач управления общими делами и единением общества. Во все времена вопрос о политике рассматривался в единстве с вопросами о власти и государстве.

Политика — система определенных общественных отношений и взаимодействия социальных групп, классов, наций, государств, направленных на реализацию своих интересов (воли) в борьбе за политическую власть, ее удержание и осуществление.

Политика — это система отношений, включающая согласование, подчинение, господство, конфликты и борьбу между классами, группами и людьми (внутренняя политика), государствами (внешняя политика).

Как важный фактор общественно-исторического процесса, политика осуществляет такие функции:

1. общей организационной основы общества;