Первый этап разработки — проведение темы в родственных тональностях (a-moll, e-moll, C-dur).
Далее включается круг далеких тональностей (B-dur, Es-dur).
Это — второй этап. Перед репризой мы видим яркий предыктовый момент, оформленный как бесконечный канон.
Начало репризы — кульминация фуги. Возвращается главная тональность, тема проводится стреттно. Реприза в определенной степени является синтезом, повторяя весь материал (кроме противосложений) и этапы становления пьесы, В ней есть интермедия (каноническая секвенция), бесконечный канон и — в конце — островок далекой тональности (As-dur).
Фуга e-moll. Схема.
Первая тема фуги напоминает русскую протяжную песню, неторопливую, печальную.
Ответ доминантовый, реальный. В первом противосложении появляется стонущая интонация, подчеркивающая скорбный характер темы. Она сохраняется на протяжении всей фуги и особенно остро звучит в кульминации.
Экспозиция фуги — классическая. Заметим, что в ней практически отсутствуют интермедии.
Разработка 1-й темы ограничивается ее проведением в родственных тональностях (G-dur, D-dur) и двумя проведениями более далеких (C-dur, F-dur).
Далее вступает вторая тема (h-moll):
Она более подвижна, активна ритмически, но интонационно достаточно близка первой теме (выделим, например, интонацию во 2-м такте первой темы, совпадающую с 1-м тактом 2-й темы).
Эта тема также имеет нормативную экспозицию и заканчивается интермедией
(канонической секвенцией).
Разработка 2-й темы сразу начинается с далекой тональности (d-moll); далее следуют a-moll, c-moll, g-moll. Интермедия — каноническая секвенция — приводит к репризе, начало которой, как это часто бывает у Шостаковича, является кульминацией пьесы (динамической, регистровой, фактурной и смысловой).
Далеко не вся реприза посвящена совместным проведениям обеих тем. Значительное место в ней занимают проведения одной (2-й) темы, стретгные и не стреттные, на фоне которых дана еще одна кульминация — звучание стонущих интонаций противосложения в удвоении.
В заключение отметим, что в противоположность Хиндемиту, у которого все фуги цикла трехголосны, у Шостаковича число голосов в фугах колеблется от двух до пяти.
И.С. Бах «Хорошо темперированный клавир» том 2 Фуга dis-moll
... фуга, и собственно клавирная фуга, всегда находилась в центре его внимания. Усиленной работой над клавирной фугой отмечены важнейшие этапы творческой жизни композитора. I том прелюдий и фуг "ХТК" ... 2) подчиненные принципу старинной двухчастности (например, прелюдии es-moll, g-moll). Фуги Фуги также свидетельствуют о неисчерпаемой творческой фантазии Баха. ... материала, фигурационная разработка одного ...
Родион Щедрин. 24 прелюдии и фуги
Для Щедрина полифония — естественный способ мышления. Все его творчество можно считать примером последовательного контрапунктического стиля. Полифонические приемы изложения и развития музыкального материала составляют основу каждого произведения композитора, выполняя в них важную формообразующую роль.
Появление цикла «24 прелюдии и фуги» было обусловлено не только большим интересом Щедрина к творчеству Баха и мастеров-полифонистов добаховской эпохи, но всем историческим процессом развития мировой музыкальной культуры.
Сборник «24 прелюдии и фуги» Щедрина состоит из двух томов. Первый написан в диезных тональностях, второй — в бемольных. По времени создания их разделяет несколько лет (1965—1970), поэтому вполне объяснимы некоторые различия образного строя, связанные с общим направлением творчества композитора в годы создания первого и второго томов.
Диезные прелюдии и фуги написаны примерно в одно время с многокрасочным, полным остроумия и блеска концертом для оркестра «Озорные частушки» и оперой «Не только любовь», где тонкий юмор сочетается с удивительной поэтичностью и лиризмом, а образы колоритны и метки. Вероятно, поэтому и в фугах мы наблюдаем образную яркость, конкретность, театральность с большой долей юмора. Драматических фуг здесь немного (фуги си минор, фа-диез минор и соль-диез минор).
Во втором томе ясно ощутима тенденция к драматизации и преобладанию иных образных сфер — мягкого сокровенного лиризма, трагедийного пафоса, философского раздумья. Своеобразный взгляд на жизнь, стремление к более глубокому ее отражению наблюдается в «Поэтории» и оратории «Ленин в сердце народном». В них, как и в созданных в то же время бемольных фугах, Щедрин по-новому, с обобщающей широтой поставил важные жизненные проблемы. В этих же произведениях гораздо полнее раскрылось и лирико-драматическое дарование композитора.
Однако при различиях в характере и образном строе прелюдий и фуг весь цикл воспринимается как целостное произведение, в котором второй том — естественное продолжение первого.
Цикл Щедрина, с одной стороны, сходен с циклом Шостаковича: это 24 фуги с прелюдиями, тональная последовательность которых определяется движением по квинтовому кругу; с другой стороны, есть явное сходство с идеей симметрии Хиндемита: последний «малый цикл» (прелюдия и фуга № 24) является инверсией первого (C-dur’ногo).
Общая драматургическая идея цикла — чередование контрастных по языку, особенностям жанра, образному строю, структуре и контрапунктической технике композиций. Отметим, что прелюдии, так же, как и фуги, часто полифоничны и представляют собой каноны, инвенции, бассо остинато, иногда в прелюдиях предвосхищаются интонации темы фуги (например, в прелюдиях E-dur, Es-dur, f-moll).
Что касается тем фуг, то здесь заметно расширение типа тематического материала, пригодного для фуги. Если у Шостаковича при всем разнообразии тематизма все темы полифоничны, то у Щедрина почти ни одна тема не удовлетворяет привычным нормам полифонического тематизма.
Сочинение в котором щедрин продолжил традиции баха
... "Озорные частушке" (1963) - сочинение, в котором Щедрин обращается к жанру, чрезвычайно актуальному в России. Опера "Не только любовь" ... прелюдии используется прием "настройка оркестра". Форма - сквозная. Есть серийность. ! Портативность + Монтажность = форма Щедрина по Щедрину. ! Второй фортепианный концерт (1966); посвящен жене. Концерт, который представляет вершину новаторства Щедрина ...
Особенно выделяются своей новизной темы-инструментальные речитативы. Они достигают 20-ти и более тактов, имеют особый характер развития и внутренне законченны (f-moll, es-moll).
Большая группа тем тяготеет к жанру токкаты (A-dur, gis-moll), некоторые темы представляют собой целый этюд (Es-dur).
Есть темы, которые заставляют вспомнить о национальных истоках (a-moll — плач, G-dur — частушка).
Наконец, ряд тем можно определить как конструктивные, жанрово индифферентные (C-dur, D-dur).
Многим темам свойственна структурная четкость благодаря повторению ритмической ячейки с различными изменениями мелодического рисунка (фуги C-dur, h-moll, fis-moll, g-moll).
Звуковой состав большинства тем тяготеет к двенадцатитоновости. Они включают в себя сложную хроматику и ближе в этом плане к Хиндемиту.
Фуга f-moll (речитатив)
Развитие тем в фугах порой достаточно традиционно (это инверсия, ракоход, увеличение, стреттные имитации), но порой ново и своеобразно. В некоторых случаях изменяются интонации темы при сохранении ритмической основы (C-dur, cis-moll).
Щедрин позволяет себе интонационно варьировать, менять тему, но сохраняет ритм. Вообще ритмическая сторона имеет для композитора огромное значение, так как она связана с комплементарностью голосов фактуры. Порой ритмическое однообразие темы рождает необходимость в теме-спутнике, и фуга становится двойной (e-moll).
Ответы в фугах Щедрина встречаются как традиционные (кварто — квинтовые), так и нетрадиционные: в септиму (As-dur), тритон (g-moll), терцию (h-moll).
Задача ответа — дополнение звукового состава пары тема — ответ до двенадцатитоновой шкалы. Часто имитирующий голос вводится с большим регистровым разрывом; иногда уже в ответе звучит вариант темы — увеличение (Es-dur), мелодическое варьирование (C-dur, F-dur).
Противосложения в основном выполняют функцию комплементарного дополнения; они заполняют моменты пауз и выдержанных звуков соответствующей ритмической пульсацией. Иногда они представляют собой достаточно выраженные мелодии, но чаще это сонорное окружение темы.
Очень важным формообразующим пластом являются интермедии. Часто они фактурно контрастируют теме и противосложениям и играют роль главного драматургического элемента формы. Именно благодаря интермедиям стало возможным обозначить грани композиции, а при их повторении возникает определенная структура фуги (рондальная, куплетная с припевом и т. п.).
Что касается форм фуг Щедрина, то здесь можно отметить их разнообразие, индивидуальность, но всегда четкость и определенность. Встречаются фуги с чертами сонатности (G-dur), трехчастные (C-dur, h-moll, Des-dur), с использованием формы канона (Es-dur), фуги на хорал (B-dur) и другие. Нашла у Щедрина отражение и свойственная русской песенной традиции куплетно-вариационная форма с припевом. Функцию куплета выполняют проведения темы, припева — интермедия (фуга а-moll).
Предлагаем более подробный разбор двух фуг: C-dur и a-moll.
Схема фуги C-dur.
Фуга C-dur одна из немногих, где нет интермедий. Тема ее, как уже отмечалось, — конструктивная, жанрово не окрашенная. Она состоит из четырех проведений однотактового мотива, содержащего внутренний контраст крупных и мелких длительностей. При проведениях мотив варьирует высоту и интервалику.
Работа над полифонией
... изменённом виде, тему -- короткую мелодию, проходящую через всю фугу Полифония может быть подголосочной, контрастной, имитационной. Подголосочная полифония свойственна славянской музыке, в произведениях этого типа легко отличить ... Дунае» в обработке С. Ляховицкой и Л. Баренбойма, И.Хуторянский «Маленький канон» (d-moll), русская народная песня « Ах, ты, зимушка» в обработке И. Берковича. В ...
Развивается тема звуковысотно, проходя от разных звуков, и варьируется мелодически, сохраняя ритм. Уже в ответе мы видим такой вариант:
C-dur, такты 5-8.
В целом фуга построена как бы по классическим канонам: традиционная экспозиция с кварто — квинтовым соотношением тем (С — G ~ С), затем — разработка, где тема проводится от звуков dis, f, gis. В разработке появляется новое противосложение, основанной на быстрой части темы, благодаря чему возникает эффект непрерывного имитирования:
C-dur, такт 13
Реприза вновь возвращается к высоте С. Она состоит из трехголосного стреттного проведения темы с прямым восходящим порядком вступления голосов.
Схема фуги a-moll.
Тема фуги имеет фольклорную основу: это мелодия-плач с характерными хроматическими интонациями, спускающимися от квинтового тона к основному. Развивается тема тонально и вариантно: несколько раз композитор дает ее инверсию, два раза — ракоход; кроме того, сразу после экспозиции начинается ее стреттное имитирование, длящееся до конца фуги. Композиция здесь также имеет отношение к фольклорным истокам. Она представляет собой вариационно-куплетную форму (4 куплета) с припевом. Роль припева выполняет гомофонная интермедия с характерной каденцией. Она очень четко разделяет куплеты, которые раз от раза увеличиваются:
Фуга a-moll, такты 11-13
Из разделов фуги достаточно традиционна только экспозиция с кварто-квинтовым соотношением проведений темы (а — е — а).
Остальные разделы-куплеты имеют развивающий характер, благодаря стреттной работе и изменению высотных позиций темы. Хоральный рефрен, завершающий фугу, воспринимается как послесловие.
В целом, «24 прелюдии и фуги» — большая и серьезная работа Родиона Щедрина. В этом произведении композитор выступает как продолжатель национальных традиций русской музыки. Ведь почти все русские композиторы-классики в своем творчестве обращались к полифоническим формам и полифоническому способу развития музыкального материала, связывая его с особенностями русского народного музыкального творчества. Развивая в современных условиях традиции классической западноевропейской и русской полифонии, композитор наполняет свои произведения новым содержанием, воплощая эмоции и ритмы окружающей нас жизни, ее яркие контрасты и активный динамизм.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/polifoniya-v-tvorchestve-schurovskiy-kanon/
1. Бергер Л. Контрапунктический принцип композиции в творчестве Хиндемита и его цикл «Игра тональностей» // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. — М., 1971, с. 187 — 221,
2. Вязкова Е., Гервер Л., Скворцова Л., Сниткова И, Полифония. Учебные задания и методические рекомендации для исполнительских факультетов заочного отделения. — М., 1990.
3. Григорьев С, Мюллер Т. Учебник полифонии. — М., 1965.
4. Должанский А. 24 прелюдии и фуги Шостаковича. — Л., 1970.
5. Евдокимова Ю., Протопопов В. История полифонии в 5-ти томах. — М., 1982-1987.
Фортепианное творчество польского композитора Ф. Шопена
... музыку. Одним из жанров в творчестве композитора был фортепианный концерт. Концерт для фортепиано № 2 фа-минор – одно из ранних произведений Шопена, в котором воплотились, однако, ... известных тональностей были написаны прелюдии и фуга. Основной принцип последования прелюдий в цикле Шопена – контрастность образов, но в некоторых случаях несколько прелюдий связываются единым образным стержнем. ...
6. Захарова О. Риторика и западноевропейская музыка XVII —
первой половины XVIII века. — М., 1983.
7. Кручина Л. Эволюция фуги. — Воронеж, 1998.
8. Лихачева И. 24 прелюдии и фуги Щедрина. — М., 1985.
9- Носина В. Символика музыки И. С. Баха и ее интерпретация в Хорошо темперированном клавире. — М., 1991.
10. Протопопов В. История полифонии в ее важнейших проявлениях. — М., 1965.
11. Протопопов В. Очерки по истории инструментальных форм XVI — начала XIX века. — М, 1985.
12. Скребков С. Учебник полифонии. — М., 1965.
13. Степанов А., Чугаев А. Полифония. — М., 1972.
14. Фраенов В. Учебник полифонии. — М, 1987.
15. Чугаев А. Особенности строения клавирных фуг Баха. — М.,1975.