Китай — страна древней истории, культуры, философии; одна из древнейших цивилизаций, просуществовавшей тысячелетия и сохранившей, несмотря на все катаклизмы, свою целостность и своеобразие, была китайская цивилизация, сформировавшаяся в бассейне рек Хуанхэ и Янц-зы. В общую культуру Китая внесли свой вклад многие народы Восточной Азии, обитавшие на его территории и создавшие самобытные культуры, синтез которых на протяжении веков и породил тот уникальный феномен, который называют китайской цивилизацией. Лишь с конца III тыс. до н.э. определяется ведущая роль в этом синтезе ханьской народности, давшей название народу, создавшему величайшую цивилизацию древности.
Название «хайнцы», или «ханьжень» (так называют себя китайцы) происходит от названия огромной деспотической империи эпохи поздней древности – Хань (202 г. до н.э.).
А к названию ее предшественницы – Цинь восходит европейское название европейское название Китая со времен античности: лат. – sinae, фр. – chine, англ. – china.
Древнее общество на территории Китая представляло собой замкнутый социальный и политический комплекс с присущими всем древним обществам закономерностями различных этносов и укладов:
- -II тыс. до н.э. – возникновение государства, период Шань (Инь)
- -VIII — вв. до н.э. — государство Чжоу (Западное)
- -VI вв. до н.э. – период «многоцарствования» (Лего)
- -III вв. до н.э. – эпоха «воющих царств»
- вв. до н.э. – II в. н.э. – империя Цинь и Хань
- – VI вв. н.э. – период «трехцарствования»
1. Конфуцианско-даосистский тип культуры. Культура Китая, Древнекитайская цивилизация.
Эпоха древнекитайской цивилизации восходит к рубежу III — II тыс. до н.э. концом ее считают крушение империи Хань (220 г. н.э.).
Специфика, природных условий в значительной мере обусловила ряд важнейших особенностей древнекитайской цивилизации. Климатические условия были более суровыми, чем в Египте, Шумера, Индии, поэтому государство сложилось гораздо позже и на более высоком уровне развития производительных сил. Сыграло свою роль и то, что до середины I тыс- до н.э. Древний Китай развивался почти в отрыве от других цивилизаций.
Китайский этнос создал особый тип культуры, отличающий его от культур других народов. Социальная этика и административная практика здесь всегда играли более значительную роль, чем мистика или поиски индивидуального спасения. Величайшими пророками здесь считались те, кто учил жить достойно, в соответствии с принятой нормой, а не ради спасения на свете.
Организационная культура и ее роль в организации книжного дела ...
... определяется применение организационной культуры на российских предприятиях. Во второй главе дается характеристика деятельности издательства «Эксмо», приводится его организационная культура и даются рекомендации ... по ее улучшению и совершенствованию. Все элементы культуры, которую мы ...
Начиная со II тыс. до н.э. китайцы верили многим богам, приносили им жертвы, затем на первый план выходит шанди, но и он воспринимался как первопророк и бог одновременно.
Всекитайский пантеон.
Система богов, ритуалов и культов в рамках гигантской структуры религиозного синкретизма была сложной и многоярусной. На высшем его ярусе находились общегосударственные культы Неба и Земли, отправлявшиеся в их полном объеме лишь самим императором в специальных столичных храмах. Храм Неба и доныне являет собой архитектурную достопримечательность Пекина: это обширный комплекс, ведущее положение в которой занимает трехъярусное куполообразное здание, круглое в плане, с мраморными террасами и балюстрадами; оно обычно оживало и красочно светилось в ночь церемониала, свершавшегося под Новый Год.
К числу божеств, имевших всекитайское распространение и значение, относились основатели трех религий — Конфуций, Лао-цзы и Будда; причем первое место среди них, бесспорно, принадлежало Конфуцию, храмы в честь, которого были в каждом уездном городе (их в Китае насчитывалось около 1500).
Общекитайским поклонением пользовались и некоторые другие мудрецы — древние мудрецы типа Хуанди и Фуси, бодисатвы и будды Амитаба, Майтрейя, Гуань-инь, а также некоторые обожествленные герои, как, например, бог войны Гуань-ди, некогда отважный полководец времен Троецарствия (Ш в.), превратившийся со временем в популярное божество, покровительствовавшее уже не столько военным, сколько торговцам и богатству.
К числу высших всекитайских божеств относился и Великий Нефритовый император Юйхуан шанди — персона несколько необычного типа, в первые появившаяся в китайском пантеоне на рубеже I — II тысячелетий н.э. и довольно быстро превратившаяся в верховного главу всех божеств, духов, героев и демонов этого пантеона. Культ Юйхуана шанди окружившего себя на небе бесчисленным множеством «министров», чиновников, канцелярий и ведомств и бывшего, таким образом, зеркальной копией императора земного, — это естественное порождение, закономерное завершение тех принципов рационалистического осмысления потустороннего мира, которые были свойственны китайскому мышлению. Однако этот популярный культ, плоть от плоти гигантской системы религиозного синкретизма, нуждавшейся хоть в поверхностной упорядоченности ее пантеона, был враждебно воспринят верхами китайского общества. Не желая видеть в порождении народных суеверий конкурента великого Неба, копий земного сына Неба, императоры не раз пытались запретить культ Юйхуана шанди, но в представлении народа он так и остался великим небесным правителем.
Более скромна по рангу, но неизмеримо более многочисленна группа локальных культов, центральное место в которой занимали божества — покровители территории, деревенские туди-шэни и городские чэн-хуаны. Те и другие охраняли население от опасностей и невзгод. Они выступали в качестве арбитров (суд в храме чэн-хуана в Китае походил на «божий суд» в христианском европейском средневековье) и посредников перед лицом великого Юйхуана шанди, которому регулярно обязаны были давать отчет о положении дел на вверенной им территории. Параллельно с чэн-хуаном и туди-шенями действовало и множество других локальных духов, ведавших горами, реками и т.п.
В рамках каждой семьи или социальной корпорации действовали другие духи, отвечавшие за порядок среди своих подопечных. На первом месте среди них по популярность был дух домашнего очага Цзао-шэнь. Бумажный лубок с его изображением висел в каждом доме. Считалось, что за семь дней до Нового года Цзао-шэнь отправлялся с докладом к Юйхуану шанди. Пока Цзао-шэнь пребывал с докладом на небе, семья тщательно готовилась к Новому году — самому большому празднику в стране. Все чистилось, убиралось. Считалось необходимым к Новому году расплатится с долгами:, привести все дела в порядок. Праздник начинался в полночь, когда под гром хлопушек и вспышек фейерверков семья встречала возвращавшегося Цзао-шэня, в честь чего на стену вешалось новое его изображение.
История художественной культуры и образования Древнего Китая
... данной работы является изучение особенностей развития истории художественной культуры и художественного образования Древнего Китая Задачи: охарактеризовать историю художественной культуры и образования Древнего Китая охарактеризовать особенности художественного образования Древнего Китая (философия, мифология, религия и ...
Если в сказках Запада дракон чаще всего — страшное чудовище, олицетворение зла, с которых сражается носитель добра, в Китае дракон не редко был символом добра, мира и процветания. Гораздо реже он воспринимался как носитель зла. Праздник дракона пятого числа пятого месяца — один из самых любимых в Китае. В этот день на празднично украшенных лодках ездили по рекам и приносили жертву законам — повелителям вод.
Кроме дракона китайцы почитали и других священных животных -сказочную птицу феникс, единорога-цилиня и черепаху. Благоговейно, со священным страхом почитали они тигра — царя зверей, на лбу которого в изображениях, часто чертили знак «ван» (царь).
Тигр считался кроме того, грозой демонов болезней и, следовательно, в какой-то мере патроном здоровья. Его клыки и когти высоко ценились: обрамленные в серебро, они служили ценными амулетами, растолченные в порошок -целебными снадобьями. Почитались в Китае также коты, петухи, обезьяны, змеи. Конечно, это было не то священное почитание, с какими индийцы относили к корове. Просто эти животные пользовались некоторым покровительством, а их духам, изображавшимся в их же облике, в особых кумирнях время от времени приносили жертвы.
Существенное влияние не только на последующее развитие философии, но и особенности на развитие религии, оказала книга. «Дао-дэ-пзин» («Книга о Дао»), представляющая собой сборник афоризмов, мудрых, но порой странных и загадочных изречений.
Центральной идеей философии Лао-Цзы (около VI века) была идея дао. Слово «дао» на китайском языке буквально означает путь; но в этой философской системе оно получило гораздо более широкое метафизическое, религиозное содержание. Дао означает не только путь, но и образ жизни, метод, принцип.
Основная идея практической философии, или этики Лао-Цзы: это принцип недеяния, бездействия, квиетизма. Всякое стремление что-либо изменить в природе или в жизни людей осуждается. Злом считает Лао-Цзы и всякое знание: «святой муж», управляющий страной, «старается, чтобы мудрые не смели сделать что-нибудь. Когда все сделаются бездеятельными, то на земле будет полное спокойствие». «Кто свободен от всякого рода знаний, тот никогда не будет болеть».
Главная добродетель — воздержание. «Аля того, чтобы служить небу и управлять людьми, всего лучше соблюдать воздержание. Воздержание — это первая ступень добродетели, которая и есть начало нравственного совершенства».
Учение Лао-Цзы послужило основой для развития даоской религии, одной из трех господствующих ныне в Китае религий.
Почти одновременно с философскими книгами Лао-Цзы и его учеников появилась в Китае и другая группа философских сочинений, восходящая к родоначальнику другой господствующий религии Китая — Кун-цзы, или Конфуцию. Философия Конфуция а школа, ведущая, от него свое происхождение, коренным образом отличаются от философской системы Лао-Цзы. Они отражали взгляды и интересы чиновничества.
Культура Китая эпоха Конфуция
... процессы, происходившие в эпоху Весен и осеней, когда жил и творил Конфуций; проанализировать характеристики духовной культуры Китая в рассматриваемый период; описать ключевые положения учения Конфуция и определить ... культур. Было четкое деление между культурами высших и низших слоев населения. Крестьянские верования и суеверия носили примитивный характер и не оказывали серьезного влияния на религию ...
Классические конфуцианские книги распадаются на «Пятикнижие» («У-цзин») и «Четверокнижае» («Сы-щу»).
Эти книги далеко не все могут считаться религиозными. Некоторые из них к религий не имеют никакого отношения. Классическое «Пятикнижие» — еще и сейчас основной канон конфуцианской религии — состоит из следующих сочинений: древнейшая книга — «И-цзин» («Книга перемен») — сборник магических формул, заклинаний; «Шу-цзин» («Древняя история») — история легендарных императоров, религиозного содержания в ней мало; «Ши-цзин» («Книга песнопений») — сборник древней поэзии, отчасти космологического и мифологического содержания (в последней из четырех частей сборника есть и чисто религиозные песни или гимны, исполнявшиеся в связи с религиозными обрядами и жертвоприношениями); «Ли-цзи» («Книга церемоний») — описание многочисленных обрядов, далеко не все из которых имеют религиозное значение, «Чун-цю» («Книга весны и осени») — это хроника одного из Китайских княжеств, очень краткая, сухая, лапидарная, ни каких религиозных элементов не заключающая.
«Сы-щу» («Четверокнижие») состоит из следующих книг; «Да-сюе» («Великое учение») — учение о самоусовершенствовании человека, изложенное по Конфуцию одним из его учеников; «Чжун-юн» («Книга о середине») — учение о необходимости соблюдать во всем гармонию и не вдаваться в крайности; «Лун-юй» — книга изречений и афоризмов Конфуция и его учеников; «Меи-цзы» — учение философа Мен-цзы, самого выдающегося из позднейших учеников Конфуция.
Основное содержание учения Конфуция — это учение о правилах поведения, о правильной жизни. Это система политической и частной этики. Согласно Конфуцию, правитель должен кроме гуманности обладать еще одним важным качеством — чувством долга. Долг — это моральная обязанность, которую гуманный человек в силу своих добродетелей накладывает на самого себя. Благородный человек Конфуция — это идеал, своеобразное звено между небом и обществом. С течением времени и в связи с ростом авторитета Конфуция и его учения этот идеал становится обязательным эталоном для подражания, приблизиться к которому было делом чести и престижа. Конфуцианство стало официальной идеологией династии Хань (Ш в. до н.э. — III в. н.э.), чиновники при которой отбирались по принципу безупречного знания мудрости учителя.
В средневековом Китае сложились и канонизированы определенные нормы и стереотипы поведения каждого человека в зависимости от занимаемого места в чиновничьей иерархии. Это и вошло в так называемый «Китайский церемониал». В эпоху Хань был составлен подробный свод правил церемониала — трактат Лй-Цзы, сжатое изложение Конфуцианских норм, имевших силу более 2 тыс. лет.
Для того, чтобы стать чиновником, нужно было выдержать экзамен, который происходил под строгим контролем конкурсной комиссии, справившиеся лучше других удостаивались желаемой степени и получали право сдавать экзамен на вторую степень, а обладатели обеих — на третью. Трижды сдавшие экзамены получали высшую ученую степень на престижную должность «уездного» начальника. Важной основой социального порядка по Конфуцию является строгое повиновение. Высшей целью управления Конфуций провозгласил интересы народа. Последователи Конфуция учили, что из трех важнейших элементов государства на первом месте стоит народ, на втором месте — божество, на третьем — государь. Однако конфуцианцы считали, что самому народу также нужно отеческое наставление. Вторая важная основа конфуцианства — строгое повиновение, старшим, причем, как напоминал Конфуций, государство — большая семья, а семья — малое государство. Конфуций разработал «сяо» — учение о сыновней почтительности. Семья считалась сердцевиной общества, интересы семьи превосходили интересы отдельно взятой личности, которая рассматривалась лишь в аспекте семьи. Символом кланового единства был родовой храм предков с могильными и храмовыми землями, отбирать которые было недопустимо. В эти храмы собирались родственники.
Культура современного Китая.Его успехи и достижения
... больше узнать о жизни, обычаях и, конечно же, традициях китайцев. 1. Культура современного Китая 1.1 Краткая история развития Китайской культуры История Китая особенна множеством и разнообразием письменных источников, которые, в ... китаевед) китайский религия культура опера Я присоединяюсь к мнению Алексеева В.М., с поправкой лишь на то, что моя рука тянется не к карандашу, а к книге, журналу, ...
Китайцы создали оригинальную картину мира, где не было места враждебности, несовершенству, дисгармонии. Мир в представлении китайцев — это мир абсолютного торжества противоположностей, где все различия относительны. Каждое явление природы, будь то цветок, животное или водопад, — воплощают в себе мудрость природы и ее богатство. Мир изначально совершенен, поэтому его не надо переделывать, надо самоустраниться, уподобиться природе, чтобы не мешать осуществлению гармонии. Изначально природе присущи пять совершенств: человечность (жень), чувство долга (и), благопристойность (ли), искренность (синь) и мудрость (джи).
Китайская культура призывает к действию в соответствии с космическим ритмом. Творчество принадлежит небу. Эта идея социально-этического политического порядка, санкционированного — великим небом. Эта идея поддерживалась и развивалась в учениях даосизма и конфуцианства, не изменил эту идею и буддизм.
Опираясь на древние представления о небе и высшей небесной благодати (дэ), конфуцианство выработало постулат, согласно которому правитель получал божественный мандат (мин) на право управления страной. Если правитель отступал от принятых норм, выражением чего был экономический упадок, волнения, правитель терял право на мандат неба (дэ) (тот тезис Конфуция служил предостережением императорам, которые пытались отклониться от социальных и моральных норм).
Многие соседи Китая — хунны, монголы, захватывающие империю, постепенно принимали эти же нормы.
Таким образом, конфуцианство стало не религией в полном смысле слова, а вобрало в себя политику, административную систему, функцию социальных и экономических процессов, словом, стало образом жизни, концентрированной формой китайской культуры.
Одной из популярных школ в Китае был легизм, который критикуя конфуцианство за «то, что оно, по его мнению, культурой подменяет законы, считал, что природа человека изначально зла. Поэтому рядом с этими двумя религиями, выросшими на почве самого Китая, довольно широкой популярностью там пользуется третья религия, внесенная извне: это буддизм, который китайцы называют учением Фо. Впервые буддизм появился в Китае в I в. н.э. в виде хиняны, однако он долго не удержался. Вторичное появление буддизма, уже в форме махаяны, относится к началу V в., и с той поры, несмотря на ряд преследований, которым по временам подвергались буддийские монахи со стороны правительства, буддизм укоренился в Китае и даже занял место третьей равноправной религиозной системы в этой стране. Собственно говоря, настоящих буддистов, т.е. исключительных приверженцев этой религии, в Китае мало. Такими можно считать только буддийских монахов. Вне этой профессиональной группы едва ли кто из китайцев признает себя буддистом. Но буддистские обряды выполняют — попутно с даосскими и конфуцианскими — почти все верующие китайцы. К услугам буддистских монахов обращаются очень часто, особенно в связи с погребальными обрядами, — область, в которой монахи считаются большими знатоками.
Эссе искусство китая
... китайского искусства, предметом которого становился не образ человека-героя и не духовные идеалы, а жизнь природы. Отсюда особенный эстетический вкус и художественный такт традиционного искусства Китая. В древних верованиях китайцев ... перламутром. Китайские пагоды не ... китайского искусства нарядны и красочны, но не кажутся вычурными. В китайской литературе постоянны темы ... бамбуковый лист на ветру", " ...
Несмотря на такое мирное сосуществование конфуцаалства, даосизма и буддизма (сань-цзяо — три религии — так называют их китайцы), между ними велась борьба, но борьба не за верующих, потому что китайцы обычно, смотря по обстоятельствам, выполняют обряды всех трех религий. Эта борьба чисто политическая: конфуцианские чиновники и даосские жрецы постоянно соперничали из за должностей, из за доходных мест, из за влияния на политическую жизнь. Вопреки учению Лао-Цзы, который проповедовал невмешательство в государственные дела, даосские жрецы всегда стремились к власти. Например, чисто конфуцианская династия Хань была свергнута в результате ряда крестьянских восстаний, из которых самое мощное — известное восстание «желтых повязок» 1184 V. — было возглавлено даосами. Были и эпохи, когда буддизм и буддистские монахи пользовались особым покровительством императорской власти: так было в годы династии Суй (581-616) и особенно Юань (1260-1868).
Любопытно, что конфуцианское чиновничество в историй Китая наибольшее влияние имело не при национальных династиях Тан, Мин и Сун, а главным образом в эпохи иноземных династий: монгольской и маньчжурской. Иноземные династии, очевидно, чувствовали себя непрочно в стране и старались опереться на образованное чиновничество. А национальные династии Китая, ближе державшиеся к более широким слоям китайского населения, испытывали гораздо большее влияние со стороны связанных с народными массами даосских жрецов.
Если допытаться охарактеризовать религию Китая в целом, то бросается в глаза прежде всего ее глубокое своеобразие. Верующие китайцы весьма мало склонны к мистицизму, отвлеченной метафизике, аскетизму. Это отразилось в их религии, особенно в конфуцианской. Последняя сводится к строгому выполнению предписанных обрядов. Обряды же, чинные, сдержанные, совершенно лишены какого-либо вдохновения, религиозной экзальтации. Мистическое общение с божеством, правда, практикуется некоторыми жрецами — гадателями (даосами), но в китайской религии в целом оно занимает очень скромное место. Всякий же религиозный фанатизм, аскетизм, изуверское умерщвление плоти, оргиастическое исступление совершенно чужды китайской религии. Вообще, индивидуальное начало в религии, личная связь отдельного человека с потусторонним миром не свойственны верующим китайцам; это объясняется, видимо, живучестью родовых традиций.
Искусство Китая.
Современные представления ученых о религиозной и духовной жизни Древнего Китая основаны на письменных источниках, некоторые из них были составлены в глубокой древности. К началу I тыс. до н.э. относятся наиболее ранние памятники древнекитайской литературы -«Книга песен», содержащая более 300 песен и стихов, и «Книга перемен». Китайцы очень долго писали на шелке натуральными красками, на рубеже н.э. изобрели тушь и бумагу, которую изготовляли из тряпья и коры. Количество иероглифов в этот период превысило уже 3 тыс. Чрезвычайно бурное развитие китайской письменности характерно для первых веков нашей эры: так, во П в. н.э. число иероглифов составляло более 10 тыс., в Ш в. н.э. — более 18 тыс. В это время было введено единообразное для всей страны письмо, которое в последствии и легло в основу китайской письменности. Тогда же были составлены и первые словари. При императорских дворах создаются обширные библиотеки.
Древняя культура китая реферат 5 класс
... тысячелетии до н. э в Китае существовали многочисленные неолитические поселения, обнесённые рвами. От этого времени до нас сохранились следы древнейшей китайской культуры - тонкостенные глиняные сосуды в виде ... с мифологией и культами природы, которые являлись как бы обобщением представлений древних китайцев о мире. Наряду с ростом научных познаний о природе и вселенной возникли ...
Наиболее известными поэтами того времени были Лу Цзы, Мей Шен, Ян Сюнь, Тао Юань Минь. Они продолжали традиции первого великого поэта Китая Цюй Юаня, основоположника, китайской поэзии, который жил в IV-Ш в.в. до н.э.
Особенно популярна была поэзия Тао Юааь Миня, понятная и близкая простому народу.
Первым известным историком Китая был Сым Цянь, автор «Исторических записок». Его стиль и метод изложения стали предметом ревностного подражания, как это обычно было в Китае.
Знаменитыми поэтами первого века н.э. Китая были Цао Цао, Цао Пи, Цао Чжи, Цзи, Кан, Жуань Цзй.
На первые века нашей эры приходятся и расцвет живописи и ваяния, который многие исследователи связывают с буддизмом: в буддийских храмах помещалось множество статуй различных божеств и святых. Особенно были развиты живопись тушью на бумаге, шелке, а также искусство фресок.
Развивались и прикладные искусства: изготовление бронзовых зеркал, украшенных очень тонкой резьбой, уже во II тыс. до н.э. получила развитие резьба по нефриту и кости. Совершенствовалась художественная керамика, тем самым подготовляя почву для производства в IV в. н.э. фарфора. Великолепны также разнообразные лаковые изделия, известные далеко за: пределами Китая.
Интересна и необычна архитектура Китая. Уже в I тыс. до н.э. китайцы умели строить здания в два — три и более этажей с многоярусной крышей. Типичным было здание, состоящее из опор в виде деревянных столбов, с черепичной крышей, которая имела поднятые вверх края и четко обозначенный карниз (пагода).
Самыми известными являются пагода Сунь-юэ-сы в Хэнани (523г.), «Большая пагода диких гусей» (Да-янь-та), в Сиане (основана в 622 г., перестроена в 701 — 704 гг.).
Пагоды возводились из разных материалов: деревянная пагода в храме фо-гун-сы (1056 г.), кирпичная пагода Бай-ма-сы (1175 г.).
Наиболее известна 13-этажная железная пагода в Гань-яне (Х-Х1 вв.).
Этот тип строения был основных в Китае в течение многих веков — вплоть до самого последнего времени. Знаменитый храмовый ансамбль «Храм неба» в Пекине (1420 г., перестроен в 1745 г.).
Главное здание — «Храм молитвы за годовую жатву» — деревянное, круглое в плане, расположено на трехступенчатой мраморной террасе. Крыша покрыта синей черепицей. Недалеко от храма находится «Алтарь неба» (XVI в.).
В III в. до н.э. в Китае было построено более 700 императорских дворцов, один из которых был громадным: его центральный зал вмещал более 10000 человек. Время, когда страна объединилась в единое централизованное государство (221-207 гг. до н.э. ознаменовалось строительством основной части Великой Китайской стены, которая частично сохранилась до нашего времени. [3]
Реферат культура китая
... собственно философии из мифологии. 1. Культура Китая В древнем Китае существовали матриархальные и патриархальные общества. Культура Яньшаю, которая процветала примерно ... это основано на двух доводах. Во-первых, древние китайские сочинения, высказывая различные точки зрения на ... стал Пекин (Дада). В конце XIV в. китайцам удалось освободиться от иностранного владычества, начинается период Мин ...
2. Развитие науки.
Время правления династии Чжоу обычно делится на три периода – время Западного Чжоу (XII – VIII вв. до н.э.), Восточную Чжоу (VIII – V вв. до н.э.) и Чжаньго (так называемую эпоху «воюющих царств», охватывающую отрезок времени от V до III вв.до н.э.).
В эпоху Чжаньго насчитывалось семь сильнейших борющихся между собой государственных образований. Именно в эту эпоху был достигнут некоторый прогресс в деле интеграции Кита, что не замедлило сказаться на экономической сфере. Появляются железные орудия труда, совершенствуется ремесло, в частности, больших успехов древние китайцы достигли в выделке шелковой материи. Появляются первые металлические деньги. Однако все эти прогрессивные процессы сдерживаются непрекращающейся враждой самостоятельных царств.
Любопытно, что именно ирригационная система, а точнее, необходимость согласованных действий при ее обслуживании и эксплуатации, послужила толчком к объединению страны. Ведь отсутствие согласованности могло привести (и иногда действительно приводило ) к прорыву плотин и дамб и к затоплению больших участков, т.е. в сущности, к стихийным бедствиям. К централизации подталкивали и потребности расширяющейся торговли. Объединенные усилия были нужны и доя противостояния кочевникам. В результате действия этих факторов интегративные процессы начинают усиливаться.
Главную роль при этом сыграло государство Цинь, располагавшееся в западных районах Китая и простиравшееся вплоть до берегов великой реки Янцзы. В IV в до н.э. сановник по имени Шан Ян провел в царстве Цинь очень важные реформы, позволившие государству собрать большие средства для реорганизации устоев сельской общины и ее опоры – патриархальной семьи. В результате в III в. государство Цинь побеждает всех своих соперников, и ему удается низложить династию Чжоу. Китай окончательно объединяется в эпоху царствования Ин Чжена (246 -210 гг.до н.э.), который распространил свою власть на все царства, существовавшие не территории Китая, в 221 г. До н.э. он принял титул императора (по-китайски – хуанди) и вошел в историю под именем Цинь Шихуанди (т.е. первый император Цинь).
Именно в период его правления для защиты от напора кочевых племен была построена Великая Китайская стена, ставшая, как пирамида для Египта, символом китайской культуры.
Длина Великой Китайской стены – около 4 тыс. км. Она построена из утрамбованной земли и каменных глыб и проходит и по горам, и по степям, и по пустыням. В определенных местах в ней имелись хорошо охранявшиеся ворота, использовавшиеся для торговли с кочевниками. Однако смысл сооружения стены заключался не только в том, чтобы защититься от натиска кочевых племен. Она также изолировала Китай от всех чуждых влияний, позволяла сделать древнекитайскую культуру замкнутой, закрытой.
Цинь Шихуанди заботился о создании и поддержании своего культа. Для этого по всей территории в его сесть сооружались храмы и дворцы.
Как и во всех «речных» цивилизациях, значительные успехи в Древнем Китае были достигнуты в астрономии и математике. Уже в II тыс. до н.э. китайцы делили год на 12 месяцев, а месяц – на четыре недели. С V в. до н.э. они вели регулярные астрономические наблюдения, разделили небесный свод на созвездия, выделив 28 созвездий. В VII в. до н.э. ими был составлен первый в мировой истории звездный каталог на 800 светил. В период Чжаньго календарная система была усовершенствована. Была очень точно для того времени вычислена продолжительность года – 365,25 суток. В период Хань была составлена карта звездного неба.
Физическая культура в древнем Китае
... значит, более совершенным. Большое значение на развитие физической культуры Древнего Китая оказали как философские, так и медицинские знания, ... китайцы до сих пор используют в наше время. С данной целью нам нужно использовать не только новые знания, но нужно вспомнить древние ... костей. Древний, но знаменитый и в наши дни китайский медик Хуа-То, который являлся первым основателем китайской гигиенической ...
Древние китайцы придавали очень большое значение наблюдениям за Солнцем, луной, юпитером и Сатурном. В 28 г. до н.э. китайцы впервые в истории человечества описали пятна на Солнце. Такое внимание восходит еще к кочевым племенам, объединившимся затем на территории Древнего Китая. Дело в том, что каждая семья кочевников жила в своей юрте, купол которой в теплое время года оставляли открытым, а жерди купола использовались в качестве ориентиров при наблюдении за звездами и планетами. Сама юрта при этом была и прообразом астрономической обсерватории, и своеобразными солнечными часами, и моделью мироздания в миниатюре (отсюда и преобладание круглой формы жилища у большинства кочевых племен).
Многие исследователи считают, что идея создания календаря, основанного на движении Юпитера, с небесной символикой 12-летнего цикла древними китайцами была воспринята из культуры кочевых племен. Астроном Чжан Хэн создал первый в мире небесный глобус, воспроизводивший движение небесных тел.
Именно кочевники впервые установили, что Юпитер делает полный оборот вокруг Солнца приблизительно за 12 лет, а Сатурн – за 30 лет. Путь Юпитера был разделен на 12 равных частей, и каждая часть получила имя определенного животного (в чем нетрудно усмотреть связь с тотемными культами).
Этот календарный цикл выглядит следующим образом :
- мышь (крыса)
- корова (бык, вол)
- тигр
- заяц (кролик)
- дракон (крокодил)
- овца (баран)
- курица (петух)
- свинья (кабан)
Кроме того, древние китайцы придавали большое значение символике чисел и поиску циклических процессов в движении небесных тел. Символика чисел увязывалась также с общемировоззренческими принципами древнекитайской культуры. Считалось, чти мир состоит из пяти элементов, или стихий, – дерева, земли, воды, огня, металла, которым, в свою очередь, соответствуют определенные цвета – синий (зеленый), черный, белый, красный, желтый. Стихии находятся в тесной взаимосвязи и циклическом соподчинении: дерево растет в земле, земля родит воду, вода тушит огонь, огонь плавит металл, металл рубит дерево (цикл может быть начат с любой стихии).
В основе цикла древнекитайского календаря лежит время двух обращений Сатурна, равное 60 годам и, соответственно, пяти обращениям Юпитера. Ведь 60 – это результат умножения двух важнейших для древнекитайской культуры чисел – 5 и 12. Тогда каждое животное в течение 60 лет будет встречаться 5 раз, поэтому их различают по цветам: желтый тигр, синяя обезьяна и т.д.
Как и в Древнем Египте, в Древнем Китае астрономические представления были неотделимы от астрологических. Так, считалось, что каждая стихия двойственна, совмещая в себе Инь и Ян, т.е. отрицательное и положительное начало.
Например, вода питает все живое, но может все уничтожить и т.д. Определенные промежутки времени считались благоприятными, а другие – нет, что укладывалось в общую модель обожествления Неба в культуре «территориальных царств».
Наблюдения звездного неба требовали основательных математических знаний, и древние китайцы достигли в этой области больших успехов. В частности, уже в V в. до г.э. они узнали свойства прямоугольного треугольника, в I в. н.э. был создан трактат «Математика в девяти главах», суммирующий математические знания, накопленные в Китае за несколько веков. Китайские ученые впервые в истории человечества ввели понятие отрицательных чисел и производили операции над ними.
Значительных успехов достигла и медицина. В I в. н.э. был создан каталог медицинских книг, в которых были собраны рецепты лечения многих болезней, созданы трактаты по фармакологии.
Несмотря на то, что древние китайцы не строили пирамид, как египтяне, они были искусными строителями. Своеобразной чертой китайской архитектуры являлось многоярусное здание, для постройки которого были необходимы определенные математические знания. Древние китайцы, как и все жители «территориальных царств», одушевлены пафосом строительства, особое внимание уделяя сооружению храмов – неотъемлемому элементу этого типа культуры. В культурной жизни Китая важную роль стали играть буддийские монастыри. По всей стране стали строить грандиозные монастырские комплексы, вырубленные по типу индейских в толще скал. А также деревянные буддийские храмы и высокие многоярусные башни – пагоды, в которых хранились буддийские реликвии.
Пагоды отличались строгостью и удивительной гармонией, самая знаменитая из них 60-метровая семиэтажная Большая Пагода Диких Гусей (652 г.) . очарованные устремленным ввысь силуэтом пагоды поэты Цэнь Шэнь и Гао Ши сложили в ее честь стихи:
Словно могучий источник, рвущийся
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/po-teme-narodnaya-kultura-drevnego-kitaya/
Ввысь из-под почвы,
Башня стоит одиноко, к горным
Чертогам вздымаясь,
Если подняться на башню, к самому
Вверху подняться,
Кажется, точно земного ты
Отрешишься навеки…
Пагоды возводились из разных материалов: из дерева, кирпича, железа. Этот тип строения был основным в Китае в течение многих веков, вплоть до самого последнего времени.
В III в. до н.э. в Китае было построено более 700 императорских дворцов, один из которых был громадным: его центральный зал вмещал более 10000 человек.
Монастыри украшали скульптурные изображения Будды и буддийских божеств. Огромные статуи Будды воплощали идею сверхчеловеческого и божественного. Более мягкими и одухотворенными изображались милосердные божества – бодхисатты, помощники Будды.
Развивались и прикладные искусства: изготовление бронзовых изделий, украшенных очень тонкой резьбой; уже во II тыс. до н.э. получила развитие резьба по нефриту и кости. Совершенствовалась художественная керамика, тем самым подготовляя почву для производства в IV в н.э фарфора. Великолепны также разнообразные лаковые изделия, известные далеко за пределами Китая.
В VII – VIII вв. основное место среди других видов искусства заняла живопись. Она отразила и преклонение людей перед красотой Вселенной, природы, и городской быт того времени. Важную роль в становлении живописи сыграл трактат «Шесть законов живописи», созданный знаменитым художником Се Хэ в V в. В китайской живописи получили самостоятельное значение жанры «люди», «цветы-птицы», «горы-воды», ставшие на многие века традиционными.
Уже во II тыс. до н.э. китайцам было известно более двух десятков музыкальных инструментов: барабан, бубен, дудка, металлические колокольчики, струнные щипковые инструменты, духовые – из бамбука, глины и др.
Во времена династии Чжоу (772-480 до н.э.) был популярен полый деревянный брус, вырезанный в форме тигра с зазубренный спинкой. «Тигровая коробка» издавала звук при легком прикосновении к ней специальной палкой, расщепленной на конце на 12 лепестков.
В I тыс. до н.э. появляются трактаты о музыке, создается специальная придворная служба, в ведении которой находилось обучение музыкантов и танцоров, наблюдение за исполнением песенной и танцевальной музыки и руководство ею, таким образом, даже эти сферы культуры, менее других поддающиеся регламентации, были в Древнем Китае регламентированы и подвластны государству.
Ритуализм, обрядность, церемонии буквально давили все проявления свободного духа. Отсюда – земной, практичный, «посюсторонний» характер древнекитайской культуры. Даже вопросы, которые древние китайцы задавали своим богам, имели приземленный и вполне практический смысл. Многие исследователи считают, что именно поэтому в Древнем Китае начала развиваться техника. Действительно, магнитный прибор, прародитель компаса (III в. до н.э.), водяная мельница, машина – насос, поднимающий воду на поверхность земли, первый в мире сейсмограф, порох, бумага, книгопечатание, выплавка чугуна были известны китайцам задолго до того, как эти изобретения появились на Западе. Два великих изобретения древних китайцев – бумага и книгопечатание – имеют особенно большое значение для развития цивилизации в целом.
В Древнем Китае возникла своеобразная письменность. Пиктографическое письмо было известно там уже с начала третьего тысячелетия до н.э., и это тоже общая черта «территориальных царств». Особенность формирования китайской системы письма заключается в ее самостоятельности и оригинальности. Как и в Древнем Египте, первоначально происходит переход от пиктографии к логографии, но отдельные слова изображались отдельными пиктограммами. Затем пиктограммы упрощаются и схематизируются. Они начинают изображать уже не весь предмет, а только какую-то его характерную часть или черту, тем самым, становясь все менее наглядными. Шел процесс создания логограмм и для обозначения абстрактных понятий. Как и в Древнем Египте, был сделан шаг и к фонетизации: одна и та же логограмма начинает использоваться для обозначения сходно звучащих слов. Однако переход у фонетическому письму так и не произошел. Вполне понятно, почему древние китайцы не перешли к фонетическому письму. Переход к оседлости в «территориальном царстве» объединил в единое целое множество родов, говоривших на своих языках (или диалектах).
Поэтому понимание устной речи в границах единой территории было весьма затруднительно или даже совсем невозможно. В результате логографическое письмо, не связанное с устной речью, оказывается объединяющим элементом культуры: одно и то же понятие могло в устной речи звучать по-разному, но на письме обозначаться одним значком.
В результате происходит резкое увеличение числа иероглифов, что затрудняло их запоминание. Так, уже в эпоху Шан (Инь) их насчитывают около двух тысяч, а в наше время существует около 10 тыс. знаков иероглифического письма. Квадратная форма иероглифов принята с давних пор, причем все четырехугольники должны быть равны между собой. Направление письма – колонки, идущие сверху вниз, а сами колонки располагаются справа налево. Горизонтальное направление строки с расположением иероглифов справа налево встречается значительно реже. Древними материалами для письма служили камень, металл, кость, и бамбук, а сами знаки выцарапывались металлической палочкой. Китайцы очень долго писали на шелке натуральными красками, на рубеже нашей эры изобрели тушь и бумагу.
Особенностью китайского книгопечатания было то, что текст в зеркальном отражении вырезался на деревянной доске целиком, т.е. он не составлялся из отдельных знаков. Это замедляло процесс изготовления печатных текстов. Только в 1040-1048 гг. кузнец Би Шен объединил наборный и печатный принципы. Но иероглифическая письменность препятствовала развитию наборного принципа. Тем не менее, у китайцев постепенно появляются множество бумажных книг, и начинается формирование библиотек.
Современные представления ученых о религиозной и духовной жизни Древнего Китая основаны на письменных источниках. Основой китайской образованности было так называемое «Пятикнижие» («У-цзин»).
В него входили «книга перемен» («И-цзин»), «книга песен» («Ши-цзин»), «Книга истории» («Шу-цзин»)»Книга обрядов» («Ли цзи») и летопись «Весны и осени» («Чунь-цю»).
Сюда же присоединился и «Сицы чжуань» — комментарий к «И-цзин». В «Пятикнижии» была сведена в систему, записана, «кодифицирована» вся система ценностей и мировоззренческих установок древнекитайской культуры. С «Пятикнижием» была неразрывна и древнекитайская философия.
Наиболее известными поэтами Древнего Китая были Лу Цзы, Мей Шен, Ян Сюнь, Тао Юань Минь. Они продолжали традиции первого великого поэта Китая Цюй Юаня, основоположника китайской поэзии (VI – III до н.э.).
Особенно популярна была поэзия Тао Юань Миня, понятая и близкая простому народу:
В мире жизнь человека не имеет корней глубоких.
Упорхнет она, словно над дорогой легкая пыль
………………………………………………….
…я ж хочу одного – чтобы старости вовсе не знать,
Чтоб родные мои собрались под единой крышей,
Каждый мой сын и внук – все друг другу спешат помочь,
Чтоб кувшин и струна целый день пребывали со мной,
Чтобы в чаре моей никогда не скудело вино,
Чтоб, ослабив кушак, наслаждался радостью полной,
И попозже вставал, и пораньше ко сну отходил…
Первым известным историком Китая был Сым Цянь, автор «Исторических записок». Его стиль и метод изложения стали предметом ревностного подражания, как это обычно было в Китае.
Знаменитыми поэтами Китая первых веков н.э. были Цао Цао, Цао Пи, Цао Чжи, Цзи Кан, Жуань Цзи. [1]
3. Китайская мифология.
Древнекитайское общество представляло собой типичную восточную деспотию. Во главе государства стоял наследственный монарх, и именно ему подчинялись и религия, и наука. Однако монархия в Древнем Китае носила патриархальный характер, и монарх наделялся скорее правами и обязанностями отца большого семейства. И само рабство во многом тоже было патриархальным.
Поэтому в древнекитайской культуре очень важную роль играет культ предков. Не менее важную роль играет и небо (далеко не случайно китайцы называли свою империю Поднебесной).
Отличительной чертой китайской мифологии является превращение мифологических персонажей в реальных деятелей, живших якобы в глубочайшей древности. Центральные персонажи различных мифов превращались в императоров, а второстепенные – в сановников и вельмож. Это в сущности, – первопредки, ставшие культурными героями.
Первоначально мифологические сюжеты были разрозненными, но по мере объединения самостоятельных царств начинается их унификация. Одновременно формируются и общие представления о природе. Особенно древние китайцы преуспели в разработке различных систем классификации. В этих системах преобладала пятеричная система, основанная на предположении, что в мироздании господствуют пять стихий. Модель мира была пятичленной (четыре стороны света и центр в качестве середины).
Разумеется, верховный правитель считался находящимся именно в центре, истолковывался как божество центра. Тем не менее, культ предков сохраняет свое значение.
В эпоху Чжоу окончательно складывается культ Неба (Тянь).
Небо рассматривается в качестве высшего начала, власти которого подчиняется буквально все. Согласно представлениям древних китайцев, воля неба открывалась в различных гаданиях и предзнаменованиях. Именно этим объясняется широкое распространение гаданий и их разнообразие в древнекитайской культуре.
Мифология давала и определение объяснение происхождению мира. Первоначально, как считалось, существовал Хаос, в бесформенном мраке которого родились два духа (или бога) – инь и ян. Именно они и занялись упорядочением мира, т.е. превращением хаоса в космос. Инь и ян – темное и светлое начала соответственно. Предположительно, первоначально инь означало теневой (северный), а ян – освещенный (южный) склон горы. Впоследствии инь становится символом женского начала, севера, тьмы, смерти и др., а ян – символом мужского начала, юга, света, жизни и др. по всей видимости, эта символика тесно связана с древними культами плодородия. В эпоху Чжоу небо начинает толковаться как воплощение ян, а земля – как воплощение инь. Рождение мира тогда становится результатом взаимодействия инь и ян, а это не что иное, как разновидность священного брака Земли и Неба.
Традиционализм древнекитайской культуры был тесно связан с проявлением индивидуальности. Все неповторимо личностные проявления порицались. Напротив, действия в соответствии с заданными традицией образцами рассматривались как проявление высшей доблести. Естественно, что такая система ценностей вела к бюрократизации всей общественной жизни и культуры в целом. На авансцену выходят организация и организованность в качестве условий верности традиции и стабильности. Традиционность и стабильность очень надолго становятся приоритетами китайской культуры. Главное в культуре Древнего Китая – не индивид, не личность, а «целое» — коллектив, общество, государство. Общественный идеал древнекитайской культуры – Порядок.
Как и в Древнем Египте, в Древнем Китае на смену духам приходят боги, понимание которых также очень близко древнеегипетскому. Богами древние китайцы называли все, что изменялось на глазах и могло вызвать удивление – горы, реки, птиц, зверей, деревья и даже людей. Такие боги располагали человека к доверию ко всему, что его окружает, поскольку вещи, как природные, так и рукотворные, становились вместилищем богов. Древние китайцы считали, что боги не могут существовать сами по себе, они буквально слиты с вещами. Тем самым вещи приобретали божественный смысл. Китайский пантеон также был в значительной степени зооморфным.
Тем не менее, культ предков оставался очень сильным и влиятельным. Сын при жизни родителей должен был им беспрекословно подчиняться, а после смерти – пребывать в трауре в течение трех лет и не заниматься все это время никакой общественной деятельностью. Естественно, культ предков у китайцев, как и у других народов, был продуктом предыдущей стадии культуры, соответствующей первобытной родовой общине. Специфика древнекитайской культуры и состоит в том, что эти культы, которые в других культурах последовательно преодолеваются и поэтому значительно ослабляются, в данном случае мирно сосуществуют почти в неизменной виде с ценностями и структурами принципиально иного типа. Резкие контрасты в Древнем Китае отсутствуют. [4]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ, Китайская культура
Сохранившиеся материальные и литературные источники позволяют проследить процесс развития китайских религиозно-философских взглядов, возникновение социально-политических систем. Мы видим, как развиваются градостроительство, архитектура, пластическое искусство; создаются сокровищницы поэзии и прозы; возникают значительные произведения изобразительного искусства, в том числе и портретная живопись; образуется общенациональная форма театра, а позднее и музыкальная драма. А красота китайского фарфора, вышивок, расписных эмалей, резных изделий из камня, дерева, слоновой кости по своему изяществу и художественной ценности претендуют на одно из ведущих мест среди подобных изделий в мире. Значительными были и естественно — научные достижения в области образования, астрономии, магнетизма, медицины, книгопечатания и т.д. Достигнуты успехи в экономическом развитии, расширении внешних сношений.
китайская культура
4. Тест
Какие открытия и изобретения в древнем мире были сделаны китайскими учеными:
- измерение диагонали квадрата
- вычисление радиуса Земли
- единая модель Вселенной
- изобретение компаса, пороха(+)
- изготовление фарфора(+)
- изобретение бетона
- создание сейсмографа(+)
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/po-teme-narodnaya-kultura-drevnego-kitaya/
- Учеб. для студ. техн. вузов / Колл. авт.; Под ред. Н. Г. Багдасарьян. — 3-е изд., испр. и доп.— М.: Высш. шк., 2001.-511 с.
- Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект, Трикста, 2003 — 496 с
- История мировой культуры: Учеб. пособие / Г. С. Кнабе, И. В. Кондаков, Т. Ф. Кузнецова и др.; Под ред. Т. Ф. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 607 с.
- . История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под. ред. проф. А.Н. Марковой.-2-е изд., перераб. И доп.- М.: ЮНИТИ, 2001.- 600 с.
не сложно
Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, об этом нам.