Эта тема является интересной для исследования, так как средневековые эпидемии исследуются сразу в двух науках — медицина и история, что говорит о ее широком изучении. Также глубокий отпечаток всевозможные эпидемии, произошедшие в средние века, наложили на культуру того времени, что тоже привлекает внимание к исследованию этой темы.
Значение данной темы для истории трудно недооценивать, ведь здесь идет речь о влиянии эпидемий непосредственно на развитие европейского общества, его социальную и экономическую структуру, помимо этого, эпидемии приносили колоссальное количество жертв, что, безусловно, оставило след на демографической ситуации в Европе того времени. А вместе с этим и на дальнейшем общественном развитии.
Для своей научной работы я выбираю временной отрезок с VI века до XV века, взяв 540 год — Юстинианова чума за начальную точку как самую массовую эпидемию начала средних веков.
Объектом моего исследования являются средневековые эпидемии.
Предметом исследования является влияние эпидемий на средневековое общество.
Цель данной исследовательской работы рассмотреть социальные, экономические и политические аспекты влияния эпидемий на средневековое общество.
Задачами курсовой работы в связи с указанной целью являются:
. Рассмотреть болезни, приведшие к эпидемиям.
. Объяснить причины высокой смертности и роста зараженных людей.
.Изучить методы борьбы с инфекцией.
. Рассмотреть социальную обстановку в период эпидемии
. Исследовать влияние эпидемии на религию и культуру.
Методы исследования. В курсовой работе применяются такие общенаучные методы исследования, как анализ, использование исторической литературы, сравнение источников и т.д.
Эмпирическую базу исследования составили использование исторической литературы и электронных ресурсов.
средневековый общество чума
1.Невидимый убийца
.1 Черная смерть и Проказа
Методы лингвистических исследований. Метод типологии
... некоторого объединения объектов с учетом их общих черт. Поэтому в лингвистике ... типологических исследований, методы генетических и таксономических классификаций, континуумных и ареальных исследований. Однако только в типологических исследованиях языков используется сама идея т и п а в качестве ...
На эпоху средневековья пришлось большое количество различных эпидемий, некоторые болезни уже были известны и даже описаны в библейских сюжетах, а с другими средневековый человек столкнулся впервые. В своем исследовании, я решил рассмотреть два наиболее известных заболевания того времени — это чума и лепра. Свою известность они получили благодаря массовости заболевших людей и ужасной симптоматики.
Современники не давали чуме названия Черная смерть, в документах того времени можно найти названия: Великая опасность, огромная смертность, великая чума. Существует две гипотезы образования термина Черная смерть, по одной следует, что название происходит из-за ошибки перевода с латыни. Сенека называл чумные эпидемии atra mors, но здесь atra переводится не как цвет, а как количество, что можно соотнести с русским тьма. И в 1631г. Историк Иоанн Понтан впервые использует в своих трудах выражение Черная смерть. Но по другой гипотезе Черная смерть образуется из-за характерных бубонов, нарывов черного цвета на теле больного. Исходя из этого, трактовка понятия Черная смерть по одной и другой гипотезе не может быть ошибочной, так как в первом случае чума действительно опустошала целые города и убивала колоссальное количество людей, а во втором название обуславливалось наличием бубонов и нарывов, имеющих характерный черный цвет.
Способы заимствования болезни были столь разнообразны, что их и не сочтешь: одни гибли от того только, что обращались и ели вместе с больными; другие — от одного прикосновения к ним; иные — побывав только в доме, а те — на площади; некоторые, убежав из зараженных болезнью городов, сами оставались невредимы, за то приносили с собой болезнь здоровым; а были и такие, которые при всем том, что жили с больными и прикасались не только к зараженным, но и к умершим, оставались совершенно свободными от болезни; иные же, лишившись всех своих детей или домашних, хотя и желали умереть и нарочно обращались с больными, однако не подвергались заразе, так как бы она действовала наперекор их желанию. Эта язва, как сказано, продолжает свирепствовать до сего времени 52 года, и превзошла все прежде бывшие язвы. Между тем Филострат удивляется и тому, что в его время язва длилась 15 лет
От этой эпидемии только на Востоке погибло около 100 млн. человек, еще 25 млн. человек умерли в Европе.
Также есть описание чумы и у Григория Турского в История Франков: А уж во время самой чумы такая смертность была во всей той области, что и невозможно сосчитать, какое множество людей там погибло. И в самом деле, когда уже не стало хватать гробов и досок, то погребали в одну могилу по десять и более человек. Подсчитали, что в базилике святого Петра [в Клермоне] в одно из воскресений было триста покойников. И сама смерть была внезапной. А именно: когда появлялась рана наподобие змеи в паху или под мышкой, человек так отравлялся ядом, что он испускал дух на второй или третий день. Сила яда лишала человека сознания.
Произведение по роману А. Камю «Чума»
... борется с эпидемией, «лишь бы найти свое счастье и отстоять от чумы ту долю самих себя, которую они упорно защищали от всех посягательств». Рамбер «стыдно быть счастливым одному» во время ... над ними и просто для того, чтобы сказать, чему учит тебя нелегкая: люди заслуживают большего восхищения, чем на пренебрежение. Помогло сочинение? Потыкай кнопки ↓ Читайте также:
Болезнь продолжалась еще долгое время после смерти Юстиниана и смогла добраться даже до Англии. Впрочем, это неудивительно, торговля развивалась стремительно во все времена и помимо каких-то продуктов, ценностей и прочего с корабля могли сойти крысы, которые являлись основными переносчиками чумы. Точнее блохи, которые паразитировали на них, являвшиеся природными переносчиками чумы. Даже без крыс, блохи могли находиться на корабле, забившись в какой-нибудь багаж, и может обходиться без пищи до 6 недель. Конечно, уже зараженные люди могли распространять заболевание, прибыв в порт, но инкубационный период болезни слишком мал (от нескольких часов до 9 суток) и обычно, если моряки и заражались, то умирали прямо на корабле, не успев перенести заразу в порт.
Если рассматривать факторы, способствующие распространению чумы, то нужно затронуть экологическую и социально-экономическую среду. Эпидемии чумы обычно предшествовали катаклизмы, документы того времени содержат сведения о засухе и голоде в Центральном Китае, нашествии саранчи в провинции Хэнань и ураганах с ливнями в 1333г. в Ханбылыке. Эти природные катаклизмы могли повлиять на миграцию мелких грызунов ближе к местам обитания людей, что способствовало развитию эпидемии. Также множественные войны способствовали распространению разных болезней, которые пусть и не были такими смертоносными как чума, но подрывали иммунную систему человека, также голод ослаблял общее состояние людей и у многих наблюдались симптомы проявления авитаминоза. Да и передвижение большого количества воинских подразделений и активная торговля лишь увеличивали, ускоряли распространение чумы и других болезней. Бесконечные толпы бродяг, нищих, в бегстве покидавших свои города, разрушенные войной, разносили заразу на большой территории.
Личная гигиена того времени оставляла желать лучшего, и не из-за отсутствия всяких гелей для душа и прочего, чем сейчас изобилуют полки в магазинах, а из-за религиозной стороны этой проблемы. В средневековье была распространена практика — alousia, которая представляла собой отказ от жизненных благ в наказание грешного тела, забота о нем считалась греховным делом. «Здоровым телесно и в особенности молодым по возрасту следует мыться как можно реже», — предостерегает от греха Святой Бенедикт. Помимо этих факторов, имелся необычайно тесный контакт с крысами и их огромное количество в городах, об этом свидетельствует специальная инструкция в одном из чумных сочинений, на случай, если кому крыса лицо щипнет или омочит. Как мы видим, все способствовало развитию эпидемии и когда произойдет очередная вспышка, являлось лишь вопросом времени.
Что же касается такого заболевания, как проказа, то оно не было таким смертоносным как чума, и не опустошала целые города, у нее свои особенности. У лепры длительный инкубационный период, который обычно составляет от 3 до 5 лет, но также колеблется от 6 месяцев до нескольких десятков лет. Поэтому человек может спокойно жить несколько лет, после заражение и не подозревать о том, что он болен, в отличие от скоротечной чумы. Если чума распространялась с высокой скоростью и с такой же скоростью убивала, то проказа не имела свойство выкашивать целые города, а люди болели ей реже. Но отношение к этому заболеванию было иное. Складывалось гипотеза, что прокаженные являются слугами самого дьявола и за больными начинает охотиться инквизиция. Перед пытками у обвиняемого ищут печать дьявола, ее искали, просто осматривая тело, а потом, вонзая иголки в подозрительные места на теле (чаще всего отличались оттенком цвета).
Анализ романа А. Камю — «Чума» (2)
... образе Коттара, человека с темным прошлым, которого чума освободила от преследований полиции: с окончанием эпидемии он примется стрелять в невинных людей. В апрельском ... образов, тем, сюжетных ходов романа: «Счастливый город. Люди живут каждый по-своему. Чума ставит всех на одну доску. И все равно ... в ряду этих громких имен должен быть по праву назван и Альберт Камю. Когда зимой 1960 г. он погиб в ...
Но у прокаженных на местах образования язв и прочих новообразований отмечался пониженный болевой порог, поэтому чаще всего обвиняемый не мог чувствовать укол, об этом пишет дореволюционный историк С.В. Тухолка: Еще до пытки колдунью подвергали операции отыскивания стигмата дьявола. Для этого пациенту завязывали глаза и вонзали в тело длинные иглы. На эту же темы пишет Я. А. Кантрарович: Средневековые процессы о ведьмах», вышедшем в 1889 году: «Если у кого-нибудь на теле оказывались язвы или какие-нибудь следы, происхождение которых было неизвестно, то их приписывали дьяволу. Поэтому, прежде всего, обращались к испытанию иглой. Нередко такое, лишенное чувствительности место действительно находили на теле . Врачи диагностировали болезни, присущие колдовству и делали заключение, которое играло решающую роль в судьбе колдуна или ведьмы. Скорее всего, инквизиторы хотели предотвратить начало эпидемии или у них это невольно выходило, так как методы, применяемые к так называемым ведьмам, близки к организации карантина. Для ведьм создавались отдельные тюрьмы, запрещалось прикасаться к осужденным, но нередко впоследствии обвиняли палача и судью, ведущего процесс над ведьмами. У них высокая вероятность заражения, так как имеется непосредственный контакт с обвиняемыми.
Чаще всего заражались родственники, но они же и первыми спешили донести на колдуна или ведьму, из-за страха быть обвиненными в ведовстве. По первому подозрение в демонической связи родственника, то есть появления пятен на коже, язв и т.д., родственники зараженного спешили рассказать инквизиции, что у них дома появилась ведьма. Но чаще инквизиторы казнили весь состав семьи, чтобы избежать развития эпидемии.
Что касается описания самих ведьм, то английский историк Р. Харт в своем труде История ведовства приводит пример, как современники видели типичную ведьму: Они кривые и горбатые, на их лицах постоянно лежит печать меланхолии, повергающая в ужас всех окружающих. Их кожа покрыта какими-то пятнами. Старая, потрепанная жизнью карга, она ходит, согнувшись дугой, с ввалившимися глазами, беззубая, с изборожденным ямами и морщинами лицом. Члены ее постоянно трясутся . Примерно, таким образом, могут выглядеть описание больного лепрой в медицинской литературе, конечно, там мы найдем описание в научном стиле, но сути это не меняет.
«Роль литературы в жизни человека» (Блок «Год литературы»)
... очень длинным. И эта великая роль литературы в формировании нравственных качеств человека относится не только прозе, но и к стихам. В этом году исполнилось 120 лет со дня рождения выдающегося русского ... очень трудно. Мне очень нравится поэзия Есенина, я нахожу в ней то, чего мне, порой, не хватает в жизни: раздолья, светлой печали, весёлой грусти, а также ...
Ж. Ле Гофф в Цивилизация средневекового Запада рассматривает категорию прокаженных и ведьм вместе, не отождествляя ведьм, как больных проказой, он пишет: средневековое общество нуждалось в этих людях, их подавляли, поскольку они представляли опасность, чувствовалось почти осознанное стремление мистически перенести на них все то зло, от которого общество стремилось в себе избавиться.
Инквизиция небезосновательно осуждала ведьм и колдунов, лишь после проверки врачом, на обнаружение следов проказы, судьи выносили вердикт. Можно считать, что инквизиторы таким радикальным методом пытались предотвратить эпидемии проказы, так как в то время болезнь являлась неизлечимой, а она сама даже в настоящее время не до конца изучена, и единственной мерой в средневековье была профилактика, карантин, чем и занималась инквизиция.
1.2 Попытки спастись
Медицина находилась на низком уровне, из-за пренебрежительного отношения к ней, как к науке. Происходило это по вине примитивизма религиозного подхода ко всем наукам. В аллегориской поэме XII века «Свадьба Семи Искусств и Семи Добродетелей» говорится, что Госпожа Грамматика выдаёт замуж своих дочерей — Диалектику, Геометрию, Музыку, Риторику и Теологию, после чего к ней приходит Дама Физика (тогдашнее название медицины) и также просит найти ей мужа, получая от Грамматики недвусмысленный ответ «Вы не из нашей семьи. Ничем не могу вам помочь». Когда врач приходил в дом к больному, то первым делом должен был спросить, исповедовался и причастился, если нет, то больной должен был исполнить сие немедленно — спасение души было важнее спасения тела.
Вскрытие мертвых запрещалась, также не приветствовалось любое хирургическое вмешательство, это объяснялось фразой, которая содержалась в Турском Соборе 1163г.: Церкви противно кровопролитие. Духовенству не нравилось, что авторитетом врачи пользовались у знати, отвлекая на себя награду, из сочинений средневекового медика: Клирики по обыкновению толпятся у изголовия больных, из всех сил тщась доказать великую действенность своего вмешательства, воззвания к святым, реликвий, освященных свечей, обеден, милостыни, пожертвований и прочего благочестивого шарлатанства. Случись врачу одержать победу над недугом, это приписывается заступничеству святых, обетам и молитвам клириков. Случись же ему умереть, виноваты в этом, конечно же, врачи .
Моя будущая профессия (врач)
... лучше. Можно сказать, что пациент побывал у талантливого врача от Бога. Врач должен уметь любить жизнь и людей Почему моя будущая профессия – врач? Сочинение пишите только от себя, не нужно опираться на ...
В то время ученые не могли прийти к единому мнению о возникновении болезни, была ли это чума, тиф, проказа и т.д. Поэтому возникает несколько гипотез происхождения заболеваний. Лукреций Кара считал, что невидимые семена болезни проникают в организм здорового человека, когда тот контактирует с заболевшим человеком. Это учение получает в дальнейшем название Контагия.
Во времена средневековья большое распространение получает теория миазмов. По Ушакову мы можем найти такое определение: Миазм, ед. (редко) миазма, миазмы, ж. (греч. miasma).
Ядовитые испарения; образующиеся от гниения газы, разносящие заразу в воздухе. Именно так представляли себе люди возникновение болезней, пока Антони ван Левенгук не изобрел микроскоп. Теорию о миазмах можно сравнить с представлениями язычества о природных явлениях, когда люди пытались объяснить с божественной точки зрения грозу, дождь, ветер и т.д. Людям в то время была чужда природа происхождения ураганов, землетрясений и прочих катаклизмов, и стали появляться попытки объяснить эти события, как гнев каких-то конкретных божеств, отвечающих за отдельные стихии.
Первыми учеными, кто стал выдвигать, теорию о миазмах были Гиппокарт и Гален, позднее эта теория развивается Авиценной. Основу этой теории составляют вполне объективные суждения, о том, что испарения болот гибельны для людей, соотнесение определенных заболеваний и плохих мест, помимо этого источником миазмов может служить мертвое тело, подтверждавшееся во времена эпидемий, от которого исходит тяжелый запах. Помимо контактов с трупом, зараженным чумой или другой инфекционной болезнью, обычные мертвые тела, если о них не позаботиться должным образом, могут представлять опасность. Ведь так называемый трупный яд невероятно токсичен и совсем мизерное количество требуется, чтобы убить человека. В силу тогдашнего уровня медицины, теория о миазмах представляет собой достойное объяснение пути от зараженного очага к здоровому.
Касаемо мер применявшихся по отношению к эпидемии. Здесь нет инструкций, которые бы имели под собой непосредственно научную почву. Эти советы складывались из общего представления о миазмах и банального инстинкта самосохранения, который, как невидимая рука вытягивает человека из окружающей его опасности. Выражение персидского философа и врача Абу Бакра Ар-Рази: дальше, дольше, быстрее вероятно явилось квинтэссенцией тогдашних мер в борьбе с чумой. Врачи рекомендовали: скромный домик [в деревне], не подверженный сырости, вдали от кладбищ, скотомогильников и грязной воды, а также от огородов, где растёт лук-порей, капуста или иные растения, на каковых имеют обыкновение оседать чумные миазмы. Список растений видимо, составлен из наблюдений врача или опроса зараженных о недавних приемах пищи, где и фигурировали приведенные в отрывке овощи. Ведь лук порей и капуста обладают противомикробными свойствами, помимо остальных полезных качеств. Конечно, содержащиеся там фитонциды не в силах противостоять чуме, и считаю, что это лишь прецедентный список, в который другой врач, включит морковь или баклажаны, в зависимости от того, что недавно употребляли заболевшие чумой.
«Пир во время чумы» и другие «маленькие трагедии» Пушкина
... до умерших. Они будто бы отделились от всего мира. Персонажи «Пира во время чумы» разговаривают, веселятся, поют песни, но не делают ничего, что бы могло ... Драматизм — в мотивах их поведения. Причины, приведшие этих людей на пир, самые различные. Молодой человек на пиру для того, чтобы забыться, чтобы не думать о ... то Глюка, то Пуччини, то Гайдна. Страницы: 1 Понравилось сочинение , тогда жми кнопку
Помимо бегства, были приняты попытки очищения воздуха на зараженной территории, а, как известно миазмы распространяются именно по воздуху. В меры по очищению воздуха входило разведение костров, окуривание дымом ароматных трав. Сам папа Климент VI длительное время находился рядом с жаровней и приказывал постоянно поддерживать там огонь. По сути это неплохая идея, так как сама чумная палочка погибает при высоких температурах, нагревание до 60 градусов по Цельсию через час убивает микроорганизм. Также выпускали летать небольших пичужек, чтобы они своими взмахами крыльев проветривали помещение. Предлагалось часто нюхать букеты цветов, духи и различные травы, чтобы отогнать от себя скверный запах. Чтобы защититься, нужно было наглухо закрывать окна и двери, закрывать окна пропитанной воском тканью. Существовал и другой метод, люди пытались забивать чумное зловоние еще большим дурным запахом. Скажем, крымские татары раскидывали на улицах мертвых собак, а европейские врачи советовали держать дома козлов. Но эти меры можно отнести к профилактике, сейчас я затрону тему лечения.
Основоположник французской хирургии Ги Ле Шолиак называл чуму унизительной болезнью, так как не было того лекарства, настойки и т.д. с помощью которых можно было лечить чуму. Раймонд Шален ди Винарио врач франко-итальянского происхождения подметил: не могу осуждать врачей, отказывающих в помощи зачумлённым, ибо никто не желает последовать за своим пациентом. Вместе с еще здоровыми горожанами в бегство пускались и многие врачи, Ги Ле Шолиак остался лишь из-за страха перед бесчестьем, а ди Винарио остался и умер от чумы в 1360 году.
Самым известным явлением чумного времени считается появление чумных докторов. Именно с этим у многих людей ассоциируется шляпа, длинные полы плаща и, конечно же, маска с длинным клювом. Эти специальные доктора оставались в городе, пока не закончится эпидемия, в их обязанности, конечно, входил уход за больными, а как мы понимаем это приравнивалось к самоубийству в реалиях того периода. Но маска, полностью защищавшая голову, уменьшала вероятность заразиться в первый же день, само защитное приспособление было сделано из кожи, со стеклами для глаз, длинные клюв обуславливался тем, что внутрь клали различные травы, которые должны защищать от чумных миазмов. Обычно они также имели при себе трость, чтобы избегать прямого контакта с больными и разгонять особо интересующихся личностей одеянием чумного доктора. Конечно, этот первый прототип защитного костюма не давал 100% гарантии, но был единственным выходом для тех, кто хотел хоть как-то защититься. Окончательный вариант противочумного костюма сформировался лишь в 1619 году французским медиком Шарлем де Лормом. До этого чумные доктора носили разнообразную одежду, что может подтверждаться источниками графического характера.
Человек царь природы?
... способен руководить только своими собратьями по виду. “Человек – разумный” – откуда это? Почему мы сами себя считаем разумными, лишь ... повсюду в живой природе. Даже в океанах ... шершней они есть. Выходит города и строительство как ... болезнь не распространилась по всему поголовью. Поэтому, симбиоз – это не то явление диктата и власти, которое мы понимаем под словом “Царь”. И человек ...
Обычно чумными докторами оказывались медики, неспособные найти хорошую работу или выпускники медицинских факультетов, таким образом, надеявшихся заработать. Так как заработная плата таких докторов была действительно высокой, в 1348 году итальянский город Орвието нанял Маттео Анджело с годовым жалованием в 200 флоринов, что в 4 раза превышало плату обычного доктора. Самым известным чумным доктором является врач ,астролог, фармацевт и алхимик Мишель Де Нострадам или же Нострадамус.
2.Социальные конфликты
Кроме гипотезы происхождения чумы в связи с карой божьей, посланной на грешников, в те времена развивались предположения о намеренном отравлении народных масс, руками определенных людей или же целой секты. Были предположения, что яд существовал в форме порошка или же мази. Тень обвинения падала на категорию населения, которая враждебно относилась к большей массе народа.
Такие размышления поддерживались библейскими сюжетами, где Моисей развеивает пепел и вскоре Египет поражает мор. Также хроники сохранили момент в период юстиниановой чумы, когда 129 человек были признаны распространителями заразы и впоследствии казнены.
Часто, любого человека, вызывающего подозрения, отправляли в лазарет, а обычно из этого места уже не возвращались. Даже будучи здоровые люди, но которым не посчастливилось оказаться в лазарете, уже наверняка заболевают.
Толпы людей, осознали, что скоро неминуемо придет их гибель, вдавались в пьяные гуляния, мародерство и т.д. Могильщики, которые практически шли на прямой контакт с инфекцией набирались из каторжников и галерных рабов, в виде зарплаты им давали свободу и деньги. Пользуясь своим положением, могильщики грабили дома и убивали людей, также молодых женщин, без разницы больных ли здоровых продавали тем, кто хотел совершить изнасилование, хотя тогда и без помощи могильщиков совершалось подобное.
Некоторые больные действительно хотели намеренно заразить, так в толчее на рынках, заболевшие старались чихнуть на большое кол-во людей, ведь считалось, что от болезни можно избавиться, лишь передав ее другому человеку.
Подозрение падало и на богатых, так как после первых признаков эпидемии, они в спешке старались покинуть свои дома, в тот же момент и богатые слои населения думали также насчет бедных. Но основное подозрение легло на еретиков, прокаженных и евреев, через заражение чумой они подрывали христианскую веру.
Ходили слухи, что дьявол появлялся непосредственно на улицах сам и, маня сокровищами, предлагал обмазывать скамьи в церквях неким дьявольским составом, т.е. чумной мазью. О ее составе можно прочесть в сочинениях Афанасия Кирхера, он пишет: аконит, мышьяк и ядовитые травы, а также другие ингредиенты, о каковых я не решаюсь написать. Городские власти назначали крупные награды за поимку так, называемых отравителей, но под суд попадали обычно невиновные, из которых силой вытягивали признания.
Болезнь и смерть князя Андрея Болконского (Толстой, «Война и ...
... https://litfac.ru/sochinenie/smert-andreya-bolkonskogo/ https://**/default. asp? trID=295 https://slovo. ws/geroi/033.html «Война и мир» Болезнь и смерть князя Андрея Болконского (Толстой, «Война и мир») (стр. 2 из 2) Немного отвлекусь. Все ... лицо было испорчено гримасой, его взгляд был усталым и скучающим, окружающие его люди были ему неинтересны: «Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были ...
Очень серьезным гонениям подверглись прокаженные, они и входили в так называемую группу риска. И до эпидемий больным лепрой жилось довольно тяжко. При первых симптомах этой болезни, зараженного человека навсегда изгоняли из общины. Права на возвращение у него не было, и остаток дней он проводил на паперти.
Отравление колодцев прокаженными не было явлением конкретно периода черной смерти, еще при Филиппе Красивом случались разгромы лепрозориев. В 1321 году прокаженные были обвинены в отравлении колодцев и подготовке бунта против христиан и в итоге все оказались на костре. Прокаженных убивали как пособников евреев, продавшихся за золото и отравлявших колодцы. По слухам, четверо вождей, которым подчинялись прокаженные Европы, устроили совет, на котором разработали план, чтобы распространить проказу. Евреи соблазняли больных графскими титулами и т.д.
Вот показания свидетелей, но насколько их показания правдивы, судить очень сложно: Мы сами своими глазами видели такую ладанку в одном из местечек нашего вассальства. Одна прокажённая, проходившая мимо, боясь, что её схватят, бросила за собою завязанную тряпку, которую тотчас понесли в суд, и в ней нашли голову ящерицы, лапы жабы и что-то вроде женских волос, намазанных чёрной, вонючей жидкостью, так что страшно было разглядывать и нюхать это. Когда свёрток бросили в большой огонь, он не мог гореть: ясное доказательство того, что это был сильный яд. Помимо прокаженных, преследовали и евреев, так как иудеи хотели свергнуть христианскую веру и письмо, найденное Филиппом Анжуйским настроило христиан еще более радикально: Когда мы навсегда поработим христианский народ, вы нам возвратите наш великий град Иерусалим, Иерихон и Ай, где хранится священный ковчег. А мы возвысим ваш престол над царством и великим городом Парижем, если вы нам поможете достигнуть этой цели. А пока, как вы можете убедиться через вашего заместителя, короля Гренады, мы действовали в этих видах, ловко подсыпая в их питьё отравленные вещества, порошки, составленные из горьких и зловредных трав, бросая ядовитых пресмыкающихся в воды, колодцы, цистерны, источники и ручьи для того, чтобы все христиане погибли преждевременно от действия губительных паров, выходящих из этих ядов. Нам удалось привести в исполнение эти намерения, главным образом, благодаря тому, что мы раздали значительные суммы некоторым бедным людям их вероисповедания, называемым прокажёнными. Но эти негодяи вдруг обратились против нас, и, видя, что другие христиане их разгадали, они обвинили нас и разоблачили всё дело. Тем не менее мы торжествуем, ибо эти христиане отравили своих братьев; это верный признак их раздоров и несогласий.
И толпы людей стали громить еврейские общины, выплескивая на них свой гнев, за умерших от чумы родственников, так как считали, что евреи напрямую являются виновниками этой эпидемии. Иногда оставляли нетронутыми лишь детей евреев, так как впоследствии предполагалось, что они примут иную веру, т.е. христианство. В связи с этим, сами евреи баррикадировались в своих домах и устраивали пожар, сгорая вместе со своей семьей, чтобы не позволить окрестить своих детей.
3.Эпидемия в религиозном контексте и культуре Средневековья, .1 След болезни в средневековой культуре
Несомненно, такое событие как эпидемия не может пройти мимо культурной составляющей общества. Помимо документов, которые представляли собой чаще всего летописи, сохранилось множество картин и литературных источников, в которых описываются эпидемии чумы. Как пишет историк Жан Делюмо Черная смерть и прочие эпидемии добавили к европейскому искусству оттенки жестокости, страдания, садизма, безумия и мракобесия. Получают распространения сюжеты Пляски Смерти, Триумф Смерти, Трех мертвых и трех живых. Также интересен сюжет, где образ чумы представляется в виде стрел, который убивали людей. На фреске Беноццо Гоццоли в Сан-Джиминьяно изображен Бог-отец, который, несмотря на просьбы Христа и Марии, мечет отравленную стрелу на город. Диптих Мартина Шаффнера изображает ангелов, которые стреляют в грешников, молящих о пощаде, а Христос по просьбе святых — защитников от чумы жестом защищает город и стрелы не попадают в него. В иконографии можно заметить интересную работу голландских мастеров, там описывается похоронная процессия и несколько человек, несших гроб, падают замертво. Отсюда можно сделать вывод, что-либо болезнь протекала довольно быстро или почти не оставалось здоровых людей, чтобы нести гроб. Также можно подумать, что только больные составляли эту процессию, во избежание инфицирования здоровых людей. Помимо высокого искусства, понятие культура включает в себя и простые народные суеверия, которые просто не могли не образоваться в тот период, когда врачи были бессильны перед болезнью, и оставалось уповать лишь на себя и на Бога. В обществе того времени витала смерть, а с ней в воображение людей стали мерещатся призраки, привидения и т.д. Подсознание накручивало навязчивые идеи о спасении и т.д. Так Микеле Пьяцца, летописец сицилийской чумы описывает историю о черной собаке с мечом, которая ворвавшись в церковь, устроила там погром.
Люди, разочарованные в медицине и церкви, которые не могли их спасти, обращаются к давно забытым языческим традициям. Так голые женщины в славянских землях опахивали деревню вокруг и чтобы обряд удался никто из жителей деревни не должен был покинуть дома. Саамы с помощью песен и заклинаний отсылали чуму в железные горы, чучело чумы, сжигали, топили, проклинали и отлучали в церквях. Амулеты и заклинания вставали на защиту тех, кому не помог Бог и медицина, интересно, что и церковнослужители, сами тайком носили такие амулеты. В Монпелье практиковали такой обряд — длинной нитью измеряли городскую стену, а затем эту нить помещали в гигантскую свечу, зажигаемую на алтаре.
Чума изображалась в виде слепой старухи, которая подметала пороги домов, в которых в ближайшее время ожидалась смерть от болезни. Слепая старуха, потому что чума не была избирательна и от нее умирали представители различных гендерных групп и сословий. Также в народном сознании формируется образ Девы Чумы. Одна из легенд повествует о том, как Дева проникает в некий город, и любой неосторожно открывший дверь или окно получал в подарок шарф красного цвета и вскоре умирал от болезни. Поэтому жители в страхе запирались в домах, не думая выходить. Но у Девы было безграничное терпение и рано или поздно людей мучала жажда или голод. Тогда один дворянин выгравировал на своем мяче слова Иисус, Мария и открыл дверь. В проеме показалась рука, и рядом с рукой виднелся край красного шарфа. Отважный дворянин рубанул по этой руке и вскоре вся его семья, и он сам умерли от болезни, но город остался не тронутым, так как Дева Чума не решилась оставаться в этом опасном для нее городе.
Чума во Флоренции становится фоном, на котором развиваются события Декамерона Джованни Боккаччо, также о чуме пишет Петрарка в стихах к Лауре, которая скончалась во время авиньонской эпидемии. Трубадур Пейре Люнель де Монтеш описывает чумную эпидемию в Тулузе в цикле скорбных сирвент, которые носят наименование Людям нечего дивиться.
У церкви не было сомнений в том, что эпидемии являлись наказанием за грехи людей и с началом эпидемии люди были убеждены в приближении конца света. Войну и голод рассматривали как всадников Апокалипсиса, и чума исполняла роль всадника, чей конь блед и имя ему — Смерть. Болезни пытались противопоставить молебны и крестные ходы. Многие церкви были битком заполнены людьми, такие скопления людей наоборот ускоряли процесс развития эпидемии.
Есть рассказ о том, как ослик, везший в Мессину статую Святой Девы, остановился, не доезжая до города, в котором была эпидемия, и не хотел дальше продолжить путь. Когда началась эпидемия, жители Мессины просили катанийцев прислать им мощи Св.Агата, и епископ уже согласился, но этому противостояли собственные прихожане, которые боялись с утерей мощей, что их город останется без защиты: Что за ерунда, — возмущался фра Микеле, — Если бы святая Агата захотела в Мессину, она сама бы о том сказала!. В итоге стороны пришли к соглашению, и епископ совершит кропление святой водой, в которой была омыта рака Святой Агаты.
Священнослужители, которые исповедовали умирающих, часто становились жертвами чумы и в разгар эпидемии было сложно найти кого-нибудь кто мог провести соборование. Все это приводит к появлению неких защитных средств, теперь священники только через чумную щель в двери подавали хлеб для причастия на длинной ложке, чтобы уменьшить вероятность заразиться. Но также известны и случаи подвижничества, отшельник по имени Рох, самоотверженно ухаживал за больными и позднее был канонизирован.
В период эпидемий церковь обогащалась, за счет подаяний людей, отдававших последнее, чтобы избежать гнева Божьего, а с ним и болезни. Но люди, оставляли свои пожитки рядом с воротами храма, откуда потом ночью монахи забирали ценности, делалось это для того, чтобы избежать заражения.
Симония и множество грешивших священнослужителей, создали в народе мысль о том, что поведение внутри церквей прогневало Господа, и тот наслал за грехи священников черную смерть. Впоследствии такие настроение воплотились в появление множества еретических движений.
Направление флагелланство возникает в середине XIII-XIVвеков, когда городская толпа впервые пытается с помощью аскезы и умерщвления плоти искупить грехи и подавить эпидемию, эта секта существовала, точнее была активна не только по отношению к черной смерти, но и другим бедствиям, но в разгар чумных эпидемий, она приобретает большой размах. Флагелланты утверждали, что на алтарь церкви Св. Петра в Иерусалиме упала мраморная табличка, где содержалось послание самого Иисуса, попрекавшего грешников в несоблюдении поста и святого воскресенья и наказывает их эпидемией чумы. Гнев смягчился благодаря мольбам Св. Доминика и Св. Стефана. Чтобы исправить положение, сектанты собирались в группы и странствовали из города в город, по пути нанося себе удары плетьми обычно по спине. Само собой, флагелланты не могли остановить эпидемию, а лишь переносили ее в разные города, так случилось со Страсбургом, в котором еще не было эпидемии.
Флагелланство было непонятно Клименту VI, так как среди сектантов не было священнослужителей, но их секта претендовала на прямое общение с Богом, отвергнув иерархию католицизма. Папа ставит сектантов под начальство церковных иерархов и указывает заниматься аскезой и самобичеванием только в одиночестве. Вскоре эта секта прекращает свое существование.
Бьянки тоже пытались остановить болезнь, и история их секты начинается с того, что некий крестьянин повстречал в поле Христа, и не узнал в нем Сына Божьего, и попросил у крестьянина хлеба. Крестьянин сказал, что хлеба у него больше не осталось, тогда Христос попросил посмотреть в сумке и действительно, там обнаружился хлеб. Дальше Иисус отправил крестьянина к колодцу, чтобы размочить хлеб в воде, в ответ он услышал, что колодцев здесь нет, но все же пошел искать и колодец явился в названном месте. Но рядом с колодцем стояла Богородица и отправила крестьянина обратно со словами: его мать запрещает размачивать хлеб. Крестьянин вернулся и передал слова Христу, на что тот заметил: его матерь всегда на стороне грешников, и объяснил, что если бы хлеб размочили, то погибло бы все население Земли. Но сейчас он готов помиловать падших и размочить лишь треть хлеба, что повлечет смерть трети населения христианского мира. После этого началась эпидемия, остановить которую можно, лишь одевшись в белое, молясь и предаваясь посту и покаянию.
Шествия бьянки были многочисленными, облаченные в белые одежды, со свечами и распятиями в руках, они шли, распевая молитвы, и молились о милосердии и мире, возглавляла процессию женщина с двумя детьми. Бьянки обвиняли церковь в стяжательстве, забвении заповедей Божьих и Господь обрушался гневом на людей. Секта требовала от первосвященника отказаться от престола и глава бьянки, назвавший себя Иоанном Крестителем, отправился в Рим, там его ждало сожжение на костре. Бьянки были официально под запретом.
Хореомания являлась в отличие от выше описанных скорее не сектой, а массовым психическим явлением, ведь бьянки и флагелланты были в здравом уме, в отличие от людей, которых постигла хореомания. Обычно жертвы этого психического отклонения начинали прыгать, кричать и совершать нелепые движения. Одержимые образовывали группы в количестве от нескольких сот до нескольких тысяч человек, группа увеличивалась за счет зрителей, недавно наблюдавших действо воочию. Заканчивалось это безумие лишь тогда, когда наступало изнеможение у большинства людей, и они засыпали на месте.
В попытках привести одержимых в чувство их кропили святой водой, отчитывали в церквях, а когда иные средства были исчерпаны, власти города нанимали музыкантов, чтобы те своей музыкой скорее доводили одержимых до изнеможения.
Явление хореомании известно еще до эпидемий чумы, но раньше не было таким популярным, известны лишь какие-то единичные случаи проявление этого психоза. Но по окончанию эпидемии чумы, хореомания приобретает широкий размах. Вполне возможно, что это явление было порождено всеобщим страхом перед болезнью, а танец помогал выплеснуть накопившиеся за это время негативные эмоции.
Заключение
Черная смерть — это явление сумело воздействовать на практически все сферы жизни общества, коренным образом изменив его впоследствии. Болезнь сумела подвергнуть сомнениям такие важные части тогдашнего мира, как церковь, феодальные отношения. Также множество закрытых цехов, гильдий, которые являлись практически закрытыми учреждениями, и ремесло передавалось от отца к сыну, после смерти многих членов семьи, чтобы продолжить дело начали впускать к себе наемных работников.
Сфера медицины, испытавшая полный ужас и беспомощность перед эпидемией, постепенно стала реформироваться, пусть сама вакцина против чумы будет открыта лишь в начала XX века.
Изменялись иерархические отношение и многие неожиданно для себя, становились наследниками богатого рода, получившего состояние все родни. В связи с большой потерей квалифицированных работников, в частности мужчин, на фабрики приходилось брать женщин. Возросли требования прислуги, так как количество слуг резко сократилось из-за болезни и выжившие стали понимать цену своего труда. Об этом пишет флорентиец Маттео Виллани: Простонародье ныне требует для себя самых дорогих и изысканных блюд, их женщины и дети щеголяют пышными платьями, принадлежавшими ранее тем, кто навсегда покинул этот мир. (…) В нынешнее время женская прислуга, неопытная и необученная, и вместе с ней мальчишки-конюшие требуют для себя, по меньшей мере, 12 флоринов в год, а самые наглые и 18, и даже 24, то же касается нянек и мелких ремесленников, зарабатывающих на хлеб своими руками, которым подавай ныне втрое больше обычного, и так же работники на полях, коих следует теперь снабжать упряжкой быков и зерном для посева, и работать они желают исключительно на лучшей земле, забросив прочую.
Возросла цена за ручной труд и принимались всяческие попытки механизировать процесс, которые осуществятся немного позже. Многочисленные поля становится труднее обрабатывать меньшим количеством работников и поля превращаются в пастбища.
Перемены замечают не только простые рабочие. В 1351 году парламент Великобритании принимает Статут о рабочих, где запрещается повышать заработную плату наемным рабочим и предлагается оставить ее на уровне, который был до эпидемии.
Духовная сфера, которая ранее имела безграничную власть над умами людей, после эпидемии значительно ослабила свое влияние и на смену таким сектантским проявлениям флагеллантов, бьянков, позднее приходят течения лоллардов, гуситов. Как и во многих сферах и у церкви резко сократилось число служащих, многие церкви пустели и чтобы исправить эту ситуацию, приходилось упростить критерии отбора в священнослужители, таким образом уровень развития священников упал, по сравнению с прошлым.
Искусство стало более мрачным и приближенным к реалиям, сюжеты, связанные с эпидемиями, в частности с черной смертью приобретают широкий размах. Помимо живописи, создаются и литературные произведения, в которых отображается хроника тех времен. Даже через несколько веков, после пришествия черной смерти, писатели и художники включают в свои работы тему чумы.