«Иногда банан — это не просто банан». Психоанализ Зигмунда Фрейда в 10 простых вопросах и ответах

Курсовая работа

Психоанализ – это термин, введенный в психологический обиход З. Фрейдом. Это учение, которое фокусируется на бессознательных процессах психики и мотивации. Это психотерапевтический метод, основанный на анализе скрытых и подавленных чувств человека. В человеческом психоанализе фундаментальным источником невротических проявлений и различных патологических заболеваний является изгнание из сознания неприемлемых стремлений и травматических переживаний.

Психоаналитический метод предпочитает рассматривать человеческую природу с точки зрения сравнения: функционирование психики человека отражает борьбу диаметрально противоположных тенденций.

Психоанализ в психологии

Психоанализ отражает, как бессознательное сравнение влияет на самооценку человека и эмоциональную сторону личности, его взаимодействия с остальной средой и другими социальными институтами. Коренная причина конфликта кроется в обстоятельствах личного опыта. В конце концов, человек является одновременно биологическим творением и социальным существом. Согласно биологическим устремлениям, оно направлено на поиск удовольствия и избегание боли.

Психоанализ понятие, введено З.Фрейда, чтобы обозначить новую методологию изучения и лечения психических расстройств. Принципы психологии многочисленны и обширны, а психоанализ — один из самых известных методов изучения психики в психологической науке.

Теория психоанализа Зигмунда Фрейда состоит из сознательной, предсознательной и бессознательной частей.

Подсознательная часть содержит множество индивидуальных фантазий и желаний. Желания можно перенаправить в сознательную часть, если вы сосредоточитесь на нем с достаточным вниманием. Явление, которое человеку трудно понять, поскольку оно противоречит его моральным и этическим принципам или кажется ему слишком болезненным, находится в бессознательной части. Собственно эта часть отделяется от двух других цензурой. Поэтому важно всегда помнить, что предметом тщательного изучения психоаналитической методологии являются отношения между сознательным и бессознательным.

Психологическая наука обращается к глубоким механизмам психоанализа: анализ беспричинных действий симптоматической структуры, возникающих в повседневной жизни, анализ с помощью свободных ассоциаций, толкование сновидений.

С помощью психологических учений люди находят ответы на вопросы, которые беспокоят их душу, а психоанализ только подталкивает к поиску ответа, часто одностороннего, личного. Психологи работают в основном с мотивационной сферой клиентов, их эмоциями, отношениями с окружающей действительностью, сенсорными образами. Психоаналитики обращают внимание прежде всего на сущность человека, на его бессознательное. Вместе с тем есть что-то общее и в психологической практике, и в психоаналитической методологии.

65 стр., 32065 слов

Культура в жизни человека и общества

... культур. Современные концепции культуры — «постклассическая модель» культуры — выражает разочарование в возможностях разума. «Постклассическая модель» содержит в себе следующие основные положения: ориентируется на повседневную жизнь человека культура личности, этноса рассматривается и воспринимается человеком в ...

Как появился психоанализ?

В начале своей карьеры Зигмунд Фрейд успел поработать с выдающимися учеными своего времени: физиологом Эрнстом Брюке, гипнотическим доктором Джозефом Брейером, неврологом Жан-Маре Шарко и другими. Некоторые мысли и идеи, возникшие на этом этапе, Фрейд развил в своих дальнейших научных работах.

В частности, тогда еще молодого Фрейда привлекал тот факт, что некоторые симптомы истерии, проявляющиеся у больных с ней, нельзя было интерпретировать каким-либо образом с физиологической точки зрения. Например, человек может ничего не чувствовать в одной области тела, несмотря на то, что в близлежащих областях чувствительность сохраняется. Еще одним доказательством того, что не все психические процессы можно объяснить реакцией нервной системы человека или актом ее сознания, стало наблюдение за поведением загипнотизированных людей.

Сегодня все понимают, что если человеку под гипнозом велят что-то сделать, то после пробуждения он бессознательно попытается это сделать. И если вы спросите его, почему он хочет это сделать, он сможет дать вполне адекватные объяснения своему поведению. Таким образом, получается, что психика человека обладает способностью самостоятельно создавать объяснения некоторым действиям, даже если в этом нет необходимости.

В современности Зигмунда Фрейда само понимание того, что действиями людей можно управлять с помощью причин, скрытых от их сознания, стало шокирующим откровением. До исследования Фрейда вообще не существовало таких терминов, как «подсознательное» или «бессознательное. И его наблюдения стали отправной точкой в ​​развитии психоанализа — анализа психики человека с точки зрения ее движущих сил, а также причин, последствий и влияния на дальнейшую жизнь человека и состояние его нервно-психического здоровья из опыта, который он получил в прошлом.

Зигмунд Фрейд психоанализ

Главным регуляторным механизмом поведения человека служит сознание. З.Фрейд обнаружил, что за пеленой сознания скрывается глубокий и «яростный» слой мощных стремлений, стремлений, желаний, не осознаваемых индивидуумом. Как практикующий врач, Фрейд столкнулся с серьезной проблемой усложнения жизни из-за наличия бессознательных тревог и побуждений. Часто это «бессознательное» становится причиной психоневрологических расстройств. Это открытие побудило его искать инструменты, которые помогли бы пациентам освободиться от конфронтации между «речевым» сознанием и скрытыми и бессознательными мотивами. Так родилась теория психоанализа Зигмунда Фрейда, метода исцеления души.

Не ограничившись исследованием и излечением невропатов, вследствие упорной работы по воссозданию их психического здоровья, З. Фрейд сформировал теорию, растолковывавшую переживания и поведенческие реакции больных индивидов и здоровых лиц.

Теория психоанализа Зигмунда Фрейда известна как классический психоанализ. Она приобрела на Западе огромную популярность.

Понятие «психоанализ» можно представить в трех значениях: психопатология и теория личности, метод изучения бессознательных мыслей и чувств человека, метод терапии расстройств личности.

33 стр., 16374 слов

Творчество Фрейда

... ­бокое впечатление на Фрейда. Он полагал, что Юнг мог бы идеально представ­лять психоанализ в мировом научном ... го и коллективного бессознательного. Эго является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент psyche, включающий в себя ... моделей»). Архетипы — врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и ре­агировать на события определенным образом. ...

Классический психоанализ Фрейда продемонстрировал совершенно новую систему в психологии, которую часто называют психоаналитической революцией.

Философия психоанализа Зигмунда Фрейда: он утверждал, что гипотеза бессознательных процессов психики, признание доктрины сопротивления и подавления, Эдипова комплекса и сексуального развития составляют фундаментальные элементы психоаналитической теории. Другими словами, ни один врач не может считаться психоаналитиком, не соглашаясь с перечисленными основными предпосылками психоанализа.

Психоанализ Фрейда является основой постижения множества процессов в социальном разуме, массовом поведении, предпочтениях индивидов в области политики, культуры и т.д. С точки зрения психоаналитического обучения, современный субъект живет в мире напряженных умственных побуждений, взятых подавленными стремлениями и наклонностями, которые приводят его к телеэкранам, сериалам и другим формам культуры, дающим сублимирующий эффект.

Фрейд выделил две основополагающие антагонистические движущие силы, а именно «танатос» и «эрос» (например, жизнь и смерть).

Все процессы деструктивного характера в субъекте и в обществе основаны на одинаковых мотивах, направленных в противоположную сторону: «стремиться к жизни» и «стремиться к смерти. Фрейд рассматривал Эрос в широком смысле как стремление к жизни и отводил этому понятию центральное место.

Теория психоанализа Фрейда дала науке понимание такого важного феномена психики личности, как «либидо» или, другими словами, сексуальное желание. Центральной идеей Фрейда была идея бессознательного сексуального поведения, лежащего в основе поведения субъекта. Большинство проявлений фантазий, в основном творческого потенциала, — это скрытые гендерные проблемы. Каждое творчество Фрейд считал символическим исполнением невыполненных желаний. Однако не нужно утрировать данную концепцию Фрейда. Он предположил, что за каждым изображением обязательно скрывается интимный фон, но в принципе это не подлежит сомнению.

Введение в психоанализ Зигмунда Фрейда часто называют концепцией бессознательной психики. В основе психоаналитического обучения лежит изучение активного аффективного комплекса, который формируется в результате удаленных из сознания травматических переживаний. Сильной стороной данной теории всегда считалось то, что у нее получилось акцентировать внимание на немыслимой сложности аффективной стороны индивида, на проблеме явственно переживаемых и утаенных влечений, на конфликтах, возникающих между разнообразными мотивами, на трагическом противостоянии сферы «желаемого» и «должного». Пренебрежение неосознаваемыми, но реальными психическими процессами, в качестве детерминанты поведения, в области образования неминуемо приводит к глубокому искривлению всего образа внутренней жизни субъекта, что в свой черед, создает препятствие на пути образования более глубоких знаний о природе и инструментах духовного творчества, нормах поведения, личностной структуре и активности.

Психоаналитическое ученье сосредоточием внимания представляет мотивы и процессы бессознательного характера и является методикой, которая вынуждает бессознательное объясняться языком сознания, выводит его на поверхность с целью поиска причины страданий личности, внутренней конфронтации справиться с ней.

4 стр., 1759 слов

Религия в психоанализе Фрейда

... точку зрения и результаты психоанализа к невыясненным проблемам психологии народов». Итак, мы видим, что Фрейд создал учение, которое было использовано не только для объяснения поведения и мышления невротиков, ... наличие конфликтов в психике человека, стал рассматривать душевную жизнь индивида в ее истории и в связи с действием некоторых социальных факторов. В самом начале работы мы поставили ...

Фрейд открыл так называемое «духовное подполье», когда человек замечает лучшее, хвалит его, но борется за зло. Проблема бессознательного стоит остро в индивидуальной психологии, в общественной жизни и в социальных отношениях. Вследствие воздействия некоторых факторов возникает непонимание окружающих условий и своего «Я», что способствует сильной патологизации социального поведения.

В общем смысле психоаналитическая теория считается не только научной концепцией, но и философией, терапевтической практикой, связанной с исцелением психики людей. Он не ограничивается только экспериментальным научным знанием и постоянно приближается к теориям гуманистической направленности. Однако многие ученые считали психоаналитическую теорию мифом.

Например, Эрих Фромм считал психоанализ ограниченным в силу его биологизирующей детерминации личностного развития и рассматривал роль социологических, политических, экономических, религиозных и культурных факторов в формировании личности.

Фрейд разработал радикальную теорию, в которой он поддержал преобладающую роль подавления и фундаментальную важность бессознательного. Человеческая природа всегда считала разум вершиной человеческого опыта. З. Фрейд избавил человечество от этого заблуждения. Он заставил научное сообщество усомниться в незыблемости рационального. Почему на разум можно полностью полагаться. Неужели всегда он несет за собой утешение и освобождает от мучений? И разве мучения менее грандиозны по уровню воздействия на индивида, чем способность разума?

З.Фрейд утверждал, что значительная часть рационального мышления только маскирует реальные суждения и чувства, другими словами, служит для сокрытия истины. Поэтому для лечения невротических состояний Фрейд стал применять методику свободных ассоциаций, которая заключалась в том, что пациенты в лежачем расслабленном состоянии говорят все, что им приходит на ум, при этом неважно абсурдны ли такие мысли или неприятного, непристойного характера. Сильные побуждения эмоционального характера уводят неконтролируемое мышление в сторону ментального конфликта. Фрейд утверждал, что первая случайная мысль — это забытое продолжение воспоминания. Однако позже, он сделал оговорку, что такое бывает не всегда так. Иногда мысль, возникающая у пациента, не идентична забытым идеям из-за настроения пациента.

Более того, Фрейд утверждал, что с помощью сновидений в глубинах мозга выявляется интенсивная психическая жизнь. А непосредственно анализ сновидения предполагает поиск в нем сокрытого содержания, деформированной неосознанной истины, которая прячется в каждом сне. И чем запутаннее сон, тем больше значение для предмета скрытого содержания. Такое явление языком психоанализа именуется сопротивлениями, и они выражаются даже тогда, когда индивид, видевший сон, не желает толковать ночные образы, населяющие его ум. С помощью сопротивлений бессознательное определяет барьеры, чтобы защитить себя. Сновидения выражают скрытые желания через символы. Скрытые мысли, превращенные в символы, становятся приемлемыми для сознания, благодаря чему они могут преодолеть цензуру.

Фрейд считал тревогу синонимом аффективного состояния психики — страха, которому был отведен специальный раздел во «Введении в психоанализ» Зигмунда Фрейда. В целом психоаналитическая концепция выделяет три формы тревоги: реалистическую, невротическую и моральную. Все три формы направлены на предупреждение об угрозе или опасности, на разработку стратегии поведения или на адаптацию к угрожающим обстоятельствам. В ситуациях внутренней конфронтации «Я» образует психологические защиты, которые являют собой особые виды бессознательной активности психики, позволяющие, по меньшей мере, временно облегчить конфронтацию, сбросить напряжение, избавиться от тревоги посредством искажения действительной ситуации, видоизменения отношения к угрожающим обстоятельствам, подмены восприятия действительности в определенных жизненных условиях.

2 стр., 529 слов

По психологии в рамках фильма фрэнка дерапонта «Зелёная миля»

... В своём эссе, я хотел бы рассмотреть некоторые аспекты картины с точки зрения различных школ психологии из курса общей психологии, проанализировать главных героев «Зелёной Мили» в ... с точки зрения психологии тем, что в рамках теории классического психоанализа З. Фрейда является олицитворением ... режиссёрской работы, в фильме безукоризненно передана атмосфера царящая на «Миле», в Америкестоль тяжёлых ...

Основные положения психоанализа З. Фрейда

Введение

Без преувеличения можно сказать, что австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) является одним из тех ученых, кто во многом повлиял на все дальнейшее развитие современной психологии.

З.Фрейд назвал свое обучение психоанализом — методом, который он разработал для диагностики и лечения неврозов.

Впервые Фрейд заговорил о психоанализе в 1896 году, а через год он начал проводить систематические самонаблюдения, которые фиксировал в дневниках до конца жизни. В 1900 году появилась его книга «Толкование сновидений», в которой он впервые опубликовал важнейшие положения своей концепции, дополненные в следующей книге «Психопатология обыденной жизни». Постепенно его идеи приобретали признание. В 1910 году его приглашают читать лекции в Америке, где его теория приобретает особую популярность. Его работы переводятся на многие языки. Вокруг Фрейда постепенно складывается кружок почитателей и последователей. После организации психоаналитического общества в Вене его филиалы открываются во всем мире, психоаналитическое движение ширится. В то же время Фрейд становится все более догматичным в своих взглядах, не терпит ни малейших отклонений от своей концепции, пресекая все попытки самостоятельной разработки и анализа некоторых положений психотерапии или структуры личности, предпринимаемые его учениками. Это приводит к разрыву с Фрейдом самых талантливых его последователей.

О том, что мыслью Фрейда правила общая логика преобразования научного знания о психике, говорит сопоставление пути, следуя которому он пришел к концепции бессознательной психики, с путями творчества других натуралистов. Отвергая альтернативу — либо физиология, либо психология сознания, они открывали особые психодетерминанты, не идентичные ни нейродетерминантам, ни лишенным реального причинного значения феноменам сознания, понятого как замкнутое бестелесное «поле» субъекта. В этом общем прогрессе научного познания психики важная роль наряду с Гельмгольцем, Дарвином, Сеченовым принадлежит Фрейду.

Во введении в научный оборот различных гипотез, моделей и понятий, охватывающих огромную неизведанную область неосознаваемой психической жизни, и состоит заслуга Фрейда. В своих исследованиях Фрейд разработал ряд понятий, запечатлевших реальное своеобразие психики и потому прочно вошедших в арсенал современного научного знания о ней. К ним относятся, в частности, понятия о защитных механизмах, фрустрации, идентификации, вытеснении, фиксации, регрессии, свободных ассоциациях, силе Я и др.

Фрейд выдвинул на первый план жизненные вопросы, которые никогда не переставали волновать людей, — о сложности внутреннего мира человека, об испытываемых им душевных конфликтах, о последствиях неудовлетворенных влечений, о противоречиях между «желаемым» и «должным». Жизненность и практическая важность этих вопросов выгодно контрастировали с абстрактностью и сухостью академической, «университетской» психологии. Это и обусловило тот огромный резонанс, который получило учение Фрейда как в самой психологии, так и далеко за ее пределами.

9 стр., 4355 слов

Зигмунд Фрейд – исследователь психической жизни человека

... восстановлению их психического здоровья, Фрейд создал теорию, объяснявшую переживания и поведение не только больного, но и здорового человека [3, С. 3]. 1. Зигмунд Фрейд - основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд назвал ... с тем, что эти неосозноваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски ...

Вместе с тем на интерпретацию выдвинутых им проблем, моделей и понятий неизгладимую печать наложила социально-идеологическая атмосфера, в которой он творил.

Цель работы рассмотреть основные положения психоанализа З. Фрейда. Дать ответ на вопрос: «Почему психоанализ открыл именно З.Фрейд?»

Задачами курсовой работы являются: рассмотрение истории развития психоанализа, рассмотрение психического детерминизма, побуждений, инстинктов, принципов равновесия, психосексуальных стадий развития, структуру личности и механизмы защиты.

1. История психоанализа

Термин «психоанализ» имеет три значения: теория личности и психопатологии; метод терапии личностных расстройств; наконец, метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума.

В самом общем смысле психоанализ – это стремление выявить скрытые мотивы действий, мнений, истоки морально-психологических установок личности. Большинство людей не задумывается о том, что сознание – это еще не вся психика и даже не ее большая часть. За пределами сознания находится мощный психический аппарат, который формировался в течение многих тысячелетий и деятельность которого недоступна самонаблюдению, подобно тому, как недоступны ему деятельность печени и других жизненно важных органов. Однако именно в этой скрытой, бессознательной части психики находится первоисточник многих наших чувств и мыслей.

Первая и универсальная задача психоанализа – это расшифровка, истолкование, противоречивого, что возникает в сознании и человеческих отношениях. Очевидно, что психоанализом занимаются все люди с нормальной, да и с отклоняющейся психикой, когда сталкиваются с чем-то лично их задевающим.

Выделение психоанализа в специальный и целенаправленный дискурс, в виде терапевтического общения врача и пациента произошло в ХХ веке – вероятно потому, что глубокие и непривычные перемены во взаимоотношениях людей привели к психическому дискомфорту разного рода. Под влиянием урбанизации, усилившейся мобильности, ускоренного развития культуры и других факторов, нарушились привычные психологические связи между людьми. Возникли не имевшие аналогов в прошлом ощущения утраты смысла жизни, непреодолимого барьера между поколениями, одиночества и отчуждения, невозможности самореализации. На этой почве возросло количество заболеваний разного рода, преступлений, самоубийств, обострились идеологические конфликты.

Психоанализ как направление в медицине и психологии возник на заре ХХ века. Но он не был лишь научным изобретением, принадлежащим блестящему уму. Он явился также ответом на социо-культурные перемены, потребовавшие специальной коррекции личности в ситуации взаимного отчуждения людей и усиливавшейся конфликтности.

Уникальность, необычность психоанализа связана с тем, что он возник на границе между практической медициной, наукой и бытовым дискурсом. Этим, во многом объясняется и его научная революционность, необычный интерес к нему широкой общественности а также шквал разоблачений, упреков, обвинений в безнравственности и шарлатанстве, которые со всех сторон посыпались на психоаналитиков. Психоанализ открыл новую эпоху в истории самопознания человека.

3 стр., 1354 слов

Роль бессознательного в жизни человека

... наблюдений за своими больными Фрейд пришел к выводам, изменившим прежние представления о психике. Бессознательное, по его мнению, носит врожденный характер. Он утверждал, что поведение человека в значительной степени подчиняется ...

Необходимо различать два проблемно-теоретических слоя в психоанализе. Первый связан с медициной, практическим лечением неврозов, методами: свободных ассоциаций, толкований сновидений, группового тренинга и др. Цель практического психоанализа – это коррекция психики, переработка индивидуальных болезненных комплексов. В процессе клинического психоанализа добывается огромное количество конкретных знаний о больной и здоровой психике. Их нелегко обобщить и привести в систему, поскольку они возникают на основе неповторимого взаимодействия между врачом и пациентом как между уникальными личностями.

Второй слой идей психоанализа совпадает с общей теорией личности. Она складывается у психоаналитиков на основе их практического опыта, теоретических размышлений и дискуссий с коллегами-психиатрами. Этот второй слой представляет собой теорию, которая взаимодействует с другими теориями в психологии, таким, как рефлексология, гештальт-терапия, когнитивная психология.

Судьба психоанализа необычна и вместе с тем характерна. Встреченный насмешками и возмущением академических кругов, он со временем завоевал популярность, сравнимую разве что с популярностью марксизма и мировых религий. Будучи задуман своим творцом как метод лечения неврозов и теория душевной жизни, психоанализ превратился со временем в философию человека и культуры, оказался в центре политической полемики. Достаточно сказать, что в нацистской Германии книги Фрейда были сожжены, а в СССР – запрятаны в спецхран.

Уже в начале ХХ века психоанализ приобрел всемирную известность. Ряд работ Фрейда и его учеников был издан в 20-30 годы на русском языке в основанной проф. Д.А. Ермаковым «психоаналитической библиотечке».

В течение нескольких десятилетий (с середины 20-х до начала шестидесятых годов) психоанализ находился под запретом. И только с середины 80-х годов стали широко издаваться работы Фрейда, Юнга, Адлера и др. крупнейших психоаналитиков.

2. Теория психоанализа З.Фрейда

Психоанализ – первая современная система психологии, предметом которой является не какой-то отдельно взятый аспект проблемы человека, а человека как целостная личность. В противоположность экспериментальному методу традиционной психологии, вынужденной ограничиваться изучением частных феноменов, Фрейд выдвинул новый метод, давший ему возможность изучать личность в целом, а также понять, что вынуждает человека поступать так, а не иначе. Это метод – анализ свободных ассоциаций, снов, оговорок, перенесений – позволяет сделать ранее «скрытые», доступные только самопознанию и самоанализу состояния сознания «явным» в процессе общения между индивидом и психоаналитиком. Тем самым психоаналитический метод сделал доступными для наблюдения и изучения такие явления, которые иным путем не наблюдаемы. Стало возможным выявление и тех эмоциональных переживаний, которые не были доступны даже для самоанализа, поскольку вытеснялись из сознания.

В начале исследований Фрейда интересовали главным образом невротические симптомы, Но чем дальше продвигался психоанализ, тем более очевидным становилось, что полное понимание симптомов невроза возможно только при понимании типа характера человека. Теперь уже не отдельные симптомы, а сам невротический характер стал предметом психоанализа и психоаналитической терапии.

10 стр., 4586 слов

Роль денег в моей жизни. : Роль денег в жизни человека

... возможность управления деятельностью человека и общества в плане обеспечения их пользы без прямого воздействия людей друг на друга. Роль денег в истории постоянно ... быть, потому что во времена Фрейда деньги еще не стали тем универсальным источником энергии, каким они являются сегодня, -- ... справедливости. Хотя мы и знаем, как много хорошего в жизни связано с деньгами, каждому из нас прекрасно знакомы ...

2.1. Психический детерминизм

Фрейд полагал, что душевная жизнь — это «последовательный непрерывный процесс». Закон сохранения энергии применим к ней так же, как и ко всем другим процессам. Каждая мысль, чувство или действие имеют свою причину, вызываются сознательным или бессознательным намерением в определяются предшествующим событием. Некоторые проявления душевной жизни «кажутся» возникшими беспричинно, спонтанно. Этого быть не может. В этих случаях Фрейд начинает искать и находить скрытые связи, которые соединяют одно сознательное проявление душевной жизни с другим.

В душевной жизни Фрейд выделяет три уровня: сознание, предсознание и подсознание (бессознательное).

Все психические процессы связаны между собой по горизонтали и по вертикали. Если мысль или чувство кажутся не связанными с предшествующими мыслью и чувством, то эти связи нужно искать в бессознательном.

«Определенные нарушения наших психических функций или неправильности в действиях, которые кажутся нам немотивированными, — писал Фрейд, — оказываются вполне мотивированными, если их подвергнуть психоаналитическому исследованию». Бессознательное и предсознательное отделены от сознательного особой психической инстанцией — «цензурой». «Цензура» выполняет две функции:

1) вытесняет в область бессознательного неприемлемые и осуждаемые личностью собственные чувства, мысли и понятия;

2) оказывает сопротивление активному бессознательному, стремящемуся проявиться в сознании.

К бессознательному относятся многие инстинкты, вообще недоступные сознанию, а также мысли и чувства подвергнутые «цензуре».

Эти мысли и чувства не утеряны, но не допускаются к воспоминанию, а поэтому проявляются в сознании не прямо, а опосредованно, окольными путями — в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях, «несчастных» случаях, неврозах. Происходит также сублимация бессознательного — замещение запретных влечений социально приемлемыми действия ми. Бессознательное обладает большой жизнеспособностью и не подвластно времени. Мысли и желания, вытесненные в свое время в бессознательное и вновь допущенные в сознание даже через несколько десятилетий, не теряют своего эмоционального заряда и действуют на сознание с прежней силой.

То, что мы привыкли называть сознанием, представляет собой, образно говоря, айсберг, большую часть которого занимает бессознательное. В этой нижней части айсберга и находятся основные запасы психической энергии, побуждения и инстинкты.

Предсознание — та часть бессознательного, которая может стать сознанием. Оно расположено между бессознательным и сознанием. Предсознание подобно большому складу памяти, в котором сознание нуждается при выполнении своей повседневной работы.

2.2. Побуждения, инстинкты и принцип равновесия

Инстинкты — это силы, побуждающие человека к действию. Физические аспекты инстинкта Фрейд называл потребностями, психические — желаниями.

Инстинкт содержит четыре компонента: источник (потребности, желания), цель, импульс и объект. Цель инстинкта состоит в уменьшении потребности и желания до такой степени, что дальнейшее действие, направленное на их удовлетворение, перестает быть необходимым. Иными словами, цель заключается в том, чтобы дать организму то, в чем он испытывает потребность или что он в данный момент желает. Импульс инстинкта — это те энергия, силы или напряжение, которые используются для удовлетворения инстинкта. Объект инстинкта — это те предметы или действия, которые удовлетворяют первоначальную цель.

8 стр., 3581 слов

Концепция происхождения культуры Зигмунда Фрейда

... Фрейда на роль культуры в современном обществе. Мы считаем необходимым охарактеризовать еще один общетеоретический принцип, лежащий в основе психоаналитической концепции культуры, ... ставшем Богом. Здесь Фрейд связывал воедино основные тезисы психоанализа — Эдипов ... Фрейда. Повторимся, что Фрейд подчеркивает - «слово «культура» обозначает всю сумму достижений и учреждений, отличающих нашу жизнь от жизни ...

Рассмотрим, к примеру, как проявляются эти компоненты у человека, испытывающего жажду. Тело обезвоживается и начинает нуждаться в жидкости (источник инстинкта — потребность в жидкости, жажда).

По мере нарастания жажды нарастают напряжение, энергия (импульс), направленные на ее удовлетворение. Цель состоит, в том, чтобы уменьшить это напряжение, ликвидировать жажду. «Объект» — это не только жидкость, но и все действия, которые направлены на поиски или приготовление влаги, и, наконец, сам акт выпивания жидкости.

Человек, испытывающий потребность, будет продолжать поисковую деятельность до тех пор, пока не удовлетворит эту потребность и связанное с ней напряжение. Напряжение сменяется релаксацией, релаксация — напряжением… И так до бесконечности. Идеальным считается состояние покоя, равновесия, соответствующее внутриутробной жизни.

Если человек с жадностью поедает пищу, значит, он голоден, если кричит, значит, у него что-то болит или он чего-то хочет… Поэтому, рассматривая поведение, сон или любой другой психический процесс, нужно искать лежащие за ними побуждения и желания.

Работа психоаналитика включает в себя поиск причин мыслей, чувств и поведения, чтобы потребность (инстинкт), неправильно или недостаточно удовлетворяемая определенной мыслью или поведением, могла найти лучшую, более оптимальную форму удовлетворения.

Иногда некоторые мысли или формы поведения не только не уменьшают напряжение, а, наоборот, усиливают его. Это означает одно из двух: либо прямое выражение потребности блокировано, либо эти конкретные мысли и формы поведения не удовлетворяют ее.

Хотя существует большое разнообразие инстинктов, Фрейд попытался свести их к двум основным группам: инстинкты, поддерживающие жизнь (сексуальные), и инстинкты, разрушающие жизнь (деструктивные).

Этот фундаментальный антагонизм существует всегда, но, может быть, не видим в психической жизни, потому что большинство наших мыслей и действий связаны не с одним из этих инстинктов, а являются результатом их взаимодействия и взаимовлияния. Инстинкты — это «каналы, по которым протекает энергия», и эта энергия подчиняется своим собственным законам.

По мнению Фрейда, «каждый из этих двух обобщенных инстинктов (сексуальный и деструктивный) имеет и свой источник энергии». Либидо (в пер. с лат. — желание) — энергия, присущая инстинктам жизни; деструктивным инстинктам присуща агрессивная энергия. Эта энергия имеет свои количественные и Динамические критерии. Катексис — это процесс помещения либидозной (или противоположной ей) энергии в различные сферы психической жизни, в идею или в действие. Катектированное либидо перестает быть подвижным и уже не может перемещаться к новым объектам: оно укореняется в той области психической сферы, которая удерживает его.

Если представить себе либидо как определенную сумму денег, то катексис — процесс покупки, вкладывание денег в ценности. Чем больше вложено денег в одни ценности, тем меньше их останется для других.Психоаналитик всегда пытается понять непропорциональность катектирования либидо и старается перерас-пределить его. Стремление высвободить связанные энергии мы находим также у Роджерса и Маслоу, в буддизме и суфизме. Каждая из этих теорий строит свои заключения на наличии и поиске источников психической энергии, но все они согласуются с фрейдовским представлением о том, что обнаружение и канализация психической энергии — одна из основных проблем в понимании личности.

2.3. Психосексуальные стадии развития

В самом начале жизни половое влечение неотделимо от инстинкта само-сохранения, но в отличие от последнего обладает способностью к вытеснению и сложной трансформации.

Основная потребность ребенка после рождения — это потребность в питании. Поэтому большая часть энергии (либидо) катектирована в области рта. Во время кормления ребенка утешают лаской, покачиванием, уговорами. Все эти «побочные» ритуалы помогают уменьшить напряжение, так как ассоциируются ребенком с процессом кормления. Младенец испытывает явное удовольствие при сосании не только груди, но и других предметов, имитирующих грудь (соска, пальцы, игрушка).

Таким образом, рот — первая область организма, которой ребенок может управлять и раздражение которой приносит максимум удовольствия. По Фрейду, это оральная стадия сексуального развития.

По мере взросления «зоны удовольствия» распространяются на новые области тела, однако определенная часть анергии остается постоянно «привязанной» к оральной зоне. У взрослых остается много оральных привычек и постоянный интерес к поддержанию оральных удовольствий: еда, сосание, жевание, курение, облизывание губ и т. п. Некоторые оральные привычки, такие, как грызение ногтей, курение, кусание, расцениваются как проявление неполной психической зрелости, как фиксация на оральной стадии развития. Термином «фиксация» Фрейд обозначал задержку, застревание на одной из стадий сексуального развития. В таких случаях человек иногда предпочитает удовлетворить свои потребности более приятными «детскими» способами, а не адекватными нормальному развитию.

В возрасте от 2 до 4 лет ребенок особое внимание сосредоточивает на акте уринации и дефекации — это анальная стадия. «Проблема туалета, — пишет Фрейд, — разжигает естественный интерес к открытию себя. Увеличение психологического контроля связано с пониманием, что такой контроль может быть новым источником удовольствия». Ребенок поначалу не понимает, что его моча и кал не представляют никакой ценности; почему его хвалят за то, что он «это «делал», и ругают, если он это сделал на иол или взял кусочек кала в руки? Поощрения и похвалы постоянно сменяются запретами и табу…

Фиксация на анальной стадии развития ведет к формированию таких черт характера, как чрезмерная аккуратность, бережливость, упрямство. Фрейд в таких случаях говорит об «анальном характере».

Далее следует фаллическая стадия сексуального развития. По меньшей мере с 3 лет ребенок впервые обращает внимание на наличие или отсутствие у него пениса. Фрейд считает, что желание девочки иметь пенис и понимание того, что его нет, — критический период в развитии женщины. В этот период детства сексуальность достигает вершины и нередко связана с непосредственным раздражением гениталий. Основным объектом либидо становится родитель противоположного пола. Мальчик влюбляется в мать, одновременно ревнует и любит отца (Эдипов комплекс); девочка — наоборот (комплекс Электры).

Выходом из конфликта является отождествление себя с конкурирующим родителем. Так формируется основа морали — супер-Эго и возможность активного подавления сексуальных влечений.

К 5 годам сексуальная напряженность у ребенка ослабевает, и он переключается на учебу, спорт, различного рода увлечения. С этого времени наступает так называемый латентный период (6-12 лет).

В подростковом и юношеском возрасте сексуальность оживает с новой силой. Сначала она проявляется в эротических сновидениях, поллюциях, преходящем онанизме, а затем либидозная энергия полностью переключается на полового партнера. Наступает стадия половой зрелости — генитальная стадия.

При нормальном развитии личности сексуальные представления, связанные с прегенитальным периодом, полностью вытесняются в сферу бессознательного, а соответствующие им представления сублимируются. Однако нередки случаи, при которых вытеснение инфантильных сексуальных представлений совершается неполностью, и тогда «ущемленный комплекс» проявляется в виде ошибочных действий, оговорок, в сновидениях, а в более тяжелых случаях — в форме невротических расстройств.

2.4. Структура личности

В структуре личности Фрейд выделяет Ид. Эго и супер-Эго (Оно» Я, сверх-Я).

Ид — это первоначальная, основная, центральная и вместе с тем наиболее архаичная часть личности. Ид, считает Фрейд, «содержит все уникальное, все, что есть при рождении, что заложено в конструкции — кроме всего прочего, следовательно, те инстинкты, которые возникают в соматической организации и которые в Ид находят первое психическое выражение в форме, нам неизвестной. Ид служит источником энергии для всей личности и вместе с тем целиком бессознательно. Мысли или чувства, вытесненные из сознания в бессознательное Ид, по-прежнему способны влиять на психическую жизнь человека, причем со временем сила этого-влияния не уменьшается. Ид можно сравнить со слепым и глухим диктатором с неограниченною властью, но властвовать он может только через посредников».

Эго развивается из Ид, но в отличие от последнего находится в постоянном контакте с внешним миром. Эго защищает Ид, как кора дерево, но при этом питается энергией Ид. Сознательная жизнь протекает преимущественно в Эго. Посредством накапливания опыта (в памяти) Эго избегает опасных раздражителей, адаптируясь к умеренным, и, главное, посредством активной деятельности способно перестраивать его себе на пользу. Развиваясь, Эго постепенно обретает контроль над требованиями Ид, решая, будет ли инстинктивная потребность реализована сиюминутно, или ее удовлетворение будет отложено до более благоприятных обстоятельств. Таким образом, Ид реагирует на потребности, Эго — на возможности. Эго находится под постоянным воздействием внешних (среда) и внутренних (Ид) импульсов. Нарастание этих импульсов сопровождается напряжением, чувством «неудовольствия», уменьшение — релаксацией, чувством «удовольствия». Эго, считает Фрейд, стремится к удовольствию и старается избежать неудовольствия.

Супер-Эго развивается из Эго и является судьей и цензором его деятельности и мыслей. Это хранилище выработанных обществом моральных установок и норм поведения. Фрейд указывает на три функции супер-Эго: совесть, самонаблюдение, формирование идеалов.

В качестве совести супер-Эго судит, ограничивает, запрещает или разрешает сознательную деятельность. Самонаблюдение возникает из способности супер-Эго (независимо от Ид и Эго) оценивать деятельность, направленную на удовлетворение потребности. Формирование идеалов связано с развитием самого супер-Эго. Иногда неправильно отождествляют супер-Эго с поведением одного из родителей. «Супер-Эго ребенка, — подчеркивает Фрейд,- в действительности конструируется не по модели его родителей, а по модели супер-Эго его родителей».

Основная цель взаимодействия всех трех систем — Ид, Эго и супер-Эго — поддерживать или (при нарушении) восстанавливать оптимальный уровень динамического развития душевной жизни, увеличивая удовольствие и сводя до минимума неудовольствие.

2.5. Механизмы защиты

От напряжения, испытываемого ноя воздействием различных сил (внутренних, внешних), Эго оберегает себя с помощью таких защитных механизмов, как вытеснение, отрицание, рационализация, реактивные образования, проекция, изоляция, регрессия и сублимация.

Вытеснение — удаление из сознания чувств, мыслей и намерений к действию, потенциально вызывающих напряженность. Однако вытесненные в бессознательное, эти «комплексы» продолжают действовать на душевную жизнь и поведение человека и постоянно ищут выхода «наружу». Поэтому для удерживания их в бессознательном требуется постоянный расход энергии.

Отрицание — это попытка не принимать за реальность события, нежелательные для Эго. Примечательна способность в таких случаях «пропускать» в своих воспоминаниях неприятные пережитые события, заменяя их вымыслом. В качестве характерного примера Фрейд приводит воспоминания Чарльза Дарвина: «В течение многих лет я следовал золотому правилу, а именно, когда я сталкивался с опубликованным фактом, наблюдением или идеей, которые противоречили моим основным результатам, я незамедлительно записывал это; я обнаружил по опыту, что такие факты и идеи гораздо легче ускользают из памяти, чем благоприятные».

Рационализация — это нахождение приемлемых причин и объяснений для неприемлемых мыслей и действий. Естественно, что эти «оправдательные» объяснения мыслей и поступков более этичны и благородны, нежели их истинные мотивы.

Реактивные образования — это поведение или чувства, противопоставляемые желанию; это явная или неосознанная инверсия желания.

Проекция — это подсознательное приписывание собственных качеств, чувств и желаний другому человеку.

Изоляция — это отделение психотравмирующей ситуации от связанных с ней душевных переживаний. Замена ситуации происходит как бы неосознанно, по крайней мере не связывается с собственными переживаниями. Все происходит как будто с кем-то другим. Изоляция ситуации от собственного Эго особенно ярко проявляется у детей. Взяв куклу или игрушечную зверюшку, ребенок, играя, может «дать» ей делать и говорить все, что ему самому запрещается: быть безрассудной, саркастичной, жестокой, ругаться, высмеивать других и т. п.

Регрессия — соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления. Даже здоровые люди, чтобы как-то защититься от постоянного эмоционального прессинга, «спустить пар», время от времени прибегают к различным формам регрессии. Они курят, напиваются, ковыряют в носу, лепечут по-детски, читают бульварные романы, портят вещи, верят мистификаторам, рискован-но водят автомобиль и делают еще массу «глупостей».

Сублимация — это наиболее распространенный защитный механизм, посредством которого либидо и агрессивная энергия трансформируются в различные виды деятельности, приемлемые для индивида и общества. Разно-видностью сублимации может быть спорт, интеллектуальный труд, творчество. Сублимированная энергия, по мнению Фрейда, создает цивилизацию.

Таким образом, «механизмы защиты — это способы, с помощью которых Эго защищает себя от внутренних и внешних напряжений». Эти механизмы, в понимании Фрейда, играют значительную роль в патогенезе неврозов. Невротический синдром есть следствие неудавшегося защитного процесса. Психоневроз — проявление защиты сознательной части душевной жизни от неприемлемых переживаний и стремлений. С механизмами вытеснения, в частности, Фрейд связывает некоторые симптомы истерий, импотенцию, фригид-ность, психосоматические заболевания (бронхиальная астма, язва желудка).

Для невроза навязчивых состояний характерными являются механизмы изоляции и реактивного образования.

Принципиальная цель психоаналитика состоит в том, утверждает Фрейд, «чтобы усилить Эго, сделать его более независимым от супер-Эго, расширить поле его восприятия и усовершенствовать его организацию, чтобы оно могло освоить новую порцию Ид».

Заключение

Взгляды Фрейда можно разделить на три области: метод лечения функциональных психических заболеваний, теория личности и теория общества. При этом стержнем всей системы являются его взгляды на развитие и структуру личности. Фрейд выделял несколько защитных механизмов, главными из которых являются вытеснение, регрессия, рационализация, проекция и сублимация. Наиболее эффективным является механизм, который Фрейд назвал сублимацией. Он помогает направить энергию, связанную с сексуальными или агрессивными стремлениями, в другое русло, реализовать ее, в частности, в художественной деятельности. В принципе Фрейд и считал культуру продуктом сублимации и с этой точки зрения рассматривал произведения искусства, научные открытия. Наиболее успешным этот путь является потому, что на нем происходит полная реализация накопленной энергии, катарсис, или очищение, человека.

Важнейшее место в теории Фрейда занимал его метод — психоанализ, для объяснения работы которого и были собственно созданы остальные части его теории. В своей психотерапии Фрейд исходил из того, что врач занимает в глазах пациента место родителя, доминирующее положение которого пациент признает безусловно. При этом устанавливается канал, по которому происходит беспрепятственный обмен энергией между терапевтом и пациентом, то есть появляется трансфер. Благодаря этому терапевт не только проникает в бессознательное своего пациента, но и внушает ему определенные положения, прежде всего свое понимание, свой анализ причин его невротического состояния. Этот анализ происходит на основе символической интерпретации ассоциаций, снов и ошибок пациента, то есть следов его вытесненного влечения. Врач не просто делится с пациентом своими наблюдениями, но и внушает ему свое толкование, которое пациент некритично понимает. Это внушение, по мнению Фрейда, и обеспечивает катарсис: принимая позицию врача, пациент как бы осознает свое бессознательное и освобождается от него. Поскольку основа такого выздоровления связана с внушением, эта терапия была названа директивной — в отличие от той, которая основана на равноправных отношениях пациента и врача.

Ни одно течение в истории психологии не вызывало таких взаимоисключающих суждений и оценок, как фрейдизм. Идеи психоанализа, по свидетельству многих писателей, настолько проникли в «кровь» западной культуры, что многим ее представителям значительно легче мыслить ими, чем игнорировать их. Вместе с тем во многих странах психоанализ подвергается резкой критике.

Несмотря на существенную модернизацию многих положений Фрейда его последователями основные подходы к психическому развитию, заложенные в его теории, остались неизменными. К ним относятся прежде всего следующие положения:

1) понимание психического развития как мотивационного, личностного;

2) представление о развитии как адаптации к среде; хотя среда и не является всегда и полностью враждебной, однако она всегда противостоит конкретному индивиду;

3) представление о движущих силах психического развития как врожденных и бессознательных;

4) идея о том, что основные механизмы развития, также врожденные, закладывают основы личности и ее мотивов уже в раннем детстве и существенного изменения эта структура в дальнейшем не претерпевает.

И все-таки почему именно З. Фрейд стал основоположником психоанализа? Я считаю, потому что именно Фрейду удалось проникнуть в тайники бессознательного, или, как иногда говорил сам автор, «преисподнюю» психики.

Действительно, Фрейду удалось доказать, что мышление душевнобольных и невротиков отличается как раз такими чертами, которые сближают их с примитивными людьми.

Фрейду удалось доказать, что сумеречным состояниям (припадки у истериков) соответствуют те процессы, которые наблюдаются у здоровых людей в их сновидениях, и старое предположение, высказанное целым рядом выдающихся психопатологов в родстве состояний сна с болезненными явлениями в области психики, нашло свое научное подтверждение.

По моему мнению, ни одно психологическое направление не приобрело столь широкую известность за пределами этой науки, как фрейдизм. Это объясняется влиянием его идей на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие отрасли науки, связанные с человеком.

Библиографический список

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/na-temu-chelovek-i-kultura-v-psihoanalize/

1. Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль / сост. В.М. Лейбин. – М.: Республика, 1994.

2. Психотерапевтическая энциклопедия. /Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб: Питер, 1998.

3. Урсано Р, Зонненберг С., Лазар С. Психодинамическая психотерапия.-М.: Знание, 1992.

4. Фрейд З. Я и Оно. Хрестоматия по истории психологии. — М.: Наука, 1980.

5. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М: Наука, 1989.

6. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. — М.: Экзамен, 1997.

7. Фрейд З. Психология бессознательного. Сборник произведений. Сост. М. Г. Ярошевский. — М.: Наука, 1989.

8. Цвейг С. Казанова. Фридрих Ницше. Зигмунд Фрейд. — М.: Наука, 1990.

9. Шерток Л. Непознанное в психике человека. — М.: Знание, 1982.

10. Ярошевский М.Г. Краткий курс истории психологии. — М.: Наука, 1995.

Теория психоанализа

Психоанализ понятие базируется на концепции, состоящей в том, что мотивация человеческого поведения в основном не осознается и не является очевидной. В начале двадцатого столетия З.Фрейд разработал новую структурную модель психики, которая позволила в другом аспекте рассмотреть внутреннюю конфронтацию. В этой структуре он выделил три компонента, именуемые: «оно», «Я» и «сверх-Я». Полюс влечений индивида называется «оно». Все процессы в нем проистекают бессознательно. Из «ОНО» зарождается и формируется во взаимодействии со средой и окружением «Я», которое представляет собой сложнейший комплекс идентификаций с иными «Я». В сознательной поверхности, предсознательной и бессознательной плоскостях функционирует «Я» и выполняет психологическую защиту.

Все защитные механизмы изначально предназначаются для адаптации субъектов к требованиям внешней среды и внутренней реальности. Но вследствие нарушений развития психики, такие природные и обычные в границах семьи методы адаптации сами по себе могут становиться причиной нешуточных проблем. Всякая защита, наряду с ослаблением воздействия действительности также ее и искривляет. В случае, когда такие искривления чересчур массивны, адаптивные способы защиты трансформируются в психопатологический феномен.

«Я» считается срединной областью, территорией на которой пересекаются две реальности и накладываются одна на другую. Одной из важнейших его функций является тестирование реальности. «Я» неизменно сталкиваясь с непростыми и двойственными требованиями, которые исходят от «ОНО», внешней среды и «сверх-Я», «Я» вынужденно находить компромиссы.

Любой психопатологический феномен является компромиссным решением, неудачным стремлением самоизлечения психики, возникшим в качестве ответной реакции на болевые ощущения, порожденные внутрипсихической конфронтацией. «СВЕРХ-Я» является кладовой моральных предписаний и идеалов, реализовывает в психической регуляции несколько значимых функций, а именно контроль и самонаблюдение, поощрение и наказание.

Гуманистический психоанализ Э. Фромм разработал с целью расширения границ психоаналитического учения и акцентирования роли экономических, социологических и политических факторов, религиозных и антропологических обстоятельств в личностном формировании.

Психоанализ Фромма кратко: свою интерпретацию личности он начал с анализа обстоятельств жизни индивида и их видоизменения, начиная со Средневековья и заканчивая двадцатым столетьем. Гуманистическая психоаналитическая концепция была разработана для разрешения основных противоречий человеческого бытия: эгоизма и альтруизма, обладание и жизнь, отрицательная «свобода от» и позитивная «свобода для».

Эрих Фромм утверждал, что выход из кризисного этапа современной цивилизации лежит в создании так называемого «здорового социума», базирующегося на убеждениях и ориентирах гуманистической морали, воссоздании гармонии между природой и субъектом, личностью и социумом.

Эрих Фромм считается основоположником неофрейдизма – направления, получившего распространение, преимущественно, в США. Сторонники неофрейдизма объединили фрейдовский психоанализ с американскими социологическими учениями. Среди наиболее известных трудов по неофрейдизму можно выделить психоанализ Хорни. Последователи неофрейдизма подвергли резкой критике цепь постулатов классического психоанализа в отношении трактовки процессов, проистекающих внутри психики, но при этом сберегли важнейшие составляющие его теории (концепцию об иррациональной мотивации деятельности субъектов).

Неофрейдисты сделали акцент на исследовании межличностных взаимоотношений с целью найти ответы на вопросы о существовании человека, о должном образе жизни личности и о том, что ей нужно делать.

Психоанализ Хорни заключается в наличии трех основополагающих стратегий поведения, которыми индивид может воспользоваться для разрешения базового конфликта. Каждой стратегии отвечает определенная базовая ориентация во взаимоотношениях с остальными субъектами:

— — стратегия движения к социуму или ориентация на индивидов (соответствует уступчивый личностный тип);

— — стратегия движения против социума или ориентация против субъектов (соответствует враждебный или агрессивный личностный тип);

— — стратегия движения от социума или ориентация от индивидов (соответствует отстраненный или обособленный личностный тип).

Для стиля взаимодействия, ориентированного на индивидов, свойственна подневольность, неуверенность и беспомощность. Такими людьми управляет убеждение, заключающееся в том, что если индивид отступит, то его не тронут.

Уступчивый тип нуждается в любви, защите и руководстве его действиями. Он, обычно, завязывает отношения для избегания чувства одиночества, бесполезности или беспомощности. За их учтивостью может таиться подавленная потребность к агрессивному поведению.

При стиле поведения, ориентированного против субъектов, характерно доминирование, агрессивность и эксплуатация. Личность действует, отталкиваясь от убеждения, что она обладает властью, поэтому ее никто не тронет.

Враждебный тип придерживается точки зрения, что социум агрессивен, а жизнь является борьбой против всех. Отсюда, враждебный тип рассматривает каждую ситуацию или любые отношения с позиции, что он будет иметь от этого.

Карен Хорни утверждала, что этот тип способен вести себя корректно и дружелюбно, но при этом в конечном итоге его поведение всегда устремлено к обретению власти над окружением. Все его действия направлены на рост собственного статуса, авторитета или удовлетворение персональных амбиций. Таким образом, в данной стратегии обнаруживается потребность эксплуатировать окружение, получать социальное признание и восторг.

Обособленный тип пользуется защитной установкой – «мне все равно» и руководствуется принципом, что если он отстранится, то не пострадает. Для этого типа свойственно следующее правило: ни при каких обстоятельствах не дать увлечь себя. И неважно о чем идет речь – либо о любовных отношениях, либо о работе. Вследствие этого они теряют подлинную заинтересованность в окружении, сродняются с поверхностными наслаждениями. Для данной стратегии присуще стремление к уединению, самостоятельности и самодостаточности.

Вводя такое разделение стратегий поведения, Хорни отмечала, что понятие «типы» используется в концепции для упрощенного обозначения индивидов, характеризующихся наличием определенных черт характера.

Что Фрейд думал о влечении к познанию и при чем тут сублимация?

Фрейд никогда не писал о гносеологии и теории познания, так как интереса к философии у него не было. Более того, согласно теории психоанализа никакого специального влечения к познанию у человека нет — есть либидо, нашедшее себе некий объект. Фрейд вводит понятие сублимации. Так он называет перенос энергии либидо в несексуальные области — прежде всего в область творчества и познания.

Тем не менее учение Фрейда внесло вклад в развитие идей, определивших облик гносеологии в ХХ веке, — например, в теорию объектных отношений, которая была сформулирована учеником Фрейда Карлом Абрахамом. В основе этой теории лежит тезис о том, что первично влечение, а объект вторичен.

В психоанализе процессы познания у ребенка понимаются следующим образом: в самом субъекте (то есть у ребенка) действует некое влечение, а вокруг существуют различные, изначально нейтральные объекты. Они получают «нагрузку» в результате переливания энергии из источника в субъекте. Получив энергию извне, объект становится заряженным, «нагруженным», интересным, небезразличным, нужным. Любопытно, что c точки зрения психоанализа эти качества все равно не являются свойствами объекта, поскольку остаются связанными с действием субъекта. Так что можно сказать, что психоаналитическая теория взаимодействия субъекта и мира — субъективистская.

Фрейд начинает с того, что младенец не осознает разницы между «Я» и миром. У него нет определенного чувства собственного тела, нет схемы тела.

Новорожденный младенец еще не может самостоятельно двигаться, поэтому у него нет обратной связи между движениями и ощущениями тела, которая характерна для взрослого человека. Все, что у него есть, — это ощущения удовольствия и неудовольствия. Его естественное стремление — поместить все, что доставляет удовольствие, внутрь себя, а все, что причиняет неудобства, сделать внешним (позже это станет важным и для взрослых в наших типичных когнитивных искажениях).

Младенец занят конструированием своего окружающего мира. Ему надо отделить мир от себя, и поначалу он делает это очень неточно. Естественно, весь мир создается и полагается им вокруг его собственных влечений. Главное влечение младенца — удовлетворение голода, главный объект — грудь. Грудь воспринимается как добрая волшебница, которая появляется тогда, когда младенец этого захочет. Ему кажется, что он может управлять ею через «всемогущество мыслей» — Фрейд приписывал его младенцам (и первобытным людям).

Все остальные объекты мира тоже создаются субъектом-младенцем только через какое-то отношение к его собственным влечениям.

Судя по всему, Фрейд несколько преувеличил субъективность создаваемого таким образом мира. Например, из его теории следует, что младенец не будет обращать внимания на погремушки над кроваткой и на лицо матери, поскольку они не удовлетворяют его влечений. Но наблюдения за младенцами показывают, что это не так: дети охотно фокусируют взгляд на погремушках, улыбаются матери, и вообще у любого человека — особенно у того, который чуть старше новорожденного — есть бескорыстный, не имеющий отношения к потребностям интерес к миру. Подобие такого интереса есть даже у животных, этологи называют его поисковым поведением.

Психоаналитическое направление

Наиболее мощным и многообразным течением в нынешней психологии является психоаналитическое направление, родоначальником которого считается психоанализ Фрейда. Наиболее известными трудами в психоаналитическом направлении являются индивидуальный психоанализ Адлер и аналитический психоанализ Юнг.

Альфред Адлер и Карл Юнг в своих трудах поддержали теорию о бессознательном, но стремились ограничить роль интимных побуждений в толковании человеческой психики. Вследствие чего бессознательное приобрело новое содержание. Содержанием бессознательного по А. Адлеру, являлось устремление к власти как инструменту, компенсирующему чувство неполноценности.

Психоанализ Юнга кратко: Г. Юнг укоренил понятие «коллективное бессознательное». Он считал бессознательную психику насыщенной структурами, которые приобретенными индивидуально не могут быть, однако являются подарком далеких предков, тогда как Фрейд полагал, что в бессознательную психику субъекта могут входить явления, ранее вытесненные из сознания.

Юнг в дальнейшем развивает концепцию о двух полюсах бессознательного – коллективном и личном. Поверхностный слой психики, охватывающий все содержания, которые имеют связь с личным опытом, а именно забытые воспоминания, вытесненные побуждения и желания, позабытые травматические впечатления, Юнг именовал личным бессознательным. Зависит оно от личной истории субъекта и пробуждаться может в фантазиях и сновидениях. Коллективным бессознательным он называл сверхличную неосознаваемую психику, включающую влечения, инстинкты, которые в личности представляют природное создание, и архетипы, в которых обнаруживается человеческая душа. Коллективное бессознательное содержит национальные и расовые верования, мифы и предрассудки, а также определенное наследство, которое было приобретено от животных людьми. Инстинкты и архетипы играют роль регулятора внутренней жизни индивида. Инстинкт обусловливает специфическое поведение субъекта, а архетип определяет конкретное образование сознательных содержаний психики.

Юнг выделил два человеческих типа: экстравертивный и интровертивный. Первый тип характеризуется направленностью во вне и увлеченностью социальной активностью, а второй – внутренней направленностью и сосредоточенностью на персональных влечениях. В последующем Юнг такие влечения субъекта именовал термином «либидо» также как и Фрейд, но при этом Юнг не отождествлял с половым инстинктом понятие «либидо».

Таким образом, психоанализ Юнг являет собой дополнение классического психоанализа. Юнга философия психоанализа оказала довольно серьезное влияние на дальнейшее развитие психологии и психотерапии, наряду с антропологией, этнографией, философией и эзотерикой.

Адлер, трансформируя исходный постулат психоанализа, в качестве фактора личностного развития выделил чувство неполноценности, вызываемое, в частности, физическими дефектами. В качестве ответной реакции на такие ощущения появляется стремление компенсировать его, с целью получения превосходства над другими. Источник неврозов, по его мнению, скрывается в комплексе неполноценности. Он был в корне не согласен с утверждениями Юнга и Фрейда о превалировании персональных бессознательных инстинктов человеческом поведении и его личности, которые противопоставляют индивида социуму и отчуждают от него.

Психоанализ Адлера кратко: Адлер утверждал, чувство общности с социумом, стимулирующее общественные взаимоотношения и ориентирование на других субъектов, является главной силой, обуславливающей человеческое поведение и определяющей жизнь индивида, а вовсе не врожденные архетипы или инстинкты.

Однако существует нечто общее, связывающее три концепции индивидуальный психоанализ Адлер, аналитическую психоаналитическую теорию Юнга и классический психоанализ Фрейда – все перечисленные концепции утверждали, что индивид обладает некоторой внутренней, присущей исключительно ему одному натурой, которая воздействует на личностное формирование. Только Фрейд отдавал определяющую роль половым мотивам, Адлер отмечал роль социальных интересов, а Юнг придавал решающее значение первичным типам мышления.

Еще одним убежденным последователем психоаналитической теории Фрейда был Э.Берн. В ходе дальнейшего развития идей классического психоанализа и разработки методики лечения нервно-психических недугов, Берн сфокусировал внимание на так называемых «трансакциях», которые формируют фундамент межличностных отношений. Психоанализ Берн: он рассматривал три состояния «эго», а именно ребенок, взрослый и родитель. Берн предположил, что в процессе любого взаимодействия со средой, субъект всегда пребывает в одном из перечисленных состояний.

Введение в психоанализ Берн – эта работа была создана для объяснения динамики психики индивида и анализа проблем, переживаемых пациентами. В отличие от коллег-психоаналитиков, Берн считал важным доводить анализ проблем личности до истории жизни ее родителей и прочих предков.

Анализу разновидностей «игр», применяемых индивидами в ежедневном общении, посвящено введение в психоанализ Берн.

Книги Фрейда

Приступив к разработке нового подхода к лечению проблем психики, Фрейд инициировал собственные исследования и изучал данные прочих ученых. Ныне теория психоанализа считается поистине уникальной. От прочих ее отличает то, что она не берется изучать отдельные проблемы индивида. Психоанализ рассматривает все в комплексе. Предлагаем кратко ознакомиться с основными положениями терапии.

Классический психоанализ базируется на детерминизме биологической составляющей – на утверждении, будто потребности физиологии подавляют все прочие, и указывают их вектор. Психический детерминизм указывает на то, что любое происшествие в жизни человека имеет свои последствия. Каждый его поступок определен явным или скрытым мотивом, которому предшествовали определенные события.

Выделяется несколько аспектов психической жизни индивида: сознательное, предсознательное, бессознательное. В первом случае речь идет о переживаниях и текущих мыслях, во втором – о тайных желаниях и фантазиях, в третьем – о том, что выделяется из сознания, подавляясь внутренним цензором. Фрейд полагал, что психология должна детально интересоваться этим непростым механизмом.

Зигмунд Фрейд
Sigmund Freud
Зигмунд Фрейд (1905)
Дата рождения: 6 мая1856
Место рождения: Фрайберг, Австро-Венгрия (ныне Пршибор (Příbor), Чехия), улица Замечницкая (Zámečnická ulice), дом 117
Дата смерти: 23 сентября1939
Место смерти: Лондон, Maresfield Gardens 20
Научная сфера: австрийскийпсихиатр и основатель психоаналитической школы

Зи́гмунд Фрейд (нем.Sigmund Freud — Зигмунд Фройд, полное имя: Сигизмунд Шломо Фрейд; 6 мая1856, Фрайберг, Австро-Венгрия (ныне Пршибор,Чехия) — 23 сентября1939, Лондон) — австрийскийневролог, основатель психоаналитической школы, терапевтического направления в психологии, постулирующего теорию, согласно которой невротические расстройства человека вызваны многокомплексным взаимоотношением бессознательных и сознательных процессов.

Зигмунд Фрейд родился в семье галицийских евреев. Его отцу, Якову, был 41 год, он имел двух детей от предыдущего брака. Матери Зигмунда, Амалии Натансон, третьей жене Якова, был 21 год.

Большую часть своей жизни Фрейд прожил в Вене. В 17 лет закончил гимназию с отличием, осенью 1873 года поступил в Венский университет. В марте 1876 года Фрейд под руководством профессора Карла Клауса исследовал половую жизнь угря. В частности изучал наличие семенников у самца угря. Это была его первая научная работа.

Душевная жизнь человека представлена 3-мя уровнями, расположенными вертикально относительно друг друга. Изучение этих областей составляет основу психоанализа.

Уровни человеческой психики

Область Определения
Бессознательное Данная область психики находится за пределами сознания и основана на инстинктах. За «ширмой» могут прятаться чувства, переживания, мысли запретного характера, а также вытесненные воспоминания. Эта часть души неподвластна времени. Иногда события из детства могут проникнуть в сознание, придав старым воспоминаниям новые краски.
Предсознание Определяется, как память, лежащая на поверхности бессознательной области. Поэтому является доступной и легко извлекается наружу. На таком «складе» хранится информация о недавних событиях. Здесь же находятся приятные воспоминания, любимые мелодии, профессиональные навыки и т.п.
Сознание Эта область вмещает в себя то, что человек чувствует, переживает, осознает в конкретный момент своей жизни. Данный участок психики постоянно обновляется. Предыдущие элементы сознания не испаряются – одни оседают в предсознании, другие (наиболее неприятные) уходят в глубокое забытье и хранятся в бессознательном до определенного момента

Если описать кратко Фрейда теорию, то личность – это айсберг, в основании которого лежат инстинкты, побуждения, психическая энергия. Верхушку венчает ясное сознание, под ней прослойкой располагается предсознательная масса.

Уровни психики человека

Уровни психики человека

Из всех 3-х областей основную роль в психике индивида играет именно бессознательная часть. Человека к достижению целей направляют инстинкты:

  • основной – жизненная энергия (или либидо), зиждется на сексуальной природе;
  • инстинкт смерти – агрессивная составляющая.

Количество живой энергии, ее появление, распределение, перемещение оказывают влияние на особенности поведения, мышления, переживания, а также приводят к психическим расстройствам. Инстинкт смерти включает механизмы защиты.

Разделение психики на сознательную и бессознательную составляющие приводит к внутрипсихологическим конфликтам. Сознание вытесняет дурные желания и влечения. Но они не исчезают, а прячутся в «закромах» бессознательной области.

Обратите внимание! Из-за неудовлетворенности возникают напряжения, с которыми и должен справиться психоаналитик.

Способы решения внутренних конфликтов

Составляющая Особенности
Сновидения Они отражают скрытые нереализованные желания. Когда один и тот же сон повторяется многократно, это свидетельствует о конкретной потребности. Если желание не воплотить, оно становится помехой на пути самовыражения
Сублимация Осознанное перенаправление жизненной энергии с сексуальной темы на социальные, творческие, интеллектуальные цели. Это определенная форма защиты психики от внутренних конфликтов. Сублимированную энергию можно назвать двигателем цивилизации
Компенсация Чтобы неудовлетворенные желания не приводили к тревожному состоянию, их нейтрализуют. Если энергия не может найти выход, она перенаправляется на преодоление препятствий. Благодаря напористости и работоспособности, личность достигает успеха
Защита В психике существуют механизмы, начинающие включаться на фоне возникших напряжений. Они подавляют, искажают или отвергают ситуацию, провоцирующую конфликт

Последняя составляющая в преодолении внутреннего душевного напряжения мешает исследовать бессознательную область. Чтобы справиться с подобной трудностью, психология Фрейда предлагает метод анализа, помогающий пациенту осознать причину неудовлетворенности и справиться с конфликтом.

Защитные механизмы

Психологическая тактика личности направлена на сглаживание аффективных неприятных состояний. Механизмы защиты удерживают конфликты на бессознательном уровне, не допуская их на вершину «айсберга». Компенсацию и сублимацию можно считать составляющими защитной тактики. Кроме них, психика пользуется и другими механизмами:

  • проекция помогает переложить ответственность на других людей, приписывая им свои проблемы;
  • замещение использует перенаправление агрессии на иной объект, более безответный и приемлемый на текущий момент;
  • регрессия возвращает к модели поведения, свойственной раннему периоду, менее тревожному;
  • отрицание – это игнорирование угрозы жизнедеятельности;
  • подавление блокирует сознание или вытесняет из него тревожные моменты;
  • рационализация – почти творческий процесс, позволяющий создать легенду, оправдывающую настоящие мотивы собственного поведения и возникших неудач;
  • реактивная формация подменяет факторы, спровоцировавшие напряженность, на противоположные.

Защитный механизм психики

Защитный механизм психики

Не каждый индивид способен полностью противостоять конфликтам. Бывает сложно сдерживать защитные механизмы, из-за чего возникает риск развития невротической тревоги, импульсы которой способны захлестнуть сознание.

Методы психоанализа

Психоаналитическая концепция имеет свои техники психоанализа, включающие несколько этапов: продуцирование материала, этап анализа и рабочий альянс. К основным методам продуцирования материала относят свободную ассоциацию, реакцию переноса и сопротивление.

Методом свободных ассоциаций называется диагностический, исследовательский и терапевтический прием классического психоанализа Фрейда. Он базируется на использовании ассоциативности мышления для постижения глубинных психических процессов (преимущественно бессознательных) и дальнейшем применении полученных данных с целью коррекции и излечения функциональных нарушений психики через осознание клиентами источников их проблем, причин и характера. Особенностью данного метода считается совместно направленная, осмысленная и целеустремленная борьба пациента и терапевта против ощущений психического дискомфорта или недуга.

Метод заключается в произнесении пациентом любых мыслей, которые приходят в его голову, даже если такие мысли носят абсурдный или непристойный характер. Эффективность метода зависит, в большинстве своем, от отношений, которые зародились между пациентом и терапевтом. Основой таких отношений является феномен переноса, который заключается в подсознательном переносе пациентом на терапевта свойства родителей. Другими словами клиент переносит на терапевта чувства, испытываемые им к окружающим субъектам в раннем возрастном периоде, иначе говоря, проецирует ранние детские желания и взаимоотношения на иное лицо.

Процессу постижения причинно-следственных связей в ходе психотерапии, конструктивной трансформации личностных установок и убеждений, а также отречению от старых и формированию новых видов поведения сопутствуют определенные трудности, сопротивление, противодействие клиента. Сопротивление является общепризнанным клиническим феноменом, сопровождающим проведение любой формы психотерапии. Оно означает стремление не задевать неосознаваемый конфликт, вследствие чего создается препятствие любой попытке выявить подлинные источники проблем личности.

Фрейд считал сопротивление противодействием, неосознанно оказываемым клиентом попыткам воссоздания «вытесненного комплекса» в его сознании.

Этап анализа содержит в себе четыре шага (конфронтация, интерпретация, прояснение и проработка), которые необязательно идут последовательно друг за другом.

Еще одним важным психотерапевтическим этапом является рабочий альянс, который представляет собой сравнительно здоровые, разумные взаимоотношения между пациентом и терапевтом. Он дает возможность клиенту целенаправленно трудиться в аналитической ситуации.

Метод толкования сновидений заключается в поиске скрытого содержания, деформированной бессознательной истины, которая скрывается за каждым сновидением.

Вклад Фрейда в развитие психоанализа

Зигмунд Фрейд был австрийским неврологом, который, пожалуй, наиболее известен как основатель психоанализа. Ученый разработал набор терапевтических методов, сосредоточенных на лечении разговорами, которые включали использование таких стратегий, как перенос, свободная ассоциация и интерпретация сновидений.

Психоанализ стал доминирующей школой мысли в первые годы психологии и остается весьма влиятельным на сегодняшний день. В дополнение к его влиянию на психологию, идеи Фрейда проникли в популярную культуру и такие понятия, как отрицание, оговорка по Фрейду, бессознательное, исполнение желаний и эго даже широко используются в повседневном языке.

вклад зигмунда фрейда в психологию

В обзоре две тысячи второго года о наиболее влиятельных психологах двадцатого столетия Зигмунд Фрейд занял третье место.