Искусство сцены родилось в глубокой древности. В разные времена оно было призвано, то развлекать, то воспитывать, то проповедовать. И с этими задачами театр справлялся — его возможности многообразны, а сила воздействия велика, и потому театральное искусство стремились поставить себе на службу короли и князья, императоры и министры, революционеры и консерваторы. 1
Лучшие театральные произведения всегда оказывались чуткими к историческим переменам. Театр был зеркалом, в котором отражались события и человек. Не раз в истории человечества сбывались пророчества, произнесённые со сцены. Преодолевая границы и языковые барьеры, он являет миру новые открытия. 2
Театр, единственный вид искусства, который представляет нам не только результат своего творчества. Приходя в театр, мы становимся зрителями и соучастника спектакля, который творится в нашем присутствии на наших глазах. Именно эта особенность театрального искусства требует той особой атмосферы, которой живёт театр.
Именно способность говорить о том, что сегодня волнует людей, умение пережить и переосмыслить увиденное, сопоставив со своим жизненным опытом, взять их за сердце и заставить его учащенно биться, влечёт нас в театр, где мы получаем истинное эстетическое наслаждение. Всё это говорит об актуальности театрально искусства и в наши дни. Вот почему всегда и во все времена люди, думающие и ищущие, устремлялись в театр, считая его школой высоких гражданских чувств и подлинной человечности.
Целью работы является анализ исторических этапов развития русского театра. В работе представлены различные периоды развития театра, рассмотрен Александринский театр в качестве примера.
Глава 1. История возникновения и развития русского театра
Театр — это ни с чем несравнимое искусство, его специфика заключается в изображении
Русский театр зародился в глубокой древности в народном творчестве — обряды, праздники, связанные с трудовой деятельностью. Со временем обряды потеряли свое магическое значение и превратились в игры-представления. В них проявлялись элементы театра — драматическое действие, ряженье, диалог. В дальнейшем простейшие игрища превратились в народные драмы; они создавались в процессе коллективного творчества и хранились в народной памяти, переходя из поколения в поколение.
Журналистика и искусство
... это происходит с наиболее интересными и грамотными арт-публикациями. Арт-журналистика в своей работе ставит акценты на проблемах развития и сохранения культуры и искусства, ... низкопробных СМИ негативно сказывается на развитии индивида. Их воздействие способствует ограничению в распознавании качественного ... случае речь идет о сценическом искусстве, о значении театра и, разумеется, о критическом его ...
Старейшим театром были игрища народных лицедеев — скоморохов. Скоморохи, участвуя в обрядах, вносили в них мирское, светское содержание. Скоморошить — петь, плясать, балагурить, разыгрывать сценки, играть на музыкальных инструментах и лицедействовать мог всякий. Но скоморохом-умельцем становился и назывался только тот, чье искусство выделялось своей художественностью. То же самое происходит и в современном театре — театров много, но всеобщую любовь получают лишь те, где актеры блестяще владеют своим искусством.
Позже появились народные театры скоморохов со своим репертуаром. Актеры этих театров высмеивали власть имущих, духовенство, богачей, сочувственно показывали простых людей. Представления народного театра строились на импровизации, включали пантомиму, музыку, пение, танцы, цирковые номера. Исполнители использовали маски, грим, костюмы, бутафорию. Характер выступления скоморохов первоначально не требовал объединения их в большие группы.
Для исполнения сказок, былин, песен, игры на инструменте достаточно было только одного исполнителя. Представления скоморохов не переросли в профессиональный театр. Для рождения театральных трупп не было условий — власти и церковь преследовали скоморохов и ставили их в один ряд с волхвами, колдунами. Но скоморошеские представления продолжали жить, народный театр развивался.
Первый государственный профессиональный театр России был создан во второй половине XVII века. К этому времени произошло объединение и экономическое слияние княжеств и земель вокруг Москвы, было создано централизованное Русское государство. С началом становления русской нации складываются элементы национальной культуры. В верхах феодального общества шло довольно интенсивное освоение достижений европейской культуры и приспособление их к национальным потребностям.
Царь Алексей Михайлович, был любителем развлечений и зрелищ. При нем возрастают пышность, великолепие придворных церемоний и обрядов, придворных празднеств и приемов, отличавшихся театральностью. Непосредственная же история придворного театра начинается весной 1672 года, когда «в чердаках, что на дворе боярина Ильи Даниловича Милославского», начали готовить помещение, где «быть комедии» 3 . В то же время немцу, полковнику фон Стадену было дано распоряжение привезти с собой в Москву людей, «которые умели бы всякие комедии строить».4 Семнадцатого октября 1672 года, после нескольких месяцев напряженной работы, в новоотстроенной «комедийной хоромине» в селе Преображенском – летней резиденции царя – был сыгран спектакль «Артаксерксово действо». Увлеченный пышностью постановки и игрой актеров, царь смотрел спектакль в течение десяти часов. Спектакли стали одним из самых любимых развлечений при московском дворе. Русских актеров было 26 человек. Юноши играли женские роли. Роль Эсфири в Артаксерксовом действе играл сын Блюментроста. И иноземцы и русские актеры проходили подготовку в специальной школе, которая была открыта 21 сентября 1672 во дворе дома Грегори в Немецкой слободе. Обучать русских и иностранных учеников оказалось сложным, и во второй половине 1675 начали работать две театральные школы: при польском дворе – для иноземцев, в Мещанской слободе – для русских. Репертуар театра: Артаксерксово действо (1672), Комедия о Товии-младшем (1673), Иудифь (1674), Темир-Аксаково действо (1675), Малая прохладная комедия об Иосифе (1675), Комедия о Давыде с Голиафом (1676), Комедия о Бахусе с Венусом (1676) и др.
История возникновения русского театра
... Ольга знакомится с театром в Константинополе. На фресках Софии-Киевской последней трети XI века изображены ипподромные представления. В 1068 году впервые упоминаются в летописях скоморохи. Киевской Руси ... одобрение, словом, все богатства эмоциональных проявлений и потрясений души человеческой. Хороший спектакль надолго сохраняется в театральном репертуаре, но всякий раз, при каждой новой ...
Путь первого русского профессионального театра был недолог: его фактическое существование прекратилось после смерти Алексея Михайловича, в 1676 году.
Появление первого придворного театра совпало с рождением Петра I (1672), который в детстве видел последние спектакли этого
1.3. Петровский театр
Театральное дело вновь возродилось в 1702 году, когда Петром I был создан Публичный театр, рассчитанный на массовую публику. Специально для него на Красной площади в Москве было выстроено здание — «Комедиальная храмина», где проходили спектакли немецкой труппы И. Х. Кунста. В репертуаре были иностранные пьесы, которые успеха у публики не имели, а театр прекратил свое существование в 1706 году. Петр желал сделать театр выразителем своих побед, но его немецкие комедианты этого сделать не смогли. Он был недоволен современным ему репертуаром, требовал пьес, которые имели бы не более трех действий, не заключали бы в себе никаких любовных интриг и были бы не слишком грустны, не слишком серьезны, не слишком веселы. Желал, чтобы пьесы шли на русском языке, потому хотел иметь комедиантов преимущественно из Польши, а не из Германии.
После смерти Петра Великого и его сестры царевны Натальи Алексеевны, страстной любительницы театра, театральное дело в России снова пришло в упадок из-за равнодушия к нему Екатерины I и Петра II. Дворцовые спектакли стали весьма редким явлением, лишь в Славяно-греко-латинской академии продолжались представления школьных драм, которые получили и дальнейшее развитие, удалившись от схоластического направления прежнего духовного театра.
Со вступлением на престол императрицы Анны Иоанновны, возобновились придворные спектакли и маскарады. Пьесы были преимущественно комического содержания: императрица предпочитала «те крестьянские и немецкие комедии, в которых актеры в конце действия непременно колотили друг друга». Петербургское общество не довольствовалось одной итальянской оперой или немецкими комедиантами, выписанными из Лейпцига, и стало пробовать силы на русской комедии и хлопотало об устройстве постоянного театра во дворце. В дворцовых спектаклях принимала участие вся петербургская знать.
1.4. Возникновение публичного (общедоступного) театра
Передовые деятели русской культуры XVIII века уделяли театру огромное внимание. Театр был самым демократическим видом искусства. Стихийно возникающие представления устной народной драмы не могли оказаться вне поля зрения правительства. В связи с этим решено было открыть официальные «народные театры», предназначенные для широкой публики. Артистами здесь были любители, получавшие плату за выступления от государства. Но «народные театры», дозволенные правительством, просуществовали недолго. Подозрительным становилось скопление простого люда и на этих представлениях. В начале 70-х годов они были запрещены.
Создание и деятельность Московского Художественного театра в 1898-1917 гг
... Московский Художественный театр. 100 лет», состоящий из нескольких томов с подробным описанием всего творческого состава Художественного театра с 1898г. по 1998г. и информацией о всех прошедших спектаклях указанного периода. На ... театр эволюционизировал. Данная тема актуальна и потому, что позволяет развивать историческую науку в рамках её культурных достижений. На сцене Художественного театра ...
Правительственным указом от 30 августа 1756 года в Петербурге был учрежден Русский публичный театр для представления трагедий и комедий. Директором его был назначен Александр Сумароков. В отличие от ранее существовавших государственных театров, этот театр был платным и общедоступным.
Однако у широких слоев городского населения по-прежнему большой популярностью пользовался театр «охочих комедиантов». Такие театры функционировали не только в столицах, но и вдали от них. Одним из самых крупных был театр, созданный Федором Григорьевичем Волковым (1728 – 1763).
Волков был первым профессиональным актером Русского публичного театра. Его ярославские сподвижники также вошли в качестве ведущих актеров в труппу государственного театра в Петербурге.
в 1756 году в культурной жизни Москвы произошло важное событие – начал функционировать Университетский театр. Вскоре при нем были открыты классы, в которых обучали драматическому искусству. Вчерашние любители-студенты превратились в профессиональных актеров. Эта первая московская профессиональная труппа была создана в 1759 году и стала называться Русским театром. Несмотря на то, что директором первого русского национального театра основанного в 1756 г. стал А. П. Сумароков, ведущую роль в нем сыграл выдающийся театральный деятель Федор Григорьевич Волков.
Волков был выходцем из купеческой семьи в Ярославле. В Москву приехал учиться торговому делу. Попав один раз в театр, он стал его постоянным зрителем, жадно изучал все, что имело отношение к театру. Вернувшись в Ярославль, Волков начинает создавать свой театр, первые спектакли которого начались в 1750 г. По своему характеру он был близок к театру «охочих комедиантов». Театр понравился ярославцам, впоследствии на средства зрителей было построено театральное здание.
Слух о спектаклях в Ярославле дошел и до столицы. Актеров вызвали в Петербург, и после недолгой дополнительной подготовки они составили основу труппы открывшегося в 1756 г. русского профессионального театра. За Фёдором Волковым закрепилось имя отца русского театра, данное ему И. В. Белинским.
Волков был очень талантливым актером. Он играл самые разнообразные роли, но ближе всего ему были персонажи героико-
Все роли требовали повышенной эмоциональности, патетического звучания, торжественности. В плюс к актерскому дарованию Волков обладал и талантом режиссера-постановщика. Он был главным устроителем маскарада «Торжествующая Миневра», которым отмечалось воцарение Екатерины П.