Этапы развития русской школы классического танца

Балет — вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит «классический» (исторически сложившийся, подчиненный строгому кодексу правил) танец; сценическое произведение, принадлежащее этому виду искусства.

В наши дни очень мало времени уделяется изучению истории возникновения и развития учреждений культуры, образовательных учреждений и тем более хореографических. Практически в каждом, достаточно развитом городе, существует множество ансамблей в которых обучают людей такому прекрасному искусству, как танцы.

В каждом из них работают одаренные люди, в большей или меньшей степени. Но в любом случае, это не уменьшает их заслуг перед нацией, так как все они несут в мир прекрасное, ибо нет ничего более красивого, чем хорошо поставленный и исполненный танец, в который каждый вкладывает свою душу, и постановщик и исполнитель.

Основываясь на истории, мы сможем воспитать новое поколение лучшим. В наше время многие не знают выдающихся артистов балета и театра. Но те которые знают, зачастую даже и не представляют, кто их сделал такими, какими мы их видим на сцене. Ведь они стали лучшими не сами, их воспитали. И отдавая дань преподавателям, и увеличивая уровень развития, мы просто обязаны изучать и помнить тех, кто ковал историю становления русского балета.

Глава1. ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ

1.1Зарождение хореографического образования в России

Формирование русской школы началось значительно позднее итальянской и французской. Она впитала в себя особенности обеих, так как первоначально в Россию приглашали на работу педагогов и хореографов именно этих стран.

Зарождение профессионального танцевального искусства в России связано с именем Ивана Лодыкина, которого царь Михаил Федорович в 1629г.ввел в штат своего двора и вменил ему обязанности обучать танцами пять человек, приказав представить разные игры, танцы и прочее увеселение во французской манере. Итак, Лодыгин – первый на Руси учитель танцев. Во второй половины 17 века укрепилась связь России с Западной Европой. Придворная знать тянулась теперь к невиданным ранее зрелищам. Увлечение танцевальным искусством привело к возникновению при дворе царя Алексея Михайлловича иноземного балета. В 1672г. Пастором Иоганом Грегори был организован Кремлевский театр, в репертуар которого входили драматические пьеса иностранных авторов.

Спустя четверть века, по инициативе ПетраI , представления возобновились. Петр вскоре ввел преподавание бальных танцев обязательный предмет в казенных учебных заведениях. В 1731г.в Петербурге было открыто привилегированное дворянское учебное заведение – шляхетный кадетский корпус. В его учебном плане большое место отводилось изучению бальных танцев. Танцетместером корпуса был в 1734г был назначен француз Жан Батист Ланде, который стал одним из основоположников профессионального хореографического образования в России. 4 мая 1738 г. состоялось открытие первой в России балетной школы при участии опытного мастера балетного искусства Жана Батиста Ландэ. Он обучал своих русских учеников иноземному искусству официального толка. Меньше всего интересовала учителя национальная самобытность танца его учеников. И все же в дальнейшем балетная школа утверждалась, прежде всего, как явление русской национальной культуры.

13 стр., 6201 слов

PR-деятельность в учреждениях культуры и искусства: состояние, ...

... в области связей с общественностью учреждений культуры и искусства Первомайского района Новосибирска могут быть предложены следующие эффективные меры. Необходима централизованная выработка и применение следующих методов работы: ... и средства реализации планов действий (ближайших, перспективных, стратегических). Спецификой PR-кампании в деятельности учреждения культуры является сложность оценки ...

По своим выразительным средствам сценический танец того времени мало отличался от бального. В «серьезном» балете того времени преобладал барочный стиль; воздушные полеты, прыжки и вращения там, как правило, отсутствовали. Не только танец, но и пантомима носили зрелищный орнаментальный характер. В «комических балетах» танец представлял собой виртуозную театрализацию народной итальянской пляски, подвижной, насыщенной головоломными трюками: были здесь и подобие большого пируэта, и акробатический «шпагат» и т. д.

В 1793 г. в Петербургском театральном училище был утвержден единый учебный план. Все ученики должны были заниматься музыкой, пением, танцами, драматическим искусством и живописью. Преподавателями балетных танцев в 70-80-е гг. XVIII в. были итальянцы Г.Анжолини, Дж.Канциани. В танце сохранялись элементы виртуозной итальянской техники, включая акробатического искусства актеров комедии дель арте. Одновременно на петербургской сцене Шарль Ле Пик пропагандировал французскую манеру танца. В балетных спектаклях он ставил медленные адажио с выразительными позировками тела, аллегро, куда уже входили прыжки с заносками и пируэты. Эти новшества проникли и в практику школьного обучения.

Лучшие ученики первого набора петербурской балетной школы: Аксинья Сергеевна, Авдотья Тимофеевна, Елизавета Зорина, Афанасии Топорков, Андрей Нестеров.

С 1794 г. преподавателем хореографии в петербургской школе стал известный танцовщик и балетмейстер И.И.Вальберх. Его первые методические попытки подготовляли школу к высокому подъему ее деятельности, начавшемуся в 1801 г. с приездом в Петербург Ш. Дидло, который привез в Русская школа классического танца дала миру выдающихся артистов, балетмейстеров, педагогов. Заняв определенное место в историко-культурном движении России, отечественная хореография привлекла внимание талантливых композиторов, художников, поэтов, обогатила мировое искусство сценическими шедеврами.

Сегодня, когда разговор о классическом наследии, об отечественных балетных традициях не сходит со страниц периодической печати, когда любое, практически, публичное или кулуарное выступление балетного деятеля не обходит наболевшей темы, пора, наконец, разобраться, что представляют собой пресловутые традиции, где искать корни русского балета, что имеется в виду под понятием «балетная классика». Тогда, может быть, мы получим ответ на вполне практические вопросы: что необходимо воспроизводить, восстанавливая классику — лексику классического танца или её стиль, уровень технических достижений или исполнительскую манеру, возможности сценической машинерии или художественные приемы того или иного балетмейстера и т.д. Наверное, ознакомление с театром Дидло, его педагогической методой, спецификой работы с соавторами, поможет научиться видеть главное и второстепенное в театре той или иной эпохи, осененной гением того или иного художника.

11 стр., 5050 слов

Романтический балет в россии

... превращаясь в придаток к опере; иногда (например, в Великобритании) танец вводился в представления мюзик-холла. В России распад романтического направления балета не привел, как в других странах Европы, к вырождению балета. Здесь ... сыгравших немалую роль в развитии русского балета. В первую очередь, это Шарль Дидло, Артур Сен-Леон и Мариус Петипа. Они помогли создать русскую школу балета. «Но и талан

1.2Дидло и первая русская школа танца

Становлению русского балета способствовало творчество Шарля Луи Дидло. В 1801г.он возглавил театр, который при нем достиг мировой славы. Ш. Дидло, приверженец классической школы, воспринял правила академического танца 18 века. В его балетах техника танца находилась на достаточно большой высоте, особенно виртуозным был мужской танец. В нем были высокие прыжки, верчения на полу и в воздухе, разнообразные заноски. Женский танец был менее техничным. Он строился на партерных движениях, пальцевая техника еще не была разработанной. Танцовщицы поднимаются на высокие полупальцы. В балета Дидло было большое разнообразие в танцах: серьезные – плавные, с аттитюдами, антраша (адажио), быстрые, мелкиедвижения, воздушные сказочки с различными положениями рук.

Реформы Дидло плодотворно сказались на школьном преподавании. Пройдя школу Вестриса, поработав Добервалем, Дидло передавал теперь свои знания ученикам. Наряду с техникой, он воспитывал в своих питомцах способность донести до зрителя движение души, внутреннее состояние образа.

Среди его воспитанников — балетмейстер Адам Глушковский (1793 — 1870), балерины Авдотья Истомина (1807 — 1857), воспетые А. С. Пушкиным и А. С. Грибоедовым. Дидло обогатил репертуар русского балета спектаклями, в которых он обличал тиранию, раскрывал высокие моральные качества простых людей. Он положил начало балетной пушкиниане, осуществив в 1823 г. постановку спектакля «Кавказский пленник, или Тень невесты» (по мотивам поэмы Пушкина).

Яркой представительницей русского романтического балета была балерина Екатерина Санковская (1816 — 1878), искусство которой высоко ценили В. Г. Белинский, А. И. Герцен.

Русский балетный театр творчески перерабатывал открытия западного балета, осуществлял постановки в соответствии с национальными традициями. Так на русской сцене сентиментальная история Жизели превратилась в поэму о высоком самоотверженном чувстве, которое побеждает зло, тьму, смерть. И в этом была немалая заслуга первой исполнительницы партии Жизели в русском театре Елены Андреяновой (1819 — 1857).

В 1809г появился первый со времени учреждения школы законодательный документ – « Образование театральной школы» . Он состоял из нескольких разделов, в которых излагались задачи учреждения, правила приема, организация и программа обучения и воспитания, оговаривались условия выпуска воспитанников, а также исчисления срока службы в императорских театрах. Устав школы был разработан членом репертуарного комитета князем А. А. Шаховским – драматургом и педагогом, игравшим огромную роль в театральной жизни того времени. Теперь в школу принимались дети от семи до девяти лет.

Театральная школа состояла из четырех отделений. В первом обучались дети до тринадцати лет. Преподавались закон божий, французский и русский язык, арифметика, музыка, танец и рисование. Здесь выявлялись способности к тому или иному искусству. Во втором отделении ученики уже распределялись в «корифеи для пения и танцев, в фигуранты, в оркестр или драматический театр на малые роли».

14 стр., 6795 слов

Современный балет и его характеристика

... очень мало литературы по современной хореографии на русском языке. Проблема обучения танцу модерн состоит еще в том, что здесь нет единого стиля. Сколько школ столько и стилей, ... абсолютно другого направления в балете. Стоит отметить, что современный танец или балет в стиле модерн начал развиваться в Соединенных Штатах Америки в начале XX века. Развитие современного танца становится для известных ...

Воспитанники третьего отделения становились «предназначенные к занятию важного амплуа в драматической или балетной труппе». Существовала еще четвертая школа ,туда попадали ученики те кто после окончания второго отделения не проявляли себя. Здесь их обучали «костюмерству», скульптуре из ваты, изготовлению головных уборов и др.. это была школа театральных дел мастеров, которая в первое десятилетие 19 века подняла сценическое искусство на небывалую высоту. Творческие идеи Дидло воплощали на сцене русские ученики театральной школы. В то время танцевали такие бальные танцы, как экосез, вальс, котильон, французская кадриль, гросфатер, гавот Вестриса, мазурака в 4 пары. Характерные танцы: русскую пляску, па-де-шаль, фанданго, матлёт, венгерку, краковяк, алеманду, па-де-казак. В 1814 – 1816гг. мазурку в 4 пары танцевали везде: и на сцене, и в салонах.

Дидло совершил переворот в искусстве, найдя новый подход к танцевальному зрелищу. Танец Дидло видоизменялся благодаря влиянию русской народной пляски, которая была его любимым занятием и зрелищем. В результате этих сложных взаимодействий за три десятилетия жизни Дидло, отданных им русскому театру и преподаванию в России, выработалась та разновидность танца, которую принято называть первой русской школой классического танца.

Дидло первым поставил женскую технику на высокие полупальцы в балете «Зефир и Флора» в 1808г. Первой танцовщицей, исполнившей ее, была, М.Данилова. появления позиции на пальцах имело огромное значение для развития женского классического танца в русском балете и позволило танцовщице занят главенствующее положение в балет.

Новым было разделение школы на мужскую и женскую половины, каждая из которых имела отдельные залы для учения. Школа разделялась на два разряда: в первом готовили к драматической и оперной деятельности, во втором к балету. В 1830г Дидло покинул школу.

1.3 Русский тальонизм

После отъезда Дидло в 1832г. место педагога в школе занял Алексис Блаш, не имевший хореографических талантов. Его беспомощность на поприще балетмейстера и инспектора балетного отделения школы вынудила дирекцию выписать в помощь ему Антуана Титюса, который вел дела балетной трупы и школы в последующие пятнадцать лет, а также Пьера Фредерика. Постановки Блаша и Титюса требовали других исполнителей, нежели балеты Дидло. От них в первую очередь требовалась техническая сноровка – легкость полета, ловкость прыжков и верчений, устойчивость поз.

Во Франции в этот период появляется романтический танец, создателем которого стали Ф. Тальони и его дочь Мария. Они сделали танец воздушным, построив его на затяжных прыжках, атитюдах, арабесках. Изменения в танцы повлекли за собой и изменения в костюме. Реформа в балете, проведения Ф. Тальони, была чрезвычайно существенной для последующего развития этого искусства. Новая форма танца, простая по рисунку, но трудная по технике, значительно расширяла рамки танцевальной выразительности. Прогрессивный характер носили и ежедневные занятия танцовщицы в классе и строгий режим ее жизни. После гастролей М. Мальони по Европе все в танце переменилось, быстро распространялась ее манера вставать на пуанты.

10 стр., 4994 слов

Формирование и развитие системы классического танца

... школой Тальони. Этот качественно новый "прием" "последствии стал принадлежностью женского классического танца. Однако впервые название «Классический танец» мы встречаем в книге итальянского педагога и балетмейстера Карло Блазиса. «Танцы вообще, балетные знаменитости и национальные танцы», ... вращений, положений корпуса и др. В системе классического танца разработана позиции ног, рук, корпуса, головы, ...

Однако работавшие в школе педагоги не уловили тальониевского переворота в танце. После ухода Дидло в деятельности школы наступил период упадка, хотя и в это время в школе трудились талантливые учителял . Среди них бы Карл Лашук – замечательный танцовщик, выступавший не раз с самой М. Тальони. Он начал преподавать с 1833г. Работал с учениками младших классов, где танцам обучали постепенно, не торопясь. Сначала показывали позиции, затем делали батманы на полу. Когда дети уже умели вытягивать пальцы и стоять выворотно, делали большие батмны. Экзерсисы проделывали у палок, затем на середине. После экзерсиса переходили на адажио.