Общение в сестринском деле

6. Деловой (профессиональный) уровень общения. Деловое общение возникает у людей, как правило, в связи с их участием в определенной общей деятельности и имеет целью достижение общего результата.

При этом учитываются индивидуальные особенности личности собеседника, но интересы дела и само действие оказываются гораздо важнее, чем личные (межличностные) отношения. Даже возможные расхождения во взглядах или мнениях, как правило, уходят на второй план. Данный уровень общения сближает людей и сплачивает коллектив, он желателен в рабочей обстановке (например, процесс внедрения новых сестринских технологий в деятельность ЛПУ).

7. Творчески активный уровень общения. Этот уровень общения характерен, как правило, для творческих групп и коллективов, т.е. для людей, связанных какой-либо совместной творческой деятельностью и заинтересованных в общем результате работы. Он предполагает открытый, доверительный стиль общения, а также продуктивный обмен мыслями, идеями, мнениями, суждениями, разработками.

Такое общение, как и деловое, сближает, объединяет людей,

сплачивает коллектив в творческую группу (например, организация

медицинскими сестрами терапевтического и хирургического отделений конкурса «Лучший по профессии»).

Данный уровень общения является одним из самых интересных и продуктивных и очень важен при контактах как с коллегами, так и с пациентами, поскольку дает возможность перехода к следующему уровню общения.

8. Дружеский уровень общения. Данный уровень общения характеризуется максимальной открытостью, искренностью, доверием, эмоциональным сопереживанием, сочувствием к проблемам другого человека, а также готовностью к взаимной поддержке и взаимопомощи.

Дружеский уровень более приемлем при общении с коллегами и близкими друзьями.

9. Доверительный уровень общения. Этот уровень максимальной открытости и близости между людьми требует предельной искренности и доверия друг к другу. Он также предполагает ответственность перед другим человеком, ведь на таком уровне общения партнеры допускают друг друга в самые сокровенные области души. Данный уровень общения возможен только при наличии очень грамотного сестринского персонала, обученного всем тонкостям психологии общения (например, особенности общения с умирающим пациентом, который долгое время находится под наблюдением конкретной медицинской сестры).

49 стр., 24356 слов

Формирование культуры делового общения

... несомненно, способствует повышению уровня культуры делового общения пользователей. Цель работы, Объектом нашей работы, Предмет работы, Гипотезой работы студенты осознанают смысл и ценность культуры делового общения в будущей профессиональной ... времени». Ясперс рассуждает о том, что для человека существует ряд больших соблазнов, например, удалиться от людей в вере в Бога, оправдать своё одиночество ...

10. Духовный уровень общения. На данном уровне общения находятся, как правило, люди, связанные общими высокими нравственными целями и возвышенными гуманистическими идеалами, а также люди, стремящиеся к духовному развитию и самосовершенствованию. Такое общение духовно обогащает людей, но невозможно без предельной честности и требовательности прежде всего к самому себе. Этот уровень является наиболее совершенным.

Как правило, он возникает при общении с яркими личностями, обладающими выраженной харизмой — способностью человека привлекать к себе других людей и увлекать их своими личностными особенностями и творческим потенциалом.

5.Общение в сестринском деле. Коммуникативные барьеры в процессе общения.

1. Информационные барьеры:

  • механический обрыв информации и возникающее от этого ее искажение (например, палатную медицинскую сестру, объясняющую пациенту правила самоухода, срочно вызывают в операционную

и она, не изложив до конца информацию, уходит);

  • неясность передаваемой информации, в силу чего искажается изложенная и переданная мысль (например, медицинская сестра рассказывает о режиме образа жизни пациентке в послеоперационный период и использует при этом в разговоре такое выражение, как «в течение 3 месяцев вам нельзя носить тяжести» — фразу, которая не уточняет какую массу может поднимать пациентка после 3 месяцев и не объясняет правила ношения тяжестей);
  • недостаток информации;
  • информационная перегрузка (слишком большой объем информации, слишком сложная информация или недостаток времени для восприятия информации);
  • искажение информации.

2. Замещающе-искажающие барьеры: принимающие информацию ясно слышат передаваемые слова, но придают им иное значение (например, медицинская сестра говорит пациенту о необходимости сдать кровь на реакцию Вассермана для подготовки к операции, а пациент начинает думать, что у него венерическое заболевание).

3. Эмоциональные барьеры: люди, получая какую-либо информацию, больше заняты своими чувствами, предположениями, чем реальными фактами. Слова в данном случае являются сильным

эмоциональным зарядом, который порождает разнообразные ассоциации, оказывающие влияние на восприятие информации (например, женщина очень трогательно относится к своей беременности и будущему ребенку; сообщение врача о том, что необходимо делать аборт по медицинским показаниям, вызывает у нее активный протест, она не желает ничего слушать по этому поводу).

4. Барьеры непонимания:

  • фонетическое непонимание возникает, когда участники общения говорят на разных языках, диалектах или имеют дефекты речи и дикции либо у них невыразительная быстрая речь, речь-

скороговорка или речь с большим количеством слов-паразитов;

  • семантическое непонимание связано с различиями в системах значений участников общения — это проблема жаргона и сленга. Известно, что даже в рамках одной и той же культуры существует

множество микрокультур, каждая из которых создает свое «поле значений» (например, медицинские работники в разговоре с пациентами употребляют такую фразу, как «глотать лампочку»).

4 стр., 1914 слов

Уважение личности в общении людей друг с другом

... всех народов, он несет знания другим людям. http://mirbudushego.ru Общение - процесс взаимодействия между людьми, взаимоотношение. Сторонами такого взаимоотношения являются люди, субъекты общения. В основе общения лежит, прежде всего, их отношение друг к другу. Под деловым общением понимается общение, ... уважать других людей, даже если мы не согласны с их точкой зрения. Уважение дарит людям хорошее ...

5. Стилистические барьеры: несоответствие стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и психологического состояния другой стороны (например, пациент может не принять

критическое замечание в свой адрес, так как оно будет высказано в несоответствующей ситуации панибратской манере).

6. Логические барьеры: логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия, либо кажется другой стороне неверной, либо противоречит присущей ему

манере аргументирования (можно говорить о «женской», «детской» или «мужской» логике).

7. Барьеры социально-культурных различий: социальные, политические, религиозные, профессиональные различия приводят к разной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации (например, чем выше авторитет медицинского работника, тем меньше преград на пути понимания и усвоения предлагаемой им информации пациентом).

8. Сенсорные барьеры:

  • физические помехи (шум, большое расстояние, физические преграды);
  • отвлекающие моменты (телефонные звонки, посетители, плохое самочувствие, все новое и неожиданное, что вызывает реакцию «что такое?»);
  • дефекты органов чувств у кого-либо из собеседников (плохой слух, плохое зрение).

9. Психологические барьеры:

  • недоверие к собеседнику;
  • незаинтересованность в предмете разговора;
  • погруженность в другие дела;
  • убежденность в собственной правоте;
  • предубеждение;
  • неуверенность в себе;
  • самоуверенность;
  • стремление настоять на своем;
  • неумение слушать;
  • неумение выражать свои мысли;
  • привычка перебивать собеседника.

10. Социальные барьеры:

  • разный статус собеседников;
  • ролевые ожидания (неудовлетворенные надежды человека на определенную роль в социуме, которая помогает самоутвердиться, например иметь авторитет среди знакомых).

11. Организационные барьеры:

  • передача информации сверху вниз («размножение» информации, эффект «испорченного телефона», задержка информации);
  • передача информации снизу вверх (искажение, потеря, задержка информации).

Организационные барьеры преодолеть труднее всего, поскольку они связаны с политикой учреждения, стилем управления, т.е. факторами, очень мало зависящими от усилий отдельных специалистов.

6. Истинное слушание — это слушание без вынесения суждений, замечаний, желания рассказать свою историю. Развить навыки слушания можно лишь в том случае, если у слушающего есть реальное желание понять и узнать другого человека. Неумение слушать — это наиболее значительная и самая распространенная проблема в общении.

Одна из важнейших задач медицинской сестры — это умение тактично выстроить с пациентом беседу, эффективность общения зависит, в первую очередь, от умения расположить его к себе, вызвать на откровенный разговор. Искусство слушания пациента оказывает влияние не только на своевременную диагностику, но и на формирование конструктивных партнерских отношений между ним и медицинской сестрой.

Слушание неэффективно, когда не обеспечивает правильною понимания слов и чувств собеседника, создает у говорящего ощущение, что его не слышат, считают его переживания смешными,

незначительными. Оно неэффективно и в тех случаях, когда не обеспечивает продвижения собеседников в понимании обсуждаемой проблемы, не приводит к ее решению или не способствует

установлению доверительных отношений.

Барьеры, мешающие услышать собеседника:

  • недоверие к сообщению в целом, если реципиент считает, что коммуникатор допустил ошибку;
  • неприятие другого человека как личности;
  • заключение по внешнему виду и/или по манере изложения, стоит ли доверять сообщению;
  • влияние собственных предпочтений на слушание сообщения;
  • ответ до того, как собеседник полностью выскажет свою точку зрения;
  • мысленная репетиция своего ответа, вместо того чтобы направить все свое внимание на то, о чем говорит собеседник;
  • слушание ради согласия, а не ради понимания;
  • отвлечения;
  • желание быть правым, победить, оставить за собой последнее слово;
  • фильтрация сообщения через свои суждения о том, как должно или не должно быть;
  • захваченность собственными эмоциями;
  • нежелание учитывать эмоциональное состояние другого человека, его чувства, переживания.

Эффективное слушание — это сложный волевой акт требующий от слушающего постоянного внимания, заинтересованности, готовности оторваться от собственных задач и вникнуть в проблемы другого. Следует помнить, что активно слушать человек может в среднем 15 мин.

Два вида эффективного слушания, различающихся по ситуации их использования.

1.Нерефлексивное слушание — умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями (используется, когда для говорящего важна эмоциональная разрядка или

на этапах постановки проблемы, когда она только формулируется говорящим).

Это слушание с активным использованием невербальных средств — кивков, мимических реакций, контакта глаз,

внимательного интереса и т.п.

2. Рефлексивное слушание — объективная обратная связь с говорящим, используемая в качестве контроля точности восприятия услышанного (используется в ситуациях, когда говорящий нуждается

в реальной помощи, при решении определенных проблем).

В данном случае это слушание с использованием открытых и закрытых вопросов, перефразирование слов собеседника, позволяющее изложить ту же мысль другими словами, отражение чувств и резюмирование.

Механизмом формирования позитивной среды общения является предоставление больному психической вентиляции, т.е. возможности свободного непрерываемого рассказа о его проблемах.

Пациенты, относящиеся к экстравертному типу, открытые для общения, легко идут на контакт с медицинской сестрой и добиваются психической вентиляции. С пациентами, относящимися к

интровертному типу, закрытыми для общения, контакт затруднен, несмотря на их большую потребность в психической вентиляции.

Процесс коммуникации упрощается в случае возможности обратной связи — проясняющего и очищающего от помех элемента коммуникации. Она выполняет следующие функции:

  • несет говорящему информацию о том, как он воспринят в процессе общения, способствует приобретению собственного «Я»;
  • дополняет представление о собеседниках;
  • корректирует поведение.

Механизм обратной связи предполагает умение собеседника оценивать собственные действия и делать вывод о том, что явилось причиной определенной реакции партнера на сказанные слова.

В общении медицинского работника с пациентом или коллегой адекватность обратной связи потребностям обоих собеседников — важное и необходимое условие установления доверительных

отношений.

Исходя из данной лекции общение является многогранным компонентом необходимым нам как в повседневной жизни ,так и на рабочем месте. Поэтому изучение данной темы является необходимым.

9. Интеграция темы учебного модуля «Общение в сестринском деле».

Истоки

Тема занятия

Выход

1.философия

2.биоэтика

3.этика и деонтология

«Общение в сестринском деле».

1.все клинические дисциплины

2.практическая деятельность

3.профессиональная деятельность

10.Граф логической структуры учебного модуля «Общение в

Общение в сестринском деле

1.коммуникация

2.вербальная(речь) 5.невербальная

6.кинесика 16.просодика и паралингвистика 24.такесика 28.проксемика

3.устная 7.экспресивно-выразительные движения

17.интонации 25.рукопожатие 26.похлопывание

8.поза 9.жест 10.мимика 11.походка

4.письменная 18.громкость 19.тембр 27.поцелуй

20.паузы 21.смех 22.вздохи

23.кашель

12.визуальный контакт 29.время (ориентация)

13.направление движения 14.длина паузы 30.пространство (дистанция)