Вводные единицы языка — слова и предложения — относятся к активной лексике и составляют наиболее подвижный её пласт, который претерпевает постоянные изменения под воздействием разного рода причин. К числу экстралингвистических причин прежде всего следует отнести социальный фактор, так или иначе формирующий речевую среду и влияющий на создание современной языковой ситуации: в глобальных масштабах — существование на пороге нового тысячелетия, в масштабах страны — коренные преобразования в социально-экономической сфере и в психологии общества. К числу интралингвистических причин следует отнести совершенно естественно возникающее в сознании индивидов-носителей языка желание открыто высказать своё мнение, свою позицию, своё отношение к происходящим изменениям — для этого необходимы особые языковые средства. Одним из таких субъективно-оценочных средств и являются вводные компоненты предложения, посредством которых говорящий или пишущий осуществляет модальную, экспрессивную и эмоциональную оценку высказывания.
Вводные единицы являются одним из средств связи предложений в тексте, умелое и уместное использование их делает нашу речь, как устную, так и письменную, более стройной, логичной или экспрессивно-выразительной. Напротив, употребление вводных компонентов без особой необходимости обедняет речь: перегружает и засоряет её.
Поэтому задачей учителя с первых шагов работы над вводными словами должно стать обучение школьников употреблению этих единиц с учётом речевой ситуации и особенностей функционального стиля — это одно из основных коммуникативных умений. Работа над текстами с вводными словами в качестве связующих элементов способствует формированию умения строить логически связное высказывание, в том числе ответ-доказательство, что крайне важно на уроках по всем учебным предметам. Таким образом, работа над вводными словами является одним из важных средств развития логического мышления и связной речи учащихся, и результат её будет тем эффективнее, чем раньше начинать изучение вводных слов. К тому же — формирование прочного пунктуационного навыка требует длительной тренировки, и, следовательно, нельзя откладывать её на старшие классы.
Объектом исследования, Предмет исследования, Цель исследования
Достижение цели исследования требует решения задач:
Роль слова в жизни людей. Слово как средство общения
... Кандидатскую диссертацию могло заменять сочинение на заданную факультетскую тему. Пыпин, Мои заметки. Способ связи двух или нескольких самостоятельных слов и предложений. Роль слова в жизни общества Не секрет, что ... на сколько он вежлив и тактичен. Элементарные слова «Здравствуйте!» или «До свидания!», указывают на высокий уровень социального этикета. Самое главное в общении — ни кого не обидеть, ...
классификация вводных слов;
- изучение вставных конструкций;
- тектоориентированный подход в современной школе на уроках русского языка;
- анализ содержания обучения русского языка;
— модель урока изучения. Теоретические методы : изучение и анализ психолого-педагогической, лингвистической литературы, анализ диссертационных исследований по методике обучения литературе.
Практическая значимость исследования
1. Вопрос о вводных словах и вставных конструкциях в лингвистике
.1 Классификация вводных слов
Вводными называются слова, грамматически не связанные с членами предложения (т.е. не связанные с ними по способу согласования, управления или примыкания), не являющиеся членами предложения и выражающие отношение говорящего к высказываемой мысли, характеризующие способ ее оформления и т.п. Вводным словам присуща интонация вводности, выражающаяся в понижении голоса и более быстром их произнесении по сравнению с остальной частью предложения и в своеобразной безударности.
Вводные слова могут относиться или ко всему предложению в целом, или к отдельным его членам. Ср.: К счастью , никто меня не заметил — …Наше ветхое судно наклонилось, зачерпнулось и торжественно пошло ко дну, к счастью , не на глубоком месте. В последнем случае вводное слово ставится непосредственно рядом с тем членом предложения, к которому оно относится.
Отношение говорящего к содержанию высказывания, его оценку, добавочные эмоциональные и экспрессивные оттенки значения выражают не только отдельные слова, но и словосочетания вводного характера.
Например: Вронский, к ужасу своему , почувствовал, что он сделал скверное, непростительное движение; В самом деле , ничего съестного в деревне мой кучер не нашел.
По выражаемому ими значению вводные слова и сочетания подразделяются на несколько разрядов.
Большую группу составляют вводные слова и словосочетания с модальным значением, выражающие оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, сомнение, неуверенность и т.п.): конечно, несомненно, безусловно, бесспорно, очевидно, без всякого сомнения, вероятно, по всей вероятности, по сути дела, разумеется, само собой разумеется, может быть, должно быть, наверное, пожалуй, по-видимому, действительно и др.
Например: На другой день к обеду, действительно, все сборы были кончены; Горный воздух, без всякого сомнения , действует благотворно на здоровье человека.
Оценку сообщаемых фактов с точки зрения их обычности выражают вводные слова бывает, случается, как водится, как всегда, по обыкновению, по обычаю и др.
Вводные, вставные конструкции и обращения в поэтической речи М.Ю. Лермонтова (2)
... вводными и вставными конструкциями и обращениями”. 1.2.Проблема вводных конструкций в отечественном языкознании. Проблема вводных слов ... слов и словосочетаний, ядром которых являются модальные слова”. Н.С. Валгина выделяет семь разрядов вводных слов и словосочетаний по значению, среди которых “составляют большую группу вводные слова и словосочетания с модальным значением, выражающие оценку говорящим ...
Например: По окончании игры спорили, как водится , довольно громко; Я, например, случалось , иду по улице и натыкаюсь на людей.
Эмоциональную оценку сообщаемого дают вводные слова и словосочетания, выражающие чувства говорящего (радость, удовольствие, сожаление, удивление, негодование и т.п.): к счастью, к радости, к удовольствию, к сожалению, к несчастью, к удивлению, к изумлению, к огорчению, к прискорбию, к досаде, странное дело, неровен час, чего доброго, как нарочно и др.
Например: Но, как на беду , в это время подвернулся губернатор; Руки мои, к страшной моей досаде , слегка дрожали, горло сохло.
На связь мыслей, последовательность изложения указывают вводные слова и словосочетания во-первых, во-вторых и т.д., с одной стороны, с другой стороны, наконец, наоборот, напротив, однако, в общем, в частности, кстати, кстати сказать, итак, следовательно, значит, кроме того, например, так, таким образом и др.
Например: Стало быть , вы не хотите перейти во владение Троекурову; Вся жизнь Никиты не была постоянным праздником, а, напротив, была не перестающей службой.
Многие вводные слова и словосочетания указывают на приемы и способы оформления мыслей, на экспрессивный характер высказывания: словом, одним словом, короче говоря, вообще говоря, иначе говоря, так сказать, другими словами, лучше сказать, грубо выражаясь, мягко выражаясь, по правде говоря, между нами говоря, смешно сказать, сказать по совести и др.
Например: Признаться сказать, ни в какое время Колотовка не представляет отрадного зрелища; Словом, стал дед Щукарь кучером и конюхом одновременно.
Ряд вводных слов и словосочетаний указывает на источник сообщаемого: по словам, по сообщению, по мнению, по слухам, по сведениям, по-моему, по-твоему и т.п., дескать, мол, по моим расчетам, с точки зрения, как известно и др.
Например: По словам капитана , до ближайшего порта остается два дня пути; Знаешь что, Митя, по-моему , тебе нравится эта девушка [20, c. 343].
Особую группу составляют вводные слова и словосочетания, обращенные к собеседнику или к читателю с целью привлечь его внимание к сообщаемому, внушить определенное отношение к излагаемым фактам: видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), пойми, поймите, вообразите себе, извините, простите, пожалуйста, сделайте милость, помнишь (ли), помните (ли), помилуйте, послушайте, согласитесь, заметьте себе, позвольте и др.
Вводные слова в русском языке
... попробуем составить план к будущему сочинению «Зачем нужны вводные слова?» и сделать первые наброски к работе. Начинаем урок с синтаксического разбора предложения. Горный воздух, без всякого сомнения, ... нужны, например, в нашем предложении? Ученик. Они нужны, чтобы выразить свое отношение к сообщению. Учитель. Запомните это ответ. Что вы можете сказать о вводных словах в нашем предложении? Ученик. ...
Например: Одичаешь, знаете, если будешь все время жить взаперти; Растолкуйте мне, пожалуйста , что за чудеса такие.
Вводные слова могут указывать оценку меры того, о чем сообщается (самое большее, самое меньшее, по крайней мере и т.п.), а также иметь другие значения, выражающие отношение говорящего к высказываемой им мысли.
В качестве вводных слов употребляются или специально предназначенные для этой цели слова (впрочем, дескать, пожалуйста, итак, следовательно и др.), или слова различных частей речи в случаях выражения ими указанных выше значений (подавляющее количество вводных слов).
Ср.: К удивлению мальчиков примешивался испуг (не вводное слово, член предложения).
— К удивлению Пети, в участке не было ни воров, ни пьяниц, ни босяков (вводное слово, выражающее эмоциональную оценку сообщения).
Не будучи синтаксически связаны с членами предложения, вводные слова тем не менее в некоторых случаях выполняют конструктивную роль и являются необходимыми для структуры предложения.
Например: Он примет взвод, а может , роту. В этих случаях функция вводных слов близка к функции союзов (разделительных, противительных, присоединительных и др.).
Так, повторяющееся вводное слово может (может быть, возможно) служит для выражения разделительных отношений.
Например: Я не знаю, где зарыты Опанаса кости: может, под кустом ракиты, может, на погосте. (ср. то ли…то ли ).
Вводные слова однако, впрочем, напротив и т.п. служат для выражения противительных отношений.
Например: Погода была ветреная, ветер, однако, не совсем был попутный (ср. а ветер…; ветер же… ).
Вводное слово правда может выполнять функцию уступительного союза.
Например: Правда , обед его состоял из двух или трех блюд, изготовленных отставным солдатом, но шампанское лилось рекою (ср. хотя… но…).
По морфологическому своему выражению вводные слова в своем подавляющем большинстве соотносятся или с именами, или с глаголами, или с наречиями [13, c. 89].
Вводные слова именного типа выражаются:
а) именами существительными (без предлога или с предлогом), например: правда, словом, без сомнения, к счастью, на беду, по преданию;
Урок характеристика человека 8 класс русский язык
... Обучающее сочинение-характеристика человека ( 8 класс) план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему Цели урока: Образовательная :, Воспитательная:, Задачи урока: Закрепить основные методы написания сочинения-описания. Научить ребят писать сочинение-характеристику ...
б) именами прилагательными (субстантивированными), например: в общем, между прочим, самое главное;
в) местоимениями (в сочетании с предлогом), например: кроме того, напротив того.
Вводные слова глагольного типа выражаются:
а) личными формами глагола, например: видишь ли, представьте себе, думаю, полагаем, говорят, рассказывают (вводные конструкции этого типа стоят на грани между вводными словами и вводными предложениями, так как слова типа думаю, полагаем, могут рассматриваться как односоставные определенно-личные предложения, а слова типа говорят, рассказывают — как односоставные неопределенно-личные предложения);
б) инфинитивами или инфинитивными сочетаниями, например: видать, признаться, кстати сказать, по правде сказать;
в) деепричастиями (в сочетании с наречием или именем существительным), например: точнее говоря, мягко выражаясь, правду говоря, по совести говоря [2, с. 78].
Вводные предложения
По своей структуре вводные предложения могут быть:
) двусоставными предложениями, например: Вы, я думаю , привыкли к этим великолепным картинам;
) односоставными (чаще всего неопределенно-личными или безличными), например: …И этот голос чудно-новый, ей мнилось , все еще звучал; Сама же барыня — говорили о ней — не умеет отличить буженину от телятины…
Вводные предложения могут присоединяться к основному предложению или без помощи союзов (примеры см. выше), или при помощи союзов (союзных слов), например: Как выражаются моряки , ветер крепчал; Дело-то, если говорить по порядку , начинается с каторги; Она была красивая и, что еще важнее , умная женщина [10, c. 123].
1.2 Изучение вставных конструкций
Вставными называются слова, словосочетания и предложения, которые вносят в основное предложение дополнительные сведения, попутные замечания, уточнения, пояснения, поправки и т. д.
Подобно вводным конструкциям, вставные конструкции обычно синтаксически не связаны с основным предложением, внутри которого они еще более интонационно изолированы значительными паузами, характерными для так называемой интонации включения.
В отличие же от вводных конструкций, вставные конструкции не выражают отношения говорящего к высказываемой мысли, не содержат оценки сообщения, указания на его источник, на связь с другими сообщениями и т.д. Кроме того, если вводные конструкции могут занимать место в начале, в середине и в конце основного предложения, то вставные конструкции могут находиться только в середине и, реже, в конце основного предложения, но не в его начале.
Вводные слова в английском языке
... не смогу явиться на урок. Вводные слова в английском языке для эссе Довольно сложно разделить cлова связки в английском для устной речи от тех, которые необходимы для письменных работ: сочинения, рассказы, личные и деловые письма. ...
Вставные слова и словосочетания в одних случаях имеют форму членов предложения, например: Отец лишился обыкновенной своей твердости, и горесть его (обыкновенно немая ) изливалась в горьких жалобах.
В других случаях вставные слова и словосочетания не оформляются как члены предложения, например: В тот же день я был уже на квартире Никитина (фамилия зятя ).
Вставное предложение может соединяться с основным предложением или без союзов, или при помощи союзов (сочинительных или подчинительных), а также союзных слов [11, c. 116].
Например:
а) Мой приход — я это мог заметить — сначала несколько смутил гостей Николая Ивановича; Цезарь (так звали льва в зверинце ) спит и тихо взвизгивает во сне;
б) Когда все кончилось (а бой длился около часу ), начдив сел на коня и шагом поехал по равнине; И каждый вечер, в час назначенный (иль это только снится мне? ) девичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне;
в) Калиныч (как узнал я после ) каждый день ходил с барином на охоту…; Ежели часто Пьера поражало в Андрее отсутствие способности мечтательного философствования (к чему особенно был склонен Пьер ), то и в этом он видел не недостаток, а силу. В этих случаях в качестве вставных конструкций могут оформляться придаточные части предложения с различным значением.
Вставные конструкции, с одной стороны, распространены в устной речи, а с другой — широко используются в языке художественной литературы.
2. Текст как основа изучения вводных слов и предложений, .1 Тектоориентированный подход в современной школе на уроках русский язык 5 класс">русского языка
Текстоориентированный подход в современной методике преподавания русского языка является приоритетным, что связано прежде всего с коммуникативной направленностью обучения.
Текст осознается как естественный компонент урока русского языка (Е.С. Антонова, А.Д. Дейкина, В.И. Капинос, Е.И. Никитина, Т.М. Пахнова и др.).
Текст — это не только дидактический материал для закрепления материала, но и новый материал, услышанный из уст учителя или прочитанный в учебнике, словаре, и высказывание учащегося о тексте (в устной или письменной форме) и т. д.
В связи с этим актуальным становится вопрос о приемах включения текста в учебный дискурс.
Проиллюстрируем многообразие и возможности этих приемов разработанным нами учебным модулем для старших классов «Роль заимствованной лексики в современном русском языке», в который вошли урок-лекция «Заимствования в русском языке: причины и следствия», урок-конференция «Роль заимствованной лексики в современном русском языке: Что происходит с нашим языком?», урок-исследование «Общечеловеческая копилка слов» и «портрет нации» и урок-анализ текста «Проблема чистоты русского языка в рассказе М. Зощенко «Обезьяний язык» (VIII класс)» [12, c. 56]. Каждый из предложенных уроков предполагает различные формы работы, при которой обязательна опора на все виды речевой деятельности учащихся.
Обогащение лексического запаса младших школьников изобразительно-выразительными ...
... У младших школьников обычно не хватает словарного запаса, они могут употреблять слова в неправильном значении, строить только простые предложения. Из-за этого пересказ текста может ... русского языка, изучаемый в нашем случае в I-IV классах. Изучение лексики в образовательно-познавательном аспекте обеспечивает системный подход в усвоении лексических понятий, позволяет знакомить учащихся со словом, ...
Урок — лекция ориентирован на работу учащихся со звучащим текстом — материалом лекции, подготовленным учителем и частично учащимися (в виде мини-докладов).
Такая форма урока возможна только в старших классах при условии, что учащиеся владеют навыками аудирования и конспектирования услышанного материала. Для формирования этих навыков необходимо учить школьников сжимать информацию, выбирать главное. С этой целью мы предлагаем использовать на уроках данного типа раздаточный материал, представляющий собой распечатку с названием основных блоков содержания лекции и таблицами, которые учащиеся будут заполнять по ходу лекции. Для учителя важно правильно организовать учеников, четко сформулировать то, что от них требуется на уроке-лекции. Важно, чтобы информация, записанная в таблицы, могла быть позже воспроизведена учащимися достаточно полно.
Урок — конференция предполагает самостоятельный анализ учащимися текстов Ю.В. Откупщикова, Л.П. Крысина, В. Изарбекова, М. Кронгауза о заимствованных словах в современном русском языке, подготовку групповых устных выступлений по данным текстам на основе предложенного плана, обращение к словарям при знакомстве с заимствованной лексикой, встретившейся в тексте. Итогом такой работы является написание эссе на тему «Что я думаю о заимствованиях в современном русском языке», в котором учащиеся могут использовать материал из прочитанных текстов [17, c. 300].
В основу урока-исследования положен полемичный текст-миниатюра В.А. Солоухина. После работы на уроке со словарями и текстом писателя учащиеся пишут сочинение-рассуждение (предполагающее домашнее исследование, работу со словарями иностранных слов и этимологическими) на тему «Общечеловеческая копилка слов» и «портрет…» (Франции, Германии и др.)» (на выбор учащихся — по материалам урока, личным наблюдениям с привлечением фактов из изучаемого иностранного языка).
Урок-анализ текста предполагает работу с художественным текстом, анализ функционального значения заимствованных слов как средства выразительности и как способа выражения авторской позиции. Урок способствует совершенствованию умения обобщать и использовать в собственном высказывании информацию, полученную в течение нескольких предыдущих уроков, умения писать сочинение-рассуждение по тексту и сочинение-эссе [21, c. 90].
2.2 Анализ содержания обучения русского языка
В данном параграфе представим анализ современных программ для основной школы по русскому языку.
Общим для всего многообразия современных программ и учебников по русскому языку для начальной школы является полный отказ от пропедевтического изучения вводных слов. Более того, в учебных программах и в учебниках для среднего звена также не предполагается пропедевтическая работа над вводными словами. Исключение составляют учебный комплекс под редакцией В.В. Вабайцевой [19, c. 167], а также учебник «Русский язык» для учащихся 5 класса, окончивших начальную школу по системе общего развития школьников Л.В. Занкова (авторы Н.В. Нечаева, З.Н. Роганова), и «Русский язык» для 5 класса В.В. Репкина (экспериментальная программа развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова).
Когда и где используются устаревшие слова. рассуждение : зачем ...
... Вот несколько примеров предложений, содержащих устаревшие слова. "Являлись челобитчики к ... и невыразительной. Роль вводных слов и предложений. Вводные слова – специальные слова, при помощи которых ... в речи, особенно в рассуждении. Роль риторических вопросов в ... слов. Частицы не изменяются и не являются членами предложения. Роль цитат в речи. Цитаты – это дословные выдержки из высказываний и сочинений ...
В них предлагается знакомить учащихся с вводными словами в 5 классе с последующим рассредоточенным по морфологическим темам закреплением и окончательным обобщением в 8 классе.
По традиционной программе (учебник под редакцией Н.М. Шанского), а также в учебнике М.М. Разумовской под редакцией П.А. Леканта [15, c. 345] изучение вводных элементов — слов и предложений — полностью проходит в 8 классе. На изучение их программа отводит 8 часов. За это непродолжительное время предполагается вооружить учащихся теоретическими знаниями о вводных словах и предложениях, о вставных предложениях, а также сформировать у них прочные пунктуационные навыки. Свидетельством того, что задача оказывается практически не выполнимой, являются многочисленные пунктуационные ошибки в письменных работах и разного рода грамматические ошибки в устных ответах не только учащихся средней школы, но и абитуриентов лингвистических факультетов вузов.
Знакомство с вводными словами необходимо начинать гораздо раньше, возможно, уже в начальной школе, когда только начинает формироваться осознанное представление учащихся об основных синтаксических конструкциях. Систематическому изучению вводных слов в 8 классе должен предшествовать пропедевтический этап. Пропедевтика — «предварительное ознакомление с явлениями на ранних ступенях обучения, до систематического курса языковой теории». Пропедевтическое изучение вводных слов целесообразно включить в пропедевтический курс синтаксиса и пунктуации в 5 классе. Учитывая неоднородность содержания синтаксического материала в разных программах по русскому языку в начальной школе, а также постепенный переход на 4-х-летнее начальное обучение, считаем также вполне возможным пропедевтическое изучение вводных слов отнести к 3 классу — возможно, по всем программам, а по программе Л.В. Занкова и в гимназиях — несомненно.
Вводные слова свойственны уже речи дошкольника. Необходимость пропедевтического их изучения имеет также глубокую психологическую почву. Ещё основоположник методической науки Ф.И. Буслаев говорил о необходимости «начинать с известного», об этом же — необходимости развивать письменную речь на основе устной — пишут современные методисты и психологи Л.П. Федоренко, Т.А. Ладыженская, А.М. Орлова, Н.И. Жинкин, С.Ф. Жуйков, Н.С. Рождественский, М.С. Закожурникова и многие другие [14, c. 245].
В дидактическом материале по теме «Вводные слова» во всех ныне действующих учебниках русского языка не используется в качестве дидактического материала связный текст. Так, учебник «Русский язык. Теория» В.В. Бабайцевой и Л.Д. Чесноковой для введения понятия использует одно предложение Зима будет смежная с разными вводными словами (конечно, кажется, к счастью, по сообщениям синоптиков) для иллюстрации их значений.
Вводные фразы для по русскому. Как оформлять и как писать рассуждение ...
... отцы и дети Подготовка к ЕГЭ: Сочинение на тему «Спор поколений: отцы и дети» Сочинение-рассуждение о споре по статье Л.Павловой Общая характеристика спора Сочинение-рассуждение по картине Ю. Конфликты, как правило, ...
Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями).
Однако конкретность мышлетя подростков 10-12 лет затрудняет для них процесс абстракции; значения же вводных слов (достоверность высказывания, источник высказывания, порядок и связь мыслей и др.) — общие понятия, реализуемые в той или иной конкретной форме. Список вводных слов достаточно велик, запомнить его непросто — однако потребность в механическом запоминании конкретных единиц отпадёт сама собой, если будет усвоено их общее значение. Этого можно достичь с наибольшим успехом, если начать знакомство с понятием вводных слов на материале текста.
В учебнике В.В. Бабайцевой, Л.Ю. Максимова [19, c. 135] выделяются восемь групп вводных компонентов по значению. Первые две группы: достоверность сообщения, факта (уверенность) и предположение (неуверенность), по мнению авторов, «характерны для вводных единиц и именно они и составляют значение субъективной модальности. Для выражения этих значений употребляются самые многочисленные группы слов и словосочетаний, ядром которых являются модальные слова».
Анализ программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов В. В. Бабайцевой:
а) Структура программы.
Программа представлена в учебном комплексе: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь». В учебнике «Русский язык. Теория» излагаются сведения о русском языке, предназначенные для изучения в 5-9 классах. Основной принцип, определяющий содержание книги — системное изложение теории. Такой тип учебника способствует формированию учащихся познавательной самостоятельности, умений работать с учебной литературой, пользоваться разными видами чтения. Книга «Русский язык. Практика» (для каждого класса) обеспечивает усвоение учащимися знаний о языке. Особое и важное значение придается задачам, вызывающим активизацию познавательной деятельности учащихся, развивающим мышление, формирующим интерес к изучению родного языка и совершенствованию речи. Третий компонент учебного комплекса — «Русская речь» (для каждого класса) предлагает систему работы по развитию связной речи. Это способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи учащихся, повышению культуры речевого общения. Все компоненты учебного курса представляют единый учебник в трех частях.
Разделы программы имеют 2 рубрики:
. определяется круг теоретических сведений и правил;
. перечисляются соответствующие умения и навыки, которые должны быть сформированы на данной теоретической основе.
Выделяются программой вводный курс (обобщающий изученное в начальных классах и содержащий пропедевтический материал) и основной курс, в соответствии с которым уже в 5 классе (в полном объеме) изучаются разделы: «Фонетика», «Графика», «Лексика», «Морфемика» — и начинается основной курс морфологии. В 6 и 7 классах продолжается изучение морфологии, в 8 и 9 — изучается синтаксис, а также тема «Общие сведения о языке».
б) Сущность и значение объяснительной записки:
В объяснительной записке автор начинает разговор с роли русского языка в культуре русского народа. Как учебная дисциплина он имеет первостепенное значение. Перечисляются основные цели преподавания русского языка: формирование учащихся умения грамотно и полноценно использовать богатство языка в речевой практике, воспитание бережного отношения к языку, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуре речевого общения.
Цели:
. Развивать речь учащихся.
2. Формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
3. Дать учащимся представление о роли языка в обществе, в мире; обеспечить усвоение определенного круга знаний, а также сформировать умения применять эти знания на практике.
В записке идет объяснение некоторых моментов. Например, автор говорит о том, что в программе использованы в основном традиционные для школы понятия и разделы, поэтому в процессе преподавания русского языка по учебному комплексу могут быть использованы различные дидактические материалы. Изучение всех разделов сопровождается формированием орфографических и пунктуационных навыков, нормами литературного языка.
Особенность программы — усилие практической направленности обучения нетрадиционную последовательность изучения некоторых грамматических тем, особенно в морфологии. После имени существительного изучается глагол (существительное и глагол — наиболее типичные средства в создании грамматической основы предложения), затем имя прилагательное и имя числительное, тесно связанные с именем существительным (прилагательное обозначает признак предмета, а числительное — количество предметов и порядок их при счете).
Потом изучается наречие, которое обычно примыкает к глаголу. В качестве особой группы выделены слова состояния (категория состояния).
Изучение местоимения создает условия для повторения существительного, прилагательного, числительного и наречия. При рассмотрении причастия и деепричастия, которые выделены в учебнике как самостоятельные части речи, закономерно обращение к глаголу и имени прилагательному, глаголу и наречии. синтаксический пунктуационный речевой текстоориентированный
в) Принцип распределения часов по разделам и темам.
Принцип распределения часов обусловлен следующими особенностями программы: повторение проходит в конце года, в начале года проводятся вводные уроки, а в 5 классе выделяются вводный и основной курсы.
8 класс: Введение — 1 ч. Изучается большой раздел «Синтаксис и пунктуация» (66 ч.) В него входят: Введение — 3 ч. Словосочетания — 3 ч. Предложения — 3 ч. Главные члены предложения -5 ч. Второстепенные члены предложения — 5 ч. Односоставные предложения — 8 ч. Полные и неполные предложения — 2 ч. Предложения с однородными членами — 10 ч. Предложения с обособленными членами — 18 ч. Предложения с вводными словами, словосочетаниями, обращениями — 9 ч. Повторение — 18 ч. Развитие связной речи — 17 ч.
Анализ программы по русскому языку
б) Сущность и значение объяснительной записки
Объяснительная записка — как инструкция для учителя. Разъясняет основные моменты в программе и помогает правильно организовать учителю свою деятельность для достижения наибольшего успеха в реализации педагогического процесса.
Главная цель педагога, Познавательные задачи:
В записке упомянуты межпредметные связи на уроках русского языка. Наиболее тесные осуществляются с литературой, т.к. в школе изучается в основном русский литературный язык. Но не менее важны и связи с иностранными языками, с историей, географией, биологией, музыкой.
в) Принцип распределения часов по разделам и темам
По программе Ладыженской в 5, 6 и 7 классах внимание уделяется на изучение морфологии и орфографии, в 8 и 9 классах на изучение синтаксиса и пунктуации, а на изучение фонетика, графика, лексика, фразеология, морфемика и словообразование выделено меньшее количество часов. Важное место в программе занимает повторение. Проводится оно в начале и конце учебного года. Пятая часть всего времени в каждом классе выделяется на развитие связной речи. С учетом этих особенностей часы распределены следующим образом: 8 класс
На повторение — 11 ч. Разделы: Весь курс посвящен изучению синтаксиса и пунктуации. На это отведено 74 часа. Из них на изучение словосочетания — 2 ч., простое предложение и его виды — 26 ч., однородные члены предложения — 12 ч., обращения, вводные слова и междометия — 9 ч., обособленные члены предложения — 18 ч., прямая и косвенная речь — 6 ч. Развитие связной речи — 17 ч.
Анализ:
Сходства программ:Различия программ:линейный принцип распределения темпрограмма Т.А. Ладыженской оснащена списком средств обучения по русскому языку и списком справочной литературы по русскому языку для учащихся.выделены часы для развития связной речив программе Т.А. Ладыженской имеется список требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 9 класса.достаточно внимания уделяется повторениюв программе В.В. Бабайцевой. повторение осуществляется только в конце года, а у Т. А. Ладыженской и в конце, и в начале.в обеих программах 5-7 кл. изучают морфологию, а в 8-9 синтаксис и пунктуациюв программе В.В. Бабайцевой в качестве особой группы выделены слова категории состояния, а причастия и деепричастия рассматриваются как самостоятельные части речи.в обеих программах в конце 5-9 кл. существует систематизация и обобщение материала.в программе В.В. Бабайцевой идет нетрадиционная последовательность изучения некоторых грамматических тем.2.3 Модель урока изучения
Программа «Русский язык» 8 класс (Разумовская М. М).
Разделы: Преподавание русского языка
Цели урока:
— познакомить учащихся с группами вводных слов по значению, правилами выделения вводных слов в устной речи (интонация водности)и на письме (выделительные знаки препинания);
— способствовать развитию умений интонационно правильно произносить предложения с вводными словами; правильно выделять вводные слова знаками препинания, определять их текстообразующую роль;
— содействовать формированию интереса к русскому языку, эстетического отношения к произведениям художественной литературы и формированию нравственных ценностей.
Оборудование
Методы: исследовательский, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.
Тип урока:
Ход урока
Организационный этап
2. Актуализация опорных знаний:
а) Синтаксический разбор предложений:
Данко бросился вперед, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.
«Какие члены предложения могут обособляться»? Вспомним условия обособления.
Работа по карточкам:
Карточка №1
. Списать предложение, расставив и графически объяснив недостающие знаки препинания:
Батальон не замеченный противником зашёл в тыл и ворвался на вокзал.
Карточка №2
. Списать предложение, расставив и графически объяснив недостающие знаки препинания.
Под облаками заливая воздух серебряными звуками дрожали жаворонки.
Карточка №3
. Списать предложение, расставив и графически объяснив недостающие знаки препинания.
Тимирязев замечательны ботаник открыл законы жизни растений.
б) Орфографическая диктовка:
По моему проекту, сделать по-моему, поступить не по-товарищески, по зимнему пути, идти еле-еле, нежданно — негаданно, давным — давно, точь-в-точь, светло-зеленый, белокаменный, свежезамороженный, среднеевропейский.
3. Постановка темы и целей урока
— Лингвистическая сказка Вводное слово «Говорят» (проецируется на экран)
Слово Говорят как-то выделяется в предложении. Другие слова не имеют ни одной запятой, а ему положены целых две. И каждому понятно, что это — вполне заслуженно.
Слово Говорят издавна славилось своими познаниями. О чём его ни спроси — всё известно. Оно охотно отвечает на любые вопросы.
Вас интересует, какая завтра погода?
Спроси у слова Говорят, оно вам ответит точно и определённо:
Говорят, будет дождь.
Хотите знать, хороша ли вышедшая на экран кинокартина? И здесь к вашим услугам это замечательное слово:
Ничего, говорят, смотреть можно.
Всё знает слово Говорят, хотя само не является даже членом предложения. Неизвестно, почему его до сих пор не принимают. Может быть, потому, что главные места заняты Подлежащим и Сказуемым, а предлагать такому слову какое-нибудь второстепенное место просто неудобно.
Но и не являясь членом предложения, слово Говорят, как вы уже убедились, прекрасно справляется со своими обязанностями. Правда, частенько оно ошибается, иногда любят приврать, но его за это никто не осудит: ведь оно всегда вводное слово!
«О чём эта сказка? Как сформулировать тему урока? Назовите тему урока. С помощью слов «познакомиться» и «научиться» сформулируем цели урока».
4. Первичное усвоение новых знаний
Что вы узнали из сказки о вводных словах? По тексту сказки найдите опознавательные признаки вводного слова «Говорят».
Вывод:
выделяется запятыми,
— интонация водности,
— нельзя задать вопрос,
— можно опустить из предложения.
— Чтение правила на с. 174 учебника.
— Работа с таблицей «Группы вводных слов».
«Назовите основные группы вводных слов».
5. Проверка первичного усвоения материала:
а) упр. 361, с. 174 (устно).
«Прочитайте предложения, соблюдая интонацию водности: паузы, понижение силы голоса, темп (более быстрое произношение вводных слов)».
б) Включить данные водные слова в начало предложения ДОЖДЬ ПОЙДЁТ. Изменится ли смысл предложения в зависимости от использования вводных слов различного значения. Как? А интонация?
К счастью, конечно, по-моему, к сожалению, наверное.
6. Первичное закрепление изученного материала:
а) Лингвистический эксперимент:
упр. 362, с. 175.
«Сравните употребление слов казалось — казались. Какое из них вводное? Обоснуйте ответ».
Учащиеся объясняют, как различать вводные слова, грамматически не связанные с предложением, и те же слова, выступающие в роли членов предложения.
б) Тестовые задания:
. Найдите предложения, в которых есть вводные слова (знаки препинания не расставлены).
а) Навстречу нам шла шхуна должно быть в Тамань.
б) Что может быть более радостного чем делиться прекрасным!
в) Старуха очевидно рассказала о горящем сердце Данко.
г) Желание служить людям непременно должно быть потребностью души.
Ответ: а, в.
. Какое предложение не содержит вводного слова (знаки препинания не расставлены)?
а) Солнце чувствуется уже садится за вершины далёких строений.
б) По синему небу и обилию света чувствуется приближение весны.
в) Книга может быть наиболее сложное и великое чудо.
г) Товарищ почему — то не спал и по — видимому разыскивал меня.
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению:
— п. 59 с. 174-175 теоретический материал.
упр. 363, с. 175.
8 . Рефлексия (подведение итогов урока)
— Составьте текс, используя следующие слова:
«На уроке я, во-первых, познакомился…
Во-вторых, научились…
В-третьих,…
Наконец, сегодняшний урок для меня…»
Заключение
Изучение вводных слов в общей системе языкового и речевого развития школьников в органическом единстве с работой по программному материалу не только необходимо, но и возможно. Система изучения вводных слов на основе текста позволяет учащимся более осознанно и уместно употреблять вводные слова в собственной речи в соответствии с определённой коммуникативной задачей, а также закладывает основы для формирования соответствующего пунктуационного навыка.
Достаточной минимальной теоретической основой для пропедевтического изучения вводных слов должны стать сведения о функциях вводных слов в предложении и цепом тексте; значениях некоторых смысловых групп вводных слов (степень достоверности высказывания по отношению к действительности, источник мысли, логическое оформление высказывания), о синонимах внутри каждой смысловой группы.
Можно достигнуть достаточно высокой результативности при условии изучения вводных слов в определённой системе, с использованием всех типов упражнений, разумно сочетая коллективные и индивидуальные, устные и письменные формы работы; аналитические, репродуктивные упражнения с творческими.
Авторы учебных и методических пособий для педагогических институтов связывают сущность осложнения с явлением дополнительной предикативности и относят целый ряд конструкций к явлениям осложнения (однородные члены, обособленные обороты, вводные и вставные конструкции, обращения): «Место конструкций на шкале переходности отделяется степенью предикативности той части предложения, которую можно назвать осложняющей, так как она содержит полупредикативность, дополняющую основное предикативное ядро и проявляющуюся в разной мере». «Центр осложненных предложений, — пишет В.В. Бабайцева, — занимают предложения с обособленными членами; периферийными для сложного предложения являются предложения с вводными и вставными конструкциями и обращениями».
Вводные единицы являются одним из средств связи предложений в тексте, умелое и уместное использование их делает нашу речь, как устную, так и письменную, более стройной, логичной или экспрессивно-выразительной. Напротив, употребление вводных компонентов без особой необходимости обедняет речь: перегружает и засоряет её.
Задачей учителя с первых шагов работы над вводными словами должно стать обучение школьников употреблению этих единиц с учётом речевой ситуации и особенностей функционального стиля — это одно из основных коммуникативных умений. Работа над текстами с вводными словами в качестве связующих элементов способствует формированию умения строить логически связное высказывание, в том числе ответ-доказательство, что крайне важно на уроках по всем учебным предметам. Таким образом, работа над вводными словами является одним из важных средств развития логического мышления и связной речи учащихся, и результат её будет тем эффективнее, чем раньше начинать изучение вводных слов. К тому же — формирование прочного пунктуационного навыка требует длительной тренировки, и, следовательно, нельзя откладывать её на старшие классы.
Список использованных источников
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/na-lingvisticheskuyu-temu-vvodnyie-slova/
1.Аникин, А.И. Лексико-семанпгические средства связи вставных конструкций с основной частью предложения. — Учён. зап. МГПИ им. В.И. Ленина. — М.: Просвещение, 1987. — 256 с.
2.Аникин, А.И. Основные грамматические и семантические свойства вводных слов и словосочетаний // РЯШ. — 2006. — №5. C. 90.
.Бабаицева, В.В. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. — М.: Просвещение, 2009 — 234 с.
.Бабайцева, В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Ч.З. Синтаксис. Пунктуация — М.: Просвещение, 2007. — 456 с.
.Бабайцева, В.В., Чесиокова Л.Д. Русский язык: Теория: Учеб. для 5-9 кл. общеобразоват учеб заведений. — 5-е изд. — М.: Просвещение, 1999. — 200 с.
.Бархин, К.Б., Истрина Е.С. Методика русского языка в средней школе. — Минск, 2008. — 200 с.
7.Белошапкова, В.А., Современный русский язык, синтаксис: М.: 2007. — 145 c.
8.Бепошапкова, В.А. Современный русский язык. Синтаксис. — М.: Высшая школа, 2007. — 345 с.
9. Блинов, Г.И. Методика пунктуации в школе. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 2008. — 176 с.
10.Богданова, Г.А. Уроки русского языка в 8 классе: кн. для учителя / Г.А. Богданова. — 8-е изд. — М.: Просвещение, 2006. — 400 с.
11.Богоявленский, Д.Н. Усвоение грамматических понятий / Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах / Под ред. Н.С. Рождественского, Г.А. Фомичёвой — М.: Педагогика, 2007. — 300 с.
.Валгимз, Н.С. Современный русский язык. Пунктуация — М.: Высшая школа, 2009. — 250 с.
.Величко, Л.И. Работа над текстом при изучении вводных слов // РЯШ. 2000. — №6. — 89 с.
.Виноградов, В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове): Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. Г.А. Золотова — 3-е изд., испр. — М.: Высшая школа, 2006. — 459 с.
.Власенков, А.И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе. — М.: Просвещение, 2003. — 500 с.
.Глебова, Е.Ф. Системный подход к процессу обучения синтаксису в средней школе. — М.: 2010. — 145 c.
17.Ипполитова, Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. — М.: Флинта, Наука, 2008. — 345 с.
.Краткий справочник по современному русскому языку / Л.Л. Касаткин, Е.В. Кпобуков, П.А. Лекант; Под ред. П.А. Леканга — М.: Высшая школа, 2001. — 200 с.
19.Кустова, Г.И. Синтаксис современного русского языка: учеб. пособие для вузов / Г.И. Кустова, К.И. Мишина, В.А. Федосеев — М.: Академия, 2005. — 254 с.
20.Левушкина, О.Н. Учебный модуль для старших классов «Роль заимствованной лексики в современном русском языке» / О.Н. Левушкина, З.В. Глебова // Русский язык в школе. — 2010. — №8. — С. 40-46.
21.Лекант, П.А. Современный русский язык: Учеб. пособие / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков — М.: Дрофа, 2000. — 548 с.
22.Основы методики русского в 4-8 классах / Под ред. Текучева A.B. и др.: 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2003. — 190 с.
23.Русский язык: учеб. для 8 кл. общеобразоват. Учреждений / [Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д Дейкина, О.М. Александрова, науч. Ред. Н.М. Шанский] — 5-е изд. — М.: Просвещение, 2008. — 400 с.
24.Современный русский язык. Синтаксис. Пунктуация / B.B. Бабайцева, Л.Ю. Максимов — Ч.3 — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1987. — 256 с.
25.Тростенцова, Л.А. Русский язык. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / Л.А. Тростенцова, А.И Запорожец. — М.: Просвещение, 2009. — 300 с.
26.Шапиро, А.Б. О предмете синтаксиса // Тезисы докладов на совещании языковедов вузовских и академических учреждений по теоретическим вопросам синтаксиса — М.: 2010 — 300 c.