Как только потребитель узнает о новом товаре, который только что появился на рынке, то составляет о нем собственное мнение. Оно может быть положительное или отрицательное. Создавшиеся ассоциации, восприятие товара массой потребителей и создают бренд. У потребителей создается определенное впечатление о товаре, что-то похожее на ярлык, который они мысленно наклеивают на товар. Точно такая же ситуация происходит и с брендом музыкальной группы.
Данная тема актуальна потому, что музыкальный рынок сейчас перенасыщен. И для того, чтобы укрепить свои позиции необходимо сформировать у людей образ, как можно ярче позиционировать свою музыкальную группу.
Но, не смотря на актуальность данной темы, она является практически не изученной. Нет ни одного учебного пособия, которое бы рассматривал этот вопрос, относительно всех аспектов.
В современных условиях в музыкальной индустрии остро стоит проблема удержания позиций на рынке и повышение эффективности деятельности. С этой проблемой сталкиваются не только молодые музыкальные исполнители, но и уже имеющие солидный опыт.
Базу исследования составляет информация, базирующаяся на автобиографичных источниках группы The Beatles и самых актуальных материалах статей.
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей создания бренда музыкальной группы.
В соответствии с целью курсовой работы были поставлены следующие задачи:
- ознакомиться с основами брендинга;
- изучить бренды в музыкальном бизнесе;
- проанализировать российскую и зарубежную практику; формирования
брендов музыкальных групп;
- провести анализ маркетинговой ситуации;
- рассмотреть этапы создания бренда музыкальной группы;
- изучить способы продвижения бренда музыкальной группы.
Объектом исследования курсовой работы является технология формирования и управления брендом музыкальной группы.
1. Теоретические основы создания и функционирования бренда организации, .1 Ключевые аспекты создания бренда
бренд музыкальный группа
Слово «бренд» имеет довольно древнее происхождение [7; c. 21]. Вначале было существительное, которое постепенно приобрело глагольное значение. «Брендировать» что-то означает сделать это более ценным. Брендинг — процесс, нацеленный на создание и позиционирование уникального «лица» компании, ее продуктов и услуг.
Данной курсовой работы «Музыка поэтического слова в балладах ...
... курсовой работы «Музыка поэтического слова в балладах В.А. Жуковского» актуальна тем, что музыкальная лирика В.А. Жуковского ... Жуковского; проследить эволюцию «музыкального» жанра – баллады в творчестве В.А. Жуковского; выявить особенности поэтики баллад: проанализировать «музыку» слова (звукопись, звук и образ, и т.д.) – выявить основные средства создания «музыкальности» баллад В.А. Жуковского. ...
В переводе с английского «brand» означает клеймо, торговую марку, в переносном смысле — пятно.
Бренд — это торговая марка со сложившимся имиджем.
«Бренд — образ марки товара или услуги в сознании покупателя, выделяющий его в ряду конкурирующих марок. Бренд подразделяется на brand-name и brand-image. Brand-name — словесная часть марки или словесный товарный знак после его правовой регистрации. А brand-image — визуальный образ марки, формируемый рекламой в восприятии покупателя».
Не следует смешивать понятия «бренд» и «торговая марка». Бренд — это более широкое понятие. Помимо названия, изображения, определенных символов в бренд также входит непосредственно товар и присущие ему характеристики, ассоциации и ожидания потребителей, данные о целевых потребителях товара и обещание производителем каких-то преимуществ, которые получат потребители, приобретя этот товар.
Бренд — это комплекс впечатлений, которые остаются у покупателя в результате использования товара. Бренд помогает:
- идентифицировать, т.е. узнать товар при упоминании;
- отстроиться от конкурентов, т.е. выделить товар из общей массы;
- создать у потребителей привлекательный образ, вызывающий доверие;
- сосредоточить различные эмоции, связанные с товаром;
- принять решение о покупке и подтвердить правильность выбора, т.е. получить удовлетворение от принятого решения;
- сформировать группу постоянных покупателей, ассоциирующих с брендом свой образ жизни.
Один из ведущих американских специалистов-маркетологов Питер Дойл описывает бренд как «совокупность, состоящую из продукта, который удовлетворяет функциональным потребностям потребителей, так и из дополнительной ценности, побуждающей покупателей чувствовать большое удовлетворение по поводу того, что данный бренд обладает более высоким качеством и больше подходит им, чем аналогичные бренды, предлагаемые конкурентами».
«Миссия любого бренда — быть востребованным у потребителей. Он должен включать в себя две группы характеристик, на основании которых формируется мнение потребителей:
- Рациональные (функциональные) преимущества товара, значимые для целевой аудитории.
- Эмоциональные (основанные на ценностях, жизненном стиле потребителя) характеристики марки, близкие целевой аудитории».
Чрезвычайно важна индивидуальность бренда, поскольку она коммуникатирует отличительные качества именно этой марки, ее функциональные и эмоциональные. Если говорить о типологии, то предлагается такая классификация брендов:
Ведущий бренд — имеет доминирующую долю рынка по объему или стоимости и который является предпочтительным при покупках потребителей. Бренд, стремящийся завоевать место на рынке, бренд, который находится в состоянии становления и разработки, осуществляемой в первую очередь для атаки на бренд конкурента.
Нишевой бренд означает занятие ниши. Это способ, к которому прибегают главным образом небольшие виды бизнеса для захвата и удержания позиций на рынке. В этом случае выбирается определенный сегмент, предъявляющий особые требования к качеству, обслуживанию и т.д.
Сущность и цели бренда. Маркетинговое ценообразование
... покупателей. Торговая марка, представленная чаще всего названием, графическим изображением и звуковыми символами компании или товара, еще не является брендом. Создание бренда — творческая работа, требующая глубокого знания рынка, потребителя и ...
Глобальный бренд — это наиболее известный продукт или семейство продуктов, имеющих общую узнаваемость брендов всегда и везде, когда они появляются на рынке. Кампании по их продвижению осуществляют при помощи унифицированных глобальных коммуникаций, часто поддерживаемых местными агентствами. Персонализированность и ценности, связанные со стилем жизни бренда, являются в этом случае общими по отношению ко всем глобальным культурам.
Создание бренда заключает в себя целый комплекс мероприятий:
- разработка текстового названия для бренда — нейминг;
- выборка альтернативных названий для бренда;
- разработка слоганов;
- разработка бренд-имиджа торговой марки;
- логотип и визуальные составляющие;
- разработка персонажа бренда, имидж-герой;
- дизайн упаковки;
- дизайн рекламных материалов.
Разработка бренда — один из важнейших шагов формирования собственной аудитории будущего продукта, товара или услуги. Поэтому очень важно подойти к процессу создания бренда с максимальной отдачей.
Разработку бренда можно провести тремя способами:
- собственными силами компании;
- использовать услуги специализированных компаний;
- привлечь в компанию бренд-менеджеров, отвечающих за разработки определенных продуктов.
Итак, бренд — это некое впечатление о товаре в умах потребителей, ярлык, который мысленно наклеивается на товар.
Стихийное формирование потребительского впечатления может оказаться не в пользу компании, так как потребители могут просто не заметить преимуществ товара или же создать в своем воображении несуществующие недостатки, да и просто не разобраться в характеристиках товара.
Если же заниматься управлением бренда вплотную, тогда он наоборот выявит все достоинства товара и выделит его среди товаров конкурентов, представив товар в наиболее выгодном свете. Создание и управление брендом — это постоянный процесс, называемый брендингом, который представляет собой приемы создания особого отношения к товару.
«Процесс предварительного тестирования бренда позволяет избежать следующих ошибок:
идентичности с уже существующими торговыми марками,
названия товара, которое может ввести в заблуждение потребителей (что особенно важно для лекарств),
избежать дорогостоящих задержек выхода продукта, изменения марки или выхода продукта заново,
избежать тяжб с другими компаниями».
Сложность разработки бренда наталкивает на вопрос — стоит ли вкладывать столько сил и средств в создание бренда и насколько долгим может быть его существование на рынке. Из мировой практики известно, что хорошо управляемые бренды практически бессмертны.
Примеры долгожительства брендов хорошо известны: торговая марка пива Lowenbrau была впервые представлена в 1383. Она пережила чуму, войны, падение федерализма, открытие Америки, расцветы и падения целых наций. Thomas J. Lipton начал продавать чай под своим именем в 1889 году и популяризовал его в Великобритании во время царствования Королевы Виктории. Чай под торговой маркой Lipton все еще популярен — фактически, он пережил Британскую Империю. Один из самых сильных на сегодняшний день брендов, Coca-Cola, был создан в 1886 году. Продукты, продаваемые под определенной торговой маркой, могут «вымереть» от исчезновения или изменения вкусов потребителей, но сами торговые марки могут существовать «в согласии» с умами потребителей практически бесконечно.
Анализ ассортимента ювелирных изделий, реализуемых в торговой ...
... ювелирных изделий, реализуемых в торговой сети. Актуальность выбранной темы состоит в том, что спрос на качественные ювелирные изделия постоянно растет, ювелирные изделия являются товаром сложного ассортимента, и отличаются большим разнообразием . Рынок ювелирных изделий ...
Тольяттинский ВАЗ — самый мощный на сегодняшний день бренд на автомобильном рынке России. За время существования этого бренда сменилось несколько поколений автомобилей, поскольку каждая модель имеет определенный срок жизни на рынке, однако сам бренд, благодаря его способности переноситься на новые товары, здравствует и по сей день.
Бренд должен постоянно использоваться на финальных стадиях для закрепления уверенности пользователя. Чем больше будет успешных проектов, проведенных под этой торговой маркой, чем больше отношений с клиентами, чем больше положительных ассоциаций с данным брендом, тем более уверенно будет чувствовать себя фирма.
Необходимо создать впечатление настойчивости на своем бренде — это следующий шаг производителя для перехода к следующему сегменту рынка. Если на этой, финальной стадии, производитель сделает акцент на своей торговой марке в сознании пользователей, партнеров, то все его усилия по продвижению автоматически будут перенесены на новый сегмент, обеспечив огромную подъемную силу.
1.2 Бренды в музыкальном бизнесе
Одним из важных PR методов являетсябренд-билдинг. Сегодня шоу-бизнесмены выделяют два типа брендов — бренды-продюсеры и бренды-исполнители. В первом случае не имеет значения, кто выступает в роли очередного проекта раскрученного продюсера, важно только имя продюсера.
Бренд-билдинг в музыкальном бизнесе, в самом общем значении, — это целенаправленное создание торговой марки из имени артиста или названия группы, а также из имени продюсера или названия рекорд-компании. Смысл брендинга в том, чтобы сделать продукт узнаваемым и продаваемым, часто даже независимо от его качества.
Если брендинг осуществлён эффективно, то, например, записи какого-либо музыкального проекта будут раскупаться даже при полной смене состава коллектива. То есть в данном случае потребитель узнаёт имя и приобретает продукцию, будучи уверенным в её качестве. Смысл брендинга также в том, что человек может приобрести продукцию, которая ему, в сущности, даже не нужна, только потому, что он приверженец определённого бренда, потому что он престижен, считается символом качества, потому что его друзья в восторге от продукции, выпускаемой под этим именем, или же потому, что он покупал другую продукцию под этим именем. В самом общем смысле, потребитель идеализирует бренд, и приобретает продукт не из-за продукта, а из-за бренда.
Однако отечественный брендинг в сфере музыкального шоу-бизнеса в настоящее время находится в зачаточном состоянии. В основном все мероприятия, которые можно охарактеризовать как брендинг, проводятся по наитию, при условии наличия вдохновения. Несмотря на это, можно упомянуть нескольких людей, которые относятся к брендингу серьёзно и видят нешуточные перспективы бренд-билдинга как PR метода. Так создание звезды начинается либо с определения целевой аудитории, либо с выбора кандидата в звезды. То есть происходит поиск новой свободной ниши. Чаще всего, это сегмент, который на рынке никем не занят или в ближайшее время освободится (уйдет со сцены «старая» звезда либо за место под солнцем борются несколько коллективов, но видно, что потенциала у них нет).
Российское рок-движение в критике 80-х годов ХХ века
... Хронологические рамки 1. Рок: от периода «застоя» до «перестройки» СССР рок музыка русский пресса В нашей стране рок-музыка свое существование ведет с начала 1960-х годов, и почти до середины ... 80-х годов она преследовалась со стороны ...
В других случаях продюсер сначала находит потенциальную звезду и отталкивается от ее личных и профессиональных данных (талант, вокальные и внешние данные, харизма).
Маркетинговые исследования в шоу-бизнесе проводить не принято, компаний, специализирующихся на измерении общественного мнения в этой области, нет. Поэтому, запуская новый проект, продюсеры полагаются только на собственную интуицию, возведенную в ранг единственного маркетингового ориентира. Возможно, в словах продюсера есть и определенная доля лукавства. Вряд ли только интуиция подтолкнула его к созданию еще одной девичьей группы. Известно, что самыми доходными нишами на сегодняшний день являются мальчишеские и девичьи коллективы, ориентированные соответственно на девочек и мальчиков в возрасте от 13 лет.
Внешний вид участников проекта, стиль одежды, прически, поведение на публике тщательно продумываются. Все это позволяет целевой аудитории понять ценности торговой марки, характеризует ее позиционирование — для кого этот бренд (певец) и какую идею он несет потребителям. Будь это протест против ценностей общества группы «Ленинград» или интеллектуальные тексты Дианы Арбениной. Упаковка (в данном случае костюм), его колористическое решение сочетаются с образом исполнителя, репертуаром и отвечают ожиданиям целевой аудитории. Вряд ли Иосиф Кобзон сможет предстать перед своей аудиторией в тенниске и рваных джинсах, а в образы Олега Газманова или Филиппа Киркорова не очень вписываются галстук и классический костюм.
На первый взгляд создание и продвижение бренда происходит по одним и тем же законам, вне зависимости от того, что или кто выступает в роли торговой марки. Однако бренды в шоу-бизнесе все же отличаются от неодушевленных брендов на рынке товаров и услуг. Если в области товаров бренды создаются, как правило, на бесконечно долгий период времени, то в области шоу-бизнеса период жизни бренда определяется продолжительностью жизни исполнителя и его или ее способностью к творчеству.
Второй вопрос — авторские права. Когда речь идет о классических брендах, у компаний владельцев существует обычно понятная схема владения брендами. В условиях шоу-бизнеса практически нет схемы, предусматривающей в полной мере права продюсеров на бренд, ведь носителем бренда в данной ситуации выступает живой человек. Законы не позволяют продюсерам полноправно распоряжаться будущим своих подопечных. Иногда для продюсера складывается не очень приятная ситуация. При нарушениях условий контрактов, обычно не всегда есть возможность взыскать с будущих звезд. Примером могут стать условия в договоре с участницами проекта, где говорится, что в течение пяти лет они не должны заводить детей, но если они вдруг нарушат это условие, то — ни один закон не заставит их возместить убытки продюсера. Кроме того, как ни пытаются продюсеры контролировать поведение исполнителя на сцене и за ее пределами, как ни фильтруют все их интервью, просчитать, что скажет в прямом телеэфире «твой бренд», невозможно [17; c. 286].
1.3 Российская и зарубежная практика формирования брендов музыкальных групп
В данном параграфе мы рассмотрим, как создавались известные группы второй половины XX века.Beatles — британская рок-группа из Ливерпуля, основанная в 1960 году. Начав с подражания классикам американского рок-н-ролла 1950-х, The Beatles пришли к собственному стилю и звучанию. The Beatles оказали значительное влияние на рок-музыку и признаются специалистами как одна из наиболее успешных групп XX века как в творческом, так и в коммерческом смысле. Многие известные рок-музыканты признают, что стали таковыми под влиянием песен Beatles. Группа получила всемирное признание в 1963 году с момента выпуска сингла «Please Please Me/ Ask Me Why» и своим творчеством дала начало глобальному явлению под названием битломания. Четвёрка стала первой британской группой, пластинки которой завоевали популярность и первые места в чартах США, и с неё началось всемирное признание британских коллективов, а также «ливерпульского» (Merseybeat) звучания рок-музыки. Музыкантам группы и их продюсеру и звукорежиссёру Джорджу Мартину принадлежат новаторские разработки в области звукозаписи; комбинирования различных стилей, включая симфоническую и психоделическую музыку; а также съёмок видеоклипов [14; c. 265].
К 1959 году первоначальное название Beatles — Quarrymen уже не имело никакого отношения к членам группы. Пол и Джордж учились в «Институте», а Джон поступил в художественный колледж. Был момент, когда группа даже была близка к распаду — Харрисон на несколько месяцев покинул коллектив и присоединился к команде Les Stewart Quartet, но 29 августа они снова объединились. Некоторое время Quarrymen репетировали и играли в клубе Jacaranada и тогда они, наконец, обзавелись первыми электрогитарами и 10 ваттным усилителем. Хозяин клуба Алан Уильямс начал частично исполнять обязанности менеджера группы. Полноценным менеджером или промоутером его было назвать сложно — в клубе играло много групп и Quarrymen были лишь одной из них
К тому времени группа активно пыталась участвовать в клубной и концертной жизни Ливерпуля и окраин. Музыканты часто меняли название. В октябре 1959-го ребята выступили под названием Johnny and Moondogs в ливерпульском конкурсе молодых талантов, который проводил Кэрролл Льюис. По итогам они были приглашены на заключительный тур в Манчестер, но не смогли принять участие по весьма банальной причине — не было средств оплатить ночлег. На другом концерте они назвали себя Rainbows. Постоянные перемены названия происходили из-за того, что промоутеры находили имя слишком коротким и «неброским», кроме того у большинства групп название было более длинным и обычно содержало имя лидера. Beatals, Silver Beats, Silver Beetles, Silver Beatles и наконец Beatles появилось в апреле 1960 года. До сих пор нет однозначного ответа, кто именно придумал это слово. Согласно воспоминаниям участников группы, авторами неологизма считаются Сатклифф и Леннон, которые были увлечены идеей придумать название, имеющее одновременно разные значения. За пример была взята группа Бадди Холли The Crickets («сверчки», однако для англичан был и второй смысл — «крикет»).
Слово Beatles если произносить также отсылало к насекомым «beetles» («жуки»), но если видеть его напечатанным, то сразу бросался в глаза корень «beat» (как бит-музыка).
Scorpions — легендарная немецкая рок-группа, образована в 1965 году в Ганновере. Стиль группы можно определить как классический рок, также для «Scorpions» характерны лирические рок-баллады. Является одной из самых популярных групп на мировой рок-сцене, продавшей более 100 миллионов копий альбомов.
С 2010 года гастролирует с прощальным туром «Get Your Sting And Blackout», который продлится до 2013 года.
Группа была основана в 1965 году Рудольфом Шенкером. В 1969 к ней присоединились младший брат основателя Михаэль Шенкер и вокалист Клаус Майне.
Популярность группы в Европе и на Востоке росла, группа к тому же много гастролировала. Когда состав Scorpions наконец-то стабилизировался, и группа приступила к своей основной задаче — завоеванию американского рынка. В 1980 году группа записывает свой 7-й по счёту альбом — «Animal Magnetism», в котором все соло во всех песнях играл Маттиас Ябс. Альбом получился очень «живым» — в лучших традициях хард-рока того времени. По сей день альбом является одной из «визиток» Scorpions. В период с 1980 по 1981 группа много гастролировала.
В 1989 году группа перешла на сотрудничество с Phonogram Records и тем завершила 20-летнюю работу с продюсером Дитером Дирксом.
После этого вышел их самый успешный на сегодняшний день альбом «Crazy World», а песня из него «Wind Of Change», посвящённая перестройке в СССР, занимала первые места в хит-парадах всего мира и стала первой песней Scorpions с более чем миллионом продаж. Альбом продюсировал Кит Олсен, в связи с чем Scorpions обрели новый звук, при этом не предав своих творческих ориентиров и основ. Вскоре после релиза «Wind Of Change» рухнула Берлинская стена, а группа выступила на Потсдамской площади с Роджером Уотерсом и другими музыкантами в шоу The Wall Live in Berlin [19; c. 85].известен как совместный проект лидера группы Blur Деймона Албарна и художника Джейми Хьюлетта. Идея создания группы пришла к ним в 1998 году, когда они жили в одной квартире на улице Вестбурн-гров (англ. Westbourne Grove) в Лондоне в момент, когда они смотрели MTV. «Если вы смотрите MTV слишком долго, это немного похоже на ад — в этом нет никакой сути» — сказал по этому поводу Хьюлетт. Первоначально группа называла себя «Gorilla» и первый записанный трек назывался «Ghost Train».
Дебютный альбом группы (2001) вызвал огромный интерес публики, в том же году группа получила Грэмми. После выхода альбома G-Sides, состоящего из «эксклюзивных» песен с синглов (обыгрывается название сторонних трэков, т. н. «би-сайдов» — песен, которые не попали в основные релизы), группа уходит в творческий отпуск. В 2005 выходит новая пластинка Demon Days, которая завоевывает мировые хит-парады.
В марте 2010 года появился новый альбом под названием Plastic Beach. Данный альбом ознаменовался также выпуском нескольких синглов, таких как Stylo, On Melancholy Hill, Rhinestone Eyes и Doncamatic. К каждому синглу, кроме Rhinestone Eyes, вышел клип. В записи клипа на песню Stylo принял участие Брюс Уиллис. Планировалось также выпустить клип на песню Rhinestone Eyes, но из-за отказа фирмы спонсора финансировать съёмки клипа, планы остались неосуществленными. Для просмотра публике стало доступно только слайд-шоу, состоящие из зарисовок к будущему клипу. Альбом Plastic Beach разошёлся по миру тиражом более миллиона копий. Спустя некоторое время после выпуска альбома, группа отправилась в мировое турне, в процессе которого были записаны песни для альбома The Fall [20; c. 190].Rolling Stones (англ. Роллинг Стоунз, буквально с англ. «катящиеся камни», идиоматический перевод — «вольные странники» или бродяги, «перекати-поле») — британская рок-группа, образовавшаяся в 1962 году и многие годы соперничавшая по популярности с The Beatles. Rolling Stones, ставшие важной частью Британского вторжения, считаются одной из самых влиятельных и успешных групп в истории рока. Rolling Stones, которые по замыслу менеджера Эндрю Луга Олдэма должны были стать «бунтарской» альтернативой The Beatles, уже в 1969 году в ходе американского турне рекламировались как «величайшая рок-н-ролльная группа в мире» и (согласноAllmusic), сумели сохранить этот статус по сей день.
Музыкальный стиль Rolling Stones, формировавшийся под влиянием Роберта Джонсона, Чака Берри, Бо Диддли и Мадди Уотерса, с течением времени обретал индивидуальные черты; авторский дуэт Джаггер-Ричардс получил в конечном итоге всемирное признание.
Группа выпустила в Великобритании двадцать два студийных и восемь концертных альбомов (в США, соответственно, — 24 и 9).
Двадцать один сингл входил в первую десятку UK Singles Chart, 8 из них поднимались на вершину хит-парада; соответствующие показатели Rolling Stones в Billboard Hot 100 — 28 и 8.
Общемировой тираж альбомов Rolling Stones превысил 250 миллионов, 200 миллионов из них были проданы в США.; по этим показателям группа является одной из самых успешных в истории. В 1989 году Rolling Stones были включены в Зал славы рок-н-ролла, а в 2004 году заняли четвёртое место в списке 50 величайших исполнителей всех времён по версии журнала Rolling Stone [2; c. 386].
«Кино́» — одна из самых популярных советских рок-групп 1980-х годов. Лидером, автором всех текстов и почти всей музыки неизменно оставался Виктор Цой, после смерти которого коллектив, выпустивший в общей сложности за девять лет на студийных альбомах более ста песен, несколько сборников и концертных записей, а также большое количество неофициальных бутлегов, прекратил существование.
Стилистически группа ушла от многих традиционных элементов русского рока, в частности вместо обычных ударных установок нередко использовались разнообразные программируемые эффекты, создаваемые посредством драм-машин и ритм-компьютеров, что порой придавало звучанию налёт «дискотечности» или «попсовости». Для песен характерна определённая навязчивость, многократное повторение одних и тех же слов или куплетов. Тематическая составляющая лирики на раннем этапе творчества отражает подростковую обыденность и драматические переживания по поводу любви, благодаря чему музыканты удостоились звания «новые романтики», в то время как тексты позднего периода наполнены героизмом и внутренним протестом, выражают позицию мужественной гражданской ответственности.
Популярность «Кино» с годами постоянно росла, если вначале музыканты играли лишь на квартирных концертах и подвергались жёсткой критике как со стороны официальной, так и подпольной прессы, то в конце десятилетия их пластинки распространялись уже миллионными тиражами, а на концерты собирались целые стадионы поклонников. Группа породила феномен «киномании», усилившийся после трагической гибели Виктора Цоя и существующий по сей день — место работы музыканта стало объектом паломничества многочисленных фанатов со всех стран постсоветского пространства, в Кривоарбатском переулке (Москва) появилась так называемая «стена Цоя», которую поклонники исписали цитатами из песен и признаниями в любви к творчеству группы. «Кино» часто находит отражение в массовой культуре, оставленное ими наследие высоко оценивается сегодняшними обозревателями и музыковедами [3; c. 142].
Таким образом, мы можем прийти к выводу, что не все группы создавались одинаково. Однако, мы можем также отметить, что именно бренд музыкальной группы позволяет ей быть успешной, выпускать большое количество альбомов и зарабатывать деньги своим именем даже после того, как группа распалась.
2. Особенности создания бренда музыкальной группы напримере «The Beatles», .1 Анализ маркетинговой ситуации
Начав с подражания классикам американского рок-н-ролла 1950-х, The Beatles пришли к собственному стилю и звучанию. The Beatles оказали значительное влияние на рок-музыку и признаются специалистами, как одна из наиболее успешных групп XX века как в творческом, так и в коммерческом смысле. Многие известные рок-музыканты признают, что стали таковыми под влиянием песен the Beatles. С момента выпуска сингла «Please Please Me / Ask Me Why» в 1963 г. группа начала восхождение ко всемирному признанию, своим творчеством породив глобальное явление под названиембитломания. Четвёрка стала первой британской группой, пластинки которой завоевали популярность и первые места в чартах США, и с неё началось всемирное признание британских коллективов, а также «ливерпульского» (Merseybeat) звучания рок-музыки. Музыкантам группы и их продюсеру и звукорежиссёру Джорджу Мартину принадлежат новаторские разработки в области звукозаписи; комбинирования различных стилей, включая симфоническую и психоделическую музыку; а также съёмок видеоклипов.
В списке Rolling Stone 500 первое место занимает альбом Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band. Группа завоевала семь наград Грэмми. Вся четвёрка, в знак признания заслуг перед страной, награждена орденами MBE. По состоянию на 2001 год только в США было продано свыше 163 миллионов дисков группы. Общий объём продаж единиц медиа контента (диски и кассеты) связанного с группой на этот момент превысил один миллиард экземпляров.Beatles прекратили совместную работу в 1970 году, хотя уже по меньшей мере с 1967 года Пол и Джон вели собственные проекты. После распада каждый из музыкантов продолжил сольную карьеру. В 1980 году возле своего дома был убит Джон Леннон, в 2001 году от рака скончался Джордж Харрисон. Пол Маккартни и Ринго Старр продолжают заниматься творчеством и пишут музыку.
Для того чтобы узнать, как же формировался бренд The Beatles, проведем маркетинговый анализ ситуации на момент основания группы.
Вначале проведем SWOT-анализ, чтобы определить сильный и слабые стороны.
Таблица 2.1 SWOT-анализ
Преимущества |
Недостатки |
1. Сплоченный коллектив (друзья) 2. Квалифицированные музыканты 3. Высокая мотивация |
1. Неизвестность группы 2. Слабая популярность данного вида музыки 3. Отсутствие стратегии |
Возможности |
Угрозы |
1. Новые потребности, мода 2. Тенденции спроса 3. Сотрудничество с крупными звукозаписывающими компаниями |
1. Репутация «несерьезной группы» 2. Активность и популярность других групп 3. Смена тенденций, моды |
По данным сайта zaycev-nett.ru мы составили список 10 самых популярных групп-современниц The Beatles, стиль: рок музыка.
Таблица 2.2 Анализ конкурентов по комплексу 4p
Название группы |
Product |
Place |
Promotion |
Price (лейблы) |
The Rolling Stones |
рок |
Британия |
12 июля 1962 год |
Decca Records London Records Billboard 200 |
The Kinks |
Гаражный рок |
Великобритания, Лондон |
1963 год |
Face To Face Percy Soap Opera Phobia |
The Doors |
ритм-энд-блюз |
США, Лос-Анджелесе |
1965 год |
The Doors |
The Nice |
смешением рока, джаза и классической музыки |
Великобритания |
май 1967 год |
The Thoughts of Emerlist Davjack Elegy America — The BBC Sessions Vivacitas |
The Beach Boys |
ранний рок-н-ролл |
1961 год |
Pet Sounds Good Vibrations Smile |
|
The Who |
Рок-н-ролл |
Британия |
1961 год |
My Generation Quads Substitute |
The Velvet Underground |
авангардный рок стиль |
Америка |
1964 год |
Andy Warhol’s Velvet Underground featuring Nico (1971) Velvet Underground (1973) VU (1985) Another View (1986) The Best of Lou Reed & The Velvet Underground (1995) Fully Loaded (1997) The Velvet Underground and Nico (Deluxe Edition) (2002) The Very Best of The Velvet Underground (2003) Gold (2005) Playlist Plus (2008) |
The Byrds |
Психоделический рок |
США Лос-Анджелес |
1964 год |
Byrdmaniax The Byrds (Reunion Album) Farther Along Unissued Untitled CD1 |
The Zombies |
Психоделический рок |
Великобритания |
1961 год |
2003 Live at the BBC 2005 Live at the Bloomsbury Theatre, London (также DVD) 2008 Odessey and Oracle: 40th Anniversary Live Concert (также DVD) 2013 Live In The UK |
Jefferson Airplane |
Психоделический рок |
США, Сан-Франциско |
1965 год |
Jefferson Airplane Takes Off (1966) Surrealistic Pillow (1967) After Bathing at Baxter’s (1967) Crown of Creation (1968) Volunteers (1969) Bark (1971) Long John Silver (1972) Jefferson Airplane (1989) |
Из данной таблицы мы можем сделать следующий вывод. Большей популярностью пользовались 2 направления: психоделический рок и рок-н-ролл. Родина групп — США и страны Европы. 70% этих групп пользуются большой популярностью и по сей день, что свидетельствует о высоком качестве брендов.
Целевая аудитория:
первичная: молодежь с бунтарскими настроениями, желающие чего-то нового, не консерваторы;
вторичная: СМИ.
Гипотезы позиционирования:
выбрать направление психоделическй рок;
выбрать направление рок-н-ролл.
Группа The Beatles являются основателями своего собственного стия и звучания в рок индустрии.
Позиционирование:
— для кого? — определение целевой группы потребителей, для которой создается бренд;
— зачем? — выгода потребителя, которую он получит в результате приобретения именно этого бренда;
— для какой цели (для какого использования?) нужен именно этот бренд;
— против какого конкурента.
В зависимости от продукта целевая группа потребителей может быть заменена на группу людей, которые принимают решения о покупке и выборе марки.
Если рассматривать позиционирование применительно к The Beatles, то целевой аудиторией будет молодежь, любители рок-музыки, бунтари по натуре, новаторы. Выгода потребителя — удовольствие, приятное времяпрепровождение. Именно эта группа нужна потому, что они заняли свою собственную нишу в музыке, создали направление. Бренд создавался против поп-музыки.
2.2 Этапы создания бренда музыкальной группы
Целью продвижения бренда является создание монополии в данном сегменте рынка. Бренды являются объектом купли-продажи. Для определения справедливой рыночной стоимости бренда проводится специальная оценка — brand valuation.
Также употребляются многие другие понятия, такие как капитал бренда, сила бренда и т.п. Необходимо различать психологическую ценность или силу бренда (это «капитал в головах») и финансовую стоимость бренда — это оценка дисконтированных будущих денежных потоков, генерируемых брендом для предприятия.
На известность торговой марки компаний, представленных в сети Интернет, и на посещаемость их сайтов (основные показатели посещаемости сайта) оказывает значительное влияние грамотно проведённая рекламная кампания.
В ещё не очень далёкие для нас тысяча девятьсот пятидесятые годы в мире начинается эпоха рок-н-ролла. Именно в это время совсем ещё юный Джон Леннон знакомится с творчеством популярного во всём мире Элвиса Пресли. Первую композицию Элвиса Пресли, которую услышал Леннон, была «All Shook Up». Композиция произвела неизгладимое впечатление на Джона и именно благодаря ней, он полюбил рок-н-ролл в целом.
В эти годы, Леннон очень увлекался музыкой и хорошо владел такими инструментами как банджо и губная гармоника, но познакомившись с рок-н-роллом, он начал осваивать свои первые аккорды на гитаре.
Во время обучения в школе, он и его друзья организовывают музыкальную группу с интересным названием — «The Blackjacks». Однако уже через неделю ребята принимают решение переименовать название своей музыкальной группы в честь своей любимой школы «Quarry Bank», где они учатся и называют свою группу «The Quarryman».
На одном из первых выступлений «The Quarryman», Джон знакомится с Полом Маккартни, который на удивление хорошо знал тексты песен и аккорды всех новинок в мире рок-н-ролла. Талантливый музыкант Маккартни уже в совершенстве владел трубой и фортепьяно и практически сразу же присоединяется к «Куорримен» после знакомства с Ленноном, а через некоторое время в «Куорримен» приходит и друг Пола — Джордж Харрисон. Именно эта троица музыкантов стала основой группы, когда для остальных участников рок-н-ролл был только временным увлечением.
В 1959 году, в группу приходит талантливый художник Стюарт Сатклифф, который не отличался особым владением музыкальных инструментов, что не раз вызывало конфликты с очень требовательным Полом Маккартни.
В апреле 1960 года, музыкальный коллектив переименовывают в «The Beatles». Это происходит из-за того что никто уже не имеет никакого отношение к школе «Quarry Bank» и ребята начинают задумываться о более серьёзном названии, для выступлений в клубах и на концертах. Никто не может дать точного ответа, откуда взялось название «The Beatles». Но музыканты рассказывали, что оно было придумано, когда Леннону приснился довольно странный сон, в котором «Пылающий человек» ему сказал — «Пусть будут Beetles».
Именно так было положено начало творчества великой рок-н-ролл группы «The Beatles», которая добилась огромных успехов, популярности и стала легендарной рок-н-ролл командой во всём мире.
Группа внесла значительный вклад в развитие рок-музыки, обусловив ее переход из танцевально-развлекательной в сферу искусства.
В сентябре 1962 The Beatles выпустили свой первый сингл, на котором были записаны песни Love Me Do и P.S. I Love You, в октябре попавшие в национальный Тор20. В начале 1963 композиция Please Please Me заняла в хит-параде Великобритании второе место, тогда же в рекордно короткие сроки (за 13 часов) был записан дебютный альбом Please Please Me. На волне успеха третий сингл From Me То You занял в чартах первое место.
Создать визитную карточку музыкальной группы так, чтобы она была узнаваемой среди тысяч — дело не из легких. В конце концов, это оказывается едва ли не более трудной задачей, чем придумать название команды [8 c. 47].
Рис. 2.1 Логотип группы The Beatles
Создателем данного логотипа является Ivor Arbiter британский дизайнер, производитель, дистрибьютор. Логотип был создан им 17 июня 1962 года.
Первым почувствовал большие деньги американский рекорд-лейбл Capitol, вплотную занявшийся выпуском синглов The Beatles, которые до этого выходили только на небольших независимых лейблах, на просторах Америки.
Появившись в канун Рождества 1963 года, сингл «I Want to Hold Your Hand» уже в первых числах 64-го становится лидером американского чарта. После появления ливерпульской четверки в национальном телеэфире в программе «The Ed Sullivan Show» битломания низверглась и на головы безневинных американцев. К апрелю 1964 Америка сдалась без боя: пять синглов The Beatles оккупировали пять первых позиций американского чарта, мало того — две первые строки рейтинга альбомов Billboard Top 100 тоже достались им. Такого никогда не было раньше, такое вряд ли когда-нибудь повторится. С этих пор и вплоть до 1970 года, когда группа распалась, практически все их альбомы и синглы возглавляли рейтинги продаж.
В 1999 году, когда началась истерия по подведению итогов уходящего века, The Beatles лидировали во всех опросах как лучшая группа XX века. Осенью 1999 вышла солидная книжная «Антология», над которой трудились Харрисон, Маккартни и Старр вместе с Йоко Оно. Изданный через месяц сборник хитов «1» стал лидером продаж на долгие месяцы.
2.3 Способы продвижения бренда музыкальной группы
Сегодня под торговой маркой принято понимать не только товар, услугу, но также и название компании, и даже имя человека. Если часто можно услышать какое-то название из самых различных источников, то это уже бренд. Существуют самые разные способы продвижения бренда, которые позволяют сделать продукт более узнаваемым, а его имя популярным
Музыкальная группа — это вполне обычный бизнес-проект, как и остальные, привычные всем, вроде продажи чая или детских подгузников. И чтобы музыкальная группа стала известной и успешной, ее необходимо продвигать и рекламировать. Для успешного продвижения музыкального коллектива необходимо приложить действительно большие усилия, потому что в отличие от того же чая или подгузников, которые просто необходимы людям, и спрос на них будет всегда, без музыки люди вполне смогут обойтись. Именно поэтому, занимаясь продвижением группы, просто необходимо быть активным, способным убеждать и грамотно разговаривать.
Самый главный момент в раскрутке любого музыкального проекта — это наличие качественного материала, умение технично его исполнять, одним словом, музыка должна быть хорошей. Потому что если музыкальный материал плохой, то никакое продвижение вам не поможет (исключение составляет поп-эстрада, но там совсем другие правила, и рассчитан такой продукт на людей в музыке ничего не понимающих, и поэтому об этом мы помолчим).
Во всем остальном — это правильная подача своей музыки и поиск аудитории. Стилистика, то, как музыканты держатся на сцене, вообще имидж группы и т.д. — важнейшие вещи, влияющие на то, запомнит ли группу публика или нет.
Репертуар группы The Beatles особенный, в каждую песню вложена душа. Авторами песен являются участники группы Пол Маккартни и Джон Леннон. Они решили публиковать свои песни в совместно. Таким образом, все их песни проходят под совместным авторством «Леннон / Маккартни». Тем не менее, некоторые песни в большей степени принадлежали перу Леннона, а кое-какие другие были сочинены исключительно Маккартни. Но это не было принципиально для участников. У них был свой собственный стиль, которому нет равных и по сей день.
С 60-х годов до сегодняшнего времени ещё ни кто не сумел обогнать по популярности эту легендарную Британскую группу. Битлз — это музыкальная эпоха и огромная популярность по всему миру.
Заключение
Брендинг прошел долгий путь становления, развития системы собственных технологий, с помощью которых сейчас и осуществляется создание современных брендов. В данной курсовой работе были рассмотрены особенности создания бренда музыкальной группы The Beatles.
Тем не менее, отметим, что популярность и легендарной группы The Beatles всегда актуальна и смотрится по-новому. Поэтому, как бы ни развивались media, нужно запомнить, что главное — это найти отличительную черту. Именно качество игры и собственный стиль исполнения отличало их в пору основания, и делает их уникальными по сей день.
В данной курсовой работе мы решили
ознакомиться с основами брендинга;
изучить бренды в музыкальном бизнесе;
проанализировать российскую и зарубежную практику; формирования брендов музыкальных групп;
провели анализ маркетинговой ситуации;
рассмотрели этапы создания бренда музыкальной группы;
изучили способы продвижения бренда музыкальной группы.
Практическая значимость данной работы заключается в последующей исследовательской деятельности, которой в дальнейшем займется автор. Также данная работа может использоваться начинающими специалистами для создания бренда музыкальной группы.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/muzyikalnyiy-menedjment/
1 Аакер, Д. Создание сильных брендов / Д. Аакер, 2-е изд. — М.: ИД Гребенникова, 2007 г., 324 с.
Алешина, И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров / И.В. Алешина, М.: ИКФ «ЭКМОС», 2005 г., 212 с.
Бове, К. Современная реклама / У. Арене, М.: ИД «Довгань», 2006 г., 459 с.
Игнатьев, Д. Настольная энциклопедия Public Relations / Д. Игнатьев, М.: Альпина Паблишер, 2003 г., 460 с.
Котлер, Ф. Персональный брендинг /И. Рейн, М. Хэмлин, М.: ИД Гребенникова, 2007 г., 340 с.
Льюис, Э. Великая ИКЕА. Бренд для всех / Э. Льюис, М.: Олимп-бизнес, 2008 г., 180 с.
Мазилкина, Е. Брендинг / Е. Мазилкина, М.: ИТК «Дашков и К°», 2008 г., 290 с.
Музыкант, В.Л. Реклама и PR-технологии / В.Л. Музыкант, М.: Армада-пресс, 2007 г., 440 с.
Питерс, Т. Преврати себя в бренд. 50 способов сделать из себя бренд / Т. Питерс, М.: Вильямс, 2008 г., 367 с.
Райс, Л. 22 закона создания бренда / Л. Райс, М.: АСТ, 2007 г., 250 с.
Рожков, И.Я. От брендинга к бренд-билдингу / И.Я. Рожков, М.: Гелла-принт, 2004 г., 523 с.
Трейси, Б. Сила бренда: искусство выделяться из толпы конкурентов и доминировать на рынке / Б. Трейси, М.: SmartBook, 2007 г. 376 с.
Хэли, М. Что такое брендинг / М. Хэли, М.: АСТ / Астрель, 2009 г., 231 с.
Чернатони, Л. От видения бренда к оценке бренда. Стратегический процесс роста и усиления брендов. / Л. Чернатони, М.: ИД Технологии, 2007 г., 512 с.
Чернатони Л., МакДональд М. Брендинг. Как создать мощный бренд: учебник. — М.: Юнити, 2006.
Шарков, Ф.И. Интегрированные бренд-коммуникации / Ф.И. Шарков, М.: РИП-Холдинг, 2004 г., 375 с.
Шарков, Ф.И. Константы гудвилла: стиль, паблисити, репутация, имидж и бренд фирмы / Ф.И. Шарков, М.: ИТК «Дашков и К°», 2009 г., 750 с.
Шарков, Ф.И. Магия бренда: брендинг как маркетинговая коммникация / Ф.И. Шарков, М.: Альфа-Пресс, 2006 г., 382 с.
Гусев, О.В. Брендинг (электронная версия учебника).
«PR в России», международный профессиональный журнал, гл. ред. Фадеев П., №1 (53), 2005.