В настоящий момент в российском обществе актуализируется потребность в воспитании самостоятельной личности, обладающей ответственностью, имеющей свою точку зрения на то или иное социальное явление.
Кроме того, современное многообразие музыкальных стилей предопределяет широчайшие возможности в выборе личностью индивидуальных путей для самоактуализации и самоутверждения. В связи с этим необходимо изменение как целей, задач, содержания музыкального образования, так и методов формирования музыкальной культуры современной личности, которые закладываются в детском возрасте.
В современных условиях, благодаря развитию музыкальной индустрии, ориентации школьников в области музыки формируются, главным образом, под воздействием средств массовой коммуникации и общения со сверстниками. Это приводит к потреблению музыкальных образцов сомнительного эстетического качества, рассчитанных на невзыскательный вкус в силу легкости восприятия (незамысловатая мелодия, танцевальный ритм, элементарная простота гармонического языка, близость тематики содержания текстов).
Такие разновидности современной музыки, как эстрадная песня, “ПЭП”, “диско”, и другие сугубо развлекательные направления, выполняющие не столько эстетическую, сколько коммуникативную и фоновую функции, пользуются в детской и подростковой среде широкой популярностью, в то время как классическая, народная и современная академическая музыка, несущие определенную смысловую нагрузку, остаются за пределами внимания школьников.
Младший школьный возраст характеризуется стремлением к взрослению, к самоутверждению, поиску собственного места в жизни, к самооценке. Именно в этом возрасте происходит становление определенных ценностных ориентаций, формируются художественно-эстетические предпочтения, в частности — музыкальные вкусы и пристрастия.
Если внимательно присмотреться к тому, как входит музыка в жизнь наших учащихся, то мы заметим и многообразие путей, форм и в то же время нередкое отсутствие их взаимосвязи, последовательности, приводящее к серьезным проблемам в музыкальном развитии и воспитании подрастающего поколения.
Казалось бы, что современная жизнь благодаря кино, радио- и телепередачам, широкому распространению современной аудио-видео техники настолько насыщена музыкой, что беспокоиться о музыкальной культуре детей не приходится. И стихийно, путем «самодеятельного» удовлетворения личных вкусов и интересов, и планомерно, поскольку музыкальной пропагандой ведают многие организации, музыка постоянно сопровождает современного школьника (человека).
Характеристика, цели и задачи музыкального образования
... Музыка» в образовательную область «Искусство» в определенной мере лишает его самостоятельности и Нередко, как показывает практика, он подменяется другими предметами. Целью данной курсовой работы является характеристика содержания, целей и задач музыкального ... культуры современного человека. Эстетическое воспитание — важнейший фактор становления личности школьника, его идеалов, вкусов и потребностей. ...
Но все же сказать, что в этой области духовной культуры ничто не вызывает тревоги, никак нельзя.
Сейчас, когда для улучшения проблемы эстетического воспитания ребенка создана реальная почва, особенно важно хорошо понимать, как, когда и чем «засевать» эту почву. Число «сеятелей» музыкальной культуры в школах сейчас не ограничивается учителями музыки, ими являются и классные руководители, и организаторы внеклассных мероприятий, и различные культурно-воспитательные учреждения.
Вопросами музыкально-эстетического воспитания занимаются многие учреждения, значительное внимание этим вопросам стала уделять и общественность. Но столь многогранная деятельность подчас не имеет единой направленности, целостности, не все, что делается, делается на должном художественно-педагогическом уровне.
Для верного построения системы музыкального воспитания важно правильно понимать его цели, сущность. А опыт показывает, что единства в понимании целей и задач музыкального воспитания нет. Нередко его сводят то к узко техническому обучению навыкам, то приобретению учениками знаний о музыке без достаточного приобщения к самой музыке.
Таким образом, выявлено противоречие между объективной необходимостью формирования музыкальной культуры школьников и, недостаточной разработанностью практики музыкально-просветительской деятельности (по данному направлению).
Выявлена проблема, Объект исследования:, Предмет исследования:, Цель исследования, Гипотеза исследования:
Формирование музыкальной культуры школьников будет более эффективным, если:
- будут учтены психолого-физиологические особенности развития детей младшего школьного возраста,
- формирование музыкальной культуры будет представлять собой системный и последовательный процесс
- происходит систематическое расширение музыкального кругозора
- будет обеспечена тесная связь содержания формирования музыкальной культуры с истоками русской национальной и других видов музыки
- целью формирования музыкальной культуры школьников будет развитие способности воспринимать и оценивать высокохудожественный музыкальный материал.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть информационно-просветительную деятельность как средство формирования музыкальной культуры
2. Определить сущность музыкальной культуры личности.
3. Охарактеризовать специфические особенности развития ребенка младшего школьного возраста как объекта и субъекта социально-культурной деятельности.
4. Исследовать уровень сформированности музыкальной культуры школьников города Калининграда.
5. Разработать программу формирования музыкальной культуры младших школьников средствами концертной деятельности ГУК «КООРНИ».
Методология исследования:
В основу исследования положены следующие основные концепции:
- концепция понимания философско-эстетических основ теории музыкальной культуры (М.М. Бахтин, М.А. Бердяев, А.Н. Сохор, B.C. Цукерман и др );
- концепция развития личности с учетом ведущей роли деятельности (Л.С.
Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович);
- концепция понимания многостороннего характера информационно-просветительной деятельности, с позиции распространения, освоения и сохранения ценностей культуры (Беляева А. В., Забродин Ю. М, Суханов А.П., Ракитов А.И., Стрельцов Ю.А. и др.).
35 стр., 17395 слов
Культура обслуживания и сервисная деятельность в индустрии туризма
... части культуры; узнать все тонкости культуры обслуживания персоналом сервиса. Методы исследования: Предмет исследования: сервисная деятельность обслуживающего персонала на предприятиях питания. Объект исследования: ресторан*кафе*караоке ... работы предприятия питания является удовлетворение потребностей человека в пище. Процесс потребления пищи совпадает отчасти с процессом общения людей, воспитания, ...
Также в основу исследования был положен системный подход к изучению психолого-педагогических особенностей развития ребенка младшего школьного возраста (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А.А.Люблинская, М.В.Матюхина, Обухова Л.Ф.).
Степень разработанности темы исследования
В настоящий момент в российском обществе актуализируется потребность в воспитании самостоятельной личности, обладающей ответственностью, имеющей свою точку зрения на то или иное социальное явление.
В культуре, как в совокупном исторически развивающемся социальном опыте, регулирующем деятельность, поведение и общение людей, важное место отводится искусству. Музыка, являясь формой духовного освоения действительности, через отражение многообразия жизненных явлений в звуковых образах выполняет особую задачу художественного познания мира, поэтому она занимает значительное место в системе общего музыкального образования, целью которого является воспитание разносторонней личности, обладающей не только разнообразными знаниями, умениями и навыками, но и богатым внутренним миром.
Осуществление данной цели возможно только при условии воспитания устойчивых духовных потребностей личности, в том числе потребности в общении с музыкальной культурой, важную роль, в формировании которой играют различные музыкальные учреждения культуры.
Определение значимости музыкального воспитания в развитии детей, формировании музыкальной культуры, творческого отношения к жизни, искусству дали в своих исследованиях Д.Б. Кабалевский, Б.М. Теплов, В.Н. Шацкая, М.Г. Рыцарева, Т.В. Челышева и другие. В педагогике музыкального образования проблемами, связанными с начальным этапом эстетического воспитания детей, занимались А.Ф. Любова, Л.В. Моисеева, Л.Г. Дмитриева.
Направленность подвижнической деятельности авторов концепций на процесс гуманизации школы имеет глубокий смысл. Отличительной особенностью современных концепций являются критическое осмысление предшествующего опыта эстетического воспитания школьников, возвышение значимости искусства в школьном процессе, преемственность с традициями педагогики и культуры.
Настоящий период отмечен все возрастающим вниманием исследователей к проблеме музыкальной культуры как целостного явления. В то же время интеграция различных областей знания оставляет за каждой из них право специфического ракурса изучения феномена музыкальной культуры.
С точки зрения социологии музыкальная культура представляет собой вид художественной культуры и изучается как жизнь музыки в обществе (Б. Асафьев, Р. Грубер, М. Коган, А. Сохор и другие).
Общие психолого-педагогические основы проблемы интересно разработаны Л.С. Выготским, В.Г. Ивановым, А.Н. Леонтьевым, А.А. Смирновым, В.Г. Максимовым и другими.
Перспективность направления музыкально-педагогических и просветительских исследований в сфере музыкальной культуры требует своей дальнейшей разработки. Особо актуальным представляется изучение музыкальной культуры детей младшего школьного возраста, так как с психолого-педагогических позиций этот период является наиболее сензитивным в формировании музыкального вкуса и музыкальной культуры (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и другие).
«Развитие коммуникативной культуры младших школьников в ...
... проектной деятельности, направленных на повышение уровня коммуникативной культуры младших школьников. Практическая значимость:, Практическая значимость данной работы заключается в том, что материалы, разработанные Метод проекта способствует формированию у детей исследовательских, коммуникативных, познавательных ...
Проблемы целенаправленного формирования музыкальной культуры младших школьников в единстве классных и внеклассных форм работы изучены недостаточно полно.
Таким образом, выявлено противоречие между объективной необходимостью музыкального воспитания средствами музыкальной культуры и, недостаточной разработанностью содержания методов формирования музыкальной культуры современной личности, Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность и практическая значимость обусловили выбор темы исследования: “Формирование музыкальной культуры младших школьников посредством информационно-просветительной деятельности”.
Методика и организация исследования:
На первом этапе исследования – аналитическом — были изучены теоретические аспекты организации формирования музыкальной культуры школьников, при этом главное внимание было уделено выявлению необходимости проведения такой работы с детьми, степени интереса и потребности к изучению данной проблемы. На этом этапе использовались методы теоретического анализа и синтеза.
На втором этапе – диагностическом – было определено практическое состояние проблемы. Посредством методов наблюдения, опроса (анкетирование),анализа документов и специальной литературы был исследован уровень сформированности музыкальной культуры школьников (на базе МОУ СОШ №46, МОУ СОШ № 27 г.Калининграда и МОУ СОШ №2 г.Гусева), проведено исследование средств и форм для повышения уровня музыкальной образованности детей посредством музыкально-просветительной (концертной) деятельности Калининградского областного оркестра русских народных инструментов.
На третьем этапе – формирующем — были выявлены условия совершенствования по формированию музыкальной культуры школьников и разработана программа, способствующая расширению и повышению потенциала музыкальной культуры младших школьников в городе Калининграде и регионе. На данном этапе были использованы методы социально-культурного проектирования.
База исследования
Базой исследования явились МОУ СОШ № 46, МОУ СОШ № 27 г.Калининграда и МОУ СОШ №2 г.Гусева.
Теоретическая значимость исследования, Практическая значимость исследования
- в разработке программы, направленной на расширение возможностей по совершенствованию формирования музыкальной культуры школьников, которая может быть использована в общеобразовательных школах для развития представлений у детей о музыкальной культуре в целом, а также направленной на приобщение учащихся младшего школьного возраста к русскому национальному музыкальному искусству;
- в определении условий внедрения данной программы.
На защиту выносятся
1. Определение музыкальной культуры как одной из форм информационно-просветительской деятельности, осуществляемой различными социальными институтами в процессе формирования музыкальной культуры личности.
2. Национально-культурные ценности музыкального искусства способствуют формированию музыкальной культуры учащихся; играют активизирующую роль в интеллектуальном и эмоциональном развитии личности, в решении проблем воспитания культуры, становления духовно-нравственных качеств школьников как общего процесса духовно-патриотического возрождения России.
3. Система организации учебно-воспитательного процесса по формированию музыкальной культуры школьников, основанная на формах, позволяющих охватить широкое информационное музыкально-эстетическое пространство региона и способствующая овладению учащимися национальными ценностями русского музыкального искусства в самом западном регионе России.
4. Проект программы по формированию музыкальной культуры школьников посредством музыкально-просветительской деятельности оркестра русских народных инструментов.
Структура и объем курсовой работы отражает общий замысел исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Глава 1. Теоретические основы формирования музыкальной культуры детей младшего школьного возраста.
1.1. Многосторонний характер информационно-просветительной деятельности в формировании музыкальной культуры школьников.
В связи с глобальными социальными преобразованиями в обществе все более приоритетное значение приобретают гуманистические ценности в жизни людей. Формирование музыкальной культуры личности, наряду с высокой социальной значимостью классической функции музыкально-эстетического воспитания, выходит на уровень общих духовно-нравственных ценностей и гуманистических убеждений. Перед современным художественным образованием стоят задачи художественно-образного познания мира и воспитания чувства единства с ним (целостное миропонимание).
Это задачи по формированию культуры чувств, эмоциональной сферы человека, его ассоциативного мышления, гуманистического воспитания и духовно-нравственного развития, освоения национальных и общечеловеческих ценностей культуры прошлого и настоящего, интеграции личностных качеств в национальную и мировую художественную культуру.
В данной ситуации для рассмотрения методологических подходов к проблеме формирования музыкальной культуры школьников посредством информационно-просветительской деятельности, прежде всего, необходимо осмысление сущности понятий «информационно-просветительная деятельность», «информационная культура», «искусство», «культура», «музыкальная культура» и их роль в современном обществе.
Информационная культура – это информационная деятельность аксиологического характера, т.е. обусловленная ценностями культуры.
Можно говорить об информационной культуре и с точки зрения качественной характеристики жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации, где приоритетными являются общечеловеческие духовные ценности.
Информационно-просветительная деятельность в современном обществе — это мощное движение, развивающееся в рамках деятельности государственных, коммерческих и некоммерческих учреждений культуры. Она по сути своей является комплексом педагогического воздействия, который стимулирует формирование гармонически развитой личности.
Информационно-просветительная деятельность носит многосторонний характер, соответствующий разнообразию интересов и запросов человека и ребенка в частности. Способы ее воздействия на личность сочетают в себе информационно-логическую и эмоционально-образную линии, предполагают особою яркость, зрелищность, разнообразие, а значит, комплексное использование идейно-эмоциональных выразительных средств.
Просветительская деятельность опирается на принцип комплексности. Говоря о применении этого принципа в воспитательной работе, замечательный советский педагог А. С, Макаренко подчеркивал: «…человек не воспитывается по частям, он создается синтетически, всей суммой влияний, которым он подвергается».
В информационно-просветительской деятельности происходит целенаправленное использование всех средств и методов просвещения для формирования социально активной и гармонически развитой личности.
Комплексный подход к системе формирования личности позволяет согласовать и объединить усилия различных социальных институтов в достижении единых воспитательных задач.
Идейно-эмоциональная информация и средства ее передачи используют все существующие «носители» идей и чувств: устное живое слово, печать, средства наглядности, произведения искусства. Многообразное совместное использование этих средств влияния на личность помогает достижению просветительных и воспитательных целей в современном обществе.
Огромную роль в выразительности и убедительности воздействия на объект играет субъект воздействия, методическое мастерство, познания, деловой и нравственный авторитет самого субъекта (учреждения культуры, либо другого культурно-досугового учреждения).
Информационные и выразительные возможности средств идейно-эмоционального воздействия варьируются в зависимости от методической структуры субъекта.
Осуществляя информационно-просветительскую деятельность, мы должны четко представлять какими методами, средствами и формами мы должны оперировать. Научное понятие методы означает: обоснованные, отработанные способы рационального выполнения той или иной деятельности (познавательной, учебной, практически преобразующей и т. д.), способы не частные, а фундаментальные, имеющие широкое значение и педагогическую направленность.
Методы просветительской работы есть основные способы управления социокультурной деятельностью; они опираются на законы психологии и педагогики и имеют целью наиболее рациональную организацию нашей деятельности.
Следует различать такие методы:
1. Информационные. Их суть и назначение — эффективная передача смысловой и эмоциональной информации, содействие ее усвоению.
2. Эвристические — стимулирующие самостоятельное решение познавательных задач, помогающие активно искать истину.
3. Исследовательские. Сходны с эвристическими, но различаются сферой применения: в первом случае активно постигается объективно известное, во втором — идут поиски новых фактов и закономерностей.
4. Ценностно-ориентационные. Служат выработке положительных ценностных ориентаций, опровержению и перестройке ошибочных.
5. Методы организации и стимулирования творчества.
6. Рекреационно-гедонистические методы.
7. Методы управления поведением, самые универсальные. Они пронизывают все иные методы, но имеют и собственную сферу применения.
Методы – это также система информационного и эмоционального воздействия, совокупность способов совместных действий организаторов и участников социально-культурной деятельности, направленных на решение конкретных просветительных, воспитательных и иных культуросозидающих задач.
Осуществляя информационно-просветительную деятельность, мы используем методы формирования общественного сознания такие как: информирование, разъяснение, комментирование, обобщение, внушение, заражение, убеждение.
Работая с детьми по формированию музыкальной культуры посредством концертной деятельности, мы оказываем информационно-психологическое воздействие, как на отдельного ребенка, так и на группу детей в процессе общения, рассчитанного на эмоциональное восприятие информации и выраженных в ней мыслей, чувств и побуждений.
С точки зрения психологии мы можем говорить о таком методе воздействия на ребенка, как заражение, который в данном случае означает информационно-психологический процесс передачи стереотипов поведения и эмоционального состояния. Заражение — это форма интеграции групповой деятельности, основанная на спонтанно проявляющемся внутреннем механизме поведения и передаче через накал чувств и страстей психического настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом.
Мы используем также метод убеждения как процесс информационно-психологического воздействия. Здесь убеждение — основанное на законах логики сообщение, ставящее своей целью формирование, углубление и закрепление определенных знаний.
Методы и формы информационно-просветительной деятельности обязательно рассчитаны на ответную активность аудитории.
У ребенка школьного возраста для восприятия музыки, на мой взгляд, должны возникнуть потребности и интерес.
«Потребность – это объективная нужда организма в определенных условиях, обеспечивающих его жизнь и развитие, это определенное состояние психики человека, отражающее недостаток веществ энергии и других факторов, необходимых для непрерывного функционирования человека»
Общая структура потребностей (в сжатом виде) включает в себя: материально-биологические (в пище, воде, сне, продолжении рода, защите от внешних воздействий), социальные (принадлежать к социальной группе, желание занимать в ней определенное место, пользоваться вниманием, уважением, любовью со стороны других людей) и идеальные (потребность в познании, самовыражении, творчестве и т. п.).
Другими словами, информационно-познавательные потребности — это осознанная нужда в дополнительных знаниях для решения конкретных задач (Д.И.Блюменау).
Потребность отражается в сознании в виде образа, модели, осознается как рассогласование между имеющимися знаниями и знаниями необходимыми.
Следует обратить внимание на существенную особенность информационных потребностей по сравнению со всеми остальными. Если познавательная потребность находится в ряду других потребностей (материальных, социальных, идеальных) и выполняет одну из функций, обеспечивающих становление и жизнедеятельность особи, то информационная потребность, как на это правильно обратил внимание В.З.Коган, сопровождает реализацию любой другой потребности.
Д.И. Блюменау предлагает «девять сущностей информационной потребности:
1.нужда, потребность;
2.нужда, потребность в знаниях;
3.потребность в дополнительных знаниях, информационная потребность;
4.потребность в объективно необходимой информации;
5.потребность в потенциально необходимой информации;
6.общественная потребность в знаниях;
7.коллективные информационные потребности;
8.нужда в избирательном отношении к воспринимаемым им сигналам, то есть информационный интерес;
метаинформативная потребность»
Можно определить две группы информационной потребности: коллективная и индивидуальная, которые формируются в условиях активного взаимодействия и которые определяют в целом рост потребностей.
В.З. Коган определил последовательность действий человека, удовлетворяющего свою информационную потребностьтак:
Такова логическая цепочка, раскрывающая информационный механизм выработки приемов социальной ориентации и деятельности индивидов.
Современное поколение школьников находится под воздействием огромного информационного потока и, чтобы оптимально отреагировать на него, у детей формируется избирательное отношение к информации и ее источникам, формируется естественный психический барьер: они воспринимают только ту информацию, которая представляется для них жизненно важной или эмоционально-привлекательной, то есть ребенок занимается тем, на чем сосредотачивается. В связи с этим можно рассмотреть проблему информационных интересов.
Становление более высоких форм функционирования психических процессов составляет основу развития у ребенка произвольных форм поведения, связанных с развитием такого уровня мотивации, при которых в актах поведения ребенка увеличивается вес целенаправленных побуждений, то есть интереса
Вообще, интерес – это активная направленность человека на какой-либо предмет или явление действительности, представляющее собой относительно постоянную черту личности и является важным условием творческого отношения личности к выполняемой деятельности, способствующим расширению кругозора и обогащению знаний.
Источником возникновения информационных потребностей и формирования информационных интересов у личности является действительность. Но если потребности возникают в большинстве случаев, как правило, под воздействием практической задачи, то интересы возникают опосредованно, через обучение, воспитание, практическую деятельность и поэтому обладают значительной «инертностью». Таким образом, можно определить разницу между информационной потребностью и интересом. Она заключается в том, что информационные интересы формируются на основе информационных потребностей, хотя нужно заметить информационные потребности не всегда превращаются в информационный интерес и существуют осознанно, продолжая оставаться потребностями. Также не следует отделять информационные потребности и интересы от познавательных, так как при получении новой информации человек получает новые знания, то есть познает новую информацию, новое сообщение.
Одним из важных принципов организации просветительно-образовательной деятельности в условиях формирования музыкальной культуры школьников является принцип интереса. К основным приемам возбуждения интереса следует отнести:
- умение организаторов мероприятий акцентировать внимание на актуальных, общественно-важных вопросах,
- умение отбирать для популяризации такой материал, который был бы отчасти нов, а отчасти знаком и, таким образом, дополнял, подтверждал или, наоборот, опровергал то, что дети уже знают,
- умение очень целенаправленно использовать наглядные образы, яркие сравнения, помогающие оценить новые и необычные стороны рассматриваемого вопроса,
- умение вызывать удивление, которое всегда есть начало понимания и путь к пониманию,
- умение учитывать возрастные и другие особенности школьной аудитории,
- умение сделать процесс познания активным, заставить детей размышлять, сравнивать, анализировать, действовать.
Большое значение имеет умелое использование музыкального искусства в просветительных целях. Педагогически правильное применение художественных средств влияет не только на обогащение чувственной основы знаний, но и значительно повышает качество рационального познания, ведет к более глубокому, полному и объективному постижению истины, положительно воздействует на общее интеллектуальное развитие личности.
Здесь целесообразно рассмотреть понятие «культура» в целом. «Культура» (от naT.cultura — возделывание, обрабатывание) — социально- прогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, направленная на преобразование действительности, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности, на всемирное выявление и развитие сущностных сил человека».
Это одно из широких понятий, которое определяется как совокупный результат материальной и духовной деятельности. Культура — «итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу» Понятие «культура» характеризуется как уровень развития определенных исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, наций и народностей, так и степень совершенствования различных сфер человеческой жизни и деятельности Наиболее распространено деление культуры на материальную и духовную, соответственно основным видам общественного производства. Духовная культура подразделяется на научную, эстетическую, художественную, музыкальную и т.д. В теории культуры вводятся понятия «культура личности» и «культура общества», а также могут быть выделены определенные области художественной культуры, соответствующие видам искусств, и среди них «музыкальная культура». В отечественной науке сформулированы различные варианты, определяющие понятие «музыкальная культура общества». Например, «музыкальная культура общества как продукт специфической духовно-практической деятельности человека есть выражение общественно-практической жизнедеятельности людей, способ существования и функционирования их музыкального сознания».
В понятие музыкальной культуры общества, по мнению А.И.Катинене, входят различные виды музыкальной деятельности и их результат — музыкальное произведение, их восприятие, исполнение, а также сложившееся в процессе этой деятельности музыкально-эстетическое сознание людей (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы, идеалы, взгляды, теории).
Кроме того, в структуру музыкальной культуры общества входит деятельность различных учреждений, связанных с хранением и распространением музыкальных произведений, музыкальным образованием и воспитанием, музыковедческими исследованиями Социологический аспект данного понятия разработан в трудах музыковедов А.Н.Сохора, В.С.Цукермана. В целостной структуре музыкальной культуры они выделили несколько основных блоков: творчество, исполнительство, распространение музыки, ее восприятие. Анализ литературы по проблемам социального функционирования музыкального искусства показывает, что музыкальная культура общества представляет собой единство социального и культурного в музыкальной жизни.
Музыкальная культура — вид художественной культуры и часть духовной культуры человечества; это — сложная система, элементами которой являются, с одной стороны, виды музыкальной деятельности вместе с их инфраструктурой и музыкальные ценности, с другой стороны — типы музыки, принадлежащие разным эпохам и мировым культурам.
С целью более глубокого понимания сущности музыкальной культуры общества, на мой взгляд, целесообразно проследить его взаимосвязь с понятием «искусство» в контексте того, что художественными ценностями музыкальной культуры являются произведения искусства. Искусство выступает в различных ипостасях: как социальный институт общества, как специфический вид деятельности, как определенная форма общественных отношений и как особая форма общественного и индивидуального сознания. Все эти ипостаси искусства находятся в определенном взаимодействии. Искусство — это единственный имеющийся в распоряжении человечества способ воплощения индивидуальных структур внутреннего мира личности человека — ребенка или взрослого. Благодаря возможности подобного воплощения индивидуального в его живой динамике, а также неразрушимой целостности как раз и заключается социальная необходимость и уникальное общественное предназначение искусства. Предмет художественного творчества втягивает воспринимающего в ситуацию, воссозданную в произведении, заставляет его жить в ней, вступать в творческое переживание, содействие, воссоздавать в своей душе мир настроений, чувств и мыслей автора, будь то роман, картина или симфоническое полотно.
Как форма общественного сознания искусство является одним из способов социально направленного формирования индивидуального сознания, позволяющее реализовать себя, развиваться эмоционально и интеллектуально, регулировать человеческое поведение, где эстетическое сознание через свои художественные образы задает определенный настрой на жизнь. Своеобразие искусства начинается с того, что для выполнения своей широкой общегуманистической цели оно воплощает социальное и общечеловеческое в индивидуально неповторимом, субъективированном виде.
В искусстве заложены грандиозные познавательные возможности. Оно, как и наука, отражает то, что существует объективно. Но отражает не в форме понятий, а в ярких конкретно-чувственных образах. Наука дает абстрактную идею, которая, по существу, лишена эмоциональной стороны. Для искусства эмоциональность – один из первостепенных моментов, именно через чувства оно воздействует на разум человека.
Необходимость принципа единства эмоционального и сознательного обусловлена спецификой музыкального искусства и особенностями его восприятия. Способность музыки непосредственно влиять на эмоциональное состояние человека обеспечивает глубокие переживания в процессе ее восприятия. Наблюдения показывают, что научить детей активно слушать музыку — дело сложное. Задача заключается именно в том, чтобы процесс восприятия был активным, творческим.
Восприятие — важная часть коммуникативного процесса. Без понимания механизма восприятия информации аудиторией невозможно планировать какие-либо эффекты воздействия, успешно направлять информационные потоки. Успех действия механизма «обратной связи» напрямую связан с учетом специфки и условий восприятия материалов. Вместе с тем проблема восприятия остается самой сложной в психологии. Она включает в себя всё разнообразие подходов, методов, частных концепций, способствующих познанию принципов, закономерностей, свойств чувственного отражения информации, получаемой в процессе непосредственного взаимодействия с источником информации. Современные психологи изучают восприятие в следующих аспектах: как функцию анализаторов , как процесс и результат построения образа, как особую способность человека, как разновидность деятельности, как непосредственное впечатление, как переработку информации, как решение задачи.
Развить музыкальное восприятие — значит научить слушателя переживать чувства и настроения, выражаемые исполнителем (либо композитором) с помощью игры звуков, специальным образом организованных; включить слушателя в процесс активного сотворчества и сопереживания идеям и образам.
Уровень готовности к восприятию информации будет зависеть от состояния человека, от того, напряжен он или расслаблен. Само качество психического состояния — это своего рода проекция отношения личности на конкретную ситуацию. Закономерно говорить, поэтому о порогах восприятия и разных его уровнях — физиологическом, биологическом и психологическом. В организации информационного материала необходимо учитывать, что мозг человека испытывает перегрузку, если он не в состоянии сделать выбор среди слишком большого количества сигналов. В этом случае происходит сенсорная адаптация, т. е. привыкание.
Анализируя уровень готовности школьника к восприятию информации необходимо учитывать и уровень организованности его внимания и состояния памяти, так как в их развитии (памяти и внимания) с началом регулярного обучения ребенка происходят значительные сдвиги.
Многое в восприятии информации детьми школьного возраста зависит от их внимания. Внимание — форма психической деятельности, которая выражается в особой связи сознания и объекта восприятия; выделении сознанием воспринимаемых объектов с одновременным отвлечением от других.
Непроизвольное внимание, как правило, быстро проходит. Если же внимание поддерживается специальными средствами и приемами, оно становится более длительным, однако отнюдь не бесконечным. Иногда оно ослабляется или усиливается, или исчезает совсем. Например, экспериментально доказано, что удержать внимание свыше 45—50 минут практически невозможно (именно столько длится урок в школе).
Усиление, ослабление или исчезновение внимания именуются колебаниями и учитываются во всех видах информационной деятельности. Поток информации организуется таким образом, чтобы обеспечить высокий уровень внимания при передаче особо важных сведений, чтобы акценты на ключевых моментах были замечены аудиторией. В качестве первичной ориентации слушателей, зрителей может быть использовано непроизвольное внимание. Оно возникает при неожиданном раздражении, которое может быть вызвано громкостью, резкостью, цветом, движением и т. д. Однако, продуктивным является внимание произвольное, которое характеризуется активными намерениями слушателя, (зрителя) и целенаправленным усилием его воли. Решение слушать концерт смотреть передачу, читать газету возникает как акт воли человека. Сколько же объектов, не объединенных в одну систему, может сознательно воспринимать человек? Психологи установили, что субъект может охватить не более 4 — 5 независимых друг от друга объекта.
Воспринятая информация закрепляется в памяти. Память’ рассматривается психологами как форма психического отражения, способ сохранения информации в сознании. Она есть знание о событии или факте, о котором в данную минуту не думал и которое осознается нами теперь как явление, имевшее место в нашем прошлом. «В памяти человека реализован принцип мгновенной выборки необходимой информации из системы хранения.
Восприимчивость памяти каждого отдельного человека различна. Один помнит то, что вписывается в какую-то логическую схему, другой – то, что ассоциируется с уже известными объектами, третий расширяет объем памяти при увеличении впечатлений. Отсюда различение памяти воспроизводящей (точное хранение информации), опознающей (воспроизводящей с помощью намекающих признаков), облегчающей запоминание (при повторном предъявлении информации той же или вариативно возобновляемой).
Если информация совершенно не знакома детской аудитории, то рас чет должен идти на воспроизводящую память с последующим использованием облегчающей. Если школьная аудитория уже имеет информацию о какой-то области музыкального искусства, то важно задействовать опознающую и облегчающую память и на этом фоне передавать новую информацию.
Таким образом, можно отметить, что информационно-просветительная деятельность, опираясь на принцип комплексности, носит многосторонний характер и способствует формированию музыкальной культуры личности, выходит на уровень общих духовно-нравственных ценностей и гуманистических убеждений способствует освоению национальных и общечеловеческих ценностей культуры прошлого и настоящего, интеграции личностных качеств в национальную и мировую художественную культуру.
1.2. Понятие и сущность музыкальной культуры личности.
Следует отметить, что в выборе аксиологических ориентиров в рамках общечеловеческих ценностей могут служить и ценности музыкального искусства. В реализации данного подхода важное место отводится формированию музыкальной культуры личности.
В данном исследовании под музыкальной культурой понимается сложная интегративная образовательно-просветительская деятельность, включающая в себя умение ориентироваться в различных музыкальных жанрах, стилях и направлениях, знания музыкально-теоретического и эстетического характера, высокий музыкальный вкус, способность эмоционально откликаться на содержание тех или иных музыкальных произведений.
Если исходить из того, что культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом, то понятно, что музыкальная культура – это, с одной стороны, часть общей культуры, с другой – показатель уровня этой общей культуры.
Мы говорим о музыкальной культуре того или иного общества, независимо от степени его цивилизованности. Собственную музыкальную культуру имеют народности, и даже племена, очень далекие от общего стиля жизни современного мира. Если у них есть песни и танцы, пусть даже самые примитивные музыкальные инструменты – все это вместе и будет их музыкальной культурой.
Процесс обновления стратегии и тактики музыкального воспитания направлен на активизацию и развитие духовных сил ребенка, постигающего богатейший опыт музыкального искусства. В связи с этим главным критерием развития музыкальной культуры школьников выдвигается не точность познания, а глубина проникновения в музыку, содержанием которой является единство образов мира и звука.
Процесс формирования музыкальной культуры младших школьников можно охарактеризовать как процесс возникновения, углубления и выражения в музыке личностно-значимого для ребенка жизненного смысла. Этот смысл определен нами как магистральный путь постижения музыки и жизни в их единстве. Этот путь позволяет также объединить разнообразие подходов в классных и внеклассных формах музыкального воспитания детей на единой концептуальной основе.
В широком смысле формирование музыкальной культуры — это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, эстетической оценки жизненных явлений.
В более узком смысле музыкальное воспитание — это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание ее содержания. В таком понимании музыкальное воспитание — формирование музыкальной культуры человека.
Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту.
Чтобы открыть перед ребенком дверь в этот мир, надо развивать у него способности, позволяющие успешно проявлять себя в музыкальной деятельности. Надо, прежде всего, воспитывать у ребенка музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость — два важнейших компонента музыкальности.
Главнейший показатель музыкальности — эмоциональная отзывчивость на музыку. Музыкальность предполагает также наличие запросов, интересов, связанных с художественными многообразными произведениями, разными видами музыкальной практики.
Формирование музыкальной культуры предполагает соотношение объективного, социального, общественной музыкальной среды с субъективным переживанием ребенка, приобщенного к музыке.
Именно музыкальные дарования проявляются ранее других, в яркой и якобы независимой форме у одних детей, в то время как у других — эти проявления очень скромны, робки и несовершенны. Поэтому возникают подчас сомнения в целесообразности музыкального воспитания всех детей». Отстранив менее способного ребенка от активного общения с музыкой, лишают его источника одного из самых ярких переживаний, обогащающих жизнь.
Формирование музыкальной культуры понимается как процесс передачи общественно-политического опыта музыкальной деятельности новому поколению с целью подготовки его к работе не только в данной области, но и других областях. Это объясняется тем, что усвоение способов музыкально-эстетической деятельности всесторонне обогащает личность ребенка.
В процессе передачи музыкального опыта применяется система целенаправленных и организованных воздействий. Их назначение двусторонне: обучение знаниям, способам действий и влияние на формирование личности ребенка, его музыкальных способностей.
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский называл музыку могучим средством эстетического воспитания. Умение слушать и понимать музыку — один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания.
Музыка отражает действительность в движении, в динамике развития. Как и в других видах искусств, центром этого движения является человек с его мышлением, субъективным восприятием объективно существующей реальности.
«Музыкальная культура, писал В.А. Сухомлинский, — нуждается в слушателе, способном критически разобраться в художественных музыкальных явлениях, а не в пассивном созерцателе».
В наше время, характеризующееся развитием многообразных видов технических средств, способных воспроизводить музыку, поток музыкальной информации практически неограничен. Тем важнее становится проблема организации целенаправленного слушания музыки, помогающей формировать избирательность потребления музыкальных впечатлений в соответствии с уровнем воспитанного художественного вкуса.
Слушание музыки теснейшим образом связано с музыкально-познавательной деятельностью.
В процессе многообразных форм музыкального восприятия дети узнают, постигают, усваивают закономерности музыкального языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку, приобщаются к ценностях искусства. Все это расширяет кругозор учащихся, дает возможность значительно развить музыкальные способности детей.
Таким образом, влияние музыки на воспитание личности проявляется и осуществляется в различных формах музыкальной деятельности:
- а) слушание музыки;
- б) творческой деятельности, исполнительстве;
- в) познавательной деятельности.
Все формы музыкальной деятельности помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры школьников.
Формирование музыкальной культуры не ограничивается лишь развитием отдельных способностей детей, оно предусматривает как комплексное развитие общей музыкальности, так и формирование личности ребенка в целом.
Для формирования музыкальной культуры ребенка необходима самая широкая питательная среда. В первую очередь существенно приобретение самого музыкального опыта, ведь встреча с музыкой — это всегда встреча с новыми чувствами, эмоциями, мыслями, рожденными жизнью. Вместе с тем ознакомление с другими видами искусства, с самой жизнью в ее разнообразных проявлениях обогащает эмоциональное и музыкальное переживание ребенка.
Музыкальное развитие происходит также в процессе усвоения ребенком общественно-выработанных способов и действий. Это свидетельствует о той тесной связи, которая устанавливается между воспитанием, обучением и развитием.
В процессе приобретения ребенком социального музыкального опыта выявляются и развиваются его способности на основе природных задатков; формируются интересы, склонности к музыке; возникает эмоциональная отзывчивость, стремление к активной творческой деятельности, оценочное отношение к музыкальным произведениям.
Музыкальные образы, во всей совокупности их мелодических, гармонических, ладовых средств, оказывают на ребенка, прежде всего эстетическое воздействие. Однако совершенно очевидно, что, учитывая их разностороннее влияние на организм ребенка, можно содействовать укреплению его нервной системы, вызвать радостные переживания и тем способствовать физическому развитию. Известно также, что предметом эстетических чувств, вызванных музыкой, могут быть различные явления жизни. Отсюда больше возможности формирования средствами музыки нравственного облика ребенка. В процессе музыкального восприятия ребенок делает первые обобщения, у него возникают сравнения, ассоциации.
Прекрасная музыка пробуждает в ребенке стремление к красоте, воспитывает в нем художника, делает его соучастником творческого процесса.
Формирование музыкальной культуры понимается и как процесс передачи общественно-исторического опыта музыкальной деятельности новому поколению с целью подготовки его к предстоящей работе не только в данной области, но и в других областях. Это объясняется тем, что усвоение способов музыкально-эстетической деятельности всесторонне обогащает личность ребенка.
В процессе передачи музыкального опыта применяется система целенаправленных и организованных воздействий.
Музыкальное развитие сложное, многосоставное явление. Между его компонентами устанавливаются различные взаимосвязи: между природными задатками и, сформированными на их основе, музыкальными способностями; внутренними процессами развития и опытом, который передается ребенку из вне; усвоением опыта и, свершающимся при этом, развитием и т.д. Таким образом, происходит сочетание разнообразных внутренних процессов и внешних влияний на них.
Формирование музыкальной культуры школьника понимается и как переход от проявления простых, низших форм эстетических отношений и способностей к более сложным и высшим. Если получаются новые качества в этих отношениях и способностях, то можно говорить о состоявшемся музыкальном развитии.
Подчас возникает разрыв между первыми реакциями на музыку и сроками начала организованного воспитания. Так, иногда эти реакции появляются очень рано, а воздействие запаздывает, и некоторое время ребенок остается предоставленным сам себе, что или задерживает развитие, или придает ему неверное направление. Но бывает, что внешнее воздействие очень обильно и преждевременно и не учитывает степень готовности ребенка. Эти противоречия говорят о том, что необходимо провести исследования уровня музыкальной образованности детей и на основе полученных результатов разработать программу по формированию музыкальной культуры школьников.
Иногда устанавливаются неверные связи между формами музыкальной деятельности и запросами детей. Так, складываются один и тот же характер деятельности, одна и та же последовательность заданий. Жизнь же ребенка богаче музыкальными впечатлениями. У него возникают новые запросы и интересы, ему хочется проявить себя в иных ситуациях.
Возникают также противоречия между личностью ребенка со свойственным ему своеобразием музыкальных проявлений и участием его в коллективной деятельности. Возникает проблема формирования музыкальных способностей детей с различными данными, а подчас и различной подготовкой в условиях коллективных музыкальных мероприятий. В этой ситуации как раз и необходимы (концертные) музыкальные мероприятия учреждений культуры, так как здесь дети попадают в равные условия.
Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству — условие для формирования целостной личности. Правильно осуществленное музыкальное развитие всегда связано с совершенствованием многих качеств и свойств ребенка.
Если дети воспитываются в духе отзывчивости на все прекрасное в жизни, если они получают разнообразные впечатления, соприкасаются с различными видами музыкальной деятельности, то формирование музыкальной культуры будет плодотворным и успешным.
Музыка всегда воздействует в единстве своего содержания и формы. Она выступает в своей непосредственной целостности. Изменение музыкального звучания вызывает новое переживание у слушающего. Оно создается в результате восприятия музыкальных образов, выраженных своеобразными сочетаниями средств выразительности. Некоторые из них выражены ярче и доминируют. Но эти выразительные средства, всегда находясь в разнообразных гармонических сочетаниях, воздействуют именно в своем комплексе. Таким образом, восприятие даже самых простейших произведений сложный процесс для ребенка. Поэтому формирование музыкальной культуры, развитие эстетического восприятия музыки требует определенной системы и последовательности. Применительно к детям школьного возраста путем подбора произведений возможно вызвать у детей и различные эмоции. Кроме того, им прививаются простейшие навыки, закладываются первые основы слушательской культуры: умение выслушать до конца произведение, следить за его расположением, запоминать его, различать его основную идею и характер, наиболее яркие средства музыкальной выразительности.
Музыка — искусство, которое основывается, прежде всего, на слуховом опыте человека, использует музыкальный звук для воплощения идейно-эстетического смысла произведения, духовного развития на слушателя, общество в целом. Она усиливает влияние театра, других искусств, входя с ними в контакт, сопутствует многим сферам деятельности людей.
Само переживание прекрасного в искусстве выступает мерой более широкого отношения человека к миру — и познания, и оценки, и наслаждения, и коммуникации. В первую очередь выделяется здесь чувство красоты, которое интенсивно захватывает воображение, разум и эмоциональную сферу.
Особенности воздействия музыки проявляются и в интонации, и в ритме, и в других ее сторонах; на основании множества воспринятых музыкальных произведений постигаются типы интонаций, жанров, стилей и т.п.
Музыкальное произведение направленно к слушателю, рассчитано на возможности его восприятия, его способности. В свою очередь, восприятие музыки не является пассивным процессом, обладает творческой активностью,
Для полноценного восприятия сложных форм музыкального искусства нужна определенная внутренняя подготовка, нужен хотя бы минимальный слушательский опыт. Однако, чтобы должным образом воспринять смысл музыки, следует ясно отдавать себе отчет в том, какова специфика этого искусства.
Музыка во многом отличается от других видов искусств — ее выразительные средства и образы не столь наглядны. Музыка оперирует средствами чисто эмоционального воздействия, обращается преимущественно к чувствам и настроениям людей. Ей свойственно передавать настроения людей в очень обобщенных и специфически условных звуковых образах. Путем ассоциативных сравнений, особых художественных намеков музыка создает живое представление о пространстве и движении, о темных и светлых тонах, о грандиозности или фантастической миниатюрности. Музыкальные образы, интонации и сочетания звуков нельзя перевести на язык понятий, они всегда допускают известную свободу восприятия и толкования. Вот почему в музыке часто получают звуковое выражение те же образы, что и в других искусствах.
Понимание музыкальных произведений детьми младшего школьного возраста будет способствовать формированию мировоззрения и нравственных идеалов, потребности в систематическом общении с музыкальным искусством, развитию художественного вкуса.
Культура вкуса строится на совокупности культурных факторов и выступает условием для более широкой, охватывающей всю культуру личности — культуру мышления и деятельности, когда возникает такое важнейшее качество личности, как целостность. Лишь тогда для слушателя наиболее полно раскрываются смыслы произведения. Таким образом, мы можем сказать, что формирование музыкальной культуры школьника включает в себя и развитие вкуса.
Каждый этап формирования музыкальной культуры отмечен стремлением к единству художественного мира, целостности ребенка. Но эта целостность может быть достигнута в полной мере лишь на основе гармонично развитой личности.
Каждому искусству присущи свои, особые законы отражения окружающего мира, свой выразительный язык. Присущ он и музыке, Чтобы научиться понимать этот язык, надо, прежде всего, различать элементы, из которых он состоит, ощущать их выразительные свойства.
Формирование музыкальной культуры начинается с приобретения опыта, составными частями которого является слушание музыки и творчество самих детей.
Творчество располагает детей к свободе и открытиям, к приключениям и оригинальному выражению, Музыкальная деятельность может быть тогда творческой, если в ней активно участвовать. Дети могут или импровизировать песни, или же сочинять на близкие и знакомые сюжеты.
Детская деятельность расценивается как творческая в том случае, если создается новое, раннее неизвестное индивидууму или детскому коллективу. Детское творчество оценивается не по его объективным высоким качествам, а в силу его воспитательного значения для самих «творцов».
Вторая особенность детского музыкального творчества сказывается в стремлении подчеркнуть роль эмоционального желания детей выразить свои чувства.
Теоретическая основа толкования понятия детского творчества строится на признании наличия у детей врожденных задатков, которые независимо и спонтанно выявляются в деятельности детей. В раннем детстве уже складывается так называемое свободное творчество, которому впоследствии суждено стать деятельностью. При этом подчеркивается значение врожденных инстинктов, преувеличивается роль бессознательных влечений и стремлений. Детское творчество понимается как самостоятельная художественная деятельность.
Итак, говоря о сущности музыкальной культуры, важно подчеркнуть, что она помогает формировать духовные потребности ребенка, расширяет его нравственные представления, развивает интеллект, умение дать эстетическую оценку жизненным явлениям.
На основании вышеизложенного, мы можем сделать заключение, что процесс воспитания и формирования музыкальной культуры у младших школьников предполагает широкое знакомство с музыкальными явлениями, пониманием их смысла, проблем, связанных с приобщением личности к культуре, процессом включения личности в музыкальную культуру общества и усвоения ею норм, ценностей, идеалов общества через призму музыкального искусства.
Таким образом, в реализации данного подхода важное место отводится формированию музыкальной культуры личности.