Детям с ранних лет необходимо прививать любовь к своей земле и своему народу, его доброй мудрости, накопленной веками, его богатой и живой культуре — фольклору, искусству.
Человек — сначала маленький, потом большой — только тогда твердо стоит на ногах, когда чувствует и понимает родную землю, ее традиции и историю. И начинать помогать почувствовать и понять все это нужно с раннего детства через знакомство со сказкой. У большинства детей знакомство со сказкой начинается еще в раннем детстве, когда они еще не умеют говорить, а только лопочут. Бабушки и мамы читают им детские стихи и сказки. Первое знакомство малыша происходит с народной сказкой – про Курочку Рябу, про Колобка, взрослея, ребенок знакомится с такими персонажами как Красная Шапочка, Золушка, Незнайка.
В детстве каждый ребенок хочет подражать взрослым, быть сильным, отважным, ловким и умным. И в сказке он как будто бы реализует свои неосознанные желания. Большие и малые мечты осуществляются им в мире сказки, которой он сопереживает, когда слушает или рассказывает свой собственный вариант её.
Сказка дает им необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем не сравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства. Сказка помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа — она учит добру и справедливости. «Сказка, — писал В.А. Сухомлинский, — развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать»[20].
Сказки привлекают своим певучим языком, особым слогом речи, композицией. Недаром большой любитель сказок, великий А.С.Пушкин говорил: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» [10, с. 5]. Пушкину также принадлежат слова: «Изучение старинных песен, сказок и т.п. необходимо для совершенного знания свойств русского языка». [19, с. 36]
В.А.Жуковский писал: «Детям нужны сказки, ведь в лучших своих образцах они нравственны чисты и не оставляют после себя дурного, ненравственного впечатления. Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек не человек. Ибо цель сказочников – «воспитывать в ребенке человечность – эту дивную способность волноваться чужими несчастьями, радоваться радости другого, переживать чужую судьбу как свою». [24, с.226]
Вышеизложенное и определяет актуальность темы нашего исследования.
Цель: исследовать методику работы над сказкой, подобрать наиболее эффективные приемы и методы работы со сказкой.
Консультация для воспитателей » Обучение дошкольников сочинению ...
... и придумать на каждую букву другие слова. С подобным заданием справляются дети 4- 5 лет. Сочинение сказки может быть в коллективной форме с воспитателем. Метод-игра "Бином ... пару в фантастическое предположение, гипотезу:"Что было бы, если бы слон летал?". Сочинение таким способом позволяет детям увидеть необычное в знакомых предметах и явлениях. Д. Родари предлагал ...
Объект исследования:
Предмет: методика работы со сказкой.
Задачи:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Показать роль и значение сказки в духовном и нравственном развитии ребенка.
3. Провести опрос учащихся по изученным сказкам.
4. В процессе опроса выявить уровень умения анализа текста у учащихся.
Основный метод исследовательской работы: изучение и анализ теоретических работ по педагогике.
Структура работы.
Данная курсовая работа состоит из двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе даются теоретические основы работы над сказкой в начальной школе. Во второй главе рассматривается методика работы над сказкой. В приложении даны занятия Матвеевой Е.И.[13].
Они подходят всем учителям начальной школы, вне зависимости от того, по какой системе начального образования работает учитель. Занятия оснащены методически: указываются учебные задачи, возраст учащихся, перечень знаний, умений, приобретаемых в ходе разборов произведений.
Глава I .Теоретические основы работы над сказкой в начальной школе.
1. 1.
учащихся .
Сказка – один из видов повествовательной литературы, произведение в прозе или – реже в стихах, в котором речь идет о вымышленных событиях, иногда фантастического характера. В традициях русской методики не обсуждать с детьми аллегорический смысл сказки: «Пусть в сказке все говорит само за себя». (В.Г.Белинский) [12, с.162-163]. Дети без постороннего вмешательства улавливают идейную направленность сказки: добро побеждает зло. Уже после первичного восприятия учащиеся проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам. Задача учителя при анализе сказок – помочь детям заметить формальные признаки данного жанра. В кумулятивной сказке – это нагромождение событий или героев, связь звеньев в цепочке событий, способ нанизывания одного события за другим, выстраивания цепочки, роль стилистических формул в последовательном действий. В волшебной сказке – это специфика структуры пространства, наличие двух миров и границы между ними, обязательный переход главным героем этой границы «туда» и «обратно», перерождение героя в конце сказки. В новеллистической (бытовой) сказке – это резкая смена точки зрения, относительно которой ведется повествование. Поэтому при чтении кумулятивной сказки полезно схематично обозначить цепочку героев и связи событий, приведших к развязке сказки. При чтении волшебной сказки – дать детям задание начертить схему путешествия героя в иной мир и обратно. А при работе над бытовой сказкой удобно использовать пересказ с изменением лица рассказчика. Аллегорический смысл сказок приоткроется ребенку в том случае, если он уяснит функцию формальных элементов и сумеет соотнести их с целостным восприятием текста, а не будет интерпретировать сказки, исходя из своих житейских установок. Очень важно научить детей отделять сюжет сказки от способа её рассказывания, поэтому при анализе внимание концентрируется на формулах:
Жили-были…, В некотором царстве, в некотором государстве…;, Долго ли, коротко ли…, Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…;, И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…, Вот вам сказка, а мне кринка масла
Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Так, безымянный автор статьи «Воспитательное значение сказки» (1894) признает, что «если детям повторять хоть тысячу раз одну и ту же нравственную сентенцию, она для них все же останется мертвою буквою; но если рассказать им сказку, проникнутую той же мыслью, – ребенок будет взволнован и потрясен ею» [11].
Фольклорные жанры в работе с детьми дошкольного возраста
... способов утешить и развлечь ребенка. детских игр Сказка как фольклорный жанр "Генетически литература связана с мифологией через фольклор" — отмечал в своей работе "Классические формы мифа"Е. ... в процессе её исполнения. Жанровое богатство народной музыки, Музыкальный фольклор, ПОНЯТИЕ О ДЕТСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ Детский фольклор формируется под воздействием множества факторов. Среди них - влияние различных ...
Сказки представляют, на наш взгляд, богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира. В.Г. Белинский видел в сказке глубочайшее воспитательное средство: «В детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души, главный ее деятель и первый посредник между духом ребенка и вне его находящимся миром действительности» [3, с. 93].
Великий русский педагог К.Д.Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка [4, с. 108–109].
После Октябрьской революции 1917 года некоторые педагоги восстали против сказки, утверждая, что она уводит детей в мир фантазии, путает их опыт и представление о реальности, вызывает у детей сочувствие к царевичам и королевичам (М. Яновская).
В защиту сказки выступил А.М. Горький, давший исчерпывающие объяснения воспитательной роли сказки и ее значения не только в детской, но и во всей художественной литературе [1, с. 20–34].
В.А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Интересен уникальный опыт этого педагога по созданию в школе комнаты сказок, где дети не только знакомились с ней, но и учились создавать, воплощая в ней свои детские мечты [7, с. 153–163].
Основоположник российской этнопедагогики Г.Н. Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, что «духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству еще очень долго. Более того, он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом – бессмертие человечества. В этом – вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу» [5, с. 124].
Таким образом, сказка жила, несмотря на гонения и играла огромную воспитательную роль. Сказки и былины о храбром богатыре Илье Муромце, о Добрыне Никитиче учат детей любить и уважать свой народ, с честью выходить из трудных положений, преодолевать препятствия. В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла.
Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности [1, с. 34].
По философской сказке в начальной школе
... и работа с этими сказками ведется как диалог – рассуждение между учителем и учениками, между школьниками и автором текста, направленный на понимание философского смысла, где бы каждый ребенок смог ... и житейских знаний, которые каждый ребенок получает из собственного опыта, посредством литературы он знакомится с еще одним аспектом жизни. С пониманием её глубокого смысла, с тайнами её устройства и ...
В сатирических сказках народ высмеивает желание легко получить жизненные блага, «без труда вытащить рыбку из пруда», жадность и другие человеческие недостатки. Во многих сказках воспеваются находчивость, взаимопомощь и дружба.
Идеал человека, данный в сказках, можно рассматривать как основную воспитательную цель, причем идеал этот дифференцирован: идеал девушки, юноши, ребенка (мальчика или девочки) [2, с. 5–6].
В народной сказке существует герой, столь привлекательный и поучительный для детей, система образов, ясная идея, мораль, выразительный, точный язык. Эти принципы легли в основу сказок, созданных классиками литературы – В.А. Жуковским, А.С. Пушкиным, П.П. Ершовым, К.И. Чуковским, а также современными писателями, как отечественными, так и зарубежными.
Для того чтобы максимально эффективно использовать сказку с целью воспитания нравственных качеств детей, необходимо знать особенности сказки как жанра. Остановимся на наиболее характерных. Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.
Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания.
Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т.п. Эти черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам, например гиперболизации.
Образность дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог – народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были занимательными. В них, как правило, есть не только яркие живые образы, но и юмор. У всех народов есть сказки, специальное назначение которых – позабавить слушателей. Например, сказки «перевертыши». Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Намеки в сказках применяются именно с целью усиления их дидактизма. «Добрым молодцам урок» дается не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Тот или иной поучительный опыт как бы исподволь складывается в сознании слушателя. Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое. По мнению Г.Н. Волкова, хорошо, если при подготовке к инсценировке сказки дети сами подберут ее музыкальное сопровождение, распределят роли. При таком подходе даже небольшие по объему сказки дают огромный воспитательный резонанс. «Примеривание» на себя ролей сказочных героев, сопереживание им делают еще более близкими и понятными проблемы персонажей даже давно и хорошо известных сказок [4, с. 125].
Мотивы русской волшебной сказки
... народов, уже впитавшим национальный характер и ставшим его отражением в фольклоре и литературной сказке. работы: работа состоит из 6 глав, введения, заключения и списка использованной литературы. Общий объем ... поэтический вымысел. До середины девятнадцатого века в сказках видели «одну забаву», достойную низших слоев общества или детей, поэтому сказки, публиковавшиеся в это время для широкой публики, ...
Работы современных педагогов – Н.С. Бибко, Н.Е. Львовой, Г.К. Щербининой, М.А. Никитиной – раскрывают, как через сказочные элементы учитель может найти путь в сферу эмоций ребенка и на этой основе формировать нравственные категории.
В свое время Л.С. Выготский сравнивал нашу нервную систему «…с воронкой, которая обращена широким отверстием к миру и узким отверстием к действиям. Мир вливается в человека через, широкое отверстие воронки тысячью зовов, влечений, раздражений, ничтожная часть их осуществляется и как бы вытекает наружу через узкое отверстие. Эта неосуществившаяся часть жизни должна быть изжита. Искусство, видимо, и является средством для такого взрывного уравновешивания со средой в критических точках нашего поведения»[8, с.315]. Литература, в частности сказка, во многом способствует «изживанию эмоций», удовлетворению духовных потребностей личности.
Сказки вызывают у ребенка напряженное внимание к зачаровывающим описаниям чудес, необычайных событий, оказывают сильное эмоциональное воздействие. Ребенок спрашивает себя: кто я? Откуда произошел? Как возник мир? Как появились люди и животные? В чем смысл жизни? Эти жизненно важные вопросы осмысливаются малышом не абстрактно. Он думает о собственной защите и убежище. Есть ли вокруг него какие-то еще добрые силы, кроме родителей? А сами родители — являются ли они доброй силой? Что происходит с ним самим? Сказки дают ответы на эти животрепещущие вопросы.
Ребенку необходимо, чтобы его страхи были персонализированы. Драконы, чудовища, ведьмы в сказках олицетворяют трудности, проблемы, которые нужно преодолеть. Разрешение сказочных конфликтов способствует преодолению страха, ведь образность сказок подсказывает ребенку возможность победы над собственной боязливостью. Воспитание, в основу которого положена идея—держать ребенка подальше от злого, страшного, ведет к угнетению психики, но не к преодолению опасностей и страхов.
Сказки, независимо от пола и возраста их героев, имеют большое психологическое значение для детей разного возраста, мальчиков и девочек, поскольку облегчают смену идентификаций в зависимости от проблем, волнующих ребенка. Например, вначале ребенок, читая сказку братьев Гримм, идентифицирует себя с Гретель, которую ведет Гензель, в дальнейшем подросшая девочка идентифицирует себя с Гретель, победившей ведьму.
У детей из-за их социально зависимого положения часто бывают всякого рода огорчения, терпят крах их устремления, намерения, поступки, что обычно компенсируется ребенком в мечтах, в воображении. Сказка создает прекрасную основу для этой компенсационной потребности, приводя все непременно к счастливому концу. Сказки полны героями и ситуациями, способными дать толчок процессам идентификации и отождествления, с помощью которых ребенок может косвенным путем осуществить свои мечты, компенсировать свои мнимые или подлинные недостатки.
Конечно, что ни один из жанров детской литературы не следует возносить на пьедестал. Он не должен подавлять собой другие виды словесности. В литературе, как и в реальной жизни, должна быть гармония, разумное сочетание всех составляющих элементов. Детям необходима фантазия, но необходимо и знание реальности.
Исследователям еще предстоит проанализировать социальные, психологические и педагогические функции сказок, их культурологическую, этнографическую и литературную сущность, ибо вопросы эти решены пока лишь в первоначальном приближении.
1.2. Виды сказок.
Огромный мир сказок представлен народными и литературными – авторскими произведениями. Среди них – волшебные, бытовые, сказки о животных.
Волшебные сказки основаны на выдумке, фантазии, волшебстве. В них действуют нереальные герои, волшебные предметы, происходят чудеса и превращения. И всегда сказка заканчивается победой добра над злом: гибнет Кащей Бессмертный, Золушка выходит замуж за принца, Иванушка награждается за доброту и трудолюбие богатством и знатностью.
Бытовые сказки – это повествование о людских пороках, маленькие «сценки» из жизни простого человека, его взаимоотношений с другими людьми, плохими и хорошими, добрыми и не очень, смелыми и трусливыми, находчивыми и предприимчивыми.
Сказки о животных – это, в основном, повествование сатирическое или с оттенком юмора. Героям этих сказок присущи черты, которые навсегда сделали их нарицательными: лиса – хитра, заяц – труслив, медведь – простофиля, а еж — сообразителен. В иносказательной форме сказки о животных рассказывают о людских недостатках и достоинствах, социальных проблемах и конфликтах
Литературная сказка — целое направление в художественной литературе. За долгие годы своего становления и развития этот жанр стал универсальным жанром, охватывающим все явления окружающей жизни и природы, достижения науки и техники.
По аналогией с классификацией народных сказок, среди литературных сказок могут быть выделены сказки о животных, волшебные, бытовые, авантюрные сказки, по пафосу – героические, лирические, юмористические, сатирические, философские, психологические; по близости к другим литературным жанрам – сказки-новеллы, сказки-повести, сказки-притчи, сказки-пьесы, сказки-пародии, научно-фантастические сказки, сказки абсурда.
Подобно тому как народная сказка, постоянно изменяясь, впитывала в себя черты новой реальности, литературная сказка всегда была и есть неразрывно связана с социально-историческими событиями и литературно-эстетическими направлениями. Литературная сказка выросла не на пустом месте. Фундаментом ей послужила сказка народная, ставшая известной благодаря записям ученых-фольклористов.
Первым на поприще литературной сказки выступил французский писатель Ш. Перро. В конце XVII в., в период господства классицизма, когда сказка почиталась «низким жанром», он издал сборник «Сказки моей матушки Гусыни» (1697г.).
Благодаря Перро читающая публика узнала Спящую красавицу, Кота в сапогах, Красную Шапочку, Мальчика-с-пальчик, Ослиную шкуру и других чудесных героев.
Поворотным моментом в истории литературной сказки стала деятельность братьев Гримм, собирателей народных сказок и творцов сказок литературных. Кто из нас в детстве не слышал сказку о смешной «умной Эльзе», такой дальновидной и такой нескладной? Или о бременских музыкантах? Кто не боялся за судьбу бедных, оставленных в лесу ребятишек, ищущих дорогу по рассыпанным по земле белым камешкам?
Литературным сказкам романтиков свойственно сочетание волшебного, фантастического, призрачного и мистического с современной действительностью.
Решительный шаг навстречу литературной сказке сделал основоположник этого жанра X. К. Андерсен, писатель, утверждавший, что сказки — «блестящее, лучшее в мире золото, то золото, что блестит огоньком в детских глазках, звенит смехом из детских уст и уст родителей»[10, с. 451]; писатель с волшебным зрением, под взглядом которого самые прозаические вещи превращаются в сказку: оловянный солдатик, осколок бутылки, обломок штопальной иглы, воротничок, серебряная монетка, мяч, ножницы и многое-многое другое. Каждый цветок, каждый уличный фонарь рассказывали сказочнику свою историю, а он передавал ее детям: о том, как гадкий утенок превратился в прекрасного лебедя, а молодая девушка стала «принцессой на горошине»; о том, как король вышел на прогулку без платья и маленький мальчик громогласно заявил: «А ведь король-то голый!»; о том, как Снежная Королева пыталась превратить в кусок льда сердце маленького Кая. И о том, почему серенький житель лесов — соловей поет во сто крат пленительнее драгоценной искусственной птицы. Простые домашние вещи: кухонная утварь, детские игрушки, предметы одежды, растения и цветы, которые можно встретить в поле, в огороде, в садике возле дома; совсем обыкновенные, окружающие нас домашние животные и домашняя птица: собаки, кошки, куры, утки, индюки; обитающие в саду певчие птахи — все это излюбленные сказочные персонажи Андерсена, каждый со своей историей, характером, манерой поведения и речи, своим юмором, капризами и причудами.
Сказки датского писателя переполняет целая гамма человеческих чувств и настроений: доброты, милосердия, восхищения, жалости, иронии, сострадания. И самое главное — любви. Вспомним: когда в поисках Кая Герда верхом на олене приближается ко двору Снежной Королевы, олень просит мудрую финскую женщину наделить девочку небывалой силой — иначе ей не вернуть Кая.
Но вот что отвечает оленю эта женщина: «Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать. Неужто ты сам не видишь, как велика ее сила? Подумай, ведь ей служат и люди, и животные! Она босиком обошла полсвета! И эта сила скрыта в ее сердце». Такова сила любви в сказках Андерсена. Эта сила движет горами, побеждает горе и разлуку, возвращает к жизни обреченных на смерть. Она горда и самоотверженна. Ведь недаром же маленькая русалочка, стойкий оловянный солдатик и его бумажная невеста жертвуют жизнью ради высокой любви!
Литературная сказка, по мысли Андерсена, явление универсальное: «Сказочная поэзия — обширнейшее царство, которое простирается от сочащихся кровью могил древности до наивного детского альбома. Она охватывает и народное творчество, и литературные произведения, она является представителем поэзии всех видов, и мастер, овладевший этим жанром поэзии, должен уметь вложить в него трагическое, комическое, наивное, ироническое и юмористическое»…
Благодаря Андерсену сказка обрела свои характерологические черты. Порою она перерастает в многоплановый роман, повесть, своеобразный сказочный эпос (Д. Р. Толкин).
Она включает описания человеческих чувств, природы, быта, что придает ей национальный колорит. Живописует исторические события, явления природы, растительный и животный мир, научно-технические достижения, что придает ей познавательный характер (С. Лагерлёф).
В литературной сказке отражаются социальная среда, а также мировоззрение и литературно-эстетические воззрения ее автора. Литературная сказка часто заимствует опыт других жанров — романа, драмы, поэзии. Отсюда и элементы драматизма, лиризма, эпичности. В литературной сказке переплетаются элементы сказки о животных, бытовой и волшебной сказки, приключенческой и детективной повести, научной фантастики и пародийной литературы. Она может возникать из народной сказки, предания, поверья, саги, легенды, даже пословицы и детской песенки.
Литературная сказка насыщена тончайшими психологическими оттенками, ее герои переживают целую гамму чувств — от любви, доброты, сострадания до презрения, ненависти.
Широкой популярностью у детей пользуется сказочная литература с элементами нонсенса: парадокса, неожиданности, алогизма, видимой бессмыслицы, поэтической «чепухи». Э. Успенский с его Чебурашкой и крокодилом Геной, Э. Рауд, Р. Погодин показали неисчерпаемые возможности нонсенса.
Литературная сказка в наши дни многолика. Ее называют «фантастическая книга», «фантастическая повесть», «фантастический рассказ», «современная литературная сказка», на Западе все шире употребляется термин «фэнтези» — полного единодушия у ученых нет. Среди определений наиболее полным представляется формулировка Л. Ю. Брауде: «Литературная сказка — авторское художественное прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо придуманное самим писателем, но в любом случае подчиненное его воле; произведение, преимущественно фантастическое, рисующее чудесные приключения вымышленных или традиционных сказочных героев и в некоторых случаях ориентированное на детей; произведение, в котором волшебство, чудо играет роль сюжето-образующего фактора, помогает охарактеризовать персонажей» [7, с.224].
Глава II . Методика работы над сказкой.
2.1. Требования к уровню подготовки выпускника начальной школы
по литературному чтению (4 класс, программа – 2100).
«Ученик должен называть и приводить примеры: сказок народных и литературных (бытовых, волшебных, о животных); произведений фольклора (пословицы и поговорки, загадки, сказки, сказы, легенды, предания, былины); различать, сравнивать: произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка), сказки народные и литературные, жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, пьеса, баллада, очерки, мифы)».
Эти требования могут быть выполнены выпускниками начальной школы при условии сформированности достаточного круга чтения (из произведений фольклора, а также классических произведений отечественных и зарубежных писателей), позволяющего учащимся не только называть произведения, приводить примеры произведений разных жанров фольклора, но и различать их, уметь указывать их особенности.
Учебно-методический комплект программы – 2100 отвечает всем этим требованиям и представлен намного шире. В учебники по литературному чтению 1-4 классов входят произведения фольклора народов России и других стран мира. Задача обучения в каждом классе — углублять знания детей о произведениях народного творчества, расширять и обогащать читательский опыт, вводить литературоведческие представления и понятия. Разделы учебников в соответствии с «Обязательным минимумом содержания начального общего образования» включают в себя загадки, пословицы, скороговорки, потешки, сказки, легенды, сказания, сказы. Причем минимумом содержания определяется обязательное изучение русских народных сказок и сказок народов мира, а в программе — 2100 этот жанр устного народного творчества представлен шире: от класса к классу расширяется круг чтения, повышается уровень начитанности. В первом классе учащиеся знакомятся со сказками на уроках грамоты и литературного слушания, получая первое представление о сказке как жанре произведений устного народного творчества. С понятием «сказка» учащиеся знакомятся во 2 классе, изучая сказки русского народа («У страха глаза велики», «Снегурочка», «Журавль и цапля», «Зимовье зверей» и другие), сказки народов России (ненецкая сказка «Белый медведь и бурый медведь», чукотская сказка «Хвост»), сказки народов мира (украинская сказка «Колосок», английская сказка «Как Джек ходил счастья искать», норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе»).
Параллельно в круг чтения вводятся литературные сказки В. Одоевского «Мороз Иванович», В.Даля «Девочка Снегурочка», Х.К. Андерсена «Пятеро из одного стручка», бр. Гримм «Семеро храбрецов», Б. Заходера «Серая звездочка». Постепенно у детей формируются понятия о литературных (авторских) и народных сказках, видах сказок (волшебных, бытовых, о животных), а сравнение сказок народов мира дает возможность выделить сходства и различия, «похожесть» сюжетов, особенность языка народных и литературных сказок.
В круг чтения третьеклассников вводятся новые сказки, чтение и анализ которых показывают их нереальный мир, существование положительных и отрицательных героев, особенности языка сказок каждого народа, наличие повторов, присказок, зачинов и концовок. Третьеклассники получают представление о том, что сюжеты многих сказок имеют сходство, хотя и отличаются манерой изложения, так как создавались они в разное время, разными людьми, в разных странах. Третьеклассники знакомятся с народными и литературными сказками с загадками (русская народная сказка «Семилетка», сказка бр. Гримм «Умная дочь крестьянская», сказка А. Платонова «Умная внучка»).
Самостоятельное чтение и сравнение этих сказок позволяет третьеклассникам узнать о многовековой жизни сказки с загадками, об интересе к ней народов мира и писателей.
В программе – 2100 сказка рассматривается как источник творчества писателя на примере сопоставления народной и авторской сказок (русская народная сказка «Царевич Нехитёр-Немудёр» и «Сказка о царе Салтане…», А.С. Пушкина): сходство сюжетов и поступков героев, различия формы и языка. В 4 классе в круг чтения входят сказки, более сложные по форме и содержанию, что создает условия для обогащения читательского опыта, расширения круга чтения, повышения уровня начитанности. Четвероклассники повторяют все жанры произведений фольклора и виды сказок, изучают литературные сказки (А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, В.М. Гаршина, П.П. Ершова, Х.К. Андерсена и др.).
Такое построение содержания обучения позволяет постоянно расширять круг чтения детей, формировать основные читательские умения.
В государственных требованиях к уровню подготовки учеников, оканчивающих начальную школу, указывается, что выпускник начальной школы должен различать и сравнивать: произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка); сказки народные и литературные.
Четвероклассник, обучающийся по нашей программе, должен не только различать сказки народные и литературные, но знать и виды сказок (бытовые, волшебные, о животных), сравнивать их, приводить примеры, т.е., как Вы заметили, наши требования значительно шире государственных. Но как проверить, усвоили ли учащиеся весь этот обширный материал? Дайте им на уроке задания примерно такого типа:
Задание 1 . выявляющее умение различать сказки народные и литературные.
Соедини, пожалуйста, стрелкойназваниясказок ифамилииавторов.
«Хаврошечка»А.С. Пушкин
«Сказкаорыбакеирыбке»Ш. Перро
«Котвсапогах»Народнаясказка
«Дюймовочка»
«Устрахаглазавелики»Х.К. Андерсен
Задание 2 . проверяющее умение обобщать знания о сказках, приводить примеры сказок (уровень начитанности).
Заполнисхему, приведипримеры (запишиназваниясказок каждоговида).
Эти задания помогут увидеть, насколько уровень подготовки учащихся класса соответствует требованиям программы — 2100.
литературоведческих представлений и понятий.
- жанры произведений — рассказ, сказка (народная или литературная), басня, стихотворение, повесть, пьеса;
- жанры фольклора: загадки, скороговорки, песенки, пословицы и поговорки;
- тема произведения;
- основная мысль;
- сюжет;
- герой-персонаж, его характер, поступки;
- писатель, автор, рассказчик;
- средства художественной выразительности в тексте — эпитеты, сравнения; в стихах — звукозапись, рифма.
В программе — 2100 выделен целый раздел, в который вошли:
- литературоведческие представления и понятия: литература, фольклор, литературное произведение, литературное творчество;
- литературные жанры: сказка, былина, поговорка, сказ, легенда, миф, рассказ, повесть, стихотворение, баллада, басня, пьеса-сказка, очерк, научно-популярное и научно-художественное произведения;
- тема, идея произведения;
- литературный герой, персонаж, портрет, авторская характеристика, сюжет, эпизод, композиция;
- изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола);
- юмор и сатира как средства выражения авторского замысла;
- фантастическое и реальное.
Видно, что литературоведческие представления и понятия определяются минимумом содержания лишь на пропедевтическом уровне, в то время как в программе -2100 литературоведческие понятия являются предметом изучения. Соответственно отсутствуют и государственные требования к уровню сформированности литературоведческих представлений и понятий, а программа – 2100 требует от выпускника начальной школы называть и приводить примеры литературоведческих представлений и понятий: фольклор, устное народное творчество, жанр, сказка, присказка, былина, сказ, легенда, миф, рассказ, повесть, пьеса, басня, стихотворение, очерк. Тема, главная мысль, литературный герой, персонаж, сюжет, эпизод, композиция, эпитет, сравнение, олицетворение.
Литературоведческие знания необходимы для более углубленной работы с произведением. Эти знания не даются ученику в готовом виде, а «открываются» детьми в ходе их читательской деятельности.
Вспомним, как во 2-4 классах вводится литературоведческое понятие «присказка». Наблюдения за разнообразными формами сказок (народных и литературных) приводят детей к выводу, что у некоторых сказок есть необычное вступление или концовка в виде прибаутки, шутки. Отбор сказок с присказками, их чтение расширяют круг чтения начинающего читателя, обогащают речь и читательский опыт. Подбирая шутки, прибаутки, пословицы для присказок или придумывая свои присказки к знакомым сказкам, рассказывая сказки с присказками, учащиеся познают мир сказок и овладевают литературоведческим понятием «присказка». Проведение творческих конкурсных уроков типа «Сказка сказывается…», «Сказка — добрым молодцам урок», «По дорогам русского фольклора», «Сказки народов мира» дает возможность увидеть, как учащиеся используют свои знания на практике.
Следующий раздел программы — «Техника чтения и понимание прочитанного». В обязательном минимуме о работе с текстом говорится: «Понимание основного содержания текста. Тема. Главная мысль текста. Постановка вопросов и ответы по содержанию прочитанного. Простой план. Пересказ прочитанного по плану». В программе – 2100 работа с текстом произведения выделена в каждом классе. Рассмотрим содержание этой работы, начиная с 1 класса.
Работа с текстом в 1 классе:
Во 2 классе: понимание слов и выражений, употребляемых в тексте; различение простейших случаев многозначности слов и сравнений; деление текста на части и составление плана под руководством учителя; определение основной (главной) мысли произведения; составление плана и пересказ по плану; самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.
В 3 классе:, В 4 классе:
Такая тщательная проработка навыков работы с текстом дала возможность существенно повысить требования к учащимся.
Если в государственных требованиях от учащихся ожидаются лишь умения отвечать на вопросы к тексту; делить текст на смысловые части и составлять простой план; пересказывать произведение по плану; высказывать оценочное суждение о прочитанном произведении, то программа – 2100 формулирует свои требования так: «Ученик должен уметь: определять тему, главную мысль текста и соотносить ее с заглавием; соотносить содержание текста с иллюстрациями; определять структуру текста, устанавливать связи внутри текста; делить текст на смысловые части и составлять простой план; пользоваться видами пересказа (подробный, краткий, выборочный) и различать их; кратко характеризовать основную мысль художественного произведения; описывать героев произведения; высказывать свое отношение к прочитанному произведению и понижать отношение автора.
Не являются ли эти требования чрезмерными для младшего школьника?
кратко характеризовать, описывать героев произведения.
Всё вышесказанное показывает, что ученик, обучающийся по программе — 2100, свободно выполнит все государственные требования по этому разделу.
развитие навыка чтения,
В программе – 2100 учебно-методический комплект по литературному чтению обеспечивает такое содержание обучения, при котором формирование навыка чтения является не самоцелью каждого урока, а одним из компонентов читательской деятельности.
У выпускников, обучающихся по программе — 2100, формируется умение читать вслух и про себя (молча).
Обучение чтению вслух и молча идет параллельно, начиная с 1 класса.
2.2. Методика работы со сказкой в 3-ем классе по программе — 2100.
Для педагогов особо значима проблема эстетического воспитания детей на материале сказки. Художественная литература, в том числе сказка, как образное отражение мира требует от читателя особых качеств восприятия: творческого воображения, развитой наблюдательности; чувства образного слова, авторской позиции и гармонической целостности произведения; понимания внутренних психологических мотивов поведения литературных героев. Эти качества в своей совокупности составляют особый тип восприятия — эстетический. Эстетическое восприятие развивается в результате широкого знакомства с художественной литературой, овладения необходимыми знаниями, накопления опыта переживаний и жизненных впечатлений. Поэтому так важна серьезная, продуманная работа со сказкой с самого начала приобщения ребенка к литературе.
Рассмотрим рубрику «Работаем с текстом произведения» (3 класс по программе – 2100).
Рубрика дает установку на самостоятельное чтение и понимание текста, организует выразительное чтение произведений и их частей. Учащиеся знакомятся со средствами выразительности и упражняются в умении использовать их целенаправленно. А для этого они должны понять задачи чтения в результате осознания авторской позиции, личностного отношения к событиям и героям, а также осмысления образного и эмоционального содержания текста.
Методический аппарат рубрики помогает построить работу с текстом произведения. Задания предполагают первичное и вторичное восприятие произведения. Первичное восприятие отражает общее, преимущественно эмоциональное впечатление отпрочитанного; вторичное обеспечивает размышление над произведением. Для организации первичного восприятия предлагаются такие, например, задания: понаблюдай за событиями и героями, вырази к ним свое отношение, выскажи свои впечатления. Эти задания опираются на эмоции детей и понимание ими фактического содержания произведения. При вторичном восприятии, после того как текст прочитывается повторно, учащиеся объясняют свое понимание героев и событий, свое отношение к прочитанному, рассуждают, доказывают, размышляют.
Далее организуется работа, опирающаяся на творческое воображение детей при восприятии произведения: представь героев, события, постарайся «увидеть» их (внешний вид персонажей, место действия); объясни поведение, эмоциональное состояние героя; подумай и подтверди словами из текста, как к нему относится автор, как мы об этом узнаем и т.п.
Поскольку произведение имеет не только содержание, но и форму, специально предусмотрены задания на выявление особенностей басни, сказки, стихотворения (как жанров), установление их сходства и различия, а также на осознание особенностей языка произведения, его композиции (построения).
Важно, чтобы учащиеся поняли, как читаемое ими произведение построено, что этим достигается, какие слова выбирает автор для изображения персонажа, как они характеризуют этот персонаж.
Завершает работу над произведением выразительное чтение, которое специально готовится учителем. Очень важно, чтобы дети поняли: могут существовать разные варианты выразительного чтения, так как оно отражает различное восприятие людьми одного и того же художественного произведения.
Все задания учебника направлены на развитие учебной деятельности учащихся. Дети должны: 1) осознать учебную задачу (что нужно сделать и зачем), 2) понять (подумать), как выполнить задание и 3) проконтролировать и оценить свою работу.
Каково же содержание работы в каждом разделе учебника, в какой последовательности она осуществляется? Покажем это на примере изучения сказки. Это не новый материал для учеников. Обращение к нему в третьем классе позволяет углубить знания детей о народном творчестве, научить их различать жанрылитературных произведений, а также видеть поэтичность и многообразие творчества русского народа, богатство русского языка.
Вначале учащимся сообщаются сведения о сказке, ее источниках, жанровых особенностях, ведущих идеях (торжество добра над злом, утверждение нравственных норм жизни, представления народа о счастье, достоинствах человека и т.п.).
Важно, не нарушая поэтичности сказки, показать детям, что в сказках сочетаются реальный и нереальный миры, а все герои делятся на положительных и отрицательных. Задания предлагают оценить поступки героев, обратить внимание на особую манеру их описания, народный язык, наличие повторов, присказок, зачинов и т.д.
Следующий этап работы — формирование представлений о том, что сюжеты многих сказок имеют сходство, хотя они и отличаются манерой изложения, тем, как создавались в разное время, в разных местах и рассказывались разными сказителями.
Дети сравнивают сказки со сходными сюжетами, знакомятся со сказками, включающими загадки, и героями, которые побеждают врагов не силой, а мудростью, умом и смекалкой. Сказки-загадки также изучаются в сопоставлении.
И, наконец, мы рассматриваем сказку как источник творчества писателя.Народная и авторская сказки часто похожи по сюжету и изучаются в сопоставлении (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» и русская народная сказка «Царевич Нехитёр-Немудёр»).
Работа с текстом обычно проводится на рассказах научно-познавательного характера и очерках. При работе над сюжетом план привлекается, когда рассказ велик по объему.
пересказыванию и рассказыванию,
художественному пересказу!
Художественный пересказ позволяет не только хорошо усвоить содержание произведения, но и увидеть особенности его построения, заметить необычные слова, передать диалоги, представить героев и их отношения. Наблюдения над художественными особенностями сказки проводятся в процессе работы с текстом. Обратите внимание учащихся на необычный зачин сказки Ц. Топелиуса и спросите, что и как изменится, если использовать зачины русских народных сказок: «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…» и т.д. (Другое начало сказки изменило бы ее ритм, нарушило авторскую интонацию, не вызвало бы желания узнать, что будет дальше.)
Такая работа с текстом необходима для раскрытия образа героя сказки: описание его внешнего вида, поступков, отношения к другим персонажам. Она заставляет учеников вслушиваться, вчитываться, всматриваться в авторский текст, чтобы понять, что хотел сказать автор, и определить свое отношение к героям и всему произведению.
В третьем классе дети не только узнают о том, что сказки бывают о животных, бытовые и волшебные, но и наблюдают за их формой (сказки-загадки, сказки в прозе и в стихах; загадки, построенные на основе противопоставления явлений и предметов, загадки-вопросы, загадки, в основе которых лежат конкретные признаки).
Познакомившись с новым литературоведческим понятием, прочитав о нем в учебнике, дети оформляют материал для рубрики. Например, изучив разные сказки — о животных, бытовые, волшебные, — дети обобщают свои знания в виде схемы:
Важно постоянно обращаться к этим понятиям, знакомясь с новым произведением, анализируя текст. Например, учащиеся узнают слово сюжет. Его нужно написать крупно в «уголке чтения», чтобы дети запоминали его. А понятие сюжета можно раскрыть в рубрике «Что это значит?» в виде схемы «сюжетного треугольника».
СЮЖЕТ
Самый напряженный момент
(кульминация)
Развитие Продолжение
действия действия
Вступление Начало действия Конец действия
(место, время действия) (завязка) (развязка)
«Сюжетно-композиционный» треугольник помогает детям понять, когда происходили события, как развивалось действие, какое важное событие случилось (кульминация), как продолжались события дальше и чем все закончилось (развязка).
При изучении сказок желательно использовать схемы, таблицы и кроссворды. В курсе литературного чтения это форма самостоятельной работы учащихся, которая вводится для обобщения полученных знаний, повышения читательской зоркости, воспитания внимания к слову.
Такая работа помогает учащимся глубже понять произведение, увидеть его особенности, обнаружить народные истоки сказок А.С. Пушкина и др. Задания такого типа лучше выполнять в группах, куда входят дети с разными уровнями подготовки.
2.3. Проведение опроса учащихся начальных классов.
Специальных методик диагностики уровня освоения и анализа сказок не имеется, поэтому был проведен опрос. Опрос проводился в 2008 учебном году в 3А классе СОШ №34 г.Набережные Челны. Дети в этом классе занимаются по программе – 2100.
Учащимся необходимо было ответить на вопросы, составленные по русским народным сказкам «Царевич Нехитёр-Немудёр» и «Сказка о царе Салтане…» А.С. Пушкина.
1. Назовите главных героев этих сказок.
2. Какие персонажи помогают главному герою?
3. Кто мешает главным героям?
4. Назовите волшебные предметы в этих сказках.
5. Назовите чудеса и превращения.
6. Указать троекратность (повторы) в сказках.
7. Назовите повторяющиеся в разных сказках слова.
8. Если есть присказка в сказках, написать её.
9. Назвать автора сказки.
Все ответы детей анализировались по следующим показателям:
1. Самостоятельно и полно раскрыл содержание вопроса.
2. Раскрыл содержание вопроса неполно (с подсказкой).
3. Не смог ответить на вопрос.
Каждый показатель оценивался отдельно, а затем все суммировалось.
2 балла – за самостоятельный и полный ответ на 1 вопрос.
1 балл – за ответ с подсказкой.
0 баллов – неумение ответить на вопрос.
Таким образом, 2 балла соответствует высокому уровню умения анализировать текст, 1 балл соответствует среднему уровню, 0 баллов – низкому уровню.
Ниже приводим результаты опроса.
Таблица.
Результаты опроса учеников.
№ п/п |
ФИО уч-ся |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | Всего баллов |
Артемьева Ю. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 16 | |
Бородина М. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 17 | |
Галимов М. | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 18 | |
Гимситова А. | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 14 | |
Горбунова В. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 17 | |
Грязных Т. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 18 | |
Каверина Л. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 18 | |
Каткова Н. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 17 | |
Каширин В. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 18 | |
Корепанов П. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 18 | |
Куликова А. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 17 | |
Малышева М. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 18 | |
Мороз Т. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 17 | |
Насибуллин А. | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 15 | |
Никитин А. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 18 | |
Петухова Д. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 18 | |
Пырегов В. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 18 | |
Роженко С. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 18 | |
Сабиров А. | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 16 | |
Садриев Н. | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 16 | |
Сазонова С. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 18 | |
Сандимирова Н. | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 13 | |
Сергеев Г. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 18 | |
Симоненко К. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 18 | |
Студилова Н. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 18 | |
Харрасова А. | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 15 | |
Шарков Р. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 18 | |
Япаев С. | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 13 | |
Итого | 56 | 54 | 54 | 56 | 49 | 52 | 51 | 45 | 56 |
Опрос показал, что все дети справились с заданием. Трудноватым вопросом для детей оказался вопрос: «Найти присказку в народной сказке «Царевич Нехитёр-Немудёр»», видимо присказке не совсем уделялось должное внимание на уроках и также немного трудным оказалось найти повторяющие слова в сказках.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы рассмотрели работу над сказкой в начальной школе.
В первой главе были освещены работы методистов и ученых о роли сказки в воспитании детей.
Во второй главе мы описали методику работы над сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе, провели опрос.
Результаты исследования позволили сделать следующие выводы:
1. Сказки имеют огромное педагогическое и воспитательное значение.
2. Они формируют устойчивые народные представления о нравственных началах жизни, являются наглядной школой изумительного искусства слова.
3. Способствует развитию у детей воображения и литературно-творческих способностей.
4. Изучение сказок способствуют повышению интереса и мотивации школьников к изучению литературы.
5. Сказка прививает любовь к своей земле и своему народу.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/metodika-rabotyi-nad-rasskazom-v-nachalnoy-shkole/
1. Беседы с учителем (методика обучения): Четвертый класс четырехлетней начальной школы/Под ред. Л.Е.Журовой. – М.: Вентана-Графф, 2001. – 480 с.
2. Беседы с учителем. Методика обучения: Первый класс четырехлетней начальной школы/Под ред. Л.Е.Журовой. – М.: Вентана-Графф, 2002. – 384 с.
3. Беседы с учителем: Второй класс четырехлетней начальной школы /Под ред. Л.Е.Журовой. – М.: Вентана-Графф, 2002. – 320 с.
4. Беседы с учителем: Третий класс четырехлетней начальной школы/Под ред. Л.Е.Журовой. – М.: Вентана-Графф, 2000. – 384 с.
5. Бибко Н.С. Обучение первоклассников умению читать сказки. Начальная школа, — М..: Просвещение, 1986г., №4, с.17-21
6. Бибко Н.С. Сказка приходит на урок. Начальная школа, — М.: Просвещение, 1996г., №9, с.31-34 и 47-48
7. Брауде Л. Ю. К истории понятия «литературная сказка».— Известия АН СССР. Серия литературы и языка.—М., 1977.—Т. XXXVI.—№ 3.—С 224.
8. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1968. – С.315.
9. Ефросина Л.А. Литературное чтение в 1 классе. Методика для учителя. – М.: Вентана-Графф, 2002. – 240 с.
10. Иванова Э.И. Расскажи мне сказку. М.Просвещение, 1993. – 464 с.
11. Курдюмова Т.Ф. Методическое руководство к учебнику хрестоматии «Родная литература» для 5 класса, — М.: Просвещение, 1990г., с.54
12. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальной школе. М.: Академия, 2002. – 464 с.
13. Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст. М.: 2005, 240 с.
14. Народное образование в России. Исторический альманах. М.: 2000. – 400с
15. Пискунова Л.К. «Сказка о Военной Тайне…» А Гайдара на уроках чтения, Начальная школа, — М.: Просвещение, 1977г., №2, с.24-28.
16. Психология искусства.— М., 1968.— С. 322.
17. Расскажи мне сказку…: Литературные сказки для детей/Сост. Э.И.Иванова. – М.: Просвещение, 1993. – 63 с.
18. Родари Д. Грамматика фантазии.— М., 1978.— С. 59.
19. Скатов Н. Пушкин. Русский гений. М.: 1999.- с. 36.
20. Сухомлинский А. И. Избр. пед. соч.—М., 1979.—Т. 1.—С. 183.
21. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1997.
22. Терновский А.В. Детская литература, — М.: Просвещение, 1977г., с.21
23. Филиппова Л.В., Филлипов Ю.В., Кольцова И.Н., Фирсова А.М. Сказка как источник творчества детей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 288с.
24. Чуковский К. И. От двух до пяти.— М., 1963.— С. 226.
Приложение
Образ героя — животного в русской народной сказке.
«Как можно по-разному изобразить характер Зайца?»
Возраст учащихся:
Количество учебных часов:
Цель урока:
1) развивающий аспект:
— развитие речи учащихся;
— развитие умений анализировать эпическое произведение; сопоставлять авторские идеи в произведениях разных литературных родов и жанров; выделять главное и существенное; сравнивать способы изображения событий и характеров героев; определять основные идеи (конфликты) произведений;
2) воспитательный аспект:
урок нацелен на воспитание внимательного отношения к мнению другого человека, отличающемуся особенностями характера и поведения, требовательности к себе и другим, радости сопереживания успехам собеседников.
3) познавательный аспект:
общеучебного умения осознанного, правильного, выразительного чтения
Основной тезаурус уроков:
Заяц-хвастун
Русская народная сказка
Жил-был заяц в лесу. Летом жилось ему хорошо, а зимой голодно. Вот забрался он раз к одному крестьянину снопы воровать, видит — там уже много зайцев собралось. Он и начал им хвастать:
— У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи, я никого не боюсь!
Пошел зайчик опять в лес, а другие зайцы рассказали тетке вороне, как заяц хвастался. Полетела ворона хвастунишку разыскивать. Нашла его под кустом и говорит:
— А ну, скажи, как ты хвастался?
— А у меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи. Потрепала его ворона за ушки и говорит:
— Смотри, больше не хвастай!
Испугался заяц и обещал больше не хвастать.
Вот сидела раз ворона на заборе, вдруг собаки набросились на нее и стали трепать. Увидел заяц, как собаки ворону треплют, и думает- надо бы вороне помочь.
А собаки увидели зайца, бросили ворону да побежали за зайцем. Заяц быстро бежал — собаки гнались за ним, гнались, совсем выбились из сил и отстали от него.
Сидит ворона опять на заборе, а заяц отдышался и прибежал к ней.
— Ну, — говорит ему ворона, — ты молодец: не хвастун, а храбрец.