Культура России XIX века

В первой половине XIX в. литература занимала доминирующее положение в системе духовной культуры. Она являлась главной и, пожалуй, единственной областью,

где была возможность выразить требования и чаяния народа. Процесс развития и смены художественных направлений происходил в условиях разложения феодально-крепостнической системы и оживления общественной мысли. Этими направлениями были: классицизм, сентиментализм, романтизм. Окончательно сложился реализм. В конце своего творчества к классицизму пришел поэт Г.Р. Державин. Виднейшим представителем сентиментализма являлся писатель и историк Н.М. Карамзин (повести «Бедная Лиза», «Наталья — дочь боярская»).

Русский сентиментализм просуществовал недолго 11 О русском сентиментализме см. гл. 24..

романтизма.

А.С. Пушкин. Два автопортрета

Романтизм оказал влияние и на раннее творчество А.С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.

русского реализма

Он первым пришел к выводу, что истинная народность — это не описание русского сарафана, а жизненная достоверность, правда о взаимоотношениях людей, личности и общества. А.С. Пушкин обратился к сокровищам народного творчества и проникся глубоким пониманием души, психологии и характера русского человека. Его гений трезво оценил прошлое российской истории, ее настоящее и предугадал некоторые страницы будущего России. Н.В. Гоголь писал:

  • При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более называться национальным;
  • это право решительно принадлежит ему… В нем русская природа, русский язык, русский характер.

А.С. Пушкин внес вклад в создание научной историографии, доказывая необходимость опоры на объективный анализ фактов и явлений, добросовестное исследование жизни, утверждал, что личность — полноправное действующее лицо большой человеческой истории. Значение творчества А.С. Пушкина огромно, он стоит в ряду величайших и неповторимых явлений мировой культуры. В своем творчестве и воззрениях он принадлежит не только XIX в., не только России. В конце XX в. он приходит к людям разных стран как современник и воспитатель благородных чувств.

5 стр., 2265 слов

«Медный всадник» А.С. Пушкина история замысла и создания, ...

... возможность на твердых и широких основаниях построить строго документированную историю замысла и создания «Медного Всадника» и установить его место в творческом пути Пушкина, его связи с предшествующим и окружающим творчеством поэта, ...

М.Ю. Лермонтова

(«Тамбовская казначейша», «Сашка»).

Н.В. Гоголю

«Мертвых душ» —

В повести «Шинель» Н.В. Гоголь выдвинул на первое место социальный вопрос, показав тяжелую, беспросветную, бессмысленную жизнь «маленького» человека в крепостнической России. Тема социальной разобщенности, одиночества человека получила трагическое воплощение. Писатель заклеймил самодержавно-крепостническую систему. Он показал нравственный облик современного ему общества с такой художественной, психологической силой, что гоголевские персонажи приобрели нарицательное значение.

«Выбранные места из переписки с друзьями» —

И.С. Тургенев

Муза Н.А. Некрасова, «муза мести и печали», шла туда, «где трудно дышится, где горе слышится», и обязывала человека быть гражданином.

Л.Н. Толстого

Театр

В начале века русский театр был театром классицизма, сентиментализма и романтизма. В репертуаре театров были трагедии на антично-мифологические и исторические сюжеты.

М.С. Щепкин в роли Чупруна («Москаль-чаривник» И.П, Котляревского).

1840.

Утверждение реализма в театре связано с постановками пьес «Горе от ума» А.С. Грибоедова (1829) и «Ревизора» Н.В. Гоголя (1836) на сцене Малого театра в Москве, где блистательно играл М.С. Щепкин (1788—1863).

Разработав свою реалистическую манеру игры, он создал обобщенные образы, обличавшие крепостнические порядки, самодурство, невежество и тупость дворянского, купеческого и чиновничьего быта. А.И. Герцен писал о Щепкине: «Он создал правду на русской сцене, он первый стал не театрален на театре», а о Малом театре — он был «высшей инстанцией для решения жизненных вопросов».

Изобразительное искусство

классицизм.

К.П. Брюллова, О.А. Кипренского, А.Г. Венецианов

«Гумно», «Крестьянка, чешущая шерсть», «Крестьянка с грибами», «Помещица, занятая хозяйством».

П.А. Федотов

Адмиралтейство. Санкт-Петербург. Архитектор А.Д.

«Явление Христа народу» АЛ. Иванов

Архитектура

Русская архитектура первых трех десятилетий XIX в. связана со стилем aмnup 1 1 Ампир (от фр. empire, букв. — империя) — стиль в архитектуре и декоративном искусстве, первоначально сложился во Франции при Наполеоне I, служил воплощению идей государственного могущества., завершившим развитие классицизма. Ампир, как и классицизм, ориентировался на декоративность, монументальность и должен был как бы олицетворять могущество государства. Этот стиль проявился в творчестве архитекторов А.Д. Захарова (1761—1811), А.Н. Воронихина (1750—1814), К.И. Росси (1775—1849), В.П. Стасова (1769—1848).

Адмиралтейство.

О.И. Бове

русско-византийский

А.И. Мельников

Музыка

А.А. Алябьев

И.Е. Репин. М.И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила»

М.И. Глинка

Музыку создает народ, мы, композиторы, ее только аранжируем.

«Жизнь за царя» («Иван Сусанин»)

(«Вальс-фантазия», «Камаринская», «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде»

8 стр., 3865 слов

Просвещение и культура в России во второй половине XIX в

... культуре второй половины Начало второй половины XIX века было рубежом, разделившим две эпохи в истории России не только в экономическом и социально-политическом, но и культурном плане. Бурные преобразования, которым подвергалась русская ... общественной потребностью стали развитие народного образования, создание новых высших ... просвещения. При этом постоянные русские театры возникали не только в ...

(«Я помню чудное мгновенье», «Не пой, красавица, при мне»),

А.С. Даргомыжский

«Каменный гость»,

Таким образом, в русском музыкальном искусстве к середине столетия утвердились русские, реалистические традиции, стало все больше осознаваться растущее значение русской культуры. Ее передовые и художественные образы огромного звучания впитывались мировой культурой.

2. ПОРЕФОРМЕННЫЕ ГОДЫ, Просвещение

Прогресс русской культуры, культуры других народов России во второй половине XIX в. определялся общественно-демократическим подъемом в стране, отменой крепостного права, проведением либеральных реформ 60—70-х гг., высокими темпами развития капитализма в промышленности и др.

Определяя особенности развития культуры этого периода, следует назвать, во-первых, огромное воздействие демократических и социалистических идей на формирование культуры; во-вторых, неустанный философско-нравственный поиск русской интеллигенцией справедливости, правды-истины, ее веру в особую миссию русского народа; в-третьих, русская культура, с успехом вбиравшая достижения культур других народов, провозгласившая свободу, разум, счастье для всех людей, независимо от их социального происхождения и положения, языка и вероисповедания, вызывала к себе огромный интерес во всем мире.

Развитие капиталистических отношений, становление индустриального общества, рост городского населения, возникновение новых средств сообщения и связи, создание армии нового типа настоятельно требовали повышения общего и специального образования. Между тем, положение народного просвещения было тяжелым. Царизм рассматривал культуру как идеологическую базу монархического строя и поддерживал такое просвещение, науку, искусство и литературу, которые способствовали укреплению данного строя. По подсчетам историков, в середине XIX в. число грамотных людей составляло лишь 6% всего населения. Начальных школ насчитывалось 8227, в них обучалось 450 тыс. учащихся, в 75 гимназиях — 18 тыс., а в шести университетах — 3,5 тыс. студентов. 80% учащихся средней и высшей школ были дворяне. Передовая общественность России выступала за развитие общего образования, которое должно быть базой профессионального, и ликвидацию сословности школы.

К.Д. Ушинский

воскресные школы для взрослых,

классические гимназии с

В пореформенные годы были созданы всесословные женские гимназии, а также высшие женские курсы в Петербурге, Москве, Киеве. В 1882 г. был открыт женский медицинский институт. С открытием в 1888 г. Томского университета началось развитие высшего образования в Сибири. В начале XX в. открыт университет в Саратове. В связи с техническим обновлением промышленного производства, транспорта и связи увеличилась численность отраслевых вузов. Были открыты политехнические, технологические, сельскохозяйственные высшие учебные заведения. К концу XIX в. в России функционировало более 60 государственных вузов, в которых обучалось около 30 тыс. студентов.

Тяга к знаниям народа была велика, поэтому большую долю расходов на начальное образование добровольно нес народ. В 1880 г. 77,8% бюджета на образование составляли взносы сельских обществ и уездных земств.

В 1893 г. в России действовало 44545 правительственных школ с 2,7 млн. учащихся, 567 средних школ с контингентом 159 тыс. чел., 9 университетов с 14 тыс. студентов. Около 50% общей численности учащихся средней и высшей школ составляли дворяне.

7 стр., 3493 слов

Образование, культура и быт населения Урала в первой половине XIX века

... о природе и населении Урала и содействовавшую дальнейшему освоению края. Развитие горнозаводской промышленности нашло отражение в трудах И.Ф. Германа, в работе преподавателя Екатеринбургской горной школы А.С. Ярцова ... 2201 человек (0,77% населения этих уездов). При этом почти совсем не учитывались старообрядцы, среди которых было особенно много грамотных. Духовное образование на Урале Отличительной ...

По данным переписи 1897 г., только 21% населения России умело читать. Число грамотных среди женщин было меньше 13%. Крайне низкой была грамотность среди нерусского населения: среди таджиков — 3,9%, казахов.— 2,1%, узбеков — 1,6%, киргизов — 0,7%. Многие народы не имели своей письменности.

В целом возможности российского образования отставали от потребностей страны.

Подъему культурного уровня населения способствовали различные средства просвещения и образования. Полиграфическая промышленность, ставшая во второй половине XIX в. отдельной отраслью капиталистического производства, увеличивала выпуск продукции. В 1894 г. насчитывалось 1315 типографий, издававших 804 периодических издания (из них 112 ежедневных газет), 10651 книгу. К концу XIX в. Россия заняла третье место в мире по количеству наименований издаваемой литературы. Однако насчитывалось всего 2812 книжных магазинов и лавок, главным образом в столицах и крупных городах, деревня была лишена возможности приобретения необходимой литературы. В 1980 г. на человека приходилось всего лишь 0,16 экземпляра книги.

И.Д. Сытин

«Современник», «Отечественные записки», «Русское слово», «Дело»

библиотек.

Исторический, Политехнический музеи, Третьяковская галерея., Развитие науки и техники

Несмотря на факторы, сдерживающие научный прогресс, вторая половина XIX в. — это период выдающихся достижений в науке и технике, позволивших русскую научно-исследовательскую деятельность ввести в мировую науку. Российская наука развивалась в тесной связи с европейской и американской наукой. «Возьмите любую книгу иностранного научного журнала, и Вы почти наверняка встретите русское имя. Русская наука заявила свою равноправность, а порою и превосходство», — писал К.А. Тимирязев. Русские ученые принимали участие в экспериментальных и лабораторных исследованиях в научных центрах Европы и Северной Америки, выступали с научными докладами, публиковали статьи в научных изданиях.

научные центры: Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии

П.Л. Чебышева

Д.А. Граве

был Д. И. Менделеев

Н.Н. Зинин

А.Г. Столетов, П.Н. Яблочкова, А.С. Попова, А.Ф. Можайский, К.Э. Циолковского, П.Н. Лебедевым

Огромны были успехи биологических наук. Русские ученые открыли целый ряд законов развития организмов.

И.М. Сеченов, И.П. Павлова, И.И. Мечников, К.А. Тимирязев, В.В. Докучаев, Н.М. Пржевальского, Н.Н. Миклухо-Маклай, Развитие гуманитарных наук, В. В. Берви-Флеровского «Положение рабочего класса в России»., И.И. Срезневский

«История России с, древнейших времен»

В.О. Ключевский, Н.И. Костомарова, Литература

метод критического реализма,

Л.Н. Толстого

Творчество Толстого в основном посвящено изображению пореформенной России. В своих произведениях он поставил множество великих вопросов, передал настроение широких масс, их возмущение и протест против существующих порядков. Широкий охват действительности, глубочайшее проникновение в психологию человека, отражение истории народа через частную жизнь отдельного лица, неустанный поиск духовного идеала — все это делает феномен Л.Н. Толстого уникальным явлением русской и мировой литературы. Толстой писал:

29 стр., 14339 слов

Сочинение что больше всего ценит в человеке толстой

... таких как Друбецкой. В этом обществе нет ничего правдивого, ес- тественного, простого /того, что так ценит в человеке Толстой/. Их речь, жесты, ... нанять дачу, - все это неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши", - пишет Достоевский в "Преступлении и ... исторического романа: роман-эпопея. В этом ро- мане наряду с историческими событиями, он показывает быт помещичьей России и мир ...

Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передает другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими принципами и переживают их.

Его произведения в полной мере отвечают этому определению. Они воздействуют на умы и чувства людей и способствуют их единению. «50 лет звучал суровый и правдивый голос, обличавший всех и вся, он рассказал нам о русской жизни почти столько же, как вся остальная наша литература», — так писал М. Горький о значении творчества Л.Н. Толстого.

После смерти великого писателя в мире произошли огромные изменения, но Толстой остался притягательным для всех потому, что он стал нравственным авторитетом для людей всего мира, ибо он в своем творчестве ставил вопросы, которые волнуют людей и поныне, и разрешал их с гуманистических позиций.

Ф.М.Достоевский

Мастерски владея методом реализма и искусством психологического анализа, писатель показал страдания, трагедию униженного и оскорбленного человека. Исследуя внутренний мир человека, он утверждал, что одних социальных средств борьбы со злом недостаточно. Он считал, что человеку необходимы нравственная опора, идея бога.

Гуманистическая сущность реализма Достоевского оказала и оказывает огромное воздействие на русскую и мировую литературу, к его произведениям обращаются миллионы читателей.

Н.С. Лесков

К 80-м гг. относится начало творчества /4.77. Чехова (1860— 1904).

Мысль о трагедии человека, задавленного мещанской обыденностью, разоблачение пошлости, интеллигентского пустословия, отражение тоскливой жизни «маленьких» людей и вера в осуществимость позитивных перемен определили особенности рассказов, повестей и пьес А.П. Чехова («Сказки Мельпомены», «Пестрые рассказы», «Степь», «Скучная история», «Палата № б», «Чайка», «Три сестры», «Дядя Ваня», «Вишневый сад»).

В.Г. Короленко, И.А. Бунина, Максим Горький, В.В. Вересаев, А.И. Куприн

Правдивое изображение действительности, осмысление ее с точки зрения соответствия общественному прогрессу, изображение, призванное помочь людям понять эту действительность, отзывчивость на насущные вопросы, желание видеть народ свободным и счастливым — вот что отличало творчество писателей-реалистов.

И. Франко, М. Коцюбинский, Л. Украинка, О. Кобылянская;